» » Кто и почему распоряжается в крепости капитанская. А

Кто и почему распоряжается в крепости капитанская. А

Зрительно представьте себе картину, кото­рая заключена всего в одной фразе: «Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым сне­гом». Охарактеризуйте эпитеты, которые здесь ис­пользованы.

Свинцовые волны создают резкий конт­раст с белыми берегами, покрытыми сне­гом. Перед нами пейзаж начала зимы, изображенный графически. Он очень на­поминает гравюру, и его очертания созда­ют тревожное настроение. Перед зрителем возникают не только цвета начала зимы, но и создается определенное настроение. Так, эпитет свинцовые передает тяжелое движение замерзающей воды.

Внимательно прочтите описание Белогор­ской крепости и сравните ее с той воображаемой крепостью, какую ожидал увидеть Петруша. Как могло сформироваться в сознании недоросля представление о могучей крепости?

Петруша мало читал, но даже в сказ­ках, которые он мог услышать от своих мамок и нянек, существовали и сказоч­ные дворцы, и неприступные крепости. Они всегда рисуются в нашем сознании могучими, сложенными из мощных кам­ней и уходящими своими стенами и баш­нями ввысь. Стоит на минуту представить себе такую крепость, а затем перечитать описание бедного и запущенного сооруже­ния, какое представляла собой Белогор­ская крепость. При этом вы сразу же ощу­тите силу того разочарования, которое должно было охватить Петрушу.

Опишите первое появление нового офицера у коменданта крепости. С каким чувством описы­вает эту сцену повествователь? Как это описание связано со вторым эпиграфом главы («Старинные люди, мой батюшка»)? Напомним, что это слова из «Недоросля» Д. И. Фонвизина. Кто произносит в комедии эту фразу?

Не будем забывать, что повествование в повести ведется от лица Петра Гринева, повзрослевшего и вспоминающего свою молодость. Сцена появления Петруши у коменданта Белогорской крепости описа­на с чувством симпатии и легкой улыбки старшего над наивным недорослем, кото­рый попал в новую обстановку. Простота и патриархальность быта жителей крепос­ти вызывают умиление и помогают сразу же оценить новых участников событий повести. Это действительно «старинные люди». Но такое определение никак не умаляет их достоинства. Патриархаль­ность быта, неуклонное следование обы­чаям только поддерживают ту атмосферу симпатии, которая возникает при чтении.

В эпиграфе к главе нет иронии. Напом­ним, что это слова госпожи Простаковой из комедии «Недоросль» (действие третье, явление V).

Дайте портреты тех «старинных людей», ко­торых Гринев узнал в Белогорской крепости.

Рассказ о людях, которых узнал Петр Гринев в Белогорской крепости, можно вести в порядке их появления на страни­цах главы. Первым был «старый инва­лид», который, сидя на столе, нашивал заплату на локоть зеленого мундира. Он сразу же сказал вошедшему: «Войди, ба­тюшка, наши дома».

«Старушка в телогрейке», которая вместе с «кривым старичком в офицер­ском мундире» разматывала нитки, была Василисой Егоровной — супругой комен­данта — главным человеком в этом захо­лустном мирке.

Она рассказывает Гриневу о Швабрине и вызывает к себе урядника Максимыча — молодого и статного казака.

Гринев осваивается в своем новом окру­жении. Читателю становится очевидным, что отношения людей в Белогорской кре­пости вполне определяются словами из «Недоросля».

Желающие могут подготовить рассказ — жанровую зарисовку жизни Белогорской крепости в мирное время.

Рассказ о мирном течении жизни в Бе­логорской крепости может вполне совпа­дать с пересказом главы III «Крепость». Стоит рассказать о весьма скромном ук­реплении, патриархальности быта, и об неразрывности связи с официальными ре­шениями, которые все же принимаются и в мирное время, о том, как идет служба военных. Можно ввести в этот рассказ, например, описание того, как была вы­брана изба для проживания Гринева. «Отведи Петра Андреича к Семену Кузову. Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород». Вот и мотив для постоя вновь прибывшего офицера.

Внимательно прочитайте краткое описание пейзажа, открывающегося из окна избы Семена Кузова, к которому Гринев был определен на пос­той. Какую роль это описание играет в главе?

Место, куда был определен на житье Гринев, находилось на самом краю кре­пости, на высоком берегу реки. «Передо мною простиралась печальная степь. На­искось стояло несколько избушек; по ули­це бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала сви­ней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем». Это описание подготовило читателя к осознанию состояния молодого офицера: «И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость!»

  1. Как вы думаете, почему повесть, посвященная народному восстанию, называется «Капитанская дочка»?
  2. Автору приходилось считаться с цензурой. Название произведения — попытка (и очень удачная!) завуалировать политическое содержание, сочувственное отношение автора к восставшим и их предводителю, представить повесть как социально-психологическое произведение, историю любви, тем более, что в развитии действия образ Маши Мироновой, капитанской дочки, играет очень большую, в том числе и самостоятельную роль. А бдительность цензуры таким подчеркнуто мирным, бытовым, аполитичным названием должна была быть обманута. Так и случилось.

  3. Для чего, по вашему мнению, автору понадобился второй рассказчик?
  4. Частично по той же причине (чтобы избежать цензурных гонений). О Пугачеве с большим сочувствием рассказывает не автор, а некий П. А. Гринев, с которым можно и не согласиться, тем более, что перед нами — история его жизни, его (Гринева), а не автора, взгляд на восстание.

    Однако писатель ставит героев в такие ситуации, которые позволяют читателю самостоятельно (конечно, с помощью автора!) оценивать их поведение, человеческие качества, причины и следствия показанного. Так, небольшой эпизод допроса пленного башкирца, раскрывающий бесчеловечность и жестокость царских служак при подавлении мятежей, помещенный перед рассказом о захвате Белогорской крепости пугачевцами, объясняет причину жестокости восставших и побуждает понять их.

    Значит, необходимы оба рассказчика, позволяющие увидеть события и героев с разных сторон, помогающие правильно оценить рассказанное.

