» » Художественная типизация и ее формы. О типическом в реалистической художественной литературе

Художественная типизация и ее формы. О типическом в реалистической художественной литературе

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

1. Теория литературы как науки. Место теории литературы в ряду филологических дисциплин.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей литературы и литературной критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование. С другой стороны, Т. л. ближайшим образом связана с философией и эстетикой. Разработка таких вопросов, как вопрос о сущности познания действительности, следовательно, и поэтического ее познания (ленинская теория отражения), вопрос об основаниях эстетической оценки, о социальной функции литературы как одной из форм идеологии и т. п., ставят Т. л. в ближайшую зависимость от названных дисциплин. Т. л. изучает природу поэтического познания действительности и принципы его исследования (методология), а также исторические его формы (поэтика).

Обобщая опыт мирового художественного процесса, теория литературы, как тип познания человека, исследует природу духовно - эстетических ценностей (персонаж, характер, чувства), создает правила и законы о способах построения стихотворных, прозаических и драматургических произведений, призвана объяснять сущность общественного явления, осваиваемого и постигаемого литературоведением в целом. Без теории предмета нет истории предмета.

Общие положения этой науки обязаны использовать писатели. Для того чтобы наслаждаться искусством надо быть эстетически грамотным человеком. И в этом смысле теория литературы поднимает и расширяет художественное образование и просвещение общества

Понятие о типизации

Типизация - воплощение типического в литературе, обобщение, лежащее в основе создания художественного образа, процесс создания типического. Типизацию понимают также как синтезирование в одном человеческом образе целого ряда типичных черт, которые художник нашел у разных реальных людей, а также развертывание, доведение до конца тех возможностей, которые автор усмотрел в известных ему реальных людях. В типичных характерах, в их взаимодействии, в их связи с обстоятельствами воплощается авторское мировоззрение.

Создание идейно - тематической основы, перевод этой основы в образы и формы, возможны лишь при решающей роли в данном процессе того, что именуется в литературоведении понятиями «типизация» и «индивидуализация». Поэтому эти категории правомерно выступают в качестве важнейших законов мышления в образах. Типизация и индивидуализация относятся к процессу художественного синтеза, вырастания подмостков в сфере познания литературы при помощи абстрактного мышления. Результатом типизации и индивидуализации являются образы - типы.

Художник может показать не только тип. человека, но и типические обстоятельства, в условиях которых человек живет, типические действия, события. В связи с этим можно говорить также и о типе быта и о типе пейзажа. Вообще говоря, под типичным обычно разумеют такое явление, которое заключает в себе те или иные существенные видовые черты и в силу этого служит выразителем ряда явлений.

К примеру, во многих французских романах XIX века функционируют образы так называемого «наполеоновского склада», они очень похожие, заключают в себе одинаковое обобщение. Перед исследователем предстает тип Наполеона мирного времени, когда на его смену идет миллионщик, Ротшильд. И все - таки, и эти персонажи разные, они отличаются своей необычностью. Индивидуализация художественного творчества максимально приближается к самой действительности, к жизни. В науке реальная действительность отражается только в чистых обобщениях, абстракциях, отвлечениях.

Образная специфика литературы как формы общественного сознания и познания действительности (проф. Гуляев Н.А.)

Как уже отмечалось, художник непосредственно включен в процесс познавательной деятельности. Он не может изучать и изображать действительность, отвлекаясь от человеческих симпатий и антипатий. Отсюда, как следствие, вытекает пристрастность художественного познания. Художник подходит к изучению своего предмета не как созерцатель, а как активный борец за свои идеалы.

Если у писателя нет идеала, то он из властелина действительности превращается в ее раба, утрачивает ориентировку в сложном лабиринте фактов. А. Н. Толстой писал: "Я не могу открыть глаза на мир прежде, чем все мое сознание не будет охвачено идеей мира, - тогда мкр предстает передо мной осмысленным и целеустремленным. Я, советский писатель, я охвачен идеей переустройства и строительства нового мира. Вот с чем я открываю глаза. Я вижу образы мира, понимаю их значение, их взаимную связь, их отношение ко мне и мое отношение к ним" * .

* (Алексей Толстой. Собр. соч. В 10-ти т. Т. 10. М., 1961, стр. 257. )

Художественный образ, его связь с человеческим

Художественно познать природу и общество -это значит показать их положительную или отрицательную роль в жизни человека, вызвав тем самым стремление к их утверждению или отрицанию. Результат познания, свои мысли и чувства, возникшие в процессе творческой деятельности, писатель выражает в специфической форме - в художественных образах, которые заключают в себе и объективное и субъективное начала.

Художественный образ не фотографический снимок с действительности, а творческое ее воспроизведение, он обязательно содержит в себе субъективный момент - отношение автора к изображаемому. Писатель-гуманист своим творчеством утверждает прогрессивные идеи, служит добру и справедливости. Без устремленности к прекрасному искусство теряет свою одухотворенность, превращается в кладбище слов, красок или звуков. В. Г. Белинский писал: "...Мертво художественное произведение, если оно изображает жизнь для того только, чтоб изображать жизнь, без всякого могучего субъективного побуждения, имеющего свое начало в преобладающей думе эпохи, если оно не есть вопль страдания или дифирамб восторга, если оно не есть вопрос или ответ на вопрос" * .

* (В.Г. Белинский. Поли. собр. соч., т. 6, стр. 271. )

Искусство не механическое подражание природе. Подражатель в лучшем случае лишь удваивает предмет изображения, но не создает новых эстетических ценностей. В его произведении нет соотнесения изображаемого с человеческой жизнью, нет никакого человеческого смысла.

Художественный образ становится эстетически значимым тогда, когда в нем заключено человеческое содержание, когда он просветлен мыслью, раскрывает действительность в ее отношении к человеку. Конечно, вопрос этот не следует понимать упрощенно. Не в каждом образе, взятом изолированно, видна его гуманистическая функция. Но если его рассматривать как часть образной системы произведения, то его гуманистическая направленность вырисовывается со всей отчетливостью.

Непосредственное знакомство с Плюшкиным Н. В. Гоголь подготавливает подробным описанием крепостной деревни и господского сада. Чичиков въезжает во владения Плюшкина по мостовой, где "бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз", он видит дырявые, как решето, крыши, избенки с окнами, заткнутыми тряпками, одонья хлеба, на верхушках которых "росла всякая дрянь". Чичиков проезжает мимо господского сада, поражавшего воображение своей запущенностью: заросшие дорожки, пошатнувшиеся беседки, тут и хмель, "глушивший внизу кусты бузины", и береза с отломленной вершиной, и осина с иссохшими листьями, и многое другое.

Конечно, в этих образах, рассматриваемых отдельно, еще не обнаруживается гуманистическое содержание, но в общем идейном замысле каждый из них несет определенную нагрузку. Гоголь с великолепным мастерством создает картину запустения, в котором повинен Плюшкин. И это разоблачает Плюшкина как мертвую душу, несущую смерть и в природу, и в общество.

