» » Вопросы к рассказу записки маленькой гимназистки. Лидия алексеевна чарская

Вопросы к рассказу записки маленькой гимназистки. Лидия алексеевна чарская

Проверочная работа. Фамилия _________________ в) без интереса Чарская Л. «Записки маленькой гимназистки» 1. Как звали главную героиню повести? ________________ 2. В какой город приехала девочка­сиротка? А) Петербург Б) Москва В) Омск 3. Кто первым встретил девочку в доме? А) дети Б) дядя В) тётя Г) няня 4. Как звали кузенов Лены? ______________________________________________________ ____________________________________________________ 5. Как назвали Лену двоюродные братья и сёстры, когда она только приехала к ним? а) мимоза б) выскочка в) мокрица 6. Какими увидела Лена своих кузенов? а) добрыми и ласковыми б) смешными и добродушными в) злюками и лгунами 7. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе? а) красивая, умная, воспитанная, прилежная б) лжива, груба, драчлива и непослушна 8. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна? а) тётю б) бабушку в) маму 9. Как девочка приблизилась к двери класса? а) храбро б) боязливо Проверочная работа. Фамилия _________________ Чарская Л. «Записки маленькой гимназистки» 1. Как звали главную героиню повести? ________________ 2. В какой город приехала девочка­сиротка? А) Петербург Б) Москва В) Омск 3. Кто первым встретил девочку в доме? А) дети Б) дядя В) тётя Г) няня 4. Как звали кузенов Лены? ______________________________________________________ ____________________________________________________ 5. Как назвали Лену двоюродные братья и сёстры, когда она только приехала к ним? а) мимоза б) выскочка в) мокрица 6. Какими увидела Лена своих кузенов? а) добрыми и ласковыми б) смешными и добродушными в) злюками и лгунами 7. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе? а) красивая, умная, воспитанная, прилежная б) лжива, груба, драчлива и непослушна 8. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна? а) тётю б) бабушку в) маму

9. Как девочка приблизилась к двери класса? а) храбро б) боязливо в) без интереса 10. Как Лена работала на уроке, как выводила слова? а) в тетради было очень грязно б) правильно и очень красиво в) выводила буквы с усердием 11. Какова была тетрадь Жюли? а) было много ошибок б) на листах находились крупные и мелкие кляксы в) работа была выполнена аккуратно 12. Сколько ошибок допустила Лена в диктовке в гимназии? А) ни одной Б) одну В) две 13. За что была наказана Жюли? а) за двойку по математике б) за единицу за Закон Божий в) за кол по диктовке 14. Кто пропал у Жоржа? А) собака Б) попугай В) сова 15. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа? А) Толя Б) Лена В) Жюли 14. Кто заступился за Лену, когда её было велено высечь розгами? А) Тётя Нелли Б) Жюли В) Толя 15. Чем Толя угостил Лену? А) шоколадом Б) конфетой В) ливерной колбасой 16. Кто стал другом и защитником Лены? ____________________________________ 10. Как Лена работала на уроке, как выводила слова? а) в тетради было очень грязно б) правильно и очень красиво в) выводила буквы с усердием 11. Какова была тетрадь Жюли? а) было много ошибок б) на листах находились крупные и мелкие кляксы в) работа была выполнена аккуратно 12. Сколько ошибок допустила Лена в диктовке в гимназии? А) ни одной Б) одну В) две 13. За что была наказана Жюли? а) за двойку по математике б) за единицу за Закон Божий в) за кол по диктовке 14. Кто пропал у Жоржа? А) собака Б) попугай В) сова 15. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа? А) Толя Б) Лена

В) Жюли 14. Кто заступился за Лену, когда её было велено высечь розгами? А) Тётя Нелли Б) Жюли В) Толя 15. Чем Толя угостил Лену? А) шоколадом Б) конфетой В) ливерной колбасой 16. Кто стал другом и защитником Лены? ____________________________________

Автор разработки- учитель начальных классов МБОУ «Урмарская СОШ им.Г.Егорова» Урмарского района Чувашской Республики Михеева Марина Анатольевна

Тип урока: закрепление.

