» » Истинное творчество всегда народно сочинение. Истинное творчество связано с истинной верой Истинное творчество

Истинное творчество всегда народно сочинение. Истинное творчество связано с истинной верой Истинное творчество

Творчество – это не мысль. Оно не имеет никакого отношения к левому или правому полушариям мозга. Вообще никакого. Левое полушарие ментально, оно связано с мысленной активностью, с одной стороны. Но затем начинают говорить о правом полушарии, где содержится творчество. Но в вашем разуме нет творчества. Ни капли. Это части мозга, которые могут стимулироваться с помощью творчества и могут его выражать, но творческое начало находится не в вашем разуме. В мысли нет творчества. В разуме как таковом нет ничего творческого. Это не источник творческих способностей. Определенные части разума стимулируются творческим началом, и вы используете их для самовыражения – для танцев, музыки, рисования, писательства. Но это просто выражение.

Настоящее творческое начало – это ваш Дух.

Его практически невозможно измерить или оценить, но вы можете его почувствовать. Вчувствуйтесь в слово «творение» - творить, рождать. Ваше сознание создает жизнь, воплощает что-то в жизнь.

Вы не сможете над этим работать. У вас не получится прилагать усилия. Не существует никаких мысленных упражнений. Но вы можете его позволить. Не пытайтесь его понять. Не пытайтесь думать о том, как вы начнете его использовать. Просто вернитесь к выражающему себя в жизни Духу.

Вы просто делаете глубокий вдох и, в этой игре сознания, позволяете.

Если бы вас спросили о вашем настроении и энергетическом уровне, о вашем равновесии, вы бы пытались ответить из своего разума, из мысленной оценки. Теперь возьмите ответ, исходя из вашего Духа, - как вы себя чувствуете? Исходя из своего Духа, своей врожденной способности творить, приносить жизнь в саму жизнь, - как вы себя чувствуете? Выходя за рамки настроения, которое очень ментально, просто ощущая жизнь, свою жизнь?

Выходя за пределы вопроса «какой ваш энергетический уровень? ». И вы возвращаетесь с мысленной оценкой. Но в Духе нет ограничений для энергии. Это поток и позволение этому потоку протекать сквозь вас. Хотите, чтобы поток был плавным и мягким, чтобы вы смогли его по-настоящему почувствовать? Хотите, чтобы поток был быстрым и динамичным? У него не существует уровня. Есть только выражение. Нет границ для энергии.

Вопрос о вашем равновесии. Каково ваше равновесие? Сегодня оно отклоняется влево, завтра вправо, послезавтра вверх, на следующий день вниз. Творческому началу не нужно равновесие. Оно нужно разуму, а творческому началу нет. Дух не нуждается в равновесии. Дух это и есть вы. Это природа сознания. Сознание – это осознанность. Из осознанности может быть создано что угодно. Можно представить что угодно. Можно осознать что угодно. Не ментально, не через линейные мысли.

Красивое выражение: «Сознание творит, когда улыбается» . Всего-то. Сознание лишь улыбается – и создаются новые миры. Появляются новые реальности. Становятся доступны новые опыты. Сознание улыбается, когда ощущает «Я Существую. Я Есть ». Оно улыбается, когда имеет это осознание, и затем дух сознания создает.

Разум не имеет практически никакого отношения к созданию, творчеству или Духу. Он позволит этому прийти и быть частью его реальности, но он не будет источником. Источник – вы. Фактически разум в своей попытке будет как бы копировать творческое начало, пытаться подделать творческие способности – в действительности он будет создавать в вашей жизни проблемы, чтобы попытаться их решить, чтобы притвориться творческим.

Но это не творчество, это всего лишь неприятное зацикливание, вредная привычка. Вам нужно продолжать создавать проблемы, чтобы думать, что вы их решаете? Нет.

Почувствуйте свою истинную творческую природу. Способность творить, представлять и воплощать что-то в жизнь без мыслей, без необходимости применять ментальную фокусировку, гипноз, контроль над разумом. Дух. Воплощение в жизнь. Кто-то из вас мог бы сказать: «Но я никогда особо не был творческим человеком ». Давайте изменим эту игру сознания.

Вы – абсолютное творческое начало. Кто-то из вас мог бы сейчас думать: «Что мне теперь с этим делать? Как это ухватить? Как мне вынести это с собой? Как быть уверенным, что я это не потеряю? ». Друзья мои, это всегда является частью вас. Всегда. Вы не можете это потерять по-настоящему. Но вы определенно можете это позволить.

И разум вскакивает и начинает задавать вопросы: «Оно большое? Его много? И что я могу с ним сделать? Я могу создать волшебный замок с единорогами и тому подобное? » Сделайте глубокий вдох… Вам не нужно это контролировать. Вам не нужно, и вы в действительности не сможете заставить это проявиться. Нужно лишь осознавать. Как только вы это осознаете, как только вы почувствуете этот Дух, творение, себя, оно вдруг возвращается к жизни. Вам не нужно говорить ему, как, когда, как много или как мало. Нет, потому что истинное творческое начало – свободно. Дух свободен.

Истинный Дух не нуждается в том, чтобы вы диктовали ему подробности – с какой скоростью, какого размера, какого цвета. В этом красота вашего творческого начала. Это трудно представить разуму, потому что разум хочет оценивать, контролировать, измерять. Но нет, Дух красив тем, что находится за пределами подобных вещей. Не нужно его направлять на какие-то действия. В этом красота творчества. Вы его не направляете. Вы им не манипулируете. В этом красота Духа. Это просто жизнь, рождение жизни.

Одно из величайших наслаждений осознанного творца в том, что вам не нужно это контролировать. Творческое начало отвечает вам естественным образом. На самом деле, его невозможно контролировать.

Подумайте о творчестве как о следующем уровне реальности, отражения, дуальности – вы видите себя. Долгое время у нас было то, что называется дуальностью. Дуальность позволяла себе почувствовать себя на опыте.

Но сейчас мы выходим за пределы дуальности и входим в истинное творчество – это зеркало, в котором вы видите себя. Другими словами, творческое начало, Дух - когда его не контролируют, когда им не управляют и не манипулируют - отвечает непосредственно вам. Он вам принадлежит.

Когда ваше сознание улыбается со знанием «Я Существую», тогда творческое начало создает идеальное отражение в материальном мире, во всех других реальностях. Когда ваше сознание улыбается, другими словами, когда вы позволяете быть своей осознанности, тогда творческое начало создает для вас идеальную реальность. Не нужно никакого контроля. Не нужно разрабатывать, проектировать, строить и поддерживать. Просто это происходит. Это и есть свобода.

С вашим творческим началом настроение, уровень энергии и равновесие на самом деле становятся малозначимыми, теряют смысл. Задолго до того, как у вас появилось физическое тело, задолго до того, как вы обременили себя человеческим существованием на этой планете, ваше сознание улыбалось - и все просто появлялось. Все оживало. Без плана, без цели. Все просто воплощалось. Задолго до того, как вы пришли на эту планету, задолго до существования духовных семей, ангельских семей, были только вы и ваше творческое начало.