Изобразить то или иное явление правдиво, значит дать его в сопоставлении с идеалом. Художественная правда не может быть нейтральной, она всегда заключает в себе большое гуманистическое содержание, настраивает мысли и чувства человека на определенную эстетическую "волну". Н. В. Гоголь и другие классики XIX в. достигли огромной художественной силы благодаря тому, что они не были объективистски-бесстрастными. В своих произведениях они, раскрывая жизненную правду, показали отклонение современного им общества от "человеческой нормы".

Искусство как явление эстетическое начинается там, где изобразительность не превращается в самоцель, а становится средством выражения гуманистических идей. Художественный образ- специфическая форма познания действительности. Его специфичность состоит в том, что он помимо своей жизненной конкретности органично включает в себя эстетическую оценку жизни, отражая каждое явление в его отношении к человеку. Художественный образ - оружие писателя в борьбе за идеал. С его помощью он защищает прекрасное и развенчивает безобразное, эмоционально воздействует на читателя, воспитывает его эстетически, возбуждая в нем чувство гнева против всего того, что мешает утверждению красоты на земле.

Эстетическая идея, ее своеобразие и связь с образом

Художественный образ лишился бы всех своих основных качеств, если бы не был носителем эстетической идеи, которая дает ему жизнь. Причем каждый образ произведения выражает что-то свое, индивидуальное и в то же время подчинен единому идейному замыслу. Истинное художественное произведение напоминает совершенный организм, в котором каждый орган своеобразен и необходимо участвует в жизнедеятельности целого.

Единый образ крепостной деревни Плюшкина, как мы видели, складывается из множестра отдельных микрообразов, которые, в свою очередь, служат необходимыми звеньями в создании образа Плюшкина. Но сам Плюшкин, наряду с Маниловым, Собакевичем, Ноздревым и другими героями поэмы, также лишь звено в грандиозном образе крепостной России, в которой правят "мертвые души".

Художественное произведение часто представляет собой сложнейшее переплетение эстетических идей. Но в этом многообразии властвуют строжайшие законы взаимодействия. Каждый образ, оставаясь самим собой, находится в добровольном согласии со смежными образами и с произведением в целом. Общая идейная концепция автора выполняет организаторские функции. Без ее организующего начала отдельные образы превратились бы в не зависимые друг от друга звенья и утратили бы свое эстетическое значение.

Образ есть реальная плоть эстетической идеи. Всякое насильственное их разъединение ведет к утрате художественности. Художнику свойственно мышление образами. Но это совсем не значит, что он без всякого труда, лишь по внезапному озарению создает свои произведения. Образ не возникает мгновенно, он проясняется всеми своими гранями в ходе творческой деятельности, когда автору удается отразить не только объективное содержание жизни, но и выразить свои чувства и мысли о ней.

Эстетическая идея является плодом не только разума, но и чувства художника. Зародившись, она овладевает всем его существом, становясь поэтической страстью, пафосом, без чего Белинский не мыслил себе художественного творчества. "Идея, вычитанная или услышанная и, пожалуй, понятая, как должно, но не проведенная через собственную натуру, не получившая отпечатка вашей личности, - писал критик, - есть мертвый капитал не только для поэтической, но и всякой литературной деятельности" * .

* (В.Г. Белинский. Поли. собр. соч., т. 10, стр. 312. )

Писатель только тогда может "заразить" читателя своим волнением, когда сам глубоко испытывает его. А без эстетического воздействия искусство мертво. Все свое духовное богатство оно передает людям преимущественно через переживание. Это тот канал, по которому эстетические идеи проникают в сознание человека, духовно воспитывают его.

Будучи по своей природе эстетической реальностью, т. е. отражением действительности в свете идеала, образ приводит в движение самые глубокие чувства и мысли. Он понятен всем, но у одних он вызывает положительную эмоциональную реакцию, у других - отрицательную. И это естественно, поскольку в образной системе произведения выражаются классовые, партийные позиции писателя, его отношение к коренным вопросам жизни.

Ожесточенные формы, например, принимала литературная борьба вокруг "Мертвых душ" Гоголя, "Героя нашего времени" Лермонтова, романов Тургенева. Критики консервативных и прогрессивных направлений давали им взаимоисключающие оценки. Такую же разноголосую реакцию вызывали произведения Чернышевского, Некрасова, Горького и других писателей-классиков.

Сила воздействия искусства во многом зависит от его конкретности. Однако было бы неверно думать, что конкретной определенностью, пластической выразительностью обладают только образы, отражающие материальные явления действительности (природу, вещи, внешний облик человека и т. д.). Выдающиеся поэты достигают пластичности также в передаче человеческих переживаний. Например, в лирических произведениях А. С. Пушкина Белинский находил "пластическую рельефность выражения" * , органическое совмещение "изящно-гуманного чувства с пластически изящною формою" ** . А. В. Луначарский, подчеркивая эмоциональную и интеллектуальную насыщенность поэзии Пушкина, заметил, что в ней "эмоции и мысли почти всегда заключены в пленяющий своей конкретностью и пластичностью образ" *** .

* (В.Г. Белинский. Поли, собр. соч., т. 7, стр. 323. )

** (В.Г. Белинский. Поли, собр. соч., т. 7, стр. 340. )

*** (А.В. Луначарский. Классики русской литературы. М., 1937, стр. 155. )

Вместе с тем одна наглядность еще не обеспечивает художественности. Многие произведения, особенно натуралистического плана, весьма наглядны, жизненно конкретны, но они не способны доставить большую радость. Достоверность в передаче внешних и внутренних форм жизни еще не составляет всего искусства. Художественная правда невозможна без эстетических идей.

Подлинный художник всегда утверждает прекрасное, всегда стоит на страже человеческих интересов. Только в зависимости от исторических и иных обстоятельств он решает свою задачу по-разному: или путем отрицания безобразного, или путем раскрытия прекрасных сторон действительности.

Когда нет борьбы за прекрасное, начинается разложение художественного творчества, его декадентское вырождение. Искусство в силу своего гуманистического характера является одним из средств духовного общения между людьми. Чем значительнее эстетическая мысль, мастерство ее воплощения, тем выше чувство, ею пробуждаемое, и тем выше общественная роль писательского труда.

Если идея, воплощаемая писателем, неэстетична по своей сущности, то она оказывается ложной. Ее ложность сказывается в том, что она вступает в противоречие и с объективным содержанием жизни и со здоровым эстетическим чувством. Полное художественное банкротство, например, терпят защитники капитализма, стремящиеся в своих писаниях превратить колонизаторов и предпринимателей в друзей народа. Не может быть эстетически прекрасным то, что бесчеловечно по своей природе.

Образ как особая форма обобщения

Художественный образ по своей природе несет в себе обобщение. Писатель всегда так или иначе опирается на действительность, но он не должен становиться рабом фактов. Художественное творчество немыслимо без отбора материала, его переработки в соответствии с той идеей, которая развивается в произведении.

Когда то или иное явление жизни производит на художника определенное впечатление, он присматривается к нему, выделяет наиболее существенные, поразившие его воображение черты, отбрасывает все случайное, мешающее ярко выразить сущность открывшейся ему действительности и раскрыть свой авторский замысел. С помощью собственной фантазии он как бы дополняет бросившиеся ему в глаза особенности. Таков, в общих чертах, наиболее характерный путь создания художественного образа.

