» » Контраст как основной мотив "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева

Контраст как основной мотив "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева

Сочинение

В ряду прославленных мастеров отечественной литературы И. С. Тургеневу принадлежит место великого писателя-реалиста, который в своих сочине­ниях охватил все слои русского общества и все важные изменения в обще­ственном сознании. Действительно, зрелое творчество писателя освещало жизнь в деревенских избах, «дворянских гнездах», жилищах разночинцев и отражало путь, пройденный страной от периода господства крепостного права до времени распространения народнического движения. Тургенев создал богатейшую галерею человеческих «типов», которая представляла многообразие современной социальной жизни России и наиболее значи­тельные черты национальной души. Стремление к типизации характеров осмыслялось им как одно из главных условий реалистического художест­венного изображения: «Нужно сквозь игру случайностей добраться до ти­пов, - говорил писатель, - и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучени­ем, чуждаться эффектов и фальши». При этом мастерство типического обобщения сочета­лось у этого художника с искусством создания ярких неповторимых индивидуальностей и даром «деликатного проникновения в людские души». Одним из первых в русской литературе он использовал психологический подтекст, ощутимо расширивший рамки художествен­ного изображения внутреннего мира личности в прозе.

Если в «Записках охотника» Тургенев за­явил о себе как о живописце крестьянства, сумевшем, по мнению Белинского, зайти «к народу с такой стороны, с какой до него... ни­кто еще не заходил», то в романах и повестях он проявил себя «летописцем» жизни россий­ской интеллигенции. Важнейшие линии ее художественного осмысления были прочерчены в первом же тургеневском романе - «Рудине». Это - тема духовных поисков передовой интеллигенции; изображение любви как главного мерила внутренней состоятельности личности; включение в сюжет ситуаций жизненных испытаний, в которых проходят проверку движу­щие лучшими умами идеи; разработка типов «лишнего» человека, не на­ходящего себе применения в русской действительности середины XIX в., и «тургеневской девушки» - цельной, богатой натуры, ищущей в любимом своего нравственного наставника и готовой ради него пойти на жертвы. Последовательно развивая указанные линии в дальнейших своих романах, Тургенев воссоздал широкую картину духовной жизни русского культурно­го общества 50-70-х годов XIX в. и с поразительной глубиной показал сильные и слабые стороны русской интелли­генции, ее лучшие задатки и горькие промахи, нравственные прозрения и идейные самооб­маны.Вместе с тем таланту этого писателя был свойствен глубокий лиризм, особенно нагляд­но проступавший в эмоционально-насыщен­ных пейзажах, анализе внутренней жизни героев, щемящих размышлениях о вечных вопросах бытия, иными словами, - в передаче поэтичных проявлений жизни. Эта особен­ность принесла Тургеневу славу «прекрасней­шего идеалиста и мечтателя» (А. В. Дружинин), «поэта, который может всё украсить» (Жорж Санд), художника, чье слово проникает в самую сердцевину человеческой души. Вершинного выражения «лирическое» начало тургеневского дарования достигло в области художественного изображения любовных отношений.

Любовь в произведениях Тургенева предстает могущественной, тайной и таинственной силой, которая переворачивает жизненные устои, человека, и, полностью овладевая его душой, нередко приводит к саморазрушению и гибели. Как правило, писатель изображает трагическую невоплотимость любовных надежд на счастье или их несовместимость с идеей служения об­щему благу. Вместе с тем любовь в тургеневских произведениях является пробным камнем душевных качеств человека: любовью измеряется и его соответствие провозглашаемым идеалам, и калибр его личности. Своеоб­разную любовную трилогию составляют повести Тургенева «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860) и «Вешние воды» (1872), принадлежащие к числу самых проникновенных его лирических произведений. По поводу «Аси» выдающийся русский поэт Н. А. Некрасов говорил: «От нее веет душевной молодостью, вся она чистое золото поэзии».

Великие художественные открытия И. С. Тургенева покрыли его имя неувядающей славой. Выражая восхищение перед этим мастером слова, известный французский прозаик Ги де Мопассан писал: «Наряду с поэтом Пушкиным... которым он страстно восхищался, наряду с поэтом Лермон­товым и романистом Гоголем, он всегда будет одним из тех, кому Россия должна быть обязана глубокой и вечной признательностью, ибо он оставил ее народу нечто бессмертное и неоцененное - свое искусство, незабывае­мые произведения, ту драгоценную и непреходящую славу, которая выше всякой другой славы!»

Исключительная художественная чуткость писателя к новым формам. общественной жизни в известной мере способствовала преодолению им ложных идейных посылок в конкретном творчестве» Это отмечал Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?», посвященной анализу романа «Накануне». В ранней романтической лирике и поэмах Тургенев развивал традиции Пушкина и Лермонтова, а позднее и Гоголя» Наиболее полно передовые убеждения Тургенева выразились в цикле рассказов и новелл под общим названием «Записки охотника», которые он начал создавать во второй половине 40-х годов» Антикрепостническая направленность ряда рассказов, возникшая под благотворным влиянием Белинского, обусловила их огромный общественный резонанс.

