» » Япония в древние времена. Все о японии. Культура Японии курганного периода. Религия

Япония в древние времена. Все о японии. Культура Японии курганного периода. Религия

Не секрет, что японцы сейчас считаются довольно странным народом: у них очень своеобразная культура, музыка, кино, да и вообще всё. Прочитав факты из этой статьи вы поймёте откуда растут корни этих странностей. Оказывается, японцы всегда были такими.

Более двух с половиной веков Япония была закрытой страной.

В 1600 году после долгого периода феодальной раздробленности и гражданских войн, в Японии пришёл к власти Токугаве Иэясу - основатель и первый глава сёгуната в Эдо. К 1603 году он окончательно завершил процесс объединения Японии и начал править своей «железной рукой». Иэясу, как и его предшественник, поддерживал торговлю с другими странами, но очень подозрительно относился к иностранцам. Это привело к тому, что в 1624 г. была полностью запрещена торговля с Испанией. А в 1635 г. вышел указ о запрете японцам покидать пределы страны и о запрете уже выехавшим возвращаться. С 1636 г. иностранцы (португальцы, впоследствии голландцы) могли находиться только на искусственном островке Дэдзима в гавани Нагасаки.

В настоящее время период Эдо классифицируется как раннее современное время в американских и британских книгах. То, что зрелость периода Эдо являлось основным фактором в обеспечении успеха усилий по модернизации во время и после восстановления Мэйдзи, сегодня считается самоочевидным вопросом общих исторических знаний. Помимо мелкого академического сектализма, существует более фундаментальная и давняя проблема отсутствия чувства мировой истории? среди японцев. Учитывая, что никогда не было смысла мировой истории? среди японцев, какие цивилизации разработали такую ​​перспективу?

Японцы были низкими потому что не ели мясо.

С VI по XIX век средний рост японских мужчин составлял всего 155 см. Связано это с тем, что именно в VI веке китайцы «по-соседски» поделились с японцами философией буддизма. Так и не ясно почему, но новое мировоззрение пришлось по душе правящим кругам японского общества. А особенно та его часть, что вегетарианство - это путь к спасению души и лучшей реинкарнации. Мясо было полностью исключено из рациона японцев и результат не заставил себя долго ждать: с VI по XIX век средний рост японцев уменьшился на 10 см.

Давайте рассмотрим как Китай, так и Европу, чтобы посмотреть, сделали ли они это. С древних времен Китай придерживался синоцентрического мировоззрения, в котором Китай рассматривался как центр цивилизации и страны за пределами Китая как нецивилизованный или варварский, довольно корыстный, эгоистический, и даже империалистический взгляд на «всемирную историю». Сношения с иностранцами проводились в феодальном рамочной или дипломатической дипломатии, о которой изобилует целый ряд теорий; некоторые историки считают это просто церемониальным приличием, а другие считают это политическим реализмом с военной угрозой со стороны Китая.

В древней Японии была распространена торговля «Ночным золотом».

Ночное золото - фразеологизм, которым обозначается продукт жизнедеятельности человека, его фекалии, используемые в качестве ценного и сбалансированного удобрения. В Японии эта практика применялась довольно широко. Притом отходы богатых людей продавались по более высокой цене, потому что их питание было обильным и разнообразным, поэтому в получаемом «продукте» оставалось больше питательных веществ. Различные исторические документы начиная с IX столетия подробно описывают порядок процедур для туалетных отходов.

До сих пор не было достигнуто консенсуса даже среди ученых восточной истории об этих концепциях феодализма? и дипломатическая дипломатия. Это мировоззрение было действительно ясно в эпоху Эдо. Ученые со времен Разан Хаяси и Соко Ямага, принадлежавшие Норинаге Мотоури, видели Японию как центр цивилизации, и с этого времени возникла убежденность в том, что Япония была Невероятной Святой Землей. Когда династия Мин упала, правительство Пекина, свергнутое маньчжурами, с презрением считалось интеллигенцией эпохи Эдо.

Это отношение усилилось, когда в последние дни династия Мин требовала военной помощи из Японии сразу после ее падения. Сёгун того времени, Иемицу Токугава, на самом деле серьезно рассмотрел план наземных войск на континенте, чтобы восстановить династию Мин, и только обстоятельства в Китае после падения правления Мин прекратили его реализацию. Известие о провале внутреннего восстания против завоевателей Цин сторонниками бывшего Минского суда убеждало Иемицу, что спасение старого режима будет невозможно.

