Взаимоотношения «старого» и «нового» поколения — тема, которую затрагивают в своих произведениях практически все классики литературы, и Л. Н. Толстой не стал исключением. В «Войне и мире» можно проследить целую цепочку становления детей под покровительством отцов, начиная с самого раннего возраста и заканчивая последними минутами жизни.
- Семья Ростовых — идеал Толстого, в котором он воплотил все нравственные характеристики. Граф Ростов — человек простодушный и щедрый, который готов помочь своим детям, несмотря ни на что: он без упреков выплатил карточный долг сына и даже удовлетворил желание младшего ребёнка пойти на войну. Благодаря этому, отношения между детьми и родителями строятся на взаимном уважении и доверии, проявляющимися в желании помочь друг другу и принять выбор каждого. Например, интересно проследить развитие любовного треугольника между Наташей Ростовой, Андреем Болконским и братом Элен Курагиной — Анатолем. В семье Ростовых царит негласное правило: «Поступай так, как велит сердце» — именно этого принципа придерживаются все члены семьи. Поэтому Наташу осуждают лишь за то, что она собиралась покинуть родителей и сбежать, а не за то, что она выбрала другого мужчину. Николай Ростов, к примеру, бросил престижный университет, чтобы пойти на войну — именно в этом он видит своё главное предназначение. Родители тоже не стали перечить, уважая волю молодого человека. Это идеал взаимоотношений отцов и детей, где царит гармония, основанная на взаимоуважении.
- Семья Андрея Николаевича Болконского представляет собой образчик русской интеллигенции, в которой сочетаются все её признаки: знатность, богатство, влиятельность и строгость нравов. Князь Николай Болконский считает себя «первым», а значит главным — именно от его решения зависит дальнейшая судьба его детей: Андрея и Марии. И если Андрей всячески пытается отделиться от отца, то княжна Марья свыклась со своей жизнью под покровительством домашнего тирана. Именно княжна в большинстве страдает от эгоизма отца и его постоянных придирок к ней самой: он не видит «достойных» людей для своих исключительных детей, а поэтому губит их право на собственную семью. Брат с сестрой кажутся читателям закрытыми и неспособными открыть свою душу — это предубеждение: они скрывают свои истинные чувства лишь потому, что такими их воспитал отец. Таким образом, от воспитания родителей зависит судьба ребенка, поэтому ошибки представителей старшего поколения всегда отражаются на молодежи.
- Анатоль и Элен Курагины принадлежат к известной в Петербурге семье, главой которой является князь Василий Курагин. Старший Курагин — человек циничный, подлый и хитрый, который, несмотря на эти качества, заботится о своих детях, пытаясь «пристроить» их к наиболее успешным людям. Анатоля — к службе в полку, а Элен — к богатым «женихам». Благодаря воспитанию такого человека, как Василий, и Элен, и Анатоль выросли бесчестными и подлыми людьми, готовыми пойти на все ради собственного счастья, несмотря на несчастье других. Семья Курагиных — собирательный образ всего того, что автор осуждает в дворянстве. Ради материального преуспеяния героям ничего не стоит разрушить семью – основу общества и государства. Очевидно, что дурное поведение переделается по наследству, и единственный способ остановить это – общественный контроль над формированием молодежи.
- Второстепенным героем в романе «Война и мир» является старый граф Кирилл Безухов, у которого есть незаконнорождённый сын — Пьер. О жизни графа читатели практически ничего не знают за исключением того, что он был очень богат — именно это имущество и титул получает Пьер после смерти отца. В борьбе за его наследство участвуют многие знатные семьи, и только Пьер ко всему безучастен: он искренне страдает от смерти близкого человека, который очень его любил. Именно сострадание и любовь, которыми обладает Пьер, делают его по-настоящему богатым — это некое «наследство», которое он получил от отца, либерально относящегося к своим крепостным. Очевидно, что роль отцов в формировании молодого поколения нельзя недооценивать. Именно они в ответе за то, что ожидает страну в будущем. И за их положительный вклад в воспитание новых людей они достойны уважения.
