» » Сочинение на тему человек и общество. А

Сочинение на тему человек и общество. А

Олеся Ивановна Седешева
Конференция «Человек и общество»

Каждый человек обществе

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе . Общение -это главное условие и основной способ жизни человека , только в общении и отношениями с другими людьми, человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Общение всегда направлено на другого человека . Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения .

Отсюда следует, что общение-это всегда взаимная , обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров.

В современных условиях быстроразвивающегося общества наиболее важно умения взаимодействия в процессе коммуникаций с окружающим миром. Хорошо развитые коммуникативные умения имеют особое значение на всех возрастных этапах формирующейся личности.

Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются, благодаря общению со взрослыми и сверстниками.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором дети занимают различное положение, устанавливают социальные контакты со взрослыми, сверстниками. Дети старшего дошкольного возраста умеют согласовывать свои действия со сверстниками, соотносят свои действия с общественными нормами поведения .

По мнению, Вартанян Г. А., на этом этапе дошкольного детства происходят изменения в эмоциональной сфере, обусловленные появлением новых интересов и потребностей, а также установлением иерархии мотивов.

Каждое новая социальная среда предъявляет ребёнку серьёзные требования, и задача взрослого помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, так как ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение , быть интересным окружающим не может.

Вторым важным социальным объединением детей является – школа.

Начальная школа предъявляет такие требования к речевой подготовке, как умение отвечать на вопросы, умение слушать собеседника и в ходе диалога задавать вопросы, при ответе адекватно подбирать языковые средства, умение занять себя, желание вступать в общение , заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение произвольно управлять своим поведением.

Л. С. Выготский показал, что истоки произвольного поведения ребёнка нужно искать именно в общении ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения , являются : желание длительно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способность к эмоциональному сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком , готовность принять другую точку зрения.

Личность, у которой высоко развиты такие коммуникативные способности, в психологии определён, как субъект общения . Ребёнок становится субъектом не сразу и не случайно. Его развитие, становление активности, сознательности и самостоятельности происходит совместно с родителями и близкими, а затем с помощью педагога.

По мнению М. И. Лисиной, основным фактором, влияющим на становление дошкольника - субъекта деятельности, выступает общение со взрослыми и сверстниками.

Б. Ф. Ломов подчёркивал, что отличительной характеристикой субъект-субъектного взаимодействия в общении выступает его самостоятельность, индивидуальность и активность. Он считал, что существуют две формы активности субъекта - деятельность и общение .

Общение и совместная деятельность - важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребёнок познает и оценивает самого себя, окружающих, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается.

Умение общаться положительно влияет : - на взаимодействие с окружающими; - на самооценку ребёнка, её внутренние характеристики : адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность, помогает усвоить правила поведения в разных ситуациях общения .

Неумение ребёнка организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребёнка со взрослыми :

ситуативно-личностное;

ситуативно-деловое;

внеситуатитвно-познавательное;

внеситуативно-личностное (по М. И. Лисиной) .

Изменяется содержание общения , его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный.

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, учитывать характерные формы поведения ребёнка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении .

И чем раньше начнётся знакомство с правилами общения , тем более осознанными и естественными будут те речевые средства (вербальные и невербальные, с помощью которых ребёнок сможет выразить себя через речь и понять, что он сам, его собственные мысли, чувства, слова и действия могут быть путём к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

В контексте общей проблемы развития речи одним из актуальных аспектов её исследования - является формирование коммуникативной готовности детей к школе.

Коммуникативная готовность ребёнка к школьному обучению - рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, включающая в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его взрослых, детей, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Актуальность этой проблемы в наше время определяется тем, что современный ребёнок испытывает сильную психологическую нагрузку, так

как число его контактов с миром сверстников и взрослых всё увеличивается

(семья, дошкольное учреждение, школа, интернет - пространство, магазины, общественный транспорт ). Ребёнок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, владеть основами культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной атмосферы общения и уменьшает возможность возникновения конфликтов .

В современных условиях дошкольного образования коммуникативная готовность дошкольников к школе часто остаётся за пределами внимания педагогов, так как большее внимание уделено развитию познавательных процессов : внимания, памяти, мышления.

Низкий уровень развития коммуникативных способностей : развитие умений общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта , делают процесс формирования коммуникативной готовности к школе является общественно необходимым .

Причина тому :

Теоретическая неподготовленность педагогов, отсутствие в методических разработках взаимосвязи основных компонентов (эмоционального, когнитивного, поведенческого) коммуникативной готовности старших дошкольников к школьному обучению.

Педагогическая некомпетентность родителей по данной проблеме :

1) родители в основном занимаются проблемами быта и материального обеспечения семьи и крайне мало внимания уделяют детям, общению с ними , почти не интересуются их внутренним миром, их жизнью в сообществе сверстников ;

2) дети дома больше всего «общаются» с телевизором, смартфоном и прочими девайсами;

3) родители сами не владеют педагогическими знаниями, по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков

Коммуникативная функция общения , наиболее естественная и привычная, не дана человеку от рождения . Ее осваивают также как и любой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнером- носителем коммуникативной культуры. Воспитание и умение могут передаваться последующим поколением только через систему живого и непосредственного общения с ними .

Коммуникация включает в себя обмен представлений, идеалами, установками между людьми.

В отечественной психологии термин коммуникация в широком значении этого понятия, выражающая «смысловой аспект социального взаимодействия» , и термин «общение » чаще всего употребляется как эквивалентный.

«Такой подход предполагает прежде всего ясное осознание того факта, что коммуникация (общение , есть не столько процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого »

В последнем психологическом словаре, статья «Коммуникация» ограничивается ссылкой «общение » . Близость терминов, «коммуникация» и»общение » подтверждается также наличием в психологической литературе многих синонимических производных и словосочетаний «средства коммуникации» и»средства общения », «коммуникативная потребность» и»потребность в общении ».

Массовая коммуникация-сообщение , передача. Систематическое распространение специально подготовленных, имеющих социальную значимость сообщений , с целями удовлетворения информационных потребностей массовой аудитории и воздействия на поведение, взгляды, убеждения, мнения людей; технически осуществляется с помощью разнообразных средств : социальные сети,ТВ, В социальной психологии массовая коммуникация понимается как одна из форм опосредованного общения . Чаще всего выделяют следующие основные функции массовой коммуникации :

1. Информационную (предоставление сведений по различным сферам общественной деятельности );

2. Регулятивную (формирования общественного сознания , общественного мнения , создания аттитюдов и стереотипов, манипулирование, социальный контроль);

3. Культурологическую (ознакомление с достижениями человечества , сохранение культурных традиций, межкультурные взаимодействия).