Порнография в Японии процветала всегда.

Сексуальные темы в японском искусстве возникли много веков назад и восходят к древним японским мифам, среди которых самый известный - миф о возникновении японских островов в результате сексуальной связи бога Идзанаги и богини Идзанами. В древних памятниках нет и намёка на неодобрительное отношение к сексу. «Эта откровенность в рассказе о сексе и литературных материалах, - пишет японский культурантрополог Тосинао Ёнэяма, - сохранилась вплоть до нашего дня… В японской культуре не было в отношении секса сознания первородного греха, как это имело место в христианских культурах».

Это показывает, однако, что Япония не была закрытой страной даже в Токугавский период, и исторический факт заключается в том, что сёгунат был готов отправить войска за границу, если возникнет чрезвычайная ситуация. Эта эпоха также показала, что многие интеллектуалы Китая бежали из своей родины и искали убежища в Японии. В результате этих событий у Японии не было дипломатических отношений с Китаем с начала периода Эдо. Несмотря на это, период Эдо пережил возрождение конфуцианства и, хотя современное китайское правительство в Пекине был либо уволен, либо проигнорирован, классический Китай и пути его древних мудрецов были чрезвычайно восприняты с большим уважением, настолько, что период Эдо вполне можно было назвать ренессансом Конфуцианства.

Рыбаки в древней Японии использовали прирученных бакланов.

Происходило всё примерно так: ночью рыбаки выходили на лодке в море и зажигали факелы, чтобы привлечь рыбу. Далее, выпускали около дюжины бакланов, которые были привязаны к лодке с помощью длинной верёвки. При этом шея каждой птицы была слегка перехвачена гибким воротником, чтобы та не смогла проглотить пойманную рыбу. Как только бакланы набирали полные зобы, рыбаки вытаскивали птиц на лодку. За свою работу каждая птица получала вознаграждение в виде небольшой рыбёшки.

Сорай Огю даже зашел так далеко, что объявил, что не будет читать любой текст датируется позже, чем Хоу Хан Шу. Следовательно, конфуцианство этой эпохи, будь то Цзинсай Ито или Сорай Огю, ​​не подвергалось воздействию нового с цивилизация из современного Китая. Затянувшееся в Японии изучение конфуцианства на протяжении тысячелетий с момента его введения в островную нацию породило классический культурный ренессанс, феномен, параллельный тому, что на Западе. Это можно рассматривать как попытку установить чувство современной государственности.

В древней Японии была особая форма брака - цумадои.

Полноценная малая семья - в виде совместного проживания - в Древней Японии не была типичной формой брака. Основу семейных отношений составлял особый японский брак - цумадои, при котором муж свободно посещал жену, сохраняя, по сути, раздельное жительство с ней. Для основной массы населения брак заключался по достижении совершеннолетия: в 15 лет для юноши и в 13 – для девушки. Заключение брака предполагало согласие многочисленной родни, вплоть до дедов и бабок со стороны жены. Брак цумадои не предполагал моногамности, и мужчине не возбранялось иметь нескольких жен, а также наложниц. Однако вольное отношение со своими женами, оставление их без причины, чтобы жениться на новой жене, законами не допускалось.

Япония возродила интерес к конфуцианству между 17 и 19 веками, вызвав классический культурный ренессанс, который, в свою очередь, способствовал созданию и развитию школы мысли Кокугаку Кечу, Мабучи Камоно и Норинага Мотури. В том смысле, что эта новая идеология помогла чувство современной государственности, это также феномен, параллельный событиям в западном мире. Эта идеология была сосредоточена на Японии и не была культурным подчинением Китаю. В конечном итоге это отношение было просто зеркальным отражением взгляда Китая на себя как на центр цивилизованного мира, окруженного варварами, где Япония и Китай обменивались местами в новой схеме.

В Японии было и остаётся достаточно много христиан.

