» » Афина - Паллада и Арахна. Мифы и легенды Древней Греции

Афина - Паллада и Арахна. Мифы и легенды Древней Греции

Вахромеева Анна

Афина и Арахна

Краткое содержание мифа

Статуя Афины
(тип «Паллада Джустиниани»
в садах Петергофа

Афина - одна из главных и наиболее почитаемых богинь греческого Олимпа. К себе она требует священной почтительности и уважения. Жестоко карала Афина всех, кто не признавал ее культа или осмеливался вступить с нею в спор. Велик был ее гнев на Арахну, посмевшую поставить под сомнение благочестие богов Олимпа.*

На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать.

Однажды воскликнула она: «Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого».

И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей: «Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, молящих прощает богиня».

Арахна выпустила из рук тонкую пряжу, гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она: «Ты неразумна, старуха, старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?»

«Я здесь, Арахна!» - воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.

Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее.

Пряхи. Состязание Афины с Арахной,
Веласкес, 1657, Прадо

Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому, как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель. Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике более ценным. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями.

Густав Климт, «Афина Паллада», 1898, Вена

Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась.

Афина освободила из петли Арахну и сказала ей: «Живи, непокорная.

Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве».

Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.

Образы и символы мифа

Афинский Парфенон

Афина — богиня мудрости, знания и справедливой войны, покровительница городов и государств, наук и ремесел. Образ Афины как богини войны ассоциируется у греков, в первую очередь, только со справедливыми и благоразумными действиями. Являлась одной из наиболее почитаемых богинь Греции, соперничая по значимости с Зевсом. Афина изображалась в образе Паллады (победоносной воительницы) или Полиады (покровительницы городов и государств). От имени Паллада произошло слово «палладий» (деревянное изображение Афины, обладавшее чудотворным действием) Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. Она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные. На голове у Афины шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем). Также, среди непременных атрибутов Афины- эгида - щит из козьей шкуры с головой горгоны Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей. Священным деревом Афины была Олива. Оливы Афины считались «деревьями судьбы» и сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого. Олива у древних греков считалась священным деревом, символом плодородия и победы. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают ее атрибуты - змея , животное, олицетворяющее мудрость, и сова , птица с выпуклыми, загадочными и, как можно судить по ее поведению, разумными глазами. Изображение совы чеканилось на серебряных афинских монетах, и каждый, кто принимал "сову" в обмен на свои товары, словно бы отдавал почести самой Афине. Гомер называет Афину "совоокой", орфический гимн - "пестровидной змеей". Афина - покровительница змей; в храме Афины в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея - страж акрополя, посвященная богине. Истоки мудрости Афины в ее хтоническом прошлом восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Эти образы уводят в древнейший период: сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени - прообраз олимпийской Афины.

Арахна (Паук) в мифе у греков и египтян является символом судьбы, также ассоциируется с символом ткачества. Образ Арахны у греков символизирует гордость и непокорство. Впоследствии, имя Арахны дало название целой науке, изучающей пауков - арахнология.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Фидий «Афина Парфенос»

Прежде всего, формированию отношения к Афине способствовали многочисленные святилища и храмы, самым известным из которых является Афинский Парфенон. В 488 до н.э. был заложен Афинский Парфенон, чтобы отблагодарить Афину за победу над персами в Марафоне. С Афинским Парфеноном, удивительным памятником греческой архитектуры - связаны наиболее удачные воплощения образа богини Афины. Покровительствующая греческому народу, она была удостоена чести быть изваянной на главной площади Парфенона знаменитым скульптором Фидием. Её шлем украшал сфинкс - символ божественного разума, над забралом - восемь коней - символ быстроты мысли, по - бокам 2 грифона.

Римская бронзовая статуэтка
Париж, Лувр

В Аттике Афина - главное божество страны. Этой чести она удостоена потому, что ей удалось победить самого Посейдона. Сохранились многочисленные статуэтки богини (напр., «Афина, выпускающая из рук сову»). Отдельные сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике храмов; например, многофигурная группа на восточном фронтоне Парфенона изображает рождение Афины из головы Зевса, на западном фронтоне воплощён спор Афины с Посейдоном за обладание землёй Аттики. В греческой вазописи были распространены сцены, посвящённые рождению Афины, её участию в гигантомахии и Троянской войне, спору с Посейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фресках.

