» » Боги и герои скандинавской мифологии. Скандинаво-германская мифология. Миры и божества в скандинавской религии

Боги и герои скандинавской мифологии. Скандинаво-германская мифология. Миры и божества в скандинавской религии

Наиболее полное представление о германо-скандинавской мифологии можно почерпнуть в «Эддах» Первоначально «Эддой» называлось одно из произведений исландского ученого и государственного деятеля Снорри Стурлусона, содержавшее изложение скандинавских мифов и описание приемов поэтического мастерства. В 1643 епископ Бриньольв Свейнссон обнаружил древнюю рукопись с текстами песен о богах и героях и нашел в ней совпадения с рядом цитируемых у Снорри стихотворных фрагментов. Свейнссон решил, что это сочинение было написано легендарным исландцем Сэмундом Мудрым (1056–1133); хотя впоследствии это мнение было опровергнуто, поэтическая рукопись стала называться «Эдда Сэмунда», «Поэтическая Эдда», «Старшая Эдда», или просто «Эдда», а книга Снорри — «Эдда Снорри», «Прозаическая Эдда», или «Младшая Эдда».

Согласно древнегерманским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них – Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе – Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское начало. В начале была чёрная бездна Гинунгагап, к северу от неё лежало царство туманов Нифльгейм, а к югу — царство огня Муспельгейм. В царстве туманов забил родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков взяли из него своё начало. Вода в Нифльгейме обращалась в лёд, но родник бил не переставая и ледяные глыбы подвигались к Муспельгейму. Наконец лёд подошёл так близко, что начал таять. Из искр и талой воды возник великан Имир и корова Аудумла. Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. Так она вылизала Бури - могучего первочеловека. Сын Бури - Бёр взял себе в жёны великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Сыновья Бёра убили Имира, а из его тела сотворили Землю: кости стали горами, жилы – реками, живот – морем, волосы – лесом, череп – небесным сводом, мозг – облаками. Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. Боги создали первых людей: из ясеня – мужчину по имени Аск, а из ивы – женщину, назвав ее Эбла. Они построили для людей город – Мидгард, чтобы защитить их от духов дикой природы, от великанов – Етунов и от карликов – цвергов, гномов и пр.
Интересно то, что мир по скандинавской мифологии имеет две проекции – горизонтальную и вертикальную, Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Ётунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд. Основой вертикальной составляющей является дерево Иггдрасиль, связывающие все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.
Ванахейм - мир, в котором живут ванны.
Йотунхейм - мир йотунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда (пространство за оградой).
Утгард - трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, предполагается, что он располагается в Йотунхейме.
Льесальвхейм - мир светлых альвов.
Мидгард — срединный мир, населённый людьми (Земля)
Муспелльхейм - огненная страна, у входа в которую сидит великан Сурт (Чёрный). Во время Рагнарёка «сыны Муспелля» поедут по Биврёсту и от их скачки он разрушится.
Нифльхейм - мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.
Свартальвхейм - подземная страна цвергов.
Хельхейм - преисподняя, царство мёртвых, владения Хель.

«Ярость, волнение, ум, вдохновение». Один считается главным богом норвежской мифологии. Его роль, как и многих норвежских богов, сложна. Капитан корабля. Успех города. Северная мифология представляет собой набор убеждений, легенд и мифов, принадлежащих так называемым скандинавским народам. Это рассказы, обозначающие эпоху викингов, которые в основном населяют регион, в настоящее время охваченный Швецией, Данией, Норвегией и Исландией.

Именно исландский поэт и историк Снорри Стурлусон собрали основные рассказы о мифологии и опубликовали знаменитые сборники стихов Эддаса, в которых рассказывается о легендах древних скандинавских народов. Подобно греческой, римской и египетской мифологии, норвежцы объединяют множество фантастических персонажей, таких как боги, герои, монстры, колдуны и нарративы, которые пытаются объяснить происхождение Вселенной и людей.

Божественный пантеон германо-скандинавской мифологии, разделен на два лагеря: асов – высших богов, живущих в городе Асгарде, находящимся на небе, и ванов - богов связанных с плодородием, и обитающих в стране — Ванахейме, расположенной к западу от Мидгарда и Асгарда. Асы и ваны некоторое время враждовали, но в последствии.

Асы
Андхримнир —.своеобразный бог–повар, кормит эйнхериев (павших в битве воинов, которые вознеслись в Валхаллу): готовит для них мясо вепря Сехримнира (который оживает каждый раз после того, как съеден обитателями Валхаллы) в котле Эльдхримнире.
Бальдр — сын Одина и Фригг, бог весны, умирающей и возрождающейся природы, покровительствует земледелию и растительности в целом. С его гибелью начнётся Рагнарёк — конец мира.
Бёр — сын Бури, отец Одина и его братьев.
Браги — бог поэзии и красноречия, скальд, супруг богини Идун. Согласно легенде, Один похитил волшебный напиток – «Мед поэзии» у Гуттунга (одного из великанов), а достигнув Асгарда перелил его в золотые сосуды, которые затем отдал своему сыну Браги. Считается, что с тех пор настоящий талант даруется только избранным.
Бури — предок асов. В скандинавской мифологии могучий первочеловек, отец Бёра и дед Одина.
Вали — сын Одина гигантши Ринд. Бог мщения, Согласно мифу, родившись, он полностью повзрослел за один день.
Вар — богиня истины выслушивает и записывает клятвы и обещания людей, а также мстит тем, кто их нарушает. Также является богиней любовных клятв и брачных союзов. Её имя редко упоминается в скандинавских мифах.
Ве — один из трех сыновей Бёра (Вили, Ве и Один), создавших Мидгард, мир людей. Ве часто рассматривается как одна из ипостасей Одина. Однако, в «Перебранке Локи» и «Саге об Инглингах» указывается, что Вили и Ве правили в отсутствие Одина державой и спали с его женой Фригг
Вёр — богиня всеведения. Она очень мудра и ничто не может укрыться от её проницательности и интуиции.
Видар — сын Одина, бог молчания, во время Рагнарёка ему предстоит убить волка Фенрира, тем самым отомстив ему за смерть своего отца - Одина
Вили — сын Бёра, брат Одина и Ве.
Глин — богиня, защищающая людей от физической опасности. Спутница Фригг.
Гна — богиня, спутница Фригг. Используется последней как посланница и вестница. Известна также как богиня трансформации, которая поднимает сознание на недосягаемую высоту.
Гефьён (Гевьон) — богиня добродетели. Известна как «благосклонная» или «дарящая». В дар от неё можно получить телесный или духовный талант. Гевьон ассоциируется с землеводством, девственностью и удачей. Девушки, которые умирали дественницами, становились ее свитой в загробной жизни. Она также считалась богиней изобилия. Кроме того, «Гефн» — одно из имен Фрейи богини плодородия, любви, красоты.
Ёрд — на самом деле Ётун (великан) но, как и другие Ётуны состоящие в связи с богами считается богиней. Мать Тора, богиня земли.
Идун — богиня вечной юности. Известна как хранительница яблок, от обладания которыми зависела вечная юность богов, жена бога Браги.
Лефн — освящает браки между людьми.
Локи — бог огня. Не ас, но живёт в Асгарде. Упоминается, как давший людям «тепло и лицам румянец». Часто Локи считают лживым, но это не совсем так: понятия «ложь» и «истина» для Локи просто отсутствуют. Он причинил много бед другим асам, в частности, привел к гибели бога Бальдра. С другой стороны, асы часто прибегали к его услугам в тех случаях, когда надо было проявить хитрость. Локи обладал способностью менять свою внешность.
Магни — сын Тора и великанши Ярнсаксы, вырос за три дня и спас своего отца, которого придавило поверженным врагом. В день Рагнарёка Магни суждено овладеть молотом Тора.
Моди — бог воинской ярости. Сын Тора и Сиф.
Нанна — супруга Бальдра. Жила вместе с мужем во дворце Брейдаблик в Асгарде. После того, как Локи обманом заставил слепого Хёда убить Бальдра, она кинулась в погребальный костер Бальдра.
Один (Вотан — германское имя, Свафнир) — отец асов и мудрейший из них, изобретатель поэзии и магии, знаток рун и сказов, бог грома и молнии, верховный бог и царь асов, хозяин Валгаллы и повелитель валькирий. Бог войны и победы, покровитель военной аристократии.
Сага — прислуживает Фригг и выполняет её поручения.
Син — Охраняет дома людей от воров, то есть отвечает за безопасность дома и хозяйства. У Син нет мужа и она не является чьей-либо матерью. Это второстепенная богиня в легендах, однако ей поклонялись для того, чтобы получить ее защиту.
Сиф (Сив) — богиня плодородия, жена Тора. Считалась второй после Фрейи по красоте. Известна волшебными золотыми волосами.
Снотра — богиня разума
Сьёфн — богиня любви и дружбы. К ней взывают, когда хотят обратить на себя внимание любимого или любимой.
Риг — отец людей.
Тор (Донар — германское имя) — бог грома, своим молотом Мьелльниром, повергающий великанов — врагов асов, покровитель кузнецов, защитник з богов и людей. У некоторых викингов (например датчан, считался вместо Одина верховным богом). Старший сын Одина и богини земли Ёрд.
Тюр — бог войны, хранитель воинских традиций, покровитель военных собраний и поединков, сын Одина. Примечателен тем, что него отсутствует правая рука. Тюр лишился руки, когда асы решили сковать огромного волка Фенрира волшебной цепью. По одной из версий, Тюр вложил свою руку в пасть Фенрира в знак отсутствия недобрых намерений. Когда волк не смог освободиться, он откусил руку Тюра.
Улль — пасынок Тора. Замечательный стрелок из лука. Все его стрелы попадают в цель, как бы далека и мала она ни была. Улль также быстрее всех бегает на лыжах. От него этому искусству научились и люди. Покровительствует спортсменам и здоровому образу жизни и лучникам.
Форсети — сын Бальдра и Нанны. Бог правосудия и справедливости, разрешающий споры и возвращающий согласие спорящим.
Фригг (её часто путают с Фрейей) — жена Одина. Верховная богиня. Она покровительствует любви, браку, домашнему очагу, деторождению. Является провидицей, которой известна судьба любого человека, но которая не делится этими знаниями ни с кем.
Фулла — богиня, прислужница Фригг, знающая её сокровенные помыслы. Выглядит как юная дева с распущенными волосами и золотой повязкой на голове.
Хёд — сын Одина, слепой ас, бог зимы. Известен тем, что убил Бальдра стрелой, вложенной ему в руки богом огня Локи. За это был убит асом Вали до того, как успел сказать о своей невиновности, и отправился в Хель. По преданию в день Рагнарёк он вернётся в мир живых и будет в числе новых богов, которые переживут последнюю битву.
Хеймдалль — сын Одина, «светлейший из асов», страж богов, охраняющий мост-радугу Биврёст на границе Асгарда и Мидгарда от великанов-ётунов. Он видит и днем и ночью на расстоянии ста миль и слышит, как падают листья, как растёт трава в поле и шерсть на овцах. Он надежный стражник, поскольку совсем не нуждается во сне. На его пояса висит золотой рог Гьяллархорн, звук которого будет слышен во всех уголках мира. Звук рога возвестит о начале Рагнарёка.
Хёнир — упоминается, как вдохнувший душу в людей.
Хермод — сын Одина и брат Бальдра, за которым он на Слейпнире ездил в царство мёртвых.
Эйр — богиня-целительница, поэтому она не имеет права причинять физический ущерб. Эйр появилась из девятого соска Аудумлы и является одной из старших богинь.