Цели урока:

    Формировать правильный тип читательской деятельности; помочь осознать целостность и динамику литературного процесса, с истематизировать сведения об авторе .

    О бсудить проблемные, активизирующие жи зненные представления учащихся, в оспитывать нравственность, чувства сопереживания героям, доброе отношение к людям.

    Развивать речь учащихся, умение вести диалог с автором. Учить составлять ха рактеристику героя произведения.

Ход урока

    Организационный момент.

Поприветствуем друг друга и гостей. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, повернитесь друг к другу пожмите друг другу руки, улыбнитесь, создайте друг другу хорошее настроение.

    Вступительное слово учителя.

Сейчас мы проведём урок закрепление по произведению Лидии Чарской “Записки маленькой гимназистки”. Вспомним о биографии автора, о чём повествует в данной повести автор и познакомимся с новыми произведениями Лидии Чарской.

    Вступительное слово ученика, биография Лидии Чарской.

Послушайте биографию Лидии Чарской и подумайте, легко ли сложилась судьба у писательницы?

(Иванова Диана рассказывает биографию автора. Рассказ сопровождается показом мультимедиапрезентации.)

Настоящее имя Лидии Чарской – Лидия Воронова – Лидия Алексеевна Чурилова. Сведения о её жизни скупы и противоречивы. Датой рождения называют то 1875 год, то 1878, по одним сведениям, она умерла в Ленинграде, по другим в Краснодарском крае. Известно, что она рано лишилась матери, обожала отца и ненавидела мачеху, несколько раз в знак протеста убегала из дома. С 10 лет сочиняла стихи, с 15 лет вела дневник, в котором, вспоминая своё детство, писала: “Почему я переживаю всё острее и болезненнее, чем другие? Почему у других не бывает таких странных мечтаний, как у меня?” после окончания института вышла замуж за офицера Бориса Чурилова и начала самостоятельную жизнь. Сын её погиб в гражданскую войну. Увлекалась театром и литературой. За два десятилетия ею было написано около 80 книг, в которые входили стихи и рассказы. Сказки и пьесы, повести и романы. Её первая книга для детей вышла в 1902 году, и больше двадцати лет Лидия Чарская была самой популярной и любимой детской писательницей в России. Потом книги Чарской стали критиковать, даже ругать и перестали печатать. Но через некоторое время её стали опять читать маленькие читатели.

Какова была жизнь у Лидии Чарской? Легка ли была её жизнь?

    Актуализация знаний учащихся. Выполнение учащимися в группах и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера.

Сейчас вам предстоит работа в группах, вам будет предложено три задания: кроссворд, викторина и тест. Ответы на каждое из заданий вы должны будете найти и обсудить в группах.

1. Работа в парах

Кроссворд о героях повести. (работа в группах, самостоятельно)

1. Назовите имя кондуктора, который сопровождал Лену в поездке в Петербург? (Никифор Матвеевич)
2. Фамилия начальницы гимназии? (Чирикова Анна Владимировна)
3. Фамилия дяди Лены, к которому она едет жить? (Иконин Михаил Васильевич)
4. Как звали первого учителя Лены? (Василий Васильевич)
5. Какое прозвище у гувернантки? (Бавария)
6. Как звали младшего брата Нины? (Толя)
7. Имя старшего двоюродного брата Лены? (Жорж)
8. Имя гувернантки в семье дяди? (Матильда Францевна)

К

Р

О

С

С

В

О

Р

Д

Проверяем правильность заполнения кроссворда.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

2. Викторина по содержанию повести (фронтальная работа)

Я задам вам вопросы по содержанию повести, а вы ответьте на них (устная работа со всеми).

1. Что общего между актрисой Лидией Алексеевной Чуриловой и писательницей Лидией Чарской.

