» » Причины верований у первобытных людей. Что такое религиозное верование? Возникновение религиозных верований. Религиозные верования первобытных людей. Иные виды магических воздействий

Причины верований у первобытных людей. Что такое религиозное верование? Возникновение религиозных верований. Религиозные верования первобытных людей. Иные виды магических воздействий

Религия возникла задолго до появления социума. Она является частью человеческой культуры и обладает глубокой духовностью. В этой статье мы затронем важный вопрос и расскажем, что такое религиозное верование.

Этимология термина

Слово "религия" произошло от латинского religio, что в переводе означает святость, богослужение или совестливость. Существует и другие версии происхождения. Например, в латинском языке есть понятия religare и reeligere, которые обозначают соединение или воссоединение. Такое краткое описание термина не может в полной мере передать суть и понятие религии. За сотни лет слово обрело величайший смысл, который передают из поколения в поколение.

Каждая известная культура основана на религиозной основе. Религия играет роль, которую нельзя недооценивать в истории человечества. Ученые уже давно ищут объяснения того, почему люди верят, и сегодня все еще придерживаются самых разных подходов. Все религии характеризуют такие универсальные элементы, как чувствование, нравственная ориентация и вера в сверхъестественные силы.

Анимизм как вера в существование духов и человеческой души

«После того как Господь Иисус сказал им, он был взят на небо и сидел одесную Бога». «Если у лошадей были боги, они были похожи на лошадей». Кто это, кто может измерить с ним достоинство короля? «Гильгамеш» он был вызван по имени с того дня, когда он родился.

Так что такое религиозное верование? Это духовное просветление, признание существования сверхъестественного, выходящего за рамки человеческого восприятия. Это культура, которая регулярно развивается. Если говорить научно, то религия - свод правил и установленных норм, которые опираются на священные писания. Такие законы устанавливают моральные рамки поведения в социуме. Нарушение данных правил карается, но не обществом, а высшими силами, которые являются идолами. Религии и верования относят к единой системе, которая способна объединять людей по всему миру, образовывать крупнейшие общины и воодушевлять их. Как правило, центром организованного поклонения являются храмы: церкви, мечети, алтари.

Две трети его - Бог, а третий - человек. В переводе Стефана Мола. Существуют разные определения религии в зависимости от способа просмотра и мировоззрения. Но все религии характеризуют универсальные элементы, такие как определение смысла, нравственная ориентация и вера в сверхъестественные силы.

«В эволюционных исследованиях религиозности и религий снова интересен определение, которое сам Чарльз Дарвин - он изучал теологию - уже использовал», - говорит ученый доктор Майкл Блюм, «вера в высшие существа», «суперэмпирические агенты» или «сверхъестественные агенты», как говорят англоговорящие коллеги, то есть, если мы ведем себя как люди, это социальное поведение но вести себя так, как мы можем верить, предки, духи, боги, инопланетяне, ангелы, а затем религиозное поведение.

История религии: начало священного пути

Религиоведение - наука, изучающая формирование древней культуры. Она выискивает истоки, сравнивая все факты, теории, вымыслы и различные трактаты. Наука тесно связано с философией и теологией, ведь, прежде всего, история религии началась с извечных вопросов: "Кто я?", "Откуда я появился?", "Какое у меня предназначение?". В поисках смысла жизни в обществе стали зарождаться теории, которые обрели со временем форму и описание.

Универсальность религии относится к другому аспекту. Мы действительно религиозный вид, - говорит проф. Рассел Грей, директор отдела лингвистической и культурной революции Института истории человечества Макса Планка. Практически каждое общество, которое мы изучали, имеет определенную форму религиозных убеждений и религиозных практик. Между учеными существует большая дискуссия, почему именно в этом есть универсальная черта человечества.