Рождение богини Афины
Роспись на чернофигурной вазе

Афина почиталась в Греции. Помимо Афинского, ей было посвящено несколько акрополей — Аргос, Спарта, Мегары, Троя, Трезен, Эпидавр-Лимера, Феней, Левктры, Корона, Скепсис, Акрагант.

Испанский художник Веласкес использовал сюжет мифа об Арахне в одной из своих картин «Пряхи», где показал труд ткачих в королевской ковровой мастерской. В глубине ярко освещенной комнаты нарядные дамы рассматривают готовый гобелен, изображающий миф о победе Афины над Арахной в искусстве ковроткачества.

Рощи Афине посвящались нечасто, хотя уже Гомер упоминает священную тополиную рощу Афины на острове феаков. Священные маслины составляли рощу Академа в Афинах. Известна также роща Афины в Тифорее (Беотия), священная роща Афины в Линде.

В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с античной художественной традицией - в панцире и шлеме - в произведениях аллегорического характера. В ряде сцен, в т. ч. в чрезвычайно популярных в 15-17 вв. многофигурных композициях «Парнас», к которым примыкают сцены «Афина среди муз» (картины Н. Пуссена, К. Лоррена и др.), Афина предстаёт олицетворением мудрости. Афина символизирует также триумф разума («Афина побеждает невежество» Б. Спрангера, «Царство Афины» А. Эльсхаймера), добродетели и целомудрия («Паллада и кентавр» С. Боттичелли, «Победа добродетели над грехом» А. Мантеньи), мира («Афина и Аид» Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.). Выступает Афина и как покровительница ткачества, и как олицетворение месяца марта (традиция, унаследованная от римлян) в изображениях времён года. Непосредственное обращение к мифам об Афине в живописи происходит довольно редко, главным образом в сценах, связанных с такими персонажами, как Арахна, Геракл, Парис.

В поэзии упоминаются роща Афины и Артемиды на Косе и роща близ храма Афины на Лемносе, где (в изложении Стация) лемниянки клянутся перебить мужей. Вергилий говорит о «Палладиных рощах» с маслиной.

В музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине послужили сюжетом для либретто немногих произведений 17-18 вв. (главным образом аллегорического характера), в числе которых оперы «Рождение Афины» А. Драги; «Минерва» Р. Кайзера; «Паллада и Марс» М. Гримани; «Паллада торжествующая» Ф. Б. Конти; кантаты «Спор Паллады и Венеры» Л. Кальдары и «Паллада» П. В. Гульельми.

Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих панафиней - апофеоз Афины - государственной мудрости.

Социальное значение мифа

Афина среди муз Н. Пуссен

Богиня мудрости Афина известна своим стратегическим гением и практицизмом. Афина представляет образец, которому следуют женщины, обладающие логическим складом ума и руководствующиеся скорее разумом, чем сердцем. Как "дочь своего отца", Афина делает женщину сторонницей патриархальных ценностей и легитимности мужской власти. **

Древние греки очень любили и уважали Афину. Считается, что именно она подарила людям многие свои изобретения - флейту, трубу, керамический горшок, плуг, грабли, ярмо для волов, уздечки для лошадей, колесницу и корабль. Она первой стала обучать искусству счета и всем женским рукоделиям, включая кулинарное искусство, ткачество и прядение. Для афинян девственность их богини была символом неприступности их города, и поэтому они меняли древние мифы, повествовавшие о насилии над ней Посейдона и Борея; они отрицали также, что Эрихтоний, Аполлон и Лихнос («светильник») были ее сыновьями от Гефеста. Будучи богиней войны, она, тем не менее, не испытывала радости в битвах, подобно Аресу или Эриде, предпочитала решать споры и утверждать закон мирным путем. В мирные дни она не носила оружия, а когда нуждалась в нем, то брала его у Зевса. Она славилась своей добротой: когда в Ареопаге во время суда над обвиняемым судьи расходились во мнении, она всегда отдавала свой голос в пользу освобождения обвиняемого. Однако, вступив в бой, она никогда не оказывалась побежденной даже в сражении с самим Аресом, превосходя его в тактике и стратегии. Поэтому мудрые предводители всегда обращались к ней за советом.

