» » Кто такой янко герой нашего времени. Характеристика ундины из романа герой нашего времени

Кто такой янко герой нашего времени. Характеристика ундины из романа герой нашего времени

«Тамань»

боится никого и ничего. Печорин видит в волнах черную точку лодку Янко и не может не воскликнуть: «Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние 20 верст!». Янко не только смел и храбр, он и волен, как птица. В конце повести он скажет, что ему везде дорога, где море шумит да ветер дует. При первом его появлении сравнение лодки, на которой он плывет, с птицей: рождает мысль о свободе и воле. Как утка, лодка нырнет и выскакивает из воды, весла же ее - будто крылья. Стремительность движения лодки напоминает полет птицы.

«удальцом». Подчеркивая силу, ловкость, отвагу и любовь Янко к вольности, автор, как реалист, не может не упомянуть и о своекорыстии Янко («Да скажи, кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул»), о его душевной черствости. Он говорит слепому: «. . . старухе скажи, что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь». На вопрос слепого мальчика, что же будет с ним («А я?»), Янко отвечает: «На что мне тебя?» Но все это не может уничтожить впечатления, вызванного смелостью и отвагой контрабандиста. Поэтизируя вольный образ жизни и смелый характер Янко, автор наделяет контрабандиста своеобразной речью. Она поэтична, в ней почти не встречаются просторечия и много особенностей, приближающих ее к строю поэтической народной речи.

простор. Пейзаж, сопутствующий Янко, нигде не дается развернуто. Картины моря рисуются скупо, они как бы органически слиты с образом. Интересно также, что для обрисовки образа Лермонтов совершенно не пользуется эпитетами. Янко - весь в действии, и, говоря о нем, автор чаще всего показывает поступки, а не состояние героя; отсюда обилие глаголов. Так, рисуя появление Янко на берегу, автор пишет, что он «вышел», «махнул рукой», все трое «принялись вытаскивать что-то», потом «пустились вдоль по берегу».

Печорин все время выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Именно его вмешательство в чужую жизнь определяет конфликт и финал повести. Стремление же «вмешаться» в события, стать их участником свидетельства активности героя, неумения его довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни, хотя он сам на словах и ограничивает себя этими рамками. Активность Печорина проявляется в каждом его поступке, и чувствуется, что это одно из главных свойств характера героя. Все, что совершает Печорин, он делает не ради какой-нибудь выгоды и не ради стремления принести пользу людям. Никакой цели- его действия не преследуют, но не действовать он не может, потому что такова его натура. Активность и жажда действия у него сочетаются с влечением к опасности, что говорит о смелости, а смелость рождает находчивость и самообладание. В трудные минуты он умеет не терять присутствия духа (сцена в лодке).

Нетрудно заметить, что в повести «Тамань» Печорин не кажется скучающим и безразличным. Все поступки его говорят об интересе, какой пробудили в нем незнакомые люди, его волнует загадочный облик девушки, он решает во что бы то ни стало разгадать смысл всего происходящего, то есть он не безразличен к окружающему, даже взволнован необычностью его. Все виденное производит на Печорина глубокое впечатление, а это опять подтверждает мысль, что герой далек от апатии и скуки. Повесть «Тамань» позволяет судить и о глубокой любви героя к природе. Правда, Печорин еще нигде прямо не говорит об этом, как в «Княжне Мери», но постоянное внимание его к меняющимся картинам моря, небу, на котором он видит то полный месяц, то разорванные облака, показывает интерес героя к природе; он не только описывает ее, но любуется ею. Проснувшись утром, перед уходом к коменданту Печорин с наслаждением смотрит из окна «на голубое небо, усеянное разорванными облачками», и «на дальний берег Крыма, который тянется лиловой полосой и кончается утесом...»

человек подобного склада! Но Печорин не кажется счастливым. Те же качества в контрабандистах более полноценны. Ни одно из действий Печорина, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Он ищет действия, но находит лишь подобие его и не получает ни счастья, ни радости. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми он сталкивается. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна, и Печорин несчастлив. Он жалеет, что нарушил жизнь «честных контрабандистов», взволнованно восклицает: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие». Скрытая печаль и глухая боль слышатся в кажущихся циничными заключительных словах героя: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной надобности!»

