» » Этнические группы японии. Тема: Японская этническая культура

Этнические группы японии. Тема: Японская этническая культура

ВВЕДЕНИЕ

Япония слывет одной из самых загадочных и экзотических стран мира. Далекая и близкая, простая и загадочная, она захватывает наше воображение своей экзотикой. И визит в эту таинственную страну не рассеет сложившийся миф. «Я побывал в волшебной сказке», - говорят люди, посетившие Японию.

Беспрекословное повиновение и подчинение – в крови у этой нации. Не пугайтесь, когда встретившая вас на пороге своего дома японка падает на колени, кладет на пол перед собой и прижимается к ним лбом – так она выражает свое почтение. Кстати, не вздумайте пожимать хозяину руку в знак приветствия: это здесь не принято.

В будущем двум другим будет предложено принять эквивалентные позиции: Шигеаки Уэки, министр шахт и энергетики правительства Гейзеля, и Сейго Тсузуки, как министр здравоохранения Сарни. В следующем году в сотрудничестве с Министерством труда Японии был создан Центр информации и помощи для трудящихся за границей. С обслуживанием на сегодняшний день эта услуга основана в Бразильском обществе японской культуры.

Принцесса Нориномия, дочь Акихито, которая тогда была императором Японии, приехала в честь празднеств. На этой вечеринке присутствовал последний выживший из первой волны иммигрантов Томи Накагава. После всего этого времени с момента его прибытия в Бразилию Касато Мару остается важной вехой в иммиграции Японии в Бразилии.

В представлении европейца давно сложился образ «страны восходящего солнца». При слове «Япония» в воображении живо всплывают красота японских девушек, виртуозные па мастеров карате,Фудзияма, цветущая сакура, икебана, нецке, Сад камней, саке и древнейшая императорская династия. Об исторических событиях минувшей эпохи напоминают многочисленные архитектурные сооружения тех времен: замки, буддистские храмы Киото, Нара и др. Все это будет Японией. Или иллюзией о ней. С иллюзией не расстаются, ее насыщают. И во всем этом я попыталась разобраться в своей работе.

Источник: Исторический музей японской иммиграции в Бразилии. Большинство из этих иммигрантов были крестьянами из бедных регионов северной и южной Японии, которые пришли работать на процветающие кофейные хозяйства западного штата Сан-Паулу. Японская экономика не могла создать рабочие места, необходимые для всего населения, поэтому соглашение иммигрантов между правительствами Бразилии и Японии было запечатано для удовлетворения потребностей обеих стран.

В первые десять лет иммиграции в Бразилию прибыло около пятнадцати тысяч японцев. Это число значительно увеличилось с началом Первой мировой войны. Большинство иммигрантов предпочитали государство Сан-Паулу, потому что в этом регионе уже были сформированы районы и даже колонии с большим количеством японцев. Однако некоторые семьи распространились на другие части Бразилии, такие как сельское хозяйство на севере Параны, производство резины на Амазонке, перечные плантации в Пара и другие.

ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЯПОНЦЕВ

Вопросы этногенеза японцев и в настоящее время все еще вызывают споры, рождая самые противоречивые гипотезы и теории, ни одна из которых не в силах объяснить всей совокупности накопленных наукой фактов.

В советском японоведении считается, что древнейшую основу населения Японии составляли айны. Их хозяйство базировалось на охоте, рыболовстве, лесном и прибрежном собирательстве. На Хоккайдо к айнам примешивались мигрировавшие туда выходцы с восточного побережья Азиатского материка. На островах Кюсю и Сикоку и на юге Хонсю айнское население смешивалось и ассимилировалось с аустронезийскими племенами.

Начало иммиграции было трудным периодом, так как японцы столкнулись с множеством трудностей. Различные языки, обычаи, религия, климат, еда и даже предрассудки стали препятствиями для интеграции японцев здесь, в Бразилии. Многие семьи пытались вернуться в свою страну происхождения, но им мешали фермеры, которые заставляли их выполнять трудовой договор, что в целом было неблагоприятным для японцев. Тем не менее, они преодолели эти проблемы и преуспели. Хотя первоначальная идея большинства состояла в том, чтобы вернуться на родину, многие решили добиться успеха на бразильской земле.

В середине первого тысячелетия до нашей эры на Японские острова через Корейский пролив с юга Корейского полуострова проникают так называемые протояпонские племена. С их приходом на островах появились домашние животные - лошадь, корова, овца, к этому периоду относится и возникновение культуры поливного риса. Процесс культурного развития пришлых племен, их взаимодействие с местным аустронезийско-айнским населением происходили вплоть до V в. Основным направлением хозяйства на Японских островах окончательно стало рисосеяние.

В период Второй мировой войны японцы столкнулись со многими проблемами на территории Бразилии. Бразилия вступила в конфликт вместе с союзниками, объявив войну странам Оси. В годы войны иммиграция японцев в Бразилию была запрещена, и несколько актов бразильского правительства нанесло ущерб японцам и их потомкам. Президент Гетулио Варгас запретил использование японского языка, а японские культурные проявления считались преступными.

С окончанием Второй мировой войны законы об иммиграции в Японию были отменены, а приток иммигрантов в Бразилию снова возродился. В это время, помимо сельского хозяйства, многие японцы искали крупные города для работы в промышленности, торговле и сфере услуг.