Первые традиционные религиозные практики связаны со смертью и попыткой понять их собственную смертность. Мы можем видеть, что именно в фазах, а также передний мозг развит, чем гомо сапиенс и гомо неандертальцах начинает доминировать заблаговременное планирование, контроль импульсов, биографическое мышление, так и в том, что они также осознают себя, что другие умирают, и что они тоже будут умирать, поэтому мы встречаемся с похоронами, то есть мы уже знаем, что есть связи, очевидно, что борьба со смертью играет очень важную роль, - говорит Майкл Блюм. «И это то, что мы уже имели в палеолитические времена, поэтому тысячи лет можно считать гарантированными».

Начался священный путь с духовности: человек стал верить в существование души и ее проявления - духов. Теорию, которая утверждает, что анимизм был первоисточником в зарождении истории религиозных верований, предположил Э. Тэйлор. Избрав гипотезу ученого и полагаясь на нее, за ним последовали и Л. Штернберг, и Дж. Фрейзер, и Л. Леви-Брюль. Вместе они предположили, что возникновение религиозного верования можно отнести к бессилию нашего сознания. Ученые предложили: принятие существования сверхъестественного обусловлено лишь тем, что человек не был способен выдержать ни людской, ни природный мир.

Попытка повлиять на фактически не влияющие

Помимо смерти, ранние люди также занимались непредсказуемыми природными явлениями. В теории системы непредвиденные обстоятельства относятся к базовой открытости и неопределенности жизненного опыта человека. Как и Детлеф Поллак, Рассел Грей подозревает, что будет добавлено больше аспектов. Эволюционный биолог не считает, что религия является лишь побочным продуктом нашего отсутствия когнитивных способностей.

Восточные верования: буддизм, индуизм

«Я не думаю, что описание религии как побочного продукта адекватно объясняет разнообразие религий в мире, и в частности тот факт, что религия не является свободной». Религия занимает много времени, много денег, а не только деньги или время должны быть потрачены, даже физические жертвы могут потребоваться как страдание и боль.

Наука предполагает, что история религии зародилась не только с анимизма, но и с мистицизма. Появилась вера в необычное, божественное, сверхъестественное более двух миллионов лет назад. Об этом говорят археологические находки: наскальные рисунки, бытовые предметы народов и первобытных людей.

Эпоха аниматизма

Предположение о том, что религиозным верованием первобытных людей был анимизм, выдвинул Г. Шталь. Как и Тэйлор в будущем, он предположил, что вера в души и духов является началом развития всего учения о теологии. Несомненно, анимизм - это самое древнее вероисповедание, ведь народы были уверены, что нашему глазу неведом тайный и мистический мир, где обитают высшие божества, обладающие силой. Эпоха аниматизма также показывает и происхождение понятия рая и ада, но только в совершенно иной интерпретации.

Третий научный подход аналогичен. Третий тезис, почему религии настолько распространены, заключается в том, что они уместны, полезны в смысле культурной эволюции. Одна из причин этого заключается в том, что они поддерживают социальное поведение и сотрудничество в группах.

Но являются ли они необходимым условием для поощрения людей к социальному поведению? Или, другими словами, люди без религии менее социально? Нет, говорит Дональд Пфафф, чья книга «Альтруистический мозг» появится в Германии на следующей неделе. Он начинается с примера.

Причина проста: если есть тайный мир с бессмертными сущностями, а человек имеет душу, то после гибели тела эта энергия вырывается на свободу и попадает к остальным духам. Эти мысли зародили верование в нематериальный мир и жизнь после смерти.

Интересный факт, но изначально древние народы верили, что окружающий их природный мир живой, обладает чувствами и памятью. Проявление стихий приравнивали к голосу божьему, благословению или каре. Все, что происходило вокруг: смена времен года, дожди и снега, наводнения и засуха - это не просто биологический процесс, а именно глас бессмертных духов. А с развитием социума, в процессе эволюции, люди стали передавать эти поверья. Со временем религиозные верования первобытных людей укрепились настолько, что на сегодняшний день это является неотъемлемой частью человеческой культуры.