2. Как вы думаете, чем записки отличаются от рассказа?

3. Что заставило главную героиню уехать из родного города?

4. Вспомним 1 и 4 главу. Что творится в душе маленькой пассажирки? (Ей тревожно – “чутко прислушиваюсь”, “немного страшно от неизвестности”, “мчится без оглядки”, “не знаю, не понимаю”)

5. Что больше всего вас поразило в приёме девочки родственниками?

6. Чем закончился первый день в доме дяди для Лены Икониной?

7. Вокруг Лены много хороших и плохих людей, кого из них вы назовёте?

8. Что имела в виду Матильда Францевна, называя девочку лживой, драчливой, грубой и непослушной? О каком поступке говориться?

9. Как Лену встретили в школе, и почему начальница школы не стала провожать её до кабинета?

Молодцы! Все группы отвечали на вопросы правильно, верно.

3. Тест по прочитанной повести (индивидуальная работа)

А сейчас мы поработаем по тесту. То есть, задан вопрос и несколько вариантов ответов, нужно из данных вариантов выбрать правильный.

1. В каком городе живёт дядя Лены?

Москва

Петербург

Красноярск

2. Как назвали Лену двоюродные братья и сестра, когда она только к ним приехала?

Мокрица

Мимоза

Выскочка

3. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе.

Красивая, умная, воспитанная, прилежная

Лжива, груба, драчлива и непослушна

4. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна?

Тётю

Бабушку

Маму

5. Как девочка приблизилась к двери класса?

Храбро

Боязливо

Без интереса

6. Как Лена работала на уроке, как выводила слова?

В тетради было очень грязно

Правильно и очень красиво

Выводила буквы с усердием

7. Какова была тетрадь Жюли?

Было много ошибок

На листах находились крупные и мелкие кляксы

Работа была выполнена аккуратно

8. Кто пропал у Жоржа?

Собака

Попугай

Сова

9. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа?

Толя

Лена

Жюли

10. Кто заступился за Лену когда её хотели высечь розгами?

Толя

Жорж

Нина

Проверка правильности ответов на вопросы

Молодцы! Все справились с тестом.

5 этап: Составление характеристики Лены Икониной

Что узнали мы о Лене Икониной из предыдущих уроков?

Понравилась ли вам Лена? Обоснуйте свой ответ.

1) Составление характеристики, используя текст учебника (из каждой главы находим предложения, характеризующие Лену Иконину)

На доске таблички, для составления характеристики. Моделирование.

маленькая, растерянная девочка .

начитанная, знающая, с чувством собственного достоинства.

ранимая, смелая, старательная, наблюдательная.

2) составление общей характеристики Лены Икониной

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ НОГ

6. Знакомство с другими произведениями Лидии Чарской

(групповая работа)

Ребята кроме повести “Записки маленькой гимназистки” у писательницы есть множество и других произведений. С некоторыми из них мы кратко познакомимся сегодня на уроке.

Каждой группе даётся книга с произведением. Ваша задача попробовать выяснить, предположить по названию по иллюстрациям, о чём идёт речь в каждой книге.

«Сибирочка” – книга о приключениях девочки, невероятных испытаниях, из которых она выходит исключительно благодаря стойкости, смелости и находчивости.

«Записки сиротки» – пронзительная и светлая повесть о судьбе и переживаниях девочки, которая осталась сиротой и попала в бродячий цирк. Но все закончится хорошо: злодеи будут наказаны и прощены, а юная героиня найдет своих родственников.

Смелая жизнь” – историческая повесть о легендарной судьбе Надежды Дуровой, которая прославила своё имя подвигами во время Отечественной войны 1812 года.

«Княжна Джаваха» - В повести рассказывается о драматической судьбе Нины Джавахи, благородной, отважной и справедливой девочки.

«Соперницы»- Русская писательница Лидия Чарская была «властительницей сердец» юных читателей. Выпускница Павловского института благородных девиц, она с сочувствием и любовью описывает мир переживаний, мыслей и идеалов институтских затворниц .

