» » Греческие названия богов и римские. Римские боги. Основные божества Древнего Рима

Греческие названия богов и римские. Римские боги. Основные божества Древнего Рима
Мифы и Легенды * Боги Древней Греции и Рима

Боги Древней Греции и Рима



Википедия

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии — боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп.

Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают.

Был римский бог вина и веселья и сын Юпитера и Семелы. Вакханалия была проведена в роще Симилы, недалеко от Авентинского холма в Риме. Латинское слово «оргия» первоначально означало «тайные обряды» и из которого вышло современное слово «оргия». Римские боги: Минерва Минерва была именем богини мудрости, дочери Юпитера. Ее символы и оружие отражали ее стратегический подход и ее подготовку к войне и были символами победы. Минерва была членом Капитолийской Триады, которая состояла из трех главных богов - Юпитера, Юноны и Минервы.

Религия и мифология

Самые важные храмы в Риме были посвящены триаде богов и расположены на Капитолийском холме. Сестра Веста, Плутон, Нептун и Юпитер. Мать Прозерпины, которая была похищена Плутоном и унесена в Подземный мир. Римские боги: Вулкан Вулькан был именем римского бога огня и металлообработки, а также сына Юпитера и Юноны. Вулкан высоко оценил римляне, которые обсуждали самые важные проблемы республики в его храме. Римские боги: ПлутоПлуто был римским богом Подземного мира и братом Юпитера, Веста, Нептуна и Цереры.

В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи:

* Зевс — верховный бог, бог молнии и грозы.
* Гера — покровительница брака.
* Деметра — богиня плодородия и земледелия.
* Гестия — богиня домашнего очага
* Посейдон — бог морской стихии.
* Аид — бог, владыка царства мёртвых.

А также их потомки:

* Гефест - бог огня и кузнечного ремесла.
* Гермес - бог торговли, хитрости, скорости и воровства.
* Арес - бог войны.
* Афродита - богиня красоты и любви.
* Афина - богиня справедливой войны.
* Аполлон - охранитель стад, света, наук и искусств. Также бог - врачеватель и покровитель оракулов.
* Артемида - богиня охоты, плодородия, покровительница всего живого на Земле.
* Дионис - бог виноделия, производительных сил природы.

Жертвы животных были совершены в Плутоне в римском Колизее, где в середине арены был установлен мраморный алтарь с огненным огнем. Как бог Смерти, имя Плутона использовалось в римских проклятиях. Римские боги: Диана Диана была именем богини охоты и луны. Она была дочерью Юпитера и Латоны и сестры-близнеца Аполлона. В качестве эмблемы целомудрия ее особенно почитали молодые девицы, они пожертвовали своими волосами перед тем, как жениться.

Сравнение римских и греческих богов

Римские боги: АполлонАполло был именем бога солнца, музыки, исцеления, стрельбы из лука и пророчества. Сын Юпитера и Латона, близнец Дианы. У Амура было два разных типа стрел, которые объясняют связь этого римского бога с романтической и эротической любовью. Хотя, возможно, более известны, греческая и римская мифология часто имеют одни и те же боги с разными именами, потому что многие из них заимствованы из греческой мифологии, часто с разными чертами. Например, Амур - римский бог любви, а Эрос - греческий бог любви.

Римские варианты

В число олимпийцев входили дети Сатурна и Кибелы:

* Юпитер,
* Юнона,
* Церера,
* Веста,
* Нептун,
* Плутон

А также их потомки:

* Вулкан,
* Меркурий,
* Марс,
* Венера,
* Минерва,
* Феб,
* Диана,
* Бахус

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек Эгейской культуры, записанных Линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Содержание: греческие боги против римских богов

Арес - непопулярный и боязливый греческий бог войны, а его римский коллега - Марс, который является почитаемым божеством богинь. В греческой мифологии загробная жизнь не имеет большого значения. Фактически, богов и смертных регулярно вырывают из загробной жизни и приносят в настоящее, не заботясь о загробной жизни. Греческая перспектива гораздо больше связана с физической жизнью на земле, а не с загробной жизнью. Смертные помнят и вознаграждаются за свои добрые дела на земле.