Но в этой повести еще нет той безысходности, какая ощущается в предыдущей («Максим Максимыч»), и сам Печорин вызывает пока не осуждение, а сожаление о том, что силы его богатой натуры не находят настоящего применения. В рассказе Максима Максимыча он выделяется на фоне других действующих лиц как человек особенный, почти герой, которому все задуманное удается. В повести «Тамань» Печорин рассказывает о себе сам, он не скрывает подробностей, выставляющих его отнюдь не в героическом виде. Оказывается, он не умеет плавать, уступает в ловкости девушке, не понимает действительных пгщчин интереса, проявляемого к нему «ундиной», и т. д. В конце концов, он оказался даже «жертвой»: у него украли шкатулку, шашку, и ему ничего не остается, как примириться со свершившимся, потому что, действительно, «не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восьмнадцатидетняя девушка чуть-чуть не утопила?» Такое ироническое отношение к себе характерно для Печорина.

Повесть «Бэла»

Печорин приносит несчастье и страдание Максиму Максимовичу, Бэле. Он ими не понят:

Пытается искренне любить, уважать, дружить, но не находит в своей душе сил для долгого, постоянного чувства.

На смену любви приходит разочарование и охлаждение.

На смену дружескому расположению - раздражение и усталость от постоянной опеки.

Как складываются взаимоотношения героев:

Бэла Печорин
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны». Бэла страдает от противоречия, которое живет в ней с того самого момента, когда она оказывается пленницей Печорина. С одной стороны, Печорин ей нравится («он часто ей грезился во сне... и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления»), а с другой - она не может его полюбить, так как он иноверец. Что толкает Печорина на похищение Бэлы? Эгоизм или желание испытать чувство любви, которое им уже забыто?
Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял». Бэле было приятно такое внимание, она похорошела, чувствовала себя счастливой.

Четыре месяца продолжались нежные отношения между героями, а затем отношение Печорина к Бэле меняется. Он стал уходить надолго из дома, задумывался, грустил.

«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Печорина привлекает цельность, сила и естественность чувств горной «дикарки», черкешенки. Любовь к Бэле - это не каприз и не прихоть со стороны Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств.

Попытка приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни, узнать Бэлу поближе, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ней заканчивается трагически. Печорин - человек, который живет «из любопытства», он говорит: «целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Повесть «Максим Максимыч»

1. Отношение к прошлому, которое связывало героев

Отношение к прошлому
Печорина Максима Максимовича
Все прошедшее мучительно. Все прошедшее мило.
Не может и не хочет вспоминать спокойно с Максимом Максимычем прошлого, особенно историю с Бэлой. Общие воспоминания становятся основой для беседы, которую с таким нетерпением ожидает штабс-капитан.
Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе простить историю, закончившуюся гибелью Бэлы. Воспоминание о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин.
Чем заканчивается последняя встреча героев
Неожиданная встреча с «прошлым» не разбудила в душе героя никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Может быть поэтому на вопрос Максима Максимыча: «У меня остались ваши бумаги... я их таскаю с собой... Что мне с ними делать?», Печорин отвечает: «Что хотите...»
Отказ от продолжения встречи и разговора: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч...Однако прощайте, мне пора... я спешу...благодарю, что не забыли...»
«Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном!», он с презрением бросает на землю тетрадки Печорина: «Вот они все... поздравляю вас с находкою... Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело!..»
Непонимание и обида на Печорина, разочарование: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара... Вишь каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге...»

2. Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин?

Различия между героями
Печорин Максим Максимович
Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, своего характера. Лишен понимания общего смысла вещей, добр и простодушен.
Всегда старается преодолевать обстоятельства. Покорен обстоятельствам.
Встреча Максима Максимыча с Печориным принесла штабс-капитану разочарование, она заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Объяснение такому поведению Печорина мы находим в его же словах: «Послушайте, Максим Максимыч,... у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. Разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так».

Повесть «Тамань»

Печорин и «честные» контрабандисты: Печорин молод, неопытен, чувства его пылки и стремительны, впечатлителен и романтичен, ищет приключений, готов рисковать.

Отношение Печорина к персонажам повести:

В начале повести В конце повести
Слепой мальчик «Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление». Поведение мальчика вызывает удивление и пробуждает любопытство - как слепой мальчик всюду ходит один, и при этом ловок и осторожен. «Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго... Мне стало грустно». Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина.
Ундина «Странное существо... На лице ее не было никаких признаков безумия, напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какой-то магнетической властью...Она была далеко не красавица... В ней было много породы... Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное...» «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости... сверхъестественным усилием повалила меня на борт...»
Предчувствие Печорина оправдапось: ундина оказалась не совсем простой девушкой. Она наделена не только необычной внешностью, но и имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с таки¬ми качествами, как коварство и притворство.
Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во все тайны мира. Как только он чувствует приближение какой-либо тайны, сразу же забывает об осторожности и стремительно движется навстречу открытиям. Но ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием.

