» » Сочинение «Мир Отцов в романе Тургенева Отцы и дети. Предметный мир в контексте характеристики героев романа «Отцы и дети Мир отцов и детей

Сочинение «Мир Отцов в романе Тургенева Отцы и дети. Предметный мир в контексте характеристики героев романа «Отцы и дети Мир отцов и детей

Взаимоотношения «старого» и «нового» поколения — тема, которую затрагивают в своих произведениях практически все классики литературы, и Л. Н. Толстой не стал исключением. В «Войне и мире» можно проследить целую цепочку становления детей под покровительством отцов, начиная с самого раннего возраста и заканчивая последними минутами жизни.

  1. Семья Ростовых — идеал Толстого, в котором он воплотил все нравственные характеристики. Граф Ростов — человек простодушный и щедрый, который готов помочь своим детям, несмотря ни на что: он без упреков выплатил карточный долг сына и даже удовлетворил желание младшего ребёнка пойти на войну. Благодаря этому, отношения между детьми и родителями строятся на взаимном уважении и доверии, проявляющимися в желании помочь друг другу и принять выбор каждого. Например, интересно проследить развитие любовного треугольника между Наташей Ростовой, Андреем Болконским и братом Элен Курагиной — Анатолем. В семье Ростовых царит негласное правило: «Поступай так, как велит сердце» — именно этого принципа придерживаются все члены семьи. Поэтому Наташу осуждают лишь за то, что она собиралась покинуть родителей и сбежать, а не за то, что она выбрала другого мужчину. Николай Ростов, к примеру, бросил престижный университет, чтобы пойти на войну — именно в этом он видит своё главное предназначение. Родители тоже не стали перечить, уважая волю молодого человека. Это идеал взаимоотношений отцов и детей, где царит гармония, основанная на взаимоуважении.
  2. Семья Андрея Николаевича Болконского представляет собой образчик русской интеллигенции, в которой сочетаются все её признаки: знатность, богатство, влиятельность и строгость нравов. Князь Николай Болконский считает себя «первым», а значит главным — именно от его решения зависит дальнейшая судьба его детей: Андрея и Марии. И если Андрей всячески пытается отделиться от отца, то княжна Марья свыклась со своей жизнью под покровительством домашнего тирана. Именно княжна в большинстве страдает от эгоизма отца и его постоянных придирок к ней самой: он не видит «достойных» людей для своих исключительных детей, а поэтому губит их право на собственную семью. Брат с сестрой кажутся читателям закрытыми и неспособными открыть свою душу — это предубеждение: они скрывают свои истинные чувства лишь потому, что такими их воспитал отец. Таким образом, от воспитания родителей зависит судьба ребенка, поэтому ошибки представителей старшего поколения всегда отражаются на молодежи.
  3. Анатоль и Элен Курагины принадлежат к известной в Петербурге семье, главой которой является князь Василий Курагин. Старший Курагин — человек циничный, подлый и хитрый, который, несмотря на эти качества, заботится о своих детях, пытаясь «пристроить» их к наиболее успешным людям. Анатоля — к службе в полку, а Элен — к богатым «женихам». Благодаря воспитанию такого человека, как Василий, и Элен, и Анатоль выросли бесчестными и подлыми людьми, готовыми пойти на все ради собственного счастья, несмотря на несчастье других. Семья Курагиных — собирательный образ всего того, что автор осуждает в дворянстве. Ради материального преуспеяния героям ничего не стоит разрушить семью – основу общества и государства. Очевидно, что дурное поведение переделается по наследству, и единственный способ остановить это – общественный контроль над формированием молодежи.
  4. Второстепенным героем в романе «Война и мир» является старый граф Кирилл Безухов, у которого есть незаконнорождённый сын — Пьер. О жизни графа читатели практически ничего не знают за исключением того, что он был очень богат — именно это имущество и титул получает Пьер после смерти отца. В борьбе за его наследство участвуют многие знатные семьи, и только Пьер ко всему безучастен: он искренне страдает от смерти близкого человека, который очень его любил. Именно сострадание и любовь, которыми обладает Пьер, делают его по-настоящему богатым — это некое «наследство», которое он получил от отца, либерально относящегося к своим крепостным. Очевидно, что роль отцов в формировании молодого поколения нельзя недооценивать. Именно они в ответе за то, что ожидает страну в будущем. И за их положительный вклад в воспитание новых людей они достойны уважения.
  5. Яркая дворянская семья Друбецких считается одной из самых «малых» семей по количеству людей, но «больших» по значению. Княгиня Анна Друбецкая — вдова, единственной «отрадой» которой является ее сын — Борис. Характер княгини полностью передался ее наследнику: Борис так же расчётлив, хитер и практичен, а потому — опасен, ведь ради достижения собственных целей он готов пойти на интригу и унижение. И если Анна Друбецкая «вымаливает» хорошее положение ради сына, забыв о собственной гордости, то Борис женится на некрасивой Жюли Курагиной ради собственного богатства и положения. Очевидно, что ребенок берет пример с родителей, поэтому в нем отражаются пороки отца и матери. Он может избавиться от дурного наследства, но зачастую люди предпочитают плыть по течению и ничего в себе не менять.
  6. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