Итак, вы можете выйти за пределы использования вашего творческого начала только для решения нескольких проблем. Позвольте Духу проявиться, стать частью вашей жизни – не только для решения каких-то человеческих домашних, финансовых, физических или эмоциональных вопросов, это такое расточительство для истинного творчества в вашей жизни.

И вы спросите: «Я должен начать танцевать или рисовать? » Нет, это лишь его проявления. Вы можете это делать, но просто позвольте творчеству войти в вашу жизнь, не управляйте им.

Творчество заменит в вашей жизни дуальность – как способ действительно увидеть себя, как новое зеркало.

Что помогает реализовать талант, способности в науке, искусстве, на производстве? Как поступать, если талант не признан, не приносит средств к существованию? На эти и другие темы рассуждает протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулово Московской области.

Человек сотворен по образу Божию, а первообраз – это Творец. Поэтому и человек должен быть творцом. В земной жизни мы знаем имена ученых, писателей, поэтов, художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов. А есть таланты духовные, но, как свидетельствует апостол Павел, о них может говорить только духовный.

Преподобный Силуан Афонский, по-моему, сказал, что, если человек, живущий духовной жизнью, приходит в какую-то область земной деятельности, он сразу становится на голову выше своих коллег – настолько духовная жизнь высока, и настолько взгляд духовного человека шире взгляда земного специалиста. Но на все, что касается духовной жизни, и прежде всего истинной веры, накладывается некое негласное табу. Замалчивают и все, что касается духовной жизни ученых. Спросите студентов МГУ им. М.В. Ломоносова о духовной жизни Михаила Васильевича Ломоносова. Немногие смогут сказать хоть что-то. А ведь это был человек, который знал наизусть Псалтирь – 150 псалмов! Он же не зубрил ее, а просто молился, читал, видимо, регулярно. Господь дал ему, конечно, память. Но когда человек имеет духовное устроение и духовной жизни уделяет особое внимание, то он преуспевает во всех отношениях.

Александр Васильевич Суворов, генералиссимус, не проигравший ни одного сражения, окончил жизнь псаломщиком – прислуживал в церкви, читал псалмы, ходил со свечой, как пономарь. Но кто знает, что это второй в мире полиглот: владел более чем 40 языками. Когда он все успевал! У нас один-то язык не могут выучить в школе, при этом ничего не делая, ни дома, нигде. А он, будучи полководцем, руководя сражениями, участвовал во всех богослужениях. У нас говорят: в церковь некогда ходить. А Александр Васильевич ходил. Плюс 40 с лишним языков знал.

Вот такие интересные примеры говорят о том, как совмещается духовная жизнь с дарованием. И чем больше человек духовно просвещается, тем более в нем и его дарование раскрывается.

Александр Сергеевич Пушкин писал:
«Но лишь Божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел».

Он понимал, что это действие благодати: «Божественный глагол до слуха чуткого коснется».

Один из Афонских игуменов – отец Василий, который когда-то был настоятелем афонского монастыря Филофей, – с глубоким уважением относился к Достоевскому, называя его всемирным пророком, через которого Господь обращается к тому миру, который забыл о Библии. И действительно – без святынь, без духовных ценностей человек превращается или в зверя, или в скотину. Это и другие изречения Достоевского как раз и говорят о том, что человек жил духовной жизнью.

В сущности, истинное творчество всегда связано с истинной верой. И если человек удаляется от истинной веры, то удаляется и от истинного творчества.

Да, Промысл Божий допускает в этом мире до некоторого времени, до Второго пришествия, существование зла – для того, чтобы люди увидели, куда идет человечество, если оно выбирает путь греха, когда зло и страсти, как плевелы, возрастают.

Именно об этом Николай Васильевич Гоголь рассказал в своем произведении «Мертвые души». Есть замечательные его строки: «Не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый свое дело, молясь в тишине. Общество только тогда поправится, когда всякий частный человек займется собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, которые ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Все тогда придет в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы, законные всему, и человечество двинется вперед. Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник».

«Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется. И внидет, и изыдет, и пажить обрящет» (Ин. 10:9).

Вот суть наименования «Мертвые души». Истинное творчество только тогда является таковым, когда оно обращается ко Христу. Даже если это было не постоянное состояние самого автора.

Все дело в том, что любой человек, великий или не великий, находится постоянно между двумя мирами. «Преступление и наказание» Достоевского – это как раз разбор того, как происходит преступление, как грех овладевает человеком и к чему приводит. Но когда дело касается вопросов духовных, то тут творчество людей мира начинает смиряться. Тот же Николай Васильевич Гоголь, изобразив прекрасно страсти в «Мертвых душах», не смог написать светлое и высокое. Так же как и Достоевский, изобразив греховное состояние человека, не смог подняться выше творений святых отцов. Они, как сегодняшние наши русские святые, своей жизнью и своими творениями дали пример, которому можно подражать. Как сказал апостол Павел: «Подобны мне бывайте, яко же и аз Христу» (1 Кор. 4:16).

Для всех, имеющих дарование, духовная жизнь является путеводительной звездой, подобно Вифлеемской. Потому что человек, занимаясь в любой области, в конце концов соприкасается именно с тем, что сотворено Богом и что существует в этом мире в путях Промысла Божия. И употреблять свои дарования или же пытаться понять без Творца то, что происходит, – это безумие. Почему о крайнем безумии сказал пророк Давид: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13:1). Неприятие духовной жизни приводит к тому, что человек естественно начинает терять и свои творческие дарования.

Многие ли знают, что французский физик, математик, механик, литератор Блез Паскаль кончил жизнь монахом? Основоположник, можно сказать, идейный руководитель «Могучей кучки» наших композиторов Милий Балакирев стал в конце концов псаломщиком. Он редактировал произведения всех участников «Могучей кучки», того же Мусоргского, направлял, подсказывал. Говорят, если бы он стал пианистом, то превзошел бы Шопена. А если бы стал дирижером, то это был бы второй Тосканини. Его музыкальная память была феноменальна. Когда ему проигрывали новое произведение, он тут же повторял его, указывал те места, которые, как ему казалось, требовалось исправить, вновь проигрывал все произведение, еще давая по ходу свои комментарии. О нем почти не говорят. А без него не было бы таких произведений, как «Борис Годунов» и др.


Всем знакомо имя Эйнштейна. Хорошо, что опубликовали его высказывание: «В мире есть единственное место, где нет тьмы, только свет. Это личность Иисуса Христа. В нем нам Бог открылся в наиболее постижимом для человека виде, насколько человек вообще может Его постигнуть». Когда Эйнштейна спросили, как он открыл формулу E = mc2 (энергия равна массе тела, умноженной на квадрат скорости света в вакууме. – Ред.), он ответил: «Я заметил, что Бог сотворил энергию и массу, но не мог же Он просто так их оставить. Между ними что-то было. И я нашел, что это был свет».

