» » Возникновение религиозных верований первобытного человека. Восточные верования: буддизм, индуизм. Новейшие религиозные течения

Возникновение религиозных верований первобытного человека. Восточные верования: буддизм, индуизм. Новейшие религиозные течения

Зарождение первобытных религий

Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа (homo sapiens), который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

На протяжении всей истории человечества многие были способами, которыми человек стремился заполнить необходимость поиска смысла. Среди различных способов можно упомянуть: искусство, музыку, науку и религию. Тема религиозности? несмотря на то, что они работали такими авторами, как Антал, Массими и Махфуд и Пинтос, среди прочих? было мало обсуждено в Академиях, поэтому предполагается, что это позволит пути, который приведет к размышлению о роли религиозности в жизни человека.

Психология, хотя она была связана с эмпирико-биологической моделью естествознания, была освящена как наука, изучающая человеческое поведение, и в этом смысле замечательно, что с самого начала она занималась изучением религиозного поведения, когда еще не было если он говорил о духовности.

О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Археологами установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах. При этом предварительно осуществляли определенные обряды подготовки умерших к загробной жизни. Их тела покрывали слоем охры, рядом с ними помешали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир , где обитают умершие.

Согласно Пайве, первое проявление для изучения духовности произошло в школе Неймегена, в Нидерландах, став популярной в американской культуре, с 60-х годов, эпохи, которая совпала с появлением гуманистической психологии, чья идея духовности был отделен от традиционной концепции Святого Духа и принял веру в человеческий дух, гуманист, способный к интуиции, привязанности и обновлению своего потенциала.

Следуя этой же мысли, англосаксонская психология показала настоящее увлечение эмпирическим изучением духовности. Согласно этому автору, духовность была бы поиском смысла, единства и трансцендентности, а религия определялась бы организационной, ритуальной и идеологической.

Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи , которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии. Большинство древних наскальных рисунков - это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

Однако для него ключевой момент этого вопроса был бы в понятии священного, что позволило бы объединиться между религией и духовностью, поскольку религия - это поиск смысла посредством священного и духовного, поиск священного?; таким образом, духовность будет центральной функцией религии. Основываясь на социальном использовании терминов, Пайва также дифференцирует Психологию от религии Психологии духовности, поскольку, традиционно, в западной культуре, Психология Религии относится к трансцендентному существу, Богу.

Для Верготе Психология религии не имеет своей цели стремление обрести внутреннюю свободу и обрести для жизни смысл, освобождающий от узкого рационализма и грустно утилитарных концепций. Верготе определяет религиозность как отношение к чему-то или к кому-то, а также способ впечатывания смысла в явления, воспринимаемые в мире и сами по себе, представленные словами или поведением, выраженные через субъективный опыт. Подтверждая эту мысль, Роло Май утверждает, что религиозная позиция человека заключается в убеждении, что существуют ценности в человеческом существовании, достойные жизни и смерти для них.

Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

Поклонение природе

Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе . Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана».

Антропологический взгляд на религию. Только человек дает смысл вещам и стремится интерпретировать мир, в котором он живет. Человеческая потребность придать смысл пережитому опыту столь же актуальна, как и ее биологические потребности. Поэтому он не может жить в мире, который не имеет смысла. Согласно этому автору, никакая религия не является метафизической, но транспортные средства и объекты поклонения окружены глубокой моральной серьезностью. В любом месте священные оба указывают на преданность и требуют этого, и в этом смысле побуждают к интеллектуальному восприятию и усиливают эмоциональную приверженность.

Тотемизм

Ранней формой религиозных воззрений следует считатьтотемизм.

Тотемизм - вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов).

Тотемизм - вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены.

Таким образом, все, что выходит за рамки профана, представляет собой серьезные последствия для поведения человека, поскольку существует внутренняя связь между метафизическим и этическим аспектами. Во всех религиях существует значительная взаимосвязь между ценностями людей и тем, как эти ценности организованы.

Согласно Элиаде, говоря о религиозном опыте, необходимо понимать, что для религиозного человека существует различие между тем, что он считает священным, и тем, что он считает нечестивым. Этот разрыв качественного порядка отличает сакральное пространство, реальное место, источник абсолютной истины по отношению к неизбирательному пространству, десакрализованному и нейтральному. Поэтому легко понять, что для религиозного человека святое, с его навязываниями и правилами, имеет экзистенциальную ценность, поскольку оно касается онтологической основы всего.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу . Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать положения в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива.