  5. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?
  6. В главе «Поединок» изображена дуэль двух героев - Гринева и Швабрина. Причиной дуэли были грубые высказывания

    Швабрина о Маше. В этой главе открылась подлинная причи­на отношения к Маше Швабрина: он сватался к ней, но полу­чил отказ. В этой истории проявляются все его негативные ка­чества: коварство, мстительность, даже подлость, потому что он ранит Гринева в тот момент, когда Савельич отвлек его.

    Гринев же проявил излишнюю горячность и вспыльчивость, которые можно объяснить его молодостью и тем, что он по-настоящему влюблен в Марью Ивановну. Кроме того, мы узна­ли, что Гринев - чувствительный человек, в так как пишет сти­хи, в которых выражает свои чувства.

    Пушкин вновь показал ироничное отношение к событиям, поместив эпиграфом к этой главе строки из комедии Княж­нина.

  7. Что нового вы узнали о Гриневе и Швабрине? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?
  8. Мы узнали, что Швабрин - человек, добивающийся своего низкими, даже подлыми средствами. Отказ девушки он воспри­нял как оскорбление, которое не мог простить. Он коварен, даже жесток в своем поведении.

    Гринев тоже раскрылся перед читателями с новой стороны: он бесстрашно отстаивает честь Марьи Ивановны. Это был единственный способ разрешить этот конфликт, потому что мирный путь исключался. В этой ситуации Петр Гринев посту­пил как настоящий мужчина.

  9. Объясните причины, по которым повесть по-лучила свое название.
  10. Повесть получила название «Капитан-ская дочка» потому, что все самые яркие события жизни героя — рассказчика Пет-ра Гринева — были связаны с его любовью к Маше Мироновой — дочке капитана, ге-ройски погибшего во время пугачевского восстания.

  11. Перескажите кратко события экспозиции по-вести.
  12. Предлагаем один из вариантов переска-за, в который войдет содержание первых глав.

    «Петруша Гринев достиг шестнадцати лет и отец решил отправить его на служ-бу. При этом он убежден, что службу нуж-но начинать не в столице, а в более труд-ных условиях, и отправляет сына в Орен-бург.

    По дороге Петр сразу же сталкивается с реальными трудностями. Это и проиг-рыш большой суммы Зурину, и буран в степи, и разочарование при виде места своей службы — Белогорской крепости».

    Так перед читателем выстроились все обстоятельства повести: и ее герои и все те условия, в которых уже начали разверты-ваться события.

  13. Охарактеризуйте наиболее напряженные мо-менты повести. В какой сюжетной линии больше таких моментов?
  14. Сюжетная линия, которая повествует о взаимоотношениях Гринева и Пугачева, все же менее напряжена и драматична, чем линия, которая связывает Гринева и Машу Миронову. Именно в этой любовной истории мы видим самые напряженные и драматичные моменты.

  15. Какие приметы исторической повести видите вы в композиции этого произведения?
  16. Повесть Пушкина является историче-ской, поскольку несет в себе все признаки этого жанра: в ней участвуют подлинные исторические герои, в ней описаны конк-ретные и реально происходившие истори-ческие события, в ней даже вымышлен-ные герои и обстоятельства полностью подчинены условиям и требованиям эпо-хи. Элементы композиции отражают силу и яркость реальных событий.

  17. Объясните смысл эпиграфа к любой из глав повести.
  18. Можно выписать все эпиграфы повести, начиная с того, который предваряет всю повесть: «Береги честь смолоду». Выпи-сывая (или читая вслух) эпиграфы, мы убеждаемся, что некоторые главы предва-ряют даже два эпиграфа. Таковы главы III и V. Если внимательно перечитать эти эпиграфы, то станет очевидным, что они взяты или из произведений устного на-родного творчества, или из произведений русских писателей XVIII века. Это произ-ведения В. Я. Княжнина (три эпиграфа), М. М. Хераскова (два эпиграфа), Д. И. Фон-визина, А. П. Сумарокова.

    См. ответ на вопрос 4 к главе I.

  19. В какой из глав, как вам показалось при чте-нии, звучит более всего пословиц и поговорок? Проанализируйте их роль.
  20. Практически в каждой из глав повести есть пословицы. Можно остановиться на пословице, которая является эпиграфом последней XIV главы. Афоризм «Мирская молва — морская волна» говорит и об об-ширности и о непостоянстве суждений ок-ружающих людей по любому вопросу. При этом каждому, кто начинает раз-мышлять на эту тему, очевидно обилие всевозможных и часто противоречивых суждений. Автор «Капитанской дочки» — оптимист. В том частном случае, который он описал, людская молва не уничтожила чести героя. Правда и справедливость вос-торжествовали, хотя об этом и не говорит, и это нам не подсказывает эпиграф.

    Мы можем также проследить и за ролью пословиц в речи героев повести. Они, например, очень украшают речь Са-вельича, заметны в живой и яркой речи Василисы Егоровны.

  21. Какое из портретных описаний героев по-вести вам запомнилось? Попробуйте создать сло-весный портрет.
  22. Более всего запоминается словесный портрет Емельяна Пугачева. К нему автор обращается не раз и поэтому стоит воссоз-дать именно его портрет, тем более что таблица в учебнике-хрестоматии предла-гает подбор цитат, которые рисуют порт-рет этого героя. Напомним начало (глава II): «Наружность его показалась мне заме-чательна: он был лет сорока…» Обратим внимание на то, что Гринев пока видит в нем только вожатого-проводника, мужи-ка, который помог ему выбраться из сумя-тицы бурана. В главе VII перед Гриневым грозный бунтарь. И на коне, и в кресле на крыльце комендантского дома это не во-жатый, а вождь, руководитель восста-ния. И в этой главе, и в главах VIII, XI вновь и вновь отмечает Пушкин детали портрета Пугачева. И среди них главная — его сверкающие глаза, его напряженная и полная готовности к действию поза.

    Стоит при этом рассказе использовать и исторические портреты Пугачева, особен-но тот, который был нарисован на полусмытом портрете Екатерины II.