Александр Флеминг, открывший пенициллин, говорил: «Все утверждают, что я сделал какое-то открытие. Но я только увидел, что сотворено Богом, и честь принадлежит не мне, а Богу». Вот вам примеры духовной жизни и творчества.

Макс Борн, основоположник квантовой механики, свидетельствует о том, что многие ученые были верующими. И те, кто говорит, что занятие наукой делает человека атеистом, по его словам – это какие-то смешные люди.

Марфа и Мария, сестры Лазаревы, – как две части одной полной жизни. Обе трудились. И вот как раз Марфа – это наука, а Мария – духовная жизнь.

Когда-то, еще ребенком, я не понимал таких сказок: достань какой-нибудь аленький цветочек или же какое-то сокровище. «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Я думал: какая же глупая вещь. Простите, но, по-моему, это – наука. Она не знает же, что находит. Вот супруги Кюри наткнулись на радиацию: положили минерал на пластинки, они засветились. Значит, что-то излучается. Оказалось, это радиация. А теперь уже джинн выпущен из бутылки, и многие имеют с ним дело напрямую (например, с облучениями).

Все эти примеры говорят о том, что духовная жизнь и духовное понимание и науке помогают. А там, где наука или вообще любое творчество отрывается от Бога, его ловит другой – тот, который не имеет творческой силы, святые отцы называют его обезьяной Бога. Он, глядя, как сделано у Творца, на свой лад перестраивает то, что здесь совершается. Почему и искусство бывает двух направлений. То, которое облагораживает, возвышает человека, пробуждает в нем добрые чувства. Как говорит поэт: «Чувства добрые я лирой пробуждал». Но бывают и другие чувства – озлобление, ненависть или просто страсть. Произведения, которые пробуждают эти чувства, тоже существуют. А по какому направлению пойдет талант или дарование – это зависит уже от человека.

Говорят, что апостол Павел своими дарованиями как бы встал на место Иуды. Ведь Иуда имел большие дарования, чуть ли не больше чудес творил, чем другие апостолы, когда был послан на проповедь до своего предательства. И если бы он поборол то дьявольское воздействие, которое принял, тогда это был бы второй апостол Павел. Но, к несчастью, как сказано в замечательных богослужебных текстах Страстной седмицы, «Иуда же не восхотел разумети». Не уразумел он любви Божией, когда Господь ноги умывал ученикам и ему тоже.
Таким образом, у каждого человека есть выбор по применению тех дарований, которые он получил от Бога, и он может использовать их или в добро, или не в добро, или же вообще не использовать, и за это тоже будет наказан. Если талант используется только для достижения земных целей, то и результат соответствующий. Поэтому, как говорит нам апостол: «Аще ясте, аще ли пиете, аще ино что творите, вся во славу Божию творите» (1 Кор. 10:31). Это и будет духовная жизнь, соединенная с дарованием. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Все дела, совершаемые ради Господа, дают Благодать Святого Духа». А это – самое главное. Благодать Святого Духа все животворит. Что бы человек ни делал, самое важное – с каким чувством он это делает, с каким состоянием души. Об этом прекрасно говорит святитель Николай Сербский устами Ангела князю Лазарю на Косовом поле: «Все земные дела, которые здесь совершаются, там, на небесах, ценятся по произволению». Самое главное – это именно духовная сторона. А все остальное – сначала есть, потом проходит, отходит и забывается. Совершаемые в свое время дела, завоевания, кажущиеся великими, ускользают. То, что завоевано было, переходит в другие руки, все изменяется, и ничего от этого не остается. Все земное, что делается для собственного возвеличения, исчезает, и остаются только развалины, засыпанные песком. Царь, ходя по своему дворцу в древнем Вавилоне, гордится: «Моим могуществом, моей славой он сотворен». А голос свыше ему говорит: «Царь, это все Бог тебе давал, а ты забыл об этом, и потому от тебя отнимется и царство, и разум». И он семь лет ходил, как скотина, на четвереньках, и ел траву, пока не возвратил ему Господь разум.

Как и в свое время пытались увековечить свою память на земле строители башни Вавилонской. И ни от башни, ни от Вавилона почти ничего не осталось – развалины. По тем временам башня казалась величественной, грандиозной. А пирамиды? Ну да, приходят, посмотрят на них, и все. Уже не потрясает.

Еще в нашей памяти – первые полеты в космос. Ну, космос – это относительное понятие. Будучи студентом, я изобразил, насколько проникли люди в космос. Нарисовал в масштабе земной шар, а потом прибавил в том же масштабе, на сколько взлетели. Но карандаш был не очень тонко отточен, и эти две линии практически слились. Если 300 км сравнить с радиусом земли – 6 тыс. км – получается, что это совсем не так уж и много. Сейчас, если кого-то запустили в космос, уже никто не обращает внимания, кого запустили, чего запустили. И это земное вот так и проходит.

А духовная-то жизнь насущна всегда. Все великие люди – и ученые, и поэты, и художники, и писатели, и музыканты – и мы в том числе, все без исключения умрем. Когда подходит старость, Бетховен глохнет, слепнут художники, конструкторы забывают, как их зовут, как говорить. В одно мгновение все это может случиться с любым человеком: какой-то сосудик лопается, и все. И тогда остается только духовная жизнь.

Есть на эту тему притча интересная. Выходят две души, поднимаются к райским вратам. Одна душа сельского батюшки, отца Ивана. А другая – известного писателя. И вот встретились они, знакомятся. Душа писателя спрашивает:

– А вы кто будете?
– Отец Иван.
– Никогда не слышал.
– А вы?
– А я такой-то писатель.
– О, известная личность.
Идут дальше. Подходят к райским вратам, стучат. Открываются райские врата:
– Отец Иван, как давно вас ждали!
– А я, – говорит другой, – писатель такой-то.
– Никогда не слышали.

И райские врата перед известным писателем закрываются. Такая вот простая притча.

Или как люди здесь увлекаются чем-то и считают, что это – и есть настоящая жизнь, а там – что будет, кто еще знает. Но подходит земная жизнь к концу, к человеку приближаются лукавые духи и уговаривают:

– В раю – молятся, постятся, каждый день служба, как в церкви, это ж скучища такая! А у нас смотри как – выпивают, весело!
– О, вот это жизнь!
– Подписывай.

Подписывает. Только он туда направляется, а его – хап, и в котел. Он: «Ай, ай! А там-то что?» – «А у нас там агитпункт».

Как раз земная жизнь часто и является этим «агитпунктом», что отвлекает нас от духовного. И по-настоящему все в конце концов придут на Суд Божий, где «кийждо бо от своих дел или прославится, или постыдится».