Композиционно все очерки и новеллы объединяются образом рассказчика - охотника» В лиризме пейзажных зарисовок сказалось своеобразие тургеневской манеры. Близка по идейному смыслу к «Запискам охотника» повесть «Муму»! противопоставление духовного ничтожества избалованной и капризной барыни-самодурки нравственному величию и стойкости немого дворника Герасима, фигура которого получает символическое значение, олицетворяя дремлющие могучие силы народа и одновременно его покорность, финал повести говорит о пробуждении в Герасиме чувства протеста» В 5 0-х годах Тургенев создает ряд повестей, объединенных темой внутренней духовной слабости дворянской интеллигенции («Дневник лишнего человека», «фауст», «Ася»), Тип либерала-идеалиста, «человека сороковых годов», создал Тургенев в романе «Рудин». Рудин пропагандирует передовые идеи, отличается силой ума, но в итоге оказывается слабым, безвольным мечтателем (в противовес трезвому практицизму Лежнева), не умеющим действовать. В психологии героя отразилась общественная несостоятельность передового дворянства» В романе «Дворянское гнездо» Тургенев критикует столичную бюрократию (Паншин), поэтизирует романтику «дворянских гнезд» как средоточия положительных сил русской культуры, в трагической фигуре Лаврецкого он обнаруживает стремление к «признанию народной правды и смирению перед ней» и в этом видит нравственный долг передового дворянина. Идея верности нравственному долгу раскрывается и в образе Лизы Калитиной, которая разделяет с Лаврецким стремление к высокому идеалу правды.

В следующем романе - «Накануне» - проблематика существенно расширяется. Обострение борьбы либералов и демократов 60-х годов сказалось в том, что Тургенев создает образ революционера-разночинца! болгарина Инсарова, обладающего героическим характером борца за освобождение Родины. Простота и твердость его характера, духовная независимость и благородство, умение действовать ради достижения ясно поставленной цели выгодно отличают Инсарова от романтика Шубина и скромного интеллигента Берсенева. Исключительные личные достоинства Инсарова, его пламенная убежденность в необходимости героической борьбы за освобождение Родины увлекают Елену Стахову, идущую за ним на подвиг.

О ритме тургеневской прозы

тургеневский художественный стих проза

Своеобразие ритмической организации тургеневского повествования традиционно привлекает внимание исследователей и нередко рассматривается как один из основных структурных признаков его поэтической прозы. История проблемы восходит к экспериментальным опытам русских формалистов, пытавшихся применить принципы метрической организации стиха к исследованию особенностей прозы Тургенева. Как известно, попытки прямой метризации тургеневских текстов уже тогда вызывали бурную и по-революционному непримиримую реакцию носителей более традиционных историко-культурных воззрений. «Ничего более отвратительного, наглого и беззастенчиво-бездарного, чем статья Энгельгардта о прозе Тургенева - нам читать не приходилось...», - пишет, к примеру, в своей рецензии Г. О. Винокур. - «Сей почтенный исследователь хочет доказать, что Тургенев писал свои повести и рассказы не прозой, а стихами, ...и нисколько не трудясь пояснить смысл сей чудовищной ахинеи, предлагает нам опыт того, что он называет «экспериментальной версификацией», и что на деле является просто бессмысленным набором слов, составленных так, чтобы получились те ритмы, которые счастливый взор исследователя различил в тургеневской прозе» .

На сегодняшний день представление о различной природе поэтического и прозаического ритма и непродуктивности прямого применения законов метрической организации стиха к исследованию структуры художественной прозы является общепринятым в науке. Однако отголоски давних полемик все же можно усмотреть в существовании двух смежных, но явно не тождественных подходов к пониманию природы переходных форм повествования - и в частности, структуры поэтической прозы.

Первый из них - вариант стиховедческого подхода - последовательнее и полнее всего изложен в работах Ю. Б. Орлицкого. В качестве первичного обязательного признака стихотворной формы он рассматривает не метрическую организацию, а двойную сегментацию и вертикальный «ритм строк» поэтического текста. Выявление и систематизация прозаических аналогов стиховой строки и строфы используется как главный инструмент типологического исследования переходных форм между стихом и прозой. Очевидно, что при таком подходе «поэзия» и «проза» воспринимаются, прежде всего, как «два способа организации речевого материала» , а их изучение осуществляется в русле обширной традиции лингвистического и графического исследования художественного текста.

На протяжении всего ХХ века активно формируется и другой - структурно-семантический - подход к исследованию особенностей поэтического и прозаического типов художественной структуры. В русле этого направления «поэзия» и «проза» рассматриваются не только как «два способа организации речевого материала», но и как два типа художественного дискурса, структурно тяготеющие либо к «поэтической», либо к «прозаической» («монологической» - «диалогической», по терминологии М. М. Бахтина) модели авторского мышления. При такой постановке вопроса оппозиция «поэзия - проза» в большей степени коррелирует не со стиховедческой и лингвистической проблематикой, но с жанровостилевым и родо-видовым содержанием, а проблема ритма приобретает не только формально-речевой, но и художественно-эстетический статус.

Первые шаги в этом направлении были сделаны уже самими русскими формалистами, достаточно скоро пересмотревшими некоторые крайности своего первоначального подхода. Б. В. Томашевский высказывает мысль о принципиальной специфике ритмической организации художественной прозы. Он вводит в научный обиход термин «речевой колон», обозначая им единицу ритмического строения прозаического текста, представляющую собой «синтаксически-интонационное объединение фразовых групп (или «синтагм», по терминологии Л. В. Щербы)» .

