» » Изображение светского общества в романе "война и мир". Изображение светского общества в романе «война и мир» - сочинения, рефераты, доклады Друбецкие: Анна Друбецкая, Борис Друбецкой

Изображение светского общества в романе "война и мир". Изображение светского общества в романе «война и мир» - сочинения, рефераты, доклады Друбецкие: Анна Друбецкая, Борис Друбецкой

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» позволяет судить о том, что представляло из себя русское общество в начале ХIХ века.

Писатель показывает читателю не только представителей высшего общества, но и московского и поместного дворянства, создает удивительные образы крестьян. Таким образом, практически все социальные слои России представлены в романе.

Картины русского общества в романе «Война и мир»

Исторические личности

  • император Александр I,
  • Наполеон,
  • Кутузов,
  • маршалы Франции,
  • генералы русской армии.

Показывая исторических личностей, Толстой авторски пристрастен: для него истинно исторической, величественной личностью является Кутузов. И император Александр, и Наполеон прежде всего думают о себе, своей роли в истории, поэтому их роль в настоящей истории призрачна. Кутузов же ощущает веяние провидения, подчиняет свою деятельность службе Отечеству. Толстой пишет:

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Поэтому велик Кутузов и ничтожны Наполеон и ему подобные.

Образы русских дворян в романе «Война и мир»

Раскрывая образы русских дворян, писатель использует любимый им прием контраста. Петербургское дворянство, высший свет Петербурга противопоставлены московскому и поместному дворянству стремлением к собственной выгоде, карьере, узким личным интересам.

Олицетворением такого общества становится салон Анны Павловны Шерер, описанием вечера у которой начинает роман. Сама хозяйка и ее гости уподобляются мастерской, где шумят машины, крутятся веретена. Поведение Пьера, его искренность кажутся завсегдатаям салона невоспитанностью.

Символом лживости высшего света становится и семья Курагиных. Внешняя красота — это необязательно атрибут красоты внутренней. Красота Элен и Анатоля скрывают их хищническую натуру, которая направлена только на получение собственного удовольствия. Женитьба Пьера на Элен, лже-любовь Наташи к Анатолю — ошибки, за которые платят разочарованием в жизни, ломкой судьбы.

Сущность высшего света проявляется в отношении к войне 1812 года. Петербург во время Бородинского сражения больше занят тем, кого из двух претендентов на ее руку выберет княгиня Безухова, Элен, при живом муже. Патриотизм этого общества выражается в отказе от французской речи и неумении говорить по-русски. Лживость этого общества отчетливо видна в поведении князя Василия Курагина во время борьбы за назначение Кутузова командующим русской армией. Курагины, Берги, Друбецкие, Ростопчин даже в войне ищут только выгоды, им чужд истинный патриотизм, единение нации.

Близки к народу дворяне московские и поместные. Москва относится к войне 1812 года по-иному. Дворяне собирают ополчение, охваченные единым порывом патриотизма, встречают они императора Александра. Пьер снаряжает целый полк ополченцев, требует, чтобы подводы, которые предназначены для перевозки вещей при отступлении, были отданы раненым. Толстой любуется единым семейным домом, где господа и слуги представляют единое целое (сцены именин в доме Ростовых, охоты и танца Наташи в доме у дядюшки Ростовых).

Образы народа, купечества «Войне и мире»

Для каждого из любимых героев Толстого человек из народа становится мерилом истины:

  • для Андрея Болконского это встреча с Тушиным в Шенграбенском сражении,
  • для Пьера — с Платоном Каратаевым в плену,
  • для Денисова — с Тихоном Щербатым в партизанском отряде.

Единение нации представлено и образом москвичей, в частности московской барыни, которая покидает город

«со смутным сознанием, что она Бонапарту не слуга».

Купеческое сословие представлено в романе персонажем Ферапонтовым, который открывает свои амбары жителям и солдатам при отступлении из Смоленска с криком:

«Все бери…Решилась Расея».

