» » Взаимосвязь культуры и творчества. Виды творческой деятельности

Взаимосвязь культуры и творчества. Виды творческой деятельности

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. Творческая деятельность - уникальная особенность рода человеческого. Она многогранна и проявляется во всех сферах материальной и духовной культуры, в каждой обретая свою специфику, но сохраняя, тем не менее общезначимый вариант. Смысл творческой деятельности именно в становлении человека, как активного субъекта социальной деятельности. В этом аспекте творчество выступает как необходимый атрибут культуры.

Родовая человеческая сущность есть совокупность таких человеческих свойств, которые проявляясь в каждой отдельной личности, сохраняются у представителей человеческого рода на всем протяжении его существования. Это концентрация наиболее устойчивых отношений, в которые вступает человеческая личность. Взаимодействуя с природой человек проявляет первое свойство родовой сущности, свою природную телесность или предметность. Первый предмет, которым человек овладевает в процессе своей жизни - это его тело. В процессе целенаправленного взаимодействия с природой - труда, человек использует определенные орудия для достижения своей цели. Предметным результатом человеческого труда явл. Как совершенствование самого человека так и предметы созданные человеческим трудом. Второе проявление родовой человеческой сущности формируется в результате естественной человеческой потребности в обществе людей, а проявляется оно в человеческой социальности, общественности и возникающей в результате их проявления душевности. Находясь с самого рождения внутри определенного социума человек не может обойтись без общества людей на протяжении всей своей жизни. Наконец третьим проявлением является духовность человека после его очеловечивания (полностью это проявляется после появления у человека переживаний). Реальная человеческая духовность определяется как ценностное отношение, главным способом существования которого явл. переживание смысла. Ценность - это выявленная в процессе переживания значимость предмета, человека или явления для переживающей личности. Творчество следует интерпретировать как источник чего-то вечного, непреходящего в культуре.

Творчество. Понятие и сущность. Виды творчества.

Творчество -- деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к всегда предполагает творца -- субъекта творческой деятельности.

Виды творческой деятельности принято выделять в соответствии с тем типом мышления, который лежит в основе каждого из них. На основе понятийно-логического мышления развивается научное творчество, на основе целостно-образного - художественное, на основе конструктивно-образного - дизайнерское, на основе конструктивно-логического - техническое. Рассмотрим особенности творческого процесса в науке, технике, искусстве и дизайне. Лотман называет культуру и искусство двумя способами видения мира или «глазами культуры». С помощью науки культура постигает сущее и закономерное, а искусство - это проживание непережитого, исследование никогда не бывшего, прохождение не пройденных культурой дорог. Творческий процесс в науке ограничен рамками логики и фактов, научный результат отражает наличное состояние научной картины мира, а цель научного творчества - стремление к достижению объективной истины. В художественном творчестве автор ограничен рамками собственного таланта и мастерства, нравственной ответственности и эстетического вкуса. Процесс художественного творчества включает в себя в равной мере сознательные и бессознательные моменты, произведение искусства становится как изначально открытая система, текст, существующий в определенном контексте и обладающий внутренним невысказанным подтекстом. Как результат художественного творчества произведение искусства является воплощением внутреннего мира художника, перевоссозданного в общезначимой, самоценной форме. Техническое творчество обусловлено наличными потребностями цивилизации в достижении наибольшего комфорта и максимального приспособления к окружающей среде. Результатом технического творчества является техническое устройство, механизм, максимально отвечающий наличным потребностям человека. Дизайнерское творчество возникает на стыке технического и художественного творчества и направлено на создание вещи, обладающей не только функциональной и целесообразной, но и выразительной внешней формой. Результатом дизайнерского творчества является реконструкция предметно-вещной среды обитания человека. Дизайнерское искусство воскрешает забытый тезис античной культуры: «Человек - мера всех вещей». Перед дизайнерами ставится задача создания вещей соразмерных человеку, создающих такую бытовую и производственную предметную среду, которая способствовала бы наиболее эффективному решению производственных задач и позволяла бы максимально реализовать способности и замыслы человека. Творчество -- непременное условие возникновения культуры и реализации родовой человеческой сущности. В творчестве человек выражает себя как свободную индивидуальность и освобождается от любых внешних ограничений, во-первых, связанных с физическими возможностями человека: физическими, физиологическими и психическими, и, во-вторых, связанных с общественной жизнью человека. Творчество как самоценный процесс осуществляется тогда, когда, совершаясь в определенных социокультурных условиях: общественных, экономических, политических, нравственных и религиозных, правовых и идеологических, задающих определенный актуальный культурный уровень, оно ставит перед собой ранее небывалые цели, реализуется поисковым, избирательным образом и получает результат, расширяющий меру свободы творца. Именно творчество, когда человек сосредоточивается на его духовной стороне, способствует освобождению человека от мешающих условностей окружающего мира. Культура и творчество делают человека свободным от гнета его половозрастных параметров, от гнета коммунальности и от диктата массовости и стандартизации. Именно творчество как способ бытия культуры и самореализации личности становится механизмом сохранения неповторимой человеческой индивидуальности и самоценности личности. Творец - это HOMO FABER - человек-созидатель, который возвысился над природным окружением, над повседневными потребностями, над созиданием лишь практически необходимого. Следовательно, первым из всевозможных проявлений творчества является формирование творческой личности.

Творческую личность, независимо от сферы ее деятельности, как правило, отличает высокий интеллект, раскованность мышления, легкость ассоциирования, безбоязненная игра идеями и одновременно умение выстраивать логические схемы и устанавливать взаимозависимости, закономерности. Творческая личность должна обладать независимостью мнений и суждений, оценок, умением корректно и аргументировано доказывать и защищать свою точку зрения. Прежде всего для творческой личности важны зоркость в поисках проблемы и умение ставить вопросы. Творческая личность должна обладать умением сосредоточить внимание и долго удерживать его на каком-либо вопросе, теме или проблеме, концентрировать внимание в процессе поиска эвристического решения. Творческий интеллект отличается, как правило, умением оперировать нечетко определенными понятиями, преодолевать логические нестыковки, обладать способностью к свертыванию мыслительных операций и сближению отдаленных понятий. Творческая личность должна быть взыскательна к себе и другим и самокритична. Сомнение в общепризнанных истинах, бунтарство и неприятие традиции должно сочетаться в ней с внутренней дисциплиной и строгостью к себе. Творческие люди отличаются остроумием, восприимчивостью к смешному и умением заметить и комически осмыслить противоречие. Однако психологи отмечают, что увлеченность творческой задачей, отрешенность от мира приводит к появлению бытовой рассеянности и второстепенности отношений между людьми, повышенному стремлению к самоутверждению

  • Культура и цивилизация
    • Культура и цивилизация - страница 2
    • Культура и цивилизация - страница 3
  • Типология культур и цивилизаций
    • Типология культур и цивилизаций - страница 2
    • Типология культур и цивилизаций - страница 3
  • Первобытное общество: рождение человека и культуры
    • Общая характеристика первобытности
    • Материальная культура и социальные отношения
    • Духовная культура
      • Возникновение мифологии, искусства и научных знаний
      • Формирование религиозных представлений
  • История и культура древних цивилизаций Востока
    • Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
    • Доосевые культуры Древнего Востока
    • Культура Древней Индии
    • Культура Древнего Китая
      • Уровень развития материальной цивилизации
      • Государство и генезис социальных связей
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
  • Античность – основа европейской цивилизации
    • Общая характеристика и основные этапы развития
    • Античный полис как уникальное явление
    • Мировосприятие человека в античном обществе
    • Художественная культура
  • История и культура европейского средневековья
    • Общая характеристика европейского средневековья
    • Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
    • Общественная и политическая системы средневековья
    • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
    • Художественная культура и искусство средних веков
      • Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
  • Средневековый арабский восток
    • Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
    • Развитие экономики
    • Социально-политические отношения
    • Особенности ислама как мировой религии
    • Художественная культура
      • Художественная культура - страница 2
      • Художественная культура - страница 3
  • Византийская цивилизация
    • Византийская картина мира
  • Византийская цивилизация
    • Общая характеристика византийской цивилизации
    • Общественная и политическая системы Византии
    • Византийская картина мира
      • Византийская картина мира - страница 2
    • Художественная культура и искусство Византии
      • Художественная культура и искусство Византии - страница 2
  • Русь в средние века
    • Общая характеристика средневековой Руси
    • Экономика. Социально-классовая структура
      • Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
    • Эволюция политической системы
      • Эволюция политической системы - страница 2
      • Эволюция политической системы - страница 3
    • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
    • Художественная культура и искусство
      • Художественная культура и искусство - страница 2
      • Художественная культура и искусство - страница 3
      • Художественная культура и искусство - страница 4
  • Возрождение и реформация
    • Содержание понятия и периодизация эпохи
    • Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
    • Изменения в мировоззрении горожан
    • Содержание эпохи Возрождения
    • Гуманизм – идеология Ренессанса
    • Титанизм и его «обратная» сторона
    • Искусство эпохи Возрождения
  • История и культура Европы в Новое время
    • Общая характеристика Нового времени
    • Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
    • Социальная и политическая системы Нового времени
    • Картины мира Нового времени
    • Художественные стили в искусстве Нового времени
  • Россия в эпоху Нового времени
    • Общие сведения
    • Характеристика основных этапов
    • Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
      • Социальный состав российского общества
      • Эволюция политического строя
    • Система ценностей российского общества
      • Система ценностей российского общества - страница 2
    • Эволюция духовной культуры
      • Соотношение провинциальной и столичной культуры
      • Культура донского казачества
      • Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
      • Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
      • Две линии в истории русской культуры XIX в.
      • Роль литературы в духовной жизни российского общества
    • Художественная культура Нового времени
      • Художественная культура Нового времени - страница 2
      • Художественная культура Нового времени - страница 3
  • История и культура России в конце XIX – начале XX в.
    • Общая характеристика периода
    • Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений
      • Либеральная альтернатива преобразования России
      • Социал-демократическая альтернатива преобразования России
    • Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
    • Серебряный век – ренессанс русской культуры
  • Цивилизация Запада в XX веке
    • Общая характеристика периода
      • Общая характеристика периода - страница 2
    • Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
    • Основные тенденции развития западного искусства
  • Советское общество и культура
    • Проблемы истории советского общества и культуры
    • Становление советской системы (1917-й–1930-е годы)
      • Экономика
      • Социальная структура. Общественное сознание
      • Культура
    • Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы)
      • Идеология. Политическая система
      • Экономическое развитие советского общества
      • Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
      • Культурная жизнь
  • Россия в 90-е годы
    • Политическое и социально-экономическое развитие современной России
      • Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
    • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
      • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
    • Развитие культуры
  • Развитие культуры

    Культура сыграла большую роль в духовной подготовке перемен, именуемых перестройкой. Деятели культуры своим творчеством подготавливали общественное сознание к необходимости перемен (фильм Т. Абуладзе «Покаяние», роман А. Рыбакова «Дети Арбата» и др.).

    Вся страна жила ожиданием новых номеров газет и журналов, программ телевидения в которых как свежий ветер перемен давалась новая оценка историческим деятелям, процессам в обществе, самой истории.

    Представители культуры активно включались в реальную политическую деятельность: избирались депутатами, руководителями городов, становились лидерами национально-буржуазных революций в своих республиках. Такая активная общественная позиция привела интеллигенцию к расколу по политическому признаку.

    После распада СССР политический раскол в среде деятелей культуры и искусства продолжался. Одни ориентировались на западные ценности, объявляя их общечеловеческими, другие придерживались традиционных национальных ценностей. По этому признаку раскололись почти все творческие связи и группы.

    Перестройка отменила запреты на многие виды и жанры искусства, вернула на экраны отложенные на «полку» фильмы и запрещенные к публикации произведения. К этому же периоду относится и возвращение блистательной культуры серебряного века.

    Культура рубежа XIX и XX веков явила нам целый «поэтический континент» тончайших лириков (И. Анненский, Н. Гумилев, В. Ходасевич и др.), глубоких мыслителей (Н. Бердяев, В. Соловьев, С. Булгаков и др.), серьезных прозаиков (А. Белый, Д. Мережковский, Ф. Сологуб и др.), композиторов (Н. Стравинский, С. Рахманинов и др.), художников (К. Сомов, А. Бенуа, П. Филонов, В. Кандинский и др.), талантливых исполнителей (Ф. Шаляпин, М. Фокин, А. Павлова и др.).

    Такой поток «запрещенной» литературы имел кроме положительного и негативный момент: молодые писатели, поэты, сценаристы были лишены возможности публикации в государственных изданиях. Продолжался и кризис в архитектуре, связанный с сокращением расходов на строительство.

    Развитие материальной базы культуры резко замедлилось, что сказалось не только в отсутствии новых фильмов и книг на свободно формируемом рынке, но и в том, что наряду с лучшими зарубежными образцами культуры в страну хлынула волна продукции сомнительного качества и ценности.

    Без четкой государственной поддержки (об этом свидетельствует и опыт развитых западных стран) в условиях рыночных отношений у культуры мало шансов выжить. Сами по себе рыночные отношения не могут служить универсальным средством сохранения и приумножения духовного и социокультурного потенциала общества.

    Глубокий кризис, в котором находится наше общество и культура, есть следствие длительного пренебрежения объективными законами общественного развития в советский период. Строительство нового общества, создание нового человека в советском государстве оказалось невозможным, так как на протяжении всех лет советской власти люди были разлучены с истинной культурой, с истинной свободой.

    Человека рассматривали как функцию экономики, как средство, а это так же дегуманизирует человека, как техногенная цивилизация. «Мир переживает опасность дегуманизации человеческой жизни, дегуманизацию самого человека... Противиться такой опасности может только духовное укрепление человека».

    Исследователи различных культурологических концепций говорят о цивилизационном кризисе, о смене парадигм культуры. Образы культуры постмодерна, культуры конца тысячелетия (Fin Millenium) многократно превзошли наивный декаданс модернистской культуры конца столетия (Fin de Sitcle).

    Другими словами, суть происходящих изменений (применительно к смене культурологической парадигмы) состоит в том, что не культура находится в кризисе, но человек, творец, а кризис культуры лишь проявление его кризиса.

    Таким образом, внимание к человеку, к развитию его духовности, духа есть преодоление кризиса. Книги Живой этики обращали внимание на необходимость сознательного подхода к грядущим изменениям культурно-исторической эволюции человека и выдвигали на первый план этические проблемы как важнейшее условие развития человека и общества.

    Эти мысли перекликаются и с современным пониманием жизни человека и общества. Так, П. Костенбаум, специалист по вопросам воспитания руководящих кадров Америки, считает, что «общество, построенное не на этике, не на зрелых сердцах и умах, долго не проживет».

    Н. Рерих утверждал, что Культура – культ Света, Огня, почитание духа, высшее служение совершенствованию человека. Утверждение истинной Культуры в сознании человека является необходимым условием преодоления кризиса.

    Самосознание "Я" всегда индивидуально конкретно. Оно уникально и индивидуально в том смысле, что далее не делимо (от лат. individuum, что буквально значит – "неделимый"). Но откуда же берется эта неповторимая индивидуальность, чем она определяется? Она природна? Она телесна? Она духовна? Она идеальна? Кто ее хозяин? Человек? А может быть, род, дающий ему телесность? Культура, дающая язык, нормы, образцы поведения и мышления? Что есть "Я"? Что есть субъект?

    Личность, по сути дела, – "матрешка", в которой содержится еще множество других, друг в друга упрятанных матрешек. Или жемчужина. В самом центре жемчужины – самосознание, на которое наслаивается перламутр – последующие слои личности: сознание, идентичность, телесность, система ролей, облик, собственность, семья, работа, досуг и т.д. Человек, говорил испанский философ X. Ортега-и- Гассет, – это человек и его обстоятельства. Но в центре – гвоздь, на котором висит вся целостность этих характеристик – самосознание "Я".

    Извне, в восприятии других людей целостность нашего индивидуально неповторимого "Я" закрепляется нашим именем собственным или задается с помощью указательных местоимений "тот", "та", "эти". Именно под своим именем мы и выступаем социальными существами, персонажами ситуаций и событий. Изнутри же нашего внутреннего мира свое собственное "Я" воспринимается как некоторое единство переживаний в этих ситуациях и событиях, ожиданий, надежд, радостей. В переживаниях, в духовном опыте жизнь предстает творчеством и самоопределением личности.

    Личность в известной степени подобна художнику, который лепит и чеканит в форме переживаний свою личную жизнь из материала окружающей действительности. Дело не в количестве переживаний, а в их глубине, способности личности к осмыслению переживаний, нахождению в них смысла. Переживания – не "картошки в мешке", а осознание не случайности и связи, осмысленности пережитого, осознание своей роли в пережитом, своей вины и ответственности.

    Сомнение и непослушание

    Возможность совершать самостоятельные поступки предполагает, таким образом, самостоятельное мышление, а значит и на какой-то стадии – сомнение. Сомнение, непослушание и отклонение от норм и образцов – в определенном смысле необходимое условие становления и развития личности, ее самоопределения и самоорганизации.

    Поэтому особое значение имеют решения, принятые не автоматически, а в результате сознательного выбора. Именно сознательный выбор представляет моральную ценность, предполагается как необходимый этап становления личности, вочеловечения человека. Недаром "послушание через непослушание" привлекает такое внимание в искусстве и религии: когда человек совершает поступок не по приказу, не по привычке, а сделав сознательный выбор.

    Нетрадиционность мысли и действия, "инакомыслие" и отклонение от сложившихся стереотипов – необходимое условие любой творческой деятельности. В истоках любого творчества лежит недовольство человека существующим порядком вещей. Поэтому талантливые люди нередко обладают так называемым трудным характером. Сама человеческая сущность предполагает возможность непокорности, отклонения от норм, поэтому послушание свободного человека отличается от абсолютного и безусловного повиновения.

    Культура и творчество

    Творчество – удел не только выдающихся ученых, политиков или художников, но и каждой личности, осуществляющей свою уникальную миссию самим своим участием в социальной жизни. Жизнь как в профессиональной, так и в бытовой среде очень часто ставит человека в ситуации, когда он за неимением социального образца поведения вынужден в себе самом находить пути решения, самостоятельно достраивать собственный опыт.

    В обыденном сознании культура и творчество часто отождествляются. Достаточно вспомнить газетные штампы типа "сфера культуры и творчества", "культура и искусство" и др. Однако соотношение культуры и творчества не так просто. В самом деле, творчество сознательная или бессознательная деятельность? Оно планируемо и управляемо или стихийно, спонтанно и непроизвольно? В первом случае оно явно связано с реализацией норм культуры, во втором – преимущественно с нарушением их, иногда даже помимо воли творца. И вообще, является ли творчество обязательным моментом культуры или чем-то необязательным?

    Ведь что такое культура? Существует великое множество определений этого понятия. В обыденном сознании это что-то "правильное и хорошее": кого-то считают "культурным", а кого-то "нет". В этом случае речь фактически идет о "ценностном " понимании культуры как системы ценностей (материальных и духовных) народа или человечества в целом. Действительно, ни одно общество нс может существовать и развиваться без накопления эффективного опыта предшествующих поколений, без традиций, образцов "как правильно жить".

    Согласно другому – "технологическому" – подходу культура есть способ жизнедеятельности. Все люди спят, едят, трудятся, любят, но в каждом обществе это делают по-своему. Именно "быт и нравы", или принятые в данном сообществе способы осуществления жизненных актов, понимаются здесь как выражение культуры. В "технологическом" понимании к культуре относятся и такие, сомнительные с точки зрения ценностного подхода, явления как, скажем, "культура преступного мира", "технология действия средств массового уничтожения".

    Существует и трактовка культуры, когда культурными признаются не все без исключения способы осуществления жизнедеятельности, а только такие, которые способствуют развитию, совершенствованию и возвышению человека.

    Обобщая эти подходы, можно определить культуру как систему порождения, накопления, хранения, передачи (от парода к народу и от поколения к поколению) социального опыта.

    Культура держится творчеством, им питается: как в поддержании старых норм и ценностей, так и в создании новых. Культура как языческий идол требует "человеческих жертв", свежей крови и молодых жизней. Чем более "культурна" культура, тем с более жесткой средой традиций приходится сталкиваться творческой личности. Творчество подобно магме, с огромным трудом и тратами энергии прорывающейся сквозь уже застывшие пласты, но лишь для того, чтобы, излившись, застыть новым слоем. И следующим творцам будет еще труднее.

    Отличить творчество от его зеркального двойника – негативной социальной девиации, о которой говорилось ранее, – довольно трудно. Не случайно современники нередко и не проводят грани между поведением преступника и творца, расценивая деятельность последнего как преступление против нравственности, религии или нарушение закона. Сократа, задававшего согражданам "лишние" вопросы, приговорили к смерти. Суровое наказание ждало Д. Бруно и Г. Галилея, усомнившихся в том, что Солнце вращается вокруг Земли. На первых выставках импрессионистов возмущенные зрители требовали ареста "хулиганов". Примерно то же было на первых выставках русских художников-передвижников. Как интеллектуальное хулиганство были восприняты современниками теория относительности, квантовая механика. История полна примерами расправы благородных, но неблагодарных современников и соплеменников над творцами, по прошествии времени торжественно вводимыми в пантеон святых.

    Творчество желательно далеко не во всякой культуре. Да и большую часть человеческой истории занимают так называемые традиционные культуры, жизнь которых целиком определялась верностью традиции, тиражируемой каждым новым поколением. Всякое отклонение от традиционных норм и правил в таких обществах безжалостно пресекалось, а "творцы" либо изгонялись, либо подвергались жестоким репрессиям. Резким ускорением развития цивилизация обязана культуре, сложившейся в русле иудео-христианской традиции с ее особым вниманием к личности, ее свободе, а значит и творчеству. Именно, а может быть, и только в этой культуре, которая до сих пор определяет лицо современной цивилизации, ориентированной на преобразование окружающего мира, творчество рассматривается как ценность. Более того, в современной цивилизации складываются институты, само существование которых нацелено именно на творчество: творческие союзы, научные институты или политические партии.

    Трагедия взаимоотношения творчества и культуры в том, что их отношения несимметричны. Современной культуре творчество необходимо, но творчество не может рассчитывать на культуру, а должно преодолевать ее, становясь новой культурой. Нормативность и типичность необходимы для творчества в том смысле, что их нельзя обойти. В искусстве это типичные образы, выражающие конкретные этнические, национальные, возрастные особенности. В науке – это математический аппарат, позволяющий сводить явление к абстрактным законосообразным объяснениям. Но свои силы творчество может черпать только в человеческой свободе и человеческом сердце – на культуру ему рассчитывать не приходится. То, что делается в расчете на культуру, не творчество, а репродукция, и парадоксальным образом не нужно культуре, губительно для нее. Как вампиру, ей нужна свежая кровь и энергетика, напряженное биение живого сердца, а не мертвые отработанные общие формы.

    Культура программирует личность, стремится сделать типичными не только поведение личности, но и ее сознание, мышление, чувства. В творчестве, однако, существенно не столько заранее предзаданное, сколько не имеющее аналогов, анормальное. Поэтому творчество опирается на структуры, фиксирующие новые формы общечеловеческого опыта в новых сложившихся исторических обстоятельствах. Творчество всегда предполагает некий новый образ, пророчество о будущем. Творчество не ретроспективно, не репродуктивно, а перспективно и продуктивно. Творчество – не только комбинация неизменных смысловых единиц культуры, но и создание новых па основе индивидуальной трагедии существования. Творчество разрушительно для традиционного привычного мира. Творческие схемы, формулы и образы, ориентированные вперед, к конечным смыслам истории человеческой жизни, имеются в любой культуре, но их роль и значение нарастают с ходом развития цивилизации.

    VI Международная теоретико-практическая конференция
    "Творчество и культура в свете философской рефлексии. Творчество культуры и культура творчества"

    Ульяновский государственный технический университет
    Гуманитарный факультет
    Кафедра философии

    февраль 2018 года

    Уважаемые коллеги!

    ФБГОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет» в феврале 2018 года планирует проведение VI Международной теоретико-практической конференции, посвященной памяти доктора философских наук, профессора Георгия Федоровича Миронова «Творчество и культура в свете философской рефлексии. Творчество культуры и культура творчества».

    Участие в конференции бесплатное.

    Предлагаемый тематический разворот конференции:

    · Креатология как направление современной философии

    · Онтология творчества

    · Диалектика творчества: созидание, существование, разрушение

    · Философия художественного творчества

    · Феномен творчества в зеркале художественной литературы

    · Психология творчества: актуальные проблемы

    · Самосозидание как основа экзистенции человека в мире

    · Культура как творчество форм и ценностей

    · Логика и методология научного творчества

    · Научно-исследовательская практика

    · Феномен исторического творчества

    · Творчество и революция

    · Современные философские концепции культуры

    · Культура и цивилизация

    · «Закат Европы»: кризис культурообразующего потенциала современной западной цивилизации

    · Социальная практика и культура

    · Творчество в русской философии: специфика осмысления

    · Феномен творчества в немецкой классической философии

    · Структуралистские и постструктуралистские концепции творчества и культуры

    · Творчество и религия

    · Творчество и трансгрессия

    На конференции планируются следующие дополнительные мероприятия :

    · Презентация книг В.Т. Фаритова, Н.А. Балаклеец и Р.В. Леушкина, вышедших в 2017 году в рамках поддержанных РФФИ проектов №15-33-01222 и №15-34-11045;

    · Дискуссия по теме «Творчество и свобода» (доктор философских наук, профессор кафедры философии В.Т. Фаритов);

    · Посещение музеев «Дом Гончарова», «Дом Языковых», «Симбирская мужская классическая гимназия».

    Конференцию планируется провести в феврале 2018 г.

    Предусмотрены две формы участия в конференции – очная и заочная. При заочном участии доклады рассматриваются как стендовые и сборник материалов высылается по указанному автором адресу. При очном участии командировочные расходы участникам конференции оплачивает командирующая сторона.

    Сборнику статей по итогам конференции будет присвоен номер ISBN, статьи внесены в РИНЦ.

    Для участия в конференции до 1 октября 2017 г. включительно необходимо выслать заявку на участие в конференции и до 1 декабря 2017 г. включительно текст статьи в объеме до 20 тыч. знаков с пробелами (0,5 п.л.).

    Заявка и текст статьи (доклада) принимаются в электронном виде в форматах *.doc, *.rtf. Материалы присылаются по адресу: conf - creature -2018@ mail . ru и/или vfar @ mail . ru

    Файл должен иметь вид: Иванов.doc

    В теме письма указать: Конференция «Творчество и культура в свете философской рефлексии. Творчество культуры и культура твочрества».

    Форма составления заявки

    1. Тема доклада (статьи);

    2. ФИО;

    3. Ученая степень;

    4. Ученое звание;

    5. Место работы;

    6. Должность (для работающих);

    7. Контактный телефон;

    8. Почтовый адрес (для пересылки сборника);

    9. Электронный адрес;

    10. Форма участия в конференции (очная/заочная);

    11. Необходимость временного жилья (да/нет);

    12. Необходимость официального приглашения от Оргкомитета (да/нет);

    Социокультурная организация творческой деятельности

    Культура – это почва, на которой взрастает творчество. И в то же время культура – продукт творчества. Развитие культуры есть следствие множества творческих актов, совершаемых в истории человечества. Творческая деятельность – источник всех новаций, которые возникают в культуре и изменяют ее (за исключением случайных «мутаций» в ее содержании). В этом смысле творчество есть движущая сила развития культуры, важнейший фактор ее динамики.

    Подчеркивая роль творчества в культуре, нельзя вместе с тем недооценивать значение репродуктивной, воспроизводящей деятельности. Она необходима для поддержания жизни человеческого общества и сохранения накопленного им опыта. Она спасает культурное наследство от разрушительного воздействия времени.

    Однако без творческой деятельности не только изменение, но и сохранение культуры было бы не всегда возможно. Когда в обществе замирает творческая деятельность людей (а это случается в истории), его способность адаптироваться к изменениям среды падает. Утратившие смысл в новых условиях традиции становятся мертвым грузом, лишь отягощающим жизнь, и постепенно разрушаются, а новые, более эффективные формы поведения не приходят им на смену. Это ведет к деградации культуры и примитивизации образа жизни. Забываются знания и умения, которые оказываются «лишними», хотя при творческом подходе к их использованию могли бы принести пользу. Подвергаются эрозии и гибнут сооружения, произведения искусства, рукописи, книги – материальные воплощения культуры прошлого, для сохранения и восстановления которых недостает ни сил, ни желания, да и нет возможности, так как для этого нужно было бы изобрести новые средства и новую технику.

    В романе Татьяны Толстой«Кысь» рисуется фантастическая картина жизнь людей после атомной катастрофы. У них сохранились еще кое-какие следы погибшей культуры – предметы домашнего обихода, книги, отдельные обрывки знаний и обычаев. Они сумели даже как-то приспособиться к вызванным радиацией изменениям в природе и в своих собственных телах. Но у них угасла способность к творческой активности. И даже чтение и переписка уцелевших «старопечатных» книг превращается в бессмысленную механическую процедуру, которая никак не способствует интеллектуальному развитию и духовному совершенствованию. До понимания их содержания дело не доходит: ведь для «открытия смысла» необходимы творческие усилия. Культурная жизнь затухает, и общество попадает в тупик, выхода их которого не видно.

    Творчество – это механизм не только созидания нового, но и удержания старого в «работоспособном состоянии». Созидая новое, оно не просто отвергает старое, а преобразует его, развертывает заложенные в нем потенции. В творческом диалоге наряду с голосом нового звучит и голос старого.



    Действительно, прислушаемся более внимательно к поисковому диалогу. Голос одного из его участников – «органа генерации» - дышит оптимизмом и надеждой. Он уверен, что делает свое дело хорошо, если предлагаемые им идеи обладают новизной: ведь его назначение в том и состоит, чтобы создавать новое. Голос другого участника – «органа селекции» - куда менее оптимистичен. Утверждая, что новое не всегда заслуживает одобрения, он то и дело вмешивается в работу собеседника, критикует ее результаты, уговаривает его соблюдать определенные «технологические нормы», выбросить на свалку одни заготовки и взяться за другие. Он видит свою цель в том, чтобы среди многочисленных идей выделить те и только те, которые обладают значимостью для решения творческой задачи, и сооружает из имеющихся у него в распоряжении нормативов фильтры, сквозь которые способны прорваться лишь значимые идеи.

    Таким образом, «орган генерации» ответствен за новизну , а «орган селекции» - за значимость результатов творческого поиска. Голос первого есть голос новизны, а второго – голос значимости. Но новизна и значимость – это определяющие характеристики творчества (§1.1). Генерация и селекция оказываются процессами, благодаря которым продукты творчества обретают эти качества. Значимость продуктов творчества обеспечивается консерватизмом и осторожностью «органа селекции», его скептическим отношением к новому и учетом накопленного ранее опыта. Новизна же продуктов творчества связана с радикальным отказом от устаревших установок и стремлением отвергнуть опыт прошлого ради лучшего будущего. Поэтому диалог между новизной и значимостью содержит в себе более глубокий смысловой слой, в котором идет диалог между «голосом прошлого » и «голосом будущего ».

    По сути дела, творчество оказывается звеном, соединяющим сегодняшнюю культуру с культурой завтрашней, диалогическим взаимодействием «материнской» культуры с культурой «дочерней», возникающей в ее лоне. В поисковом диалоге культура сегодняшняя порождает культуру завтрашнюю. Таким образом, творческий процесс, протекающий в голове индивида, по своей глубинной природе социален – он есть не просто внутреннее дело субъекта творчества, а форма развития человеческой культуры.