В.М. Жирмунский также полагает, что основу ритма художественной прозы «образуют не звуковые повторы, а различные формы грамматикосинтаксического параллелизма» . Одним из первых он обращается к исследованию семантики ритма поэтической прозы. По его мнению, «именно эмоционально-лирическое содержание такой прозы подсказывает» ее стилистические особенности и, в частности, «связанную с ними ритмизацию» .

Важным этапом в развитии структурно-семантического метода стали работы Ю. М. Лотмана. По верному замечанию исследователя, именно в силу богатства и обширности накопленного стиховедением и лингвистикой статистического и классификационного материала, целесообразно поставить «не только вопрос: “как организован текст в ритмическом отношении?”, но и: “зачем он так организован?”» . Развивая идеи семантической синтагматики, Лотман предлагает рассматривать ее не только как привычную для лингвиста «синтагматику цепочки» - но и как «синтагматику иерархии» «конструктивно-разнородных» уровней, «соположение» которых является «одним из основных структурных законов художественного текста».

Существенным вкладом в развитие современной теории и методологии исследования ритма художественной прозы является концепция М. М. Гиршмана. Важнейшей методологической заслугой исследователя является, на наш взгляд, разграничение понятий речевого микроритма и композиционного макроритма, то есть ритма, проявляющегося на всех уровнях художественной структуры. «Ритм, становясь художественно значимым, перестает быть только узкоречевым», - пишет М. М. Гиршман, - «он наполняется внутренними связями с другими уровнями повествовательной структуры, обретает интонационно-выразительные, сюжетнокомпозиционные, характерологические функции,... воплощает, наконец, авторскую художественную энергию, образующую и организующую прозаическое художественное целое» .

Таким образом, диалектический подход к пониманию природы ритма художественной прозы все более уравновешивает сегодня некоторые «крайности» формально-стиховедческих методик. «Поэзия и проза» рассматриваются одновременно и как речевые структуры, формально соотносимые с оппозицией «стих - проза», и как архитектонические (по терминологии М. М. Бахтина) художественные формы, обнаруживающие свое смысловое родство с жанрово-родовой оппозицией «лирика - эпос». В русле подобных воззрений авторы современной «Теории литературы» (под редакцией Н. Д. Тамарченко) понимают художественный ритм как глубинный уровень субъектной структуры, как «речевую “генерализацию” текста»: «Ритмика интонирует всю субъектную организацию литературного произведения в ее взаимоналожениях и взаимодействиях с объектной организацией» . Исследование «ритмотектоники целого» - «скрытого от поверхностного впечатления, “мозгового” слоя художественной реальности» текста - является одним из продуктивных и актуальных сегодня направлений литературоведческих исследований.

Использование новейших методик позволяет по-новому взглянуть на проблему структурного своеобразия поэтической прозы, и в частности, прозы И. С. Тургенева. Интересная попытка исследования жанрообразующей функции ритма «Стихотворений в прозе» предпринята в диссертационной работе С. В. Галанинской . М. В. Половнева, исследуя общие принципы структурной организации ранних лирико-философских повестей Тургенева, рассматривает в качестве одного из таких принципов наличие символического подтекста повествования, формирующего своеобразный лирический макроритм ранней тургеневской прозы .

Романы Тургенева реже становились объектом применения подобных методик. История изучения отразила процесс содержательного углубления исследовательской мысли от внешних социально-исторических характеристик до универсально-философского, онтологического осмысления их художественного содержания (в работах Г. Б. Курляндской, Л. В. Пумпянского, В.М. Марковича, Ю. М. Лотмана, С. М. Аюпова и других). Гораздо реже романное творчество исследовалось в другом, на наш взгляд, не менее важном аспекте - как продолжение и развитие тех общих для идиостиля Тургенева структурных тенденций, которые сложились в его ранней поэтической прозе и не могли не сказаться в романной поэтике.

Основы современных представлений о своеобразии «поэтической манеры» Тургенева были заложены в работах В. М. Жирмунского. Анализируя отрывок из повести «Три встречи», исследователь разработал актуальную систему способов и приемов манифестации «ритмических воздействий», в целом характерных для тургеневской прозы. Ее «композиционный остов» образуют, на его взгляд, «различные формы грамматикосинтаксического параллелизма, поддержанного словесными повторениями (в особенности анафорами)» . Среди других ритмических признаков В. М. Жирмунский выделяет повторение «парных (реже тройных) групп слов», «двойных и сложных эпитетов», лирических вопросов, восклицаний, лексических «подхватываний». Особую группу приемов составляют «характерные стилизующие мотивы» (или «стилизующие словесные темы»), ритмически организующие тургеневское повествование. К ним относится повторение «обобщенных» слов («лирических гипербол»), «неопределённых эпитетов», «сказочного словаря». Весьма продуктивной представляется мысль исследователя о существовании особых приемов «лирического вчувствования в пейзаж», описание которого чаще всего имеет ритмический характер в прозе Тургенева. К ним относятся использование «одушевляющей метафоры», «полуэмоциональных слов» (размытых, неопределенных форм с приглушенным или вытесненным вещественным значением), поэтика света, звука, запаха . Исследователь отмечает также наличие нерегулярных, «изолированных случаев звуковых повторов, главным образом аллитераций» и использование «лирической» пунктуации (главным образом, многоточия) - как возможные «вторичные признаки ритмической организации словесного материала» в тургеневской прозе .