- Яркая дворянская семья Друбецких считается одной из самых «малых» семей по количеству людей, но «больших» по значению. Княгиня Анна Друбецкая — вдова, единственной «отрадой» которой является ее сын — Борис. Характер княгини полностью передался ее наследнику: Борис так же расчётлив, хитер и практичен, а потому — опасен, ведь ради достижения собственных целей он готов пойти на интригу и унижение. И если Анна Друбецкая «вымаливает» хорошее положение ради сына, забыв о собственной гордости, то Борис женится на некрасивой Жюли Курагиной ради собственного богатства и положения. Очевидно, что ребенок берет пример с родителей, поэтому в нем отражаются пороки отца и матери. Он может избавиться от дурного наследства, но зачастую люди предпочитают плыть по течению и ничего в себе не менять. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
По поводу идейного содержания романа
«Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя
повесть направлена против дворянства как
передового класса. Вглядитесь в лица
Николая Петровича, Павла Петровича,
Аркадия. Сладость и вялость или
ограниченность. Эстетическое чувство
заставило меня взять именно хороших
представителей дворянства, чтобы тем
вернее доказать мою тему: если сливки
плохи, что же молоко?.. Они лучшие из
дворян – и именно потому выбраны мною,
чтобы доказать их несостоятельность».
В своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев
отобразил общественные процессы в России 5060-х годы XIX столетия. В это время главным
вопросом был вопрос о будущем России, о том,
какими должны быть преобразования,
улучшающие жизнь народа. Потому что старые
порядки потихоньку себя изживали. По
отношению к этому вопросу общество
разделилось на два лагеря: революционеровдемократов и либералов в союзе с
консерваторами. В романе И. С. Тургенев
представил эти два лагеря как мир «отцов» и
«детей».Основная часть.
Основной конфликт романа И. С. Тургенева
«Отцы и дети» содержится в идейном
столкновении двух «поколений» русского
общества: дворянского и разночиннодемократического. Представителем молодого
поколения в романе является разночинец
Евгений Базаров, проповедующий нигилизм учение об отрицании всяких принципов,
принятых на веру. Его идейным противником в
идеологическом споре являются братья
Кирсановы, которые, по мнению самого автора,
представляют собой лучшую часть дворянства
того времени.Николай Петрович,
дворянин, отец семейства
и либерал, также является
представителем «отцов».
Он либерал и гордится
этим. «Кажется, я все
делаю, чтобы не отстать
от века: крестьян устроил,
ферму завел...; читаю,
учусь, стараюсь встать
вровень с современными
требованиями...», говорит он.Но все его модные преобразования лишь
расстраивают имение. Тургенев показывает
картину бедности, отсталости народа:
«пруды с худыми плотинами», деревеньки с
«до половины разметанными крышами»,
мужички, «обтерханные, на плохих
клячонках»... Подслушав слова Базарова о
том, что «его песенка спета», Николай
Петрович соглашается с этим, не протестуя.
Он охотно поверил в то, что идеи молодежи
более современны и полезны.Николай Петрович прекрасный, заботливый и
любящий отец, внимательный брат, чуткий и
тактичный человек. То, что в сорокалетнем
возрасте он играет на виолончели, читает
Пушкина и восхищается природой, вызывает
у Базарова как у представителя «молодого»
поколения возмущение и непонимание.
Николай Петрович - человек, созданный для
семейного счастья, для тихой жизни в своем
имении.Павел Петрович
Кирсанов, военный в
отставке, бывший
светский лев, является
антагонистом
Базарова, его идейным
противником.Если Евгений - нигилист, то есть человек, не
верящий в авторитеты и отвергающий
принципы, то Павел Петрович, напротив, не
мыслит своей жизни без принципов и
авторитетов: «Мы, люди старого века, мы
полагаем, что без принсипов... шагу ступить,
дохнуть нельзя»! Павел Петрович представитель либерального движения,
склоняющийся к консерватизму.
10.
Больше всего он преклоняется переданглийским аристократизмом. Павел
Петрович считает себя полезным человеком:
он иногда заступается за крестьян перед
братом, несколько раз одалживал ему деньги,
когда имение стояло на грани разорения. Но
Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о
народе, Павел Петрович не способен
действовать, он «сидит сложа руки». Народ,
по его мнению, «чтит предания», «не может
жить без веры», но, разговаривая с мужиками,
Павел Петрович «морщится и нюхает
одеколон».