Христианство появилось в Японии в середине 16 века. Первым миссионером, который проповедовал японцам Евангелие был баск - иезуит Франциск Ксаверий. Но мессионерство длилось не долго. Вскоре сёгуны стали видеть в христианстве (как вере иностранцев) угрозу. В 1587 году объединитель Тоётоми Хидэёси запретил пребывание миссионеров в стране и начал притеснения верующих. В качестве оправданий своих действий он указывал на то, что некоторые новообращенные японцы оскверняли и разрушали буддийские и синтоистские святилища. Репрессивную политику продолжил и политический преемник Хидэёси Токугава Иэясу. В 1612 году он запретил исповедание христианства в своих владениях, а в 1614 году распространил этот запрет на всю Японию. В эпоху Токугава было замучено около 3000 японских христиан, остальные претерпевали заключение в тюрьмы или ссылки. Политика Токугавы обязывала все японские семьи регистрироваться в местном буддийском храме и получать свидетельство, что они не являются христианами.

Общая концепция расширения сферы видимости за пределами Японские острова для остальной Азии, таким образом, были вокруг долгое время. Это объясняет завоевание клана Сацума Окинавы, событие, довольно раннее в современной истории Японии. У китайцев, со своей стороны, была только замкнутая и исключающая идеология, сосредоточенная на Китае, что, безусловно, не было глобальной перспективой. Было ли тогда ощущение мировой истории в Европе? Гегель и фон Ранке имели такое понимание, но это было в современную эпоху, и, вопреки распространенному мнению, в Западной Европе не существовало перспектив мировой истории в строгом смысле этого слова, вплоть до средневековья.

Японские проститутки делились на несколько рангов.

Помимо всем известным гейш, которые по большому счёту были просто ведущими церемоний, в Японии существовали и куртизанки, которые в свою очередь, делились на несколько классов в зависимости от стоимости: таю (самые дорогие), коси, цубонэ, сантя и самые дешёвые - уличные девки, банщицы, прислужницы и т. п. Негласно существовало следующее соглашение: раз выбрав девушку, нужно было её придерживаться, «остепениться». Поэтому мужчины нередко содержали собственных куртизанок. Девушки ранга таю обходились в 58 моммэ (около 3000 рублей) за раз и это не считая обязательных 18 моммэ для прислуги - ещё 1000 рублей. Проститутки самого низшего ранга стоили примерно 1 моммэ (около 50 рублей). Помимо непосредственной оплаты услуг существовали ещё сопутствующие расходы - еда, питьё, чаевые множеству слуг, всё это могло доходить до 150 моммэ (8000 рублей) за вечер. Таким образом, мужчина, содержащий куртизанку, вполне мог выложить за год около 29 кэммэ (около 580 000 рублей).

Благодаря доступу на улицу, заблокированному мусульманской экспансией в Средиземноморский регион, Европа оставалась в бутылках почти тысячу лет без взглядов на внешний мир. Это было также не воплощением мировой истории. Европейское господство было создано только в последние два-два с половиной века, и до этого Европа имела ограниченный взгляд на мир. Этот факт совершенно забыт в Японии.

Одним из результатов этого являются японские учебники, которые абсурдно относятся к истории Европы как к мировой истории. Кроме того, сегодня мы должны преодолеть японский взгляд на эпоху Эдо, когда Китай был центром мира. В конце концов, Япония - это не Европа, а не Китай, и ее лучше всего рассматривать как коренную цивилизацию, чья родословная не зависит от континентальной цивилизации Евразии, которой принадлежат как Европа, так и Китай. Однако самосознание этого факта все еще отсутствует в Японии.

Японцы часто совершали парные самоубийства от неразделённой любви.

После «реорганизации» проституции в 1617 году, вся внесемейная интим-жизнь японцев была вынесена в отдельные кварталы по типу «квартала красных фонарей», где девушки жили и работали. Покидать квартал девушки не могли, если только их не выкупали состоятельные клиенты себе в жёны. Стоило это очень дорого и чаще случалось так, что влюблённые просто не могли себе позволить быть вместе. Отчаяние доводило такие парочки до «синдзю» - парных самоубийств. Японцы не видели в этом ничего плохого, потому как издавна чтили перерождение и были полностью уверены в том, что в следующей жизни они обязательно будут вместе.