Интересной особенностью наблюдения в норвежской мифологии является то, что божества не имеют вечной жизни. Как люди, боги могут умереть. Одна из характеристик скандинавской мифологии, которая отличается от других мифологий, - это убеждение, что существует 9 разных миров.

Связь между Мидгард и Асгард осуществляется через Бифраст, мост, похожий на радугу. Нифлхайм: царство льда и холода, управляемое Хелой, богиней ада. В этом мире есть гиганты и ледяные дварфы. Ванахайм: мир, в котором живут ванирские боги, которые отвечают за благоприятствование рождаемости, торговле, миру и удовольствию. Вартальфхайм: место, где жили подземные существа, называемые свартальфар. Лидером этого мира является Ходер, слепой бог справедливости, сын Одина и Фригги. Йотунхейм: мир гигантов, преимущественно из породы и снега. Лидер Йотунхейма - это тром, царь великанов. Нидавеллир: царство гномов, расположенное в подземелье Мидгард. Нидавеллир возглавляет Видар, бог мести. Муспелхайм: царство огненных гигантов. Лидер этого мира - Сертр, огненный гигант. Эльфхайм: царство эльфов, волшебные существа человеческого облика и прекрасной красоты.

  • Мидгард: царство людей, то есть планета Земля, как мы ее знаем.
  • Этот мир охранял богиня Йорд.
  • Асгард: царство богов.
  • Этот мир отделен от Мидгард огромными стенами.
  • Один и Фригга являются лидерами Асгард.
Среди некоторых крупных богов норвежской мифологии выделите.



Фрейя

Ваны
По сравнению с численностью асов, ванны составляют довольно небольшую группу.
Гулльвейг — злая колдунья, посланная ванами к асам. Олицетворяет силу золота. Асы пытались убить ее несколько раз (копьями и огнем), но она живет и сейчас. Гулльвейг сама относилась к ванам и умела пользоваться их волшебством. Ее появление в Асгарде спровоцировало войну между асами и ванами - первую войну в мире.
Ньёрд —отец Фрейра и Фрейи. Ньёрд представляет ветер и морскую стихию, но, как и другие ваны, прежде всего является богом плодородия. После войны асов и ванов он остался заложником у асов. Ньёрд покровительствует мореплаванию, рыболовству, охоте на морских животных.
Фрейр — бог лета, урожая, богатства и мира. Фрейру подвластен солнечный свет, он посылает людям богатые урожаи, не любит войн и ссор и покровительствует миру на земле, как между отдельными людьми, так и между целыми народами.
Фрейя — богиня любви и красоты. Не смотря на то, что Фрейя из ванов она проживает в Асгарде. Равных ей по красоте нет ни среди богов, ни среди людей. У Фрейи есть волшебное соколиное оперение, надев которое можно летать в образе сокола. Когда Фрейя плачет, из ее глаз капают золотые слезы. Помимо любви, Фрейя «отвечает» за плодородие, урожай и жатву. Жатвы бывают разными, и у Фрейи иногда бывают приступы, из-за которых ей позволительно собирать кровавую жатву. Таким образом, Фрейя может принести победу в битве. Кроме того, Фрейя предводительница валькирий.

В германо-скандинавском эпосе, помимо божественных асов и ванов, существуют и другие мифологические представители мира:

Это считается одним из богов, которым поклоняются и любят норвежцы, в основном среди крестьян. Он часто описывается как спорный бог, потому что он имеет малигнистский характер и помогает поддерживать равновесие в мире богов. Фригга: богиня плодородия, любви и единства. Он также известен как жена Одина и мачеха Тора. Для норвежцев Фригга считался защитником семьи и матери. Фрейр: бога изобилия, считал божественность процветания, мира, браков, хороших урожаев, плодородия, радости и мира. Хела: богиня Королевства Мертвых и дочери Локи. Половина тела богини была красивой женщины, а другая часть состояла из ужасного разлагающегося тела. Этот эпизод представляет собой конец всех существ, будь то люди, боги, монстры, герои или гиганты.

  • Является отцом норвежских богов.
  • Его всегда сопровождают два ворона, Хугин и Маннин.: Бог Грома и сын Одина.
  • Локи: считался «отцом лжи».
  • Валхалла: это резиденция богов, также известная как «Зал мертвых».
  • В этом месте боги были приняты, когда они умерли с честью в своих сражениях.
  • Рагнарок: «конец света», согласно норвежской мифологии.
Узнайте больше о значении.