Повесть «Княжна Мери»

1. Водяное общество - для Печорина социально близкая среда, но, тем не менее, автор представляет отношения героя с дворянством как конфликт.
Из чего складывается конфликт?
Примитивность представителей «водяного» общества Противоречивость характера Печорина: «врожденная страсть противоречить»
Лицемерие и неискренность в проявлении чувств, способность на обман. Эгоизм Печорина: «Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов - вот что я называю жизнью».
Неспособность понять и принять Печорина таким, какой он есть Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печорина, к сожалению, неудачей.
2. Грушницкий - карикатура на Печорина
. Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: В Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа».
. «...Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою».
. Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект-его наслаждение».
. В его душе нет «ни на грош поэзии».
. Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).
. «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях... Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
. Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным.
. Грушницкий все время пытается кому-то подражать.
. Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности.
3. Вернер - приятель и «двойник» Печорина
. По определению Печорина - это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга».
. Он «скептик и материалист».
. Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей.
. У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»).
. Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»
4. Мери. Этапы развития отношений между княжной и Печориным
Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина к княжне.
. Ненависть, вызванная несколькими «дерзкими» поступками Печорина (Печорин переманил всех кавалеров княжны, перекупил ковер, накрыл ковром свою лошадь).
. Интерес, рожденный желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин.
. Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее.
. Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание.
. В княжне происходят перемены, о которых Печорин замечает: «Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»
. Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина.
5. Вера - единственная женщина, которую любит Печорин.
«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями... Неужели зло так привлекательно?»
. Печорин приносит Вере много страданий.
. Вера для Печорина - ангел-хранитель.
. Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно.
. Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чем признается самому себе.
. «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья».
. «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть». Вера - единственный человек, который понимает, насколько одинок и несчастлив Печорин.
Вера о Печорине: «... в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

Повесть «Фаталист»

Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?»
Героя занимают мысли о судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы должны давать отчет в своих поступках?..»
Верит в судьбу, предопределение Не верит в судьбу, предопределение
Вулич - игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута». Печорин - не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права».
«И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!»
Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не верит в себя. Если для человека не существует ничего более важного, чем собственные желания, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению...»

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе необычно. Во-вторых, эти части расположены не по хронологии, как традиционно принято. Они разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь(«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя.

В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа – Григория Александровича Печорина. То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах. Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности.

«Тамань» - первая глава дневника Печорина. Именно с этой части мы начинаем видеть внутренний мир героя. В начале повести Печорин как бы кратко описывает нам содержание главы: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Сюжет главы достаточно прост. Печорин по служебным делам приезжает в Тамань и останавливается у странных людей. Здесь живет загадочная девушка-ундина и слепой мальчик. Видя в их поведении какую-то загадку, Печорин пытается разгадать ее. Для этого ночью он устраивает слежку за героями. В итоге он выясняет, что девушка и слепой мальчик связаны с контрабандистами. Проникнув в их тайну, Печорин чуть не поплатился за это жизнью: ундина пыталась его утопить.

В этой главе начинает вырисовываться внутренний облик Печорина. Здесь появляются наметки тех качеств, которые более подробно будут раскрываться в других частях дневника. Из «Тамани» мы еще не можем составить себе представление о жизненной философии Печорина, но уже начинаем понимать, что это за характер. В этой главе проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях. Ничто не вынуждало его следить за ундиной и слепым мальчиком, и только возможность интересного события, обещание загадки заставило Печорина ввязаться в данную ситуацию.
Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью – «достать ключ этой загадки». В связи с этим в нем проснулись многие его положительные качества: дремавшие силы, воля, собранность, отвага и решимость. Но эти качества он растрачивает совершенно бесцельно, применяя их не там, где следовало бы: «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости…Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны».
Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечениях. Поэтому часто герой коверкает или даже ломает судьбы других людей, вмешиваясь в них из любопытства. Об этом он сам рассуждает в конце повести: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Когда тайна этих людей была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, равнодушие, разочарование... «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью!..» - с горькой иронией думает Печорин.

В «Тамани» мы наблюдаем переплетение романтического повествования с реалистическим. Романтически Лермонтов описывает пейзаж, например, бушующее море: «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…» Здесь описание стихии помогает раскрыть романтический образ Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Реалистически дана обрисовка характеров и быта вольных контрабандистов. Вот как дан портрет Янко: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».

Образу жизни контрабандистов соответствует и обстановка, в которой они живут: «Я зашел в хату, - две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер». В этом описании сочетаются реалистические и романтические черты.