В идеале массовая коммуникация нацелена на оптимизацию социальной деятельности, консолидацию общества и социализацию индивидов.

В «Словаре массовой коммуникации» Ж. Фаже функции массовой коммуникации определяются на основе предложенного Р. Якобсоном подхода : отправитель (адресант) само выражается (экспрессивная функция, он делает ценностью процесс общения (поэтическая, или эстетическая функция, соотносится с реальностью, контекстом (коммуникативная, или референтивная функция, входит в контакт со своим собеседником (фатическая функция) .Согласно схеме Лассуэлла, анализ структуры коммуникационного процесса состоит из пяти элементов :

1)кто сообщает? (адресант, коммуникатор) ;

2)что сообщает? (анализ содержания) ;

3)по какому каналу? (анализ средств) ;

4)кому сообщает? (анализ аудитории : адресат, реципиент, коммуникант) ;

5)с каким успехом? (анализ эффективности) . В зависимости от характера канала связи реципиенты могут выступать в качестве слушателей, читателей, зрителей, участников. Канал соединяет адресанта и адресата, причем сообщения направлены либо к известным адресатам, либо их вероятному множеству,

Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах «коммуникация» рассматривается как важнейший фактор совместной деятельности, предполагающий активность его участников.

Невербальная коммуникация является важнейшей наряду со звуковой речью средством общения людей .

Невербальная коммуникация - это выразительные движения (мимика и пантомимика, жесты, использование предметов.) Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможность общения , часто выразительны и лаконичны. В процессе воспитания и обучения каждый человек овладевает определенной системой вербальной и невербальной коммуникации, использует ее в общении

Согласны ли вы с утверждением: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов"?

Любовь – это одно из самых прекрасных чувств, которое только может испытать человек. Любовь – это чувство глубокой привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, симпатии. Каждый человек хочет любить и быть любимым. Я согласен с утверждением: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов».

Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь. Я считаю, что ради любимого человек может совершать и совершает подвиги. Ведь когда человек влюблён, он хочет во что бы то ни стало привлечь внимание объекта своей любви. Ему хочется показать, что он лучший, что достоин любви, что его нужно и можно полюбить. Но иногда складывается очень печальная ситуация: мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела. Нельзя заставить другого человека полюбить тебя, потому что искренне любят не за какие-то заслуги, поступки, а просто потому, что ты есть, ты нужен со всеми своими хорошими и плохими качествами. И любимому не нужны твои подвиги, потому что искусственно вызвать любовь нельзя. Совершением подвига можно вызвать чувство уважения, но никак не любовь. Особенно грустно, если совершён подвиг был ради недостойного человека, который не только не оценил поступок любящего сердца, но и не понял его душевного порыва, а возможно, и не заметил его. Подвиги во имя любви совершались во все времена. Подвиг, как утверждается в словаре,- героический поступок, совершенный в трудных условиях. На самом деле, необязательно, чтобы этот поступок был ярким и вызывающим. И тем более необязательно, что совершать его должен исключительно мужчина…

Подвиг во имя любви совершает героиня Куприна из произведения «Олеся». Олеся - девушка, родившаяся и всю юность прожившая в полесских чащобах, дикая, необразованная, чуждающаяся людей. Героиня не умела притворяться, лицемерить, поэтому её любовь не могла быть ненастоящей. Олеся любила Ивана искренне, жертвенно.

Девушка была изгоем общества. Ради Ивана она совершает героический поступок: молодая ведьма ради любимого человека идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён. Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван, понимая это, не делает ничего, чтобы остановить Олесю. Он проявляет трусость, слабость и малодушие. Героиню жестоко избивает разъярённая толпа.

Боясь, что за любовь к ведьме Ивана осудит общество, Олеся уезжает, бежит из родного леса. Из-за общественного мнения, боязни потерять репутацию Иван пренебрёг искренней любовью Олеси, а значит, по моему мнению, не любил её. В душе «цивилизованного» героя есть какой-то нравственный изъян, который мешает ему быть счастливым и дать счастье другому человеку. Герой рассказа А.И. Куприна душевно глух и равнодушен к любящему его человеку, он просто не умеет заботиться о других, слышать их и понимать. К сожалению, Олеся совершает подвиг ради недостойного её человека.

Я полагаю, что любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов. Иногда тот, кто по-настоящему любит, не может объяснить, за что именно он любит другого человека. Любящий человек принимает любимого таким, какой он есть, замечает в нём только хорошее, а на недостатки не обращает внимания. Лев Николаевич Толстой писал, что людей любят не потому, что они хороши, а потому, что хороши те, кто их любит.

Героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Татьяна, отдала своё сердце, свою душу Онегину на всю жизнь. Она не представляла себе другого человека, способного завладеть ее чувствами. Герой был ей нужен без всяких подвигов вопреки его язвительности, чёрствости, надменности. Она его принимала таким, какой он есть: со всеми хорошими и неприглядными человеческими качествами.

Несмотря на отповедь Онегина, Татьяна не перестаёт любить его и думать о нём. После посещения опустевшей усадьбы Евгения, героиня пришла к мысли о том, что он вовсе не тот герой, которого она создала в своём воображении, не тот человек, какому она писала письмо. Но от этого любовь Татьяны не исчезла. Любовь к герою, она пронесла через всю жизнь. Татьяна принимала Онегина без всяких подвигов, она хотела, чтобы он был рядом, мечтала оберегать любимого, нежно заботиться о нём. Для искренне любящего человека не нужны подвиги любимого.

Таким образом, тому, кто нас искренне любит, мы нужны без всяких подвигов. А если мы человеку неинтересны, то сколько бы подвигов ради него мы ни совершали, сколько бы вершин ни покоряли, мы никогда не завоюем его любовь.