Таким образом, можно сделать вывод, что в примитивных обществах человек через символизм сакрализации пространств и объектов утверждал, что нашел основание для подлинного существования в религиях. Согласно этому автору, в любой культуре религия представляет собой попытку представить общие значения, чтобы субъекты индивидуально могли интерпретировать свой опыт и организовывать свое поведение. Эти значения хранятся через священные символы, которые выражаются для тех, кто им посвящен, как они видят мир и как они должны себя вести, т.е. символы дают в то же время нормативный и принудительный смысл для организация практической жизни, вокруг которой обязательно должна жить жизнь.

К ранним формам религии относитсямагия.

Магия - вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.

Магия представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).

Тогда можно сказать, что религия - это своего рода практическая наука, которая порождает ценности, которыми все должны руководствоваться. Сила религии в поддержании социальных ценностей заключается в способности ее символов формулировать мир, в котором эти ценности являются фундаментальными ингредиентами. Следовательно, путем сочетания этого и мировоззрения религия дает набор социальных ценностей видимость практической объективности; поэтому изучение религии должно подчеркивать анализ убеждений и ценностей людей как концепций, предназначенных для работы с символическим материалом.

Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально магические представления и обряды имели общий характер, то затем постепенно произошла их дифференциация. Современные специалисты классифицирую магию но методам и целям воздействия.

Виды магии

Совсем недавно антропологи пытались изучить концепции этого и? Роль антропологии в анализе религиозных ценностей культуры заключается не в том, чтобы заменить философское исследование, а в том, чтобы сделать его актуальным в той мере, в какой он стремится обеспечить эмпирическую и концептуальную основу. Религия стала предметом интереса к различным отраслям наук, в том числе к психологии, которая, изучая человека, не исследует его религиозный вариант, просто предлагая понять его. По словам Джеймса, для психолога религиозные тенденции человека будут по меньшей мере столь же интересны, как и любые другие факторы, относящиеся к его умственной конституции.

Виды магии по методам воздействия :

контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности);

парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ногги, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю мат ческой силы);

Например, в области психического здоровья некоторые авторы проявляют негативный взгляд на религиозность, такую ​​как психоаналитическая концепция Фрейда, которая рассматривает религиозное отношение как патологию или невротическое расстройство. Таким образом, Фрейд сводит религиозный феномен к эпифеномену Эдипова комплекса.

Тем не менее, Олпорт считал, что идеи психоанализа вводят в заблуждение, когда они считают религию просто защитной функцией эго, а не как интегрирующее ядро ​​развития эго. Однако социологическая концепция религии Дюркгейма утверждает, что это должна быть система мифов, догм, обрядов и обрядов, функция которых заключается в том, чтобы связать человека с обществом. Уже перспектива социальной психологии исследует взаимосвязь между религией и ценностями.

имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).

Виды магии по социальной направленности и целям воздействия:

вредоносная (нанесение порчи);

военная (система обрядов, направленная на обеспечение победы над противником);

любовная (направленная на призывание или уничтожение полового влечения: отворот, приворот);

Согласно Массими и Махафуду, психология религии возникает из-за разрыва с традицией философской психологии и научного знания, разрыва, который по существу методологичен. Согласно Анталю, интерес к изучению наук о религии возник в результате разработки так называемых наук о духе и после вновь приобретенных знаний о примитивных народах и традиционных культурах Азии и Америки. С этой точки зрения существует много вопросов о религиозности, в том числе о том, как происходит связь между психологией и религией.

Чтобы ответить на это размышление, несколько исследователей и исследователей исследовали рассматриваемый предмет. Антал утверждает, что Вундт, Кюльпе, Фрейд и Джеймс были одними из ученых выдающейся известности в этой области. Совершенно определенным образом эти ученые исследовали религию по видению Психологии. Вундт считал, что психические явления сопровождаются физиологическими явлениями, и что религиозные явления следует понимать в коллективном опыте, поскольку для него религия принадлежала к кругу мифов.

лечебная;

промысловая (направлена на достижение удачи в процессе охоты или рыболовства);

метеорологическая (изменение погоды в нужном направлении);

Магию иногда называют первобытной наукой или пранаукой, потому что она содержала элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы.

Фетишизм

У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Эта форма религиозных веровании получила название«фетишизм» .

Джеймс выступал за идею изучения религиозного феномена из отдельных проявлений. В истории психологии религии Джеймс является фундаментальной вехой, интерпретируя религиозный феномен потоком эмоций и ощущений, считая, что до сих пор эти понятия изучались только в свете теологии. С другой стороны, Кюльпе полагал, что более высокие психические явления не могут быть исследованы экспериментальными методами и основывается на методе систематического и научного самоанализа, применяемого к религиозным явлениям.

Фрейд, однако, выделялся как великий критик религии, считая его невротической иллюзией общества, а Массими и Махфуд добавляют, что он знал, что у психоанализа не было достаточных субсидий для интерпретации религиозного феномена. Юнг, возвращаясь к мифологии, интерпретировал религиозность как выражение человеческой субъективности, духовного и универсального характера, выраженное коллективным бессознательным.