Интересно отметить, что практически все вышеперечисленные приемы, со всей очевидностью проявляются и в своеобразии эпистолярной манеры Тургенева, начиная с первых опытов его ранней романтической переписки с друзьями. Стилистическая близость эпистолярной прозы Тургенева и его произведений неоднократно отмечалась исследователями. М. П. Алексеев называет тургеневские письма «экспериментальным участком», «своего рода вариантами его художественных текстов», которые нередко предшествовали работе над повестью или романом . Прочтение творчества Тургенева на фоне его богатейшего эпистолярного наследия представляется одной из актуальных методологических возможностей исследования структурообразующих особенностей его творческого мышления. К примеру, небольшой отрывок из письма Н. В. Станкевичу 1840 года, непосредственно фиксирующий те самые «итальянские» впечатления Тургенева, которые позже были положены в основу повести «Три встречи», обнаруживает не только тематические переклички, но и весьма существенные общеструктурные закономерности тургеневского дискурса. «Итак, во всем нужен порядок, хоть бы в письме, писанном в полудремот- ном состоянье. Вид Неаполя неописанно прекрасен - из наших окон - но особенно с замка S. Elmo. Прямо перед нашим домом, на другой стороне залива, стоит Везувий; ни малейшей струи дыма не вьется над его двойной вершиной. По краям полукруглого залива теснятся ряды белых домиков непрерывной цепью до самого Неаполя; там город и гавань, и Кастель- дель-Ово: на высоком зеленом холме стоит замок S. Elmo - почти на середине залива. - Но цвет и блеск моря, серебристого там, где отражается в нем солнце, пересеченного долгими лиловыми полосами немного далее, темно-голубого на небосклоне, его туманное сияние около островов Капри и Нексия - это небо, это благовонье, эта нега...» .

Композиционно отрывок складывается из двух внутритекстовых дискурсов, субъектно не дифференцированных, однако маркированных сменой речевого и в особенности ритмико-интонационного строя. Первый из них представляет собой пример «аналитического» описания с «подробной и точной пространственной диспозицией» и «внимательной регистрацией деталей»: «Прямо перед нашим домом.», «.на высоком зеленом холме.», «почти на середине залива». Описание движет интонация перечисления, точная фиксация пространственно-визуальных впечатлений, использование изобразительных эпитетов: «двойная вершина», «полукруглый залив», «белые домики», «высокий зеленый холм». По мнению В. М. Жирмунского, такой тип «рассудочно-аналитических» описаний характерен в большей степени для художественной манеры Л. Н. Толстого, отличая его прозу от «эмоциональносинтетической» прозы Тургенева .

Синтетический характер тургеневского повествования реализуется в переключении из плана аналитического описания в план медитативного авторского рассуждения, манифестированного сменой способа речевого высказывания. Начиная с противительного союза «но», употребление которого объективно не мотивировано (объект изображения не меняется), происходит смена ракурса зрения: от внешнего наблюдения - к внутреннему проживанию («лирическому вчувствованию» в предмет). Эта перемена фиксируется, прежде всего, ритмически: лексическими и синтаксическими повторами («это небо, это благовонье, эта нега.»), двойными «полуэмоциональными» эпитетами («долгими лиловыми полосами»), употреблением «парных слов» («цвет и блеск моря»), увеличением средней длины ритмического ряда за счет понижения плотности его акцентуации. Обилие назывных конструкций - в противовес уверенной двусос- тавности предшествующего изобразительного описания - создает ощущение недоговоренности, эмоционального потрясения перед невербальным великолепием изображаемой картины. «Лирическая» пунктуация (излюбленное тургеневское многоточие и сугубо авторский знак двойное тире «--», чрезвычайно характерный для его писем), открытая вокализация («о» и «а» в сильных, ударных позициях), облегченная акцентная структура порождают более плавную, протяжную интонацию, передавая не только течение мысли, но и индивидуальную манеру интонирования, звучания. Рассудочно-визуальная фиксация отрезка сменяется внутренним проживанием увиденного, аналитическая манера изложения - интонационноритмическим курсивом авторского переживания.

Такое переключение из плана описания (изображения), эксплицирующего взгляд объективного наблюдателя и требующего рассудочноаналитического «порядка» изложения, в план медитации (воображения) - «полудремотного», внерассудочного состояния, фиксирующего мгновенные лирические импульсы, переливы авторских эмоций и акцентирующего, прежде всего, манеру интонирования, звучания авторской речи, является, на наш взгляд, одним из наиболее устойчивых ритмических механизмов тургеневского дискурса. Зарождаясь в его ранней поэтике, в дальнейшем он актуализируется в различных жанровых модификациях, в том числе и в зрелых формах тургеневского романа.

Романы Тургенева, согласно общепринятым воззрениям, представляют собой вершину его «объективного» творчества, воплощая новую анти- поэтическую манеру повествования. В известном письме к П. В. Анненкову от 28 октября 1852 года он сам решительно формулирует свое непреклонное желание расстаться со «старой манерой» и «пойти другой дорогой» - дорогой «простой, ясной» прозы. Вполне понятно, поэтому, что формирование романного стиля Тургенева в 1850 - 60-х годах окрашено очевидным нежеланием самого автора обнаружить малейшие рецидивы поэтического мышления в тех своих текстах, где он осознанно и целенаправленно работает над выработкой новой «объективной» манеры письма. Исследователями неоднократно отмечена последовательная авторская чистка всех формальных признаков поэтизации речи в его романах (элементы речевой метризации, излишняя метафоризация и т. д.).