  23. Попробуйте создать два портрета-миниатюры Пугачева: один — глазами Гринева, а другой — глазами Савельича.
  24. Один портрет будет повторением того, который есть в ответе на вопрос 7. Второй портрет — описание злодея, которого бо-ится, не любит и от которого ждет всяких неприятностей преданный слуга Савель-ич. Он не рассматривает деталей, не оце-нивает своих впечатлений, а безоговороч-но осуждает этого человека. Однако заме-тим, что именно он, а не Петруша Гринев сразу же опознал спасшего их мужика в грозном вожаке восстания («Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом дворе?»). Пугачев для Савельича пьяница, злодей, атаман, бро-дяга.

  25. Как вы понимаете слово «самозванец»? По-чему предводитель народного восстания выдавал себя за царя Петра III? Есть ли на этот вопрос ответ в повести?
  26. В XVIII веке на захват власти мог пре-тендовать только тот человек, которого народ считал «помазанником Божиим», человеком, род которого имел освященное свыше право на власть. Поэтому все, кто поднимал руку на власть, выдавали себя за чудом спасшихся властителей. Не так давно погиб муж Екатерины II — Петр III. Вот на его место и претендовал Пугачев.

    Об этом говорили сподвижники Пугачева. Разговор на эту тему произошел у Гринева с самозванцем по пути в Белогорскую кре-пость (глава XI).

  27. Оцените исторический анекдот, который В. И. Даль рассказал Пушкину: «…Пугач, ворвав-шись в Берды, где напуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошел также в церковь. На-род расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач прошел прямо в ал-тарь, сел на церковный престол и сказал вслух: «Как я давно не сидел на престоле!» В мужицком невежестве своем он воображал, что престол цер-ковный есть царское седалище». Пушкин не вклю-чил этот эпизод в повесть. Есть ли в ней другие эпизоды, которые показывают, что перед нами простой и даже неграмотный казак?
  28. В повести не раз говорится о том, что Пугачев простой казак. Особенно смешно, что этот властитель, получив список ве-щей, которые разграбили его разбойники, от крепостного старика Савельича, не мог его прочесть. Он вышел из положения, за-ставив читать этот список урядника, но сама ситуация достаточно забавна: царь, который не может прочесть то, что напи-сал его холоп.

  29. Подготовьте сообщение о том, как изобра-зил Пушкин Пугачева — руководителя народного восстания. Удалось ли ему показать, какие осо-бенности этой необычной личности способствова-ли длительному успеху повстанцев?
  30. В повести «Капитанская дочка» перед читателем самозванец, который восполь-зовался создавшейся в тех краях ситуаци-ей. Отношение автора к бунту как к явле-нию бессмысленному и беспощадному четко прослеживается. Однако Пушкин сумел разглядеть и те качества, которые сделали Пугачева народным вожаком: его ум, проницательность, смелость, ре-шительность, находчивость, стремитель-ность реакции и почти звериное чутье (вспомним, как он вывел кибитку сквозь кружение бурана), умение руководить людьми, используя их достоинства и не-достатки, и даже отчетливое представле-ние всего, что его ждет в результате по-давления восстания. В результате все эти качества создают фигуру яркую и значи-тельную.

    Наверное, даже его невежество помога-ло ему быть признанным вождем, что со-здавало атмосферу взаимного доверия с определенной частью его сподвижников.

  31. Создайте краткое описание внешности од-ного из героев повести.
  32. Для этого можно использовать портрет Хлопуши. См. ответ на вопрос 2, вопросы и задания к главе XI.

  33. Какую роль в повести играет пейзаж? За-метили ли вы такое описание картин природы, ко-торое не связано с развитием сюжета? Почему та-ких описаний нет? Как вы это объясните?
  34. В повести немного описаний природы и все они тесно связаны с судьбой героев, с событиями их жизни. Можно увидеть в них и определенную символику. Так, опи-сание бурана в степи предшествует разви-тию сюжета повести, рассказывающей о буре народного восстания. Можно опи-сать пейзаж, на фоне которого происходит встреча Маши Мироновой с Екатериной II. Считается, что и портрет императрицы, и его обрамление в повести сходны с сенти-ментальным изображением Екатерины на картине В. Л. Боровиковского.

  35. В романе приводится текст народной раз-бойничьей песни «Не шуми, мати зеленая дубра-вушка…». Сравните это произведение с истори-ческой песней «Правеж» и подумайте, что общего и в чем разница в описании «суда царя над разбой-ником».
  36. Сравнение двух народных песен инте-ресно именно противоположным отноше-нием к государям. «Дар», который полу-чает от царя разбойник в песне «Пра-веж», — справедливый, а в любимой пес-не Пугачева царь жалует разбойничка по-иному — «двумя столбами с перекла-диной». Выбор этой песни самим Пугаче-вым говорит о понимании самозванцем своей будущей судьбы.

  37. Попробуйте кратко охарактеризовать три времени, которые связаны с повестью «Капитан-ская дочка» А. С. Пушкина: время, которое изо-бражено в произведении, время создания повести и сегодняшнее время.
  38. Время восстания Пугачева четко опре-делено историками и затем воспроизведе-но Пушкиным в двух его произведениях: повести и историческом труде. И «Исто-рия Пугачева», и «Капитанская дочка» рисуют крестьянскую войну 1773-1775 годов. Причины народных восстаний всег-да подобны друг другу: это усиление труд-ностей жизни народа, которые вызывают-ся и войнами, и неурожаями, и иными бедствиями. Пушкин вводит читателя в события XVIII века.

    Время создания повести и историческо-го труда можно охарактеризовать, обра-щаясь к страницам жизни Пушкина. Те-ма властителя и народа звучит и в его «Медном всаднике» (1833) и в лирике тех лет. В августе 1833 года Пушкин отправ-ляется в места, где действовал Пугачев, записывает рассказы и песни о нем. В 1833 году создается исторический труд «История Пугачева», а в 1833-1836 го-дах идет работа над «Капитанской доч-кой». Тема народного восстания парал-лельно звучала и в неоконченной повести «Дубровский» (1832-1833).

    Но труднее всего создать рассказ о том времени, когда читается повесть. Нужно рассказать о том, что перекликается в ней с сегодняшним днем и поэтому вызывает именно сегодня стойкий интерес. Так что нужно подумать о том, какие события ха-рактерны для того года, когда вы отвечае-те на вопрос.