Контактная и порциальная магия

Веслей Аутрий стоял на платформе метро в Нью-Йорке, когда рядом с ним подошел эпилептический припадок и упал на следы сразу перед приходом поезда. Аутрий прыгнул прямо, защищая человека своим телом, когда поезд прошел остановился. Этот вопрос касался руководителя отдела нейробиологии и поведенческой психологии в Университете Рокфеллера в Нью-Йорке. В прошлом году, на лекции в Университете Джеймса Мэдисона, ученый объяснил свою теорию альтруистическим мозгом. Нейробиолог сказал, что его жена работает в библиотеке колледжа.

Тотемизм

Тотемизм - это древнейшее религиозное верование, где люди были уверены, что между всеми живыми и неживыми существами имеется некая духовная связь. Ярким примером будут древние индейцы, населявшие северную часть Америки. Они верили, что душа человека может поселиться в дереве, камне или животном, а посему их образ жизни стал кардинально меняться. У каждого племени был свой тотем - божество, которое могло быть и растением, и живым существом. Как правило, индейцы поклонялись своему тотему, моля о покровительстве и помиловании. Поэтому племена проводили обряды, приносили жертвы, совершали ритуалы. Если окунуться вглубь истории, то можно заметить, как одни народы воспевали свое божество, другие - одаривали танцами, а третьи - резали домашний скот.

Поэтому он часто фотографировал свою техническую литературу, чтобы учиться там, пока он ждал своей жены. «Золотое правило» - это так называемый взаимный альтруизм. Взаимное означает, что альтруистическое поведение должно быть сбалансировано между людьми - согласно девизу «Помогите мне - помогите мне!». Ученый убежден, что это поведенческое настроение закреплено в плане нашего мозга и может быть продемонстрировано нейробиологически, как он утверждает в своей книге.

С другой стороны, это может быть возможным объяснением того, почему люди оборудуют своих богов этим свойством. Не только человеческие качества характеризуют богов. Они также, по словам Рассела Грея, будут характеризоваться тем окружением, в котором живут люди, которые поклоняются им. То, что мы обнаружили, когда мы посмотрели на распределение разных богов, состоит в том, что они происходят чаще в условиях, которые являются грубыми и где жизнь реальна для людей экологические ограничения, в которых живут человеческие общества, формируют свое воображение богов, которым они верят.

Тотемизм положил начало в появлении свода правил и норм. Существовали законы, которые нарушать нельзя. Для индейцев - это табу, а для мусульман - харам. Все просто: в древнейшем религиозном веровании есть божество, которое обитает в тотеме. Соответственно, убивать, есть, осквернять его запрещено. У многих народов возбранялось совокупляться или проявлять агрессию перед тотемом, ведь он являлся для них священным. Мы наблюдаем такое поведение и в современном религиозном течении. Например, в церкви нельзя шуметь, сквернословить, драться.

Помимо желательного поведения и окружающей среды, ученые также видят взаимодействие между властными отношениями, религиями и религиозными практиками. Недавнее исследование, проведенное исследователями Института истории человечества Макса Планка, Университетом Окленда и Университетом Виктории в Веллингтоне, говорит об этом.

«Мой докторант Джозеф Уоттс и его коллеги обнаружили, что действительно существует связь - возможно, причинно-следственная связь между религиозными практиками и социальным неравенством». Социальное неравенство является относительно современным явлением в истории человечества. Более тысячи лет люди жили в небольших, относительно эгалитарных обществах, до тех пор, пока в позднем неолитическом периоде и не усилились в начале бронзового века, иерархии не развивались.

Шаманизм и мистицизм

Во время зарождения религиозных верований появились два схожих направления - мистицизм и шаманизм. Эти течения совмещают в себе и философское учение, и теологию. На сегодняшний день такие вероисповедания считаются иррациональными, ведь они в первую очередь основываются на внутренних ощущениях и восприятии мира.

Мы были заинтересованы в той степени, в которой определенные религиозные практики могли бы помочь установить эволюцию современного иерархического общества и развивать. В частности, мы смотрели на ритуальной человеческой жертвы, то есть религиозно одобрил убийство людей, говорит профессор.