А. римляне поклонялись многим богам и богиням. Они считали, что все боги и богини принадлежат к одной большой семье, и они рассказывают истории или мифы о каждом из них. Каждый бог или богиня будет обладать определенными полномочиями и следить за различными аспектами повседневной жизни. Люди будут поклоняться другим, и, поскольку их было много и много, это может стать довольно сложным.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

Солдаты, скорее всего, будут молиться Марсу, Богу войны за силу в битве, тогда как школьник может попросить о помощи в их домашнем задании от Минервы, Бога Обучения. Вот несколько из популярных. Он был хозяином Богов и главным богом римлян. Мастер грома, дождя и молнии и в руке он держал молнии, которые он мог швырнуть с неба.

Юнона - жена и мать Юпитера на Марсе. Она - богиня брака и оглядела женщин Рима. Она была очень красива, и многие мужчины хотели жениться на ней, но она хотела остаться синглом, быть охотником и жить в лесу Богиня луны и охоты, часто неся луки и стрелы. Венера. Она была богиней любви и красоты. Также связано с садами и весной.

* «Илиада» и «Одиссея» Гомера
* «Теогония» Гесиода
* «Библиотека» Псевдо-Аполлодора
* «Мифы» Гая Юлия Гигина
* «Метаморфозы» Овидия
* «Деяния Диониса» - Нонна

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

Марс - Бог войны и показан как страшный и сильный воин. Он был отцом Ромула и Ремуса, и поэтому римляне часто называли себя сыном Марса. Нептун - Он был могущественным Богом моря. Его часто показывали вилами или трезубцем. Минерва. Она была Богом мудрости, интеллекта, обучения и ремесел.

Пантеон богов древних римлян

Храм будет построен для поклонения каждому из римских богов и богинь, которые будут наполнены прекрасными сокровищами. Статуя бога или богини в ее человеческой форме будет внутри. Храмы были священными и святыми местами, и в них допускались только священники; верующие были разрешены в соседних зданиях, называемых святилищами.

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

* присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов
* обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией

Бог Юпитер, римская статуя I в. по Р. Х

Если кто-то хотел поблагодарить бога или богиню, они принесли бы дары животных в жертву храму. Священник молился статуе внутри храма и покрывал ее духами. Люди также будут поклоняться богам в своих домах. Каждое домашнее хозяйство имело бы свою небольшую часовню, называемую ларанином или сакрарием, содержащим алтарь и очаг, где сожжен священный огонь. Маленькие восковые статуи Богов также содержались в домах. У каждого дома были духи, а маленькие фигурки из них хранились в маленькой домашней святыне.

Известный румыно-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде дает следующую периодизацию древнегреческой религии:

* 30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия.
* 15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия.
* 11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия.
* 6 — 4 вв. до н. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон).
* 3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.

Семья будет поклоняться им в особые дни и может жертвовать едой, вином или драгоценными подарками богам. Римляне также начали думать, что их Императоры были Богом и поклонялись символам Императора. Позвольте себе очаровываться историями и мифами, окружающими древних правителей!

Бог Марс, римская статуя I в. по Р. Х

Пойдите с Фортуной или Венерой в путешествие по обнаружению в мир римской мифологии. Большинство статуй отлиты из настоящей патинированной алебастровой штукатурки и напоминают находки с древних времен. Так, например, изящная и очень тонкая богиня Юнона, которая стоит в честь рождения и брака? который является восхитительным свадебным подарком или может принести радость рождению ребенка! Юнона также была женой, самой высокой из всех римских граждан. Вот почему в древности она была покровителем столицы Рима.

Зевс, согласно легенде, родился на Крите, а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.