  39. С какой целью в повести рассказано о детстве и юности Гринева?
  40. Какую роль играет эпизод первой встречи Гринева с Пугачевым?
  41. Как описана «богоспасаемая» Белогорская крепость? Для чего нужно это описание? Оправдались ли ожидания Гринева?
  42. Какое впечатление производят при первой встрече члены семьи Мироновых? Верно ли это впечатление?
  43. Какую роль в повести играет рассказ об отношениях Швабрина и Маши до начала восстания?
  44. Почему не смогли подружиться Швабрин и Гринев? Только ли из-за Маши они стали врагами?
  45. Какую роль в повести играет эпизод с пленным башкирцем?
  46. Как проявили себя защитники Белогррской крепости во время захвата ее пугачевцами? Неожиданно ли для вас их поведение?
  47. Что спасло Гринева?
  48. Сравните два военных совета: у Пугачева и у генерала в Оренбурге. К каким выводам приводит это сравнение?
  49. Как вы думаете, почему Пугачев решил помочь Гриневу и даже простил его обман? Материал с сайта
  50. Помогла ли вам понять Пугачева рассказанная им калмыцкая сказка об орле и вороне? В чем ее смысл?
  51. Почему Гринев отказался служить у Пугачева, своего спасителя? Как это его характеризует?
  52. Можно ли назвать героическим поведение Маши в плену у Швабрина?
  53. Швабрин на службе у Пугачева. Удивил ли он вас? Почему?
  54. Какие качества Гринева проявились во время суда?
  55. Что спасло Гринева? Считаете вы его спасение случайным или закономерным? Почему?
  56. Какую роль в этой исторической повести играет рассказ о судьбах вымышленных героев?
  57. Чем различается художественное изображение бунта в по-вестях «Дубровский» и «Капитанская дочка»?
  58. В «Дубровском» руководит бунтующими крестьянами обеднев-ший помещик Дубровский, личная обида которого на помещика Троекурова и явилась толчком к разбою. Участниками бунта ста-ли крестьяне Дубровского, которые не хотят от «доброго» поме-щика переходить к «злому». Бунт носит локальный характер. В «Капитанской дочке» во главе бунта стоит Пугачев — выходец из народа. Причины крестьянской войны носят социальный харак-тер — угнетение крестьян, заводских рабочих, инородцев. Борьба приобретает народный характер. Цель ее — поставить «хорошего» царя вместо царицы-угнетательницы.

  59. Объясните смысл эпиграфа к повести А.С. Пушкина «Капи-танская дочка» и его функции.
  60. Эпиграф «Береги честь смолоду», предпосланный всей повес-ти «Капитанская дочка», раскрывает основной смысл истории жизни Гринева — в любых поворотах судьбы сохранять честь и достоинство русского дворянина.

  61. В чем выражается связь повести А.С. Пушкина «Капитан-ская дочка» с устным народным творчеством?
  62. Связь с устным народным творчеством проявляется в эпигра-фах, одни из которых являются пословицами или поговорками, другие — строками из солдатских, рекрутских народных песен. Народнопоэтическая основа видна в речи персонажей (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора, весь пересыпанный по-говорками и иносказаниями), в использовании А.С. Пушкиным народных песен, в стилизации под сказку притчи о вороне и орле и т. д.

  63. А.С. Пушкин одновременно с повестью «Капитанская доч-ка» писал «Историю Пугачевского бунта», где показал зверства Пугачева. Почему в повести он смягчил образ?
  64. Художественное творчество имеет иные принципы, чем исто-рическое исследование. Отступая в чем-то от исторической кон-кретики, писатель создает полнокровный, неоднозначный ха-рактер Пугачева, отличавшийся от официального однолинейно-го образа злодея-душегуба.

  65. Как Гринев и сам автор относятся к крестьянскому бунту?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сравнить отношения гринёва и пугачёва и его генералы
  • вопросы и ответы к повести дубровский
  • как объяснить постановку двоеточия в данном предложении в повести капитанская дочка пушкин
  • отношение к дуэли в рассказе капитанская дочка
  • тесты капитанская дочка

Предварительный просмотр:

Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Глава 1. «Сержант гвардии»

1. Как звали отца главного героя? (Андрей Петрович)

2. Под чьим надзором главный герой выучился русской грамоте? (Савельич)

3. За какие достоинства стремянной Савельич получил «повышение», став дядькой? («За трезвое поведение»)

4. Кем был в «отечестве своем» мосье Бопре, обучавший Петрушу французскому, немецкому и «всем наукам»? (парикмахер)

5. Почему батюшка прогнал Бопре со двора? (застал его пьяным и спящим во время урока)

6. Куда отправил отец служить своего сына, Петра Гринева? (в Оренбург)

7. Сколько Петр Гринев проиграл Ивану Ивановичу Зурину и в какую игру? (100 рублей в биллиард)

8. На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (когда Гринев закричал на дядьку и велел принести 100 рублей)

Глава 2. «Вожаты»

1. Какая погода была во время первой встречи Гринева и Пугачева? (метель, буран)

2. Какой сон увидел Петр Гринев, задремав в кибитке во время бурана? (он приехал домой, в кровати отца видит бородатого мужика, мать говорит, что это посаженный отец и велит целовать ему руку; Гринев хотел бежать, но мужик вскочил с постели, выхватил топор и стал махать во все стороны)

3. Как отблагодарил Петр Гринев вожатого? (подарил заячий тулуп)

4. О чем просил отец Гринева в письме генералу Андрею Карловичу? (держать сына в ежовых рукавицах и не давать ему волю)

5. Куда отправил на службу Гринева старый генерал? (в Белогорскую крепость)

Глава 3. «Крепость»

1. Впервые Гринев увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант? (китайский халат и на голове у него был колпак)

2. За что попал на службу в Бологорскую крепость Алексей Иванович Швабрин? (за смертоубийство)

Глава 4 «Поединок»

1. Что послужило причиной дуэли между Гриневым и Швабриным? (Швабрин намекнул на непорядочность Маши Мироновой: «Ежели хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»)

2. Кто расстроил первую попытку дуэли? (Иван Игнатьич все рассказал Василисе Егоровне)

3. Кто отвлек Гринева во время дуэли? (Савельич)

4. Куда был ранен Гринев? (в грудь пониже плеча)