Однако не менее очевидно, что история осознанного «переделывания» себя в писателя «объективного» сопровождалась у Тургенева бесконечными колебаниями и сомнениями в собственной внутренней способности к столь радикальной перемене. В том же письме к П. В. Анненкову он пишет: «Но вот вопрос: способен ли я к чему-нибудь большому, спокойному?

Дадутся ли мне простые, ясные линии.»; «.мне тридцать четыре года, а переродиться в эти годы очень трудно». Ему действительно требуется всерьез «собраться с духом», чтобы «счастливо переменить свою манеру» . Результатом этой творческой рефлексии и стала блестяще выработанная поэтика «отказов» (термин Ю. М. Лотмана) и самоограничений, своеобразная поэтическая тайнопись Тургенева, искусно вживленная в ткань объективного повествования. Система «ритмических воздействий», формирующая «особую лирическую окраску» прозы Тургенева, безусловно, является одним из таких скрытых, «мозговых» механизмов его художественного дискурса. Очевидно, что в ранней философско-лирической прозе эта структурная тенденция воплощается полнее и свободнее, нежели в романах. Очевидно также и то, что в процессе переделывания себя в «объективного» писателя он все активнее пытается избавиться от этой двойственности, придать своему повествованию «ясность» и «простоту», заставить себя без поэтических обиняков двигаться «прямее и проще к цели» . Однако и в зрелых формах тургеневского романа (в ином процентном соотношении) можно, на наш взгляд, усмотреть действие той же «генерализующей» структурной закономерности.

Роман «Отцы и дети» принято считать вершиной реалистического творчества Тургенева. Как пишет Д. П. Святополк-Мирский, это единственный роман, в котором Тургеневу удалось победить «противоречие между воображением и социальной тематикой» и где «общественные проблемы без остатка растворились в искусстве» . Иными словами, драматические поиски новой манеры, продолжавшиеся на протяжении 1850-х годов, наконец, увенчались успехом. Однако, нигде, по мнению того же исследователя, уникальность личности автора, его «тайное желание перешагнуть границы, предписанные русским романистам догматами реализма», «не проявились так ясно, как в этом лучшем его романе»: «Лирический элемент у него всегда близко. Он не только начал свой литературный путь как лирический поэт и закончил его «Стихотворениями в прозе», но даже в самых реалистических вещах - и конструкция, и атмосфера в основном лирические» .

Описанный выше механизм дискурсивного переключения - своеобразного ритмического сбоя, маркирующего смену ракурса внутреннего зрения от объективного «изображения» к «лирическому вчувствованию», поэтическому «переживанию» изображаемого - является, на наш взгляд, одним из устойчивых элементов подобной гибридной конструкции. Нередко встречаясь в романной прозе Тургенева, он способствует формированию сложной ритмотектоники целого, выявляя субъективно отвергаемый автором «лирический элемент» объективного повествования. В «Отцах и детях», к примеру, факультативное использование подобного конструкта способствует формированию характерной зигзагообразности интонационно-ритмического рисунка тургеневского романа.

Чаще всего в данной связи упоминаются два композиционных эпизода: изображение весеннего пейзажа III главы («Все кругом золотисто зеленело.») и вечернего сада в главе XI («Уже вечерело...). И в том, и в другом случае происходит очевидный сбой объективного повествования, маркируемый устойчивой системой вышеописанных лексикосинтаксических приемов. Семантика знака несет в себе двойную нагрузку. С одной стороны, она мотивирована объективно - ходом развития сюжета, развитием характера персонажа и т.д. Так, описание весеннего пейзажа в III главе романа, данное сквозь призму восприятия Аркадия, способствует формированию и детализации субъектной сферы этого героя, мотивирует постепенную смену его настроения: «Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления.». Описание вечернего пейзажа XI главы, включенное в сферу восприятия Николая Петровича, становится знаком погружения героя в мир воспоминаний и медитативных размышлений. Однако, всякий раз подобный ритмический курсив, переключая ход динамического изложения в субъектную сферу персонажа, одновременно акцентирует внутреннее усложнение самой структуры повествования, активизируя субъектно не зафиксированную, но преломленную в сфере персонажа лирическую авторскую интенцию. Иногда такая внутриструктурная активизация авторской интенциональности маркируется прямым цитированием выдержек из писем, которые, как это отмечалось исследователями, нередко почти дословно включались Тургеневым в литературные тексты. Так происходит, скажем, в упомянутом выше описании вечернего пейзажа XI главы, данного в восприятии Николая Петровича, но отрывочно воспроизводящего письмо самого Тургенева к С. Т. Аксакову, написанное в мае 1853 года: «Вчера мы ходили вдоль осинового леса со стороны тени, вечером; солнечные лучи забирались со своей стороны в глубь леса и обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен; а листва их почти синела - и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Эта картина была удивительна - ее словами передать невозможно» . Интересно, что те весьма незначительные изменения, которые были внесены при «пересадке» эпистолярного отрывка в роман, способствовали именно сгущению атмосферы «невербальности» изображаемого, нивелируя элементы изобразительности и актуализируя его мелодическое воздействие. Наличие подобных перекличек является наиболее очевидным проявлением специфической структурной закономерности тургеневского дискурса - внесубъектной актуализации лирической авторской интенции, факультативно активизирующейся в сфере того или иного романного персонажа. Подобные «гибридные конструкции» являются одним из вариантов реализации принципиальной «диалогичности», «двухголосого» романного слова. В них всегда «разыгрывается диалог между автором и его героями - специфический романный диалог, осуществляющийся в пределах внешне монологических конструкций» . Такой субъектно не маркированный диалог, по словам М. М. Бахтина, разворачивается во «внутриатомных», «внутримолекулярных» слоях художественной структуры: «Раздел голосов и языков проходит в пределах одного синтаксического целого, часто -- в пределах простого предложения, часто даже одно и то же слово принадлежит одновременно двум языкам, двум кругозорам, скрещивающимся в гибридной конструкции, и, следовательно, имеет два разноречивых смысла, два акцента» . Структурно-семантическая типология и систематизация подобных гибридных структур в тургеневской прозе, безусловно, требует отдельного самостоятельного исследования. Описанный в работе механизм ритмико-интонационного внутриструктур- ного переключения является, на наш взгляд, одним из продуктивных инструментов такого анализа.