К VI-VII вв. островное население восприняло из Кореи, а также и из Китая элементы китайской и корейской культуры. В VIII в. завершилась ассимиляция на юге Кюсю остатков аустронезийского населения. Одновременно начался процесс заселения лесистого севера острова Хонсю. Местное айнское население этого острова частично смешалось с пришельцами, частично было оттеснено на север.

В настоящее время Бразилия является страной с наибольшим числом японцев за пределами Японии. Они полностью интегрированы с бразильской культурой, они способствуют экономическому росту и культурному развитию нашей страны. Японцы принесли вместе с волей к труду свое искусство, обычаи, язык, убеждения и знания, которые внесли большой вклад в нашу страну. Вместе с португальцами, индусами, африканцами, итальянцами, испанцами, арабами, китайцами, немцами и многими другими народами японцы формируют эту красивую мультикультурную группу под названием Бразилия.

В настоящее время Япония - одна из самых однородные по этническому составу стран мира, основу нации (более 99% населения) составляют японцы. Айны теперь сохранились лишь на Хоккайдо, их численность не превышает 30 тыс. В Японии проживает около 600 тыс. корейцев, которые в основном переселились туда в годы второй мировой войны, и до 40 тыс. китайцев. Европейцев и американцев среди постоянных жителей страны ничтожно мало.

В настоящее время в Японии проживает 126 миллионов человек. Немногие меньшинства: в основном корейцы, а также китайцы из Тайваня. Что касается точного происхождения японского народа, они все еще таинственны. Начиная с истоков его языка, неизвестно. Он находит сходство с алтайской семьей с точки зрения синтаксиса, фонологии и семантики. Семантика также может быть связана с малайско-полинезийскими языками. Короче говоря, это действительно не относится к какой-либо другой лингвистической семье, и эта специфика предполагает, что она имеет очень отдаленное происхождение.

Социальная история японцев

Первые сведения о японцах содержатся в китайских источниках, относящихся к I в. до н. э.- V в. н. э. В VIII в. появляются японские хроники, представляющие собой своды мифов и исторических преданий. Это «Кодзики» («Записки древности» - 712 г.) и «Нихон секи», или «Нихонги» («Анналы Японии» - 720 г.).

ХОЗЯЙСТВО ЯПОНИИ

Что касается исследований по этническому происхождению людей, то они долгое время порождались официальной доктриной, которая пропагандировала абсолютную однородность японского народа. Некоторое время считалось, что айны были первоначальным населением Японии. Это очень старое и таинственное сообщество, из которого небольшое население все еще выживает в северной Японии, на Хоккайдо. Долго считающиеся варварским населением, они физически дифференцируются в том смысле, что они больше похожи на кавказцев, но также и культурно.

Подтолкнувшись к ассимиляции в современном мире, немногие из них все еще говорят на своем языке, и их цивилизация вот-вот исчезнет. В любом случае, теперь установлено, что айну никогда не были первоначальным и доминирующим населением Японии, поскольку некоторые древние тезисы предполагали, что они были уничтожены захватчиками с континента. Действительно, неолитические скелеты показывают, что жители тогда были ближе к нынешним японцам, чем к айну.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Считается, что история сельского хозяйства Японии насчитывает более 2 тыс. лет. Методика возделывания риса и других зерновых, а также ряда овощных культур была ввезена в страну из Китая через Корею. С тех древних времен в Японии выращивают рис, пшеницу, ячмень, просо, соевые бобы, редьку, огурцы.

Древнейшие крестьянские орудия труда изготовлялись из дерева или камня. Когда в страну из-за рубежа проникла технология обработки железа, производительность труда в сельском хозяйстве резко возросла. В аграрный оборот были вовлечены заболоченные участки и освобожденные от камней горные террасы. А в XVII в. появились первые книги о методах возделывания урожая.

Япония также отметила вклад новых групп населения из материка, Китая, Кореи, Сибири, Монголии. Однако из-за изолированности страны эти приходы никогда не были массовыми. Монголы, возможно, предок японцев. Или лучше использовать диету из растущего роста риса? Ни один элемент не определяет его.

В заключение можно сказать, что никто не знает истоков японского народа, как его языка, и что он теряет свои предположения. Конечно, это не однородные люди, но в истории не было значительного вклада населения. В подтверждение своей изоляции Япония в начале своей истории знала некоторые техники континента только с большой задержкой.

С появлением городов начался отток населения из сельских районов.

Более половины урожая изымалось в качестве налогов, поэтому крестьяне постоянно жили на грани голода. Крестьянский труд пришлось интенсифицировать, прежде всего за счет освоения новых земель, применения удобрений. В период Эдо крестьяне получили право продавать часть урожая на рынке, что позволило придать аграрному производству товарный характер.

Почему такое гостеприимство? Свободное обсуждение с двумя жителями Токио. Возможно, вам довелось побродить по дороге в большой европейский город или, наоборот, вы были удивлены добротой и гостеприимством людей за рубежом. Откуда эта особая доброта? Мы попросили двух японских людей, живущих в туристических Токио, Юрия Ясукавы и Масахиро Хонды. Ясукава работает во французской шинной компании и ей чуть больше 30 лет.

Туристы помогают нам видеть другие аспекты, как положительные, так и отрицательные, нашей собственной культуры. Естественно говорить не только с японскими туристами, но и с иностранными туристами. Говорит г-н Хонда в преамбуле. Важное значение имеет лечение туристского колодца. У нас много туристических ресурсов, которых достаточно для размещения 100 миллионов туристов в год. Туристам нужно будет говорить по-японски, чтобы мы могли полностью насладиться нашей страной, так как японцы, мы должны помочь туристам изучать японскую культуру!