Турсы – великаны, разделяются на несколько родов.

Инеистые великаны — первые живые существа (Имир и его дети), появившиеся в мире ещё до богов и людей. Во время убийства Имира асами почти весь род инеистых великанов погиб. Считается, что выжил только Бергельмир со своей супругой.
Бергельмир — единственный великан, выживший после убийства Имира, стал основателем нового рода великанов-ётунов. Асы создали для Бергельмира страну (Ётунхейм) к востоку от Мидгарда.
Бестла — великанша, супруга Бёра, мать асов.
Бёльторн — отец Бестлы.
Имир — первое живое существо.
Скади — дочь Тьяцци. Согласно скандинавским мифам, когда асы убили её отца Тьяцци, Скади вооружилась и отправилась мстить за него в Асгард. Однако асы предложили Скади в качестве выкупа за отца выбрать одного из богов себе в мужья. Она согласилась, поставив условие: асы должны были рассмешить её, что до тех пор никому не удавалось. Локи привязал к мошонке козлиную бороду и проскакал в таком виде перед Скади. Она расхохоталась, а за ней и все остальные асы. Затем Скади предложили выбрать мужа. Выбирать она должна была, видя только босые ноги асов. Великанша указала на одного из них, полагая, что это Бальдр, но её избранником оказался Ньёрд
Тьяцци — повелитель зимних бурь, с помощью Локи похитил Идун и её золотые яблоки, был убит Одином, сделавшим из глаз поверженного противника звёзды.
Трудгельмир — шестиголовый великан, сын Имира, отец Бергельмира.

Эгир и ее дочери с пивом. Если вы попросили меня рассказать мне имя божества, связанного с вином, многие из вас сразу ответят Вакху или его греческому коллеге Дионису. Но если бы один и тот же вопрос касался пива, вероятно, лишь немногие ответили бы. Однако на протяжении веков человеческие цивилизации обожали несколько сортов пива, до такой степени, что энциклопедический Оксфордский компаньон к пиву имеет полное выражение по этому вопросу. Сегодня мы пойдем к открытию этих божеств, присутствие которых в прошлом пантеоне означает важность напитка на социальном и культурном уровне.

Ётуны — потомки Бергельмира — жители Ётунхейма.
Ангрбода — великанша, родившая от Локи трёх чудовищ: волка Фенрира, змея Ёрмунганда и сине-белую смерть — Хель.
Бауги — сын Гиллинга, младший брат Гуттунга, помог Одину добыть «мёд поэзии».
Бюлейст — брат Локи.
Биллинг — отец Ринд.
Вафтруднир — великан, состязавшийся с Одином в мудрости.
Герд — супруга Фрейра.
Гиллинг — великан, убитый цвергами Фьяларом и Галаром из-за «мёда поэзии».
Гимир — великан, с которым Тор плавал на «ловлю» змея Ёрмунганда и у которого позже забрал котёл для пиршества.
Гироккин — великанша, которая помогла асам спустить на воду погребальный корабль Бальдра.
Грид — великанша, родившая Одину сына Видара; помогала Тору.
Грунгнир — один из князей великанов, имеющий каменные голову и сердце, убит Тором на поединке.
Гуннлед — дочь Гуттунга, охранявшая «мёд поэзии».
Гуттунг — сын Гиллинга, забравший «мёд поэзии» у гномов.
Лаувейя — мать Локи, Бюлейста и Хельблинди.
Кати — великан, отождествляемый с ветром.
Локи — ётун, принятый асами в Асгард за его ум и находчивость; плут и шутник, причина большинства бед асов, Локи вызовет Рагнарёк и гибель мира, поскольку сохранил злобу и коварство, присущее великанам-ётунам. Культурный герой с отрицательной окраской, плут-трикстер.
Мани — бог Луны, управляющий ходом звёзд.
Мимир — слепой хранитель Источника Мудрости у корней мирового ясеня Иггдрасиль, которому Один отдал один свой глаз за право выпить из источника.
Модгуд — великанша, служанка Хель.
Моккуркальфи — исполин, вылепленный великанами из глины в помощь Грунгниру в битве с Тором, был убит помощником Тора Тиальфи.
Мундильфёри — отец Мани и Соль, был наказан асами за гордыню.
Нарфи — отец Ночи (Nótt).
Ран — супруга Эгира, помогает мужу, собирая тела утонувших людей.
Ринд — мать Вали.
Скримир — великан, встреченный Тором во время путешествия в Утгард.
Снёр — великан, отождествляемый со снегом.
Суттунг — великан.
Соль (Суль, Сунна) — солнце, сестра месяца Мани.
Токк — великанша, в которую превратился Локи, чтобы не допустить возвращения Бальдра из царства мёртвых.
Трим — похититель молота Тора.
Утгарда-Локи — великан из Ётунхейма (Утгарда), возможно, одно из воплощений Локи.
Фарбаути — отец Локи.
Фьялар — великан, который провозгласит начало Рагнарёка.
Форньёт — отец Кари, Логи и Эгира.
Хель — порождение Локи, чудовище, олицетворяющее смерть, хозяйка царства мёртвых.
Хельблинди — брат Локи.
Хрод — супруга Гимира.
Хрюм — великан, который управляет Нагльфаром, кораблем мертвецов.
Хрэсвельгр (Hraesvelgr) — управляющий ветрами.
Эгир (Agir) — морской великан, владыка моря, друг асов.
Элли — великанша, которая в поединке с Тором заставила его опуститься на одно колено.
Ярнсакса — возлюбленная Тора, родила ему сына Магни.
Хримтурс — великан, который построил Асгард по заказу асов. Был обманут Локи и убит асами.

Огненные великаны — в германо-скандинавской мифологии великаны, жители Муспельхейма. В сказаниях они практически не упоминаются. К огненным великанам относят всех жителей Огненых земель (Муспельхейма), и считается, что кроме них там никто жить не может. Владыка огненных великанов Сурт. В легендах говорится, что в день Рагнарёк он, вместе со своим воинством, выступит против асов. Сам он погибнет, но его пылающий меч срубит мировое дерево Иггдрасиль.
Логи — великан, отождествляемый с огнём. Логи насмешлив, коварен и проказлив, но может быть таинственным и величественно-загадочным. Логи состоит с Одином в кровном родстве, но они — антиподы. Вотан стремится упорядочить мир, смутьян Логи его разрушает.
Муспелл — владыка Муспельхейма и предок всех огненных великанов, скорее всего тождественен Сурту.
Синмара — великанша, подруга Сурта.
Сурт — владыка Муспельхейма и предводитель огненных великанов. Его имя означает Чёрный (Смуглый). В день Рагнарёк его орды двинутся на север, чтобы сразиться с богами-асами. В битве он погибнет, но его пылающий меч срубит мировое дерево Иггдрасиль, и это станет началом гибели всего мира.

И неожиданное удивление - мы пойдем прямо с Дионисом. Прежде всего, Дионис не бог вина, а отравление. Связь с виноградным соком является прямым следствием его характеристик. Однако, как пишет Джей Брукс в своем блоге, архаичные времена Диониса называли Сабазией, и он был богом пива. Только с распространением вина в Греции изменилось его название и особенность.

Вышеупомянутый Нинкаси, вероятно, является первой божественностью, связанной с пивом, и неудивительно, что она принадлежит к цивилизации, шумерской, которая была одной из первых, кто производил пиво. Нинкаси была матерью всего творения, рожденного из воды и богини плодородия, зависти, соблазнения, плотской любви, военного искусства и, конечно же, пива и брожения. Он принес в мир девять детей, всех крестил именами опьяняющих напитков или их последствий. Гимн Нинкаси пришел в наше время, состоящий из двух шумерских песен, относящихся к восемнадцатому столетию до нашей эры.