То, что мы обнаружили, используя компьютерные методы, основанный на том, что в поперечном сечении 93 исторических австронезийских культур от Тихого океана и Восточной Азии, компании, которые были неравны, как правило, к человеческим жертвоприношениям. Мы показали, что компании, которые практиковали человеческие жертвы, менее вероятно, к эгалитарному обществу, а скорее к тому, чтобы придерживаться этой иерархии и даже увеличить это социальное неравенство.

Мистицизм и шаманизм начали свое развитие с веры в сверхъестественное, а также в то, что человек способен сам познать эту таинственную сторону жизни. Учения доказывают, что мы способны постигнуть иные реальности. Так, из мистицизма появилось новое течение - магизм, где племена вступали в контакт с неведомой силой, перенимали ее и проявляли в реальном мире. Магическая проторелигия предполагала проведение таинственных ритуалов и обрядов, которые нередко напоминают нам другое течение - шаманизм.

Ритуальные человеческие жертвы внесли решающий вклад в это - по мнению исследователей, - что элиты укрепили свою власть над низшими социальными слоями. Подобные жертвенные практики можно найти в Древнем Китае и в Древнем Египте, но также и в ацтеках. Когда были созданы социальные системы, практика человеческих жертв была заменена более формальными методами контроля.

Для религии в значительной степени это означает, что она в значительной степени используется. Например, Россия: в России мы видим сильный религиозный бум. Это соответствует нынешней схеме, что именно на этом этапе Православная Церковь приобрела важное значение, поэтому религиозный ученый доктор.

Шаманизм - это древнейшая религия, которая также верит и в духов, и в божества. По их представлениям, наш мир делится на две части: духовную (мистическую) и реальную (материальную). Шаманы в религиозном течении являются проводниками, поэтому они способны одновременно находиться и в мире душ, и среди нас. Они проводят магические ритуалы, совершают жертвоприношения, используя инструменты и другой таинственный инвентарь.

«Люди придерживаются мнения, что у Америки есть божественная миссия»

В принципе, религиозность сильно активизируется экзистенциальной незащищенностью, то есть когда люди болят, если они живут материально небезопасно или чувствуют угрозу экзистенциально, тогда возникает большая тоска по религиозности. Важным моментом здесь является политические, социальные и экономические интересы, которые связаны с соответствующими религиозными общинами.

Можно заметить, что многие из тех, кто придерживается фундаментализма, имеют определенные политические идеи о том, как Америка должна принести демократию, конституционное государство в мир, и эти идеи, с одной стороны, имеют политический характер другая сторона также религиозно связана, то есть люди придерживаются мнения, что у Америки есть божественная миссия.

Фетишизм как таинственное религиозное течение

Еще одно ответвление древнего вероисповедания. В фетишизме люди верят, что окружающие предметы наделены таинственной силой. Чтобы доказать это, народы и племена искали вещи, обладающие особой отметкой. Например, камень в форме полумесяца. Нередко в фетишизме рукой человека создавались талисманы, которые бы символизировали стихии, желания, духовность.

Однако объем, с помощью которого фундаменталисты представляют свои позиции, обманывает, что евангелисты представляют лишь меньшинство в американском населении. Таким образом, от 15 до 20 процентов от общей численности населения. Почему в западно-ориентированных, современных государствах религия теряет свою важность?

«Если люди идут очень хорошо в течение более длительного периода времени, религиозность рушится в среднем, а это означает, что если люди будут жить очень надежно, то это будет намного слабее». Религии, которые теперь представлены в современных обществах, также развивались в процессе эволюции.

Не стоит путать религиозный фетишизм с сексуальным. Название произошло от французского fétichisme, что в переводе означает идолизм. Такое течение предполагает, что люди поклонялись неодушевленным предметам, которые нередко назывались просто - фетишем. Они были тотемами и талисманами, выглядящими как небольшие амулеты. Племена верили, что такие вещи, даже если это обычный камень, могут помочь выжить людям в жестоком мире, наградить пищей и теплом.

«Что действительно интересно, так это то, что мы действительно можем видеть: в небольших группах, где все еще знакомы лично, общие предки очень важны», - говорит религиозный ученый доктор. Когда общества становятся все более сложными, боги становятся все более и более сложными, тогда у нас есть божества для торговли, войны, плодородия, богов для городов, например, Паллады Афины, а затем, наконец, в кругу великих цивилизаций, которые возникают также в кочевых регионах существует вера в божество, которое знает все, что охватывает все, что люди имеют в виду, но это было несколько тысяч лет, но с тех пор это была модель успеха.