Глава 5. «Любовь»

1. Сколько времени Гринев был без сознания («Пришел в сознание на пятые сутки»)

2. Какой ответ получил от своего отца Петр Гринев на просьбу благословить его на брак с Марьей Ивановной Мироновой? (отказ, намерение перевести на другое место службы)

3. Как отреагировала Марья Ивановна на отказ родителей Гринева? («Покоримся воле Божией»)

4. Как подписал свое письмо отцу Гринева Савельич? (Архип Савельев)

Глава 6. «Пугачевщина»

1. Какое имя принял Пугачев? (ПетраШ)

2. Сколько человек служило в Белогорской крепости? (130)

3. Сколько лет Иван Кузьмич и Василиса Егоровна жили в крепости? (22 года)

4. Почему Марье Ивановне не удалось уехать из крепости в Оренбург? (не успела, дорога отрезана, крепость окружена)

Глава 7. «Приступ»

1. Как выглядел Пугачев во время приступа крепости? (на белом коне, в красном кафтане, в высокой собольей шапке)

2. Как вел себя гарнизон крепости во время приступа? (не вступил в бой, бросили ружья)

Глава 8. «Незваный гость»

1. Какая любимая песня была у Пугачева? («Не шуми, мати, зеленая дубровушка…»)

Глава 9. «Разлука»

1. Кого назначил Пугачев новым комендантом крепости? (Щвабрина)

2. Какую бумагу подал Савельич Пугачеву перед отъездом из крепости? («реестр барскому добру, раскраденному злодеями»)

3. Что пожаловал Пугачев Гриневу перед отъездом того в Оренбург? (лошадь, шубу – овечий тулуп, полтину денег)

Глава 10 «Осада города»

1. Какую тактику решили принять на совете у оренбургского генерала? (оборонительную)

2. Кто передал Петру Гриневу письмо от Маши из Белогорской крепости? (урядник Максимч, который перешел на сторону Пугачева)

3. О чем писала Маша в этом письме? (Швабрин принуждает ее выйти замуж)

Глава 11 «Мятежная слобода»

1. Как поступил Петр Гринев, чтобы спасти Машу от Швабрина? (поехал в крепость)

2. Как Гринев оказался у Пугачева? (был взят в плен караулом)

Глава 12. «Сирота»

1. Что сделал Швабрин, когда Пугачев узнал, что тот его обманывает? (упал на колени)

2. Где Гринев предложил укрыться Марье Ивановне после ее освобождения? (у своих родителей в деревне)

Глава 13. «Арест»

1. К каким действиям Гринева привела повторная встреча его с Зуриным? (отправил Марью Ивановну к родителям, сам остался служить в отряде)

2. В начале повести Зурин имеет чин ротмистра, в конце он получил повышение. Какой теперь чин у него? (майор)

3. Какой приказ относительно Гринева выполнил Зурин? (арестовать и отправить под караулом в Казань в следственную комиссию по делу Пугачева)

Глава 14. «Суд»

1. Кто донес на Гринева? (Швабрин)

2. Что скрыл Гринев на допросе? (имя Марьи Ивановны)

3. Как приняли родители Гринева Марью Ивановну? (радушно)

4. Зачем Марья Ивановна уехала в Петербург? (встретиться с императрицей)

5. Где и когда Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету П? (в Царскосельском парке во время утренней прогулки)

6. При каких обстоятельствах Гринев увидел Пугачева в последний раз? (он присутствовал при казни)

7. Как Пугачев «поприветствовал» Гринева? (кивнул головою)

8. Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева? (от одного из его внуков)


«Капитанская дочка»

Темы сочинений

1.Становление личности Петра Гринева.

2. Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (на примере образов Гринёва и Швабрина).

3. Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

4. Образ Пугачёва в повести« Капитанская дочка».

5. Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

6. «Береги честь смолоду (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)»

7. Образ Савельича в повести Пушкина «Капитанская дочка».

8.Роль эпиграфов в повести «Капитанская дочка».

9. Крылатые выражения и афоризмы на страницах «Капитанской дочки».

«Капитанская дочка»

Задания творческого характера

1.Попробуйте завершить рассказ о жизни героя,используя детали его биографии из послесловия.

2.Нарисовать обложку к книге А.С.Пушкина.

3.Написать эссе «Что для меня значат понятия: совесть,честь и благородство?»

4. Составить задания для викторины по теме «Герои повести»

5.Составить кроссворд «Внимательный читатель»

6.Задание «Древо мудрости!»

Сначала быстро, но внимательно учащиеся читают эпизод повести. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Записка прикрепляется скрепкой к дереву. По очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Эта работа может быть в парах, четверках, по рядам. В конце определяются лучшие знатоки.

«Капитанская дочка»

Вопросы и задания для текущего контроля

1.Где находилось имение Гриневых?

2.Назовите любимую книгу Андрея Петровича Гринева?

3.Кто «за трезвое поведение» был пожалован мальчику в дядьки?

4.Сколько душ крестьян было у Гриневых?

5. Кто был учителем Петруши?

6. Кем был в своем отечестве Бопре?

7. Какое применение географической карте нашел Петруша?

8. После какого случая Бопре был изгнан из имения Гриневых?

9.Куда с детства был приписан Гринев?

10.Почему отец не захотел отправить служить сына в Петербург?

11.Как отец Гринева просил обходиться со своим сыном в письме к генералу?

12.Сколько денег проиграл Зурину Гринев?

13. С кем Гринев познакомился в Симбирске?

14. Какой сон приснился Петру Гриневу в дороге?

15. Что Гринев подарил своему провожатому?

16.Кто первым узнал в Пугачеве своего провожатого?

17.Сколько лет Мироновы прожили в Белогорской крепости?

18.Где находилась Белогорская крепость?

19.Как выглядела Белогорская крепость?

20.Чему капитан Миронов никак не мог научить своих солдат?

21.В каком виде Миронов проводил с солдатами учения?

22.Сколько лет прослужил в Белогорской крепости Швабрин до приезда туда Гринева?

23.За что Швабрин был отправлен в Белогорскую крепость?

24.Почему Швабрин при каждом удобном случае пытался оговорить Машу?