Месть Арахне может быть чем-то большим, чем милая притча, особенно если в этом повествовании нашло отражение торговое соперничество между афинянами и лидио-карийскими талассократами, или «владыками морей», критского происхождения. В критском Милете, выходцы из которого основали карийский Милет, который считался крупнейшим экспортером крашеных шерстяных тканей в древнем мире, были обнаружены многочисленные печати с эмблемой в виде паука. Это предполагает наличие в этом городе развитой текстильной промышленности в начале второго тысячелетия до н.э. Некоторое время милетцы контролировали прибыльную понтийскую торговлю и имели склады в Навкратисе (Египет). У Афин были веские основания испытывать зависть к пауку. Афина, как покровительница Афин, возможно именно поэтому превратила Арахну именно в паука, ненавистное ей насекомое.***

*Данилова Г.И. Мировая художественная культура 5-6 кл., М, 1999.

** Джин Шинода Болен. Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь

Арахна (миф древней Греции)

Родилась Арахна в семье простых людей. Мать ее умерла, когда Арахна была еще маленькой, а следом за ней умер и отец, красильщик тканей Идмон. Осталась Арахна одна, и чтобы заработать себе на жизнь, она ткала полотно и вышивала на нем красивые узоры. Такой искусной мастерицей стала Арахна, что скоро слава о ней пошла по всей Лидии. Отовсюду шли люди в небогатый домик Арахны, чтобы посмотреть на ее удивительное искусство, полюбоваться ее работой собирались нимфы с берегов златоносного Пактола. До того были хороши полотна Арахны, что все стали называть ее ученицей великой Афины Паллады. Но Арахна знала, что на всем свете нет ей равных в мастерстве, и вовсе не собиралась делиться славой с великой богиней.

И вот однажды воскликнула гордая Арахна:
– Пусть даже сама Афина Паллада приходит состязаться со мной, все равно не победить ей меня. Что угодно поставлю залогом!
Услышала Афина эти горделивые слова, под видом седой сгорбленной старухи явилась она перед Арахной и сказала ей:
– О Арахна, Арахна, никогда не гордись тем, что дали тебе великие боги. И запомни. Есть одно хорошее свойство у годов преклонных: вместе с возрастом появляется опыт. Послушайся моего совета, Арахна, старайся лишь смертных превзойти своим искусством. И если ты сейчас попросишь у богини прощения за дерзкие слова, то она простит тебя.
Но Арахна не послушалась мудрого совета, она выпустила из рук тонкую пряжу и гневно воскликнула:
– Не хочу я слушать твоих наставлений, неразумная старуха. Читай их другим, а меня же оставь в покое. Я сама знаю, что мне делать и что говорить. Отчего же не идет Афина? Или она боится состязаться со мной?
– Я здесь, Арахна, – не выдержала богиня, приняв свой настоящий облик. Все склонились перед могущественной богиней, приветствуя ее. Одна лишь Арахна стояла молча и даже головы не склонила. Покраснела от гнева великая богиня. Ну что ж! Если эта гордая ткачиха не желает смириться перед великой богиней, то пусть она поплатится за свою гордость.
И вот встали соперницы по разные стороны станка, натянули полотна, и началось состязание. Величественный афинский Акрополь выткала богиня на дивном полотне. Изобразила она на нем свой давний спор с Посейдоном, когда они никак не могли решить, кто из них имеет больше власти в Аттике. Сам Зевс и еще двенадцать богов решали этот спор. Поднял Посейдон свой сверкающий трезубец, ударил им о скалу, и хлынул из пустого, безжизненного камня соленый источник. Напротив него стояла Афина в шлеме со щитом и в эгиде – своих постоянных доспехах с головой Медузы Горгоны в центре их, со змеями по краям. Она подняла свое копье, потрясла им и глубоко вонзила в землю. Из земли тут же выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признали ее дар сильнее, чем дар Посейдона. Потом на этом месте вырос город, который с тех пор носит имя Афины. Вот это и выткала Афина на своем полотне, а по углам его изобразила, как карают боги людей, которые пытаются соперничать с ними. Венок из листьев оливы тянулся вокруг этого чудесного полотна.
Арахна тоже изобразила на своем покрывале сцены из жизни богов. Все свое искусство вложила она в эту работу, и ее полотно по красоте и мастерству не уступало работе Афины. Но в то же время их работы были очень разные. Если Афина на своем полотне показала богов во всем своем величии и могуществе, то боги Арахны были такими же грешными и слабыми, как и простые смертные. И видно было, как Арахна относится к ним: неуважительно, с насмешкой, и даже с презрением.
Яркой краской вспыхнуло лицо великой богини, она выхватила из рук Арахны прекрасное полотно, разорвала его на куски и ударила Арахну челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора, она свила крепкую веревку и решила повеситься на ней. Но безжалостная богиня и тогда не оставила несчастную ткачиху, она вынула ее из петли и сказала:
– Ты будешь жить и мучиться. С этого момента будешь ты вечно висеть и вечно ткать. Это же возмездие падет и на твое потомство: на детей, на внуков и на правнуков. И даже их дети и внуки будут терпеть это наказание.
Рассерженная Афина брызнула на бедняжку Арахну зельем ужасной богини Гекаты, и тотчас же голова ее вжалась, густые волосы отпали, тело стало совсем крохотным, а по бокам выросли тоненькие изогнутые, поросшие жесткой шерсткой, ножки. Обратилась в паука Арахна. С тех пор вечно висит паук-Арахна на своей паутине, по-прежнему тянет нитку и ткет свое бесконечное полотно.
Вот так поплатилась за свое высокомерие и хвастливость дочь Идмона, Арахна. Захотела она возвыситься над величественной Афиной, а превратилась в противного паука.