Главная особенность всех религиозных верований - это их живучесть. Тот же шаманизм до сих пор присутствуют в нашем мире, но уже в абсолютно ином облике. Люди по-прежнему поклоняются идолам и тотемам, верят в духовный мир и в жизнь после смерти. Теперь вы знаете, как у первобытных людей появились религиозные верования, поэтому давайте рассмотрим, как произошло их развитие и в каком виде они предстают перед нами на сегодняшний день.

Язычество как течение дохристианской эпохи

Религиозное верование восточных славян схоже с течениями и убеждениями других древних народов. Как и многие племена, славяне выживали только лишь с помощью земледелия, охоты и рыбалки. Их урожай, добыча, прокорм домашних животных всецело зависел от природы, на которую люди не смогли подействовать самостоятельно. Чтобы в их жизни было изобилие всего необходимого для успешной деятельности, они стали обращаться к духам. Древние славяне верили, что их защищают боги, и именно по этой причине нужно их оберегать, радовать и благодарить.

Восточнославянские племена были язычниками, и они придерживались простой истины: религиозное верование человека означает внутреннюю убежденность, что их окружают сущности, превосходящие земных жителей по силе и уму. Именно так в язычестве стали рождаться божества. Например, у Велеса просили защитить скот от хищников, Ярило - подарить солнечный свет и тепло, Перуна - помиловать их и не карать молниями. Славянские народы верили, что все вокруг населено духами, которые могут и разгневаться. Поэтому у них стали появляться традиции: весной приветствовать Рода и просить у него подарить жизнь всему живому, а заходя в лес, людям необходимо было получить благословение у лешего.

Можно отметить удивительное течение язычества. Постепенно люди переходили к единобожию, считая, что у людей не может быть несколько покровителей. На сегодняшний день язычество не является основным религиозным верованием, но то мировоззрение и мироощущение, которому поклонялись наши предки, дошло до нашего поколения. Мы по-прежнему отмечаем языческие праздники, например, Масленицу или день Ивана Купалы.

Восточные верования: буддизм, индуизм

Эти две практики тесно переплетаются друг с другом, несмотря на то, что развивались у разных народов. Начнем с индуизма - современное религиозное верование, зародившееся более 4000 лет назад. Суть его проста: есть физический мир, где обитает человек, и существует вечный мир, находящийся за рамками восприятия. Последний называется Вселенной, где обитают и боги, и духи, и души. Люди - ее часть, а наша энергия заточена в физическом теле. Когда человек умирает, душа освобождается, и она может выбрать себе путь: либо начать новую жизнь в любом физическом теле, либо покинуть нашу планету. Возможность перемещения дается лишь тем, кто прожил свою физическую жизнь правильно. При этом все плохие поступки оставляют след на карме, и в конечном итоге она покажет, заслужил ли человек перерождение или боги должны его покарать. В индуизме есть такие божества, как Вишну и его инкарнации (Кришна и Рама), Шива и Брахма.

Буддизм, как и индуизм, является мировым религиозным течением. Оба вероисповедания начали практиковаться еще в Древней Индии. Развитие буддизма началось с того, что один молодой человек решил отыскать истину и смысл бытия. Он бродил по земле, разговаривал с мудрецами и задавал им единственный вопрос. Он не просто путешествовал, но и активно медитировал и находился в размышлениях, практиковал йогу и искал просветления. Как гласят священные писания, он постиг его и стал проповедовать истину людям. Буддизм гласит, что если человек сможет отказаться от мирских благ и размышлять о бытие, то он научится контролировать собственное сознание. Медитация, йога, чтение мантр и погружение в себя позволяют развивать духовность, постигнув нирвану.