Был такой, Царство Небесное, Владимир Николаевич Щелкачев, очень известный в нефтяной отрасли специалист, доктор наук, профессор, много поколений нефтяников вырастил. Глубокой веры был человек, всегда во всех службах участвовал, все как подобает. И на все это хватало у него времени.

Известен пример из другой области: смиренный человек работал швейцаром в ресторане или в гостинице. И был творец умной молитвы, молился непрестанно.
У старца Тихона Пелиха, который у нас в Акулове погребен, был духовный сын – монах Серафим. Он был заведующим кафедрой, профессором, доктором наук, полковником.
Великий хирург Лука (Войно-Ясенецкий), вы знаете, стал святым, теперь уже канонизирован. То есть в любом положении, с любыми дарованиями человек с помощью Божией может вести духовную жизнь и достигнуть святости.

Ну а нам попроще. Нам нужно стараться не грешить и мирно жить. И этого будет, пожалуй, достаточно. А дарования какие? Если дана семья, значит, тебе дар такой дан – растить детей. Константин Ушинский, кстати, был глубоко верующий человек. Он высказывался очень резко: если у нас оставят веру, богослужения, перестанут жить так, как жили наши предки – православной жизнью, – то наши селения наполнятся кабаками и бардаками. Боюсь, что это пророческие слова.

«Человек, не верующий в будущую жизнь, мертв и для этой» (Гете). Так просто и коротко. А будущая жизнь предполагает, естественно, и духовную жизнь здесь, на земле.
Как сказал отец Иосиф в Ватопедском монастыре, самое главное это – цель. Вот что-то мы творим, а для чего? Как графоманы: рифма есть, а смысла никакого нет. Александр Сергеевич Пушкин писал когда-то: «Как стих без мысли в песне модной, дорога зимняя гладка».

Я думаю, что в каждом произведении должен быть какой-то смысл. Например, дарование художника заключается в том, что он чувствует оттенки цвета. Айвазовский, маринист, смог передать неуловимые оттенки воды, море у него настоящее. Или другой художник написал букет – цветы, как натуральные. То есть он ухватил: смотришь на пейзаж и думаешь: ух, вот бы сейчас там оказаться, такая красота!

А красота ведь Божия, понимаете? И любое искусство – как прославление красоты Божией. Смотришь – и видишь это так, как увидел художник. Другой не увидит такое. Иногда, вы знаете, бывают такие прекрасные пейзажи: зимняя ночь, рождественский лес, разлив реки или закат. А это очень сложно – изобразить закат, ведь краски почти мгновенно меняются.
Как-то весной, когда зелень только появляется, мы были под Переславлем-Залесским. Я сидел и смотрел: лес сначала был серый, потом начали листочки распускаться, и он менял цвет на нежно-зеленый, потом дунул ветер, поднял пыльцу, и она пошла облачком. Вы знаете, такая красота!

Произведение искусства должно прежде всего прославлять Бога. Тогда его оценят. Я уже не говорю об иконах, которые создали наши знаменитые иконописцы. Все-таки красота меняет человека, если он не бесчувственный, конечно.

Я был знаком с одним музыкантом, гитаристом высокого класса. И когда мы с ним беседовали на эту тему, он рассказал: «Я по 12 часов отрабатывал технику, а мелодия все не шла. Чувствую – не звучит, все не то. И тут я поймал себя на том, что я самоутверждаюсь. Тогда я стал просто играть, в музыку вслушиваться. И тогда все пошло». В этом и заключена сущность – и в музыке, и в художестве, и в пении. Когда человек просто поет – помните, как у Тургенева: от души, заливается, а как это звучит – не думает, – тогда все получается. Есть понятие – естественная постановка голоса. Когда все идет от души и во славу Божию, то это именно то, что нужно. А оценит кто-то или не оценит – это уже не столь важно.

Когда-то были созданы прекрасные музыкальные произведения. И к несчастью, сейчас они забыты. Многие ли наши современники знают песни, романсы, классическую музыку? Но для кого-то они все-таки лежат.

В духовной жизни немножечко другая пропорция. Когда апостол Павел начал в афинском ареопаге говорить, остался один человек, все остальные разошлись, но он продолжал свою речь для одного, и этого было достаточно. То есть, может быть, кто-то увидит или услышит эту красоту, и в нем пробудится стремление к прекрасному.

А потом – вот творит человек. А если бы он не творил, то чем бы занимался? Вы знаете, некоторые пьют – и художники, и музыканты. Лучше было бы, если бы они все-таки играли или писали. Поэтому все равно польза есть.

А сколько шедевров, прекрасных икон разрушили, пожгли. Разве они для этого созидались? Это как раз то, что совершает грех в нашем мире.

Храмы точно возносятся на небо. Есть такое мнение, что если храм взорвали – он прямо на небо идет. Здесь материальная сторона разрушилась, а зато духовная поднялась. Ведь известно, есть такое понятие – фантомные боли. Руки, ноги нет, а боль возникает, как будто они на месте. Душа-то сохраняет форму тела: ногу у души не отрубишь, она духовная. Но это уже область выше нашего понимания. Как отец Василий Серебренников, настоятель Иерусалимского подворья, очень интересно говорил: «Мне больше всего нравится в духовных примерах, когда ничего не поймешь». Ему 90 лет уже было, кандидат медицинских наук, очень духовный человек

Что делать, если, скажем, талант ваш не дает дохода, а жить-то все равно нужно. Значит, требуется делать то, что дает возможность жить. Марфа-то все-таки трудилась. Ученики Спасителя готовились на проповедь. Но апостол и евангелист Иоанн Богослов попал в такие обстоятельства, что ему, чтобы жить на острове, куда его сослали, нужно было печку топить в бане у богатой женщины. Это апостол-евангелист, Иоанн Богослов, не художник даже, а повыше. Как он: зарывал талант, не зарывал? Мне очень сложно в этом разобраться. По крайней мере, потом Господь, конечно, дал ему возможность проявить свои таланты.

Иоанн Дамаскин в монастыре отхожие места чистил. Но до этого был визирем багдадского халифа. Да еще и поэтом.

Я думаю, если Богу угодно будет, Он даст таланту проявляться. А сейчас, может, никому этот талант пользы не принесет. Занимайся пока другим. Апостолы, помните, когда Спасителя распяли, куда пошли? Рыбу ловить.

…Я рыбалку люблю, в ней тоже что-то есть. Но редко удается. Потому что нужнее другое. Мы ведь «ловцы человеков».

Мы привыкли соотносить понятие творчества в основном с его проявлениями в разных видах искусства - иными словами, мы видим творчество там, где оно наглядно проявлено: это картины художников, поэзия, музыка, танец... Но истинное творчество - это далеко не только это. Вернее, выше перечислены лишь знакомые нам его провления, но творчество намного более объемно и всеохватно, оно - как воздух, который пропитывает все наше существование: по сути, оно есть проявлением Духа в нас.