Кстати, июньский июнь назван в честь Юноны! Это приятный символ на лето! Но есть гораздо больше, чтобы узнать и узнать о римских богах древности на этих римских сайтах римских богов? просто слишком. Религия римлян основана на греках и этрусках. В век перед Христом римская крестьянская религия стала превращаться в сложную религию. Поэтому неудивительно, что многие греческие боги также найдены в римском мире. В некоторых случаях греческие имена были переведены на латынь. Таким образом, многие из этих богов теперь известны под двумя именами.

Истоки римского мира

Происхождение религии заключается в вере в природу. Вот почему многие боги непосредственно связаны с четырьмя элементами, солнцем, водой, воздухом и землей. Естественные катастрофы, такие как землетрясения, штормы, наводнения и периодические периоды, согласно первоначальному мнению, происходили в разрушенных землях. Поскольку эти четыре элемента были раскрыты в повседневной жизни, люди этого времени пытались проголосовать за богов. Для этого были построены храмы, в которых их обвинили. Эти храмы были украшены статуями и многочисленными рельефами, изображающими сцены из жизни богов.

Религиозные представления древних греков

Основная статья: Древнегреческая религия

Олимп (Майков Николай Аполлонович)


Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.
Мы знаем разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Эпидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).
Можно различить культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.
Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные отклонения, создавала те или иные комбинации. Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.
Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним; внутреннее религиозное сознание было наивным, и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока); зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу; религиозность мало слабела в общем (а иногда даже — хотя и болезненно — возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно — особенно по мере распространения христианства — теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более глубокому изучению.
В туманной области первоначальной, исконной греческой религии научная работа наметила лишь некоторые общие моменты, хотя они и ставятся обыкновенно с излишней резкостью и крайностью. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое), историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное; возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения, и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Volker, bes. der Griechen», нем. Kreuzer, 1836), как и многие другие системы и теории, игнорировавшие момент эволюции.
Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, Peter Wilhelm Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера, нем. К. О. Muller).
Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по К. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу, или луне, или к грозам.
Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов (фольклоризм, анимизм).
В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).
Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира; несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии. Слишком сложной и слишком трудной задачей было бы объяснить исторически, хоть в самых общих чертах, как постепенно уживались между собой все эти моменты; но кое-каких знаний и в этой области можно достигнуть, исходя особенно из переживаний, сохранившихся и во внутреннем содержании, и во внешней обстановке культов, и считаясь притом по возможности со всей древнейшей исторической жизнью эллинов (путь в этом направлении указал особенно Куртинс в своих «Studien z. Gesch. d. griech. Olymps», в «Sitzb. d. Berl. Akad.», нем. E. Curtins, 1890). Знаменательно, например, отношение в греческой религии великих богов к божествам мелким, народным, и надземного мира богов к подземному; характеристично почитание усопших, выразившееся и в культе героев; любопытно мистическое содержание греческой религии.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Жертвы животных и дары должны также обеспечить, чтобы боги были хорошо настроены к людям. Среди самых важных богов были близнецы мужчины и женщины? Число двенадцать также найдено в наше время. Таким образом, есть двенадцать месяцев, и некоторые имена все еще напоминают своих римских и греческих покровителей. Поскольку это достоинство состояло из мужчин и женщин, то, конечно, также было множество потомков.

Храм как светский и духовный центр

Кроме того, боги, верящие легенды, также были довольно активными на земле, так что многие из полупородных, потомки от общения между людьми и богами присоединились к богам. Это было также почтением к храмам, быту и повседневной жизни. Для многочисленных богов были разработаны различные культы, которые исполнялись в храмах. Светские и религиозные вожди были очень тесно связаны. Таким образом, храмы использовались не только для почтения богов, но и в них также принимали иностранных гостей, а сокровища государства сохранились.

Списки богов, мифологических существ и героев

Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны.

Первое поколение богов

Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта/Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море).