И. С. Тургенев говорил: "Я встречаю, например, в жизни какую-нибудь Феклу Андреевну, какого-нибудь Петра, какого-нибудь Ивана, и представьте, что вдруг в этой Фекле Андреевне, в этом Петре, в этом Иване поражает меня нечто особенное, то, чего я не видел и не слышал от других. Я в него вглядываюсь, на меня он или она производит особенное впечатление; вдумываюсь, затем эта Фекла, этот Петр, этот Иван удаляются, пропадают неизвестно куда, но впечатление, ими произведенное, остается, зреет. Я сопоставляю эти лица с другими лицами, ввожу их в сферу различных действий, и вот создается у меня целый особый мирок..." * .

* (Русские писатели о литературном труде. Т. 2, стр. 755. )

Художественный образ - в конечном счете, явление жизни, но переплавленное в горниле творческого сознания писателя, вновь созданное в соответствии с его эстетическим идеалом, освобожденное от несущественных наслоений. Поэтому произведение искусства часто действует на человека сильнее, чем та действительность, которая стала предметом художественного изображения. В нем заключено только необходимое, служащее высоким эстетическим целям.

Художник в процессе творческой работы совершает своеобразное открытие мира. Благодаря своей наблюдательности, эстетической чуткости он открывает и обобщает в образах такие стороны жизни, которые часто ускользают от взгляда неискушенного наблюдателя. Так, в образах Онегина, Обломова, Клима Самгина и Семена Давыдова в неповторимо-чувственном виде выражена сущность и общественное значение определенного типа людей, существовавших в обществе.

Искусство, концентрированно изображая прекрасное или безобразное, делает людей более восприимчивыми к красоте.

М. Горький однажды заметил: "...Джон Рескин возвестил глубокую истину, сказав, что закаты в Англии стали прекраснее после картин Тернера". Великий писатель в данном случае подчеркнул способность художественного творчества развивать эстетические вкусы человека, облегчать ему доступ к эстетическим богатствам природы.

Художник-реалист обладает даром схватывать существенное во множестве однородных фактов. Возможность такого обобщения ему подсказывается самой действительностью. Явления природы и общества при всех своих индивидуальных особенностях имеют сходные, родственные признаки. Нетрудно, например, обнаружить общее (для определенной географической зоны) в наступлении весны, осени, зимы, лета, восхода и заката солнца и т. д., хотя каждый год и вносит в эти закономерности свои поправки. Люди также при всем их своеобразии носят отпечаток профессии, национальности, своего социального положения. Поэтому писатель, как правило, изображая индивидуальное, может корректировать сбои наблюдения самой жизнью: отсечь от изображаемого все несущественное, усилить его характерными подробностями, позаимствованными у явлений одного с ним круга, и создать конкретную картину, наполненную обобщающим смыслом. Обобщение через единичное, получающее свою жизнь в индивидуальном художественном образе, называется типизацией.

Типизация и ее формы

Нахождение общего в единичном наиболее характерно для реалистического искусства. Далеко не все писатели идут таким путем. Классицисты, например, обычно шли от общего, используя единичное только в качестве иллюстрации к определенному морально-политическому тезису, развиваемому в произведении. Такой прием нередко вел к схематизации характеров, к утрате ими индивидуальных особенностей.

Реалистические принципы обобщения восторжествовали тогда, когда искусство было осознано как отражение действительности, а художественный образ - как воплощение в индивидуальном типических черт самой жизни.

Обобщая достижения писателей-реалистов, Белинский писал: "Теперь под "идеалом" * разумеют не преувеличение, не ложь, не ребяческую фантазию, а факт действительности, такой, как она есть, но факт не списанный с действительности, а проведенный через фантазию поэта, озаренный светом общего (а не исключительного, частного и случайного) значения, возведенный в перл создания, и потому более похожий на себя, ...нежели самая рабская копия с действительности верна своему оригиналу" ** .

* (Слово "идеал" в данном случае имеет то же значение, что и "тип". )

** (В.Г. Белинский. Поли. собр. соч., т. 6, стр. 526. )

Типизация, как правило, сопровождается сгущением воспроизводимых явлений, усилением их характерных черт, что придает им большую эмоциональную выразительность. Подобный способ вытекает из самой природы художественного творчества, которое представляет собой борьбу за утверждение прекрасного или отрицание безобразного.

"Искусство ставит своей целью, - писал М. Горький, - преувеличивать хорошее, чтобы оно стало еще лучше, преувеличивать плохое - враждебное человеку, уродующее его, - чтоб оно возбуждало отвращение, зажигало волю уничтожить постыдные мерзости жизни, созданные пошлым, жадным мещанством. В основе своей искусство есть борьба за или против, равнодушного искусства - нет и не может быть, ибо человек не фотографический аппарат, он не "фиксирует" действительность, а или утверждает, или изменяет ее, разрушает" * .

* (М. Горький. Собр. соч., т. 27, стр. 444-445. )

Следовательно, типизация невозможна без вымысла. Поэтическое сгущение имеет место даже там, где герои внешне ничем не выделяются из окружающей их среды. В них обычно сгущены в сравнении с их жизненными прототипами ведущие черты характера. И Обломов, и Базаров, и Павел Власов, и Левинсон, и Григорий Мелехов для своего времени "знакомые незнакомцы". Они выдвинуты жизнью, но в них, как в фокусе, преломились свойства множества людей их социального круга.

Как известно, встречаются и иные способы создания типического образа. Иногда в самом обществе обнаруживаются такие индивидуальности, которые как бы сконцентрировали в себе наиболее характерные особенности людей определенного социального слоя в определенную историческую эпоху (Чапаев, Н. Островский, Мересьев и т. д.).

Отражение в образной форме единичного приводит к созданию нетипического образа. Лефорт в романе А. Толстого "Петр Первый" нетипичен для обитателей Немецкой слободы, которые не были бескорыстными помощниками молодому царю в его реформах. В пьесе А. Володина "Назначение" изображен необычайно добрый начальник Лямин. Пользуясь слабостью его характера, подчиненные вначале совсем прекратили работу, а затем, устыдившись, рьяно взялись за дело. Возможно в жизни и имел место такой случай, однако Володин пытается это единичное представить как типическое, что встретило возражение критики.

Бывает, что писатель, заостряя образ, идет на нарушение внешнего правдоподобия. Стремясь наиболее выразительно показать сущность изображаемого явления, он нередко прибегает к гиперболе, к гротеску. Так возникает в "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина образ градоначальника Брудастого с органчиком в голове. Конечно, это неправдоподобно, но художественно вполне оправдано. Сатирик хотел подчеркнуть одеревенелость, автоматизм действий реакционера-бюрократа, который, утратив все человеческое, приобрел сходство с заводной куклой, с автоматом, умеющим произносить лишь два слова.

Отвечая критикам, отмечавшим неправдоподобность образа Брудастого, М. Е. Салтыков-Щедрин писал: "Но зачем же понимать так буквально? Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наигрывающий романсы: "не потерплю!" и "запорю!", а в том, что есть люди, которых все существование исчерпывается этими двумя словами" * . В условиях самодержавной России, по мысли сатирика, были типичны ретивые администраторы вроде Брудастого, и тем самым оправдывалось их появление в литературе.