В более отдаленном прошлом Япония оценила себя против модели цивилизации, предлагаемой материковым Китаем, и с периода Мэйдзи приняла западную цивилизацию как стандарт, с помощью которого можно измерить скорость своего современного прогресса. Однако мы, наконец, пришли к тому времени, когда японцы начали осознавать недействительность такого подхода. Чтение этого отрывка напоминало воображаемое изображение в исторических книгах зданий со времен Императора Шому, в каждом из которых были коридоры и в спальнях которых лежали кровати.

Эти отраженные элементы суточного образа жизни, чьи обычаи были непосредственно импортированы из Китая. Между Китаем и Европой существует очевидная связь, которая разделяет ту же практику. Использование коридоров напоминает мне о планировке зданий в Италии. Япония не продолжала в этой форме, хотя позже развила стиль шинден-зукури, а затем создала знаменитый стиль шоин-зукури при построении аристократических резиденций. Хотя стиль шинден-зукури был получен из стиля дворцов династии Тан, с самого начала были очевидные различия в японской адаптации, среди которых: полы не были земляными и вместо этого были подняты с земли; за исключением храмов, здания были покрыты не плиткой, а лаем японского кипариса; колонны и другие деревянные конструкционные элементы не были окрашены в ярко-красный цвет, а вместо этого оставлены в своем естественном цвете, символизирующем простые вкусы японцев; японский обычай удалять одну обувь при въезде был включен, в спальнях люди спали не в кроватях в китайском стиле, а прямо на татами, обычай сидения на полу сохранялся, а китайское использование стульев не было сами по себе здания не были закрытого типа, обычно используемого на всем евразийском континенте, а скорее уникальным японским открытым стилем, и японцы переключились с макета отдельных комнат, используемых в Китае и Европе, на одну из больших открытых комнат, которые могли быть разделены как хотелось бы.

Пытки и казни в Японии долгое время были прописаны в законе.

Для начала следует сказать, что в системе японского судопроизводства времён Токугавы не существовало презумпции невиновности. Каждый человек, попадавший в суд скорее считался заранее виновным. С приходом к власти Токугавы в Японии остались законными лишь четыре вида пыток: бичевание, сдавливание каменными плитами, связывание верёвкой и подвешивание на верёвке. При том пытка не была наказанием сама по себе, а её целью являлось не причинение максимальных страданий заключенному, а получение чистосердечного признания в совершенном преступлении. Тут также следует отметить, что применять пытки было разрешено только лишь к тем преступникам, которым за их деяния грозила смертная казнь. Поэтому после чистосердечного признания, бедолаг чаще всего казнили. Казни тоже были самые разные: от банального отсечения головы до ужасного сварения в кипятке - так наказывали ниндзя, которые проваливали заказное убийство и были схвачены в плен.

Между Китаем и Европой существуют некоторые интересные черты в связи со зданиями, садами и городами. Характерными для дворцов древнего Китая - и очевидными даже в стилях домов через эпоху Цин - были: доступ через ворота к север и юг, но не на восток и на запад, с левой-правой симметрией, исключение природы, типичное место расположения центрального сада в узком ограниченном пространстве; закрытые комнаты, разделенные стенами; и небольшие окна и дома, построенные для обороны, с самими городами, заключенными внутри стен.

Эти формы также распространены на Корейском полуострове и действительно могут быть найдены в местах на всем Евразийском континенте вплоть до Европы. Как известно, европейские идеалы в домах и дворцах отражают вкус к рациональной и сбалансированной лево-правой симметрии с исключительной природой и городам, окруженным стенами. То, что все они широко использовались в государственном строительстве в древней Японии, является неоспоримым фактом, но есть тенденция видеть введение этих внешних элементов в качестве зарождения цивилизации? без учета проблем, которые стоят впереди.

Древняя Япония - это страна загадок и тайн. Довольно таки долгое время страна восходящего солнца была полностью закрыта от чужестранцев. В те далекие времена, Япония представляла из себя достаточно любопытное зрелище. Самое главное это то, что разнообразные заимствования из других культур (китайской например) и своеобразный путь традиционной культуры варились в своем соку столетиями. И когда все это богатство(как и китайская культура) вылилось на ничего не подозревающего исследователя, который случайно попал туда, то это вызвало невероятный интерес для изучения. Сегодня каждый скажет, что он знает достаточно о культуре этой страны. Но нельзя знать о культуре и не знать про историю. Поэтому сегодня мы вновь углубимся в древние времена...