Фетишизм - вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.

Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).

Массими и Махфуд размышляют над новой наукой о риске сокращения предмета исследования, поскольку к субъекту подпадают исключительно критерии каждой конкретной науки. Этот факт имел последствия для изучения религиозного опыта, поскольку он сводил объект к человеческому опыту чисто эмоциональным или когнитивным образом. Другой вопрос - наиболее подходящий метод исследования. В начале исследований был использован метод самоанализа, что было оправдано тем фактом, что объектом психологии религии является индивидуальный опыт, в тот момент, когда каждый человек живет своей религией.

Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим. Такое обращение с фетишами говорит о том, что первобытные люди не всегда с должным уважением относились к выбранному ими предмету.

Поэтому очевидно, что эволюция по отношению к этой методологии была основана исключительно и исключительно на систематической интроспекции и сегодня использует все методы, которые считаются действительными для изучения религиозности и для нескольких отраслей психологии. Такие методы варьируются от измерения физиологических отношений, которые сопровождают психическую деятельность, до сознательного описания религиозных явлений, испытываемых людьми, посредством исследования бессознательных мотивов.

Методы недавно были переработаны, главным образом в области нейронауки, чтобы облегчить выражение религиозных переживаний, без того, чтобы субъект сознательно развивал то, что происходит на его внутреннем плане. Согласно Анталю, есть определенные трудности в разъяснении и понимании Психологии религии, поскольку, будучи исследователем и объектом его собственного анализа, нет никакого способа оставаться нейтральным в своем исследовании, поскольку он подчиняется заранее установленным влияниям и представлениям.

Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть обанимизме.

Анимизм - вера в существование души и духов.

Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных болезней, природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами и поклоняясь им, олицетворяя их как духов этих объектов.

Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях.

Анимистические верования являются весьма существенной частью практически всех религий мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу - все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи. То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие - оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков.

Шаманизм

Шаманизм - вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.

Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.

На ранних этапах развития общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из форм возникла раньше, а какая позже, вряд ли возможно.

Рассмотренные формы религиозных верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития. По мере усложнения общественной жизни, формы культа становятся все более разнообразными и требуют более пристального изучения.

Министерство образования Российской Федерации

Белгородский Государственный Технологический Университет

имени В. Г. Шухова

кафедра истории и культурологи

Р Е Ф Е Р А Т

студента Алутина Ивана Григорьевича

группа ТМ-11

Первобытные верования

Принял: Радченко А. А.

Белгород 2004г.

План

1. Зарождение религии.

2. Мифология Австралии.

3. Тотемизм.

5. Фетишизм.

6. Анимизм.

7. Заключение.

8. Список литературы.

Зарождение религии

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов – древних людей, живших 80–50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик – Коба и Тешик – Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик – Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения – это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека – вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным – гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

Между учеными и богословами давно идет спор о том, какими были ранние религиозные обряды. Богословы говорят, что у человека с самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей.

Мифология Австралии

Мифология многих племен Австралии содержит образ «культурного героя» - первопредка, давшего людям различные обычаи, знания и технические навыки. У некоторых племен Южной Виктории таким героем является Бунджил, клинохвостый орел. Согласно мифам, он жил на земле, был добрым и никому не делал вреда. Он научил людей разным знаниям и искусствам, дал каждому племени особый язык, ввел брачные порядки. Живет он на небе, имеет двух жен – черных лебедей; братом его является летучая мышь, а сыновьями – звезды.

У племен Камилорои (Юго-Восточная Австралия) центральным образом в мифологии являлся Байаме. Байаме изображается как создатель всех вещей, он научил людей добывать огонь, познакомил с искусствами и обрядами. Байаме чаще всего представляется в человеческом образе, хотя иногда и с ногами страуса.

У племен Аранда (Центральная Австралия) считалось, что людей сделали две ящерицы. Согласно мифам Аранда, некогда вся земля была покрыта морем. Когда вода ушла к северу, на земле остались бесформенные и беспомощные создания: их уши и глаза были закрыты, пальцы рук и ног срослись вместе, скорченные руки приросли к груди, а ноги были прижаты к телу. Ящерицы при помощи каменного ножа придали им человеческий облик: прорезали глаза, проткнули уши, разделили пальцы.

Тотемизм

Характерной чертой религии австралийцев является тотемизм, то есть вера в родство членов каждого рода с определенным видом животных, плиц, растений. Австралийские родовые группы носили названия: «Люди кенгуру», «Люди водяной лилии» и так далее. Тотем считался предком, родоначальником группы, с ним был связан ряд запретов: тотем запрещалось убивать, употреблять в пищу, наносить ему вред.