* (М.Е. Салтыков-Щедрин о литературе и искусстве. М., 1953, стр. 405. )

Рассматривая творчество Гоголя, Белинский отмечал, что автор "Ревизора" и "Мертвых душ" не списывал своих героев с натуры: не так-то легко было найти в жизни совершенно "готового" Хлестакова или Плюшкина. Но зато Гоголь, по словам критика, встречал не мало чиновников и помещиков "с возможностью сделаться ими" * . Гоголь в процессе творческой работы заострил характерные и возможные черты, свойственные реально-историческим Хлестаковым и Плюшкиным, и создал художественные типы большой обобщающей силы.

* (См.: В. Г. Белинский. Поли. собр. соч., т. 2, стр. 245. )

Существует мнение, что типизация присуща только реалистическому искусству. Это неверно. Типические образы создают также писатели романтического типа мышления. Однако типичность устанавливается в романтизме иначе, чем в реализме. Положительный герой здесь соотносится не со средой, его породившей, а с духовным миром самого автора и тех социальных сил, которые он представляет. Конечно, Мпыри нетипичен как монастырский послушник, но он как бы концентрирует в себе вольнолюбивые мечты Лермонтова и его современников, близких поэту по строю мыслей и чувств. Положительные герои в утопических романах Ж. Санд, разумеется, абсолютно нетипичны как дворяне, но их настроения характерны как для самой писательницы, так и для всех сторонников французского утопического социализма.

Характер и обстоятельства

Типическое в литературе нельзя сводить к выражению сущности одних общественных признаков человека. Художественный образ - персонаж - не только олицетворение определен ной социальной силы, но и вполне конкретная, "живая" человеческая личность. Совокупность основных черт, определяющих индивидуальные особенности героя, принято называть характером. Например, Обломов Гончарова не просто воплощение барства. Он барин с индивидуальным человеческим обликом, со своими привычками, склонностями и т. д. Общее и индивидуальное находятся в нем в органическом синтезе, что позволяет говорить об Обломове как о мастерски очерченном художественном типе. Выделение в персонажах одних социальных качеств ведет к схематизму, подрывает основу специфики искусства.

Октябрьская революция и гражданская война в России отражены А. Толстым в эпопее "Хождение по мукам" через сложное переплетение судеб многих героев, каждый из которых - представитель определенной социальной группы и в то же время неповторимая человеческая индивидуальность. Тут и Катя и Даша Булавины, и инженер Телегин, и дворянин Рощин, и адвокат Смоковников и многие другие. Все эти вымышленные лица втянуты в водоворот реальных исторических событий. А. Толстой создает впечатляющую картину как бы живой истерии.

Одна и та же социальная сущность может сочетаться с разными характерами. В "Молодой гвардии" Фадеева все молодогвардейцы сходны по своим идейным убеждениям. Они воспитаны Коммунистической партией и комсомолом, безгранично преданы социалистической Родине. Но это общее выступает у них в индивидуальном преломлении. Каждый из них обладает своим неповторимым обликом, представляет собой конкретную человеческую личность, по-разному проявляет себя в борьбе с врагом. Поэтому Олег Кошевой, Ульяна Громова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин - типические художественные образы.

Характер наиболее полно раскрывает свое содержание, когда он поставлен в соответствующие ему обстоятельства. Талантливый писатель обычно подвергает своих героев различным испытаниям, которые дают возможность выявить их социальную сущность, их индивидуальные особенности.

Обстоятельства - это среда, социальные условия, конкретные жизненные отношения, в которых приходится действовать человеку. При их изображении искусство также очень часто прибегает к заострению. Оно отбрасывает все несущественное, выделяет наиболее характерное. Писатель выбирает из массы событий такую ситуацию, которая позволяет с наибольшей наглядностью показать все затаенные мысли и чувства героев.

Однако обстоятельства не могут конструироваться произвольно, т. е. искусственно подгоняться под "рост" задуманных персонажей. Их выбор художественно оправдывает себя тогда, когда соответствует не только замыслу автора, но и объективным закономерностям реальной жизни.

Следовательно, литература - отражение действительности в художественных образах. Образность составляет существо ее специфики. Причем специфичность ее формы определяется особенностями ее предмета. Писатель познает природу и общество в отношении к человеку. Он сам непосредственно включается в процесс познания и раскрывает не естественную, а эстетическую, человеческую сущность вещей и явлений, дает им свою оценку. Поэтому художественное творчество всегда субъектино окрашено, просветлено эстетическим идеалом, представляет собой борьбу за утверждение прекрасного на земле.

1

В аналитической статье рассматриваются формы художественной типизации в современной осетинской прозе. Основное внимание уделяется движению характеров, которое протекает в разных временных планах, где связь времен становится важным сюжетно-композиционным элементом и средством художественного изображения. Пересечение разных временных планов (современности и прошлого, далекого и недавнего) становится насущно необходимым для более рельефного выделения главных звеньев развития общества, происходящего по восходящей линии. Формы художественной типизации при воссоздании жизни и характеров непосредственно зависят от мировосприятия и творческой позиции автора. Несомненна идейно-художественная общность многих произведений о современности. Можно отличить достоверность, точность изображения житейских отношений, трудового обихода, искусства психологического анализа, умения распознать доброе и прекрасное в обыкновенном течении современной жизни, в характерах героев и т.д. Эти качества реализма и художественной типизации присущи произведениям Нафи Джусойты, Гриша Бицоева, Руслана Тотрова, Васо Малиева, Георгия Тедеева, Гастана Агнаева, Мелитона Казиева, Юрия Габараева и других прозаиков. Их творчество убеждает в том, что художественный психологизм как искусство аналитического изображения характера приобретает все больший вес в поэтике реализма.

концепция человека и общества

художественная типизация

история личности

типический характер

психологический план

конкретный анализ

поток сознания

элементы эпоса и лирики

поэтика реализма

эстетический идеал

1. Агнаев Г. Младшая дочь Темыра: роман, элегия, рассказы. – Владикавказ: Ир, 2013. – С. 6-222.

2. Бицоев Г. Вечерняя звезда: Роман. Повесть. – Владикавказ: Ир, 2003. – 336 с.

3. Гучмазты А. Благодать твоей души // Спойте по-осетински, ребята: роман, рассказы. – Владикавказ: Ир, 1993. – 424 с.

4. Малиев В.Г. Дом Сурме: роман / перевод с осетинского. - Орджоникидзе: Ир, 1986. – 288 с.

7. Мамсуров Д. Ахсарбек: роман. – Орджоникидзе: Ир, 1974; Мамсуров Д. Поэма о героях: роман. – М. : Советский писатель, 1981.

8. Марзоев С.Т. Судьба // Глашатай: сочинения. – Орджоникидзе: Ир, 1986. – С. 363-432.

9. Тедеев Г. Трудной дорогой восхождения // Литературная Осетия. – 1987. – № 69. – С. 69-70.

