» » Ктулху проснулся от вечного сна? Скотт Уаринг обнаружил это чудовище. История персонажа Кто такие Иные

Ктулху проснулся от вечного сна? Скотт Уаринг обнаружил это чудовище. История персонажа Кто такие Иные

Ктулху - безобразное создание, являющееся во снах, от которых стынет кровь. Житель морских глубин не отличается древностью, как привидения и вампиры, герои европейских легенд, – существо поселилось в загадочных мирах книг , страдавшего от ночных кошмаров, только в начале 20 века. Но сегодня без него немыслима современная фантастика с элементами мистики и ужасов.

История появления

Жуткую мифологию, наполненную хаосом и кошмарами, выдумал американский писатель Говард Филлипс Лавкрафт, положив начало жанру мистических ужасов, к которому позже обращались многие авторы. Вселенная Лавкрафта имеет особую атмосферу космического страха, необъяснимую для человека. Мифология состоит из масштабной плеяды божеств, «полукровок» и чудищ, которые одновременно и потусторонние, и вполне реальные.

Главное же божество пантеона – ужасный монстр Ктулху. Читатели познакомились с этим персонажем в 1928 году в рассказе «Зов Ктулху», и с тех пор существо стало постоянным героем произведений автора. Ключевой повестью из цикла «Мифы Ктулху» считаются «Хребты Безумия», увидевшие свет в 1931 году.

По мнению исследователей творчества Лавкрафта, прототипом для мерзкого чудовища послужил бог морской стихии Тангароа, живущий в эпосе полинезийцев. И доказательств на то россыпь. Жители Гавайев представляли морского властелина как кальмара или осьминога огромных размеров (книжный Ктулху по внешнему виду – тоже представитель головоногих моллюсков). В мирах американского фантаста нашлось место божеству Гетаноа, имя которого перекликается с именем полинезийского бога. И, наконец, Говард Лавкрафт поместил Ктулху на спячку близ островов Полинезии.


У поклонников творчества писателя остаются вопросы по поводу произношения имени персонажа. Автор пояснял, что на самом деле слово звучит и пишется как «Кхлул’Хлуу», а его корни стоит искать в языке древних (какого народа – не уточнил).

Понятие «мифы Ктулху» возникло после ухода из жизни гениального создателя ужастиков. Термин появился с легкой руки Августа Дерлета, писателя, друга и коллеги Говарда Лавкрафта. Он отредактировал и дополнил незаконченные работы, отметив специфические художественные приемы и набор персонажей. Позже к Дерлету присоединился Ричард Тирни, который расширил мифы. В дальнейшем над вселенной Ктулху корпели Фрэнк Лонг, Колин Уилсон и, конечно, .

Ктулху в мифах


Злой бог мирно почивает в объятиях в затонувшем городе Р’Льех (доме мертвых) в сердце Тихого океана, ожидая, когда небесные светила займут определенное расположение. Тогда Ктулху пробудится ото сна и отправится сеять разруху и хаос по миру.

«Отец ужасов» Лавкрафт утверждает в книгах, что древняя религия этого божества существует в каждом уголке земного шара. В подводного монстра верят гренландские аборигены и жители части американских штатов. На страницах рассказов автор повествует об обряде поклонения Ктулху, который требует человеческих жертв. Приверженцы культа танцуют и произносят мантру «Пх"нглуи мглв"нафх Ктулху Р"льех вгах"нагл фхтагн», которая переводится как «В своем доме в Р"Льехе мертвый Ктулху спит, он проснется в назначенный час».


Бог предстает перед читателем в виде гиганта (подобен горе, даже выше Циклопа) с чертами осьминога, человека и дракона, покрытого сколькой чешуей зеленого цвета. На руках и ногах красуются длинные ногти, а на спине – крылья, как у летучей мыши. Голова морского чудища лишена растительности, рот обрамлен множеством щупальцев. Последователи Лавкрафта описывали живого монстра хлюпающим во время передвижения.

Потомок рода Древних обладает способностью влиять на людей, но так как гигант покоится на морском дне, этот талант теряет силу. Но Ктулху хитер и идет другим путем – дарует человеку ужасные сны, от которых легко потерять разум.