Дополнительно:

Чтение вслух отрывков из книг одного ученика из группы (страницы указаны).

    Рефлексия. Формулировка выводов и подведение итогов

Несмотря на то, что героиня – маленькая девочка, её жизнь полна событий, встреч с людьми, жизненными перипетиями.

Что дарят книги Чарской каждому читателю? (Доброту, её книги учат сопереживать.)

На доске даны особенности книг Чарской. Какие из них можно заметить в “Записках маленькой гимназистки”? Сформулируйте своё мнение о её книгах.

занимательность;

чёткость сюжетной линии;

неожиданность развязки;

счастливый конец;

сентиментальность (чувствительность);

противоположность героев (плохой – хороший);

постоянная смена плохого и хорошего;

простые мечты героев.

    Оценка результатов работы на уроке.

Подведём общий итог по работе каждой группы и каждого ученика в отдельности.

    Домашнее задание: Составить рассказ «Друзья и враги Лены Икониной»

Урок

литературного чтения


Лидия Чарская

«Записки маленькой гимназистки»


Как зовут маленькую гимназистку?

Сколько ей лет? Кто её родители?

Какая она?

Чем гимназия начала ХХ века отличается от современной школы?

Чем «Записки…» отличаются от рассказа?

О чём она пишет?

Кто друзья и враги маленькой гимназистки?

Почему книги Л.Чарской стали критиковать, даже ругать, перестали печатать?


Близки ли по духу герои Л.Чарской современному читателю?


Памятка учащимся

  • Через отношение других героев (Кто из взрослых героев смотрит на девочку глазами автора?).

2. Через описание внутреннего мира героя, его характеристику.

3. Через установление гармоничных и контрастных связей с кем или чем-либо.


Ваша реакция на описанные события:

- жалость;

- сопереживание;

- гнев;

-негодование;

- переживание;

- отчаяние…



Никифор Матвеевич

Тётя Нелли

Матильда Францевна

Анна Владимировна

Василий Васильевич

Жюли

Жорж

Толя

Друзья

Враги



Отец,Алексей Воронской, был военным инженером, полковником. Мать, о которой практически ничего не известно, скончалась в родах. Лидия воспитывалась сёстрами покойной матери. Родилась 19 январяРодилась 19 января 1878 года1878 года в Царском селе.Царском селе


7 лет () Лидия провела в Павловском Павловском женском институтеженском институте в Петербурге. ВпечатленияПетербурге институтской жизни стали материалом для её будущих книг. Уже в десять лет она сочиняла стихи, а с 15-летнего возраста вела дневник, записи в котором частично сохранились.


Лидия Алексеевна поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище в Петербурге. С 1898 г. по 1924 г.- работа в Петербургском Александрийском Императорском театре.В основном она исполняла незначительные, эпизодические роли; платили за них мало, и молодой актрисе, самостоятельно воспитывавшей сына Юрия, денег на жизнь катастрофически не хватало.


Стеснение в средствах подтолкнуло Лидию к писательскому делу. В 1901 г.вышла повесть «Запи1901повесть ски маленькой гимназистки», основанная на ее школьных дневниках. Книга была опубликована в журнале для детей «Задушевное слово» под сценическим псевдонимом начинающей писательницы Л. Чарская (от «чары», «очарование»).


В 1911 году комиссия при Московском обществе1911 году распространения знаний докладывала на съезде по библиотечному делу, что, согласно проведенным опросам, дети среднего возраста читают в основном ГоголяГоголя (34 %), Пушкина (23 %), Чарскую(21 %), Пушкина ТвенаТвена(18 %), Тургенева (12 %)Тургенева


Повести переводились на иностранные языки. Была учреждена стипендия для гимназистов имени Л.Чарской. Несмотря на невероятную популярность книг Чарской среди юношества, многие относились к творчеству писательницы скептически: её критиковали за однообразие сюжетов, языковые штампы, чрезмерную сентименталь ность.





