Тема любви-одна из самых популярных среди писателей и поэтов. О любви написано множество рассказов,романов,стихов,поставлено огромное количество пьес.Особенно мне понравилось произведение А.И.Куприна под названием "Олеся".
Любовь-такое чувство,которому подвластен любой человек,независимо от того,барин он или крестьянин,богат он или беден,стар он или молод.Любовь может возникнуть сразу или с течением времени.Она заставляет страдать людей друг без друга,делает их несчастными вдали друг от друга.В произведении "Олеся" Куприн показывает,насколько крепка может быть любовь. В повести говорится о том,как барин Иван Тимофеевич влюбляется в девушку: дочь колдуньи,ведьмы. Их чувства взаимны.Казалось бы,барин и девушка,которая гораздо ниже его по социальному статусу,не имеет образования,живет в лесу,вдали от людей.Как мог знатный,умный,образованный человек полюбить Олесю?.Но любовь не выбирает,она очень сближает людей,независимо от положения в обществе,изменяет их в лучшую сторону.Когда влюбленные вместе,то счастью нет предела,они стараются сделать что-то приятное друг для друга,но при расставании наступает ощущение тоски,скуки.В тексте автор особое внимание уделяет именно описанию того,как проходили встречи Ивана Тимофеевича и Олеси,как им было хорошо вместе.Они встречались в лесу,вдали от других людей.Трофимову нравилось в Олесе то,что она отличалась от других девушек,была не такая,как другие.С ней было о чем посспорить,порассуждать,хотя она не имела образования,даже не умела читать.А ей нравилось в Иване Тимофеевиче то,что он был очень начитан,умен.Так и зарождается любовь.Даже недостатки влюбленные начинают принимать за достоинства.К тому же,пропадают страхи.По истечении месяца любовь их только укрепилась.Как Паныч так и Олеся не могли находиться долгое время друг без друга.Девушка знала,что их счастье не продлится долго и закончится позором для нее,но чувства были сильнее.Не остановила Олесю и боязнь людей,и наложенное,по ее мнению,на их род проклятие.Девушка,таким образом,хотела сделать что-нибудь приятное любимому человеку,осчастливить его.Как это часто бывает,судьба разлучает по-настоящему любящих людей,так и произошло в повести "Олеся".Поход в церковь для девушки закончился неудачно.Люди избили ее,а она в свою очередь "напророчила" им беду со зла.Поэтому любые беды,случившиеся в деревни,связывали бы с этим пророчеством и не дали бы жить спокойно Олесе и ее бабушке.Потому им нужно было уезжать.Также подходила к концу командировка Ивана Тимофеевича.Возможно,они когда-нибудь еще встретятся и будут счастливы.В память о их любви,Олеся оставила Трофимову прекрасные красные бусы-символ вечной любви.
Любовь-это самое сильное чувство.Благодаря существованию любви человек изменяется в лучшую сторону,у него пропадают прежние страхи,он способен совершить подвиг.На любви держится мир,любовь делает всех нас лучше.

С уважением,Александр!

Куприн в своей повести «Олеся» обращается к романтической теме «естественного человека», имеющей давнюю традицию в русской литературе. Пушкинская «дева гор», «Земфира» из «Цыган», лермонтовская Бэла из одноименной повести, открывающей роман «Герой нашего времени», Марьяна из толстовских «Казаков» - йог неполный перечень женских литературных образов, связанных с этой темой. При всем несходстве названных героинь их объединяет нечто общее: цельность характера, ясность ума, нравственная чистота. Героини, выросшие в природной среде, не испорченные дурным влиянием городской цивилизации, - это духовно независимые, внутренне свободные личности. Они способны к сильным чувствам, к самоотверженной любви, но любовь оборачивается для них бедой. Встреча с представителем светского общества или, как в «Олесе», городской интеллигенции - разрушает их жизнь.

У Куприна его героиня, взращенная матерью-природой, противопоставлена не только «городскому» человеку - Ивану Тимофеевичу (от лица которого ведется повествование), (по и жителям деревни. Сознание крестьян опутано вековыми предрассудками, они верят в порчу, в действенность заклятия, в надежность гадания. Мануйлиху - старую бабку Олеси - выгнали когда-то из деревни из-за того, что у молодицы, поссорившейся со старухой-знахаркой, заболел и умер ребенок: «...а-то хлопцы ведьмаку и прогнали, пусть ей очи повылазят...»

Ивану Тимофеевичу не терпится познакомиться с «колдуньей» - оп ведь и приехал в этот отдаленный уголок Волынском губернии с тем, чтобы набраться впечатлений для своих будущих книг. Визит к Мануйлихе вначале разочаровывает его. Ничего необычного («...ни совы, пи черного кота») нет и в обстановке ее дома, разве что с печки глядят «два рябых солидных скворца», а на степах вместо «обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов» висят пучки сушеных трав и корешков. Однако и живые скворцы па печке, и отсутствие в избе «обычных» украшений (о которых автор говорит с ноткой иронии) - этих наивных знаков принадлежности к «цивилизации» - важные летали, указывающие на равнодушие хозяйки к мнимым ценностям культуры.

Нет ничего искусственного, демонстративного, лживого и в Олесе. Вначале Иван Тимофеевич слышит ее «свежий, звонкий и чистый» голос, а затем появляется рослая смеющаяся девушка, которая несет в переднике голодных птенцов: «Смотри, бабушка, зяблики опять за мной увязались... посмотри, какие

смешные... Голодные совсем». В портрете героини автор подчеркивает естественную красоту девушки, указывает на черты, позволяющие судить о ее характере. Олеся «держалась легко и стройно- Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь», особая прелесть ее лица заключалась в «большие блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности».

Олеся наделена особой силой, позволяющей ей затворять кровь, предсказывать судьбу, заставлять человека спотыкаться па ровном месте или на расстоянии нагнать на него страх. С точки зрения Ивана Тимофеевича, способности Олеси объясняются тем, что ей «доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания», которые, опередив науку, живут в народе, «передаваясь как величайшая тайна из поколение в поколение».

Каким бы пи был источник Олесиного «чародейства», она от рождения наделена ясностью ума, наблюдательностью, интуицией - качествами, которые в естественной среде, где росла Олеся под присмотром любящей, мудрой бабушки, не могли быть затемнены дурным воспитанием, фальшивыми устоями общества и получили достойное развитие. Возможно, именно интуиция и наблюдательность позволили Олесе дать точную характеристику Ивану Тимофеевичу, «предсказать судьбу», которая его ожидает. «Человек вы хотя и добрый, но только слабый... Доброта ваша не I хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин», - говорит девушка своему собеседнику.