Цель многочисленных культов состояла в том, чтобы заставить богов согласиться. Предложив им жертвы, они ожидали, что у них будет соответствующее соображение, например, хорошие урожаи или семейное счастье от них. В дополнение к государственному культу, в Римской империи также была отмечена частная религия, которая проводилась в семье. Семья включала не только непосредственных членов семьи, но и рабов, сотрудников и дальних родственников.

Частная религия в Римской империи

В частной религии были так называемые домовладельцы, Лары и Пенаты. Лары были святыми покровителями дома, в то время как ручки были владельцами кладовых, которые должны были гарантировать, что они никогда не будут пустыми. У хозяина дома был свой собственный защитный дух в Гении. Духи умерших назывались Манами. Их также регулярно обвиняли в том, что они не подвергались опасности того, что хороший дух станет сильным духом. Особая защита также требовала лемуров, духов мертвых преступников.

Второе поколение богов

Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), Керы (Несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Ата (Обман).

Римские боги - все боги представлены!

Здесь вы найдете большую коллекцию артефактов древнегреческих и римских богов. Большинство греческих и римских богов и богинь имеют очень схожие атрибуты, но разные имена в греческой и римской мифологии. Особенно интересно: у Реммера около 24 жителей, которым они поклонялись, и половина пожилых людей? заимствовал их у греков? однако, как уже упоминалось, с другим именем! Римская мифология обеспечивает живое изобилие легендарных фигур, таких как могучий Нептун, который царствует над своим царством в глубине моря; храброй и могущественной Дианой, которой поклоняются как девственной богине охоты и луны, или прочному, но мирному Вулкану, который также несет ответственность за кузницу как бог огня.

Титаны

Титаны: Океан, Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос.
Титаниды: Тефида, Мнемозина, Рея, Тейя, Феба, Фемида.

Младшее поколение титанов (Дети титанов)

* Астерия
* Лето
* Астрей
* Перс
* Паллант
* Гелиос (персонификация солнца)
* Селена (персонификация луны)
* Эос (персонификация утренней зари)
* Атлант
* Менетий
* Прометей
* Эпиметей

Все эти мифы не утратили своего очарования и по сей день. Школа планет приглашает вас на захватывающее исследование небесных богов римских! Интерактивное божество богов поощряет встречу с римской мифологией. Древняя Греция считается колыбелью мифологии Европы. Таинственные истории о богах, героях, людях и животных поразили римлян своим имиджем. Греческий мир богов был ассимилирован в Римской империи под влиянием этрусков. По этой причине существует много параллелей между греческой и римской мифологией.

Диана - римская богиня охоты и луна. Она также является защитником женщин и девочек. Атрибуты Дианы - серебряный лук, стрелы и колчан и полумесяц. Мифологические нарративы отражают этические ценности и социальную структуру одноразового общества. Все мифы эмоционального мира, такие как любовь, страсть, ревность, ненависть или горе, были обработаны в мифах. Кроме того, естественные силы, которые в то время были еще чуждыми и угрожающими, могли быть объяснены и поняты.

Олимпийцы

Совет богов (Рубенс)


Состав пантеона менялся на протяжении веков, поэтому богов больше, чем 12.