Тип урока: закрепление.

Цели урока:

1. Обобщение знаний по прочитанному произведению.
2. Развивать культуру речи, мышление.
3. Воспитывать уважительное отношение к творчеству.

Ход урока

1 этап: Организационный момент.

– Поприветствуем друг друга и гостей. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, повернитесь друг к другу пожмите друг другу руки в группе, улыбнитесь, создайте друг другу хорошее настроение.

2 этап: Вступительное слово учителя.

– Сейчас мы проведём урок закрепление по произведению Лидии Чарской “Записки маленькой гимназистки”. Вспомним о биографии автора, о чём повествует в данной повести автор и познакомимся с новыми произведениями Лидии Чарской.

3 этап: Вступительное слово ученика, биография Лидии Чарской.

– Послушайте биографию Лидии Чарской и подумайте легко ли сложилась судьба у писательницы?

– Настоящее имя Лидии Чарской – Лидия Воронова – Лидия Алексеевна Чурилова. Сведения о её жизни скупы и противоречивы. Датой рождения называют то 1875 год, то 1878, по одним сведениям, она умерла в Ленинграде, по другим в Краснодарском крае. Известно, что она рано лишилась матери, обожала отца и ненавидела мачеху, несколько раз в знак протеста убегала из дома. С 10 лет сочиняла стихи, с 15 лет вела дневник, в котором, вспоминая своё детство, писала: “Почему я переживаю всё острее и болезненнее, чем другие? Почему у других не бывает таких странных мечтаний, как у меня?” после окончания института вышла замуж за офицера Бориса Чурилова и начала самостоятельную жизнь. Сын её погиб в гражданскую войну. Увлекалась театром и литературой. За два десятилетия ею было написано около 80 книг, в которые входили стихи и рассказы. Сказки и пьесы, повести и романы. Её первая книга для детей вышла в 1902 году, и больше двадцати лет Лидия Чарская была самой популярной и любимой детской писательницей в России. Потом книги Чарской стали критиковать, даже ругать и перестали печатать. Но через некоторое время её стали опять читать маленькие читатели.

– Какова была жизнь у Лидии Чарской? Легка ли была её жизнь?

4 этап: Выполнение учащимися в группах и коллективно различного рода устных и

письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера.

– Сейчас вам предстоит работа в группах, вам будет предложено три задания: кроссворд, викторина и тест. Ответы на каждое из заданий вы должны будете найти и обсудить в группах.

– Также на столе в каждой группе лежит лист самооценки, вы после каждого задания должны будете обсудить и оценить работу каждого участника группы по пятибалльной системе.

1. Кроссворд о героях повести. (работа в группах, самостоятельно)

1. Назовите имя кондуктора, который сопровождал Лену в поездке в Петербург? (Никифор Матвеевич)
2. Фамилия начальницы гимназии? (Чирикова Анна Владимировна)
3. Фамилия дяди Лены, к которому она едет жить? (Иконин Михаил Васильевич)
4. Как звали первого учителя Лены? (Василий Васильевич)
5. Какое прозвище у гувернантки? (Бавария)
6. Как звали младшего брата Нины? (Толя)
7. Имя старшего двоюродного брата Лены? (Жорж)
8. Имя гувернантки в семье дяди? (Матильда Францевна)

– Проверяем правильность заполнения кроссворда.

– Оценили работу каждого ученика в группе.

Физ.пауза.

2. Викторина по содержанию повести.

– Каждая группа вытянет по три вопроса по содержанию повести и попробует ответить, после того как посовещаетесь в группах (устная работа со всеми).

1. Что общего между актрисой Лидией Алексеевной Чуриловой и писательницей Лидией Чарской.

2. Как вы думаете, чем записки отличаются от рассказа?

3. Что заставило главную героиню уехать из родного города?