С Олесей купринский герой переживает самые счастливые в его жизни минуты «чистого, полного, всепоглощающего восторга». Ради любимого Олеся готова выдержать самое страшное для нее, «колдуньи», испытание - пойти в церковь. Происходит ситуация, когда Иван Тимофеевич должен преодолеть лень своего сердца, о которой говорила Олеся, обязан предугадать дальнейший ход событий. Но этого не происходит. Озверевшая толпа избивает девушку, и Олеся навсегда исчезает из его жизни, оставив после себя лишь нитку дешевеньких бус - память о ее «нежной, велико - душной любви».

В образе Олеси автор выразил идеал человека, идеал женщины. Горожанину-интеллигенту, с его нечуткостью, нерешительностью и неспособностью слышать голос собственного сердца, противопоставлена героиня, кровно связанная с природным бытием, черпающая из жизни природы и огромные жизненные силы, и мудрость души.

09.04.2019

Александр Иванович Куприн - известный российский писатель, в чьих произведениях неоднократно поднимается тема единства человека и природы. Его мировосприятие основано на личных переживаниях, событиях и потрясениях того времени. Куприн довольно часто менял свое окружение, в связи с переездами и политической ситуацией в стране. Он особенно наблюдательно относился к людям и взаимоотношениям между людьми в обществе. Многие факты его огорчали, это стало основополагающей темой во многих произведениях автора.

Тонко чувствуя природу, Куприн неоднократно обращался в своих произведениях к описанию её безмятежной и очаровательной красоты. Наиболее часто встречается в его творчестве описание тишины, где автор, боясь спугнуть, нарушить эту чудесную картину умиротворения, показывает идеальное обустройство в природе. Используя выражения «затаил дыхание и замер», «стараясь не шуметь», он как бы хочет всмотреться в эту тишину, возможно в ней имеется разгадка собственного человеческого бытия. Именно эта связь наиболее отчетливо проходит через все произведения писателя.

Куприн преподносит описание природы очень красочно, используя самые красивые слова, богато раскрашивая, словно художник кистью. Очень выразительно описание зимнего пейзажа в повести «Олеся», где исподволь автор подводит к философской мысли о единстве человека и природы. «Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид.» «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мною овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня.»

Именно такую сопричастность к целостности с природой и растворенность в единстве познания её и отмечается во многих произведениях Куприна. Он, таким образом, указывает на единство человека и природы в широком смысле, гармонично объединяя в единое целое. Взаимоотношение человека и природы, подчиненность её естественным ритмам, ярко представлена в очерках «Листригоны», где показана жизнь рыбаков. Описывая море, тишину, звездное небо, автор использует эпитеты сравнения и олицетворения, тем самым очень ярко показывая неполноценность человеческого бытия, утратившего связь с природой.

Тема единства человека с природой, гармония этой целостности и разрыв этой связи - основная философская мысль, которая проходит через множество произведений. Именно утрата этой космической связи, более всего беспокоит его. В охотничьих сюжетах, Куприн показывает возможность восстановления этой связи, дает понимание единства космического мироощущениям, что, несомненно, является актуальным и в наши дни.

Тема человека и природы всегда была одной из главных в русской литературе. В своих произведениях писатели исследовали стремление человека быть ближе к природе, ее живительным сокам, потому что утрата природной гармонии ведет к ожесточению человеческих взаимоотношений, к очерствению души и полной бездуховности.

Тема «естественного человека» была заявлена впервые французским писателем-просветителем Ж.-Ж. Руссо, который считал, что только вдали от цивилизации, на лоне природы, может сформироваться совершенный человек, не знающий пороков. Эта тема нашла свое поэтическое развитие в повести А. Куприна «Олеся».

В 1897 году писатель служил управляющим имением, где имел возможность наблюдать за простыми людьми, их бытом и нравами. Вероятно, Куприн считал, что именно здесь, среди простого народа, можно найти ту самую изначальную, естественную жизнь, от которой все дальше уходили его современники.

«Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры…» Так начинается повествование о прекрасной природе здешних мест. Здесь, в деревне, городской «паныч», писатель Иван Тимофеевич, услышал легенду о полесской ведьме Мануйлихе и ее внучке Олесе. В ткань повествования вплетается романтическая история. Прошлое и будущее Олеси окутано тайной. Олеся и Мануйлиха живут на болоте, в убогой избушке, вдали от людей, которые изгнали их из деревни. Таким образом, автор предполагает, что человеческое общество далеко от природного совершенства. Люди злы и грубы. Трагические обстоятельства, заставившие Олесю и Мануйлиху жить вне общества, позволили им сохранить природное естество, подлинные человеческие качества.

Олеся - воплощение эстетического идеала Куприна. Она олицетворение цельной естественной натуры.

Природа наделила ее не только физической, но и духовной, внутренней красотой. Впервые Олеся появляется в повести, бережно держа в руках зябликов, которых она принесла домой, чтобы накормить.

Олеся привлекла главного героя не только своей «оригинальной красотою», но и характером, в котором сочетались властность и нежность, вековая мудрость и детская наивность. Иван Тимофеевич узнает о незаурядных способностях Олеси, которая могла определить судьбу человека, заговорить рану, свалить человека с ног. Этот дар она никогда не использовала во вред людям.

Олеся была неграмотной, но от природы наделенной любознательностью, воображением, правильной речью. Жизнь на лоне природы сформировала в ней эти качества. Город, цивилизация - враждебный мир для Олеси, воплощение человеческих пороков. «Уж я ни за что б не променяла свои леса на ваш город», - говорит она.

Иван Тимофеевич, пришедший из городской цивилизации, сделает Олесю одновременно и счастливой, и несчастной. Он нарушит ее гармоничный мир, привычный уклад жизни и приведет ее к трагедии. Жизнь научила Ивана Тимофеевича контролировать свои душевные порывы. Он знает, что посещение Олесей церкви добром не кончится, но ничего не предпринимает, чтобы избежать трагедии.

Главный герой выглядит слабым, эгоистичным, внутренне несостоятельным человеком. Чистая любовь Олеси ненадолго разбудила душу Ивана Тимофеевича, которая была испорчена обществом.