25.Что Швабрин посоветовал Гриневу подарить Маше, чтобы она была к нему более благосклонной?

26. Почему в первый раз не состоялся поединок между Гриневым и Швабриным? 27.Сколько дней без памяти находился Петр Гринев после ранения?

28. Куда был ранен на дуэли Гринев?

29.Как отец Гринева собирался наказать Савельича за то, что тот не сообщил ему о ранении сына?

30.Почему капитану Миронову не удалось заставить говорить пойманного

башкирца?

31. Кто в крепости распространял воззвания Пугачева?

32.Как жители деревни встречали мятежников?

33.Как Пугачев принимал присягу в Белогорской крепости?

34.Почему Василиса Егоровна отказалась покинуть крепость?

35.Почему Пугачев пощадил Гринева после захвата Белогорской крепости

36.Кто помог Гриневу избежать гибели на виселице?

37.Какой список подал Савельич Пугачеву?

38.Какую услугу Пугачев оказал Савельичу, за что тот искренне благодарил самозванца?

39.Сколько денег сумел спасти от разбойников Савельич?

40.Какую калмыцкую сказку рассказал Пугачев?

41.Кем называл себя Пугачев?

42.Кого Пугачев назначил новым комендантом крепости?

43.О чем попросил Пугачева Гринев, помилованный после захвата крепости, и была ли выполнена эта просьба?

44.Как Гринев объяснил свой отказ служить Пугачеву?

45.Что ответил отец Гринева на его письмо с просьбой благословения на женитьбу?

46.Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева?

47.В каком состоянии Гринев с Пугачевым нашли Машу?

48.К чему Швабрин принуждал Машу, став комендантом крепости?

49.Сколько времени дал Маше на раздумье Швабрин?

50.У кого пряталась Маша от Пугачева?

51.Как Пугачев поступил с Машей, когда узнал, чья она дочь?

52.Почему Маша считала себя виновницей несчастья с Гриневым?

53.Как Маша решила помочь своему жениху оправдаться?

54.Почему Гринев сам не отвез Машу к своим родителям, а отправил с Савельичем?

55.Какой приказ получил Зурин в отношении Гринева?

56.Где произошла первая встреча Маши и государыни?

57.Кто сделал на Гринева ложный донос в следственную комиссию?

58Какое обвинение предъявили Гриневу на суде?

59.Почему на суде Гринев не назвал Машу как свою свидетельницу?

60.Какое наказание назначила Гриневу следственная комиссия?

61.При каких обстоятельствах Гринев и Пугачев увиделись в последний раз?

«Капитанская дочка»

Вопросы обобщающего характера

    Каков был путь выбора Пушкиным главного героя?

    Повлияли ли жизнь и взгляды родителей на формирование характера героя?

    Почему Швабрин не стал другом Петра Гринева?

    Как взаимоотношения с Машей Мироновой повлияли на становление характера героя?

    Почему Гринев не перешел на сторону Пугачева?

    Как осуществляется проблема нравственного выбора в истории русской литературы?

«Капитанская дочка»

Тест№1

1. «Капитанская дочка» по жанру

а) роман

б) комедия

в) историческая трагедия

г) повесть

2.В какой полк был зачислен Петруша Гринёв ещё до своего рождения?

а) Астаховский

б) Александровский

в) Семёновский

г) Нижегородский

3. Как звали Савельича?

а) Филипп

б) Архип

в) Герасим

г) Иван

4. Какое самое главное напутствие сказал отец сыну Петру перед расставанием?

а) «Служи верно, кому присягнёшь»

б) «Слушайся начальников»

в) «Служи в армии, тяни лямку»

г) «Береги платье снову, а честь смолоду»

5. Сколько солдат служило в Белогорской крепости?

а) около ста

б) сто тридцать

в) около трёхсот пятидесяти

г) чуть более тысячи

6. Какое климатическое явление описал А.С. Пушкин в повести “Капитанская дочка”?

а) метель

б) пургу

в) буран

г) вьюгу

7. Имя какого царя присвоил себе Пугачёв?

а) Петр I

б) Петр III

в) Иван IV

г) Павел I

8. Укажите фамилию казнённого Пугачёвым коменданта Белогорской крепости.

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

в) Петр Гринев

г) Савельич

9. Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости?

а) девять лет

б) третий год

в) пятый год

г) два года

10. Чей это портрет?

Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. “Извините меня,- сказал он по-французски, - что я без церемонии прихожу…»

11. Кто это сказал?

На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня - спасибо; казнишь - бог тебе судья; а я сказал тебе правду.

12. Чьи это слова?

собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путём, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества…

Ответы №1

1) г

7) б

2) в

8) б

3) б

9) в

4) г

10) Швабрин

5) б

11) Гринёв

6) в

12) отец Петра Гринёва

«Капитанская дочка»

Тест№2

1. Укажите эпиграф к «Капитанской дочке».

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

2.По какой причине учитель Петруши Гринёва был выгнан отцом мальчика?

а) он наказывал мальчика

б) он очень любил женский пол

в) он любил выпить

г) он не имел диплома учителя

3. Где была первая встреча П. Гринёва и гусара Зурина?

а) в трактире в Симбирске

б) в Оренбурге

в) в доме коменданта крепости

г) в Царском Селе

4. Укажите главу, в которой происходит первая встреча Петра Гринёва с Пугачёвым.

а) «Вожатый»

б) «Незваный гость»

в) «Пугачёвщина»

г) «Сержант гвардии»

5. Как звали жену коменданта Белогорской крепости?

а) Марья Ивановна

б) Василиса Егоровна

в) Елизавета Петровна

г) Анастасия Архиповна

6. Как долго комендант служил в Белогорской крепости?

а) пять лет

б) пятнадцатый год

в) двадцать второй год

г) двадцать пять лет

7. В какой семье был рожден Петр Гринев?

а) в семье крестьян

б) в семье врача

в) в семье военного

г) в семье городничего

8. Укажите героя, который перешёл на сторону Пугачёва.

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

в) Петр Гринёв

г) Савельич

9. Какие исторические лица не упоминаются в повести?

а) Пётр I

б) Екатерина II

в) граф Миних

г) Е.Пугачёв

10. Чей это портрет?

Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.

11. Кто это сказал?