Таким образом, историческое углубление научных представлений о функции и природе прозаического ритма расширяет возможности и перспективы изучения структурно-семантических особенностей смешанных гибридных форм художественного повествования. Исследование макроритма прозы И. С. Тургенева обнаруживает существование общеструктурных ритмических закономерностей тургеневского дискурса, зарождающихся в его ранней романтической поэтике и жанрово модифицирующихся в процессе его творческой эволюции. Одной из них является механизм ритмико-интонационного переключения, маркирующий внутри- структурное расслоение субъектно единого повествования, которое происходит либо в результате перемены ракурса внутреннего авторского зрения (от внешнего изображения - к «лирическому вчувствованию»), либо как следствие нарастания авторской интенциональности, преломленной в сфере персонажа. Описанный повествовательный механизм, эксплицируя присущий Тургеневу синтетический гибридный способ художественного мышления, является одним из миромоделирующих принципов его поэтики, одним из элементов лирической тайнописи его «объективного» повествования.

Список литературы

1. Алексеев М. П. Письма И. С. Тургенева // Тургенев И. С. Полн. Собр. соч. и писем: в 28 т. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960-1968. Соч.: в 15 т. Письма: в 13 т. (Т. 1-15; т. 1-13). - Письма. - Т. 1. - С. 15 - 144.

2. Бахтин М. М. Слово в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. - С. 71 - 87.

3. Винокур Г. О. Рец.: Формальная халтура: Творческий путь Тургенева. - Пг., 1923. - [Вып.] I // Леф. - 1924. - № 4.

4. Галанинская С. В. Способы ритмизации цикла И. С. Тургенева «Стихотворения в прозе» и основные тенденции развития жанра в русской литературе конца XIX - начала ХХ вв.: дис. . канд. филол. наук. - М., 2004.

5. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. - М.: Сов. писатель, 1982.

6. Жирмунский В. М. Задачи поэтики // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука, 1977.

7. Жирмунский В. М. О ритмической прозе // Жирмунский В. М. Теория стиха. - Л., 1975.

8. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Искусство - СПб, 1998.

9. Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. - М.: РГГУ, 2002.

10. Половнева М. В. Поэтика тургеневской повести 1850-х годов (К проблеме межтекстовой целостности): дис. . канд. филол. наук. - Орел, 2002.

11. Святополк-Мирский Д. П. Тургенев // Святополк-Мирский Д. П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 г. - М.: ЭКСМО, 2008.

12. Теория литературы: учеб. пособие в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. - Т. 1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М.: Академия, 2010.

13. Томашевский Б. В. Ритм прозы // Томашевский Б. В. О стихе. - Л., 1929.

Исключительная художественная чуткость писателя к новым формам. общественной жизни в известной мере способствовала преодолению им ложных идейных посылок в конкретном творчестве» Это отмечал Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?», посвященной анализу романа «Накануне». В ранней романтической лирике и поэмах Тургенев развивал традиции Пушкина и Лермонтова, а позднее и Гоголя»

Наиболее полно передовые убеждения Тургенева выразились в цикле рассказов и новелл под общим названием «Записки охотника», которые он начал создавать во второй половине 40-х годов»

В художественной форме «Записок охотника» отчетливо обнаруживаются характерные черты натуральной школы; очер-ковость, преобладание развернутых описаний быта, природы. Композиционно все очерки и новеллы объединяются образом рассказчика - охотника» В лиризме пейзажных зарисовок сказалось своеобразие тургеневской манеры.