Творчество – это не мысль. Оно не имеет никакого отношения к левому или правому полушариям мозга. Вообще никакого. Левое полушарие ментально, оно связано с мысленной активностью, с одной стороны. Но затем начинают говорить о правом полушарии, где содержится творчество. Но в вашем разуме нет творчества. Ни капли. Это части мозга, которые могут стимулироваться с помощью творчества и могут его выражать, но творческое начало находится не в вашем разуме. В мысли нет творчества. В разуме как таковом нет ничего творческого. Это не источник творческих способностей. Определенные части разума стимулируются творческим началом, и вы используете их для самовыражения – для танцев, музыки, рисования, писательства. Но это просто выражение.

Настоящее творческое начало – это ваш Дух

Его практически невозможно измерить или оценить, но вы можете его почувствовать. Вчувствуйтесь в слово «творение» - творить, рождать. Ваше сознание создает жизнь, воплощает что-то в жизнь.

Вы не сможете над этим работать. У вас не получится прилагать усилия. Не существует никаких мысленных упражнений. Но вы можете его позволить. Не пытайтесь его понять. Не пытайтесь думать о том, как вы начнете его использовать. Просто вернитесь к выражающему себя в жизни Духу.

Вы просто делаете глубокий вдох и, в этой игре сознания, позволяете.

Если бы вас спросили о вашем настроении и энергетическом уровне, о вашем равновесии, вы бы пытались ответить из своего разума, из мысленной оценки. Теперь возьмите ответ, исходя из вашего Духа, - как вы себя чувствуете? Исходя из своего Духа, своей врожденной способности творить, приносить жизнь в саму жизнь, - как вы себя чувствуете? Выходя за рамки настроения, которое очень ментально, просто ощущая жизнь, свою жизнь?

Выходя за пределы вопроса «какой ваш энергетический уровень?». И вы возвращаетесь с мысленной оценкой. Но в Духе нет ограничений для энергии. Это поток и позволение этому потоку протекать сквозь вас. Хотите, чтобы поток был плавным и мягким, чтобы вы смогли его по-настоящему почувствовать? Хотите, чтобы поток был быстрым и динамичным? У него не существует уровня. Есть только выражение. Нет границ для энергии.

Вопрос о вашем равновесии. Каково ваше равновесие? Сегодня оно отклоняется влево, завтра вправо, послезавтра вверх, на следующий день вниз. Творческому началу не нужно равновесие. Оно нужно разуму, а творческому началу нет. Дух не нуждается в равновесии. Дух это и есть вы. Это природа сознания. Сознание – это осознанность. Из осознанности может быть создано что угодно. Можно представить что угодно. Можно осознать что угодно. Не ментально, не через линейные мысли.

Красивое выражение: «Сознание творит, когда улыбается». Всего-то. Сознание лишь улыбается – и создаются новые миры. Появляются новые реальности. Становятся доступны новые опыты. Сознание улыбается, когда ощущает «Я Существую. Я Есть». Оно улыбается, когда имеет это осознание, и затем дух сознания создает.

Разум не имеет практически никакого отношения к созданию, творчеству или Духу. Он позволит этому прийти и быть частью его реальности, но он не будет источником. Источник – вы. Фактически разум в своей попытке будет как бы копировать творческое начало, пытаться подделать творческие способности – в действительности он будет создавать в вашей жизни проблемы, чтобы попытаться их решить, чтобы притвориться творческим.

Но это не творчество, это всего лишь неприятное зацикливание, вредная привычка. Вам нужно продолжать создавать проблемы, чтобы думать, что вы их решаете? Нет.


Почувствуйте свою истинную творческую природу. Способность творить, представлять и воплощать что-то в жизнь без мыслей, без необходимости применять ментальную фокусировку, гипноз, контроль над разумом. Дух. Воплощение в жизнь. Кто-то из вас мог бы сказать: «Но я никогда особо не был творческим человеком». Давайте изменим эту игру сознания.

Вы – абсолютное творческое начало. Кто-то из вас мог бы сейчас думать: «Что мне теперь с этим делать? Как это ухватить? Как мне вынести это с собой? Как быть уверенным, что я это не потеряю?». Друзья мои, это всегда является частью вас. Всегда. Вы не можете это потерять по-настоящему. Но вы определенно можете это позволить.

И разум вскакивает и начинает задавать вопросы: «Оно большое? Его много? И что я могу с ним сделать? Я могу создать волшебный замок с единорогами и тому подобное?» Сделайте глубокий вдох… Вам не нужно это контролировать. Вам не нужно, и вы в действительности не сможете заставить это проявиться. Нужно лишь осознавать. Как только вы это осознаете, как только вы почувствуете этот Дух, творение, себя, оно вдруг возвращается к жизни. Вам не нужно говорить ему, как, когда, как много или как мало. Нет, потому что истинное творческое начало – свободно. Дух свободен.

Истинный Дух не нуждается в том, чтобы вы диктовали ему подробности – с какой скоростью, какого размера, какого цвета. В этом красота вашего творческого начала. Это трудно представить разуму, потому что разум хочет оценивать, контролировать, измерять. Но нет, Дух красив тем, что находится за пределами подобных вещей. Не нужно его направлять на какие-то действия. В этом красота творчества. Вы его не направляете. Вы им не манипулируете. В этом красота Духа. Это просто жизнь, рождение жизни.

Одно из величайших наслаждений осознанного творца в том, что вам не нужно это контролировать. Творческое начало отвечает вам естественным образом. На самом деле, его невозможно контролировать.

Подумайте о творчестве как о следующем уровне реальности, отражения, дуальности – вы видите себя. Долгое время у нас было то, что называется дуальностью. Дуальность позволяла себе почувствовать себя на опыте.

Но сейчас мы выходим за пределы дуальности и входим в истинное творчество – это зеркало, в котором вы видите себя. Другими словами, творческое начало, Дух - когда его не контролируют, когда им не управляют и не манипулируют - отвечает непосредственно вам. Он вам принадлежит.

Когда ваше сознание улыбается со знанием «Я Существую», тогда творческое начало создает идеальное отражение в материальном мире, во всех других реальностях. Когда ваше сознание улыбается, другими словами, когда вы позволяете быть своей осознанности, тогда творческое начало создает для вас идеальную реальность. Не нужно никакого контроля. Не нужно разрабатывать, проектировать, строить и поддерживать. Просто это происходит. Это и есть свобода.

С вашим творческим началом настроение, уровень энергии и равновесие на самом деле становятся малозначимыми, теряют смысл. Задолго до того, как у вас появилось физическое тело, задолго до того, как вы обременили себя человеческим существованием на этой планете, ваше сознание улыбалось - и все просто появлялось. Все оживало. Без плана, без цели. Все просто воплощалось. Задолго до того, как вы пришли на эту планету, задолго до существования духовных семей, ангельских семей, были только вы и ваше творческое начало.