Неужели не было ни молчаливого протеста, ни отвращения, ни восстания, ни враждебной реакции? Посмотрите, как китайская система письма, буддизм, конфуцианство и система рицурью были интегрированы в Японию после этого. Мы являемся свидетелями истории расхождения с происхождением, истории трансформации. Эти четыре фундаментальных принципа претерпели заметные изменения во время периодов Хэйан, Камакура, Муромачи и Воюющих царств - в положительных выражениях они были японцами; в более негативном свете некоторые из них использовались произвольно, оставались непереваренными или существенно менялись в формах, в отличие от тех, которые были в стране происхождения.

История

Этимологическая справка

Период Дзёмон получил название от термина «дзёмон» («след от верёвки» ), так называют технику украшения глиняной посуды и фигурок догу шнуровым орнаментом, получившую распространение в этот период. Японское слово было использовано для перевода словосочетания Cord Marked Pottery , которым воспользовался один из первых исследователей неолитической культуры Японии Эдвард Морс в 1879 году для описания керамики со стоянки Омори . До Второй мировой войны для названия периода Дзёмон также использовался эквивалентный термин «каменный век».


С другой стороны, многие китайские практики не были импортированы, в том числе система экзаменов государственной службы, система евнуха и запрет на браки в рамках одной группы родства. В то время как в Японии существует множество случаев браков между двоюродными братьями с императорской семьей, такие меры были абсолютно запрещены в Китае. Японские императоры, будучи небесными государями, не имели имен. Это создает удивительный контраст с Китаем. Именами, которыми известны прошлые императоры, являются окурины - например, Император Света, имя, подаренное предыдущему императору после его смерти, а правящего императора просто называют Его Величеством.

Сегодня мы подробнее рассмотрим Период Дзёмон (縄文時代 - эпоха верёвочного орнамента). Это период истории с 13.000 года до нашей эры и по 300 год нашей эры. Этот период совпадает, по археологической периодизации истории стран Запада, с периодами Мезолита и Неолита. Историки считают, что последняя ледниковая эпоха соединила Японские острова с азиатской частью материка. Судя по археологическим находкам, в 35 — 30 тысячелетиях до нашей эры человек разумный переселился на острова из восточной и юго-восточной части Азии и уже неплохо умел охотиться, на охоте использовать лук и стрелы, заниматься собирательством, речным и морским рыболовством и изготавливать различные каменные и костяные орудия труда и посуду из обожжёной глины. Из домашних животных на архипелаге были известны собаки и свиньи.

В те времена, население Японских островов представляло собой многочисленные племенные общины. В основном они были заняты собирательством, охотой и рыболовством. Доподлинно не известно была ли письменность в те времена. Некоторые ученые - лингвисты сходятся на мнении что она отсутствовала как некая система. Но нельзя отрицать тот факт, что если про нее не известно, значит ее не было. В последнее время появляются некоторые данные о том, что все-таки она существовала (некоторые данные по языку Айнов) Известно, что в те времена традиционные для Японии моменты, такие как культура выращивания риса* или боевые искусства еще не были созданы.

*Рисоводство — область сельского хозяйства, которая занимается возделыванием и хранением рисовых культур. Примечательно, что культура выращивания риса наложила серьезный отпечаток на социальное устройство древней Японии. Широко известны факты о том, что жалование самураев и дайме сопровождалось мерой известной как **коку или другие меры риса. Чем выше жалование, тем выше социальное положение у человека.
**Коку (яп. 石, кит. 石, пиньинь: Dàn, (в древнекитайском языке читался как «shí»)) — традиционная японская мера объёма, примерно равен 180.39 литра.


В течение всего периода Дзёмон древние жили в землянках и полуземлянках, традиционных жилищах докерамической эпохи . Жильё было погружено в землю, имело земляные стены и пол, а также каркас из деревянных столбов, который поддерживал крышу из шкур животных, травы и хвороста. Землянки периода Дзёмон различались по регионам. Больше всего их находят в Восточной Японии; меньше — в Западной. У древних поселенцев были довольно небольшие дома (20-30 м 2 ) и обычно в таких жилищах проживала семья не от 5 человек и более.Доказательством такого количества жителей служит находка на стоянке Убаяма (Тиба Итикава*), где были обнаружены захоронение семьи в землянке — двое мужчин, две женщины и один ребенок.