Близка по идейному смыслу к «Запискам охотника» повесть «Муму»! противопоставление духовного ничтожества избалованной и капризной барыни-самодурки нравственному величию и стойкости немого дворника Герасима, фигура которого получает символическое значение, олицетворяя дремлющие могучие силы народа и одновременно его покорность, финал повести говорит о пробуждении в Герасиме чувства протеста»

В 5 0-х годах Тургенев создает ряд повестей, объединенных темой внутренней духовной слабости дворянской интеллигенции («Дневник лишнего человека», «фауст», «Ася»), Тип либерала-идеалиста, «человека сороковых годов», создал Тургенев в романе «Рудин». пропагандирует передовые идеи, отличается силой ума, но в итоге оказывается слабым, безвольным мечтателем (в противовес трезвому практицизму Лежнева), не умеющим действовать. В психологии героя отразилась общественная несостоятельность передового дворянства»

В романе «Дворянское гнездо» Тургенев критикует столичную бюрократию (Паншин), поэтизирует романтику «дворянских гнезд» как средоточия положительных сил русской культуры, в трагической фигуре Лаврецкого он обнаруживает стремление к «признанию народной правды и смирению перед ней» и в этом видит нравственный долг передового дворянина. Идея верности нравственному долгу раскрывается и в образе Лизы Калитиной, которая разделяет с Лаврецким стремление к высокому идеалу правды.

В следующем романе - «Накануне» - проблематика существенно расширяется. Обострение борьбы либералов и демократов 60-х годов сказалось в том, что Тургенев создает образ революционера-разночинца! болгарина Инсарова, обладающего героическим характером борца за освобождение Родины.

Простота и твердость его характера, духовная независимость и благородство, умение действовать ради достижения ясно поставленной цели выгодно отличают Инсарова от романтика Шубина и скромного интеллигента Берсенева. Исключительные личные достоинства Инсарова, его пламенная убежденность в необходимости героической борьбы за освобождение Родины увлекают Елену Стахову, идущую за ним на . Роман пронизывает ожидание нового, скорого изменения существующих условий» Добролюбов в своем отзыве о романе сделал вывод, что Тургенев приводит читателей к мысли о необходимости борьбы «против внутренних турок» (на эзоповском языке того времени это означало борьбу с самодержавием). Тургенев не согласился с этим выводом, подчеркивая первенство общенациональных интересов над внутриклассовыми, в чем косвенно сказалась его боязнь революции. Статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» послужила поводом к разрыву Тургенева с «Современником».

Центральное место в творчестве Тургенева занимает роман «Отцы и дети». В основе произведения лежит столкновение и идейная борьба двух общественных сил - разночинцев-демократов («детей») и либеральных дворян («отцов»), Тургенев преодолевал в процессе разработки сюжета ограниченность своего идейного замысла и оказался во многом верным действительности. Антидворянская направленность романа очевидна (образы старших Кирсановых, Аркадия, Одинцовой), ясен и общественный смысл поражения Павла Петровича Кирсанова в идейных спорах с Базаровым.

Тургенев верно отразил многие типические черты разночинцев-демократов 60-х годов! в Базарове подчеркнуты любовь к труду, материалистические убеждения, принципиальный демократизм, глубокая увлеченность естественными науками, резкая критика существующих общественных порядков, трезвость мышления, сила воли и цельность характера.

Но писатель, несомненно, сознательно преувеличил недостатки некоторых «шестидесятников» г нигилизм в отношении к искусству, романтике любви и природы, отрицание душевных, нравственных переживаний человека, родственных чувств (как проявления патриархальщины), узкое понимание пользы. В психологическом плане Тургенев наделяет Базарова резкостью, доходящей до грубости и цинизма, отмечает в нем презрительное отношение к мужику» Хотя Базаров ближе к народу, чем дворяне Кирсановы, народ не понимает его целей, идей и намерений» Все это связано с особым отношением автора к центральному герою, которого он несколько снижает в соответствии со своими социальными симпатиями. Базаров показан вне среды единомышленников, вне сферы практического дела. Ранняя и случайная смерть, неудача в любви - формы выявления авторской тенденции идейного отрицания социальной перспективы героя

Идеологический пафос Базарова может быть правильно понят в свете различий в мировоззрении Чернышевского и Писарева, различий между. крестьянскими демократами - сторонниками идей общинного социализма и представителями утилитарного, естественнонаучного материализма, у которых отсутствовала последовательная социально-политическая теория революционного переустройства русского общества»

При анализе художественного своеобразия романа следует рассмотреть композиционный смысл идейных споров персонажей, ослабленность сюжетного движения, важную роль любовной интриги, идейную «нагрузку» пейзажа, особое значение «портретов» героев, подробных биографий, функциональное значение второстепенных действующих лиц и, наконец, своеобразие речевого стиля авторского повествования. Идейная значимость романа раскрывается в оценке его современниками (Писарев, Герцен, Антонович) и последующей русской критикой» Статью Писарева «Базаров» следует проконспектировать»

Идейный кризис Тургенева после 186 2 года отразился в его романе «Дым». Тургенев неверно понял новую расстановку сил после реформы 1861 года. Хотя отношение автора к реакционному светскому обществу (образ Ратмирова) и петербургской аристократии, безусловно, отрицательное, однако он шаржированно и тенденциозно изображает революционную эмиграцию (кружок Губарева), а в качестве положительного героя выдвигает «честного» либерального дворянина, стремящегося к хозяйственным успехам на «родной ниве» (образ Литвинова).

На активизацию общественного движения 70-х годов Тургенев откликнулся романом «Новь», в котором революционеры-народники изображены людьми, наделенными моральной чистотой, идеальной устремленностью, глубиной идейных запросов (образы Нежданова, Маркелова, Марианны, Мишуриной), но в то же время автор подчеркивает утопизм их идеалов и оторванность от практических нужд народа.