В современной осетинской прозе утверждаются те формы обобщения, которые опираются на историзм мышления, исследование, анализ реальной действительности. В национальной литературе создаётся художественная концепция человека и общества. Важнейший аспект её - история личности, характер, через которые мы узнаём наше время, народ, его духовные и нравственные идеалы.

Однако сохранила ли нынешняя осетинская литература функцию художественной типизации и обобщения? Объясняет ли она нам закономерности исторического развития или, наоборот, фиксирует насильственные изломы естественного хода событий? Какие идеалы проповедует, и соответствует ли она идеалам, прорастающим из самой действительности, в которой все мы живем и выживаем? Эти сложные вопросы влекут за собой другие: осталось ли нынешняя литература по-прежнему властительницей дум, претендует ли осетинский писатель на роль учителя жизни? Для ответа следует представить картину современного литературного процесса в его основных тенденциях.

Типический характер уходит своими корнями в реальную жизнь или в прошлое, потому что осетинская литература прочно связана с действительностью: от «Джанаспи» Арсена Коцоева, «Чести предков» Цомака Гадиева, «Разбитой цепи» Барона Боциева, «Шума Бури» Коста Фарниева к роману «Поэта о героях» Дабе Мамсурова, «Вперед» Татари Епхиева, другим современным романам и повестям об осетинской жизни. Условия бытия характера конкретны, изображены точно и достоверно: это обстановка на поле боя, коллективизация сельского хозяйства, индустриализация страны, повседневное окружение человека - т.е. мир, показанный во времени и в пространстве. Если вспомним книги Кудзага Дзесова, Максима Цагараева, Алыкси Букулова, Нафи Джусойты, Сергея Марзоева и Владимира Гаглоева, то легко в этом убедимся.

Движение характеров протекает в разных временных планах : связь времен становится важным сюжетно-композиционным элементом и средством художественного изображения. Бытие характеров понимается как многомерное с прошлым и настоящим. Подобный принцип изображения мы находим в военной прозе Тотырбека Джатиева («Сабельный звон», «Дика» ), Сергея Кайтова («Это был мой сын», «Второй отец» ), Георгия Дзугаева («На острие ножа» ), Михала Басиева («Родословная ), Ахсарбека Агузарова («Сын кузнеца» ), Давида Дарчиева («Долг» ), Василия Цаголова («И мертвые вставали» ). Однако вовсе не следует абсолютизировать этот принцип как самоценный и универсальный. Несомненно, в перспективе - новые формы и средства изображения. Сергей Морзоев, например, предпочитает последовательность развития характеров во времени, изредка используя в качестве отступления предыстории («Кахтисар», «Молот и Наковальня»). Автору важнее предоставить наибольшую свободу действий своим героям в тех условиях, поворотах судьбы, драматических ситуациях, из которых сложилась целая эпоха военных и послевоенных лет. Таковы органично складывающиеся характеры Ахсара Тохова, Ивана Богучарова, Саханджери Мамсурова, Андрея Громова, Цыппу Байматова, иностранного специалиста Шольца.

Дабе Мамсуров в своих романах изображает характеры, сформировавшиеся в довоенные годы (например, Гаппо, Харитон, Батырбек, Госка и другие); оказавшись в условиях ломки старых устоев, небывало тяжелых и трагедийных, эти характеры проходят испытание на прочность. И выдерживают эти испытания именно те, у кого глубже идейная убежденность. В данном случае проводится принцип выявления, распознания сущности характера в необычных условиях. «Василий Цаголов в своих произведениях изображает трагическое столкновение юности, молодости с войной и смертью. В этом противоборстве побеждает человечность героев, вооруженная убеждением, высокими понятиями своего долга и глубоким патриотическим чувством» .

Следует обратить внимание и на художественно-философскую интерпретацию понятия судьбы в осетинской прозе, не раз выносимого в заголовок художественного произведения. Например, в повести Сергея Морзойты «Судьба» и у продолжившего его традицию Гастана Агнаева «Призрак» судьба человека становится всеобъемлющим символом истории народа, свободно изъявляющего свою волю, действующего сознательно. Судьба человека и характер в этих произведениях - понятия неразделимые. Значительность единственной жизни человеческой распознается в исторических ситуациях в «моменты роковые», неотвратимость, предопределённость которых, однако, снимается активностью героя, преодолевающего трагические обстоятельства общенародной и личной беды. На широком полотне трилогии Елиоза Бекоева «Фатимат», в романах Гафеза «Добрый день, люди» и «Отшельник» Мелитона Габулова убедительно показано нарастание сюжета и конфликтных ситуаций. Во всех случаях индивидуальная судьба трактуется как некое историческое единство личности и события, как жизнь, творимая героем.

Господствующим в системе изобразительных средств становится психологический анализ, как наиболее гибкое средство многолинейного, объемного изображения духовного мира, внутренних побуждений, диалектики души и жизни сердца. Бережно сохраняя индивидуальность, неповторимость духовной жизни, писатель раскрывает ее сложность у людей разных социальных групп и классов - колхозника, рабочего, военного, ученого, врача, интеллигента. Таковы итоги тех разительных исторических перемен, преобразовавших духовный мир людей. Нет необходимости в том, чтобы перечислять новые качества психологизма личности героя. Конкретный анализ приведет к пониманию существа вопроса. Здесь же нужно выделить общие тенденции развития психологизма в осетинской прозе. Прежде всего, это усиление роли повествователя, выступающего в качестве героя или автора. Иногда уже в одном произведении наблюдается переселение двух планов повествования: личностно-индивидуального и объективного.

В соответствии с этим наблюдается взаимодействие разных психологических планов или даже систем, каждая из которых отличается внутренне (восприятие, точка зрения, тип мышления, смена настроений и чувствований) и внешне-речевым строем. Происходит демократизация повествовательной манеры, широкое проникновение в авторское повествование различных форм народно-разговорной речи, обусловленной определенным социально-психологическим складом и нравственным состоянием действующего лица. Подобные формы психологизма мы находим в произведениях Нафи Джусойты, Сергея Марзойты, Руслана Тотрова, Гриша Бицоева, Гастана Агнаева. В романах Нафи Джусойты повествовательная авторская речь во многих случаях максимально приближена к народно-разговорной, иногда сливается с ней, сохраняя, однако, авторскую стилистическую самобытность. Конкретный анализ его романов «Слезы Сырдона» и «Снегопад» нас в этом глубоко убеждают.

В произведениях мемуарного плана усилено объективное начало, так как авторы стремятся воплотить именно общезначимое и переживаемое многими. В произведениях мемуарно-биографического жанра, напротив, преобладает личностная точка зрения, пафос частного бытия, господствует самоанализ, самопознание, временами - поток сознания. Лиризм приобретает качества и форму художественного психологизма, когда выражает особенности восприятия действительности, напряжение эмоций, романтико-возвышенное настроение, особый склад характера. Однако истоки лиризма исследуются конкретностью: это может быть общественный интерес писателя и его патриотическое чувство, ощущение причастности к высоким переживаниям. Горизонты видения, сила и значительность эмоциональных переживаний, значимость нравственного опыта - все это может объяснить происхождение лиризма и его качества (См.: «Рубцы на сердце» Кудзага Дзесова, «Мои воспоминания» Андрея Гулуева, «Вчера и сегодня» Дабе Мамсурова, «Воспоминания» Александра Царукаева, «Из воспоминания молодости» Измаила Айларова, «Первые дни на родной земле» Гоги Бекоева, «Корни и ветви» Заура Кабисова, «Сердце обливалось кровью» Герсана Кодалаева).