Чрезвычайно интересны образы крестьян. Толстой показывает многообразие русских народных характеров.

  • Это Тихон Щербатый — «самый нужный человек в отряде» Денисова, человек, который пешком может пройти столько же, что и конный, вытащить лошадь из болота, взять пленного.
  • Это только упомянутая писателем старостиха Василиса, возглавившая партизанский отряд.
  • Это капитан Тушин, маленький, невзрачный, благодаря которому удалось спасти русскую армию в Шенграбенском сражении.
  • Это капитан Тимохин, незаметный труженик войны, на котором держится русская армия.
  • Это философ и мудрец Платон Каратаев, противоречивость образа которого до сих пор смущает критиков. Платон был хорошим солдатом, но и плен он воспринимает как данность, как жизнь, при этом сохраняет чувство собственного достоинства.

Толстой не был бы Толстым, если бы не показал противоречивость отношений крестьян к нашествию. Бунт богучаровских крестьян, их нежелание идти в неволю, говорит о надеждах крестьянства на освобождение от крепостного права.

«В «Войне и мире», — скажет Толстой, — я любил мысль народную».

Русские семьи в романе

Но немаловажную роль в романе играет и мысль семейная. Толстой считает семью основой государства.

Семьи Ростовых, Болконских, в конце романа семьи Пьера и Наташи, Николая и Марьи — это нравственный идеал семьи, где есть родство душ, единение и взаимопонимание.

Именно в этих семьях вырастают талантливые дети, основа будущего России.

Писал, что его роман —

«картина нравов, построенная на историческом событии».

Роман дает очень многое для понимания загадок русской души и русского национального характера, удивительной силы нации, народа в широком понимании при глубоких национальных потрясениях.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Многоплановое прозаическое полотно, созданное Львом Николаевичем Толстым, – правдивая картина жизни русского народа первой четверти ХІХ столетия. Объемность произведения и масштабность описания характерно вызывают и многоплановую проблематику романа. Одной из проблем, которая решается Л.Н. Толстым, является изучение нравственной сущности светского общества в романе «Война и мир».

Художественный прием противопоставления

Одним из главных художественных приемов, использованных автором, является противопоставление. Это бросается в глаза еще до прочтения романа-эпопеи, ведь этот прием подчеркивает уже название произведения. Через параллельное изображение на основе противопоставления войны и мира Лев Николаевич изображает актуальные проблемы эпохи начала ХІХ века, людские пороки и достоинства, ценности общества и личные драмы героев.

Прием противопоставления коснулся не только планов изображения, но и образов. В романе автором созданы образы войны и мира. Если войну автор изображает через сражения, персонажи полководцев, офицеров и солдат, то мир персонифицирует образ общества России первых десятилетий ХІХ столетия.

В описании характерного светского мира в романе «Война и мир» автор не отходит от своей стилистической манеры, которой свойственны не только философские отступления, где прослеживается авторская оценка описываемых событий, но и сравнительная характеристика явлений, образов, духовных качеств. Так на скрытом противопоставлении изображает автор представителей двух главных городов Империи – Санкт-Петербурга и Москвы.

Характеристика столичного общества в романе

В тот исторический период, который описывается в произведении, Санкт-Петербург являлся столицей Российской империи, со свойственным такому высокому званию пафосным обществом. Петербург – это город, который характеризует архитектурное великолепие в сочетании с холодной угрюмостью и неприступностью. Его своеобразный характер автор переносит и на петербургское общество.

Светские рауты, балы, приемы – это главные события для представителей светского общества столицы. Именно там обсуждаются политические, культурные и светские новости. Однако за внешней красотой этих мероприятий видно, что представителей знати не заботят и не волнуют ровным счетом ни эти темы, ни мнения собеседников, ни исход разговоров и встреч. Обличение красоты истинной и ложной, сущность столичного общества раскрывается в романе уже с первой цены в салоне Анны Павловны Шерер.