В роде, где тотемом была личинка, обряд поклонения совершался так: все взрослые мужчины, тайком от женщин и детей покидали стойбище и направлялись к отдаленной пещере. В ней лежала огромная глыба кварцита, а вокруг нее – маленькие круглые камни. Большая глыба изображала насекомое, а маленькие камешки вокруг нее – личинок. Все участники обряда пели песню, упрашивая насекомое откладывать яйца. Затем старейший в группе брал один из маленьких камней и, потирая им живот каждому участнику обряда говорил: «Ты ел много пиши!». Всего таких пещер с камнями было около десяти. Мужчины обходили их все по очереди и в каждой совершали одну и ту же церемонию. В течение всего обряда никто из мужчин не имел права что – либо есть. Никто из участников не брал с собой оружия и одежды.

Тотемизм является одной из ранних форм религии. В честь тотема исполнялись религиозные пляски, во время которых участники одевали на себя маски тотема и подражали ему в действиях. Цель таких плясок – укрепление связи с тотемом. В роду буйволов умирающего заворачивали в шкуру буйвола, лицо выкрашивали в знак тотема и говорили: «Ты идешь к буйволам! Ты идешь к своим предкам! Будь крепок!»

Магия

Наряду с тотемизмом, значительное место в жизни человека занимала магия. По целям воздействия, магия была: вредоносной, лечебной и промысловой. Так, перед охотой на медведя или оленя совершались магические репетиционные действия, в процессе которых охотники стреляли в чучело или иное изображение этого зверя. И если они удачно стреляли в это изображение, то верили, что в настоящей охоте у них будет положительный результат. Во время этих репетиционных действий совершались ритуальные танцы и выкрикивались особые заклинания. В магии таинственной силой наделялись конкретные действия людей. Но первобытные люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут быть конкретные предметы – фетиши. Отсюда и происходит такая форма первобытной религии, как фетишизм.

Фетишизм

Фетишем мог стать любой предмет, почему-то поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или расцветки, зуб животного или кусок дерева. Неважно, какой это предмет – это может быть и обычный булыжник. Важно, что за ним замечено действие какой-то силы. Например, шел человек, споткнулся о булыжник, упал и нашел что-то ценное. Эту находку он связал с действием булыжника и будет хранить и оберегать этот булыжник. Одной из разновидностей фетишизма является идолопоклонничество. Идол – это предмет, которому придана форма человека или животного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

Анимизм

В качестве другой ранней формы религиозных представлений и верований следует назвать анимизм – веру в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающей им разум и сверхъестественное могущество. Если тотемизм ориентирован на внутренние потребности данной родовой группы, на ее отличия от других, то анимистические представления имеют более широкий и всеобщий характер, понятны и доступны всем и каждому и воспринимаются вполне однозначно. Это естественно, ибо первобытные люди обожествляли и одухотворяли небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию, горы и реки, холмы и леса, камни и ручьи. Все они в представлении первобытных людей имели душу, разум, могли чувствовать и действовать, причинять пользу или вред. Следовательно, ко всем этим явлениям природы необходимо относиться с вниманием – приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды и культовые церемонии.

Анимизм выражал тот факт, что первобытный человек был способен к созданию абстрактных понятий, в том числе и понятия души, что в сознании тогдашних людей появилось представление о существовании реального, земного мира и наряду с ним потустороннего мира.

Заключение

Первобытные верования – порождение начального этапа становления культуры человечества, отражение формирующихся обществ, семейных и производственных отношений, примитивного состояния психики, чувствительного разума и знаний древнего человека о себе и окружающем мире. Основными объектами поклонения в этих религиях были природные объекты. Духовные существа в основном носили безличный характер. Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, входя как элементы в ту или иную религию, никогда и нигде каждый в отдельности не составляли целой религии, однако они характеризуют верования и обряды древних людей. Это не означает, что они существовали только в первобытном обществе. В этом обществе они только возникли и являлись господствующими формами религиозной стороны жизнедеятельности первобытного человека. Но существовали они всегда, на протяжении всей истории человеческой культуры. Различные формы их проявлений мы можем четко обнаружить во всех последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях.

Список литературы:

1. М. С. Бутинова; Как возникла религия; изд-во «Советская Россия» Москва – 1977г. .

2. В. Ф. Зыбеовец; Всегда ли существовала религия; изд-во «Государственное Издательство Политической Литературы» Москва – 1959г. .

3. А. Л. Буряковский, М. А. Родинов; История религии; изд-во «Лань» Санкт – Петербург 1998г. .

4. А. А. Радугин; Введение в религиоведение; изд-во «Центр» Москва – 1999г. .

5. А. Ельчанинов, В. Эрн; История религии; изд-во «Руник» Москва – 1991г.