Альвы — в скандинавской мифологии низшие природные духи. Изначально альвы олицетворяли собой души умерших, но постепенно их роль в иерархии божественных существ претерпела изменения.
В ранней скандинаво-германской мифологии альвы — нестареющая, обладающая магией, прекрасная раса, живущая как и люди, либо на Земле, либо в мире альвов, который также описывался существующим вполне реально.
В «Младшей Эдде» упоминается деление на тёмных (живущих под землёй) и светлых альвов (живущих в небесном чертоге). В поздних германо-скандинавских сагах о создании мира говорится, что альвы были созданы первыми асами (Одином, Вили и Ве) из червей, которые появились в мясе Имира. Тёмным (или подземным) альвам было отдано царство Свартальфахейм, а светлым — Льесальфахейм.

Только для записи: шумерское пиво было священным напитком и подарком от богов, чтобы преследовать радость, мудрость и мир. Абсурдно считать, насколько далеким было это видение с сегодняшнего дня. Пиво и ферментированные напитки имеют фундаментальное значение для многих африканских цивилизаций. Не случайно, что у Зулу была Мвана Вареса их богиня с пивом, которая, как и в других подобных случаях, была также сельскохозяйственной и культурной. Даже в этом случае это было женским божеством, но особенность не вводит в заблуждение: в прошлом лабиринт был деятельностью, осуществляемой внутри внутренних стен и в основном касался женщин.

Светлые альвы (эльфы) — искусные кузнецы, волшебники и музыканты.
Вёлунд — повелитель альвов, прекрасный кузнец
Так же есть несколько малоизвестных, о которых упоминаются только имена светлых альвов - Бейла, Биггвир, Дёккалфар, Сварталфар

Темные альвы (дварфы) — также искусные кузнецы и колдуны.
Альвис — мудрый гном, сватавшийся к дочери Тора и хитростью превращённый в камень.
Андвари — карлик, владеющий сокровищами Нибелунгов.
Брок — помогал Синдри в работе, не переставая, раздувал огонь кузнечными мехами.
Бил — сын Видфина.
Видфин — гном, отправивший своих сыновей добыть мёд из медового фонтана.
Галар — упоминается, как изготовитель «мёда поэзии».
Двалин — выковал копьё Гунгнир, ожерелье Брисингамен, корабль Скидбладнир и золотые волосы для Локи, который затем отдал их Сиф.
Отр — сын Хрейдмара.
Регин — сын Хрейдмара.
Сидри — выковал молот Мьёллнир, вепря Гулинн-бурсти и кольцо Драупнир.
Фафнир — сын Хрейдмара.
Фьялар — упоминается, как изготовитель «мёда поэзии».
Хрейдмар — герой-колдун, которому в качестве выкупа за убийство сына асы передали сокровища Нибелунгов, проклятые Локи.
Хьюки — сын Видфина.
Эйтри — брат Сидри и Брока.

Объедините три вещи вместе, и вы можете представить атмосферу в праздничных мероприятиях, которые она посвятила. Конечно, нельзя было упустить зверского божества даже среди древних египтян, которые вместе с шумерами были одними из первых, кто произвел и потреблял напиток. Осирис был богом, который вытащил своих верующих из эпохи людоедства, чтобы вовлечь их в сельское хозяйство, обучая их искусству брачного производства. Он был также Богом запредельного, который стал после смерти брата брата - последний произнес его с пивом перед их поединком.

Валькирии — ("выбирающие убитых"), в скандинавской мифологии воинственные девы, участвующие в распределении побед и смертей в битвах, помощницы Одина. Первоначально валькирии были зловещими духами сражений, ангелами смерти, получавшими удовольствие от вида кровавых ран. В конном строю проносились они над полем боя, словно стервятники, и именем Одина вершили судьбы воинов. Избранных героев валькирии уносили в Вальхаллу - "чертог убитых", небесный лагерь дружинников Одина, где те совершенствовали свое военное искусство. В поздних скандинавских мифах образы валькирий романтизировались, и они превратились в дев-щитоносиц Одина, девственниц с золотыми волосами и белоснежной кожей, которые подавали избранным героям еду и напитки в пиршественном зале Вальхаллы. Они кружили над полем битвы в облике прелестных дев-лебедей или всадниц, скачущих на великолепных жемчужных конях-облаках, чьи дождевые гривы орошали землю плодородным инеем и росой.
Брюнхильд — лишённая бессмертия валькирия, дева-воительница, возлюбленная Сигурда и жена короля Гуннара.
Гейрскёгуль.
Гёндуль.
Гунн.
Лиод — дочь великана Гримнира, супруга Вольсунга.
Труд — дочь Тора и Сиф.
Скёгуль.
Хильд.
Сигрдрива.
Свава.
В германо-скандинавской мифологии, есть и пророчество о конце света – Рагнарек. Пророчество о Рагнарёке было произнесено мёртвой провидицей (вельвой), которую специально на время вызвал из могилы Один.
Предвестием Рагнарёка явились смерть бога Бальдра, а затем нарушение родовых норм, кровавые распри родичей («детей сестёр»), моральный хаос. В «Речах Вафтруднира» («Старшая Эдда») и в «Младшей Эдде» упоминается также трёхгодичная «великанская зима» Фимбулвинтер (Фимбульвинтер), предшествующая Рагнарёку.
Согласно пророчеству, в день Рагнарёка чудовищный волк Фенрир проглотит Солнце, погрузив мир во тьму, а море выйдет из берегов, когда из глубин всплывёт мировой змей Ёрмунганд. К ним примкнёт и огненный великан Сурт с пылающим мечом, который выжжет землю, и повелительница загробного царства Хель, и коварный бог огня Локи вместе с инеистыми великанами — хримтусами и ётунами. Из Хельхейма приплывает корабль мертвецов Нагльфар. Против них выступят все асы во главе с Одином и все эйнхерии, которых призывает страж богов Хеймдалль, трубя в Гьяллархорн — «громкий рог». Перед битвой Один отправляется к Мимиру, хозяину источника мудрости, испрашивая у него совета.
Один сразится в битве с Фенриром и будет им убит, но сын Одина Видар тут же разорвёт пасть волка (или пронзит его мечом). Тор будет биться со змеем Ёрмунгандом и убьёт его, но и сам падёт от его яда. Бог Фрейр сразится с Суртом и, отдав свой меч слуге Скирниру, погибнет; Хеймдалль — с Локи; Тюр — с псом Гармом. Видя, что ни зло, ни добро не могут победить, великан Сурт соберёт всю убийственную мощь подвластного ему огня и обрушит её на землю, закончив таким образом битву Тьмы и Света.
Но за гибелью мира последует его возрождение: выживут и поселятся на месте, где раньше была долина Идаволл (в центре Асгарда) сыновья Одина — Видар и Вали, и сыновья Тора — Магни и Моди, которые унаследуют молот Мьёльнир. Возвратятся из царства мёртвых и примирятся между собой Бальдр и его убийца — слепой бог Хёд. Выживут, укрывшись в роще Ходдмимир, и два человека — Лив и Ливтрасир, которые вновь дадут начало человеческому роду.

Прежде чем вернуться к жизни, говорится, что его тело изгнало ферментируемые зерновые злаки в качестве подарка человечеству. Раухапте, Рагутиене и Радегаст. Принадлежащие народам прибалтийского и славянского населения, Раугаптаи и Рагутиен были соответственно божествами брожения и пива, которые были описаны как чрезвычайно увлекательные.

И в этом обзоре нельзя было упустить скандинавские цивилизации. Эгир в норвежской мифологии был гигантом и королем моря, а также изобретателем пива. Именно по этой причине он был известен тем, что принимал участие в празднествах крестных отцов, в течение которых они подавали щедрое количество сильного пива. Кто бы никогда не хотел быть гостем Эгира?