Лиризм как определенное эмоционально-психологическое состояние и качество восприятия, отношения к действительности, свойствен эпическим и лирическим произведениям (дневник, путевые заметки, записные книжки), воплощается в определенной стилевой и стилистической манере (патетика, внимание к состоянию повествования и т.д.). Повесть Гастана Агнаева «Осенние длинные дороги» - синтезирует элементы эпоса и лирики. Познание прекрасного в человеке, постижение горечи, приобщение его к нравственным и творческим основам народной жизни - вот направление психологического анализа в «Осенних длинных дорогах», где лиризм обусловлен различными обстоятельствами, но неизменно становится выражением настроений, душевных состояний, сердечных волнений героя. Эти проблемы кроме нас активно разрабатываются в трудах И.В. Мамиевой . В своих исследованиях она также затрагивает вопросы художественной типизации и типологии .

Разумеется, в произведениях эпического плана (повести, романы о войне, городе, деревне) используются и другие принципы психологизма, так как в них господствует пафос объективности. Нужно обратить внимание на художественный синтез событий и характеров, дающий направление психологическому анализу и определяющий его специфику в данном случае. Например, психологизм Васо Малиева в романе «Дом Сурме» основан на глубоком понимании драматизма действительности, осложненной условиями войны и послевоенными трудностями, столь суровыми и небывалыми, современными реалиями, осложненными проблемами личности и общества, что устоять в них могли характеры незаурядные, сильные, лишь причастные к общему делу и живущие одной целью. Драматизм общей жизни воспроизводится в столкновениях мнений и точек зрения, раскрывающих общие переживания. На этом фоне отчетливо вырисовывается сложный и противоречивый мир чувств и переживаний Сурме, Царая, Асланбека, Сабана, Залины, Олимпиады и т.д.

В последние годы резче обозначилась тенденция к социально-философскому осмыслению судьбы осетинского общества на изломе ХХ-ХХI веков, в ее настоящем, прошлом и будущем; об этом романы «Благодать твоей души» - Алеша Гучмазты , «Угасшие мечты» - Изатбега Цомартова , «Вечерняя звезда» - Гриша Бицоева и «Младшая дочь Темыра» - Гастана Агнаева , где перелом в жизни и мировоззрении героев происходит накануне развала великой страны. Былая растерянность нашей литературы перед этим роковым событием, состояние невнятности и замалчивания со временем прошли. Наступила четкость проявленного (через художественное сознание) исторического факта. Однако признаем, что, несмотря на все идейно-художественные перемены, нынешняя осетинская литература в читательском сознании утратила статус почитаемости. Годы «великого перелома» сказались и на литературном сознании народа. При нынешней сложности, подчас натужной до надрывности жизни стремление национального читателя уйти в себя вполне понятно.

С другой стороны, зададимся вопросом о том, на что способен вытесненный из социальной жизни творческий работник, который по идее призван отображать, укреплять, воспевать? Что и говорить, социально незащищенный писатель неизбежно превращается в писателя протестного. И вместо дарящих эстетическое наслаждение произведений в нашей словесности все увеличивается вал протестных текстов, отрицательно освещающих существующие положение вещей в обществе и стране. Каковы же возможные точки соприкосновения между литературой и властью - те коммуникационные пути, потребность в которых сейчас уже реально назрела? Ни для кого не секрет, что мы живем в сложное время перемен. Подлинные пути национального самосознания - а это единственное условие избежать лишних ходов! - неминуемо пролегают через нашу серьезную, честную литературу, требующую углубленного аналитического прочтения.

Опыт осетинской прозы, представленной творчеством Кудзага Дзесова, Дабе Мамсурова, Елиоза Бекоева, Гафеза, Георгия Дзугаева, Максима Цагараева, Сергея Кайтова, Нафи Джусойты, Сергея Марзойты, Гриша Бицоева, Руслана Тотрова, Васо Малиева, Георгия Тедеева, Гастана Агнаева и других прозаиков убеждает нас в том, что художественный психологизм как искусство аналитического изображения характера приобретает все больший вес в поэтике реализма. Конечно, в будущем надо будет обратить внимание и на другие формы художественной типизации. В частности, на стилевые качества произведений, которые активно способствуют выявлению сущности характера, убеждению позиции автора и его эстетического идеала (композиция, изобразительные средства, деталь, предметность и т.д.).

Рецензенты:

Фидарова Р.Я., д.фил.н., главный научный сотрудник отдела литературы и фольклора ФГБУН «СОИГСИ им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А», г. Владикавказ;

Бекоев В.И., д.фил.н., профессор кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ.

Библиографическая ссылка

Хозиева И.Х., Газдарова А.Х. ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТИПИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОСЕТИНСКОЙ ПРОЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17741 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Выходные данные сборника:

К ПРОБЛЕМЕ «ТИПОЛОГИИ» И «ТИПИЗАЦИИ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Булычева Вера Павловна

преподаватель кафедры английского языка для экономических специальностей Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Для лингвистики проблема типологии не является новой. Термин «типология » рассматривался еще в работах античных риторов, а перечень трудов, посвященных изучению типологии , насчитывает сотни наименований. Как и некоторые другие основополагающие понятия, термин типология широк и многопланов, в рамках разных наук понимается по-разному, что делает крайне сложной задачу его определения. Например, в философии типология (от греч. - отпечаток, форма, образец и - слово, учение) - это «метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа» , в Большом Энциклопедическом словаре - это «научный метод, основа которого - расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов .

Лишь только в Большом Энциклопедическом словаре мы находим сведения о лингвистической типологии – это «сравнительное изучение структурных и функциональных свойств языков независимо от характера генетических отношений между ними»

Возможно, именно из-за сложности самого понятия термин «типология» отсутствует в ряде специализированных терминологических словарей. Поэтому считаем, что термин «типология» является прежде всего общенаучным термином, а не литературоведческим.

Гораздо чаще в литературоведении мы встречаем термин «типизация», хотя в терминологических словарях по филологии этот термин также отсутствует. Типизация - это «разработка типовых конструкций или технологических процессов на основе общих для ряда изделий (процессов) технических характеристик. Один из методов стандартизации» .

Образы-персонажи, как и все другие виды образности, являются как бы сгустком того, что писатель видит вокруг себя. Такое сгущение существенных явлений в образе есть типизация, а образ-персонаж, отражающий ведущие черты эпохи, группы, социального слоя и тому подобное принято называть литературным типом.

Различают литературные типы трёх видов: эпохальные, социальные, общечеловеческие .

Эпохальные типы сгущают в себе свойства людей определённого исторического отрезка времени. Не случайно бытует выражение «дети своего времени». Так, литература XIX века подробно разработала и показала тип лишнего человека, который проявился в таких разных образах: Онегин, Печорин, Обломов - все они принадлежат к разным поколениям людей, но объединяет их в общий тип недовольство собой и жизнью, невозможность реализоваться, найти применение своим способностям, но проявляется это каждый раз в соответствии с требованиями времени и индивидуальностью: Онегин скучает, Печорин гоняется за жизнью, Обломов лежит на диване. Эпохальные типы ярче всего выражают временные признаки в людях.