* Аид — главный бог. Брат Зевса, рим. Плутон, Гадес, Орк, Дит. Владыка подземного царства мёртвых. Атрибуты: трёхглавый пёс Цербер (Кербер), вилы (двузубец). Жена — Персефона (Прозерпина).
* Аполлон — греч. Феб. Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог — прорицатель. Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами.
* Арес — рим. Марс. Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит. Любовник или муж Афродиты.
* Артемида — рим. Диана. Богиня луны и охоты, покровительница рожениц. Богиня-девственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань.
* Афина — греч. Паллада; рим. Минерва. Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница городов Афины, ремесел, наук. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. На груди эмблема в виде головы Медузы Горгоны. Родилась из головы Зевса. Богиня-девственница.
* Афродита — рим. Киприда; рим. Венера. Богиня любви и красоты. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза.
* Гера — рим. Юнона. Покровительница семьи и брака, супруга Зевса. Атрибуты: полотно ткани, диадема, шар.
* Гермес — рим. Меркурий. бог торговли, красноречия, проводник душ умерших в царство мертвых, посланник Зевса, покровитель купцов, ремесленников, пастухов, путешественников и воров. Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей).
* Гестия — рим. Веста. богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богиня — девственница.
* Гефест — рим. Вулкан. бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хром. Жена — Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового).
* Деметра — рим. Церера. богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля.
* Дионис — греч. Вакх; рим. Бахус. бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином.
* Зевс — главный бог. Рим. Юпитер. бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. Атрибуты: однозубец, орел, молния.
* Посейдон — главный бог. Рим. Нептун. владыка морей. Атрибуты: трезубец, дельфин, колесница, жена — Амфитрита.

Боги и божества водной стихии

* Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона
* Посейдон — бог моря
* Тритоны — свита Посейдона и Амфитриты
* Тритон — водный бог, вестник глубин, старший сын и полководец Посейдона
* Протей — водный бог, вестник глубин, сын Посейдона
* Рода — богиня воды, дочь Посейдона
* Лимнады — нимфы озёр и болот
* Наяды — нимфы родников, источников и рек
* Нереиды — морские нимфы, сестры Амфитриаты
* Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену
* Речные боги — боги рек, сыновья Океана и Тефиды
* Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид и рек
* Океаниды — дочери Океана
* Понт — бог внутреннего моря и воды (сын Земли и Неба, либо сын Земли без отца)
* Эврибия — воплощение морской стихии
* Тавмант — подводный великан, бог морских чудес
* Нерей — божество мирного моря
* Форкис — страж бурного моря
* Кето — богиня морской пучины и морских чудовищ, обитающих в глубинах морей

Боги и божества воздушной стихии

* Уран — олицетворение Неба
* Эфир — воплощение атмосферы; бог-олицетворение воздуха и света
* Зевс — бог-повелитель небес, бог грома

Основная статья: Ветры в древнегреческой мифологии

* Эол — полубог, повелитель ветров
* Борей — олицетворение северного бурного ветра
* Зефир — западный сильный ветер, считался также вестником богов, (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)
* Нот — южный ветер
* Эвр — восточный ветер
* Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха
* Небула — нимфа облаков

Боги смерти и подземного мира

* Аид — бог подземного царства мёртвых
* Персефона — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры
* Минос — судья царства умерших
* Радамант — судья царства умерших
* Геката — богиня мрака, ночных видений, чародейств, всех чудовищ и привидений
* Керы — демоны-женщины смерти
* Танатос — воплощение Смерти
* Гипнос — бог забвения и сна, брат-близнец Танатоса
* Онир — божество вещих и лживых сновидений
* Эринии — богини мести
* Мелиноя — богиня искупительных пожертвований для умерших людей, богиня преображения и перевоплощения; повелительница темноты и привидений, которые, при смерти, находясь в состоянии жуткого гнева или ужаса, не смогли попасть в царство Аида, и обречены вечно скитаться по миру, среди смертных (дочь Аида и Персефоны)

Музы

* Каллиопа — муза эпической поэзии
* Клио — муза истории в древнегреческой мифологии
* Эрато — муза любовной поэзии
* Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки
* Мельпомена — муза трагедии
* Полигимния — муза торжественных гимнов
* Терпсихора — муза танца
* Талия — муза комедии и лёгкой поэзии
* Урания — муза астрономии

Киклопы

(часто «циклопы» — в латинской транскрипции)

* Арг — «молния»
* Бронт — «гром»
* Стероп — «блеск»

Гекатонхейры

* Бриарей — сила
* Гиес — пашня
* Котт — гнев

Гиганты

(некоторые из примерно 150)