В описании контрабандистов романтизм связан с их вольным образом жизни, их силой, ловкостью, отвагой. Но реалистически показывается их скудный духовный мир. Получается, что деньги определяют отношения этих людей. Янко и ундина становятся жестокими, когда начинают делить краденое добро. Слепой получает от них только медную монету. А старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».

«Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка. Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком. Повесть совсем небольшая, но очень емкая по содержанию. Таким образом, «Тамань» является важной частью романа «Герой нашего времени», она начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя и всего поколения молодых дворян 30-х годов 19 века.

«Тамань» – третья повесть «Героя нашего времени» (см. его краткое содержание и полный текст по главам), и первая, чьё содержание заимствовано из «дневников Печорина». (См. Образ Печорина , Характеристика Печорина с цитатами .)

Автор романа пишет в предисловии: узнав, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер, я получил право печатать его записки и решил это сделать, потом что заинтересовался тем, с какой беспощадной искренностью автор выставляет в них наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.

Будучи на военной службе, Печорин раз ночью приехал по казённой надобности в захудалый городишко Тамань. Казачий десятник долго не мог найти ему хату для постоя: все были заняты. Свободна оказалась лишь одна, но десятник загадочно предупредил, что «там нечисто».

Лермонтов. Герой нашего времени. Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Эта хата стояла на обрыве моря. На стук дверь не сразу отперли, но наконец из дома вышел слепой мальчик лет 14-ти, с бельмами в обоих глазах. Хозяйки дома не было. Слепой мальчик, сирота, жил у нею из милости.

Войдя в хату, Печорин со слугой-казаком легли спать на лавках. Казак быстро заснул, но Печорин долго не мог сомкнуть глаз – и вдруг увидел быстро мелькнувшую за окном тень. Он встал, вышел из хаты и увидел, как слепой мальчик с каким-то свёртком идёт к пристани, наощупь находя дорогу.

Печорин тихо пошёл за ним. У морского берега рядом со слепым появилась женщина. Они стояли, разговаривая, пока вдали, среди волн, не показалась лодка.

По обрывкам разговора Печорин понял, что в лодке плывёт контрабандист Янко. На море был шторм, но Янко, умело гребя вёслами, счастливо причалил к берегу. Втроём со слепым и женщиной они начали вытаскивать из лодки какие-то узлы и уносить их куда-то. Не став больше следить за ними, Печорин пошёл спать.

Утром вернулась старая хозяйка хаты. На попытки Печорина заговорить, эта старуха прикидывалась глухой. В досаде он взял слепого за ухо, спрашивая: «Ну-ка, слепой чертенок, говори, куда ты ночью таскался с узлом!» Тот в ответ только хныкал.

Выйдя посидеть у забора, Печорин вдруг увидел на крыше хаты красивую девушку – по всей вероятности, дочь хозяйки. Одетая в полосатое платье, с распущенными косами, она была похожа на ундину (русалку) и пела песню о лодке, которая в бурю плывёт по морю, а правит ею «буйная головушка». По голосу Печорин понял, что именно она ночью стояла со слепым на берегу. Девушка стала, как бы играя, пробегать рядом с ним, пристально глядя в глаза. Эти её шалости продолжались до конца дня.

Под вечер Печорин остановил резвую красавицу в дверях, сказав ей, сам не зная почему: «Я знаю, что вчера ночью ты ходила на берег. Что если б я вздумал донести об этом коменданту?» Девушка лишь хохотала, и Печорин не предвидел, что эти слова будут иметь для него весьма важные последствия.

Когда вечером он сел пить чай, внезапно вошла «ундина», села напротив, нежно глядя на него – и вдруг обняла и поцеловала в губы. Он хотел обнять её, но девушка ловко выскользнула, шепнув: «Нынче ночью, как все уснут, выходи на берег».

Поздно вечером Печорин отправился к морю. Девушка встретила его у воды, повела к лодке, села с ним в неё и оттолкнулась от берега. В лодке она стала обнимать и целовать его, но потом неожиданно перегнула через борт – и попыталась сбросить в море.

Между ними закипела отчаянная борьба. Девушка толкала Печорина в воду, повторяя: «Ты видел, ты донесёшь!» Из последних сил он вырвался и скинул в волны её саму. Мелькнув раза два, «ундина» пропала из виду.

Печорин догрёб до пристани и побрёл к хате, но издалека опять увидел девушку: она доплыла до берега и теперь выжимала мокрые волосы. Вскоре подплыл Янко на вчерашней лодке. Девушка сказала ему: «Всё пропало!».