Страшное создание – отец Ктхуллы, юной дамы космического происхождения. Тайная дочь божества, как две капли воды похожая на него, скрывается в местечке под название Ютх. Миссия девушки – следить, чтобы отец не погиб. В случае смерти она возродит того к жизни. Поэтому тело наследницы неусыпно охраняют слуги Ктулху.

Экранизации

Неведомое чудище появляется в ряде произведений мирового кинематографа. Ктулху призывали подняться со дна морей оккультисты из многосерийного мультфильма «Настоящие охотники за привидениями», срежиссированного и Гарольдом Рамисом. Приверженцы культа использовали в обряде книгу заклинаний.


Ктулху из "Южного парка"

Божеству отведены эпизоды в трех сериях анимационного фильма «Южный парк». Здесь чудовище пробудили ото сна сотрудники компании по переработке нефти, взорвавшие нефтяную платформу.

В 2005-м году на экраны вышел фильм «Зов Ктулху» по одноименной повести американского прародителя мистических ужасов. Режиссер Эндрю Леман решил стилизовать ленту под немое черно-белое кино, посчитав, что такое решение лучше передаст атмосферу художественного произведения. В фильме снимались Мэтт Фойер, Джон Болен, Ральф Лукас и другие.


Кадр из фильма "Зов Ктулху"

Последнее упоминание в кинематографе о Ктулху случилось в 2007 году – картина носит имя этого зловещего персонажа и рассказывает о приключениях отпрыска главы Ордена Дагона. Постановщиком выступил Дэн Гилдарк, а на съемочной площадке встретились Джейсон Коттл, Кэйси Каррен, Этан Эткинсон, Патрик МакНайт, Кара Буоно.

  1. Чтобы привлечь туристов к морскому проливу Каммон (Япония), маркетологи «Ассоциации достопримечательностей» создали рекламный ролик, в котором пробуждается «местный Ктулху». Чудовище высотой 230 метров нарекли Кайсендоном.
  2. На мифологии Ктулху основано 130 игральных коллекционных карт онлайн-игры «Хартстоун» из «World of Warcraft».

  1. В мире действует ктулхуистская церковь, взявшая за основу вероучения «Зов Ктулху». Лозунг оккультистов звучит как «Ктулху фхтагн». Говорят, среди 16 млн. человек, относящих себя к церкви, 60 тысяч – из России.
  2. Ктулху настолько популярен в массовой культуре, что мимо божества не сумели пройти создатели мемов. Интернет-фантазеры придумали сотни картинок с фразами, где упоминается имя чудища. Одна из популярных – «Ктулху уснул за наши грехи».

Цитаты

«Культ этот никогда не прекратится, он сохранится до тех пор, пока звезды вновь не займут удачное положение, и тайные жрецы поднимут великого Ктулху из его могилы, чтобы оживить Его подданных и восстановить Его власть на земле».
«Не мертвец тот, кто может вечно лежать».
«В странные эпохи и смерть способна умирать».
«Я заглянул в глаза вселенского ужаса, и с этих пор даже весеннее небо и летние цветы отравлены для меня его ядом. Но я думаю, что мне не суждено жить долго. Так же, как ушел из жизни мой дед, как ушел бедняга Йохансен, так же предстоит покинуть этот мир и мне. Я слишком много знаю, а ведь культ все еще жив».
«Восставший может погрузиться в бездну, а погрузившийся в бездну может вновь восстать».

Вот так по старым поверьям смотрится тот Ктулху — подводный обитатель.

Вот уже 12 веков об этой книжке прогуливаются стршные легенды. Ее именуют Книжкой Зла, Книжкой вызова мертвых, Книгой-ключом, который открывает ворота в ад. Людям эта книжка в главном известна по южноамериканским фильмам «Колдун» и «Возвращение живых мертвецов». Но голливудские триллеры они и есть голливудские триллеры.