Петербургское высшее общество в романе играет привычные роли, говорит лишь о том, о чем принято беседовать, поступает так, как этого ждут. На примере семьи Курагиных, которые являются характерными представителя столичного общества, автор с нескрываемым разочарованием и иронией подчеркивает театральность, наигранность и цинизм светской жизни Петербурга и ее представителей. Только неискушенные или потерявшие интерес к ролевому представлению находят одобрение автора на страницах романа, чьими устами автор дает свою оценку: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти».

Описание московской светской жизни и ее представителей

Впервые с обычаями и атмосферой московского дворянства автор знакомит читателя на утреннем приеме семьи Ростовых. На первый взгляд может показаться, что светская картина Москвы мало чем отличается от общества Северной столицы. Однако беседы представителей знати уже не такие обобщенные и пустые, в них можно услышать и личное мнение, споры и дискуссии, что говорит об искренности взглядов, истинном волнении за судьбу своего края и государства в целом. На светских мероприятиях есть место детским шалостям и добродушному смеху, искреннему изумлению, простоте и прямоте мыслей и поступков, доверию и прощению.

В то же время не стоит полагать, что Толстой, который, несомненно, симпатизирует в романе обществу Москвы, идеализирует его. Напротив, он подчеркивает многие его качества, которые не находят одобрения в лице автора, такие как зависть, высмеивание, страсть к сплетням и обсуждению чужой частной жизни. Однако, создавая образ светского общества Москвы, автор отождествляет его с характерными как позитивными, так и негативными чертами, присущими русскому народу.

Роль образа светского общества в романе

Одна из основных проблематик, которая лежит в основе произведения и моего сочинения на тему «Светское общество в романе «Война и Мир», – это сущность русского народа, со всей его многогранностью, недостатками и достоинствами. В романе целью Толстого было без украшений и лести показать истинное лицо общества начала ХІХ века, для того чтобы на его фоне изобразить сущность русской души и главных национальных ценностей, таких как дом, семья и государство.

Образ общества служит не только силой, формирующей взгляды, мнения, принципы мышления и идеалы поведения, но и фоном для выражения за счет него ярких личностей, благодаря высоким моральным качествам и героизму которых была выиграна война, что во многом отразилось на дальнейшей судьбе государства.

Тест по произведению

Л.Н. Толстой изначально хотел написать небольшой роман о декабристе, возвратившимся из ссылки домой. О его взглядах на жизнь, переменах в мировоззрении. Но в процессе работы, понял, что без предшествующей истории не обойтись. Нужно было раскрыть истоки декабристского движения, характер русской знати и простого народа. Но этот мир настолько многогранен, что произведение вылилось в объемный, по-настоящему легендарный роман-эпопею.

Отношение к войне

Показывая войну, Толстой описывает нападение Наполеона на Россию, Бородинское сражение, медленное возвращение русской армии, завоевание французами Москвы, пожар в столице и возвращение наполеоновской армии во время суровой зимы. Французскому полководцу пришлось бежать из России под обстрелы русских солдат. Его армия страдает от холода, голода, так как русские уничтожили все запасы продовольствия. Захват Москвы Наполеоном оказался бесполезным, и, в конечном счете, уничтожил большую часть его армии.

Наряду с этими историческими событиями Толстой описывает различные классы российского общества с точки зрения их участия в войне и того, какое влияние война оказала на их жизнь. В начале романа, русский аристократический класс настаивает на участии России в войне. Они хотели быстрой победы, гордости за российское дворянство. Но не ожидали, что война разрушит дома, сельское хозяйство, унесет много жизней соотечественников. Однако, большинство этого класса не планировали сами участвовать в войне, но собирались выиграть сражения руками крестьян.

В начале романа представители аристократии мечтают о войне, восхищаясь гением Наполеона. Для них не имеет значения сколько сражения унесут жизней человеческих, скольких людей сделают калеками, сколько останется сирот. Во время кровопролитных и затяжных противоборств знать произносит уже другие пафосные речи, ругая французского полководца. Меняется отношение и к французскому языку, так восхваляемому совсем недавно. Вводятся штрафы на эту речь.