До Реставрации Мэйдзи (1868) в сельском хозяйстве было занято около 80% населения страны. Из-за крайней ограниченности сельскохозяйственных угодий животноводство было развито сравнительно слабо. Рис оставался основной сельскохозяйственной культурой, к тому же весьма трудоемкой, что сказалось на формировании национального характера.

Все это надеется, что они вернутся в Японию. Итак, у нас было мнение одного человека, когда это другой японский? Чтобы иметь возможность сделать более конкретное мнение по этому вопросу, вот мнение г-жи. Во-первых, туризм важен для японской экономики. Японское правительство должно предоставить больше указаний иностранцам, и мы должны больше узнать о туристах и ​​их культурах, а иностранцы также могут узнать больше о японской и японской культуре! В Японии вы не можете купить одиночные бананы, но только всю диету, а за границей вы можете купить бананы по отдельности.

После открытия страны для международных контактов японцы проявили огромный интерес к европейской и американской аграрной практике. Однако ситуация с землей в Японии значительно отличалась от ситуации в странах Запада, и поэтому перенос зарубежных технологий на японскую почву не давал результатов. В итоге основой сельскохозяйственного производства в Японии так и осталось рисоводство. Довольно долго в аграрном секторе Японии из-за миниатюрности крестьянских наделов не могла привиться механизация.

В последнее время это правило начинает меняться, поскольку у многих иностранцев есть татуировки только для стиля. Ясукава также, похоже, нравится туристам и хотел бы, чтобы Япония усилила их аккомпанемент. До сих пор можно предположить, что именно страна-хозяин, Япония, изменит свою собственную практику, чтобы облегчить прием иностранцев.

Проблема в том, что японцы вообще плохо говорят по-английски, поэтому их трудно понять. Информация, предоставленная нашими двумя японскими корреспондентами, подтверждает впечатление, которым пользуются многие туристы: прием в Японии намного лучше, чем в Швейцарии.

Лишь после земельной реформы 1946 г., когда значительные участки плодородной земли были изъяты у помещиков и по низкой цене распределены между фермерами, сельское хозяйство стало приобретать современные черты. Государство поддержало процесс формирования сельскохозяйственных кооперативов, обеспечивших кредитование крестьянских хозяйств и применение на полях сельхозтехники, удобрений, новых интенсивных технологий.

Может ли Швейцария сделать лучше? Каково ваше личное мнение? Японцы прибывают в Канаду двумя основными волнами. Однако японским канадцам первого поколения отказывают в полных правах на гражданство, таких как право голосовать на федеральных и провинциальных выборах и работать в определенных сферах деятельности. Японские канадцы, расположенные в основном в Британской Колумбии, Альберте и Онтарио, способствуют всем аспектам канадского общества. Среди наиболее известных японских канадцев - романисты Керри Сакамото, Аки Симадзаки, Мишель Сагара, Хироми Гото, Ким Морицугу и Джой Когава, поэт Рой Мики, писатель Кен Адачи, режиссеры Миди Онодера и Линда Охама, ученый Давид Сузуки, официальный Томас Шояма, архитекторы Раймонд Морияма и Брюс Кувабара, общественный деятель Арт Мики, дзюдока Мас Такахаши и агроном Зеничи Шимбаши.

С конца 50-х гг. начался процесс ускоренной урбанизации страны, сопровождавшийся массовым оттоком рабочих рук из деревни. На фермах оставались в основном лишь пожилые люди и дети. Обработка земли вблизи городов приобрела повременный характер, когда работники приезжали в деревню лишь в период очередной страды - посева, уборки урожая.

Художниками из этого сообщества являются Такао Танабе, Миюки Танебе, Рой Кийока и Кадзуо Накамура. Девин Сетогучи из Миннесот Дик, а также Джон Мацумото и Раймонд Савада из Американской хоккейной лиги - японско-канадские хоккеисты. Таким образом, большинство иммигрантов после этой даты являются женщинами, которые присоединились к своим мужьям или были связаны с канадцем японского происхождения.

Иссей обычно молод и образован. Большинство из них происходят из фермерских и рыбацких деревень островов Кюсю и Хонсю на юге Японии; а некоторые из других частей Японии. Многие из них поселились в джапатаунах или пригородах Ванкувера и Виктории. Другие поселились на фермах в долине Фрейзер или в рыбацких деревнях и небольших городах тихоокеанской бумажной и горнодобывающей промышленности. Несколько сотен также поселяются на фермах и небольших угольных шахтах в Альберте, недалеко от Летбриджа и Эдмонтона.

Благодаря внедрению механизации - тракторов, культиваторов, комбайнов - урожайность риса за 25 лет (с 1950 г. по 1975 г.) увеличилась с 9,5 млн. до 13 млн. метрических тонн. Однако потребление риса (в пересчете на 1 человека) за эти годы уменьшилось. Преимущественно рисовая диета уступила место более сбалансированной мясо-молочной, овощной, фруктовой, и государству пришлось решать проблему перепроизводства риса. Крестьянам стали платить деньги за то, чтобы они на своих рисовых полях выращивали другие культуры.




Эта система приносит пользу образованным иммигрантам из средних классов промышленно развитых городов, говорящих по-английски или по-французски. Многие японские иммигранты, которые приезжают в Канаду в это время, являются деловыми людьми или работают в сфере услуг и квалифицированных профессиях.