Скандинавский пантеон. Боги. Адам Бременский о пантеоне скандинавских богов. — Тор, Один и Фрейр. — Один и Тюр. — Асы и асиньи. — Асы и ваны. — Йотуны. — Потомки йотунов. — Хтонические чудовища. — Локи и его двойственная природа. — Фенрир. — Цверги. — Цверги и карлики. — Богини судьбы. — Валькирии. — История Брюнхильд.
Средневековый немецкий хронист Адам Бременский (XI в.) в своем сочинении упомянул о главном святилище свеонов, то есть шведов, в Упсале, неподалеку от Сиктоны (Сигтуны). Поблизости от святилища, по словам Адама, растет дерево неведомой породы, зеленеющее зимой и летом, а рядом находится источник, в котором свеоны совершали человеческие жертвоприношения. Сам же храм «весь украшен золотом, а в нем находятся статуи трех почитаемых народом богов. Самый могущественный из их богов — Top — восседает на престоле в середине парадного зала, с одной стороны от него — Водан, с другой — Фриккон. Вот как распределяются их полномочия: «Тор, — говорят свеоны, — царит в эфире, он управляет громами и реками, ветрами и дождями, ясной погодой и урожаями. Водан, что означает «ярость», — бог войны, он возбуждает мужество в воинах, сражающихся с неприятелем. Третий бог — Фриккон — дарует смертным мир и наслаждения. Последнего они изображают с огромным фаллосом. Водана же свеоны представляют вооруженным, как у нас обычно Марса. А Тор напоминает своим скипетром Юпитера.» Ко всем их богам приставлены жрецы, ведающие племенными жертвоприношениями. Если грозит голод или мор, они приносят жертву идолу Тора, если война, Водану, если предстоит справлять свадьбы, Фриккону».

Знаете ли вы об этих божествах пива? Это и учебные книги, и некоторые фантазии или художественные произведения. Старейшина или Поэт Эдди, в его учебник стихов. Его Эдда содержит резюме Эддики, урок о работе с устойчивыми метафорами, типичный для средневековой поэзии, и в основном технический счетчик перечислений. Поражение Гюльфи, центральной части Снорри Эдди, находится рядом с единственной письменной редакционной мифологией Эдварда, и поэтому работа Снорри намного превышает его первоначальное намерение возродить поэзию Скальда.

В работе Снорри мифология, концепции формы, мировое происхождение и развитие, пантеон и богини богов и богинь систематически интерпретируются как ответы на вопросы фиктивного короля Гилфи, которые, познав божества и свою власть, отправляются домой, в Асгард. Сага об Инглизе - это вклад Снорри в исторический жанр, прочно связанный с скандинавской литературой. Снорри обрабатывает полумифологические рассказы о Старых островах правителей, объединенных в ансамбли Хеймскрингля, Саги и Инглинзе - ее вступительная часть.

Описание Адама весьма любопытно. Во-первых, из него следует, что во главе шведского пантеона (и это подтверждается археологическими находками — амулетами в форме молота Тора) стоял не Один, а Тор: для населения «внутренней» по отношению к «внешним» Дании и Норвегии Швеции грубоватый и искренний Тор-защитник был ближе и понятнее, чем воинственный и двуличный Один1251. Во-вторых, «распределение функций» между богами в описании Адама вполне соответствует выведенной французским исследователем Ж. Дюмезилем трехчленной структуре социальных функций индоевропейских божеств: Тор в данном случае олицетворяет духовную и юридическую власть, Один — воинскую функцию, а Фриккон (очевидно, Фрейр) — богатство и плодородие.

Мифическая часть рассказывает истории северных божеств с самого начала мира до сумерек, например мудрый Один, падший Фрейдж, сердитый Тор, благородный Бальдро и порочный Локи. Героическая часть посвящена жизни и деяниям людей, таких как Сигурд или Бринхильд, героев, известных из немецкой мифологии и известных для опер Вагнера.

Пейдж переписывает профессионально и остроумные скандинавские мифы, демонстрируя, что они являются носителями сложных и часто противоречивых традиций. Только благодаря этим древним мифам мы теперь знаем, как северный народ представляет собой создание человечества или даже мира. Описывает и описывает подробно наиболее важные боги, мотивы, персонажи и мифы в искусстве. В нем четко представлены религии, убеждения, обычаи и ритуалы всех времен и культур. Богато иллюстрировано более чем 400 фотографиями и четкими картами.

Впрочем, триада Тор — Один — Фрейр характерна для позднего периода скандинавского язычества; первоначально ее, по-видимому, составляли Тор, Фрейр (или Ньерд) и Тюр (Тивас, или Тиу, имя которого этимологически соответствует индоевропейскому Дьяусу; от последнего, в частности, «произошел» Зевс). Причем в «исконном» варианте триады Тор как бог грома и молнии, тождественный индийскому Индре, олицетворял воинскую силу, Фрейр — плодородие и богатство, а Тюр — власть. Однако с развитием культа Одина и усилением «одинического» элемента в скандинавской мифологии Тюр был вынужден уступить свое место в триаде Одину, исходно — покровителю воинских союзов и богу-колдуну. Как писал Е.М. Мелетинский, «превращение Водана-Одина в небесного и верховного бога связано не только с укреплением воинских союзов и повышением удельного веса бога — покровителя военных дружин., но и с расщеплением первоначального представления о загробном мире и с перенесением на небо особого царства мертвых для избранных — смелых воинов, павших в бою. В качестве «хозяина» такого воинского рая Один оказался важнейшим небесным божеством и сильно потеснил и Тюра, и Тора в функции богов неба и войны. Процесс превращения Одина в верховного небесного бога. завершился в Скандинавии (начавшись в германских землях. — Ред.). Здесь Один оставил заметные следы в топонимике (главным образом в названиях водоемов и гор)».

Мифы - это не просто рассказы о призрачном предке, поскольку они составляют основу всех культур как в прошлом, так и в настоящем. И верования и ритуалы во многих частях мира, которые тесно связаны с мифами, все еще определяют повседневную жизнь и культуру. В книге основное внимание уделяется большой географической области, населенной германскими племенами в прошлом, а также рассматривается в Финляндии, которая географически географически релевантна. Пароли касаются источников, из которых реконструируются мифы, но прежде всего отдельные боги и мифологические фигуры для нас, странный и странный пантеон.

Одина с Тором и Тюром, помимо «совместного членства» в триаде верховных божеств, объединяет и принадлежность всех этих богов к числу главных божеств скандинавского пантеона — асов. Кроме Одина, Тора и Тюра, согласно «Эддам», к асам принадлежат также Хеймдалль, Браги, Хед, Видар, Хенир, Улль, Форсети, Локи, Вали и Бальдр. «Младшая Эдда» перечисляет и богинь, или асинь: это Фригг, Сага, Эйр, Гевьон, Фулла, Сьевн, Ловн, Вар, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна, Соль, Биль, Йорд и Ринд. По своим «сферам влияния» асы и асиньи распределяются следующим образом:
Один — верховный бог, божество неба, покровитель воинской доблести, бог мудрости и священного знания;

Хольгер Калвейт - первый исследователь, который дает эзотерическую интерпретацию этого эпоса, ранее считавшегося просто книгой легенд и басен. Он содержит подробный анализ символического значения и значения скандинавского прогона, различные типы интерпретаций, дополненные примерами и примерами самого раннего алфавита.

Резкие углы букв, выгравированных камнем, деревом или металлом, приведут нас в мир далеких предков и помогут нам раскрыть знания и мудрость. Он знаком с источниками германской мифологии, описывает создание, расположение и вымирание мира в воображении древних немцев, обсуждает их наиболее известные боги и богини, религиозный культ и прием германской мифологии в более поздние времена.

Тор — сын Одина, бог грома и молнии, бури и плодородия, защитник богов и людей;
Тюр — бог неба, войны и воинских правил;
Хеймдалль — страж богов, а также (в ипостаси Рига) родоначальник трех людских сословий — конунгов, крестьян и рабов;
Браги — сын Одина, бог скальдического искусства;
Хед — сын Одина, слепой бог, убийца своего брата Бальдра;
Видар — сын Одина, «молчаливый бог», божество войны;
Хенир — брат и спутник Одина, вместе с которым он оживил первых людей;
Улль — бог охоты и стрельбы из лука;
Форсети — сын Бальдра, бог справедливости и правосудия; Локи — бог хитрости и коварства; Вали — сын Одина, бог-мститель;
Бальдр — сын Одина, «светлый бог», божество плодородия, мира и красоты;
Велунд — божественный кузнец, бог-покровитель путников; Фригг — супруга Одина, богиня-покровительница брака и супружеской верности;
Сага — вероятно, богиня прорицания; Эйр — богиня врачевания; Гевьон — богиня целомудрия;
Фулла — богиня изобилия, покровительница девственности;
Сьевн — богиня любви;
Ловн — богиня любви и милосердия;
Вар — богиня верности и любовных клятв;
Вер — богиня знания;
Сюн — богиня-хранительница;
Хлин — богиня-покровительница;
Снотра — богиня сдержанности, рассудительности;
Гна — богиня-вестница;
Соль — богиня солнца;
Биль — богиня луны;
Йорд (Фьергюн) — богиня земли, мать Тора; Ринд — мать Вали.