Итак, вы можете выйти за пределы использования вашего творческого начала только для решения нескольких проблем. Позвольте Духу проявиться, стать частью вашей жизни – не только для решения каких-то человеческих домашних, финансовых, физических или эмоциональных вопросов, это такое расточительство для истинного творчества в вашей жизни.

И вы спросите: «Я должен начать танцевать или рисовать?» Нет, это лишь его проявления. Вы можете это делать, но просто позвольте творчеству войти в вашу жизнь, не управляйте им.

Творчество заменит в вашей жизни дуальность – как способ действительно увидеть себя, как новое зеркало.

14 июня (1.05 по лунному календарю) Церковь Объединения отмечает 56-й День Истинного Творения . 1 мая 1963 года (по лунному календарю) преп. Мун Сон Мён установил это святой день.

Кроме этого мы празднуем 64-ю годовщину основания Ассоциации Святого Духа за Объединение Мирового Христианства. Ассоциация была создана 1 мая 1954 года в Южной Корее.

Празднование святых дней является важной традицией семьи Объединения, помогающей нам унаследовать ключевые победы Истинного Отца. Ниже приведены отрывки из книги «Традиции» о значении этого дня.

Прежде чем сотворить мужчину и женщину, Бог создал весь мир творения. Но после грехопадения восстановление мира творения должно предшествовать восстановлению человека. Поэтому процесс восстановления не мог включать восстановление мира творения до провозглашения Дня родителей и Дня детей. Благодаря победному провозглашению Истинными Родителями Дня родителей и Дня детей, появилась возможность начать восстановление мира творения и провозгласить День творения 1 мая 1963 года (по лунному календарю). В Послании к Римлянам 8:19-23 святой Павел пишет:

Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, — потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), — в надежде, что и сама тварь освобождена, будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея зачаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

Основные святые дни, отмечаемые в нашей Церкви, появились в ходе провидения восстановления. Изначально в них не было необходимости. Если бы не грехопадение, истинная любовь объединила бы духовный и физический миры. И существовал бы только один праздник — День Истинных Родителей. В идеале Бог занимает положение наших вертикальных родителей, а Истинные Родители — горизонтальных родителей. Появление таких Родителей и послужило бы объединению физического и духовного миров истинной любовью.

Бог — наш Отец по вертикальной линии, являющий Себя только через Истинных Родителей, в которых бьется Его Сердце. Именно это Сердце способно объединить на горизонтальном уровне семьи всего мира.

Бога нельзя увидеть даже в духовном мире. В физическом мире Он хотел выразить Себя через мир творения, поэтому, создавая Вселенную, Он прежде создал мир творения, а потом Адама и Еву. Сейчас Бог пребывает в Истинных Родителях, и в них вы увидите Его в духовном мире.

Все во Вселенной существует ради субъекта, центра. Центр мира — человек, поэтому все сущее растет и развивается для служения человеку, составляющему, подобно ядру, центр творения. Так, за завтраком вы должны думать, что поглощаете любовь Бога — Его изначальную любовь, вложенную во все сущее при сотворении мира.

Все, что идет нам в пищу, выполняет цель творения, служа человеку — существу более высокого порядка. Творение делает огромный прыжок с горизонтального уровня, возвращаясь к Богу по прямому вертикальному пути любви.

Цель всего мира творения, начиная с самых маленьких его частиц, — стать частью тела святого человека и достичь того уровня единства и гармонии, который вернет его к Богу. Это является целью всех ста семи или ста восьми химических элементов, существующих в мире. Подобно человеку, который не хочет бесцельной смерти, все творение не желает погибать, если его гибель не послужит более высокому уровню творения. Когда молекулы поглощают атомы и частицы, для последних это подобно вхождению в Царство Небесное. Это и есть определение Царства Небесного.

Когда жена красиво одевается и подкрашивается, она хочет вызвать у мужа приятные чувства и объединиться с ним. Мужья заботятся о своей привлекательности с той же целью. И тот же принцип применим к творению: все, что в нем происходит, направлено к единственной цели — доставить людям удовольствие и объединиться с ними.

Почему в таком случае творение до сих пор стенает? Оно утратило основу, без которой ему нельзя войти в Царство Небесное. В Библии говорится, что этой основы лишился и человек, совершив грехопадение, поэтому творение плачет. Разрушенным оказалось именно то основание, которое должно было стать опорой счастья людей и мира творения. Поэтому возникла необходимость в Божьем провидении восстановления.

Знание данных принципов не позволит вам принести своим жене и детям деньги, полученные незаконным или безнравственным путем. Это — грех, совершив который, вы обрекаете себя на болезни. Это хуже, чем дать своим детям яд. Нужно научиться уважать общественную жизнь и общественную собственность.

В мире процветает индивидуализм, тогда как самым важным остается развитие понятия общественной жизни. Сатана, который боится этого понятия как огня, гонит людей на индивидуальный уровень, к идеалу индивидуализма. А Бог, взяв идеал индивидуализма, развивает его до общественного и мирового уровней, чтобы, в конце концов, изгнать сатану. Сатану прогнали с мирового уровня, и он обосновался на индивидуальном. Как только его прогонят и оттуда, сатана исчезнет вообще. Иногда нездоровый плод падает с дерева несозревшим, а здоровые плоды остаются и вызревают, давая семена для нового поколения.

Вам стоит извлечь из этого урок. Допустим, работая в компании, частной или государственной, вы что-то у нее крадете для своей семьи. Это — проявление падшей природы. От нее никуда не деться. Но вы должны поступать наоборот: принесите что-либо ценное из дома, чтобы оно послужило общей цели; тогда вы приблизитесь к Царству Небесному.

Не покрывайте себя позором в глазах творения. Ведь оно все видит и чувствует и стремится прийти в Царство Небесное через вас. А злоупотребление общественной собственностью преграждает ему путь.

Ваши глаза, нос и рот — части единой системы, представляющей Бога. Все, что входит в вас через рот, помогает поддерживать существование глаз, носа и ушей. Воздух, вдыхаемый носом, поддерживает жизнь рта, глаз и ушей. Если бы вы не могли переводить взгляда, вы прожили бы недолго. Но глаза двигаются, чтобы защищать все тело. Любой орган человеческого тела служит на благо всего тела, а не какой-то его части. Аналогично любая семья должна жить на благо всех семей. Нам нельзя вновь разрушить основание для Царства Небесного. Творение страдает до сих пор. Мы не должны повторить ту же ошибку.

Теперь вы понимаете, почему творение плачет. Сегодня после моих слов вы выйдете навстречу творению с новым чувством, чтобы увидеть его ценность и полезность. Даже ядовитые змеи, способные умертвить человека, служат медицине. Змеиное мясо дает человеку жизненную силу и здоровье, делает его более сильным.