Антагонизм персонажей

Толстой подводит читателя к осознанию истинных и ложных моральных ценностей, патриотизма, чести и бесчестия. Такие, как Друбецкой рвутся на войну лишь для собственной выгоды. Путем гибели сотен людей, хотят получить высокий офицерский чин. Их стремления низменны, подлы, пошлы, лживы. А простые, неприметные люди, как Тушин действительно радеют за победу, сострадают людям, любят, болеют душой за свою Родину. То же касается и женщин в романе. Юная Наташа Ростова, которую многие считали ветреной, несознательной, отдает свои подводы раненым, понимая, что из-за этого не сможет вовремя эвакуироваться. Автор мягко подталкивает нас к сравнению Элен Курагиной и Марьи Болконской. Элен все считают красавицей, многие в нее влюблены. Она востребована в светском обществе. Мария же обладает неприметной внешностью, скромна, тиха. Но она обладает тонко чувствующей душой, добродетельна, красива внутренне. Это понимаешь, лишь прочитав роман целиком.

Отношение к крестьянам

Вся московская и петербургская знать того времени – помещики. Но лишь немногие из них относились к крестьянам как к людям. Тогда можно было легко продать человека, выменять или проиграть в карты. И измерялись крестьяне «душами». Это говорит о том, что аристократы мнили себя почти богами, думая, что владеют душами человеческими. Тем временем, русский народ – это и есть истинный герой великого произведения.

Заключение

Изображению дворянского сословия писатель уделил много внимания. Лев Николаевич дает нам понять ничтожество этих людей. Они холодны, надменны, чопорны. Личная выгода, деньги, чины, сплетни для них важнее чести, истины, морали. Здесь не принято открыто, вслух высказывать свои мысли, а личное мнение должно соответствовать мнению толпы. Любое искреннее проявление чувств находит здесь лишь осуждение. Некоторые из них, такие, как: Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский через физические и нравственные страдания смогли очиститься, прийти к внутренней гармонии после жестокого самоанализа. Но их единицы.

Раскрывает писатель и роль женщины в обществе. Не кокеткой она должна быть, как Элен Курагина, не светской леди, как Анна Шерер, а матерью и женой. Такой становится главная героиня романа – Наташа Ростова.

Многоплановое прозаическое полотно, созданное Львом Николаевичем Толстым, – правдивая картина жизни русского народа первой четверти ХІХ столетия. Объемность произведения и масштабность описания характерно вызывают и многоплановую проблематику романа. Одной из проблем, которая решается Л.Н. Толстым, является изучение нравственной сущности светского общества в романе «Война и мир».

Художественный прием противопоставления

Одним из главных художественных приемов, использованных автором, является противопоставление. Это бросается в глаза еще до прочтения романа-эпопеи, ведь этот прием подчеркивает уже название произведения. Через параллельное изображение на основе противопоставления войны и мира Лев Николаевич изображает актуальные проблемы эпохи начала ХІХ века, людские пороки и достоинства, ценности общества и личные драмы героев.

Прием противопоставления коснулся не только планов изображения, но и образов. В романе автором созданы образы войны и мира. Если войну автор изображает через сражения, персонажи полководцев, офицеров и солдат, то мир персонифицирует образ общества России первых десятилетий ХІХ столетия.

В описании характерного светского мира в романе «Война и мир» автор не отходит от своей стилистической манеры, которой свойственны не только философские отступления, где прослеживается авторская оценка описываемых событий, но и сравнительная характеристика явлений, образов, духовных качеств. Так на скрытом противопоставлении изображает автор представителей двух главных городов Империи – Санкт-Петербурга и Москвы.