*Итикава (市川市) - это город в Японии, находящийся в префектуре Тиба. Площадь города составляет 57,40 км², население — 475 630 человек (1 июня 2010), плотность населения — 8286,24 чел./км².

Несколько жилищ образовывали своеобразное поселение. В древнейшем варианте Дзёмона оно состояло приблизительно из 2 — 3 землянок. В раннем Дзёмоне количество жилья увеличилась, вероятно постепенно люди привыкали к оседлому образу жизни. Жильё сооружали вокруг площади на примерно одинаковом расстоянии. Эта площадь была центром общественной и религиозной жизни поселения.

Религия


Самым правдивым источников о зачатках религии у первых обитателей Японских остравов служит своеобразный погребальный инвентарь. Именно он и позволяет говорить о том, что древние верили в то, что человек после смерти попадает в загробный мир и его сущность ведет там свое пребывание. В инвентарь входили разные вещи, которые покойник использовал при жизни. Это могли были орудия труда, гребешки и так далее. Чаще всего в захоронениях встречаются раковинные браслеты и пояса из оленьего рога. Первые изготавливались из крупных раковин глицимериса (моллюски) или раппана , в середине которых делали отверстие для руки и шлифовали до блеска; вторые делались из развилки оленьего рога и покрывались сложным орнаментом. Украшения имели не только эстетическую, но и ритуально-магическую функцию. Браслеты обычно носили женщины, а пояса — мужчины. Количество и богатство декора украшений указывали не на социальную, а половую и возрастную дифференциацию.

О возрастной дифференциации говорит и своеобразный обычай вырывания или спиливания зубов. За жизнь молодому человеку удаляли определенное количество резцов или клыки, что знаменовало о его вхождении в группу взрослых. Способ и порядок вырывания зубов был отличен по времени и по регионам. Также бытовал обычай подпиливания четырех резцов верхней челюсти в форме малых трезубцев или двузубцев. Реализация таких операций нуждалась в соответствующих хирургических навыках.

Еще одним артефактом, связанным с религиозными представлениями жителей тех времён, являются керамические женские статуэтки *догу .

*Догу или «дзёмонскими венерами ». Древнейший образец такой статуэтки был найден на стоянке Ханавадай (Сакура, Тиба), которая датируется ранним Дзёмоном. В зависимости от стиля исполнения догу классифицируют на несколько типов: плоские, цилиндрические, рельефные с ногами, с треугольными лицами, филиноподобные, с окуляроподобными глазами. Почти все статуэтки изображают женщин с большим, возможно беременным, животом. Как правило, их находят в поломанном состоянии. Предполагают, что догу символизировали женское начало, семью, рождаемость и использовались в обрядах, связанных с культом фертильности. С этим же культом ассоциируются фаллические символы — каменные дубинки сэкибо, каменные мечи и ножи, которые олицетворяют мужское начало, власть, авторитет.



Именно в те далекие времена и появляется мифологический пантеон религии "синто" и сама религия в раннем своем зачатке. Именно тогда стали появляться первые сказания о богине - матери . Ее появление считается вехой в основании императорской династии (равных богу и являющихся самим воплощением богов), которая за всю историю и все войны не прерывалась ни разу.

С именем первого императора связана и первая, во многом легендарная попытка объединения разрозненных японских племен. Так считается что воссев на престоле Император Дзимму предпринял большое путешествие на восток, пройдя Внутреннее море, прибыл в Нанива (Осака), и двинулся в провинцию Ямато (префектура Нара). Однако в Ямато он встретил упорное сопротивление со стороны местно князя Нагасунэхико и его сюзерена, принца Нигихаяхи-но-Микото. Император поплыл кружным путем вдоль юго-восточного берега и высадился в провинции Кии (префектура Вакаяма ). Спутниками его были: ворон Ятагарасу и люди, которые добровольно последовали за наследником великого божества. Он предпринял поход через горы, снова вступил в земли Ямато и подчинил себе местных вождей. Затем двинул войска против Нагасунэхико . По легенде, в то время, когда решительная битва была в разгаре, прилетел золотистый коршун и опустился на лук Императора, ослепив всех, смотревших на него. Враги в страхе обратились в бегство.

Продолжение следует...