Христианство, мусульманство и католицизм

Христианство начало развиваться в Римской империи, а позже перешло и в Грецию, Палестину и Израиль. До сих пор между учеными ведутся споры о возникновении религиозного верования. При этом христианство в настоящее время является мировым вероисповеданием и придерживается единобожия, которое предстает перед нами в трех обличьях: в виде Отца, Сына и Святого Духа. Данное течение рассказывает о мессии, который был сыном Божьим. Он странствовал по свету и проповедовал истину. В христианстве есть понятие ада и рая, Бога и Дьявола. Те, кто следует религиозному верованию, должны выполнять свод правил и законов, например, "не согреши", "не убий", "не укради" и другие. Заповеди Божьи несут в наш социум добродушие, простоту, любовь и свет. Христианство, как и многие другие вероисповедания, стремится искоренить злобу.

Католицизм - это одно из направлений христианства, которое придерживается таких же правил и устоев. В данном течении также есть Иисус Христос, а местом поклонения является тоже церковь. Причина, почему в мире люди верят одному Богу и соблюдают его заповеди, но относятся к разным вероисповедания проста: в начале 11 века произошел раскол церкви. Народы, проживающие некогда на территории Восточной Европы, исповедуют православие. В Западной Европе распространился католицизм, от которого впоследствии отделился протестантизм.


Мусульманство в некотором роде схоже с христианством, ведь в этом течении также поклоняются единому божеству - Аллаху. Однако мусульмане обладают своим представлением о Боге. Проповедником данной религии был пророк Мухаммед, который однажды услышал глас Аллаха. Мусульмане поклоняются в собственном духовном центре - мечети. По канонам они должны читать намаз, совершать паломничество, помогать нуждающимся. Как и во многих верованиях, мусульманам необходимо соблюдать заповеди и не нарушать их.

Новейшие религиозные течения

Что такое религиозное верование? Это течение, которое находится в постоянном развитии. На замену старых вероисповеданий приходят новые понятия, которые абсолютно отличаются от старых направлений. На сегодняшний день насчитывается более 10 неорелигий. Как правило, они создаются на основе старых течений, но с изменением канонов, заповедей и имен. Стали появляться и оккультные группы, и мистические, и феноменальные, и психологические. Например, один молодой человек верит в Макаронного Монстра, он носит дуршлаг и поклоняется ему. За последние несколько лет его религия собрала тысячи человек по всему миру, стали выпускаться аналоги Библии и других священных писаний.

Теперь вы знаете, что такое религиозное верование. История каждого течения началась с простого шага: вера в душу и духов. Дальше все направления пошли своим путем и искажались, видоизменялись, дополнялись вместе с развитием народа.

Религия - отражение человеческой натуры. По большей части она необходима для того, чтобы поддерживать устои и нормы нашего социума. В современном мире ведутся споры о важности религии: одни утверждают, что это отличный способ управлять людьми, сплотив их единой целью; другие считают, что божества существуют, и узнаем мы об этом лишь на смертном одре.

Неважно, какому богу вы поклоняетесь, ведь все течения призваны для того, чтобы сплотить народы, избавиться от ненависти и войн, сделать нашу расу счастливой, дружелюбной и добродушной.

ОГАПОУ «Алексеевский колледж»

Сообщение на тему:

Первобытные религии

Выполнила:

студентка 050 группы

специальность 050303 Иностранный язык

Головина Г.В.

Проверила:

Шевченко Т.П.

Алексеевка 2015

Фетишизм

Фетишизмвера в то, что какой-либо материальный объект является носителем таинственной мистической силы . Когда первые португальские мореплаватели в XV в. высадились на побережье Западной Африки, они столкнулись со сложным и незнакомым миром представлений темнокожих туземцев. Попытки обратить их в «истинную веру» не удались, поскольку местное население имело собственную веру, и португальцам поневоле пришлось заняться её изучением. Чем дальше продвигались они вглубь африканского континента, тем более поражались распространённому у местных племён обычаю поклонять ся различным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства. Португальцы назвали их фетишами. В дальнейшем эта форма религии получила название фетишизм. Видимо, она является одной из самых ран их форм, известных всем народам нашей планеты. Фетишем мог стать любой пред мет, почему-либо поразивший воображение человека: кам нь необычной формы, кусок дерева, части тела животного (зубы, клыки, кусочки шку ры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигур ки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.