Кроме того, в числе богов иногда упоминаются морской великан Эгир и его супруга Ран — владычица морей; Скади — богиня-лыжница, покровительница охоты; сыновья Тора Магни и Моди; Сив — супруга Тора, богиня с золотыми волосами; Идунн — супруга Браги, хранительница молодильных яблок; Нанна — супруга Бальдра; Сигюн — супруга Локи; Хермод — брат Бальдра; Вили и Ве — братья Одина; Од — супруг Фрейи, вероятно, ипостась Одина.

По справедливому замечанию Е. М. Мелетинского, «асы представлены в мифах как возглавляемая Одином патриархальная родовая община, в которой, однако, важные вопросы решаются на тинге (народном собрании); большое значение имеют ритуальные пиры богов с распитием священного напитка».
В эддических текстах часто встречаются имена трех богов, которые не принадлежат к асам. Это Ньерд, Фрейр и его сестра Фрейя. Они — боги представители богов плодородия ванов, в начале времен враждовавших с асами и даже воевавших с ними. Война асов с ванами считается в скандинавской традиции первой войной в мировой истории. Победа в этой войне склонялась на сторону ванов, и асы поспешили заключить перемирие и в знак нерушимости мирного соглашения отдали ванам в заложники Хенира, а те, в свою очередь, передали асам Ньерда и Фрейра (равно как и, по-видимому, Фрейю). В итоге Хенир, непременный участник ранних походов Одина по миру, совершенно «выпал» из мифологического повествовательного цикла, зато ваны, в особенности Фрейр и Фрейя, сделались непосредственными участниками многих событий. По своим функциям эти божества являются богами плодородия, причем Ньерд также повелевает морской стихией, его сын Фрейр — бог растительности и супруг богини земли Герд, а дочь Фрейя — богиня любви и красоты, знаток магии сейд.

Фридрих фон Штассен. Асы и ваны (1914 г.). Первыми по мосту Биврест спускаются Один и Фригг, за ними — Фрейр, Фрейя, Тор и Локи.
Другие представители племени ванов в мифологических текстах не упоминаются, если не считать загадочного Квасира, «наполовину вана», из крови которого, смешанной с пчелиным медом, был изготовлен мед поэзии.

Особое положение занимают упоминаемые в «Эддах» Деллинг (рассвет), Нотт (ночь), Даг (день), Кари (воздух), Хлер (море), Вирд (доля); из сохранившихся текстов трудно понять, причислялись ли они к богам или к инеистым великанам — последние, следует отметить, богами вовсе не считались.

Асы и ассимилированные ими ваны обитают в Асгарде, где у каждого бога и каждой богини имеется собственный чертог и собственные палаты. В Асгарде же хранятся сокровища богов: принадлежащие Одину копье Гунгнир, бросок которого положил начало войне между асами и ванами, и золотое кольцо Драупнир, молот Тора Мьелльнир; принадлежащие Фрейру чудесный вепрь Гуллинбурсти с золотой щетиной и корабль Скидбладнир, всегда имеющий попутный ветер и вмещающий любое число воинов; ожерелье Брисингов, или Брисингамен, которым владеет Фрейя и которое помогает при родах; молодильные яблоки богини Идунн. Эти сокровища составляют предмет вожделения великанов-йотунов, основных врагов божеств скандинавского пантеона.

Йотуны ведут свой род от инеистых великанов, или хримтурсов, первым из которых был Имир. Когда боги Один, Вили и Ве убили Имира и сотворили из его тела мироздание, а из крови — Мировой океан, в крови Имира утонули все инеистые великаны1261, кроме Бергельмира, внука
Имира, который спасся в погребальной ладье. «Старшая Эдда» гласит:
Бергельмир жил
за многие зимы
до сотворения суши:
как он лежал
в погребальной ладье —
вот что мне первое памятно.

Бергельмир стал родоначальником нового поколения великанов, получивших имя йотунов, или турсов.
Йотуны обитают в холодной каменистой стране где-то на востоке мира (в его горизонтальной проекции), эта страна называется Йотунхейм, или Утгард. Правит ими великан по имени Утгарда-Локи, или Скрюмир. Совпадение имени этого великана с именем аса Локи до сих пор не получило удовлетворительного объяснения; любопытно, что Саксон Грамматик в своих «Деяниях датчан» утверждает, что Утгарда-Локи — это собственно Локи, изгнанный другими богами в Утгард.

Йотуны, с одной стороны, хранители древней мудрости, унаследованной ими от инеистых великанов. Мудрость йотунов показывает, в частности, эддическая песнь «Речи Вафтруднира», в которой Один состязается в вопросах и ответах с великаном Вафтрудниром. К йотунам, вероятно, принадлежал и Мимир, с чьей головой Один советуется и из чьего источника у корней ясеня Иггдрасиль он черпает мудрость. Мудр и Скрюмир, испытывающий Тора своими загадками, мудры Суттунг и Бауги — хранители меда поэзии.

С другой стороны, йотуны нередко демонстрируют скудоумие, впоследствии ставшее отличительной чертой их потомков — троллей. Таков противник Тора Трюм, таков Хюмир, вместе с Тором ловивший мирового змея Йормунган- да, таков, наконец, безымянный великан-строитель Асгарда, обманутый Локи (подробнее о сражениях йотунов с богами см. главу III первой части).

С течением времени миф уступил место сказке, и мифологические йотуны «превратились» в недалеких троллей, унаследовавших от своих предшественников только огромную силу — и страх перед Тором, защитником богов и людей. Многие скандинавские баллады посвящены противоборству людей с троллями; как правило, люди одерживали в этих противоборствах победу не силой, а хитростью. Так, например, датская баллада «Святой Олуф и тролли» рассказывает о поединке конунга Олуфа с троллями, обитавшими на горе Хорнелуммер:

Велит он построить и с брега столкнуть
Ладью отменной оснастки.
«Отсель мы отправимся, чтоб задать
Нечистой силе острастки!»

Кормщик взобрался на груду добра. « Стоянка с худою славой У Хорнелуммера: эта гора Захвачена троллей оравой. Множество лет живет на земле Старшой их, по прозвищу Аред. Наши ладьи с молодцами в скале Замыкает злодей и скаред. Пышут кострами гляделки его. Ногти чернее дегтя, Загнуты вроде козлиных рогов, Длиной не менее локтя. Его бородища у самых колен Треплется конской гривой. Тошно глядеть на когти его И видеть хвост шелудивый».

Но конунг не испугался и не отказался от своего намерения. Только ладья подошла к горе, как навстречу конунгу вышел сам Аред. «Скажи мне, Рыжая Борода, Как ты со страху не умер? Большая тебя ожидает беда! Попомнишь ты Хорнелуммер! Никто не причаливал к нашей земле! Вот собью с тебя спесь: В скалу одной рукой засажу Ладью, что болтается здесь!»

Аред попытался выполнить свою угрозу, но лишь увяз в скале по колена. Он воскликнул:
«Я в камне завяз, но хребта и рук
Ничуть не утратил силу.
На собственной шкуре испробуешь ты
Мою молодецкую жилу!»
Конунг ответил:

«Каменной глыбой, нечистый дух,
На глазах у крещеного люда
Ты простоишь до судного дня,
Никому не делая худа!»