11.
Любовь к народу символизирует для негопепельница в виде крестьянского лаптя, стоящая
на столе. Впрочем, Павел Петрович по-своему
достойный человек: он любит брата и
племянника, уважительно относится к Фенечке,
благороден в своих поступках, безукоризненно
вежлив. К сожалению, практицизм не является
отличительным качеством этого дворянина:
видя, что нововведения брата только лишь
расстраивают имение, он не может ничего
предпринять, чтобы поправить дела. Павел
Петрович не соглашается с тем, что «его песенка
спета», он убежден в том, что «дети» не правы и
что его идеи гораздо правильнее, чем их.
12.
Кирсанов убежден, что живет правильно идостоин уважения. Он способен на большое
чувство, честен и благороден. После дуэли
Кирсанов признает силу характера Базарова и
отмечает мужество, с которым тот держался.
Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто
употребляет иностранные слова, русские же
говорит на французский манер, вместо
общепринятых «этим» и «это» говорит
«эфтим» и «эфто».
13.
Его речь изобилует выражениями типа«считаю своим долгом», «не соблаговолите
ли вы...». Трагическая любовь к пустой
светской красавице перевернула его жизнь, он
уехал в имение, где живет с братом Николаем
Петровичем.
14.
Появление ЕвгенияБазарова, человека
противоположных
взглядов и устремлений,
внесло в тихую,
безмятежную жизнь
«отцов» беспокойство и
раздражение. Базаров
презирает ценности
дворянского класса,
живет по своим законам.
15.
Даже лакей Прокофьич, привыкший кпривычкам «настоящих господ», возмущен
грубыми манерами гостя, которого привез
Аркадий. Свой немыслимый балахон с
кистями Базаров называет «одежонкой»,
будучи в гостях, ведет себя вызывающе с
хозяевами. По мнению молодого нигилиста,
Павел Петрович – «феодал», «архаическое
явление», жизнь его – «пустота и
распущенность», его «принсипы» – пустые
слова.
16.
Взгляды Базарова невыдерживают испытания
любовью, он с
негодованием чувствует,
что отрицаемая им ранее
«романтика» берет в нем
верх. Герой умирает по
глупой случайности,
пережив перед этим
кризис своего столь
прочного прежде
мировоззрения.
17.
Аркадий Кирсанов,несмотря на молодость,
по взглядам
принадлежит к
поколению «отцов». Его
захватили бунтарские
речи Базарова, он
уважает в друге
целеустремленность и
стойкость, но характер у
него добрый,
покладистый, он не
может быть лидером,
только ведомым.
18.
Аркадий с молоком матери впитал идеологиюи жизненные устои дворянства, ему
привычны роскошь, покой и безмятежная
жизнь дворянина. Он любит Катеньку
Одинцову, счастлив с семьей, его вполне
устраивает жизнь помещика. Из попытки
подражать Базарову у Аркадия ничего не
вышло. Кровные узы оказались сильнее
всякого нигилизма, в идеях которого он потом
разочаровывается. Он женится, хозяйствует в
имении, продолжая дело своего отца.
19.
Заключение.Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев
показывает то положение, в котором находилось
дворянство пореформенной Руси, их неумение
приспособиться к новым условиям, бесплодность
их деятельности. Дворянство перестает быть
передовым классом в обществе. В России
нарождается новая сила, имя которой нигилизм.
Но автор в этой силе не видит ничего
позитивного, а только одно разрушение и
отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут.
Сам Тургенев писал, что он показал «сливки»
дворянского общества. Если уж лучшие из дворян
не могут выжить в новых условиях, то что же
говорить о всех остальных...
В своем романе "Отцы и дети" И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.
В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир "отцов" и "детей". Единственным представителем поколения "детей" является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без "принсипов" и авторитетов. "Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя", - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он "сидит сложа руки", а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что "его песенка спета", он убежден в том, что "дети" не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых "этим" и "это" говорит "эфтим" и "эфто". Его речь изобилует выражениями типа "считаю своим долгом", "не соблаговолите ли вы..." и т. д.
Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем "отцов". Он либерал и гордится этим. "Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями..." Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: "пруды с худыми плотинами", деревеньки с "до половины разметанными крышами", мужички, "обтерханные, на плохих клячонках"... Подслушав слова Базарова о том, что "его песенка спета", Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал "сливки" дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...
Образы «отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.
В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “принсипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без прин-сипов... шагу ступить, дохнуть нельзя”, - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы...” и т. д.
Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями...” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”... Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...
Основной конфликт романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” заключается в идейном столкновении двух “поколений” русского общества: дворянского и разночинно-демократического.
Представителем молодого поколения в романе является разночинец Евгений Базаров, проповедующий нигилизм - учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру. Его идейным противником в идеологическом споре являются братья Кирсановы, которые, по мнению самого автора, представляют собой лучшую часть дворянства того времени.
С Николаем Петровичем Кирсановым мы встречаемся на первой странице романа. “Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах...” - так рисует его автор. Николай Петрович имеет поместье в двести душ, которое он называет “фермой”. Помещик из него получился неважный, несмотря на то, что он ведет хозяйство на новый лад и “размежевался с крестьянами”. Он- нежный и любящий отец, искренне радуется приезду сына. “В кои-то веки дождался я Аркаши... Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел”. Во время жизни с сыном в Петербурге отец старается заводить знакомства с молодыми товарищами, но увлечения Аркадия Базаровым и его идеями он не понимает. “Но отвергать поэзию? - подумал он опять. - Не сочувствовать художеству, природе?”
Николай Петрович любит помечтать, читает Пушкина, играет на виолончели и восторгается природой - одним словом, живет чувствами. А Базаров высмеивает это: “Удивительное дело... - эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения... ну, равновесие и нарушено”.
У Николая Петровича, в отличие от его брата Павла Петровича, мягкий характер, он многое прощает Базарову и даже защищает его: “Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ”.
Павел Петрович является во многом противоположностью своему брату. Он, бывший светский лев, также живет чувствами. Но если Николаю Петровичу любовь дает счастье и смысл жизни, то в судьбе Павла Петровича любовь к княгине Р. сыграла роковую роль. Отличают его от брата и такие качества, как высокомерие, самоуверенность и насмешливость.
Павел Петрович - аристократ до мозга костей. Он всегда безупречно одет и выбрит, надушен великолепным одеколоном. Автор так описывает старшего брата Кирсанова:
“...Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять; его красиво остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно привлекательное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной...”
Павел Петрович стоит на славянофильских позициях, но при этом одевается в английский костюм, а при разговоре с мужиками “морщится и нюхает одеколон”. В округе его считают гордецом, но уважают за его великолепные манеры. Павел Петрович дразнит “помещиков старого покроя либеральными выходками” и не сближается с представителями молодого поколения.
В спорах Базаров легко побеждает Кирсановых, которые не могут дать достойный отпор молодому поколению в лице Базарова, энергичному и знающему человеку, который с иронией относится к “старичкам Кирсановым”. Дядю Аркадия он считает “архаичным явлением”, а Николая Петровича- “отставным человеком”.
Взгляды Базарова не выдерживают испытания любовью, он с негодованием чувствует, что отрицаемая им ранее “романтика” берет в нем верх. Герой умирает по глупой случайности, пережив перед этим кризис своего столь прочного прежде мировоззрения.
Кто же победил в споре? За кем пойдет Аркадий, молодой представитель дворянства?
Но он выбрал жизнь, подобную жизни отца. Кровные узы оказались сильнее всякого нигилизма. Он женится, хозяйствует в имении, продолжая дело своего отца.
Тургенев в романе “Отцы и дети” показал, что дворянство перестает быть передовым классом в обществе. В России нарождается новая сила, имя которой нигилизм. Но автор в этой силе не видит ничего позитивного, а только одно разрушение и отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут. При этом Базаров симпатичен и автору, и читателю своей энергией, трудолюбием, целеустремленностью, преданностью своим убеждениям.
В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.
В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “принсипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя”, - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы...” и т. д.
Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями...” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”... Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...