До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца.

Фетишем иногда становилась часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетиш мог быть просто рисунком и даже татуировкой на теле.

Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира культом предков. Их изображения становятся фетишами, которым поклоняются. Иногда это идолы - человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например, в Китае.

Ярким примером фетиша, связанного с культом предков, являются алэлы енисейских кетов. Алэл - деревянная кукла с большой головой, с руками, ногами, глазами из бусин или пуговиц, одетая в традиционную кетскую одежду из сукна и оленьих шкур. Обычно куклы изображают старух, которые призваны помогать семье во всех её делах. Они охраняют дом, следят за детьми и скотиной - оленями, собаками. Алэлы переходят от родителей к детям. При перекочёвках их возят в специальном берестяном туеске. По представлениям кетов, человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае членам семьи грозит гибель.

Тотемизм

Термин "тотемизм" произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово "ототем" значит "род его". Тотемизм – религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением, и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племенах северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки

Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племенах, верящих в существование тотемной связи со своим животным-покровителем , сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.

Система табу была неотъемлемой частью религии тотемизм. Табу – это ряд запретов, зачастую связанных с тотемом, которых должны были придерживаться все члены племени. Наиболее распространенными табу, которые присутствовали в верованиях практически всех племен, исповедующих тотемизм, были:

Запрет на убийство тотемного животного;

Запрет на употребление в пищу тотема (за исключением ритуалов);

Запрет на демонстрирование связи с тотемом перед представителями других племен;

Запрет на убийство соплеменников, так как это может оскорбить тотемное животное и др.

Тотемические черты ясно видны в образах богов и героев в верованиях коренных жителей Центральной и Южной Америки. Таковы Уицило-почтли - колибри - верховное божество ацтеков, Кетсалькоатль (змей, покрытый зелёными перьями) - одно из главных божеств индейцев, творец мира, создатель человека, владыка стихий.

Пережитки тотемизма встречаются в религиях многих народов древнего Востока. В древнем Египте, например, покланялись быку, шакалу, козлу, крокодилу и другим животным. С глубокой древности и по сей день в Индии священными животными считают тигров, обезьян, коров

Анимизм

Признаки анимизма можно найти практически в каждом веровании древних народов, так как вера в существование духов природы, духов предков, а также различных сущностей-покровителей была присуща народам, проживающим на всех материках. Погребальный культ и культ предков, которые присутствовали практически во всех древних религиях, являются одними из проявлений анимизма, так как оба эти культа свидетельствуют о вере в посмертную жизнь и нематериальный мир.

Первой формой анимизма, которая была присуща первобытному обществу, являлась вера в духов стихий и живой и неживой природы. Так как древние люди не могли объяснить причину появления таких природных процессов, как гром, гроза, ураган, смена времени года и др., они одухотворяли силы природы. Именно религия анимизм стала основой для формирования политеистических верований, ведь духи, в которых верили первобытные люди, со временем стали восприниматься ими как разумные сущности, понимающие желания людей и покровительствующие им. Поэтому закономерно, что в пантеонах богов древних народов, к примеру, древних римлян , греков, викингов и т.д. практически все боги были связаны либо с природными, либо с социальными явлениями, причем верховными богами зачастую считались сущности, олицетворяющие стихии.

Интересную находку сделали археологи в 1887 г. при раскопках в пещере Мас д’Азиль в предгорьях Пиренеев. Они обнаружили большое количество обыкновенных речных галек, покрытых рисунками, сделанными красной краской. Рисунки были не сложны, но разнообразны. Эти комбинации точек, овалов, черточек, крестов, елочек, зигзагов, решеток и.т.д Некоторые рисунки напоминали буквы латинского и греческого алфавитов.
Едва ли археологи смогли бы разгадать тайну галек, если бы не нашли сходства с подобными рисунками на камнях у австралийского племени арунта, стоявшего на весьма низкой ступени развития. Арунта имели склады раскрашенных галек или деревяшек, называемых чурингами. Арунта считали, что после смерти человека душа его переселяется в чурингу. Каждый арунта имел свою чурингу, вместилище души его предка, свойства которого он унаследовал.