«Батюшка Петр Андреич, не умори меня с печали. Свет ты мой! послушай меня: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится».

12. Чьи это слова?

Ну, ребята,… теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! вперед, на вылазку, за мною!

Что ж вы, детушки, стоите? Умирать, так умирать: дело служивое!”

« Капитанская дочка»

Индивидуальные карточки на знание текста

Карточка №1 главы «Сержант гвардии», «Вожатый».

    Какое значение имеет имя главного героя?

    В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?

    С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. Как вы считаете, в чем изменился герой?

    Почему Гринева застал буран в степи?

    Каково символическое значение бурана?

Карточка №2 глава «Крепость»

    Как охарактеризовал капитана Миронова генерал, старинный товарищ Гринева-отца Андрей Карлович?

    Каким впервые предстает перед Гриневым (и читателем) комендант крепости, капитан Миронов?

    Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в крепости?

    Какое впечатление при знакомстве произвел на Гринева Швабрин?

    Почему на обеде у Мироновых Гринев смотрел на Машу «с предубеждением»?

    Дайте комментарий к эпиграфам главы.

    Какое значение имеет сон Гринева?

Карточка № 3 глава «Поединок»

    Кто и почему распоряжается в крепости?

    Как и почему изменилось мнение Гринева о капитанской семье?

    Чем занимается Гринев в крепости?

    Хороши ли, по-вашему, «стишки» Гринева? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним?

Карточка № 4 глава «Любовь»

    Почему Гринев помирился со Швабриным?

    Почему Андрей Петрович Гринев отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой7

    Как Гринев-отец узнал о похождениях сына?

    Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева?

    Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши Мироновой?

    Как вы понимаете последнюю фразу главы: «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение»?

Карточка № 5 глава «Пугачевщина»

    Каким образом создается впечатление достоверности изображаемого?

    Как в крепости узнали о предстоящей угрозе нападения Пугачева?

    Какую существенную деталь во внешности изувеченного башкирца отмечает автор?

    Как сцена допроса башкирца влияет на нравственное возмужание героя Петра Гринёва?

Карточка № 6 глава «Приступ»

    Какие чувства испытывают и как ведут себя перед боем с пугачевцами герои: Гринев, капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша?

    К кому из героев романа относится эпиграф 7 главы?

    Какие черты характера капитана Миронова раскрывает сцена его гибели?

    Глава заканчивается плачем Василисы Егоровны о своем муже.

    Какие слова из плача жены коменданта Василисы Егоровны перекликаются с эпиграфом 7-й главы, а какие вызывают гнев Пугачёва?

    Как ведёт себя народ в главе «Приступ»? На чьей стороне он?

    В чем причины падения Белогорской крепости и победы пугачевцев?

Карточка № 7 глава «Незваный гость»

    Почему Гринев не раздумывая бежит в дом священника, где пирует Пугачев?

    Какие сцены разбоя мятежников вызывают отвращение к ним?

    Чем объяснить «странное стечение обстоятельств», приводящих к помилованию Гринева и возвышению Пугачева?

    Какие чувства борются в душе Гринева?

    Чем удивляет Гринева «сборище» у Пугачева?

    Почему Гринев подчиняется «непритворной веселости» Пугачева, но не соглашается служить ему?

    Как разговор Пугачева с Гриневым продолжает песню и в чем противостоит ее смыслу?

Карточка № 7 глава «Разлука»

    Зачем Пугачев посылает Гринева в Оренбург?

    Почему Швабрин не выдержал взгляда Гринева?

    Почему Пугачев терпеливо слушает реестр Савельича и что его возмутило?

    Можно ли назвать поведение Пугачева «припадком великодушия», как это сделал Гринев?

    Как Гринев хочет помочь Маше?

    Почему Пугачев посылает вдогонку Гриневу с урядником лошадь и тулуп?

Карточка № 8 глава «Осада города»

    К кому из героев относится эпиграф и какое отношение к нему вызывает?

    Какое отношение вызывает генерал в саду?

    Почему военный совет описан иронически?

    Отчего совет не принял предложения Гринева?

    Чем объясняются успехи Пугачева и тяжесть осады?

    Почему урядник и Гринев встретились не как враги?

    Почему генерал отказывает в просьбе Гринева?

Карточка № 9 глава «Мятежная слобода»

    В чем ирония эпиграфа из басни Сумарокова?

    Отчего Гринев берет с собой Савельича в рискованный поход?

    Почему Гринев вернулся за Савельичем, рискуя жизнью и целью своей поездки?

    Почему Пугачев не подчиняется подозрительным доводам Белобородова? Чем он выше своих сотоварищей?

    Зачем Пугачев едет в Белогорскую крепость и какие искренние признания делает в дорожной беседе с Гриневым?

    Какие дерзости допускает в этой беседе Гринев?

    Отчего Пугачева не

Карточка № 10 глава «Сирота»

    Опишите Швабрина, Гринева и Пугачева, когда они едут в светлицу к Маше.

    Почему Пугачев освобождает сироту?

    Отчего он так омрачен известием, что она дочь капитана Миронова?

    Чем растрогал Гринев «суровую душу» Пугачева?

    Подготовьте от лица Маши рассказ о ее злоключениях в крепости после отъезда Гринева.

    С какими чувствами расстаются Гринев и Пугачев?

    Почему Гринев, уезжая, отвел глаза от Швабрина?

Карточка № 11 глава «Арест»

    Как вы понимаете фразу: «Мы молчали. Сердца наши слишком были утомлены»?

    Как принимают Гринева и Машу «свои»?

    Случайно ли Зурин ведет себя так бесцеремонно с Машей и Гриневым?

    Почему Гринев, чуждый взглядам Зурина на жизнь, остается с ним в войске императрицы?

    Отчего Савельич соглашается сопровождать Машу в поместье Гриневых?

    Объясняет ли Гринев события или фиксирует их, говоря о победах правительственных войск и воскрешении успехов самозванца?

    В чем видит Гринев несчастья войны и почему называет русский бунт «бессмысленным и беспощадным»?

    Почему в Гриневе радость окончания войны отравлена неотвязной мыслью о Пугачеве?

Карточка № 12 глава «Суд»

    В чем смысл эпиграфа?