В этот особый день запомните, что ваша семья представляет огромную ценность. Она создаст гармонию и объединит небо и землю. Прошу вас, сделайте свои семьи счастливыми и правильно воспитайте своих детей. В вашей семье должна жить традиция служения бабушкам и дедушкам, даже если их у вас нет. Возможно, в будущем я направлю в семьи бабушек и дедушек с Востока. Идеальная семья возникнет в том случае, когда для создания четырехпозиционного основания объединятся три поколения — бабушек, родителей и детей. Это путь формулы. Сатана ее уничтожил, а я возродил. Сатана знал идеал Бога, поэтому он разделил родителей и детей, разрушая каждый уровень в отдельности.

Я благословляю вас на создание прекрасных семей, в которых было бы хорошо и Богу, и творению, и людям. В этот особый день Истинные Родители благословляют вас на это.

Нужно знать: когда вы идете по улице, или через деревню, или по лесу, как хорошие дети Истинных Родителей, все творение умоляет вас: «Пожалуйста, будь моим хозяином, пожалуйста, восстанови меня. Я хочу вернуться к истинному Божьему владычеству». Вы должны улавливать духовно этот крик о помощи, исходящий от всего живого в мире. И это одна из причин, побуждающих нас покупать землю. Творение в этот момент ликует, оказавшись в руках Небесного хозяина. Именно поэтому я никогда не продам купленные земли. Я никогда не огорчу творение.

Чем добро отличается от зла? Зло всегда пытается выйти вперед, а добро всегда остается скрытым позади, скромно выполняя свою работу с самоотдачей и посвящением. Сегодня члены Церкви Объединения собрались на празднование Дня творения. И сегодня нам надлежит набраться нивой решимости идти путем самоотдачи, полного посвящения освобождению мира творения и Бога, используя без остатка все свои силы. Сегодня мы должны принести обет именно в этом. Мы хотим стать завершающей жертвой на алтаре истинной любви во имя Истинных Родителей.

Борис Терентьев

Истинное творчество живет современностью

Илья Пателеевич Овчаренко прожил яркую, но напряженную и насыщенную жизнь. Заслуженный художник Украины, лауреат Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко, к сожалению, рано ушел из жизни, Скончался он 25 августа 1978 г. на 52-ом году, не дожив до дня рождения буквально одного месяца. В некрологе, опубликованном на следующий день в газете «Ворошиловградская правда», на развороте, есть слова об Илье Пантелеевиче как о чутком и принципиальном человеке, который все своё творчество посвятил родному краю и советскому искусству. Сказано было и о том, что светлая память о нём сохранится навсегда. Похоронен в Луганске. Из родных и близких ему людей в городе никого не осталось. Напоминанием о знаковом скульпторе минувшей эпохи стали теперь лишь памятники, созданные его руками и светлая память его учеников и коллег по художественному цеху.

Из биографии

Настоящий сын нашего края.И.П Овчаренко родился в 1926 году в селе Моисеевка Меловского района. Там же в 1934г. пошёл в сельскую начальную школу, которую окончил перед самой войной. Сразу же, в 15-ть лет, начал трудится. В те годы после «семилетки» человек с таким образованием считался вполне образованным. Тем более на селе. Рано повзрослев, работал весовщиком, почтальоном, заведовал током, а потом – на оборонном рубеже. Был в окружении на Дону и в оккупации. После освобождения родного села от немецко-фашистских захватчиков Илья Овчаренко вступает в комсомол, продолжая работать в колхозе. Односельчане доверяют ему заведовать кассой хозяйства. Однако молодой Илья, решив проявить скрытые от других талант и свою тягу к искусству, в 1944 г. поступает в Ворошиловградское художественное училище. Закончив в 1949 году училище (у мастеров-педагогов В. Агибалова и В. Федченко), поступил в Харьковский университет на заочное отделение исторического факультета. Однако по семейным обстоятельствам был вынужден бросить это занятие. Меж тем, тяга к знаниям и желание получить высшее образование побуждают его вновь продолжить учёбу – экстерном в Ворошиловградском пединституте по специальности история. К тому же И. Овчаренко стал преподавать спецдисциплины в городской детской художественной школе. В архивах Луганского, ныне Национального, университета им. Т. Г. Шевченко сохранился матрикул – зачетная книжка студента И. Овчаренко, где оценки «отлично» и «хорошо» выставлены по 29 дисциплинам. Серьезное отношение к учёбе, зрелая пытливость студента снискали к нему уважение преподавателей. С некоторыми сложились дружеские отношения. Он умел находить людей, которых интересовали не только оценки, компания или рыбалка, но и литература, история, этнография, даже сравнительная анатомия.

От природы И. П. Овчаренко был чуток и разносторонен, многим –

настоящим другом, добрым семьянином. Его внутренняя стойкость и законченность были притягательны для других людей, которые тянулись к нему за советом и дружбой. Годы и общий интерес к образу и жизни В. Даля связывали ваятеля с известным кругом единомышленников. В начале с доцентом-филологом Иваном Михалко, потом врачами Валентином Нестайко и Юрием Ененко. Любовь к украинскому языку – с писателями Микитой Чернявским и Тарасом Рыбасом. Художник был прост в общении. Кстати, с друзьями Илья Пантелеевич часто общался на украинском, предпочитал носить вышиванку, обожал ржаной хлеб московской выпечки.

Творчество

Илья Пантелеевич стремился господствовать над работой, а не быть её рабом.

Работа скульптора многообразна: от напряженного поиска идеи, творческой фантазии до тяжёлого физического труда. Подобно режиссеру, он проживает историю героя, подобно кузнецу обрабатывает твердь. ВЛуганске насчитывается более 40 монументальных фигур, бюстов, скульптурных групп и обелисков. Подавляющее большинство памятников относится к советской и постсоветской эпохе. Из них три, но действительно монументальных, созданые в соавторстве с коллегами скульптором И. П. Овчаренко это – монумент «Труженику Луганщины» на улице Советской, памятный знак погибши железнодорожникам Ворошиловградщины возле Дворца культуры на ул. Пушкина, памятник «Владимир Даль Казак Луганский».

Знаковой для Луганска стала скульптура «Труженику Луганщины», установленная в 1967 г. в центре города на ул. Советская. Бетонный монумент естественно вписался в урбанистический силуэт, стал символом города. И мало кто знает, что идея и проект монумента (1961 г.) принадлежат Илье Овчаренко. Изваян же 9-метровый исполин, который в народе называют «Мужик с факелом», в соавторстве с известным луганским художником И. М. Чумаком.

Скульптор и преподаватель, И.Овчаренко был в центре той художественной эпохи, символами которой стали «Непокоренные», памятники историю о которой необходимо рассказывать. Он был её стержень, её движущая сила.