Как прекрасна и романтична была эта «наивная, очаровательная сказка нашей любви, - вспоминает Иван Тимофеевич, - и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут … в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышами и медом, утра, эти жаркие, томные, ленивые июньские дни».

Но сказка не могла длиться вечно. Наступили серые будни, когда надо было принимать окончательное решение.

Мысль жениться на Олесе не раз приходила в голову главному герою: «Одно лишь обстоятельство останавливало и пугало меня: я не смел даже вообразить себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривать с женами моих сослуживцев…»

Иван Тимофеевич - человек, испорченный цивилизацией, заложник условностей и ложных ценностей того общества, где существует социальное неравенство. Олеся же сохранила в первозданном виде те душевные качества, которые даровала ей природа.

По мнению Куприна, человек может быть прекрасным, если он сохранит и будет развивать дарованные ему природой способности, а не губить их.

Олеся - это чистое золото человеческого естества, это романтическая мечта, надежда на лучшее в человеке.

В 90-е годы XIX столетия в русской литературе появился целый ряд новых писателей, в творчестве которых ярко прослеживалось тяготение к реализму. Сознавая все недостатки и пороки общества, эти писатели объективно освещали их в своих произведениях, разоблачали сами основы общественных отношений. Высказывая решительный протест общественному злу и насилию, писатели и поэты стремились к поиску высоких идеалов, старались художественно исследовать и переосмысливать эпоху. Одним из ярких представителей этого направления является Александр Иванович Куприн. Он вошел в историю русской литературы как певец самых светлых и здоровых человеческих чувств. Реальная действительность, которую описывал Куприн в своих произведениях, обусловливала в большинстве случаев трагические мотивы. Но при всем этом в его повестях и рассказах чувствуется своеобразное жизнерадостное, оптимистическое мировидение. Оптимизм и вера в живую человеческую душу, которые, на мой взгляд, наиболее ярко проявились в повести "Олеся", побуждали его к поискам идеала некоего "естественного человека".

В этом произведении Куприн углубляется в сферу народной жизни, показывая как всегда неповторимое мастерство психологического анализа. Автор с глубокой симпатией относился к простому русскому человеку, именно в нем видя истоки духовного возрождения всего русского народа. Потому такими светлыми и радужными красками, с такой нежностью и любовью воссоздает он психологический портрет главной героини.

Большую роль в понимании этого образа играет ее портрет, отражающий в полной мере внешние и внутренние особенности Олеси, в их единстве и непосредственной связи. Перед нами "высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти", которая " держалась легко и стройно". "Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своеобразном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом". Уже один этот портрет выделяет героиню среди всех других жителей села, противопоставляя ее местным "дивчатам", "лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение". С мастерством настоящего психолога рисует писатель и внутренний мир Олеси, такой не похожий на внутренний мир других героев.

Внимательно анализируя взаимоотношения между людьми, автор показывает различные состояния мыслей и чувств персонажей. Герои повести, при всех различиях в характерах и чувствах, сходны в одном - на них словно бы лежит печать общего неблагополучия, а как следствие - духовной опустошенности. И все эти люди, объединенные общей скупостью чувств, пустотой души, безрадостностью жизни, не могут и не хотят понять и принять "лесную колдунью" Олесю, называя "ведьмой", "чертовкой", обвиняя ее и ее бабку во всех мыслимых и немыслимых несчастьях, хотя сами жители (и никто другой!) виноваты во всех своих бедах. А Олеся - девушка чистая и светлая, наделенная чуткой душой, способная по-настоящему сопереживать, любить, радоваться и грустить. Она может даже пожертвовать собой, если этого требует ее натура, ее сердце, ее чувства и убеждения. Только она и заслуживает настоящего счастья, которое, к сожалению, в реальной жизни не может для нее длиться вечно.

По твердому убеждению Куприна, только естественная жизнь на лоне природы, какую вела Олеся, близкое общение с ее гармоничным миром способны сохранить и воспитать человеческую душу незамутненной, неиспорченной, искренней и прекрасной. Стремлению наиболее полно раскрыть духовный мир дочери лесов Олеси подчинено все в повести Куприна.

Особая роль отведена автором описанию богатейшего прекрасного нетронутого мира природы Полесья. Окружающая природа живет своей полноценной, насыщенной, постоянно меняющейся жизнью. И главное в этом мире - абсолютная гармония, яркость и полнота чувств. Именно чувства героев призваны подчеркнуть все явления природы. Да и сама природа оживает под пером писателя: "сердито пенясь", бегут ручейки, "быстро вертя щепки и гусиный пух", в глубоких лужах отражается бескрайнее голубое небо с "круглыми, точно крутящимися, белыми облаками", "звонкие капли" сыплются с крыш, наполняя все вокруг волшебным звучанием, а воробьи кричат "так громко и возбужденно, что ничего нельзя... расслышать за их криком". Повсюду в мире природы чувствуется "радостная, торопливая тревога жизни".

Именно природа, отношение к ней выступает в повести своеобразным критерием человеческих чувств. Только человек с богатым внутренним миром, способный на искренние, настоящие чувства, может увидеть красоту окружающего мира, ощутить себя неотъемлемой его частью. Таким богатым внутренним миром, чистой и светлой душой обладает и герой Куприна. Потому вместе с весенним воздухом вдыхает он и "весеннюю грусть, сладкую и нежную, исполненную беспокойных ожиданий и смутных предчувствий". И вместе с этим воздухом возникает перед его мысленным взором образ прекрасной Олеси.

На фоне природы, все видящей, все понимающей и хранящей все человеческие тайны, происходят важнейшие события повести. Именно природа освещает самые прекрасные моменты в жизни героев. Ночь, которую проводят молодые люди вдвоем, когда они забывают обо всем, наслаждаясь своим счастьем, сливается "в какую-то волшебную, чарующую сказку". "Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох.

Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были набросаны серебристые, прозрачные, газовые покровы. Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей... И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и жутким безмолвием леса".

И все же, при всей безмерности их счастья, любовь героев обречена. Иначе просто не может быть в мире, где чувства людей умирают, где сердца очерствели под влиянием внешних обстоятельств.