На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:
- Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого. И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
- Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, Молящих прощает богиня. Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверк- нули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:
- Ты неразумна, старуха, старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?
- Я здесь, Арахна! - воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.
Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель. Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике за более ценный. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:
- Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и веч но ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве.
Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы,и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».

На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:
– Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.
И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
– Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, молящих прощает богиня.
Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:
– Ты неразумна, старуха, Старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?
– Я здесь, Арахна! – воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.
Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.
Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике за более ценный. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:
– Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве.
Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.



Как всем, конечно, известно, живой мир на нашей планете строго классифицирован учеными. Все живые существа подразделяются на типы, классы, отряды, семейства, роды и виды. Эту классификацию впервые ввел шведский ученый Карл Линней, и это очень хорошо, потому что без строгой научной классификации просто невозможно было бы исследовать живой мир, находить аналогии, связи и т. д. Маленькие обитатели зеленых Джунглей, ползающие, бегающие, прыгающие и летающие, в основном относятся к типу членистоногих, если не считать улиток и слизняков, принадлежащих к типу моллюсков, а также земляных червей, которые к типу червей и относятся. Тип членистоногих подразделяется на несколько подтипов и классов, в частности на класс насекомых и класс паукообразных, или арахнид. Различие между насекомыми и паукообразными существенное, но первое, что сразу бросается в глаза: у насекомых шесть ног, у паукообразных - восемь. Так что пауки вовсе не насекомые.

Латинское название паукообразных - арахниды. Происхождение этого, слова удивительное.

Среди легенд Древней Греции есть легенда о девушке Арахне. Арахна была прекрасная ткачиха: из тончайших нитей, она ткала ткани прозрачные, как воздух, не было ткачих, ей равных. И Арахна загордилась.

Пусть приходит сама богиня Афина-Паллада состязаться со мной! - воскликнула как-то Арахна.- Не победить ей меня, не боюсь я этого!

И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:

Не одно только зло несет с собой, Арахна, старость. Годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова. Молящих прощает богиня.

Арахна выпустила из рук тонкую пряжу, гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:

Ты неразумна, старуха. Старость лишила тебя разума. Читай такие наставления своим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?

Я здесь, Арахна! - воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.

Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря- Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.

Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике за более ценный. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:

Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоем потомстве.


Подушкинские "джунгли"


"Охотник" на паутине


"Спальня" "леди-битл" - божьей коровки. Эти кавказские ромашки закрываются на ночь


Кобылка "играет на контрабасе"

Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни" (Н. А. Кун. "Легенды и мифы Древней Греции").

Волнующая легенда... И правда ведь, трудно не симпатизировать Арахне. Уверенная в своем искусстве, не побоялась она всесильной богини. Жестоко была наказана за смелость, но заслужила бессмертие - и в памяти людской, и в образе вечно возрождающихся многочисленных ткачей-пауков...

Недаром же и я почувствовал особый интерес к паукам! Увлекаясь фотографированием их, я не знал этой легенды, как не знал и многого другого. Лишь познакомившись и заинтересовавшись, начал читать книги об этих маленьких, чрезвычайно любопытных созданиях.

Оказывается, пауков на земле очень много, фактически ими заселена вся суша, они одни из самых распространенных животных. Уже сейчас их известно больше 20 тысяч видов, а ученые открывают все новые и новые виды. Существует даже целая наука о пауках - аранеология. Но по признанию самих аранеологов, изучены эти многочисленные маленькие существа пока еще очень неравномерно и неполно. Крестовики, о которых мы говорили и к которым как раз и принадлежат Турок и Серый (именно в крестовика, по-видимому, превратила Афина-Паллада Арахну),- это лишь один из паучьих родов. Но даже один этот род (по-латыни он называется аранеус) насчитывает более тысячи видов. А есть пауки-птицеяды, пауки-волки, пауки - бродячие охотники, пауки-скакуны, пауки-бокоходы. И все они хищники, и все умеют ткать паутину.

Далеко не все, правда, ткут сети, подобные сетям крестовиков; некоторые плетут воронкообразные сети, сети наподобие полога или гамака. Есть такой паук - он называется по-латыни мастофора,- который выпускает одну длинную клейкую нить и, держа ее в вытянутой передней ноге, размахивает ею до тех пор, пока к ней не прилипнет насекомое. Ну чем не рыболов с удочкой?

Другие "рыболовы" пошли еще дальше: их снасть напоминает нашу наметку или подъемник. Есть такой охотник, который выстреливает в убегающую жертву паутинной нитью, и бедная жертва, лишенная возможности передвигаться, становится его заслуженной добычей.

А маленький паучок Дипоена тристис подкарауливает муравьев, повисая на нити над почвой. Он внезапно опускается на пробегающего муравья, а затем поднимает его на ветку растения. Не правда ли, словно лесной разбойник времен Робин Гуда?

Среди же крестовиков есть виртуозы, которые плетут сети до двух метров в диаметре. Таковы самые крупные наши крестовики, встречающиеся на Дальнем Востоке. А вот тропические кругопрядынефилы, близкие родственники наших крестовиков, делают сети, в которых запутываются не только насекомые, но и птицы. Диаметр этих сетей - до восьми метров. Высота двух-трехэтажного дома! Паутина их, кстати, очень прочна и на редкость эластична - не дай-то бог в такую сетку попасть.

Интересно, что паутина бывает не только мутно-серой или серебристой, но и... золотистой. "Паучиха мадагаскарской нефилы, с золотой грудью и огненно-красными ногами в черных "носках", прядет сверкающую золотом паутину,- пишет И. Акимушкин в книге "Первопоселенцы суши".- Огромная (вместе с ногами - с большой палец), она словно царица-исполин покоится на ковре, сотканном из золотистой шерсти, в окружении невзрачных самцов-карликов. (Самка весит граммов пять, а ее супруг в тысячу раз меньше - 4 - 7 миллиграммов!)"