Социальные типы концентрируют в себе черты и качества людей определенных общественных групп. Именно по этим показателям мы можем определить, в какой среде возник данный тип. Так, Гоголь в «Мёртвых душах» очень убедительно показал тип помещиков. Каждый из них, по замыслу автора, характеризуется неповторимой укрупнённой чертой характера: Манилов - мечтатель, Коробочка - дубиноголовая, Ноздре - исторический человек, Собакевич - кулак, Плюшкин - прореха на человечестве. В совокупности все эти качества воссоздают общий тип помещика.

Социальные типы позволяют воссоздать яркие типичные свойства людей определенной общественной группы, подчеркивая самые закономерные её качества, показатели, по которым мы можем судить о состоянии общества, его иерархической структуре и делать соответствующие выводы об отношениях между общественными группами того или иного периода.

Общечеловеческие типы концентрируют в себе свойства людей всех времен и народов. Данный тип является синтетическим, поскольку он проявляет себя и в эпохальном и в социальном типах. Это понятие многомерное, независимое от временных или общественных связей и отношений. Такие качества как, например, любовь и ненависть, щедрость и жадность, характеризуют людей с момента их осознания себя до наших времен, то есть эти категории постоянные, но наполняющиеся в процессе исторического развития своеобразным содержанием. Более точно эти общечеловеческие категории проявляются каждый раз индивидуально, так, Пушкин в Скупом рыцаре, Гоголь в Плюшкине, Мольер в Тартюфе изобразили тип скупого человека, но у каждого писателя он нашёл своё воплощение.

Создавая типические характеры, писатель каждый раз производит свой суд над изображаемым. Его приговор может звучать в различных формах, например, в форме сатиры - прямой насмешки, которую мы слышим уже в названии сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»; иронии - скрытой насмешки, когда прямое содержание высказывания противоречит его внутреннему смыслу, например, в басне Крылова «Лиса и осёл» лиса говорит: «Отколе умная бредешь ты голова». Приговор писателя может выражаться и в форме патетики, то есть восторженного изображения положительных явлений, например, начало поэмы Маяковского «Хорошо»:

Я земной шар

Чуть не весь обошел!

И жизнь хороша!

Характер авторской оценки зависит от мировоззрения художника и в некоторых случаях может быть ошибочным, что приводит к ошибкам в типизации, в результате появляются нетипичные характеры. Их основные причины: неглубокое понимание писателем проблемы и кризис мировоззрения, например, в 20-е годы ХХ века многие писатели изображали участие детей, подростков в грозных событиях гражданской войны в героико-приключенческом, романтическом плане, и у читателей создавалось впечатление о войне как цепи подвигов, красивых поступков, побед. Например, в «Красных дьяволятах» Петра Бляхина подростки совершают поступки, которые нетипичны для их возраста и жизненного опыта, то есть характеры писателем созданы, но типическими они не являются. Немаловажным фактором появления таких характеров является кризис мировоззрения. Иногда писателю не хватает художественного мастерства, обычно это происходит с молодыми, начинающими писателями, первые произведения которых остаются в разряде ученических, например, А.П. Гайдар написал первую повесть «Дни поражений и побед», на которую получил серьёзные замечания редактора: расплывчатость, неубедительность образов. Она так и не была напечатана, а следующая повесть принесла автору известность.

Бывает, что автором не найдена полноценная художественная форма для выражения своих жизненных впечатлений и наблюдений, например, А.И. Куприн задумывал написать большой роман о жизни военных, для чего собрал большой автобиографический материал, но при работе над ним почувствовал, что тонет в этом объёме и его замысел не реализуется в задуманной форме романа. Куприн обратился к Горькому, который посоветовал ему повесть. Нужная форма была найдена и появился «Поединок».

Порой писатель просто недостаточно работал над совершенствованием создаваемого образа.

Во всех этих случаях образ вмещает в себя или значительно меньше, или совсем не то, что хотел сказать автор. Из сказанного вытекает, что образ с типом находятся в следующем соотношении: тип - всегда образ, но образ - не всегда тип.

Работая над образом, стремясь воплотить в нем существенные закономерности времени, общества и всех людей, писатель типизирует в нем самые разнообразные явления:

· массовые. Факт широкого распространения того или иного явления свидетельствует о его типичности для определенной группы людей или общества в целом, поэтому литературные типы чаще всего создаются писателем при помощи обобщения массового, например, тип маленького человека в литературе XIX века;

· типизироваться могут и редкие единичные явления. Всякое новое явление в момент зарождения бывает немногочисленным, но если в нем содержится перспектива дальнейшего распространения, то такое явление типично, и, рисуя его, писатель прогнозирует общественное развитие, например, горьковские песни о соколе и о буревестнике были написаны до 1905 года, но они стали символами приближающихся событий, которые в скором времени приобрели широкий размах;

· типичный характер художник может изобразить даже, обобщая в нем исключительные черты, например, А. Толстой в образе Петра первого в одноименном романе воссоздал типичные свойства государя и человека, несмотря на то, что личность Петра I - явление исключительное в истории. В воссоздании этого образа Толстой следует пушкинской традиции, согласно которой Петр наделялся лучшими качествами своего народа. Исключительным в нем являются не качества, а их глубина и собранность в одном человеке, что и делает его исключением из правил. Итак, типизация исключительного - это сгущение в одном образе большого количества положительных и отрицательных качеств, что выделяет его из всех. Этими качествами, как правило, обладают видные исторические деятели, гениальные люди в разных областях науки и искусства, политические преступники;

· типизируются в образе и явления отрицательного порядка, благодаря чему человек осваивает понятие негативного. Примерами могут служить различные отрицательные поступки детей в стихотворении Маяковского «Что такое хорошо…»;

· типизация положительного имеет место, когда идёт прямое осуществление идеала и создаются идеальные характеры.

Итак, типизация является законом искусства, а литературный тип - та конечная цель, к которой стремится каждый художник. Не случайно литературный тип называют высшей формой образа.

При работе над текстом, создавая свои художественные картины, писатели берут материал из жизни, но обрабатывают его по-разному. В соответствии с этим в науке о литературе различают два пути создания литературного типа.

1. Собирательный, когда писатель, наблюдая разные характеры людей и подмечая их общие черты, отражает их в образе (Дон Кихот, Печорин, Шерлок Холмс).

2. Прототип. Способ типизации, при котором писатель берет за основу действительно существующего или существовавшего человека, в котором свойства и качества, присущие определённой группе людей, проявились особенно ярко, и на его основе создает свой образ. Таким способом изображены Николенька Иртемьев, А. Пешков, Алексей Мересьев. Используя непосредственный материал для создания образа, художник не просто его копирует, а также, как и в первом случае, подвергает обработке, то есть отбрасывает несущественное и подчеркивает наиболее характерное или важное. Если в случае собирательного образа путь от общего к конкретному, то в случае прототипа – от конкретного к общему.