Появился слепой мальчик. Янко объявил ему, что сейчас уплывёт с девушкой, ибо им двоим больше нельзя здесь оставаться. Слепой просился плыть с ними, но Янко прогнал мальчика, лишь бросив ему какую-то мелкую монету.

Этот странный и опасный случай не вызвал в душе Печорина ничего, кроме тягостного недоумения. Он думал: «На что судьба закинула меня к ним? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Утром Печорин уехал из Тамани. Он так и не узнал, что стало со старухой и слепым. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!»

Янко – эпизодический герой повести «Тамань » из «Героя нашего времени» Лермонтова. Несколько фраз и поступки раскрывают особенности его личности. Их немного, но они емкие и яркие.

На фоне морской бушующей стихии появляется перед читателем «бедная лодка». В ней направляется к берегу герой, в котором слились романтическая удаль и бессердечный прагматизм. А пока мы знаем лишь, что «Янко не боится бури». Отважный удалец, он не боится ни тумана, ни ветров, ни береговых сторожей, ни моря. Таким он предстает из слов слепого. Лодка его напоминала движение птицы. Ныряла, как утка, а потом, быстро взмахнув веслами, « выскакивала из пропасти среди брызгов пены». Взмахи весел напоминали взмахи крыльев. Что же толкнуло молодца на такой отчаянный шаг? Возможно, романтическое чувство? Увы, причина прозаическая и даже примитивная: перевоз контрабандного товара. Тяжелый груз удваивал риск передвижения между «горами волн», вздымаемых сильной бурей.

Вот он, ловко маневрируя, направляет свою лодку в маленькую бухту. Вопреки опасениям рассказчика, она остается невредимой. Действия Янко раскрывают натуру уверенную и решительную. Мы любуемся его отвагой, ловкостью и силой. Но внешность ничем не примечательна: «среднего роста, в татарской бараньей шапке», " стрижен по- казацки, и большой нож за ременным поясом. Это отсутствие выразительных деталей отчасти рассеивает романтичность образа. Возникает ощущение обыденности.

Местные жители называют Янко и его товарищей-контрабандистов «недобрые люди». Их оценка подтверждается, хотя изначально это лишь предположение. Ореол героя-романтика окончательно исчезает перед лицом опасности. Слова, что старуха«зажилась», и ей пора и честь знать» изобличают холодное черствое сердце. За «наградой» слепому видна бездушная скупость. Он бросает на берегу беспомощных людей, ведь они будут ему обузой. Использовал и вышвырнул из своей жизни без зазрения совести. Это лишняя категория в его противозаконных «делишках».

Очевидно, что Янко – любитель легкой наживы. За внешне привлекательной, полной риска жизнью – пустота и бездуховность. Деньги определяют в ней все. Бесстрашная схватка с морем состоялась ради материальной выгоды. Жизнь заполнена обманом, воровством и предательством верных ему людей. И вряд ли в его сердце живет любовь к « ундине». Холодный расчет виден и в словах «платил бы больше».

Лермонтов верен суровой правде жизни. Красота удивительных пейзажей контрастирует с нелепой пустотой душ и жизней героев. Герой убежден, что такого удальца, как он, не найти его подельнику, видимо, считая себя успешным. В какой-то мере это так, ведь на попечении слепого Янко оставляет «богатые товары». Но это успех примитивной человеческой души. Итак, герой – «недобрый человек». Он не медлит с решением, и его лодка с белым парусом исчезает в морской дали. Оттуда он принес читателю романтические ожидания и уносит их, оставляя чувство недоумения и горького разочарования.

Несколько интересных сочинений

    Для многих рисование это просто хобби, а для некоторых это и вовсе становится профессией. Рисовать любит каждый человек,

    Это лето я провел в своем родном городе. Каждое утро я просыпался в 8, а то и в 9 часов утра. После завтрака мы с ребятами долго играли во дворе в футбол и другие игры или просто бегали наперегонки.

  • Народ и власть в Истории одного города Салтыкова-Щедрина сочинение

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» пишет о том, что в России существует такой город Глупов, в котором творится невесть что.

  • Сочинение Примеры силы характера из жизни

    На мой взгляд, сильный характер проявляется в умении противостоять обстоятельствам и делать сознательный выбор. На самом деле люди не часто делают сознательный выбор, по большей части обстоятельства принимают за них решения

  • Каждый год к нам приходит зима. Зимние развлечения отличаются от летних развлечений. Не всегда удается много проводить времени на улице. Нет возможности купаться и загорать.