    Что помогает Гриневу переносить новые испытания судьбы?

    Почему Гринев не мог до конца открыть причин «странной дружбы» с Пугачевым?

    Как объясняет Гринев злые наветы Швабрина?

    Почему известие об аресте сына «едва не убило» Андрея Петровича Гринева?

    Почему Маша решилась ехать в Петербург?

    Каким чувством пронизан пейзаж царскосельского парка?

    Есть ли разница между «дамой в саду» и императрицей?

    Кому было труднее осчастливить Гринева и Машу: Пугачеву или императрице?

    Расскажите о встречах с императрицей от лица Маши.

    Почему Гринев присутствовал при казни Пугачева и тот перед смертью кивнул ему головой?

Вопросы к видеофрагментам

Видеофрагмент «Заячий тулупчик»

    1. Каково отношение Савельича к вожатому? Найдите слова, выражающие это отношение.

      Как реагирует бродяга на «барский подарок»?

      Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?

Видеофрагмент «Поединок »

1.Объясните причины дуэли Гринева и Швабрина. Как вы оцениваете решимость героя повести? Дает ли этот поступок представление о его «кодексе чести»? Верно ли он поступил, с вашей точки зрения?


2. Как повел себя Швабрин во время состоявшейся дуэли

Видеофрагмент «Пугачёв в крепости »

    1. В чем причина чудесного спасения Гринева?

      Как ведет себя Пугачев в сцене освобождения Гринева?

      Как описан Швабрин в сцене казни?

В 1836 году в журнале «Современник» была опубликована историческая повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», действие которой происходит в страшные годы пугачевского восстания в 1773-1775 годах. Писатель в своих произведениях не раз обращался к исторической тематике, пытаясь в событиях прошлого найти ответы на вопросы современности. Примером могут послужить такие сочинения автора, как «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», «Полтава», «Метель» и другие.

Приезд Петра Гринева в Белогорскую крепость

Главный герой повести - офицер. Он был отправлен на военную службу в один из самых отдаленных уголков страны. Белогорская крепость располагалась в степи и поначалу показалась молодому человеку настоящей глушью, где ему суждено было прозябать в скуке и бездействии. Местность показалась ему унылой и невзрачной, поскольку напоминала не военный гарнизон, а бедную деревню.

Однако уже первое знакомство с ее обитателями изменило представление Петра Андреевича о своем месте службы. И в самом деле в повести "Капитанская дочка" сыграла большую роль: ведь именно здесь он встретил свою любовь, прошел через страшные испытания, но не уронил своей чести и сохранил верность государыне. Жители этого укрепления оказались людьми чрезвычайно простыми, чем сразу заслужили симпатию юноши.

Обитатели Белогорской крепости: супруги Мироновы

Капитаном гарнизона был Иван Миронов - человек добродушный и бесхитростный, который хорошо относился к своим подчиненным, уважал свою супругу - Василису Егоровну, и очень любил единственную дочку - Марью Ивановну. Его жена не только управляла домашними делами, но и принимала активное участие в руководстве военнослужащими.

Белогорская крепость воспринималось ею как хозяйство, и потому она довольно умело справлялась не только со своими функциями, но и с проблемами мужа по военной части. Василиса Егоровна пользовалась общим уважением среди обитателей и имела репутацию женщины строгой, но справедливой. Образ этой героини - один из самых удачных в повести.

Маша Миронова

Главной героиней является капитанская дочка, Марья Ивановна, простая девушка без образования и манер. Однако ее чуткость и доброта сразу привлекли Петра Гринева, который нашел ее умной и рассудительной. Благодаря этой симпатии Белогорская крепость уже не казалась ему скучной, напротив, он быстро привык к новой жизни и стал находить в ней много положительного.

Любовь героя к Маше Мироновой, безусловно, во многом определяла его отношение к своему существованию в гарнизоне. В то время, когда оба надеялись пожениться, Петр Гринев был полон надежд на будущее и верил в счастливую судьбу. Однако после отказа его отца на брак герой совершенно потерял вкус к жизни, и Белогорская крепость стала казаться ему пустой и унылой.

Остальные жители крепости: Швабрин, Иван Игнатьевич, Палашка

При характеристике повести «Капитанская дочка» большое значение имеет то, как показан Петр на эту тему следует сопроводить описанием его отношений с другими обитателями гарнизона, в первую очередь со Швабриным. Алексей Иванович также был офицером, однако являл собой полную противоположность главному герою.

С самого начала он производит неприятное впечатление, которое впоследствии подтверждается его попытками помешать отношениям Петра и Маши. Он злобно и едко высмеивает и Василису Егоровну, оскорбляет Машу, нечестно ранит на дуэли Гринева, воспользовавшись тем, что тот отвлекся на Савельича. Он изменяет своей клятве и переходит на сторону Пугачева и, наконец, на суде дает ложные показания против своего бывшего соперника.

Иное впечатление производят второстепенные персонажи - слуги Мироновых: Иван Игнатьевич, старый инвалид, который, однако, отказался признать Пугачева государем, за что был повешен, и горничная Палашка, которая в трудные минуты помогает своей барышне, Марье Ивановне. Эти герои как бы оттеняют образ Белогорской крепости, показывая, что в самой глубинке страны живут простые, но честные и благородные люди.

Общая характеристика гарнизона

Место службы Петра Гринева играет важную роль в повествовании: ведь именно здесь происходят все важнейшие события в его жизни. Тут он стал свидетелем страшной расправы Пугачева над капитаном Мироновым, Иваном Игнатьевичем, Василисой Егоровной. Сам он чудом избежал смерти и по странному совпадению подружился с Пугачевым.

В это место он бросился спасать Машу Миронову от Швабрина, вновь подвергшись опасности быть казненным бунтовщиками. Тут судьба снова свела его с Пугачевым, который и в этот раз помог ему освободить невесту. В крепости Гринев окончательно объяснился с Марьей Ивановной относительно их предстоящей женитьбы. Здесь он навсегда простился с Пугачевым для того, чтобы увидеть его через некоторое время на плахе. Белогорская крепость, описание которой было представлено в настоящем очерке, сыграла решающую роль в судьбе Петра Гринева.