По химическому составу паутина близка к шелку гусениц шелкопрядов (известно ведь, как прочен натуральный шелк), но она гораздо эластичнее и прочнее. Не разрываясь, паутинная нить может вытягиваться на одну треть. Нагрузка разрыва для паутины составляет от 40 до 260 килограммов на один квадратный миллиметр сечения. По прочности она приближается к самому высококачественному нейлону, однако в сущности паутина прочнее - она более растяжима и эластична. Говорят: "тонкий, как паутина" или "легкий, как паутинка". И действительно, паутинная нить, которой можно было бы опоясать земной шар по экватору, весила бы всего-навсего около 300 граммов! На шнуре толщиной в один сантиметр, сплетенном из хорошей паутины, можно поднять около 75 тонн груза - целый железнодорожный вагон!

Люди давно заметили великолепные свойства паутины. Попытки изготовления ткани из нее делались с давних времен. В Китае, например, известна прочная легкая полупрозрачная ткань, сделанная из паутины. Она называется "ткань Восточного моря" - тонг-хай-туан-тсе. Не подобные ли ткани ткала когда-то легендарная девушка Арахна?

Издавна пользовались паутиной для своих целей и полинезийцы на островах Тихого океана. Они шили ею, как нитками, и плели рыболовные снасти. А в начале XVIII века во Франции один мастер сплел из паутины перчатки и чулки. И представил их в Академию наук. Этим мастером был знаменитый натуралист Орбиньи. Говорят, что сам он ходил в панталонах, сотканных из паутины бразильских нефил,- они были настолько прочны, что очень долго не снашивались. В 1899 году из паутины мадагаскарского паука пытались даже получить ткань для покрытия дирижабля. И получили великолепный кусок длиной в пять метров. На большее, видимо, терпения не хватило...

Да, трудно разводить крестовиков и нефил во множестве, трудно их прокормить. Кто будет ловить, да и где выловить такое огромное количество мух, бабочек и других насекомых для того, чтобы насытить армию паутинопрядильщиков?

А вообще-то говоря, получать паутинную нить довольно просто. Сажают крестовика или нефилу в маленькую клеточку и прямо из его паутинных бородавок, находящихся на конце брюшка, наматывают нить на катушку. От одного крестовика за один прием - за несколько часов - можно намотать до 500 метров нити. Вот какая производительность!

Паутина, кстати, используется даже в медицине. Еще в начале прошлого века испанский фармаколог Олива приготовил из разных видов паутины препарат арахнидин - жаропонижающее средство, по своему действию равное хинину. А африканские знахари использовали катышки из паутины для лечения от малярии уже много веков назад.

По некоторым сведениям, паутина, прикладываемая к долго не заживающим ранам, способствует их заживлению. Она обладает бактерицидными свойствами. Конечно, если сама паутина достаточно чистая.

Итак, паук - это обязательно и паутина. В иностранной литературе существует даже внушительный термин "паутинная индустрия". Ведь брюшко хорошего паука - это настоящая паутинная фабрика. Вообще если задуматься, то приходишь к удивительному, хотя и весьма простому открытию: паук, пожалуй, единственное, кроме человека, существо на земле, которое широко пользуется "орудием труда" - паутиной! Каждый плетет свою сеть, каждый творит на свой вкус и лад, а потому можно, пожалуй, сказать даже так: если труд с применением орудий труда создал из обезьяны человека, то "труд", связанный с использованием паутины, сделал из паука индивидуальность.

Много интересного можно узнать о восьминогих. Известны случаи, когда пауки великолепно жили в дружбе с человеком, привыкая к хозяину. И не только выходили из укрытия на сеть при звуках хозяйского голоса, но и смело покидали ее, чтобы погреться на хозяйской ладони! Меня это, впрочем, ничуть не удивляет. Хотя я лично и не пытался пауков приручать, но после знакомства с ними уверен: это вполне достижимо.

Мало изучены пока разнообразные способности пауков, такие, например, как предчувствие перемены погоды. Погода влияет на все живое на Земле, но ведь кроме органов чувств у пауков в отличие от других животных есть великолепный механизм исследования: паутина. Тончайшая сеть, чувствительная не только к звуковым колебаниям, но и к влажности и вообще к химическому составу воздуха. Известно также, что восьминогие нередко выходят на сеть при звуках музыкального инструмента, например скрипки. Правда, музыкальные вкусы арахнид пока мало исследованы.

А теперь перейдем к одной из наиболее интересных сторон паучьей жизни - любви.