Характеристика столичного общества в романе

В тот исторический период, который описывается в произведении, Санкт-Петербург являлся столицей Российской империи, со свойственным такому высокому званию пафосным обществом. Петербург – это город, который характеризует архитектурное великолепие в сочетании с холодной угрюмостью и неприступностью. Его своеобразный характер автор переносит и на петербургское общество.

Светские рауты, балы, приемы – это главные события для представителей светского общества столицы. Именно там обсуждаются политические, культурные и светские новости. Однако за внешней красотой этих мероприятий видно, что представителей знати не заботят и не волнуют ровным счетом ни эти темы, ни мнения собеседников, ни исход разговоров и встреч. Обличение красоты истинной и ложной, сущность столичного общества раскрывается в романе уже с первой цены в салоне Анны Павловны Шерер.

Петербургское высшее общество в романе играет привычные роли, говорит лишь о том, о чем принято беседовать, поступает так, как этого ждут. На примере семьи Курагиных, которые являются характерными представителя столичного общества, автор с нескрываемым разочарованием и иронией подчеркивает театральность, наигранность и цинизм светской жизни Петербурга и ее представителей. Только неискушенные или потерявшие интерес к ролевому представлению находят одобрение автора на страницах романа, чьими устами автор дает свою оценку: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти».

Описание московской светской жизни и ее представителей

Впервые с обычаями и атмосферой московского дворянства автор знакомит читателя на утреннем приеме семьи Ростовых. На первый взгляд может показаться, что светская картина Москвы мало чем отличается от общества Северной столицы. Однако беседы представителей знати уже не такие обобщенные и пустые, в них можно услышать и личное мнение, споры и дискуссии, что говорит об искренности взглядов, истинном волнении за судьбу своего края и государства в целом. На светских мероприятиях есть место детским шалостям и добродушному смеху, искреннему изумлению, простоте и прямоте мыслей и поступков, доверию и прощению.

В то же время не стоит полагать, что Толстой, который, несомненно, симпатизирует в романе обществу Москвы, идеализирует его. Напротив, он подчеркивает многие его качества, которые не находят одобрения в лице автора, такие как зависть, высмеивание, страсть к сплетням и обсуждению чужой частной жизни. Однако, создавая образ светского общества Москвы, автор отождествляет его с характерными как позитивными, так и негативными чертами, присущими русскому народу.

Роль образа светского общества в романе

Одна из основных проблематик, которая лежит в основе произведения и моего сочинения на тему «Светское общество в романе «Война и Мир», – это сущность русского народа, со всей его многогранностью, недостатками и достоинствами. В романе целью Толстого было без украшений и лести показать истинное лицо общества начала ХІХ века, для того чтобы на его фоне изобразить сущность русской души и главных национальных ценностей, таких как дом, семья и государство.

Образ общества служит не только силой, формирующей взгляды, мнения, принципы мышления и идеалы поведения, но и фоном для выражения за счет него ярких личностей, благодаря высоким моральным качествам и героизму которых была выиграна война, что во многом отразилось на дальнейшей судьбе государства.

Тест по произведению


Петербург


московское светское общество

Мысль народная» в романе «Война и мир».

Роман «Война и мир» был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и, глубже, о войне 1812 года, нельзя написать этого роман. Так замысел романа постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею. Это рассказ о подвиге народа, о победе его духа в войне 1812 года. Позже, говоря о своем произведении, Толстой писал, что главная мысль романа - «мысль народная» . Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. На страницах романа, и особенно во второй части эпилога, Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого - это так называемое роевое начало, дух и воля не одного человека, а нации в целом. И насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так, победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее духа и воли французов, поэтому победа России над Францией была предопределена.
Война 1812 года стала рубежом, испытанием для всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением, веру в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков, - он даже разрабатывает план убийства Наполеона; для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было “стыдно и гадко”; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Денисова, Долохова, даже для Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе. Эта воля к победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в сцене сдачи Смоленска (вспомним купца Ферапонтова, который, поддав шись какой-то неведомой, внутренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что нельзя вынести - поджечь) в сцене подготовки к Бородинскому сражению (солдаты надели белые рубахи, как бы готовясь к последней схватке) в сцене боя партизан с французами. Тема партизанской войны занимает особое место в романе. Толстой подчеркивает, что война 1812 года, действительно, была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками. Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, создают свои отряды и герои романа - Денисов и Долохов. Жестокую, не на жизнь, а на смерть войну Толстой называет “дубина народной войны”:
«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие» .