* Агрий
* Алкионей
* Гратион
* Клитий
* Мимант
* Паллант
* Полибот
* Порфирион
* Тоон
* Эврит
* Энкелад
* Эфиальт

Другие боги

* Ника — богиня победы
* Селена — богиня луны
* Эрос — бог любви
* Гименей — бог брака
* Ирида — богиня радуги
* Ата — богиня заблуждения, помрачения ума
* Апата — богиня обмана
* Адрастея — богиня справедливости
* Фобос — божество страха, сын Ареса
* Деймос — бог ужаса, родной брат Фобоса
* Энио — богиня яростной и неистовой войны
* Асклепий — бог врачевания
* Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)
* Гимерот — бог плотской любви и любовного наслаждения
* Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости
* Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна

Неперсонифицированные боги

Неперсонифицированные боги — боги-«множества» по М. Гаспарову.

* Сатиры
* Нимфы
* Оры — три богини времён года и природного порядка

Несомненно, всем нам с детства известно название планет нашей Солнечной системы, но вот все ли знают, что каждое из этих небесных тел названо в честь богов древних римлян? А между тем, Римская империя была одной из величайших цивилизаций древнего мира, и ее наследием теперь пользуются не только прямые потомки жителей империи, но и люди других национальностей. Культуру и религию можно назвать наиболее важными факторами, которые повлияли на развитие цивилизации, поэтому религия древнего Рима - это неотъемлемая часть величайшей империи.

Сравнивая религию древнего Рима с верованиями других античных держав, можно сделать вывод, что несмотря на присутствие некоторых общих черт, религия римлян имеет существенные отличия от культов, которых придерживались другие народы - , кельты, скифы, индийцы и др. Древние римляне - одна из немногих наций, в веровании которой практически нет признаков тотемизма, ведь граждане империи не считали никакое животное священным и не отождествляли своих богов с какими-либо представителями фауны. И даже легенда об основоположниках Рима - братьях Роме и Ремуле, найденных и вскормленных волчицей, является скорее не свидетельством тотемизма, а подтверждением того, что древние римляне придерживались взглядов, что природа должна служить человеку.

Становление религии древнего Рима

Первые римляне, которые жили еще до расцвета Римской империи, имели четко установленные религиозные традиции, однако их верование, известное также под названием "религия Нумы Помпилия" можно было назвать адаптированным к жизни земледельцев, ремесленников и животноводов. Древние предки современных итальянцев почитали бесконечное количество богов, каждый из которых отождествлял какое-либо явление природы - к примеру, земледельцы поклонялись божеству земли, божеству урожая, божеству деревьев и др. Практически каждое явление природы, а также представители флоры и фауны имели своих божеств, и римляне молились им, прося о покровительстве и помощи в каком либо деле. Любое происшествие римляне также объясняли божьей волей, поэтому неудивительно, что в этого народа было очень много обрядов, направленных на задабривание богов.

8. Необходимость просить совета в богов и молить их о милостыни в случае какого-то чрезвычайного происшествия или события

9. Большое количество гаданий, которые поощрялись религией и проводились жрецами

10. Жестокое наказание за отказ соблюдать религиозные традиции и присутствовать при проведении многочисленных религиозных обрядов.

Пантеон богов древних римлян


Несомненно, перечислить всех богов, которым поклонялись древние римляне, вряд ли является возможным, так как их количество исчисляется не одной сотней, и в разных провинциях империи население почитало разных божеств. Однако все же были боги, которые были одинаково почитаемые и в Риме, и в самых дальних провинциях империи. Следует особо выделить две основные триады богов - патрицианскую и плебейскую. Патрицианская триада богов - это верховные боги, которым поклонялась элита римского общества, этими богами были Юпитер (верховное божество, бог солнца и неба), Минерва (богиня разума и справедливости) и Юнона (богиня чувственности и любви). Простой же народ считали своими верховными богами Цицеру (богиню земли, материнства и плодородия), Либера (покровителя виноделия) и Либеру (покровительницу животворящих сил природы).