По поводу идейного содержания романа
«Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя
повесть направлена против дворянства как
передового класса. Вглядитесь в лица
Николая Петровича, Павла Петровича,
Аркадия. Сладость и вялость или
ограниченность. Эстетическое чувство
заставило меня взять именно хороших
представителей дворянства, чтобы тем
вернее доказать мою тему: если сливки
плохи, что же молоко?.. Они лучшие из
дворян – и именно потому выбраны мною,
чтобы доказать их несостоятельность».

Вступление.
В своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев
отобразил общественные процессы в России 5060-х годы XIX столетия. В это время главным
вопросом был вопрос о будущем России, о том,
какими должны быть преобразования,
улучшающие жизнь народа. Потому что старые
порядки потихоньку себя изживали. По
отношению к этому вопросу общество
разделилось на два лагеря: революционеровдемократов и либералов в союзе с
консерваторами. В романе И. С. Тургенев
представил эти два лагеря как мир «отцов» и
«детей».

Основная часть.
Основной конфликт романа И. С. Тургенева
«Отцы и дети» содержится в идейном
столкновении двух «поколений» русского
общества: дворянского и разночиннодемократического. Представителем молодого
поколения в романе является разночинец
Евгений Базаров, проповедующий нигилизм учение об отрицании всяких принципов,
принятых на веру. Его идейным противником в
идеологическом споре являются братья
Кирсановы, которые, по мнению самого автора,
представляют собой лучшую часть дворянства
того времени.

Николай Петрович,
дворянин, отец семейства
и либерал, также является
представителем «отцов».
Он либерал и гордится
этим. «Кажется, я все
делаю, чтобы не отстать
от века: крестьян устроил,
ферму завел...; читаю,
учусь, стараюсь встать
вровень с современными
требованиями...», говорит он.

Но все его модные преобразования лишь
расстраивают имение. Тургенев показывает
картину бедности, отсталости народа:
«пруды с худыми плотинами», деревеньки с
«до половины разметанными крышами»,
мужички, «обтерханные, на плохих
клячонках»... Подслушав слова Базарова о
том, что «его песенка спета», Николай
Петрович соглашается с этим, не протестуя.
Он охотно поверил в то, что идеи молодежи
более современны и полезны.

Николай Петрович прекрасный, заботливый и
любящий отец, внимательный брат, чуткий и
тактичный человек. То, что в сорокалетнем
возрасте он играет на виолончели, читает
Пушкина и восхищается природой, вызывает
у Базарова как у представителя «молодого»
поколения возмущение и непонимание.
Николай Петрович - человек, созданный для
семейного счастья, для тихой жизни в своем
имении.

Павел Петрович
Кирсанов, военный в
отставке, бывший
светский лев, является
антагонистом
Базарова, его идейным
противником.

Если Евгений - нигилист, то есть человек, не
верящий в авторитеты и отвергающий
принципы, то Павел Петрович, напротив, не
мыслит своей жизни без принципов и
авторитетов: «Мы, люди старого века, мы
полагаем, что без принсипов... шагу ступить,
дохнуть нельзя»! Павел Петрович представитель либерального движения,
склоняющийся к консерватизму.

10.