Мысль семейная» в романе «Война и мир».

Участвует пять главных семей: Ростовы, Болконские, Курагины, Друбецкие и Безуховы. Также в романе упоминаются и другие, менее яркие семьи: Берги, Карагины, Долоховы и т.д.

Ростовы: граф Ростов, графиня Ростова, Вера, Николай, Наташа, Петя, Соня.

Болконские: Николай Болконский, Андрей, Лиза Болконская (Мейнен, жена Андрея, «маленькая княгиня», племянница Кутузова), Марья, Николенька, мадемуазель Бурьен.

Курагины: князь Василий, княгиня Курагина, Эллен Курагина, Ипполит Курагин, Анатоль Курагин.

Друбецкие: Анна Друбецкая, Борис Друбецкой.

Шенграбен и Аустерлиц в романе «Война и мир».

Роль эпилога.

Эпилог – заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа. В произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского роль эпилога чрезвычайно велика:

* эпилог логически завершает сюжет произведения.

Философская позиция Толстого настолько отдалена от сюжета произведения, что могла бы существовать самостоятельно, в качестве философского трактата. Сюжетная развязка (первая часть эпилога) занимает существенно меньшую часть эпилога. С войны прошло 7 лет. Марья вышла за Ростова, их счастье основано на постоянно духовной работе Марии. Николая восхищает ее ум и душа. Николай хорошо управляет имением, Соня живет с ними. В Наташе не было видно души, а только лицо и тело. Главное для нее – служение мужу и семье. Пьер рассказывает Николаю о последних политических новостях, говорит, что государь ни в какие дела не вникает, что обстановка в государстве накаляется, что все готово к перевороту. Пьер уверяет, что нужно организовать общество, может быть даже и нелегальное, чтобы приносить пользу. Николай с этим не соглашается, напоминает, что он давал присягу: «Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить - ни на секунду не задумаюсь и пойду». Пьера ждут новые испытания. Испытания, связанные с участием Пьера в политическом кружке. (Как мы понимаем, Пьер станет декабристом, примет участие в восстании на Сенатской площади.) Так Толстой доказывает нам, “что люди, как реки”, все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает их “вполне хорошими.

(Сон Николеньки) Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска и радостно приближались к цели. Но вдруг перед ними в грозной позе появляется дядя Николай, готовый убить первого, двинувшегося вперед. Николенька оборачивается и видит, что рядом с ним стоит уже не дядя Пьер, а отец - князь Андрей и ласкает его. Мальчик так толкует этот сон: «Отец был со мною и ласкал меня. Он одобрял меня, он одобрял дядю Пьера. Я знаю, они хотят, чтобы я учился. И я буду учиться. Но когда-нибудь я перестану; и тогда я сделаю. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною. Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...»

Во второй части Толстой еще раз повествует об историческом процессе, о том, что не личность делает историю, а делают ее народные массы, руководимые общими интересами. Личность важна в истории лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы. Толстой задается глобальной проблемой: “Что движет миром, его историей?” И дает на него ответ: “Законы необходимости”. Его позиция – фатализм. По мнению Толстого, человек - лишь пешка в сложной игре, исход которой предопределен, и цель пешки - осознать правила игры и следовать им (и в таком случае оказаться в числе победителей-праведников), в противном случае пешка будет наказана судьбой, сопротивление которой бесполезно. Гигантская иллюстрация такой позиции - картины войны, где все, включая царей и великих полководцев, бессильны перед судьбой, где побеждает тот, кто лучше понимает законы необходимости и не противится им (Кутузов).