Отколь ни возьмись, прибежала карга,
Вытянув шею отвратно.
Она что есть мочи таращила очи,
Визжа: «Убирайтесь обратно!»
Велела она, чтоб Олуф-король
Немедля ноги унес,
А он приказал ей недвижно стоять
И каргу превратил в утес.
Малые тролли, сидя в норе,
Хватают железные крючья:
«Коль скоро матушка наша молчит,
Нет ли в том злополучья?
А если виной не кто иной,
Как недруг рыжебородый,
Железными прутьями угостим
Губителя нашей породы».
Славной шуткой дружину свою
Позабавил Олуф Святой:
Заклятьем он камень с камнем свел
И стену свел со стеной.
Наглухо гору он замкнул
Так, что не стало ходу
С этой поры из недр горы
Ни троллям, ни их приплоду.
Тролль меньшой взаперти бушевал
И такие выкрикивал речи:
«Нам глыбы тяжеле этой горы
Взвалить случалось на плечи!»
Братья, хвост подпирая лбом,

Подсаживать стали друг друга, Но им скала была невподъем: Хребты раздробила натуга1281.
Помимо йотунов, с богами враждуют хтонические чудовища: это мировой змей Йормунганд, чудовищный волк Фенрир и владычица преисподней Хель, — порожденные в лесу Ярнвид великаншей Ангрбодой от аса Локи.
Локи, подобно Одину, ведет свой род от инеистых великанов: его отец — хримтурс Фарбаути. Кроме того, он — родной или сводный брат Одина; в эддической песни «Перебранка Локи» он произносит такие слова:
Оба мы, Один, во время оно
кровью братство скрепили.

К. Кварестрем. Локи и Хед (ок. 1890 г.).

Чудовища скандинавского пантеона

Из мифов следует, что Локи постоянно мечется между богами и йотунами: он то подстрекает йотунов похитить сокровища асов и сам принимает участие в этих похищениях, то помогает богам вернуть украденные сокровища. Так, он хитростью возвращает похищенный великаном Трюмом молот Тора, а затем срезает у супруги Тора Сив ее золотые волосы, но из страха перед Тором заставляет цвергов выковать богине новые. Он обманом завлекает в лес богиню Идунн, хранительницу молодильных яблок, и отдает ее во власть великана Тьяцци, однако, устрашенный угрозами других богов, которые начали стремительно стареть, проникает в жилище Тьяцци и возвращает Идунн в Асгард. Он вместе с Одином и Хениром принимает участие в оживлении первых людей — и он же немало способствует гибели богов и всего живого в битве перед концом света.

Многие исследователи полагали, что двойственность образа Локи заключается в его «огненной природе» (имя Loki выводили из Logi «огонь»); впервые такую точку зрения высказал еще Снорри Стурлусон в «Младшей Эдде». Впрочем, проделки Локи и его постоянное стремление разрушить или осквернить то, что было создано другими богами, прежде всего Одином, показывают, что правильнее было бы характеризовать этого бога как отрицательный вариант культурного героя, как мифологического плута-трикстера с выраженными хтоническими и демоническими свойствами. Более того, можно сказать, что Локи — отрицательный двойник Одина; в некоторых работах утверждается, что Локи (божество трикстер скандинавском пантеоне) противопоставляется Одину, как космогония, или миротворение, противопоставляется эсхатологии, или мироразрушению.

По намекам, содержащимся в «Прорицании вельвы», можно предположить, что Локи, зачиная с Ангрбодой чудовищ, сознавал, какую роль им суждено сыграть в битве перед концом света. Это обстоятельство подкрепляет гипотезу о Локи как об отрицательном культурном герое, разрушающем и «перераспределяющем» созданное другими.

Песнь «Краткое прорицание вельвы» рассказывает об отпрысках Локи более или менее подробно: От Ангрбоды Локи
Волка родил, а Слейпнир —
сын Локи от Свадильфари;
еще одно чудище,
самое злое,
на свет рождено
Бюлейста братом.
Найдя на костре
полусгоревшее женщины
сердце, съел его Локи;
так Лофт зачал
от женщины злой;
отсюда пошли
все ведьмы на свете.

Чудовища, рожденные Ангрбодой, настолько напугали богов (пророчица-вельва открыла божествам грядущее и предрекла гибель), что змея Йормунганда Один низверг в Мировой океан, и, как говорится в «Младшей Эдде», «так вырос Змей, что посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост»; Хель отправилась в преисподнюю, а волка Фенрира боги взяли в Асгард, чтобы он находился у них под постоянным присмотром. Кормить его осмеливался только Тюр. Пророчества гласили, что Фенрир рожден на погибель богам, поэтому асы решили посадить волка на цепь. Первая цепь называлась Лединг, и Фенрир сразу ее порвал; вторая цепь называлась Дроми, и она также не удержала волка; самой крепкой оказалась третья цепь, Глейпнир, выкованная по просьбе богов цвергами из «шести сутей» — шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, медвежьих жил, рыбьего дыхания и птичьей слюны. Асы надели эту цепь на волка, причем Тюру пришлось пожертвовать правой рукой, которую он положил Фенриру в пасть в залог того, что боги не обманут волка. Эта цепь будет удерживать Фенрира до конца времен: в канун Рагнарек волк разорвет путы и вырвется на свободу.

В «Младшей Эдде» имеется любопытный эпизод. Конунг Гюльви, выслушав рассказ Одина об усмирении волка, спрашивает: «Отчего же не убили боги Волка, если ждут они от него большого зла?» Ответ Одина был краток: «Так чтили боги свое святилище и свой кров, что не хотели осквернять их кровью Волка, хоть и гласят пророчества, что быть ему убийцею Одина».

Единоборства Одина с Фенриром и Тора с Йормунгандом в Рагнарек, завершающиеся гибелью противников, знаменуют одновременно краткое торжество хаоса и зарождение нового космоса. В современной политико-культурологической терминологии (модель социомеханики) эти поединки и сам Рагнарек можно охарактеризовать как метафорическое описание «фазового перехода» от одной цивилизационной стадии к другой.

Выше уже неоднократно упоминались цверги, они же карлики, искусные мастера, создатели многих сокровищ богов. Согласно эддическому мифу, они были созданы богами из костей и крови некоего Бримира или Блаина (вероятно, эпитет Имира):

Сошлись на судбище, по лавам сели, совет держали все вышние боги: кому-то должно карликов сделать из крови Бримира, из кости Блаина; был Мотсогнир сделан и назван первым в народе цвергов, вторым был Дурин, по слову Дурина и прочих цвергов человекоподобных вылепили из глины.

Правда, «Младшая Эдда» утверждает, что цверги первоначально были червями в теле Имира, но «по воле богов обрели человеческий разум и приняли облик людей». Перечень имен цвергов в «Прорицании вельвы» любопытен для современного читателя тем, что там встречаются многие имена, знакомые ему по эпопее Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец»:

Нии да Ниди,
Нордри да Судри,
Аустри да Вестри,
Альтиов, Двалин,
Бивер, Бавер,
Бембур, Нори,
Ан да Анар,
Аи, Мьедвитнир,
Вейг и Гандальв,
Виндальв и Траин,
Текк и Торин,
Трор, Вит и Лит,
Нар и Нирад

(ныне всех цвергов), Регин и Радсвинн (разом поименую), Фили, Кили, Фундин, Нали, Хефти, Вили, Ханар, Свиор, Фрар и Хорнбори, Фрег и Лони, Аурванг, Яри, Эйкинскьяльди; а вот родословная Ловара предков — Потомков Двалина поименую, чей род явился из камня земного, пришел из трясины на песчаную землю: Драупнир, во-первых, Дольгтрасир тоже, Хар и Храугспори, Хлеванг, Глои, Дори, Ори, Дув и Андвари, Скивир, Вивир, Скафинн, Аи, Альв, Ингви, Эйкинскьяльди, Фьялар и Фрости, Фин и Гиннар — Вот родословная Ловара предков,

Пускай человеки до века хранят...
Цверги обитают в земле и в камнях, они боятся солнечного света, который обращает их в камень (этой особенностью цвергов воспользовался, едва ли не единственный раз выказав хитрость, бог Тор, затянувший препирательство с карликом Альвисом, который сватался к дочери бога, до самого рассвета).

Руками цвергов выкованы главные сокровища богов — копье Гунгнир и золотое кольцо Драупнир, золотые волосы Сив и вепрь с золотой щетиной, ожерелье Брисингамен, молот Мьелльнир и корабль Скидбладнир. Двое цвергов, Фьялар и Галар, изготовили мед поэзии.

В позднейшей фольклорной традиции цверги «превратились» в карликов, или гномов, — крохотных седобородых существ, отличающихся могучим телосложением и недюжинной физической силой; зрелости они достигают трех лет от роду, а к семи годам у них отрастают седые бороды. Они добывают самоцветы и руду, куют оружие, доспехи и украшения, зачастую наделяя свои изделия магическими свойствами. Отличительная черта в облике карликов — ступни, либо похожие на птичьи лапы (гусиные или вороньи), либо вывернутые задом наперед. Поэтому они носят плащи до пят. Считается, что узнать, карлик ли перед тобой, можно, если насыпать на дорогу пепел или муку, а потом внимательно рассмотреть следы.
Цвергов в мифологических текстах иногда именуют черными или темными альвами, тем самым противопоставляя их, как обитающих в земле, альвам светлым — духам плодородия, обитающим в Асгарде.
Правитель светлых альвов — божественный кузнец Велунд.

* * *
Рассказ о «действующих лицах» скандинавской мифологии будет неполным без упоминания об особой группе богинь — дис.
Дисы — низшие женские божества, по своим функциям непосредственно связанные с судьбой: они определяют судьбы людей, прежде всего воинов. К дисам принадлежат норны и валькирии.

Норны — богини судьбы, «родственные» греческим мойрам и римским паркам. Их обиталище находится у корней ясеня Иггдрасиль, рядом с неким таинственным источником (в «Прорицании вельвы» он назван «источником Урд», по имени одной из норн). Их имена — Урд, то есть «судьба» или «прошедшее»; Верданди — «становление» или «настоящее»; Скульд — «долг» или «будущее».

Согласно эддической песни «Речи Фафнира» норн не три, а гораздо больше, причем они ведут свой род как от асов, так и от альвов и даже от цвергов:
Сигурд сказал:
«Фафнир, скажи мне,
ты мудр, я слышал,
и многое знаешь:
кто эти норны,
что могут прийти
к женам рожающим?»
Фафнир сказал:
«Различны рожденьем
норны, я знаю, — их род не единый: одни от асов, от альвов иные, другие от Двалина»1311.
В одной из героических песней «Старшей Эдды», «Первой песни о Хельги Убийце Хундинга», подробно рассказывается о том, как действовали норны, определяя человеческую судьбу:
Ночь была в доме,
норны явились
судьбу предрекать
властителю юному;
судили, что он
будет прославлен,
лучшим из конунгов
прозван будет.
Так нить судьбы
пряли усердно,
что содрогались
в Бралунде стены;
нить золотую
свили и к небу —
к палатам луны —
ее привязали.
На восток и на запад
концы протянули,
конунга земли
нитью отметили;
к северу бросила
Нери сестра нить,
во владенье
север отдав ему.

Что касается валькирий, эти богини, спутницы и помощницы Одина, также определяют человеческие судьбы — однако если норны делают это при рождении человека, то валькирии решают, кому из павших в битве суждено попасть в Вальхаллу, а кто отправится в Хель. Всего валькирий двенадцать, у них ослепительно яркие голубые глаза и длинные светлые волосы, одеты они обычно в доспехи, на головах — рогатые шлемы, в руках — мечи и копья. В Вальхалле они услаждают слух эйнхериев музыкой и песнями. «Старшая Эдда» называет валькирий по именам:

Христи Мглиста
рог да подаст мне,
тож Секирница и Протыка,
Сечь и Сила,
Страдь и Дружина,
Мечезвоница и Копьемеча;
а Защита и Щада, и
Советница тоже эйнхериям пиво несут.

Вверху изображены норны, прядущие нить судьбы, внизу — хозяйка преисподней Хель.
В героических песнях «Старшей Эдды» валькирии носят другие имена, из которых наиболее известна Брюнхильд (Сигрдрива «Саги о Вельсунгах») — нареченная витязя Си- гурда (германского Зигфрида), который забыл о ней, отведав напитка забвения, и женился на сестре короля гуннов Гудрун. Обуреваемая местью, Брюнхильд подстрекает своего супруга Гуннара, брата Гудрун, убить Сигурда, а когда тот погибает, сама всходит на погребальный костер — и, согласно эддической песни «Поездка Брюнхильд в Хель», попадает после смерти отнюдь не в Вальхаллу, а в преисподнюю.



У.Т. Мод. Скачка валькирий (ок. 1890 г.).

В корпусе эддических текстов содержится и «Песнь валькирий», замечательно характеризующая этих дев-воительниц: Соткана ткань большая, как туча, чтоб возвестить воинам гибель.

Окропим ее кровью, накрепко ткань стальную от копий кровавым утком битвы свирепой ткать мы должны. Сделаем ткань из кишок человечьих; вместо грузил на станке — черепа, а перекладины — копья в крови, гребень — железный, стрелы — колки; будем мечами ткань подбивать!.. Страшно теперь оглянуться: смотри! По небу мчатся багровые тучи; воинов кровь окрасила воздух, — только валькириям это воспеть! Спели мы славно о конунге юном; слава поющим! Слышавший нас песню запомнит, людям расскажет о том, что слышал от жен копьеносных! Мечи обнажив,

На диких конях, не знающих седел, прочь мы умчимся.
В этой песни, кстати сказать, отражено реальное историческое событие — битва, произошедшая в страстную пятницу 1014 г. при Клонтарве (Ирландия). В этой битве ирландский правитель Бриан ценой собственной смерти одержал победу над викингами — конунгом Сигтрюном и ярлом Сигурдом. В «Саге о Ньяле», в которой сохранилась эта песнь, рассказывается о ряде знамений, предшествовавших этой битве. Так, некий человек по имени Дерруд видел, как двенадцать валькирий подъехали к дому, в котором стоял ткацкий станок, и, войдя в дом, стали ткать там ткань из человеческих кишок и спели эту зловещую песнь. Кончив ткать, они разорвали ткань на части и ускакали в разные стороны.

По всей вероятности, к дисам принадлежит и вельва — пророчица, которую Один вызвал из могилы, чтобы узнать у нее об участи Бальдра; «Прорицанием вельвы» — песнью, в которой излагаются космогония и эсхатология скандинавского мифологического мироздания, — начинается
«Старшая Эдда».

Многообразие персонажей скандинавской мифологической системы лишь на первый взгляд представляется хаотическим, лишенным какой бы то ни было структуры. Центральными персонажами этой мифологии, ее «осью», безусловно выступают боги-асы, вокруг которых выстраиваются все мифологические сюжеты. Как писал Е.М. Мелетинский, «боги противостоят враждебным хтоническим чудовищам и йотунам; возвышаются над природными духами альвами и над карликами (цвергами), над женскими судьбоносными существами (валькириями и норнами), над земными героями. Высший пантеон богов в скандинавской космотеогонии представлен как результат объединения двух групп богов — асов и ванов после войны, точнее, как результат ассимиляции асами ванов — весьма ограниченной категории божеств, связанных с аграрными культами, наделенных магическим и пророческим даром, сакральным миролюбием... Во многих текстах боги и асы — синонимы, так как ваническая аграрная мифология подчинена одинической, то есть небесно-хтонической, воинской и «шаманской» мифологии Одина.»

К. Дилитц. Валькирия (ок. 1890 г.).

Как ясень Иггдрасиль соединяет собой все девять миров, так и боги-асы, прежде всего Один, Тор и Локи, выступают связующим звеном различных событий, укладывающихся благодаря «посредничеству» богов в единый, выраженно эсхатологический сюжет.