Чуринги живых и мертвых хранились в пещерах с замурованным входом, известных только старикам, которые с особым вниманием относились к чурингам. Время от времени они пересчитывали чуринги, натирали их красной охрой – цветом жизни, словом, относились к ним как к реликвиям.

У жителей Андаманских островов распространена вера в духов, олицетворяющих различные силы и явления природы (ветры, морские течения, месяц, солнце). Чаще всего эти духи представляются андаманцам злыми и опасными, они олицетворяют враждебные человеку силы природы. Так, дух леса Эрем-чаугала ранит или убивает невидимыми стрелами; злой дух моря Джу-ру-вин поражает внезапной болезнью и поедает утопленников; духи Чол убивают невидимыми копьями во время дневного зноя (по-видимому, имеется в виду солнечный удар). Из сонма духов особенно выделяется Пулугу, олицетворяющий разрушительный муссон. Он насылает на людей бурю, если те не соблюдают некоторые запреты, особенно связанные с пищей.

Магия

Магия - четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия – это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов – людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов. В пещере Монтеспан, открытой в 1923 г. в Пиренеях, обнаружена вылепленная из глины фигура медведя без головы. Фигура изрешечена круглыми дырками. Вероятно, это следы дротиков. Вокруг него на глиняном полу сохранились отпечатки босых человеческих ног. Подобная находка была сделана и в пещере Тюк д’Одюбер (Франция). Там обнаружены две глиняные скульптуры бизонов, а вокруг них точно так же уцелели отпечатки босых ног. Ученые предполагают, что в этих пещерах первобытные охотники совершали магические танцы и заклинания, чтобы околдовать животное. Они верили, что околдованное животное само позволит убить себя. Такие же магические обряды совершали и североамериканские индейцы племени манданов. Перед охотой на бизонов в течение нескольких дней они использовали магические пляски – «танец бизона. Участники танца, держа в руках оружие, надевали на себя бизоньи шкуры и маски. Танец изображал охоту. Время от времени, одни из танцоров делали вид, что падают, тогда другие пускали в его сторону стрелы и бросали копья. Когда таким образом «поражали» бизона, все окружали его и, размахивая ножами, делали вид, будто снимают с него шкуру и расчленяют тушу. «Пусть живой зверь будет также пронзен копьем, как пронзено это его изображение или череп» – такова сущность первобытной магии.

Шаманизм

Шаманизм (также шаманство) - ранняя форма религии , в основании которой лежит вера в общение шамана с духами в состоянии транса («камлание»). Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах . Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири , Дальнего Востока , Юго-Восточной Азии и Африки , у индейцев Северной Америки , а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли.

Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона к региону:

  • Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается термин шаманская болезнь .
  • Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.
  • Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.
  • Шаман может изучать духа, опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.
  • Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется больного, которая, как считается, заблудилась вдали от тела или была похищена демонами ;
  • доставить душу умершего к её новому пристанищу;
  • наконец, обогатить свои знания за счет общения со сверхъестественными существами.

Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и бьёт в бубен (или играет на специальном инструменте). Во время экстаза он может превратиться в дикого зверя и наброситься на других шаманов. Способность шамана путешествовать в иные миры и видеть сверхъестественные существа (богов, демонов, духов умерших и т. п.) послужила решающим фактором познания смерти.

Распространённым представлением в сибирском шаманизме является представление о трёх мирах: верхнем (небесном), среднем (земном) и нижнем (подземном). Шаман - человек, который, благодаря небесному избранию, способен посредством Мирового Дерева перемещаться между мирами для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывание дождя и т. д.

На шаманизм опираются анимистические религии , утверждающие, что все в мире наделено душой. В своих развитых формах анимистические религии содержат политеистические представления, где природные явления, такие, как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь и т. д., уже являются персонифицированными в виде божеств (небожителей).