4. Вспомним 1 и 4 главу. Что творится в душе маленькой пассажирки? (Ей тревожно – “чутко прислушиваюсь”, “немного страшно от неизвестности”, “мчится без оглядки”, “не знаю, не понимаю”)

5. Что больше всего вас поразило в приёме девочки родственниками?

6. Чем закончился первый день в доме дяди для Лены Икониной?

7. Вокруг Лены много хороших и плохих людей, кого из них вы назовёте?

8. Что имела в виду Матильда Францевна, называя девочку лживой, драчливой, грубой и непослушной? О каком поступке говориться?

9. Как Лену встретили в школе и почему начальница школы не стала провожать её до кабинета?

– Молодцы! Все группы отвечали на вопросы правильно, верно.

3. Тест по прочитанной повести.

– Каждой группе выдаётся тест по содержанию. То есть, задан вопрос и несколько вариантов ответов, нужно из данных вариантов выбрать правильный.

1. В каком городе живёт дядя Лены?

– Москва

– Петербург

– Красноярск

2. Как назвали Лену двоюродные братья и сестра, когда она только к ним приехала?

– Мокрица

– Мимоза

– Выскочка

3. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе.

– Красивая, умная, воспитанная, прилежная

– Лжива, груба, драчлива и непослушна

4. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна?

– Бабушку

5. Как девочка приблизилась к двери класса?

– Храбро

– Боязливо

– Без интереса

6. Как Лена работала на уроке, как выводила слова?

– В тетради было очень грязно

– Правильно и очень красиво

– Выводила буквы с усердием

7. Какова была тетрадь Жюли?

– Было много ошибок

– На листах находились крупные и мелкие кляксы

– Работа была выполнена аккуратно

8. Кто пропал у Жоржа?

– Собака

– Попугай

9. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа?

10. Кто заступился за Лену когда её хотели высечь розгами?

– Проверяем правильность ответов на вопросы (по одному из группы)

– Молодцы! Все справились с тестом.

Физ.пауза.

5 этап: Знакомство с другими произведениями Лидии Чарской.

– Ребята кроме повести “Записки маленькой гимназистки” у писательницы есть множество и других произведений. С некоторыми из них мы кратко познакомимся сегодня на уроке.

“Смелая жизнь” – историческая повесть о легендарной судьбе Надежды Дуровой, которая прославила своё имя подвигами во время Отечественной войны 1812 года.

“Один за всех” – повесть о жизни великого подвижника Земли Русской – Сергии Радонежском.

“Счастливчик” и Сибирочка” – о приключениях мальчика и девочки, невероятных испытаниях, из которых они выходят исключительно благодаря стойкости, смелости и находчивости.

– Каждой группе даётся книга с произведением. Ваша задача попробовать выяснить, предположить по названию по иллюстрациям, о чём идёт речь в каждой книге.

Дополнительно:

– Чтение вслух отрывков из книг одного ученика из группы (страницы указаны).

– Оценили работу каждого ученика.

6 этап: Оценка результатов работы на уроке.

– Подведём общий итог по работе каждой группы и каждого ученика в отдельности.

– В какой группе у всех вышли пятёрки? Есть ли четвёрки, тройки? Почему их работу оценили именно так?

Фамилия, имя ученика. 1. Кроссворд 2. Викторина 3. Тест по содержанию 4. Знакомимся с новыми книгами Итоговое оценивание
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7 этап: Формулировка выводов и подведение итогов.

– Несмотря на то, что героиня – маленькая девочка, её жизнь полна событий, встреч с людьми, жизненными перипетиями.

– Что дарят книги Чарской каждому читателю? (Доброту, её книги учат сопереживать.)

– На доске даны особенности книг Чарской. Какие из них можно заметить в “Записках маленькой гимназистки”? Сформулируйте своё мнение о её книгах.

– занимательность;

– чёткость сюжетной линии;

– неожиданность развязки;

– счастливый конец;

– сентиментальность (чувствительность);

– противоположность героев (плохой – хороший);

– постоянная смена плохого и хорошего;

– простые мечты героев.