Трагедия их любви в том, что они рискнули остаться в этом мире самими собой, сохранили нетронутой и чистой свою душу. И мир, который отверг в свое время Олесю и ее бабку, обрекает на гибель и героиню, и ее любовь. Трагедию героев, гибель их счастья автор также рисует на фоне разбушевавшейся природной стихии. Природа чувствует неминуемое горе и разражается грозой: "Молния блистала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали и звенели стекла в окнах моей комнаты". И словно в подтверждение свершившейся непоправимой беды, "в одно из стекол вдруг с такой силой ударил громадный кусок льду, что оно разбилось, и осколки его со звоном разлетелись по полу комнаты". Казалось бы, разъяренная "громада" побеждает. Но на самом деле у нее нет сил победить настоящие чувства, настоящую любовь. Потому что не в силах толпа бездушных, пустых людей победить саму природу.

Неповторимый художник слова, А. И. Куприн очаровывает точностью, ясностью и благородной простотой преображения психологической жизни людей. Он обладает простым и удивительно мудрым волшебством слова. Мастер языка, мастер сюжета и композиции, мастер в изображении природы и человеческих чувств, писатель оставил нам наследие, которое по художественному уровню является достойным образцом русской классики.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДА ТИХОРЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Конспект

урока литературы

«Природа и человек в повести «Олеся». Трагизм любовной темы

Разработала и провела

учитель русского языка и литературы

Ясенко Д.В.

Г.Тихорецк-2015г.

Тема: «Природа и человек в повести «Олеся». Трагизм любовной темы.»

Цели: определить особенности гуманизма и психологизма Куприна в повести «Олеся»; проверить уровень усвоения вопросов по изучению творчества И. Бунина и А. Куприна.

Задачи: выяснить гуманистическую позицию автора в повести «Олеся», определить особенности построения образов главных героев и роль пейзажа в произведении. Провести тестирование по творчеству Бунина и Куприна.

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

А. И. Куприна всегда отличал интерес к миру природы. Уже в первых рассказах писателя намечается противопоставление деревенской жизни городской, беспокойной и суетной. Жизнь в глухой деревушке, затерявшейся среди густого соснового леса, верстах в восьми от станции железной дороги, противопоставляется пыльному, душному, наполненному суетой и грохотом городу: «Чувствуешь себя молодым, добрым и хорошим, чувствуешь, как стряхивается с тебя накипевшая за зиму городская скука, городское озлобление, все городские недомогания».

В городе тесно, душно, голодно, люди живут «в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что и воздуху-то не хватает»; многие же вынуждены жить в подвале, «под самой землей, в сырости и холоде», и «случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят».

В таком городе и души людей оказываются «в клетке», в полной зависимости от общественного мнения, становятся «сырыми и холодными».

Одним из самых поэтических произведений Куприна стала повесть «Олеся» (1898). «Дитя природы» Олеся цельностью и непосредственностью натуры, богатством внутреннего мира выше «городского» человека Ивана Тимофеевича, доброго, но робкого и нерешительного.

Повесть - вдохновенный гимн высокому счастью взаимной любви, светлый ее апофеоз, несмотря на трагический конец: «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви... Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью...»

Ни одно из произведений Куприна не показывает так вдохновенно и целомудренно слияние двух сердец, как «Олеся».

В повести видно и мастерство Куприна-пейзажиста, продолжателя достижений Аксакова, Тургенева, Толстого, Чехова. На страницах своей повести Куприн выступает вдумчивым и чутким художником и психологом, который умеет раскрыть богатый духовный мир простого человека.

II. Работа с текстом повести «Олеся» (по вопросам учебника).

1. В чем, на ваш взгляд, своеобразие композиции повести? Какую роль в ней играют картины природы?

Индивидуальное сообщение: «Пейзаж в повести Куприна «Олеся». (Отметить психологизм пейзажа Куприна.)

2. Что такое «естественная личность» и как она воплощена в повести?

Работа в парах .(на электронной доске) Оформление таблицы: «Сравнительная характеристика главных героев».

Олеся

Иван Тимофеевич

Принятые в обществе нормы поведения чужды ей

Находится во власти общественного мнения

С открытой душой

Сосредоточен на своем мире

Трагические предсказания

Слабость

Самоотверженность и др.

Олеся: «доброта ваша не хорошая» и др.

Комментирование работы с опорой на текст.

Учитель . Образы героев автор создает в традициях русской психологической прозы. А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство.

Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания «быть вместе» с другим человеком.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная».

И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз - причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка.

Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается.

В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся - полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией.

Писатель создает исключительно романтический образ «дочери лесов».

Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные ей люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции.

Больше того - Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движении, улыбке.

Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.

3. Считаете ли вы, что Куприн в произведениях «Гранатовый браслет» и «Олеся» понимает любовь как духовное возрождение?

(Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение миниатюр «Любовь в произведениях Куприна».)

III Тестирование по творчеству Бунина и Куприна.

1. Символ - это:

а) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления;

б) подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с целью подчеркнуть ее особенное, избирательное значение;

в) слово или оборот в иносказательном значении;

г) художественный прием, основанный на преувеличении.

2. Конфликт художественного произведения - это:

а) ссора двух героев;

б) столкновение, противоборство, на которых построено развитие сюжета;

в) наивысшая точка развития сюжета;

г) неприятие произведения критиками и читателями.

3. Композиция это:

а) эпизод литературного произведения;

б) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения;

в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении;

г) столкновение, противоборство персонажей.

4. Кто из героев произведений Куприна в своем монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»? Кому адресованы эти слова?

а) Соломон - Суламифи;

б) Желтков - Вере Шеиной;

в) Желтков - Богу;

г) Ромашов - Шурочке.

5. Из какого произведения Бунина взяты строки:

«Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч... Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства»?

а) «Антоновские яблоки»;

б) «Окаянные дни»;

в) «Темные аллеи»;

г) «Господин из Сан-Франциско».

6. Отметьте произведения Бунина, главной темой которых является любовь.

а) «Чистый понедельник»;

б) «Суходол»;

в) «Таня»;

г) «Легкое дыхание».

7. Кто из героев И. А. Бунина «ехал в старый свет на целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»?

а) Арсений Семеныч;

б) господин из Сан-Франциско;

в) Малютин;

г) корнет Елагин.

8. Кто из героев Куприна, подобно А. Болконскому из рома на Л. Толстого «Война и мир», мечтает о подвиге?