Главным делом скульптора является создание впервые в мире памятника и портрета Казака Луганского – Владимира Ивановича Даля. Илья Овчаренко – автор, вообще, первого в России и мире скульптурного портрета Владимира Даля. До него ничего подобного не было. Однако,своего «звездного часа» скульптор не дождался. Памятника был поставлен после его смерти, в 1981 году. Таким образом, авторами памятника являются скульпторы И. П. Овчаренко, В. Е.Орлов и архитектор Г. Г. Головченко. Однако первой скульптурой надо считать бюст «Владимир Даль», установленный в сентябре 1979 года в Луганске на территории областного онкологического диспансера (ул. Краснодонская,14), по инициативе и содействию главврача, литератора Юрия Алексеевича Ененко.

Желание познать образ Владимира Даля, проникнуть в его историческую глубину и понять значимость, присутствовало постоянно в творчестве Ильи Овчаренко. Почти – 30 лет!

После появились соавторы и последователи. Посути, он родоначальник того интереса, который возник у местных художников к личности и жизни великого земляка. Это скульпторы: Николай Бунин, Василий Орлов, Николай Можаев, Григорий Слепцов, Александр Редькин, художники Надежда Монастырская и Виктор Скубак.

Истинное творчество живет современностью. Мир скульптора – это мир трех измерений. Объемный мир. Скульптурное искусство не может быть без личности, без углубления в себя. Только стремление понять, прежде всего, себя и свои желания, ведет к познанию другой личности.

– Это был глубокий, основательный человек, который умел дружить и уважать работу других, – вспоминает об Илье Пантелеевиче Овчаренко, его коллега, народный художник ЛНР, заслуженный художник Украины, скульптор Александр Архипович Редькин.

– Волею судьбы, Илья Пантелеевич был рецензентом моей дипломной работы по окончанию в 1952 г. художественного училища. Первого, скажем, реноме. Жаль, что нет у нас совместных работ. Хотя Илько , именно так обращались к нему друзья и коллеги, по даному поводу частенько « шутковал». Шутил: «У тебе, Сашко, вже є у співавторстві ціла низка поетів».

С искренней теплотой отзывался об Илье Пантелеевиче его коллега по цеху скульптор и соавтор Василий Ефимович Орлов. Началом их творческого содружества стал 1966 год. А первой совместной работой – памятник Т. Г. Шевченко, установленный в Полтавской области, в селе Соколова Балка в 1967 г. Высота фигуры 3,2 метра.

В 1971 году была начата совместная работа над скульптурой «В.И. Даль – Казак Луганский». В сущности, выполненная из тонированного гипса, размерами 80х45х90 см (первая цифра обозначает высоту, вторая – ширину, третья – глубину - авт.), она, и стала прообразом (моделью) ныне существующего памятника Казаку Луганскому. Последующий, весь1972 год скульпторы отдали созданию памятника из бетона. Объемная форма, высотой 4,5 м. обрела плоть и выразительность. Модель памятника «Даль – Казак Луганский» была выполнена при соавторстве архитектора Георгия Головченко. Но, эта работа оказалась не востребованной. Несправедливость убивает настроение, глушит желание творить добро. При жизни Ильи Овчаренко памятник так и не был установлен. Воплощение его мечты, монтаж и установка памятника в Луганске свершились при участии тогда В. Орлова и Г. Головченко.

Василий Орлов, который до этого уже заявил себя мастером жанровой композиции в скульптуре, ни раз подчеркивал, что именно И. П. Овчаренко ввел его в новый мир творчества, в мир созидания монументальних скульптур.

«Двоє очей бачать краще, ніж одне»

Художник Илья Овчаренко был заметной фигурой в городе, совмещая умело творческую, преподавательскую и общественную деятельность. С 1952 года он почти четверть века руководил художественной школой для детей. Преподавательская деятельность стала сразу же основным занятием, после окончания училища, его второй половиной жизни и творчества.

Так случилось, что уже в училище будущий скульптор стал стремительно терять зрение. Приговор врачей, как эхо войны, был категоричен: «Если хотите сохранить зрение – нужно переменить профессию». После мучительных раздумий, И.Овчаренко подал на исторический факультет Харьковского университета. Десять лет он не брал в руки резца. Но, когда Овчаренко назначили директором детской художественной школы, в его распоряжении оказалась небольшая мастерская. На первых порах он лепил и прятал работы, со страхом думая, а если все это не то? Отсюда и пошло, что: «Двоє очей бачать краще, ніж одне».

Живая проблемами школы, а тогда она не имела постоянного адреса, Илья Пантелеевич с невероятным упорством обходил высокие кабинеты, добиваясь для неё подходящего помещения, пока не добился своего. Школа получила постоянную прописку на улице Почтовой, где и ныне находится. Уместно привести сегодняшние воспоминания бывшего ученика городской детской художественной школы Сергея Васильевича Неколова, ныне преподавателя колледжа Луганской госакадемии культуры и искусств им. М. Матусовского. «В далеком 1968 г. детская художественная школа находилась в центре города рядом со зданием обладминистрации. Занимала она, кажется, три квартиры на одной площадке первого этажа жилой 5-этажки. Отыскать её было непросто. Спустя годы, я теперь понимаю, каких усилий стоило открыть в Луганске школу юных художников и быть за неё в ответе».

Примечательно, что многие, кто окончили эту школу, продолжив специальное образование, стали как С. Неколов профессиональными художниками. Есть и те, кто теперь преподает в данной школе.

– Главное, по воспоминаниям выпускников, там они, дети, ощущали высокую требовательность к ним на равных, как и к настоящим художникам. Преподаватель С. Неколов припоминает эпизод, который стал для него событием: «Илья Пантелеевич Овчаренко принес в один их дней учёбы в класс свой эскиз монумента «Украина – освободителям», в п. Меловое. И делился своими творческими планами с нами как с равными, приглашая как бы в соавторы. Запомнилась и его «вишиванка». Её он частенько носил.

Он не важничал. Напротив, Илья Пантелеевич был открыт и близок. Главной чертой его характера было человеческое обаяние, а это не зависит от профессии человека».

Ныне в центре поселка городского типа Меловое Луганской области на холме Славы расположен мемориальный комплекс, посвященный событиям Великой Отечественной войны. Одной из составляющих комплекса является величественный монумент «Украина – освободителям». Авторы памятника, в числе их и И. П. Овчаренко как соавтор, в 1972 г были удостоены госпремии УССР им. Т. Г. Шевченко и звания лауреатов этой премии.

В заключение, талантливый скульптор и педагог Илья Овчареко, к сожалению, свой талант и потенциал творца волею судьбы до конца не реализовал. Однако, есть его ученики, последователи в искусстве и добрых дел в жизни общества, Полноценной жизнью живет и Луганская городская детская художественная школа, где её директором четверть века был И. П. Овчаренко. И было бы правильным и справедливым если б она носила имя Ильи Овчаренко.