История расизма и отчуждения

Законодательство запрещает им работать на подземных шахтах, на государственной службе и в таких профессиях, как закон, потому что они должны быть зарегистрированы в списках избирателей провинций. Другие законы о труде и минимальной заработной плате означают, что азиатских канадцев можно нанимать только на работу более низкого уровня при более низкой заработной плате, чем белые.

Сейчас Япония сама обеспечивает свои нужды в рисе на 102%, в картофеле - на 85%, в овощах - на 86%, во фруктах - на 47%, в мясе - на 56%, в молочных продуктах - на 72%, в пшенице - на 7%. По ситуации на 1997 г. аграрный сектор Японии (включающий охоту, лесное дело и рыболовство) составляет 1,9% в ВНП страны (499,86 трлн. иен).

Большое значение в жизни японцев имеет потребление рыбы и других морепродуктов. Морское рыболовство дает в настоящее время 6-7 млн. т морепродуктов в год - страна стоит на четвертом месте в мире по улову морепродуктов. Япония располагает большим рыболовным флотом (более 400 тыс. судов общим тоннажем 2,7 млн. бр. рег. т), который ведет промысел во всех районах Мирового океана. До 1/3 улова обеспечивают прибрежные воды, главным образом вокруг Хоккайдо и Северного Хонсю. Довольно значительное количество рыбы и моллюсков дает их разведение в морских прибрежных водоемах (лагунах), а также в пресноводных водоемах.

Машиностроение Японии представляет собой достаточно пестрое структурное образование, в котором сохраняется большая роль модернизации отраслей массового экспорт ориентированного производства (судостроение, автомобилестроение, некоторые виды общего машиностроения) и активно развивающиеся новые наукоемкие отрасли (авиационно-космическая, приборостроение и др.) Основные центры: Токио, Кадома, Хадокате, Хиросима, Куре, Футю, Йокодука и др.

Судостроение, специализирующееся на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов, испытывало глубокий кризис в середине 70-х годов в связи с сокращением заказов. Оживление отрасли началось с конца 80-х годов (1995 г. - 44% общемирового объема строительства). Судостроительные предприятия размещены по всей территории страны. Главные центры судостроения - крупные портовые города: Йокогама, Кобе, Нагасаки, а также Майдзура, Йокосуки, Сасебо.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»). Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища.

В IV–VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы местных правителей, называемые «кофун». Протяженность усыпальницы императора Нинтоку составляет 486 метров, по площади она больше любой из египетских пирамид.

Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения - святилища, храмы, монастыри.

Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище Исэ дзингу (префектура Миэ), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца Аматэрасу Омиками, прародительнице императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до наших дней дошел «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные черты которого - врытые в землю столбы и крытая соломой крыша.

Храмовые постройки почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного дерева.

Появление в Японии буддизма повлияло на синтоизм, а архитектура буддистских храмов повлияла на архитектуру синтоистских святилищ. Постройки стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали пристраивать крытые помещения для молящихся и другие подсобные помещения. Храм Ицукусима построен на острове Внутреннего Японского моря вблизи г. Хиросимы. Во время прилива он как бы плывет по поверхности воды. В одно целое объединены не только главные сооружения, но и лодочный причал, сцена для представлений театра Но, другие сооружения.

Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время Япония - одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Заготовка материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий, чем использование дерева. Выбор строительного материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Имело значение и то, что деревянный дом можно было разобрать и собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного.

Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов. Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных ПАГОД. Таким образом, все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. В конструкции зданий практически не использовались диагонали для придания жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины - кипариса, кедра.

Даже сейчас огромные масштабы древних буддистских храмов поражают их посетителей. Зал, в котором размещается «дайбуцу» (великая статуя Будды), в храме Тодайдзи в городе Нара, строительство которого завершилось в VIII в., является самым большим деревянным сооружением в мире.

Особенности японской архитектуры (принцип горизонтальности, слияние архитектуры и интерьера зданий) проявились наиболее полно в жилых постройках - как тех, что строились для знати, так и в жилищах простого люда.

Широко использовалась ячеистая планировка помещений, где мельчайшей единицей пространства, ставшей объектом особых творческих усилий архитектора, была ТЯСИЦУ- комната для чайной церемонии, превратившаяся в совершенное выражение японской эстетики.

Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности сада. Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее. Конкретное выражение этой концепции - веранда традиционного японского дома (энгава). Она служит транзитным пространством на пути из дома в сад. Ее роль наглядно отражена в используемых конструктивных материалах: внутренние помещения имеют покрытые соломенными циновками (татами) полы, снаружи - земля и камни сада и дорожек, а веранда делается из деревянных, грубо обработанных брусьев, которые являются как бы промежуточным материалом между мягкими соломенными циновками и твердыми необработанными камнями в саду.

Большинство замков в Японии было построено в ХVI в., в период междоусобных феодальных войн. И хотя они строились как военные базы, в мирное время замки явились основой для образования многочисленных городов. Как символ мощи, замок не только оснащался главной постройкой башенного типа, но и превращался также в подлинный центр искусств. Архитектура, скульптура, ремесленные изделия, живопись и садоводство эстетически служили вкладом в одно целое. Замок, таким образом, зачастую утрачивал свой военный характер, становясь своеобразным политическим и духовным центром.

ИСКУССТВО ЯПОНИИ

Истоки японского искусства восходят к IV тыс. до н.э. Но наиболее значительный вклад Япония внесла в мировую Культуру в эпоху средневековья. Период феодализма, начавшийся в VI- VIII в. н.э, затянулся в Японии вплоть до середины ХIХ в,

В отличие от других стран Востока японская архитектура прошлого лишена тяги к грандиозности, соразмерна человеку, проста и графична по своим линиям. Главным строительным материалом издревле служило дерево. Из дерева возводились легкие постройки, основой которых служит каркас. Между домом и землей оставалось пространство для изоляции от Влажности. Столбы, на которые опиралось здание, помогали ему выдержать подземные толчки. Стены, не имеющие опорного значения, могли быть легко раздвинуты, заменены более прочными на холодное время или сняты, оставляя пространство дома широко раскрытым на зеленый простор сада. Вместо окон на решетки стен натягивалась белая бумага, пропускающая в помещение ровный мягкий свет. Широкий карниз крыши предохранял стены от сырости и от палящих солнечных лучей. Внутреннее помещение имело скользящие стены - перегородки, благодаря которым можно было создавать то одну, то несколько изолированных комнат.

С V1-VII вв. в Японии начали сооружать буддийские храмы.

Вступление Японии в этап зрелого феодализма в конце ХII в. и образование феодальной иерархии, с военной властью во главе ознаменовались новыми тенденциями в зодчестве. На протяжении ХIII-ХVI вв. парадный стиль синдэн сменился более простым и интимным стилем сейн, отличительным признаком которого стала большая утилитарность. Здания разбивались на небольшие помещения. В комнатах появились ниши, где помещался живописный свиток, в стены встраивались книжные полки. Пол устилался циновками. Началось строительство загородных резиденций, полудворцов - полухрамов, подобных небольшому трехэтажному Золотому храму (Кинкакудзи, XIV в.), названному так из-за золотого цвета крыши и стен.

Своеобразный вид японского искусства - оформление многообразных по стилю декоративных садов - тесно связан с задачами зодчества ХIV-ХV вв. Он возник под влиянием пантеистического учения буддийской секты Дзэн, отождествлявшего Будду со всем мирозданием.

Буддийская скульптура V-VII вв., привнесенная с континента с миром ее новых образов, предназначалась для храмов.

В 8 в. с укрупнением храмов, расширением их интерьеров, изменился облик буддийской пластики, умножилось количество статуй. Зарождается скульптурный портрет. Поиски острой характерности проявляются в миниатюрной рельефной сцене «Нирвана Будды», включенной в пьедестал пагоды храма Хорюдзи, где изображено оплакивание Будды монахами.

Собственно японская школа живописи Ямато-э складывается лишь в Х1-ХЦ вв. Живописцы Ямато-э расписывали ширмы, создавали на горизонтальных свитках иллюстрации к литературным произведениям.

Интерес к изображению действия, битв, бытовых сцен и индивидуальных характеров проявляется в ХIII-ХIV вв. в многометровых свитках живописи эмаки. Одновременно развивается портретная живопись. Торжественно и значительно холодное, властное лицо камакурского правителя Минамото Ёритомо на портрете, исполненном Фудзивара Таканобу (хотец ХII- начало ХIII в.).

ХV-ХVII вв. - время интенсивного развития монохромной пейзажной живописи тушью «суйбоку» (на вертикальных и горизонтальных свитках) и сложения разных художественных школ.

С XVII до сер. XIX в. зарождается более демократическая, доступная широким слоям городского люда гравюра на дереве - ксилография. В XVII в. сложилась демократическая школа Укиё-э (то есть искусство повседневного мира), к которой принадлежало большинство крупных мастеров японской гравюры. Основателем японской ксилографии считается Хисикава Морунобу (1618 - 1694), Сюжеты его гравюр, еще монохромных или подцвечены от руки, привлекают живой непосредственностью. Постепенно усложняется техника и образное содержание гравюр. Они становятся лиричней. Для создания поэтического и задушевного эмоционального настроения Судзуки Харунобу (1725-1770) использует уже не только ритм плавных. Струящихся линии, но и общий условный колорит, то серебристый и холодноватый в гравюре «Прохлада», то теплый, золотисто-коричневый в гравюре «Влюбленные играют на одном симисэне». Новшеством в японской гравюре явились женские портреты КитагаваУтаморо (1753 - 1806).

XIX в. был последним, завершающим этапом в развитии японской ксилографии феодального периода. Творчество самого крупного мастера этого времени Капусика Хокусая (1760 - 1894) стоит уже на грани эпохи феодализма и современности. Хокусаи оставил грандиозное количество произведения: поздравительных картинок, гравюр на темы древних легенд и, главное, великолепных пейзажей своей страны.

Взаимодействие прикладного искусства Японии с другими видами искусства было необычайно тесным. Букеты ассоциировались с определенным настроением, временем года, имели символический характер. Широкое распространение получили также изделия из фарфора, плетенные из гибкого бамбука корзины, изделия из металла, лака. Японские мастера тонко учитывали декоративные особенности материала, эффекты, которые он может дать. Черный лак наносился на поверхность дерева, ткани или кожи по нескольку раз, затем расписывался яркими красными пли золотыми красками, отчего изделия сияли как драгоценность.

Традиции японского искусства продолжают жить и в современном искусстве находя новые претворения.

Чайная церемония

Чайная церемония (по-японски тяною) относится к наиболее самобытным, уникальным искусствам. Она играет существенную роль в духовной и общественной жизни на протяжении нескольких веков. Тяною - строго расписанный ритуал, в котором участвуют мастер чая - тот, кто заваривает чай и разливает его, и те, кто присутствуют при этом и затем пьют. Первый, пишет Н. Т. Фе-доренко, жрец, совершающий чайное действо, вторые - участники действа, приобщающиеся к нему . У каждого свой стиль поведения, охватывающий и позу при сидении, и все движения, и выражение лица, и мапе-ру речи. Эстетика тяною, его утонченный ритуал подчиняются канонам дзэн-буддизма. Согласно легенде, опа берет свое начало из Китая со времен первого патриарха буддизма Бодхидхармы.

Однажды, гласит легенда, сидя в медитации, Бодхидхарма почувствовал, что глаза его закрываются и против воли его клонит ко сну. Тогда, рассердившись на себя, он вырвал свои веки и бросил их на землю. На этом месте вскоре вырос необычный куст с сочными листьями. Позже ученики Бодхидхармы стали заваривать эти листья горячей водой - напиток помогал им сохранить бодрость.

В действительности чайная церемония возникла в Китае задолго до появления буддизма. Согласно многим источникам, ее ввел Лао-цзы. Именно он где-то в V в. до п. э., свидетельствуют сказания, предложил ритуал с чашкой «золотого эликсира». Этот ритуал процветал в Китае вплоть до монгольского нашествия. Позже китайцы свели церемонию с «золотым эликсиром» к простому завариванию подсушенных листьев чайного куста. (Именно этот метод дошел до пас.) Японцы же, удачно избежавшие монгольского завоевания, продолжали культивировать искусство чаепития, дополняя его особыми манипуляциями.

Издавна чайная церемония была непременным атрибутом встреч японских философов и художников. Во время чаепития произносились мудрые речи, читались стихи, рассматривались произведения искусства. При этом тщательно для каждого случая подбирались букеты цветов и специальная посуда для заварки напитка. Постепенно такая процедура захватывала и другие слои общества. В XVI- XVII вв. она стала популярной среди японской аристократии, самураев. Чайная церемония как искусство тяною оформилась в своего рода систему отдыха от будничных забот. В наиболее классической форме она стала совершаться в чайных домиках (тясицу).

Литературные источники указывают, что первый такой домик построен в 1473 г. Чайные домики - тясицу - походили на крошечные бедные хижины восточных мудрецов, они были предельно скромны как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. Непритязательность обстановки создавала высшее ощущение красоты, постичь смысл которой следовало путем философского осмысления реальности. В качестве украшений допускался лишь свиток с философским изречением, картина старинного художника и букет цветов. Устройство тясицу и процедура чаепития были разработаны известными мастерами тяною Дзёо (1503-1555) и Сэнно Соэки (1521-1591), ставшего знаменитым под именем Рикю.

Все известные мастера тяною, Рикю в особенности, были приверженцами дзэн-буддизма. Процедура чайной церемонии и устройство тясицу отражали основные идеи дзэн. Размер комнаты для чаепития (сукия) примерно восемь квадратных метров. Согласно положениям сутр, в помещении подобного размера однажды смогли поместиться восемьдесят четыре тысячи учеников Будды. Эта аллегория имеет в своей основе теорию буддизма, отрицающую наличие у истинно «просветленных» веса и объема тела. Создатели тясицу, по-видимому, предполагали возбуждать ассоциации буддийского толка уже фактом пребывания в тесной каморке. Такие ассоциации усиливались полумраком, который создавался слабым светом из небольшого окна под самым потолком и отражением света от стен, отделанных темно-серой глиной. Все это вызывало у гостей ощущение приятного уединения в тени.

Для полного наслаждения, утверждает писатель Д. Та-нидзаки (1886-1965), японцу нужен «некоторый полумрак, предельная чистота и такая тишина, чтобы ухо различало даже комариное пение» . Японцы всегда, повествует Танидзаки Дзюньитиро, стремятся к тени. «Наши гостиные, - объясняет он, - устроены так, чтобы солнечные лучи проникали в них с трудом. Не довольствуясь этим, мы еще более удаляем от себя лучи солнца, пристраивая перед гостиными специальные навесы либо длинные веранды. Отраженный свет из сада мы пропускаем в комнату... стараясь, чтобы слабый дневной свет только украдкой проникал к нам... Мы предпочитаем этот... полумрак всяким украшениям - на него никогда не устанешь любоваться» . Оборудование интерьера классических тясицу в полной степени соответствовало эстетическим канонам и национальному характеру японцев, стремящихся к достижению внутренней гармонии. Подготовка к такому настроению начиналась еще на подходе к тясицу.

Со времен Рикю чайный домик окружают небольшим садом. Сад, по мнению «мастера чая», должен способствовать нарастанию особого настроения, без которого церемония оказывалась бы бессмысленной. Вступление на выстланную крупным камнем дорожку, ведущую к тясицу, означает начало первой стадии медитации: вступивший оставляет в этот момент все свои мирские заботы и сосредоточивается на предвкушении ожидающей его церемонии. По мере продвижения к тясицу сосредоточенность усиливается, а медитация переходит во вторую фазу. Этому способствует старый фонарь, слабо освещающий дорожку в вечерние и ночные часы, камень-колодец (цукубаи), в выдолбленном углублении хранящий воду для омовения рук и полоскания рта, низкая, высотой в 90 сантиметров дверь, через которую проходят, становясь в проеме на колени. При входе гости совершают поклон и усаживаются по-японски на циновки. Навстречу выходит хозяин, в свою очередь, отвешивающий низкий поклон гостям. Слышатся мелодичные звуки бурлящей воды. Начинается третий этап медитации. Определенное настроение создает и сама посуда. Она удивительно проста: чашки, медный чайник, бамбуковая мешалка, ящичек для хранения чая и т. д. Все это несет на себе налет времени, но все безукоризненно чисто. Японцам импонирует матовость. «Европейцы,- пишет Танидзаки, - употребляют столовую утварь из серебра, стали либо никеля, начищают ее до ослепительного блеска, мы же такого блеска не выносим. Мы тоже употребляем изделия из серебра... но никогда не начищаем их до блеска. Наоборот, мы радуемся, когда этот блеск сходит с поверхности предметов, когда они приобретают налет давности, когда они темнеют от времени... Мы... любим вещи, носящие на себе следы человеческой плоти, масляной копоти, выветривания и дождевых отеков» . Самый примитивный чайник, деревянная ложка для насыпания чая, грубая керамическая чашка - все это оказывает на участников церемонии завораживающее действие.

Чай заваривается особый - зеленый в порошке. Кипячение воды в классическом тясицу осуществляется на угольях из сакуры. Заварка взбалтывается в чашке бамбуковой кистью, получается довольно густая пенистая жидкость. В XVI в. появилось до сотни различных правил этой процедуры, которые имеют силу и в настоящее время. Правила относятся к аранжировке цветов, кипячению воды, заварке чая, разливу напитка и т. д. Все правила имеют целью вызывать чувство естественности или ощущение искусства т я и о ю без искусственности. Когда у Рикю спросили, как он достиг своего мастерства, он ответил: «Очень просто. Кипятите воду, заваривайте чай, добивайтесь нужного вкуса. Не забывайте о цветах, они должны выглядеть как живые. Летом создавайте прохладу, зимой

РЕЛИГИЯ

Буддизм.

Эта религия проникла в Японию в VI в., когда на Японские острова начали прибывать буддийские монахи. Буддийские священные книги, написанные на китайском языке, были первыми, появившимися в Японии. Традиционные формы японизированного буддизма пережили века. Чтобы понять регулирующее влияние буддизма на поведение японцев, надо исходить из учета его основных классических положений.

Общепризнано, что основатель буддизма -Будда

Главным в буддизме является уход от житейской действительности. Буддизм проповедует отречение от страстей, провозглашает тщетность мирских забот, призывает к душевному покою.

Буддисту, как вытекает из канонов, следует бежать из сансары (материального, чувственного мира), чтобы перейти в мир нирваны. Согласно учению Будды, сансара - это иллюзорный мир, а нирвана - мир подлинный. Реальность, как следует из догматов буддизма, - это движение специфических частиц - дхарм. Все в мире образуется из комбинации дхарм. Буддийские схоласты насчитывают от 70 до 100 разновидностей дхарм.Жизнь, по буддизму, - это цепь бесконечных перерождений. Чтобы обеспечить себе «хорошее перерождение», не переродиться, скажем, в змею или насекомое, человек должен соблюдать предписания буддизма. Представление о месте человека в мире изложено в многочисленных посланиях Будды. Суть их хорошо видна в обращении Будды к своим ученикам перед смертью.

В раннем буддизме упор делался не на мировоззренческие вопросы, а на нормы поведения человека. Эти нормы не отрицали того, что содержалось в приемлемых для народа уже испытанных кодексах жизни. В результате буддизм быстро завоевал многочисленных сторонников. Его победное шествие из Индии по Южной и Восточной Азии началось в III в. до н. э. На рубеже новой эры буддизм распространился в Китае, в IV в.- в Корее и в VI-VII вв. утвердился в Японии.

Конфуцианство.

Обычно под конфуцианством понимают религиозно-философскую систему, возникшую в Китае 2500 лет назад. Во времена победного распространения этой системы по различным странам Азии в китайском языке не было отдельного слова для обозначения понятия «религия»: употребляемый в таких случаях иероглиф цзяо (по-японски кё) в переводе обозначал и религию и учение. Именно в таком понимании конфуцианство восприняли и японцы.

Создатель названной системы Конфуций (551-479 гг. до н. э.) Постепенно храмы Конфуция были возведены по всему Китаю.

Конфуцианство занималось моральным поучением людей, особенно молодежи. «Молодые люди, - наставлял Конфуций,- должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его - уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг» .

По учению Конфуция, общество делится на «благородных мужей» и «ничтожных людей». Первые выступают в качестве эталона совершенства, они обладают пятью добродетелями- человечностью (жэнь), чувством долга (и), учтивостью, деликатностью (ли), умом, знаниями (ч ж и), верностью (синь). Ко всему этому примыкает добродетель сыновней почтительности (с я о).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О Японии до сих пор известно очень мало. Замечательные мастера культуры искусства Японии, к сожалению, известны у нас совершенно не достаточно. Эта страна вполне заслуженно гордится великолепным художником Кацусика Хокусан (1760-1849 гг.), поэтом XVII века Мацуо Басё, которому принадлежат высокие образцы жанра хокку. Основоположником современного литературного языка Фтабитэем Симэй (XIX век), тончайшим лирическим поэтом Исса Кабаяси (1763-1827), кинорежиссером Акуро-Курасавой. Прозаиками Ясанури Кавабати, Кобо Абэ, Кэндзабуро Оэ и многими другими. Первая антология японской поэзии Манъёсю была составлена в 759 году. В мире науки хорошо известны физики Нишиджима и Юкава.

Культура Японии очень интересна и необычна, но мало изучена. Думается, надо приложить больше усилий для изучения не только культуры, но и Японии в целом.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреевская Н. Япония. Как живут японцы. М., 1924.

2.Анучин Д. Н. Япония и японцы. М., 1907.

3.Арутюнов С. А. Новая американская литература об этнографии японцев.- «Советская этнография». 1973, № 6.

4.Арутюнов С. А. Современный быт японцев. М., 1968.

5.Булгакова Е. И. Япония и японцы. М., 1898.

6.Войтоловский Л. Н. Японцы. Пг.-М., 1924

7.Горо Хани. История японского народа (пер. с яп.). М., 1957.

8.Навлицкая Г. Чайная церемония-поклонение.- «Азия и Африка сегодня». 1979, № 3

9.Поздпеев Д. Япония. Страна, население, история, политика. М., 1925.

10.Симонов К. Япония 46. М., 1977.

11.Федоров М. Япония и японцы. Страна, религиозный, государственный, общественный и домашний быт японцев. СПб., 1905.

Оренбургский Государственный Педагогический Университет

ДОКЛАД

П О Э Т Н О Л О Г И И

НА ТЕМУ: НАРОДЫ ЯПОНИИ

Выполнила: студентка 1курса 102гр

Исторического факультета

Дергунова Мария Александровна

Проверил: Евгеньев А.А.

Оренбург 2010г.

ПЛАН РАБОТЫ:

1. Введение.

2.Этногенез и этническая история.

3.Хозяйство. Материальная культура.

4.Духовная культура.

Слово "японцы" может употребляться как нейтральный термин для обозначения всех жителей Японского архипелага или как этноним, которым обозначит сообщество культурное - "японский этнос" (без рюкюсцев и айнов) или политическую - "японскую нацию" (вместе с рюкюсцев и айнами).


1. Происхождение японцев

Проблему происхождения японцев можно рассматривать с трех позиций: расогенеза, этногенеза и нациогенеза.

Большинство западных исследователей отмечает неправомерность определять японцев как расу или пидрасову группу. Однако японские ученые отмечают существований "японской расы" как отдельного биологического таксона. С ним же они связывают становление японского этноса и нации. На сегодня общепризнано считается концепция К. Ханихара, официально опубликованная им в 1990 году. Согласно ей современные японцы являются потомками прото-монголоидной сообщества периода Дземон , близкой к которым есть сучнасни народы Юго-Восточной Азии. Начиная с 3 века до н.э. и заканчивая 7 веком, эти прото-монголоиды смешивались с ново-монголоидными мигрантами с территории Маньчжурии , Кореи и Китай . В результате смешения возник японский расовый тип, который стал основой для формирования японского этноса. Несмотря на большое количество огрехов в теории К. Ханихары, ее положение можно встретить как в научных трудах так и школьных учебниках.

Если на вопрос расогенеза специалисты готовы дать определенный набор концепций-ответов, то проблема этногенеза японцев выглядит для них гораздо сложнее. Большинство ученых считают, что японцы как этнос возникли на основе яматоськои этно-общественной группы в 6-7 веках, основой которой стало государство Ямато в регионе Кинки . Однако ряд дослижникив утверждает, что называть яматосцив японцами нельзя, поскольку они были лишь частью этнической карты Японии. Для этих ученых, "японцы" - это термин политический, которым были объединены различные этнические группы Японского архипелага конце периода Эдо в 19 веке.

С точки зрения нациогенеза, японцы возникли как нация с появлением национального государства Япония , в ответ на агрессивные действия национальных государств Западной Европы и США . Ризнокульурни сообщества японских островов, включая айнов и рюкюсцев , были объединены в единый политический и социальный организм.

Трудности, возникающие при поиске происхождения японцев связаны с отсутствием согласованной и четкой терминологии по "расы", "этноса" или "нации". Среди ученых нет также и консенсуса стововно того, какой из этих сроков обозначать японцев. Однако сегодня слово "японцы" используется преимущественно в нейтральном смысле, для обозначения жителей Японии, или как синоним словосочетания "граждане Японии".


2. Язык

Японский язык является родным для подавляющего большинства японцев мира и официальным языком в Японии . Графическая система языка содержит две азбуки (хирагана и катакана), а также около 4 тысяч заимствованных китайских иероглифов . Согласно статистическим данным Министерства образования Японии, умением читать и писать японской владеет 99% населения страны.

Происхождение и классификация языка до сих пор неясны. К середине 20 века считалось, что японский язык относится к группе тунгусо-алтайских языков и является родственной, в частности, корейском . Однако современные исследователи указывают на сходство основной японской лексики с лексикой языков Юго-Восточной Азии. Общность грамматики с языками севера и близость базовой лексики японского языка с юга Азиатского континента усложняет процедуру классификации. Поэтому японский язык принято выделять в изолированную.

Кроме собственно японского языка , в Японии существуют языки айнов и рюкюсцев . Эти языки рассматриваются японскими исследователями как особые древние диалекты японской , однако ряд западных исследователей определяет их именно как отдельные языки.


3. Культура и религия

Считается, что в основе современной японской культуры лежит культура аборигенов Японского архипелага