Разница в этих двух способах в том, что во втором случае художник меньше выдумывает, но творческая обработка жизненного материала и здесь происходит большая, поэтому образ всегда богаче прототипа, то есть писатель сгущает сырой жизненный материал и приносит в образ свою оценку.

Наряду со способами типизации для создания образа художники используют приёмы типизации или средства создания образа. Основных приемов 12 .

Безусловно, этим количеством не исчерпывается всё богатство и разнообразие поэтики художественного текста. Остановимся на характеристике основных средств:

1. портретная характеристика - прием типизации, при котором описывается внешность человека, например, «Богат, хорош собою Ленский»;

2. предметно-бытовая характеристика - прием типизации, заключающийся в изображении той обстановки, которой окружил себя человек, например, кабинет Онегина;

3. биография - прием типизации, в котором раскрывается история жизни человека, её отдельные этапы. Как правило, биография вводится писателями с целью показать, как именно сформировался данный человеческий тип, например, биография Чичикова в первом томе «Мертвых душ» помещена в конце, а именно из неё читатель делает вывод, как сформировался на Руси тип предпринимателя;

4. манеры и привычки - прием типизации, с помощью которого раскрываются стереотипные формы поведения человека, которые сформировались на основе общих правил (манеры) и неповторимых особенностей личности (привычка), например Гоголь в «Мертвых душах» подчеркивает стремление губернских дам походить на женщин светской Москвы и Санкт-Петербурга: «Не скажет какая-нибудь дама, что этот стакан или эта тарелка воняет, а говорили «плохо себя ведет». Пример привычки мы можем привести, вспомнив любимое занятие Манилова курить трубку и пепел складывать на подоконник;

5. поведение - прием типизации, через который художник показывает поступки, действия человека.

Отрядом книг уставив полку,

Читал-читал - и всё без толку;

6. изображение душевных переживаний - прием типизации, посредством которого писатель показывает, что в разные моменты думает и чувствует человек: «О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад»;

7. отношение к природе - прием типизации, с помощью которого дается прямая оценка человеком того или иного природного явления, например:

Я не люблю весны,

Весной я болен;

8. мировоззрение - прием типизации, с помощью которого раскрывается система взглядов человека на природу, общество и самого себя, например, представители различных убеждений - нигилист Базаров и либерал Кирсанов;

Простите мне, я так люблю

Татьяну милую мою;

10.характеризующая фамилия - прием типизации, когда человек наделен такой фамилией, которая указывает на важнейшую, доминирующую особенность личности, говорит сама за себя, например, Простакова, Скотинин;

11.речевая характеристика - прием типизации, заключающий в себе совокупность лексико-фразеологических, образных, интонационных свойств человека, например, в басне Крылова мартышка говорит медведю: «Смотри-ка, кум милый мой, что это там за рожа», - данная речевая характеристика - явное свидетельство невежества мартышки;

12.взаимохарактеристика - прием типизации, при котором участники действия дают оценку друг другу, например, Фамусов говорит о Лизе: «Ой зелье баловница», а Лиза о Фамусове: «Как все московские, Ваш батюшка таков: желал бы зятя с звездами да с чином».

Способы и приемы типизации составляют форму или композицию образа. Для того, чтобы проанализировать содержание образа, писатель вкладывает его в определенную форму, то есть выстраивает образ с помощью способов и приемов его характеристики. Поскольку содержание и форму невозможно отделить друг от друга, а образ является основной значимой категорией художественного текста, то закон единства содержания и формы распространяется на все произведение.

Список литературы:

  1. БЭС. 2000. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/293094 , http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/293062
  2. Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://razumru.ru/humanism/journal/49/yef_tal.htm (дата обращения 30.04.2013 г.).
  3. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В.С. Стёпина. 2001 [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4882 (дата обращения 30.04.2013 г.).
  4. Черная Н.И. Реалистическая условность в современной советской прозе. Киев: Наук думка, 1979. - 192 с.

Типизация

процесс художественного обобщения жизненных явлений (человеческих характеров, обстоятельств, поступков, событий), при котором выявляются наиболее существенные, общественно значимые черты реальной действительности, закономерности развития личности и общества.

"Творческое "домысливание" характеров заключается в том, что писатель не только выделяет в них существенные для него стороны, но и усиливает, развивает эти стороны в действиях, высказываниях вновь создаваемых для этого персонажей... В этом и состоит процесс творческой типизации социальных характеров в произведениях искусства" (Г.Н. Поспелов).


Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

Синонимы :

Смотреть что такое "типизация" в других словарях:

    ТИПИЗАЦИЯ - ТИПИЗАЦИЯ, типизации, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Подведение под какой нибудь тип (см. тип в 1, 2 и 3 знач.), классификация по типам. Типизация издательств. 2. Превращение в тип (см. тип в 3 знач.), воплощение в типических формах (лит., иск.).… … Толковый словарь Ушакова

    типизация - стандартизация, распределение, специализация, типирование, классификация, классифицирование Словарь русских синонимов. типизация сущ. стандартизация Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

    типизация - и, ж. typiser. 1. Воплощение средствами искусства общего, типичного в частном, индивидуальном, в конкретных художественных образах, формах. Мастерство типизации. БАС 1. Я впадаю тогда в другую крайность: хочу быть фотографом. Никакой типизации,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ТИПИЗАЦИЯ - разработка типовых конструкций или технологических процессов на основе общих для ряда изделий (процессов) технических характеристик. Один из методов стандартизации … Большой Энциклопедический словарь

    типизация - ТИПИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ТИПИЗАЦИЯ - англ. typization; нем. Typisierung. Один из методов стандартизации, классификации. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ТИПИЗАЦИЯ - придание типовых форм, использование типичных, общих для многих объектов процессов приемов, методов, решений. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    типизация - один из способов создания образов воображения, особенно сложный, граничащий с творческим процессом. Например, художник при изображении конкретного эпизода вмещает в него массу аналогичных, делая его как бы их представителем. Словарь практического … Большая психологическая энциклопедия

    типизация - В строительстве техническое направление в проектировании и строительстве, заключающееся в выборе лучших по техническо экономическим показателям конструкций, узлов и объёмно планировочных решений для многократного использования в качестве типовых… … Справочник технического переводчика

    Типизация - – разработка типовых конструкций или технологических процессов на основе общих для ряда изделий (процессов) технических характеристик. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ им. А. А. Гвоздева,… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    ТИПИЗАЦИЯ - разработка типовых конструкций или технологических процессов на основе общих для них технических характеристик (процессов) … Большая политехническая энциклопедия

Книги

  • Программирование на C# 5. 0 , Иэн Гриффитс. После более чем десяти лет последовательных улучшений, C# стал на сегодняшний день одним из самых универсальных языков программирования. Автор познакомит вас с основами языка C# 5. 0 и обучит… Купить за 1607 руб
  • Русловедение: теория, география, практика. Том 1: Русловые процессы: факторы, механизмы, формы проявления и условия формирования речных русел , Чалов Р.С.. В книге рассматриваются основные положения русловедения как научной дисциплины, занимающейся изучением речных русел и их развитием в различных природных условиях. Первый том посвящен анализу…