Народное восстание не может быть вызвано лишь силой героического энтузиазма отдельных личностей - этот вывод Тургенева верен, но писатель все же недооценивает значения той формы социального протеста, которая нашла свое выражение в практике «хождения в народ» Итогом творчества Тургенева стали его «Стихотворения в прозе», где выражена глубокая вера в величие России, русского народа, его славное будущее («Русский язык»).

В заключение следует осмыслить художественное новаторство Тургенева-романиста, раскрыть особенности соотношения героя и среды, ведущий пафос романов, значение любовного конфликта (образы «тургеневских девушек», композицию отдельных образов» особенности сюжетооложения, поэтической речи, мастерство «тайной психологии», лиризм повествования»

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » О ранней романтической лирике и поэмах Тургенева . И в закладках появилось готовое сочинение.

В ряду прославленных мастеров отечественной литературы И. С. Тургеневу принадлежит место великого писателя-реалиста, который в своих сочине-ниях охватил все слои русского общества и все важные изменения в обще-ственном сознании. Действительно, зрелое творчество писателя освещало жизнь в деревенских избах, «дворянских гнездах», жилищах разночинцев и отражало путь, пройденный страной от периода господства крепостного права до времени распространения народнического движения. Тургенев создал богатейшую галерею человеческих «типов», которая представляла многообразие современной социальной жизни России и наиболее значи-тельные черты национальной души. Стремление к типизации характеров осмыслялось им как одно из главных условий реалистического художест-венного изображения: «Нужно сквозь игру случайностей добраться до ти-пов, — говорил писатель, — и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучени-ем, чуждаться эффектов и фальши». При этом мастерство типического обобщения сочета-лось у этого художника с искусством создания ярких неповторимых индивидуальностей и даром «деликатного проникновения в людские души». Одним из первых в русской литературе он использовал психологический подтекст, ощутимо расширивший рамки художествен-ного изображения внутреннего мира личности в прозе.

Если в «Записках охотника» Тургенев за-явил о себе как о живописце крестьянства, сумевшем, по мнению Белинского, зайти «к народу с такой стороны, с какой до него... ни-кто еще не заходил», то в романах и повестях он проявил себя «летописцем» жизни россий-ской интеллигенции. Важнейшие линии ее художественного осмысления были прочерчены в первом же тургеневском романе — «Рудине». Это — тема духовных поисков передовой интеллигенции; изображение любви как главного мерила внутренней состоятельности личности; включение в сюжет ситуаций жизненных испытаний, в которых проходят проверку движу-щие лучшими умами идеи; разработка типов «лишнего» человека, не на-ходящего себе применения в русской действительности середины XIX в., и «тургеневской девушки» — цельной, богатой натуры, ищущей в любимом своего нравственного наставника и готовой ради него пойти на жертвы. Последовательно развивая указанные линии в дальнейших своих романах, Тургенев воссоздал широкую картину духовной жизни русского культурно-го общества 50—70-х годов XIX в. и с поразительной глубиной показал сильные и слабые стороны русской интелли-генции, ее лучшие задатки и горькие промахи, нравственные прозрения и идейные самооб-маны.

Вместе с тем таланту этого писателя был свойствен глубокий лиризм, особенно нагляд-но проступавший в эмоционально-насыщен-ных пейзажах, анализе внутренней жизни героев, щемящих размышлениях о вечных вопросах бытия, иными словами, — в передаче поэтичных проявлений жизни. Эта особен-ность принесла Тургеневу славу «прекрасней-шего идеалиста и мечтателя» (А. В. Дружинин), «поэта, который может всё украсить» (Жорж Санд), художника, чье слово проникает в самую сердцевину человеческой души. Вершинного выражения «лирическое» начало тургеневского дарования достигло в области художественного изображения любовных отношений. Материал с сайта

Любовь в произведениях Тургенева предстает могущественной, тайной и таинственной силой, которая переворачивает жизненные устои, человека, и, полностью овладевая его душой, нередко приводит к саморазрушению и гибели. Как правило, писатель изображает трагическую невоплотимость любовных надежд на счастье или их несовместимость с идеей служения об-щему благу. Вместе с тем любовь в тургеневских произведениях является пробным камнем душевных качеств человека: любовью измеряется и его соответствие провозглашаемым идеалам, и калибр его личности. Своеоб-разную любовную трилогию составляют повести Тургенева «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860) и «Вешние воды» (1872), принадлежащие к числу самых проникновенных его лирических произведений. По поводу «Аси» выдающийся русский поэт Н. А. Некрасов говорил: «От нее веет душевной молодостью, вся она чистое золото поэзии».

Великие художественные открытия И. С. Тургенева покрыли его имя неувядающей славой. Выражая восхищение перед этим мастером слова, известный французский прозаик Ги де Мопассан писал: «Наряду с поэтом Пушкиным... которым он страстно восхищался, наряду с поэтом Лермон-товым и романистом Гоголем, он всегда будет одним из тех, кому Россия должна быть обязана глубокой и вечной признательностью, ибо он оставил ее народу нечто бессмертное и неоцененное — свое искусство, незабывае-мые произведения, ту драгоценную и непреходящую славу, которая выше всякой другой славы!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском