» » Согласны ли вы с утверждением, что цель оправдывает средства? Души мёртвые и живые в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души Н в гоголь мертвые души сообщение

Согласны ли вы с утверждением, что цель оправдывает средства? Души мёртвые и живые в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души Н в гоголь мертвые души сообщение

Цели урока: 1. напомнить учащимся о важнейших событиях в

период создания «Мертвых душ».

2. познакомить с творческой историей поэмы

«Мертвых душ»; вызвать интерес к этому

произведению;

3.познакомиться с главным героем – Чичиковым

в процессе работы над первой главой.

4. помочь учащимся увидеть губернский город NN

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе

10 класс (2 часа)

Тема: Николай Васильевич Гоголь.

Творческая история «Мертвых душ». Композиция. Жанр. Роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя.

«Чичиков… нашел, что город ничем

не уступал другим губернским городам.

(Все города были тогда примерно

такими же).

Н.В.Гоголь.

Учитель русского языка и литературы

Сушкова Неля Александровна.

Цели урока: 1. напомнить учащимся о важнейших событиях в

Период создания «Мертвых душ».

2. познакомить с творческой историей поэмы

«Мертвых душ»; вызвать интерес к этому

произведению;

3.познакомиться с главным героем – Чичиковым в

В процессе работы над первой главой.

4. помочь учащимся увидеть губернский город NN/

Предварительная подготовка к уроку (вопросы для самостоятельной работы):

  1. Какие события общественной жизни России 30-х годов 19 века оказали влияние на жизнь Н.В.Гоголя и его современников?
  2. Рассказать о взаимоотношениях Н.В.Гоголя с А.С.Пушкиным.
  3. Какие произведения создал Н.Гоголь по совету А.Пушкина.

Поисково-творческая работа с текстом: на протяжении урока ведется работа с изобразительно-выразительными средствами языка.

Работа с перфокартами: контрольный срез знаний по теме урока.

Ход урока:

1. Беседа по вопросам домашнего задания:

Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Мы познакомимся с историей создания поэмы, а также с главным героем Чичиковым. Определим роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя.

Итак, обратимся к вопросам домашнего задания.


1. Какие события в общественной жизни России 30-х годов 19 века оказали влияние на жизнь Н.Гоголя?

30-е годы 19 века – это время реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания, расправы царизма с восставшими, крушения всяких надежд на свободу.

М.Лермонтов в стихотворении «Дума», обращаясь к своим современникам, дал общественно-политическую характеристику эпохе 30-х годов: духовный застой, равнодушие к царящему в жизни злу.

Современник Н.Гоголя А.Герцен писал: «Первые годы, последовавшие из-за 1825 г, были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние…». А.Герцен вопрошал6 «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования…?»

В.Белинский в своей статье о стихотворении М.Лермонтова «Дума» передает весь ужас своей эпохи. Он писал:»Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!...И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, свои стоном?»

В такой обстановке Н.Гоголь решил написать «Мертвые души», которые « потрясли всю Россию».

2. Каковы были взаимоотношения Пушкина с Гоголем. Какие произведения написаны Гоголем по совету А.Пушкина?

В 1831 году Гоголь познакомился с друзьями Пушкина – А.Дельвигом, В.Жуковским, П.Плетневым, а затем и с самим А.Пушкиным.

Гоголь читал все произведения своего кумира, для него много значило дружеское внимание Ии одобрение Пушкина. Замысел и «Ревизора», и «Мертвых душ» Гоголю помог найти Пушкин.

В 1837 году Гоголь находился за границей в Париже, где его и застало известие об убийстве Пушкина, что явилось для него тяжелейшим потрясением.

2. Слово учителя об истории создания «Мертвых душ».

Да, ребята, действительно, Пушкин высоко ценил талант Гоголя, и он посоветовал ему заняться литературой.

Запишите тему урока и эпиграф.

Гоголь приступил к написанию «Мертвых душ» в 1835 году. «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», - писал он. А чтобы показать всю Русь, надо ее хорошо знать.

Он наблюдает жизнь, собирает различные материалы, изучает русскую действительность, видит в ней много подлецов, казнокрадов, взяточников.

В «Мертвых душах» огромное количество действующих лиц. Все социальные слои крепостной России: чиновники, помещики, крепостные крестьяне. Да и сам автор выступает как действующее лицо.

«Мертвые души» были задуманы трехчастным произведением по налоги с «Божественной комедией» Данте: ад, чистилище, рай..

- На уроках культурологи вы изучали «Божественную комедию» Данте, вспомните, каков ее сюжет?

Коли мы говорим об аналогии, как выдумаете, кого из героев поэмы Гоголь задумал провести через чистилище к нравственному и духовному возрождению?

Безусловно, вы правы. Только Чичикова и Плюшкина автор хотел провести через чистилище к духовному и нравственному возрождению Ведь только эти герои имеют биографию. Если есть прошлое, значит, есть и будущее. Остальные герои статичны, в них нет движения, а если нет движения – нет жизни. Гоголь как бы воплощает христианский завет: «…и последние будут первыми».

6 лет Гоголь работал над 1 томом. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел показать положительных героев, а также нравственное возрождение Чичикова. Этого писателю не удалось. 2 том Гоголь сжег, а к 3 так и не приступил. Из дошедших до нас черновиков видно, что положительные герои ему не удались.

Гоголь очень любил Россию и свято верил в ее достойное будущее, но пути преобразований он не видел.

«Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. – Не дает ответа».

Изначально «Мертвые души» были задуманы как роман, но позже Гоголь определяет жанр своего произведения как эпическая поэма.

Почему поэма? Каковы особенности этого жанра?

В поэме много лирических отступлений и вставных конструкций, в которых автор передает сои чувства, переживания, что характерно для этого жанра.

Какова композиция этого произведения?

Замысел изъездить с Чичиковым всю Русь определил и характер композиции. Она построена как история похождений приобретателя Чичикова, покупающего «мертвые» души.

1 глава - губернский город

2-6 гл. – посвящены помещикам, «хозяевам жизни»:

2гл. -Манилов

3 гл. - Коробочка

4 гл. – Ноздрев

5 гл. – Собакевич

6 гл. Плюшкин

7-10 гл. – губернское общество

11 гл. - биография Чичикова.

Говоря о Гоголе, мы не можем не остановиться на художественной особенности его творчества. Гоголь – гениальный русский сатирик. Сила Гоголя – в его юморе. Это «смех сквозь слезы». И с первых страниц поэмы мы слышим эту горькую иронию, переходящую в сатиру.

3.Аналитическая работа с текстом произведения.

Итак, мы приступаем к работе над 1 главой. Ее можно считать

экспозицией поэмы и в то же время завязкой , так как здесь мы знакомимся с главным героем, который приехал в губернский город N.

С какой целью герой приехал в город? Подтвердите текстом.

(У него есть какой-то замысел. Это и является завязкой действия.)

А теперь нам понадобятся таблицы, положите их перед собой и будем одновременно работать с тестом и с таблицей.

Анализ 1 главы. «Знакомство с городом N».

Кто приехал в город N? (какой-то господин).

Чем он так замечателен? Что вы о нем можете сказать? (..ничего нельзя о нем сказать определенного, он никакой: «ни толстый и ни тонкий, ни стар, ни молод, недурен, но и не красавец»).

Обратил ли кто-нибудь внимание на нового человека в городе? (никто, обратили внимание только на его бричку),

Почему на бричку? (потому что по экипажу мужики судят о человеке).

Далее мы следуем за своим героем и оказываемся в гостинице. Какое впечатление оставляет описание гостиницы? Ощущение запущенности, заброшенности, разрухи… Но она была такая, какие бывают гостиницы в любом губернском городе: ни лучше, ни хуже.)

- Вот наш герой осматривает свою комнату, может быть, мы сейчас с ним познакомимся поближе, узнаем, что это за человек? (нет, вместо героя мы опять видим только его вещи6 чемодан, ларчик, колодки, жареная курица, которые много говорят о свеем хозяине).

- Во всякой гостинице есть общая зала, куда и отправляется наш герой. Какое впечатление произвело на вас это описание? (Опять же запущенность, кругом грязь и самое главное, такую залу можно найти в любом губернском городе.В тексте много слов, которые подчеркивают типичность явления: те же, та же, все то же, что и везде.)

Что вы можете сказать об этом эпизоде? (Гоголь опять подчеркивает типичность явления, но самое главное, что поражает, нигде нет людей, а только перечисляются наименования блюд).

Продолжаем следовать за Чичиковым. Куда он отправляется после обеда?

(посмотреть город).

Остался ли Чичиков доволен осмотром города? (да, город никак не уступал другим губернским городам).

Далее Чичиков заглянул в городской сад. Что вы можете сказать об этом эпизоде? (Здесь особенно чувствуется присутствие автора. Только здесь уже не добрый юмор, а едкая ирония. Ведь сад имеет очень жалкий вид, а как расписан в газетах. Гоголь обличает и лицемерие и чинопочитание граждан.)

И вот наступил следующий день! Куда же отправился Чичиков? (наносить визиты городским сановникам).

Кого он посетил первым? (губернатора).

Что мы можем сказать о губернаторе? (был ни толст, ни тонок, был большой добряк, сам вышивал по тюлю)

Достаточно ли это для характеристики главы города? (Нет, губернатор должен заботиться о благосостоянии своих граждан, а город в запущенном состоянии и жителей мы не видим вообще.)

Кого он еще посетил? (прокурора, вице-губернатора…)

Как эти визиты характеризуют Чичикова? (Чичиков хорошо знает людей, он знает, как кому польстить, как создать о себе благоприятное впечатление. В итоге его все приглашали в гости. Так было получено и приглашение на бал в дом губернатора).

Чичиков, как глиняный сосуд, принимает обличие, которое в нем хотят видеть. Он, как зеркало, отражает все, что видит.

Понаблюдаем за героем, когда он готовится к вечеринке. Чем вызвана такая внимательность к своему внешнему виду? (Чтобы должным образом решить свои дела, он должен был производить на всех хорошее впечатление. И он знал, как это сделать.)

Следуя за Чичиковым, мы оказываемся у губернаторского дома.И что же мы видим? (Только что Чичиков ехал по темным, безлюдным улицам, а губернаторский дом освещен как для бала, словом, все как нужно. Опять типичность явления: губернаторский дом в любом городе должен выделяться своим богатством.)

И вот мы с Чичиковым на балу. Как характеризует Гоголь гостей на вечеринке? Что это за люди, похожие на мух? Чем они занимаются? (Ничем. Они бестолково носятся врозь и кучами. Они хотят, чтобы их заметили. Может удастся занять какую-нибудь должность, хоть немного, но выше той, которую они имеют. В развернутой метафоре дается характеристика их жизненных целей. И неважно, кто в этих фраках. Они все обезличены, главное – одежда, мундир, фрак – показатель социальной принадлежности).

А какие здесь мужчины? В чем суть сопоставления «Толстых» и «Тонких»?

(Опять же, мужчины здесь как и везде, обезличены, они разделяются только по габаритам. Одни – толстые, другие – тонкие. Толстые – это почетные чиновники города, они заботятся о своем благополучии. А тонкие, наоборот, с радостью проматывают состояние, оставленное им в наследство. Это те, кто управляет городом и которые ни на минуту не задумывались о благосостоянии города и его жителей.

С кем еще знакомится Чичиков на вечеринке? (С помещиками Маниловым и Собакевичем).

Ребята, вот мы с вами и закончили анализ 1 главы. Подведем итоги.

Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее? (Комментарий учащихся.)

Итак, мы познакомились с историей создания «Мертвых душ», определили жанр произведения, познакомились с композицией, с главным героем Чичиковым и губернским городом.

Нам осталось с вами определить роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя. Это вы сделаете самостоятельно.

Но прежде, чем вы приступите к творческой работе , мы проведем небольшой тест на выявление знаний по истории создания поэмы.

  1. Закрепление. Контрольный срез по изученному материалу.

(Работа с перфокартами).

  1. Назовите эпоху, отраженную в поэме «Мертвые души».

А) конец 20-х – начало 30-х гг. 19 века.;

Б) 30 – 40-е гг. 19 в.,

В) Отечественная война 1812 г.

  1. Сюжет «Мертвых душ» был подсказан:

А) В.А.Жуковским;

Б) А.С.Пушкиным;

В) В.Г.Белинским.

  1. В основе сюжета «Мертвых душ» лежит:

А) конфликт между помещиками и городскими чиновниками;

Б) драматическая судьба капитана Копейкина;

В) авантюра Чичикова с покупкой «Мертвых душ».

4.Известно, что замысел Гоголя – «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» - предопределил композицию поэмы. Она построена:

А) как любовные похождения Чичикова, занятого поисками богатой невесты;

Б) как история похождений «предпринимателя» Чмчмкова, покупающего «мертвые души»;

В) как попытки главного героя найти свой путь деятельности и смысл жизни.

5.Какое впечатление вначале произвел Чичиков на жителей губернского города:

А) человека, с которым «никак нельзя говорить, как с человеком близким… никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич, такой подлец!»;

Б) опытного светского человека, умеющего поддержать разговор на любую тему, говорящего «ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует»;

В) человека-манекена, «ни то ни се».

6. Укажите, в чем суть аферы Чичикова:

А) «мертвые души» нужны Чичикову для приобретения весу в обществе;

Б) «мертвые души» нужны Чичикову для удачной женитьбы;

В) Чичиков хотел заложить умерших крестьян в Опекунский совет под видом живых, а затем, получив под залог ссуду, скрыться.

7.Какова судьба второго и третьего томов «Мертвых душ»:

б) не были написаны Гоголем;

В) написан второй том, белову4ю рукопись которого Гоголь сжег за девять дней до смерти; к третьему писатель не приступал.

8. Кого из писателей можно сравнить с Н.В.Гоголем (по стилю, характеру обличительного смеха, способу отражения действительности);

А) А.П.Чехова;

Б) М.Е.Салтыкова-Щедрина;

В) Ф.М.Достоевского.

9. Н.В.Гоголь скончался 21 февраля 1852 года. Царское правительство запретило писать о его смерти. И все же появился небольшой некролог: «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?!..»

А) В.Г.Белинский;

Б) Н.Г.Чернышевский;

В) И.С.Тургенев.

Проверить тесты во время выполнения творческого задания и объявить в конце урока.)

5. Творческая работа. Наблюдение над стилем писателя.

Наступило время для творческой работы. Вам нужно еще раз обратиться к тексту 1 главы и выписать слова, словосочетания, синтаксические фигуры и тропы, которые говорят о типичности явлений, описанных в 1 главе и сделать выводы.

6.Итоги урока:

Объявить оценки за контрольный срез;

Заслушать 1-2 творческие работы;

Вывод: Мир Гоголя – это предметный мир, вещественный. Вещи громко заявляют о себе, они независимы, самодостаточны. А материальный мир у Гоголя пустой. Чем он наполнен? Чем живут чиновники? Ничем. Сплетни, пересуды, обман, стремление к самообогащению.

Прокомментировать и объявить оценки, полученные в ходе работы на уроке.

7. Домашнее задание: Перечитать 2-3 главу, сделать сравнительную характеристику 2-х помещиков: Манилова и Коробочки, руководствуясь планом сравнительной характеристики героев.


Подсказанный Пушкиным сюжет «Мертвых душ» был привлекательным для Гоголя, так как давал ему возможность вместе с их героем, будущим Чичиковым, «проездиться» по всей России и показать «всю Русь». Социальная проблематика «Мертвых душ» интегрируется проблемой духовного состояния, а точнее, бездуховности «современного» и прежде всего «русского человека». В письмах Гоголь разъясняет, что вовсе не губерния, и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет «Мертвых душ », что действительный и единственный предмет «художества» их автора есть «человек и душа человека», причем «современный человек» и «нынешнее состояние» его «души».

Поэма «Мертвые души» реалистическое произведение. Принципы художественного реализма были сформулированы Гоголем в отступлении о двух типах писателей. Свое творчество писатель относит к критическому направлению. Очевидна его историческая ограниченность, которая выражается в том, что «плодовитое зерно» русской жизни таилось для Гоголя не в социальных, демократических тенденциях развития «действительности», а в национальной специфике духовной «природы» русского человека. Гоголь писал в период кризиса крепостничества в России. Изображая помещиков и чиновников, Гоголь воспользовался сатирическим описанием, социальной типизацией, а также общей критической направленностью. Большое внимание автор уделяет описаниям природы, усадьбы, дома, интерьера, деталям портрета. Через сатирические описания автор характеризует героев, обращая внимание на детали. Соотносятся различные планы: лирическое отступление о птице-тройке и описание поездки по плохим русским дорогам.

Поэма восходит к традициям древнего эпоса, где во всех противоречиях воссоздавалось целостное бытие. Под «поэмой» писатель подразумевал «меньшего рода эпопею… Проспект учебной книги словесности для русского юношества. Герой эпопей — частное и невидимое лицо, однако значительное во многих отношениях для наблюдения души человека». Лирические отступления, которые являются элементами поэмы, в «Мертвых душах» отражают авторское восприятие действительности. Сам Гоголь называл произведение не только поэмой, но и романом, однако для этого произведению не хватает любовной интриги. В поэме присутствуют элементы плутовского, авантюрно-приключенческого и социального романа.

Сюжет и композиция поэмы

Отчетливо выделяются три композиционных звена: показ поместных владений (главы 2—6), изображение жизни губернского города, губернских чиновников (главы 7—10), повествование о жизненной судьбе главного героя поэмы.

Дорога во всех ее значениях — композиционный стержень повествования, объединяющий его пространственные координаты (русский губернский город) с временными (движение брички) в символ «всей Руси» и ее пути от крепостнической мертвенности к великому будущему.

Образ Чичикова и его идейно-композиционная роль оказывают влияние на сюжет поэмы. Поэма стилизована под описание путешествия, отдельные фрагменты жизни Руси объединены в целое. Ёсли рассматривать роль образа, то она заключается в характеристике предпринимателя-авантюриста. Как следует из биографии героя, он использует для своих целей или положение чиновника, или мифическое положение помещика. Композиция поэмы построена по принципу «замкнутых пространств»: усадьбы помещиков, город.

Символично и самоназвание поэмы — «Мертвые души». Его буквальное, связанное с сюжетом значение — не только вычеркнутые из ревизских списков умершие крестьяне, именуемые на языке официальных документов «душами». Кроме того, это и омертвелые души владельцев живых и мертвых крестьянских душ, таящие возможность своего пробуждения.

Тема родины и народа в поэме

Гоголь говорит, что крестьяне в массе своей невежественны, забиты и ограниченны: дворовая девчонка Коробочки не имеет представления, где право, где лево; Петрушка и Селифан тупы и ленивы; дядя Митяй и дядя Минай только на то и способны, что рассуждать, доедет ли бричка Чичикова до Москвы и Казани. Однако Гоголь выдвигает мысль о том, что русский народ имеет таланты и творческие способности: в лирическом отступлении о русском языке, в отступлении о птице-тройке, в характеристике «ярославского расторопного мужика».

«Урок царям» преподан автором «Мертвых душ» «Повестью о капитане Копейкине» Время ее действия точно обозначено: «через шесть лет после французов». Это время разгара александровской реакции, время Аракчеева и зарождения декабристского движения. Капитан Копейкин — один из участников войны 1812 года, которого последовавшая за ней реакция превратила из защитника Отечества в разбойничьего атамана. Об угрозе революционного «бунта» в России и напоминает «Повесть о капитане Копейкине». В лирических отступлениях о Руси и о птице-тройке Гоголь высказывает свое отношение к будущему России. «Русь, куда же несешься ты?» Этот вопрос обращен не к «гордому коню» — символу русской государственности, а к «птице-тройке» — символу национальной стихии русской жизни, ее грядущего и всемирно-исторического самоопределения.

Николай Васильевич Гоголь – один из самых загадочных писателей 19 века. Его жизнь и творчество полно мистики и тайн. Наша статья поможет качественно подготовится к уроку литературы, к ЕГЭ, тестовым заданиям, творческим работам по поэме. При анализе произведения Гоголя “Мёртвые души” в 9 классе важно опираться на дополнительный материал, чтобы ознакомиться с историей создания, проблематикой, разобраться, какие художественные средства использует автор. В “Мертвых душах” анализ специфичен по причине содержательной масштабности и композиционных особенностей произведения.

Краткий анализ

Год написания – 1835 -1842 гг. В 1842 году опубликован первый том.

История создания – идея сюжета подсказана Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Автор около 17 лет работал над поэмой.

Тема – нравы и жизнь помещиков на Руси 30-х годов 19 века, галерея человеческих пороков.

Композиция – 11 глав первого тома, объединённых образом главного героя – Чичикова. Несколько глав второго тома, которые уцелели и были найдены и опубликованы.

Направление – реализм. В поэме есть и романтические черты, но они вторичны.

История создания

Николай Васильевич писал своё бессмертное детище около 17 лет. Эту работу он считал самой важной миссией в своей жизни. История создания “Мёртвых душ” полна пробелов и загадок, а также мистических совпадений. В процессе работы над произведением автор тяжело заболел, будучи на грани смерти, он внезапно чудесным образом исцелился. Гоголь принял этот факт за знак свыше, который даровал ему шанс закончить своё главное произведение.

Идею “Мертвых душ” и сам факт их существования как социального явления подсказал Гоголю Пушкин. Именно Александр Сергеевич, по словам автора, натолкнул его на мысль написать масштабное произведение, способное раскрыть всю сущность русской души. Поэма была задумана как произведение в трёх томах. Первый том (опубликованный в 1842 году) был задуман, как собрание человеческих пороков, второй – давал возможность героям осознать свои ошибки, а в третьем томе – они меняются и находят путь к правильной жизни.

Будучи в работе, произведение много раз правилось автором, менялись его основная мысль, персонажи, сюжет, сохранялась только суть: проблематика и план произведения. Второй том “Мёртвых душ” Гоголь закончил незадолго до своей смерти, но по некоторым сведениям он же сам и уничтожил эту книгу. По другим источникам, она была передана автором Толстому или кому-то из близких знакомых, а после – утеряна. Существует мнение, что эта рукопись до сих пор хранится у потомков высшего общества гоголевского окружения и когда-нибудь будет найдена. Третий том автор не успел написать, но о его предполагаемом содержании есть сведения из достоверных источников, будущая книга, её идея и общая характеристика, обсуждались в литературных кругах.

Тема

Смысл названия “Мёртвых душ” двоякий: это само явление – продажа мёртвых крепостных душ, переписывание их и передача другому хозяину и образ людей, подобных Плюшкину, Манилову, Собакевичу – их души мертвы, герои глубоко бездуховны, пошлы и аморальны.

Главная тема “Мёртвых душ” – пороки и нравы общества, жизнь русского человека 1830-х годов 19 века. Проблемы, которые поднимает автор в поэме, стары, как мир, но показаны и раскрыты они так, как свойственно исследователю человеческих характеров и душ: тонко и масштабно.

Главный герой – Чичиков скупает у помещиков давно умерших, но ещё числящихся крепостных крестьян, которые нужны ему только на бумаге. Таким образом он планирует разбогатеть, получив оплату за них в опекунском совете. Взаимодействие и сотрудничество Чичикова с такими же мошенниками и шарлатанами, как он сам, становится центральной темой поэмы. Желание разбогатеть всеми возможными способами свойственно не только Чичикову, но и многим героям поэмы – это болезнь века. То, чему учит поэма Гоголя, находится между строк книги – русскому человеку свойственен авантюризм и тяга к “лёгкому хлебу”.

Вывод однозначен: самый правильный путь – жить по законам, в ладу с совестью и сердцем.

Композиция

Поэма состоит из полного первого тома и нескольких сохранившихся глав второго тома. Композиция подчинена главной цели – раскрыть картину русской жизни, современной автору, создать галерею типовых персонажей. Поэма состоит из 11 глав, насыщена лирическими отступлениями, философскими рассуждениями и чудеснейшими описаниями природы.

Всё это время от времени прорывается сквозь основной сюжет и придаёт произведению неповторимую лиричность. Произведение заканчивается колоритным лирическим размышлением о будущем России, её силе и могуществе.

Первоначально книга была задумана как сатирическое произведение, это повлияло на общую композицию. В первой главе автор знакомит читателя с жителями города, с главным персонажем – Павлом Ивановичем Чичиковым. Со второй по шестую главы автором даётся портретная характеристика помещиков, их неповторимый уклад жизни, калейдоскоп причуд и нравов. Следующие четыре главы описывают жизнь чиновничества: взяточничество, самоуправство и самодурство, сплетни уклад жизни типичного русского города.

Главные герои

Жанр

Чтобы определить жанр “Мёртвых душ”, необходимо обратится к истории. Сам Гоголь определил его как “поэма”, хотя структура и масштабность повествования близки повести и роману. Прозаическое произведение названо поэмой в силу его лиричности: большого количества лирических отступлений, замечаний и комментариев автора. Также стоит учесть, что Гоголь провёл параллель между своим детищем и поэмой Пушкина “Евгений Онегин”: последняя считается романом в стихах, а “Мёртвые души” – наоборот, поэмой в прозе.

Автор подчёркивает равнозначность в своём произведении эпического и лирического. Критика придерживается другого мнения по поводу жанровых особенностей поэмы. К примеру, В. Г. Белинский назвал произведение романом и с этим мнением принято считаться, так как оно вполне обосновано. Но по традиции гоголевское произведение называют поэмой.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 3875.

Души мёртвые и живые в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Цель жизни Чичикова. Завет отца

Вот что писал В.Г. Сахновский в своей книге «О спектакле «Мёртвые души»:

«…Известно, что Чичиков был, не слишком толст, не слишком тонок; что, по мнению одних, он даже смахивал на Наполеона, что он обладал замечательным свойством поговорить с каждым как знаток того, о чём он приятно беседовал. Целью Чичикова в общении было произвести самое благоприятное впечатление, расположить и внушить к себе доверие. Известно также, что у Павла Ивановича есть особое обаяние, которым он преодолел две катастрофы, которые повалили бы иного с ног навсегда. Но главное, что характеризует Чичикова - это его страстное влечение к приобретательству. Стать, что называется, «человеком с весом в обществе», будучи «человеком сан фасон», без роду и племени, который носится как «барка какая-нибудь среди свирепых волн», - вот основная задача Чичикова. Добыть себе прочное место в жизни, не считаясь ни с чьим и не с каким интересом, общественным и частным, - вот в чём заключено сквозное действие Чичикова.

И всё, что ни отзывалось богатством и довольством, производило на него впечатление, непостижимое им самим, - пишет о нём Гоголь. Отцовское наставление - «береги и копи копейку» - пошло ему впрок. Им не владели скряжничество или скупость. Нет, ему мерещилась впереди жизнь со всякими достатками: экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды.

«Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой, - завещал Павлу Ивановичу его отец. Он усвоил это на всю жизнь. «Самоотвержение, терпение и ограничение нужд показал он неслыханное». Так написал Гоголь в Биографии Чичикова (Глава XI).

…Чичиков приходит, чтобы отравлять. Есть зло, которое катится по Руси, как Чичиков на тройке. Какое это зло? Оно вскрывается в каждом по-своему. На яд Чичикова в каждом из тех, с кем он ведёт свои дела, есть своя реакция. Чичиков ведёт одну линию, но у него новая роль с каждым действующим лицом.

…Чичиков, Ноздрёв, Собакевич и другие герои «Мёртвых душ» - это не характеры, а типы. В этих типах Гоголь собрал и обобщил многие схожие характеры, выявляя во всех них общий жизненно-социальный уклад…»

Что такое «мёртвые души»?

Первичный смысл выражения «мертвые души» таков: это умершие крестьяне, еще числящиеся в ревизских списках. Без такого вполне конкретного значения был бы невозможен сюжет поэмы. Ведь странное предприятие Чичикова в том и состоит, что он покупает умерших крестьян, числившихся живыми в ревизских списках. И что юридически это осуществимо: достаточно лишь составить список крестьян и оформить куплю-продажу соответствующим образом, как будто предметом сделки являются живые люди. Гоголь воочию показывает, что в России властвует закон купли-продажи живого товара, и что такое положение является естественным и нормальным.

Следовательно, сама фактическая основа, сама интрига поэмы, построенная на продаже ревизских душ, была социальной и обличительной, как бы ни казался повествовательный тон поэмы безобидным и далеким от обличения.

Правда, можно вспомнить, что Чичиков живых людей не покупает, что предмет его сделки крестьяне умершие. Однако и здесь прячется гоголевская ирония. Чичиков скупает мертвых совершенно таким же образом, как если бы он скупал живых крестьян, по тем же правилам, с соблюдением тех же формальных и юридических норм. Только цену при этом Чичиков рассчитывает дать значительно меньшую - ну как бы за товар более низкого качества, залежалый или подпорченный.

«Мертвые души» - эта емкая гоголевская формула начинает наполняться своим глубоким, меняющимся смыслом. То это условное обозначение умершего, словосочетание, за которым нет никакого лица. То эта формула оживает - и за нею встают реальные крестьяне, которых помещик властен продать или купить, конкретные люди.

Многозначность смысла запрятана уже в самом гоголевском словосочетании. Если бы Гоголь захотел подчеркнуть одно-единственное значение, то он, скорее всего, взял бы выражение «ревизская душа». Но писатель намеренно вынес в название поэмы словосочетание необычное, смелое, не встречавшееся в обиходной речи.

«Мертвые души» — поэма на века. Пластика изображаемой действительности, комичность ситуаций и художественное мастерство Н.В. Гоголя рисуют образ России не только прошлого, но и будущего. Гротескная сатирическая реальность в созвучии с патриотическими нотками создают незабываемую мелодию жизни, которая звучит сквозь столетия.

Коллежский советник Павел Иванович Чичиков отправляется в дальние губернии, чтобы купить крепостных. Однако его интересуют не люди, а только фамилии умерших. Это необходимо для подачи списка в опекунский совет, что «обещает» большие деньги. Дворянину с таким количеством крестьян были все двери открыты. Для реализации задуманного он наносит визиты помещикам и чиновникам города NN. Все они обнаруживают свой корыстный нрав, поэтому герою удается заполучить желаемое. Также он планирует выгодную женитьбу. Однако итог плачевен: герой вынужден бежать, так как его планы становятся общеизвестными благодаря помещице Коробочке.

История создания

Н.В. Гоголь считал А.С. Пушкина своим учителем, «подарившем» благодарному ученику сюжет о похождениях Чичикова. Поэт был уверен, что только Николаю Васильевичу, обладающему от бога неповторимым талантом, подвластно реализовать эту «задумку».

Писатель любил Италию, Рим. На земле великого Данте он приступил к работе над книгой, предполагающей трёхчастную композицию, в 1835 году. Поэма должна была быть похожей на «Божественную комедию» Данте, изображать погружение героя в ад, его странствия в чистилище и воскрешение его души в раю.

Творческий процесс продолжался в течение шести лет. Замысел грандиозной картины, изображающей не только «всю Русь» настоящую, но и будущую, раскрывал «несметные богатства русского духа». В феврале 1837 года умирает Пушкин, «священным завещанием» которого для Гоголя становятся «Мертвые души»: «Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою». Первый том был завершён летом 1841 года, однако не сразу нашёл своего читателя. У цензуры вызвала возмущение «Повесть о капитане Копейкине», а название привело в недоумение. Пришлось пойти на уступки, начав заголовок с интригующей фразы «Похождения Чичикова». Поэтому книга была опубликована лишь в 1842 году.

Спустя некоторое время, Гоголь пишет второй том, но, недовольный получившимся результатом, сжигает его.

Смысл названия

Название произведения вызывает противоречивые толкования. Использованный приём оксюморона рождает многочисленные вопросы, на которые хочется поскорее получить ответы. Заголовок символичен и многозначен, поэтому «тайна» открывается не каждому.

В прямом значении, «мертвые души» — это представители простого народа, ушедшие в мир иной, но ещё числящиеся за своими хозяевами. Постепенно происходит переосмысление понятия. «Форма» как бы «оживает»: реальные крепостные, со своими привычками и недостатками, предстают перед читательским взором.

Характеристика главных героев

  1. Павел Иванович Чичиков – «господин средней руки». Несколько приторные в обращении с людьми манеры не лишены изысканности. Воспитан, опрятен и деликатен. «Не красавец, но и не дурной наружности, не … толст, ни …. тонок…». Расчетлив и осторожен. Коллекционирует ненужные безделушки в своем ларчике: авось, пригодится! Во всем ищет выгоду. Порождение худших сторон предприимчивого и энергичного человека нового типа, противопоставленного помещикам и чиновникам. О нем мы написали подробнее в сочинении «».
  2. Манилов — «рыцарь пустоты». Белокурый «сладенький» болтун «с голубыми глазами». Скудость мысли, уход от реальных трудностей он прикрывает прекраснодушной фразой. В нём отсутствуют живые стремления и какие-либо интересы. Его верные спутники — бесплодное фантазерство и бездумная болтовня.
  3. Коробочка — «дубинноголовая». Пошлая, глупая, скупая и прижимистая натура. Отгородилась от всего окружающего, замкнувшись в своем имении – «коробке». Превратилась в тупую и жадную женщину. Ограниченна, упряма и бездуховна.
  4. Ноздрев — «исторический человек». Запросто может приврать, что ему заблагорассудится, и обмануть кого угодно. Пустой, вздорный. Мнит себя широкой натурой. Однако поступки обличают безалаберного, сумбурно – безвольного и одновременно наглого, беспардонного «самодура». Рекордсмен по попаданию в каверзные и нелепые ситуации.
  5. Собакевич — «патриот русского желудка». Внешне напоминает медведя: неповоротливого и неуемного. Совершенно неспособен понять самых элементарных вещей. Особый тип «накопителя», умеющего быстро приспосабливаться к новым требованиям современности. Ничем не интересуется, кроме ведения хозяйства. мы охарактеризовали в одноименном эссе.
  6. Плюшкин — «прореха на человечестве». Существо непонятного пола. Яркий образец нравственного падения, полностью утратившего свой естественный облик. Единственный персонаж (кроме Чичикова), имеющий биографию, «отражающую» постепенный процесс деградации личности. Полнейшее ничтожество. Маниакальное накопительство Плюшкина «выливается» в «космические» масштабы. И чем больше им овладевает эта страсть, тем меньше в нем остается от человека. Его образ мы подробно разобрали в сочинении .
  7. Жанр и композиция

    Изначально произведение зарождалось как авантюрно — плутовской роман. Но широта описываемых событий и историческая правдивость, будто «спрессованные» между собой, дали повод «заговорить» о реалистическом методе. Делая точные замечания, вставляя философские рассуждения, обращаясь к разным поколениям, Гоголь насыщал «своё детище» лирическими отступлениями. Нельзя не согласиться с тем мнением, что творение Николая Васильевича — комедия, так как в ней активно используются приемы иронии, юмора и сатиры, наиболее полно отражающие абсурд и произвол «эскадрона мух, господствующего на Руси».

    Композиция кольцевая: бричка, въехавшая в город NN в начале повествования, покидает его после всех перипетий, произошедших с героем. В это «кольцо» вплетаются эпизоды, без которых целостность поэмы нарушается. В первой главе даётся описание губернского города NN и местного чиновничества. Со второй по шестую главы автор знакомит читателей с помещичьими усадьбами Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Седьмая – десятая главы — сатирическое изображение чиновников, оформление состоявшихся сделок. Вереница перечисленных событий завершается балом, где Ноздрев «повествует» об афёре Чичикова. Реакция общества на его заявление однозначна — сплетни, которые, как снежный ком, обрастают небылицами, нашедшими преломление, в том числе, в новелле («Повесть о капитане Копейкине») и притче (о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче). Ввод этих эпизодов позволяет подчеркнуть, что судьба отчизны напрямую зависит от людей, в ней проживающих. Нельзя равнодушно взирать на творящиеся вокруг безобразия. Определённые формы протеста в стране зреют. Одиннадцатая глава — биография образующего сюжет героя, разъясняющая, чем он руководствовался, совершая то или иное деяние.

    Связующей композиционной нитью является образ дороги (вы можете больше узнать об этом, прочитав сочинение « » ), символизирующий собой путь, который проходит в своём развитии государство «под скромным названием Русь».

    Зачем Чичикову мертвые души?

    Чичиков не просто хитрый, но и прагматичный. Его изощрённый ум готов из ничего «слепить конфетку». Не имея достаточного капитала, он, будучи неплохим психологом, пройдя хорошую жизненную школу, владея искусством «польстить каждому» и выполняя завет отца «беречь копейку», затевает великую спекуляцию. Она заключается в простом обмане «власть имущих», чтобы «нагреть руки», иначе говоря, выручить огромную сумму денег, обеспечив тем самым себя и свою будущую семью, о которой Павел Иванович мечтал.

    Имена купленных за бесценок мертвых крестьян заносились в документ, который Чичиков мог отвести в казенную палату под видом залога в целях получения кредита. Он заложил бы крепостных, как брошь в ломбарде, и мог перезакладывать их всю жизнь, благо никто из чиновников не проверял физического состояния людей. За эти деньги делец купил бы и настоящих работников, и имение, и зажил бы на широкую ногу, пользуясь благосклонностью вельмож, ведь богатство помещика представители знати измеряли в количестве душ (крестьян тогда на дворянском сленге именовали «душами»). Кроме того, герой Гоголя рассчитывал снискать доверие в обществе и выгодно жениться на богатой наследнице.

    Основная идея

    Гимн родине и народу, отличительная черта которого трудолюбие, звучит на страницах поэмы. Золотых рук мастера прославились своими изобретениями, своим творчеством. Русский мужик всегда «на выдумку богат». Но есть и те граждане, которые тормозят развитие страны. Это порочные чиновники, невежественные и бездеятельные помещики и аферисты вроде Чичикова. Для своего же блага, блага России и мира они должны встать на путь исправления, поняв уродство своего внутреннего мира. Для этого Гоголь безжалостно высмеивает их весь первый том, однако в последующих частях произведения автор намеревался показать воскрешение духа этих людей на примере главного героя. Возможно, он почувствовал фальшь последующих глав, разуверился в том, что его мечта осуществима, поэтому сжег ее вместе со второй частью «Мертвых душ».

    Тем не менее, автор показал, что главное богатство страны — широкая душа народа. Не случайно это слово вынесено в название. Писатель верил, что возрождение России начнётся с возрождения человеческих душ, чистых, незапятнанных никакими грехами, самоотверженных. Не просто верящих в свободное будущее страны, но прилагающих немало усилий на этой стремительной дороге к счастью. «Русь, куда ж несёшься ты?». Этот вопрос рефреном проходит через всю книгу и подчёркивает главное: страна должна жить в постоянном движении к лучшему, передовому, прогрессивному. Лишь на этом пути «дают ей дорогу другие народы и государства». О пути России мы написали отдельное сочинение: ?

    Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?

    В какой-то момент в сознании писателя начинает преобладать мысль о мессии, позволяющая «предвидеть» возрождение Чичикова и даже Плюшкина. Прогрессирующее «превращение» человека в «мертвеца» Гоголь надеется повернуть вспять. Но, столкнувшись с реальностью, автор переживает глубокое разочарование: герои и их судьбы выходят из-под пера надуманными, безжизненными. Не получилось. Надвигающийся кризис в мировосприятии и стал причиной уничтожения второй книги.

    В сохранившихся отрывках из второго тома отчетливо видно, что писатель изображает Чичикова не в процессе раскаяния, а в полете к пропасти. Он все-таки преуспевает в авантюрах, облачается в дьявольски-красный фрак и преступает закон. Его разоблачение не предвещает ничего хорошего, ведь в его реакции читатель не увидит внезапного прозрения или краски стыда. Ему даже не верится в возможность существования таких фрагментов хоть когда-либо. Гоголь не хотел жертвовать художественной правдой даже ради воплощения собственного замысла.

    Проблематика

    1. Тернии на пути развития Родины — основная проблема в поэме «Мертвые души», о которой беспокоился автор. К ним относятся взяточничество и казнокрадство чиновников, инфантильность и бездеятельность дворянства, невежество и нищета крестьян. Писатель стремился внести свой посильный вклад в процветание России, осуждая и высмеивая пороки, воспитывая новые поколения людей. Например, Гоголь презирал славословие как прикрытие пустоты и праздности существования. Жизнь гражданина должна быть полезной для общества, а большинство героев поэмы откровенно вредны.
    2. Нравственные проблемы. Отсутствие норм нравственности у представителей господствующего класса он рассматривает как результат их уродливой страсти к накопительству. Помещики готовы душу вытрясти из крестьянина ради выгоды. Также на первый план выходит проблема эгоизма: дворяне, как и чиновники, думают только о своих интересах, родина для них – пустое невесомое слово. Высшее общество не заботится о простом народе, просто использует его в своих целях.
    3. Кризис гуманизма. Людей продают, как животных, проигрывают в карты, как вещи, закладывают, как украшения. Рабство узаконено и не считается чем-то безнравственным или противоестественным. Гоголь осветил проблему крепостного права в России глобально, показав обе стороны медали: менталитет холопа, присущий крепостному, и самодурство хозяина, уверенного в своем превосходстве. Все это последствия тирании, пронизывающей взаимоотношения во всех слоях общества. Она разлагает людей и губит страну.
    4. Гуманизм автора проявляется во внимании к «маленькому человеку», критическом разоблачении пороков государственного устройства. Политические проблемы Гоголь даже не старался обходить. Он описал бюрократический аппарат, функционирующий только на основе взяточничества, кумовства, казнокрадства и лицемерия.
    5. Гоголевским персонажам присуща проблема невежества, нравственной слепоты. Из-за нее они не видят своего морального убожества и не способны самостоятельно выбраться из затягивающей их трясины пошлости.

    В чём своеобразие произведения?

    Авантюрность, реалистическая действительность, ощущение присутствия иррационального, философские рассуждения о земном благе – всё это тесно переплетается, создавая «энциклопедическую» картину первой половины XIX столетия.

    Гоголь добивается этого использованием различных приёмов сатиры, юмора, изобразительных средств, многочисленными деталями, богатством словарного запаса, особенностями композиции.

  • Важную роль играет символика. Падение в грязь «предсказывает» будущее разоблачение главного персонажа. Паук плетёт свои сети, чтобы захватить очередную жертву. Подобно «неприятному» насекомому, Чичиков искусно ведёт своё «дельце», «оплетая» помещиков и чиновников благородной ложью. «звучит» как пафос движения вперёд Руси и утверждает человеческое самосовершенствование.
  • Мы наблюдаем за героями через призму «комических» ситуаций, метких авторских выражений и характеристик, данных другими персонажами, порою построенных на антитезе: «он был человек видный» — но только «на взгляд».
  • Пороки героев «Мертвых душ» становятся продолжением положительных свойств характера. Например, чудовищная скупость Плюшкина – искажение былой бережливости и хозяйственности.
  • В небольших по объёму лирических «вставках» — мысли писателя, нелёгкие думы, тревожное «я». В них мы чувствуем высший творческий посыл: помочь человечеству измениться к лучшему.
  • Судьба людей, создающих произведения для народа или не в угоду «власть имущим», не оставляет Гоголя равнодушным, ведь в литературе он видел силу, способную «перевоспитать» общество и способствовать его цивилизованному развитию. Социальные слои социума, их позиция в отношении ко всему национальному: культуре, языку, традициям – занимают серьёзное место в авторских отступлениях. Когда же речь заходит о Руси и её будущем, сквозь века мы слышим уверенный голос «пророка», предсказывающего нелёгкую, но устремлённую в светлую мечту будущность Отечества.
  • Навевают грусть философские размышления о бренности бытия, об ушедшей молодости и надвигающейся старости. Поэтому так закономерно нежное «отцовское» обращение к юношеству, от энергии, трудолюбия и образованности которого зависит, по какому «пути» пойдёт развитие России.
  • Язык подлинно народен. Формы разговорной, книжной и письменно–деловой речи гармонично вплетаются в ткань поэмы. Риторические вопросы и восклицания, ритмическое построение отдельных фраз, употребление славянизмов, архаизмов, звучных эпитетов создают определённый строй речи, которая звучит торжественно, взволнованно и задушевно, без тени иронии. При описании помещичьих усадеб и их хозяев используется лексика, характерная для бытовой речи. Изображение чиновничьего мира насыщается лексикой изображаемой среды. мы описали в одноименном сочинении.
  • Торжественность сравнений, высокий стиль в сочетании с самобытной речью создают возвышенно–ироническую манеру повествования, служащую развенчанию низменного, пошлого мира хозяев.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!