а) Иван Тимофеевич («Олеся»);

б) Ромашов («Поединок»);

в) Николаев («Поединок»);

г) Соломон («Суламифь»).

9. Из какого произведения Бунина взяты эти строки: «Теперь это легкое дыхание снова расселялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре»?

а) «Темные аллеи»;

б) «Легкое дыхание»;

в) «Антоновские яблоки»;

г) «Суходол».

10. О какой героине А. Куприн говорит, что в ней живут сразу «два человека: один с сухим эгоистичным умом, другой - с нежным и страстным сердцем»?

а) Об Олесе («Олеся»);

б) о В. Шеиной («Гранатовый браслет»);

в) о Шурочке («Поединок»);

г) об А. Шеиной («Гранатовый браслет»).

11. С каким музыкальным произведением у Веры Шеиной, героини повести Куприна «Гранатовый браслет», связаны слова: «Да святится имя Твое»?

а) «Лунная соната» Бетховена;

б) «Реквием» Моцарта;

в) «Прелюдия» Шопена;

г) «Соната № 2» Бетховена.

12. Какой художественной деталью завершается повесть Куприна «Олеся»?

а) письмо к возлюбленному;

б) букет полевых цветов;

в) косынка Олеси;

г) нитка красных бус.

13. Какой литературный жанр преобладал в творчестве И. Бунина?

а) повесть;

г) новелла.

14. Какова основная идея рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

а) описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику в Европу;

б) разоблачение революции в России;

в) философское осмысление человеческого существования в целом;

г) восприятие американцами советской России.

15. Нобелевская премия была получена Буниным:

а) в 1925 г. за рассказ «Солнечный удар»;

б) в 1915 г. за рассказ «Господин из Сан-Франциско»;

в) в 1933 г. за роман «Жизнь Арсеньева»;

г) в 1938 г. за цикл рассказов «Темные аллеи».

16. Кому из героев рассказа Куприна «Гранатовый браслет» принадлежат следующие слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»?

а) князю Шеину;

б) чиновнику Желткову;

в) генералу Аносову;

г) Вере Шеиной.

17. Из какого источника был взят А. Куприным сюжет рассказа «Суламифь»?

а) древняя легенда;

б) Библия (Ветхий завет);

г) исландские саги.

18. Почему расстаются герои повести А. Куприна «Олеся»?

а) Иван Тимофеевич уехал в Петербург по делам службы;

б) Олеся полюбила другого человека;

в) Олесю вынуждают покинуть родные места;

г) урядник обвинил Олесю в воровстве.

Проверку выполнения тестов можно провести с помощью ассистентов.

I V . Итог урока.

V /Домашнее задание.

1.Устное сообщение « Проблема человека и цивилизации в произведениях Куприна и Бунина.»

Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место. Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры «Вальдшнепы», «Ночь в лесу», размышления о природных явлениях - «Пустые дачи» (начало осени), «Золотой петух» (восход солнца). Сюда же примыкает цикл лирических очерков о балаклавских рыбаках «Листригоны».

Впервые купринская концепция человека и природы была воссоздана как нечто целостное в произведениях Полесского цикла, основу которого составили такие рассказы, как «Лесная глушь», «Олеся», «На глухарей». Единство цикла во многом обусловлено образом рассказчика-охотника, через восприятие которого изображается природа и который воспринимает ее как реальный и одновременно таинственный и загадочный мир, достойный наблюдения и осмысления, и равноценный миру человека в общем потоке бытия. Чувство связи и родства с этим миром вызывает волнение героя: «затаил дыхание и замер», «осторожно», «стараясь не шуметь», «всматривался» и т. д. Соприкосновение с миром природы становится для рассказчика не только попыткой приблизиться к таинству мира, но и способом нравственного очищения. Природа помогает ему забыть о житейских неурядицах и заботах и окунуться в новый поток времени. Купринское чувство природы космично. Писатель воспринимает ее как органическое целое, имеющее непосредственную связь с человеческим миром. Оставаясь наедине с природой, купринский рассказчик переживает такие мгновения, которые позволяют ощутить движение времени, которые рождают у человека ощущение своей включенности в вечный поток космической жизни. Философскую окраску приобретает зимний пейзаж в повести «Олеся»: «Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви Снег розовел на солнце и синел в те- ни. Мною овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня…» В момент общения с природой купринский герой-рассказчик способен увидеть в мгновенном - вечное, ощутить свою сопричастность целому. В эту минуту герой осознает себя частью Вселенной, воплощенной в образе тишины и бесшумно текущего времени, которые рождают ощущение мировой гармонии («чего-то стройного, прекрасного и нежного»).

Образ природы опоэтизирован в «Олесе». Куприн наделяет героя взглядом художника, способностью раскрывать красоту мира и видеть ее там, где, казалось бы, нет ничего примечательного. Так, описывая «черную от грязи» лесную дорогу во время весенней распутицы, герой отмечает, что в воде, которой были заполнены многочисленные колеи и следы лошадиных копыт, «отражался пожар вечерней зари». Природа видится герою сказкой, волшебством, сливающим красоту лунной ночи и таинство любви в единый прекрасный миг жизни: «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы. И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и безмолвием леса».

Проблема взаимоотношений человека и природы поднимается Куприным в цикле очерков «Листригоны», в которых подчеркивается связь человека с природной жизнью, подчиненность труда рыбаков естественным природным ритмам. Образ природы в «Листригонах» эмоционально окрашен. В описаниях ночи, моря, тишины, звездного неба и т. д. автор часто пользуется оценочными эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Куприн показывает в своем творчестве, что разрыв человека с природой приводит к утрате космических связей и неполноценности бытия. Купринские охотничьи сюжеты, описания природы явлены читателю как одна из попыток современного человека восстановить космическое мироощущение, столь актуальное для нашей эпохи.