Представлена широкая философская позиция. Для подтверждения своей позиции во второй части эпилога он не использует сюжетного материала своего произведения, а пользуется вновь придуманными аргументами. Особо следует отметить необыкновенное новаторство Толстого, превратившего эпилог из небольшого придатка или просто последней главы в самостоятельное произведение, роль которого сравнима с ролью основной части “Войны и мира”.

Философия истории.

Произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» было задумано как повествование о жизни некоторых вымышленных героев из высшего общества, но постепенно оно превращалось в эпопею, включающую не только описания реальных событий начала XIX века, но и целые главы, задача которых - донести до читателя философские воззрения автора. Обращаясь к изображению истории, Толстой был вынужден знакомиться с разнообразными материалами по интересующей его эпохе. Позиция ни одного из современных писателю ученых не могла удовлетворить человека, желавшего во всем «дойти до корня». У автора «Войны и мира» постепенно складывается своя концепция исторического развития; которую было необходимо изложить, чтобы открыть людям «новую истину», сделать яснее логику романа.

Одной из первых проблем, с которой столкнулся писатель, стала оценка роли личности и масс в истории. И если в начале создания «Войны и мира» основное внимание уделялось отдельным героям, то по мере изучения войны 12-го года Толстой все больше убеждался в определяющей роли народа. Во второй части эпилога основная мысль, которой проникнуто все повествование, была сформулирована так: «...чем непосредственнее люди участвуют в совершении действия, тем менее они могут приказывать и тем их большее число... чем меньше то прямое участие, которое люди принимают в самом действии, тем они больше приказывают и тем число их меньше...» Идея о том, что действия масс определяют историю, находит подтверждение во многих эпизодах романа. Так, победу в Шенграбенском сражении русским войскам приносят отнюдь не удачные распоряжения князя Багратиона, который «...только старался делать вид, что все, что делалось по необходимости, случайности и воле частных начальников... делалось... согласно с его намерениями», а действия «маленького» капитана Тушина, а также осознание всеми необходимости этого боя для спасения армии. Тогда же, когда рядовой солдат не видел цели сражения, как это было при Аустерлице, на неблагоприятный исход не могло повлиять ни знание немецким командованием местности, ни продуманная диспозиция, ни присутствие императоров. Особенно хорошо видно определяющее значение духа войска в Бородинском сражении, когда русские смогли доказать свое моральное превосходство над врагом, несмотря на интриги в штабе Кутузова и неудобство позиции.

По мнению Толстого, задача личности состоит в том, чтобы не мешать естественному ходу истории, «роевой» жизни народа. Это понимает Багратион, и доказательством может служить его поведение во время Шенграбенского сражения, это знает Кутузов, чувствующий момент, когда необходимо дать грандиозное сражение, позволяющий себе принять решение об оставлении Москвы, видящий смысл только в войне освободительной. Главное отличие «светлейшего» от Наполеона не в бездеятельности русского командующего, а в осознании стариком того, что его приказы не являются определяющими, для хода истории.

Говоря о позиции Толстого по поводу роли личности в истории, мы неминуемо приходим к описанию противоречий в концепции автора «Войны и мира».

С одной стороны, один из основополагающих тезисов - «человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общественных целей». По мнению Толстого, естественно то, что «большая часть людей того вре-, мени не обращали никакого внимания на общий ход дел, а руководились только личными интересами настоящего». С другой стороны, все герои романа разделены на две группы. К первой из них принадлежат все те, кому небезразлична судьба Родины, чья жизнь переворачивается во время войны 1812 года, чей «личный интерес» непосредственно связан с «общим ходом дел». Это старый князь Болконский, собирающий ополчение, готовящийся к защите Лысых Гор от французов, Ростовы, отдающие свои подводы под раненых, Петя, Николай, Андрей, Пьер, видящие цель своей жизни в участии в Отечественной войне.