Больше всего он преклоняется перед
английским аристократизмом. Павел
Петрович считает себя полезным человеком:
он иногда заступается за крестьян перед
братом, несколько раз одалживал ему деньги,
когда имение стояло на грани разорения. Но
Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о
народе, Павел Петрович не способен
действовать, он «сидит сложа руки». Народ,
по его мнению, «чтит предания», «не может
жить без веры», но, разговаривая с мужиками,
Павел Петрович «морщится и нюхает
одеколон».

11.

Любовь к народу символизирует для него
пепельница в виде крестьянского лаптя, стоящая
на столе. Впрочем, Павел Петрович по-своему
достойный человек: он любит брата и
племянника, уважительно относится к Фенечке,
благороден в своих поступках, безукоризненно
вежлив. К сожалению, практицизм не является
отличительным качеством этого дворянина:
видя, что нововведения брата только лишь
расстраивают имение, он не может ничего
предпринять, чтобы поправить дела. Павел
Петрович не соглашается с тем, что «его песенка
спета», он убежден в том, что «дети» не правы и
что его идеи гораздо правильнее, чем их.

12.

Кирсанов убежден, что живет правильно и
достоин уважения. Он способен на большое
чувство, честен и благороден. После дуэли
Кирсанов признает силу характера Базарова и
отмечает мужество, с которым тот держался.
Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто
употребляет иностранные слова, русские же
говорит на французский манер, вместо
общепринятых «этим» и «это» говорит
«эфтим» и «эфто».

13.

Его речь изобилует выражениями типа
«считаю своим долгом», «не соблаговолите
ли вы...». Трагическая любовь к пустой
светской красавице перевернула его жизнь, он
уехал в имение, где живет с братом Николаем
Петровичем.

14.

Появление Евгения
Базарова, человека
противоположных
взглядов и устремлений,
внесло в тихую,
безмятежную жизнь
«отцов» беспокойство и
раздражение. Базаров
презирает ценности
дворянского класса,
живет по своим законам.

15.

Даже лакей Прокофьич, привыкший к
привычкам «настоящих господ», возмущен
грубыми манерами гостя, которого привез
Аркадий. Свой немыслимый балахон с
кистями Базаров называет «одежонкой»,
будучи в гостях, ведет себя вызывающе с
хозяевами. По мнению молодого нигилиста,
Павел Петрович – «феодал», «архаическое
явление», жизнь его – «пустота и
распущенность», его «принсипы» – пустые
слова.

16.

Взгляды Базарова не
выдерживают испытания
любовью, он с
негодованием чувствует,
что отрицаемая им ранее
«романтика» берет в нем
верх. Герой умирает по
глупой случайности,
пережив перед этим
кризис своего столь
прочного прежде
мировоззрения.

17.

Аркадий Кирсанов,
несмотря на молодость,
по взглядам
принадлежит к
поколению «отцов». Его
захватили бунтарские
речи Базарова, он
уважает в друге
целеустремленность и
стойкость, но характер у
него добрый,
покладистый, он не
может быть лидером,
только ведомым.

18.

Аркадий с молоком матери впитал идеологию
и жизненные устои дворянства, ему
привычны роскошь, покой и безмятежная
жизнь дворянина. Он любит Катеньку
Одинцову, счастлив с семьей, его вполне
устраивает жизнь помещика. Из попытки
подражать Базарову у Аркадия ничего не
вышло. Кровные узы оказались сильнее
всякого нигилизма, в идеях которого он потом
разочаровывается. Он женится, хозяйствует в
имении, продолжая дело своего отца.

19.

Заключение.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев
показывает то положение, в котором находилось
дворянство пореформенной Руси, их неумение
приспособиться к новым условиям, бесплодность
их деятельности. Дворянство перестает быть
передовым классом в обществе. В России
нарождается новая сила, имя которой нигилизм.
Но автор в этой силе не видит ничего
позитивного, а только одно разрушение и
отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут.
Сам Тургенев писал, что он показал «сливки»
дворянского общества. Если уж лучшие из дворян
не могут выжить в новых условиях, то что же
говорить о всех остальных...

В своем романе "Отцы и дети" И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.

В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир "отцов" и "детей". Единственным представителем поколения "детей" является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.

Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без "принсипов" и авторитетов. "Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя", - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он "сидит сложа руки", а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что "его песенка спета", он убежден в том, что "дети" не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых "этим" и "это" говорит "эфтим" и "эфто". Его речь изобилует выражениями типа "считаю своим долгом", "не соблаговолите ли вы..." и т. д.

Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем "отцов". Он либерал и гордится этим. "Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями..." Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: "пруды с худыми плотинами", деревеньки с "до половины разметанными крышами", мужички, "обтерханные, на плохих клячонках"... Подслушав слова Базарова о том, что "его песенка спета", Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.

Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.

Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал "сливки" дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...

Образы «отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.

В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.

Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “принсипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без прин-сипов... шагу ступить, дохнуть нельзя”, - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы...” и т. д.

Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями...” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”... Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.

Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.

Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...

Основной конфликт романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” заключается в идейном столкновении двух “поколений” русского общества: дворянского и разночинно-демократического.
Представителем молодого поколения в романе является разночинец Евгений Базаров, проповедующий нигилизм - учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру. Его идейным противником в идеологическом споре являются братья Кирсановы, которые, по мнению самого автора, представляют собой лучшую часть дворянства того времени.
С Николаем Петровичем Кирсановым мы встречаемся на первой странице романа. “Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах...” - так рисует его автор. Николай Петрович имеет поместье в двести душ, которое он называет “фермой”. Помещик из него получился неважный, несмотря на то, что он ведет хозяйство на новый лад и “размежевался с крестьянами”. Он- нежный и любящий отец, искренне радуется приезду сына. “В кои-то веки дождался я Аркаши... Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел”. Во время жизни с сыном в Петербурге отец старается заводить знакомства с молодыми товарищами, но увлечения Аркадия Базаровым и его идеями он не понимает. “Но отвергать поэзию? - подумал он опять. - Не сочувствовать художеству, природе?”
Николай Петрович любит помечтать, читает Пушкина, играет на виолончели и восторгается природой - одним словом, живет чувствами. А Базаров высмеивает это: “Удивительное дело... - эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения... ну, равновесие и нарушено”.
У Николая Петровича, в отличие от его брата Павла Петровича, мягкий характер, он многое прощает Базарову и даже защищает его: “Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ”.
Павел Петрович является во многом противоположностью своему брату. Он, бывший светский лев, также живет чувствами. Но если Николаю Петровичу любовь дает счастье и смысл жизни, то в судьбе Павла Петровича любовь к княгине Р. сыграла роковую роль. Отличают его от брата и такие качества, как высокомерие, самоуверенность и насмешливость.
Павел Петрович - аристократ до мозга костей. Он всегда безупречно одет и выбрит, надушен великолепным одеколоном. Автор так описывает старшего брата Кирсанова:
“...Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять; его красиво остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно привлекательное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной...”
Павел Петрович стоит на славянофильских позициях, но при этом одевается в английский костюм, а при разговоре с мужиками “морщится и нюхает одеколон”. В округе его считают гордецом, но уважают за его великолепные манеры. Павел Петрович дразнит “помещиков старого покроя либеральными выходками” и не сближается с представителями молодого поколения.
В спорах Базаров легко побеждает Кирсановых, которые не могут дать достойный отпор молодому поколению в лице Базарова, энергичному и знающему человеку, который с иронией относится к “старичкам Кирсановым”. Дядю Аркадия он считает “архаичным явлением”, а Николая Петровича- “отставным человеком”.
Взгляды Базарова не выдерживают испытания любовью, он с негодованием чувствует, что отрицаемая им ранее “романтика” берет в нем верх. Герой умирает по глупой случайности, пережив перед этим кризис своего столь прочного прежде мировоззрения.
Кто же победил в споре? За кем пойдет Аркадий, молодой представитель дворянства?
Но он выбрал жизнь, подобную жизни отца. Кровные узы оказались сильнее всякого нигилизма. Он женится, хозяйствует в имении, продолжая дело своего отца.
Тургенев в романе “Отцы и дети” показал, что дворянство перестает быть передовым классом в обществе. В России нарождается новая сила, имя которой нигилизм. Но автор в этой силе не видит ничего позитивного, а только одно разрушение и отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут. При этом Базаров симпатичен и автору, и читателю своей энергией, трудолюбием, целеустремленностью, преданностью своим убеждениям.

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.
В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “принсипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя”, - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы...” и т. д.
Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями...” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”... Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...