    • Олеся Иван Тимофеевич Социальное положение Простая девушка. Городской интеллигент. «Барин», как называют его Мануйлиха и Олеся, «паныч» называет Ярмила. Образ жизни, занятия Живет с бабкой в лесу и довольна своей жизнью. Охоту не признает. Очень любит животных и заботится о них. Городской житель, волей судьбы оказавшийся в глухой деревне. Пробует писать рассказы. В деревне надеялся найти множество легенд, преданий, но очень быстро заскучал. Единственным развлечением стала […]
    • Сочинение-рассуждение План: 1. Вступление 2. Основная часть а) тема любви в произведении б) вопрос о человеческом счастье в) проблема поведения людей в тяжелых жизненных ситуациях 3. Заключение Рассказ Александра Куприна «Куст сирени» был написан в 1984 году, и относится к раннему творчеству автора. Но в нем раскрывается мастерство писателя, его умение тонко передавать психологическое состояние героев. Небольшое по объему произведение несет в себе глубокое содержание, поднимает немало важных и […]
    • Тема поисков счастья – одна из ключевых тем в произведениях русской классической литературы, однако немногим автором удается раскрыть ее так глубоко и при этом немногословно, как это делает Куприн в рассказе «Куст сирени». Рассказ совсем не большой по объему, и в нем всего одна сюжетная линия – отношения Николая Алмазова и его жены, Верочки. Оба героя этого произведения ищут счастья, каждый по-своему, и каждый достаточно успешно. Алмазов – молодой амбициозный офицер, жаждущий славы и блестящей карьеры. При […]
    • Николай Алмазов Верочка Алмазова Черты характера Недовольный, раздражительный, слабый трусливый, упорный, целеустремленный. Неудачи сделали его неуверенным и нервозным. Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная. Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная, находчивая, деятельная, быстрая, активная, решительная, поглощена любовью к мужу. Вера в исход дела Неуверен в успехе, не может найти […]
    • Николай Вера Портрет героев В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания. Характеристика Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону...»); раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»); неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от […]
    • Куприн изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса «быть или не быть?», оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. «Любовь всегда трагедия, - писал Куприн, - всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Куприн был глубоко убежден в том, что даже безответное чувство способно преобразить жизнь человека. Об этом он мудро и трогательно поведал в «Гранатовом браслете», грустном […]
    • Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал. Куприну принадлежат замечательные […]
    • Федор Решетников – известный советский художник. Многие его работы посвящены детям. Одна из них – это картина «Мальчишки», она написана в 1971 году. Ее можно разделить на три части. Главные герои этой картины – три мальчика. Видно, что они забрались на крышу, чтобы быть поближе к небу и звездам. Художник сумел очень красиво изобразить поздний вечер. Небо темно-синего цвета, но звезд не видно. Может быть, мальчишки поэтому и забрались на крышу, чтобы увидеть, как появляются первые звезды. На заднем плане […]
    • Курт Воннегут – известнейший американский писатель немецкого происхождения, прозаик и журналист. Он – классик и легенда американской культуры, его называют современным Марком Твеном. Предки писателя приехали в Америку задолго до появления статуи Свободы. И дед, и отец Воннегута родились в штате Индиана, но всегда чувствовали себя «как немцы в Америке». Образование будущий писатель получил в университете Корнелл штата Нью-Йорк. Начинал как биохимик, вращаясь в среде молодых ученых и тесно сотрудничая с родным […]
    • «История одного города» по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова‑Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя‑сатирика, на долгое время, упрочив ее. Я считаю, что «История одного города» – одно из самых необычных книг, посвященных истории российского государства. Оригинальность «Истории одного города» – в удивительном сочетании реального и фантастического. Книга создавалась как пародия на «Историю государства Российского» Карамзина. Историки часто писали историю «по царям», чем и […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Пороки общества, описанные Чеховым а) «Обличительный» период в творчестве Чехова б) Идея рассказа «Ионыч» 2. Пять стадий деградации главного героя рассказа а) Причина духовного падения Старцева 3. Мое отношение к произведению Рассказы Антона Павловича Чехова считаются чем-то вроде анекдотов. В них всегда содержится огромная доля сатиры и иронии, но чаще всего от произведений веет добротой, чувствуется, что автор любит персонажей, которых изображает. Однако в жизни […]
    • Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович. Вам пишет ученица пятого класса Иванова Ирина Ивановна. Должна сказать, что вы мне очень нравитесь как президент и рассчитываю на то, что моё письмо дойдёт до вас. Я, как и многие дети моего возраста, люблю животных и природу, поэтому очень сильно беспокоюсь за её охрану. Я считаю, что издавая многочисленные законы о защите прав людей, вы забываете о нашей природе. К сожалению, заповедники недостаточно помогают в сохранении природы, ведь пока обществом защищаются […]
    • Роман И.А Гончарова весь пронизан разными противоположностями. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше понять характер героев, авторский замысел. Обломов и Штольц – две совершенно не похожие друг на друга личности, но, как говорится, противоположности сходятся. Их связывает детство и школа, узнать о которых можно в главе “Сон Обломова”. Из него становится ясно, что маленького Илью все любили, ласкали, не давали ничего делать самому, хотя вначале он рвался сделать все сам, но тут прибегали его […]
    • Язык является отличительной чертой каждого народа. Русский язык необходимо изучать и беречь, так как он является важной частью развития цивилизации. Культура русского общества невозможна без знания и понимания родного языка. Русский – самый богатый и живой язык. Его изучение иногда ставит людей из других стран в тупик. Огромное количество слов, оборотов и понятий требуют не только сухого выучивания слов и правил, но и частой практики. Одно и то же слово может означать совершенно разные вещи (плохое или хорошее, […]
    • Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
    • Григорий Печорин Максим Максимыч Возраст Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет Почти пенсионер Военное звание Офицер русской императорской армии. Штабс-капитан Черты характера Всё новое быстро надоедает. Страдает от скуки. Вообще, уставший от жизни, пресыщенный молодой человек, ищет отвлечения на войне, однако буквально за месяц привыкает к свисту пуль и грохоту разрывов, снова начинает скучать. Уверен, что приносит окружающим одни несчастья, что усиливает его […]
    • План сочинения 1. Введение 2. Образ вишневого сада в произведении: а) Что символизирует вишневый сад? б) Три поколения в пьесе 3. Проблемы пьесы а) Внутренний и внешний конфликт 4. Мое отношение к произведению Вот уже больше века на сценах многих театров, причем не только российских, с успехом идет пьеса «Вишневый сад». Режиссеры все ищут в этой комедии актуальные на данный момент мысли, и иногда даже ставят классическое произведение так, что, наверное, и сам Антон Павлович не смог бы […]
    • Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху. 7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия ― страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают […]
  •