Ко второй половине относятся те, чья жизнь не изменяется с началом войны, никак от нее не зависит. Это псевдопатриоты из петербургского салона А. П. Шерер и посетители дома Элен, симпатизирующие Наполеону и французам, Берг, озабоченный покупкой шифоньерки во время оставления жителями Москвы, Борис, интересующийся только повышением по службе. Все они осуждаются автором именно за безразличие к общему делу. Идеальной же личностью становится Кутузов, понимающий глубокий смысл происходящего.

В эпопее важное место отводится рассуждениям об общем характере развития жизни. Говоря об этой части историко-философских отступлений романа, часто употребляют термин «фатализм». Законы истории пока недоступны людям, поэтому возникает понятие судьбы, фатума," которое заменяет собой всю совокупность непознанных причин.

Светское общество в романе «Война и мир».

В романе “Война и мир” Толстой создал правдивую и целостную картину русской жизни первой четверти XIX века. В этот период в России главную общественную роль играли дворяне, поэтому немалое место в романе отводится описанию светского общества. Высший свет в тот период был представлен в основном двумя столичными обществами, довольно сильно отличающимися друг от друга: петербургским и московским.
Петербург - столица, холодный, неприветливый город, стоящий в одном ряду с европейскими городами. Петербургский высший свет - особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу. Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе, - неестественность. Все представители высшего света привыкли играть роли, навязанные им обществом или взятые ими добровольно, недаром князь Василий в романе сравнивается с актером.

Одним из основных видов времяпрепровождения членов высшего света были светские приемы, на которых обсуждались новости, положение в Европе и многое другое. Человеку новому казалось, что все обсуждаемое важно, а все присутствующие очень умные и думающие люди, всерьез заинтересованные предметом беседы. На самом же деле в этих приемах есть что-то механическое, равнодушное, и Толстой сравнивает присутствующих в салоне Анны Павловны Шерер с разговорной машиной. Человека умного, серьезного, пытливого не может удовлетворить такое общение, и он быстро разочаровывается в свете. Однако основу светского общества составляют те, кому такое общение нравится, для кого оно необходимо. У таких людей вырабатывается определенный стереотип поведения, который они переносят и в личную, семейную жизнь. Поэтому в их отношениях в семье мало сердечности, больше практичности и расчета. Типичная петербургская семья - семья Курагиных.
Совсем другим предстает перед нами московское светское общество , которое, впрочем, в чем-то все же сходно с петербургским. Первым изображением московского света в романе является описание именин в доме Ростовых. Утренний прием гостей напоминает светские приемы в Петербурге: обсуждение новостей, правда уже не общемирового масштаба, а местных, притворные чувства удивления или негодования, но впечатление сразу меняется с появлением детей, которые приносят в гостиную непосредственность, счастье, беспричинное веселье. На обеде у Ростовых проявляются все качества, присущие московскому дворянству: хлебосольство, радушие, семейственность. Московское общество во многом напоминает одну большую семью, где все всем известно, где прощают друг другу маленькие слабости и могут прилюдно поругать за проказы. Только в подобном обществе могла появиться такая фигура, как Ахросимова, и снисходительно оценена выходка Наташи. В отличие от петербургского, московское дворянство ближе к русскому народу, его традициям и обычаям. Вообще симпатии Толстого, по-видимому, на стороне московского дворянства, недаром его любимые герои Ростовы живут в Москве. И хотя многие черты и нравы москвичей писатель не может одобрить" (сплетничество, например), он и не заостряет на них внимание. В изображении светского общества Толстой активно пользуется приемом “отстранения”, позволяющим с неожиданной точки зрения взглянуть на события и героев. Так, при описании вечера у Анны Павловны Шерер писатель сравнивает салон с прядильной мастерской, освещая с неожиданной стороны светский прием и позволяя читателю проникнуть в суть взаимоотношений на нем. Французский язык в речи героев тоже является приемом «отстранения», давая возможность полнее создать образ светского общества, говорившего в то время в основном по-французски.