— Сначало эта книжка называлась «Аль Азиф», что можно вольно перевести как «Вой ночных демонов», — ведает узнаваемый писатель Павел Гросс. — Ее написал Абдул Альхазред из Йемена (правительство на юго-западе Аравийского полуострова). В поисках истин и просветлений он обошел весь Ближний Восток. Два года жил у развалин Вавилона, 5 лет изучал потаенные пещеры Мемфиса, 10 лет скитался по южной пустыне Аравии, которая в ту пору называлась Руб аль Кхалии («Пустая четверть»), а сейчас зовется Дахна («Темно-красная пустыня»). По народным поверьям, это место населено злыми духами и всякой нечистью, которая служит шайтану и ангелу погибели. В этой пустыне Альхазред провел 10 лет. Свои последние годы он прожил в Дамаске, где около 700 года нашей эпохи и написал книжку «Аль Азиф». В вступлении он заявлял, что лицезрел сказочный Ирем — Город Колонн, либо по-другому Город Старых. По арабским легендам, там когда-то жили представители расы, предшествовавшей людской. Их называли «нефилим » — гигантами. Также числилось, что под руинами городка находилось святилище с манускриптами о познаниях этой старой цивилизации.

В Х веке «Аль Азиф» была переведена на греческий и получила новое называние — «Некрономикон» (греч. — «некро» — «мертвый», «номос» — «опыт», «обычаи», «правила»). Около 1230 года книжку перевели на латинский, но она сохранила свое греческое заглавие. В XVI веке рукопись попала в руки доктора Джона Ди, который перевел ее на британский язык. Ди — человек-легенда. Победитель царицы Елизаветы Британской, один из величайших ученых, алхимик, колдун, колдун. Самые блистательные дворы Европы оспаривали честь принять его у себя.

Молвят, что с XVII века в мире всегда остается одно и то же количество копий этой таинственной книжки. Вроде бы ни старались последователи обычных религиозных организаций убить «Некрономикон», в обороте всегда остается 96 рукописных копий. Но только семь из их имеют реальную ценность, другими словами могут служить воротами в другие измерения: три на арабском языке, одна — на греческом, две — на латыни и одна — на британском (та, что вышла из-под пера Джона Ди).

Не будите спящего дракона

— Речь в книжке идет о черных секретах природы Земли и Вселенной, — ведает Гросс. — В ней указаны некие божества, которым поклонялись древнейшие. Особо необходимыми числились Йог-Сототх и Азатотх. Йог-Сототх — всесущее и всеобъятное существо, олицетворяющее прошедшее, истинное и будущее. В центре него обитает брат-близнец — Азатотх. Этот лилипут является опорой всего мироздания и королем миров. Он испускает в бесконечность «волны вероятностей», из которых «создаются наборы способностей для каждого космоса и каждого существа во Вселенной». Исследователи говорят, что мысль Азатотха плотно сплетена с самыми последними моделями квантовой физики. Мне даже тяжело представить, что сначала веков жители аравийских пустынь разбирались в арифметике хаоса, в законах параллельных пространств и тому схожих темах, о которых наша современная наука только начинает догадываться.

Дальше «Некрономикон» докладывает о загадочной силе, присущей Земле. Она персонифицируется драконом Ктулху — божеством, круглый лик которого изображался с десятком щупалец. Некие ориенталисты считают, что он был верховным жрецом Старых. И есть легенда, согласно которой если колдун вызовет его в неверное время, то Ктулху подымется из пучины Тихого океана и поразит население земли неслыханной заболеванием — приступами безумия, от которых не спасутся ни стар, ни млад. Также легенда гласит, что сны людей — это мысли Ктулху, а наша жизнь есть его сон. Когда божество проснется, мы исчезнем. Так что лучше не будить Ктулху.

Кто такие Другие

Еще в книжке отмечаются Другие боги. Конкретно они завлекают к «Некрономикону» людей, жаждущих безмерной власти. В различное время к сердечку аравийских пустынь снаряжались бессчетные экспедиции. Наполеон Бонапарт, Ричард Фрэнсис Бертон (британский путник, 1821 — 1890), Жора Гурджиев (эзотерик, философ, 1872 — 1949), Адольф Гитлер, сотки представителей различных разведуправлений — всех их соединяла воединыжды единственная цель: отыскать Город Старых и заручиться поддержкой стршных, но могущественных сил. В книжке указаны знаки и заклятия для призывов Других богов. Какой-то из них, Шуб-Ниггуратх, возникал в виде темного козла. Кстати, ему поклонялись не только лишь арабы, греки и египтяне, да и шумеры — самая старая цивилизация населения земли.

Приблизительно третья часть книжки посвящена управлению шогготами — аморфными «угрями» из пузырей протоплазмы. Древнейшие сделали их в качестве слуг, но шогготы, владея разумом, стремительно вышли из подчинения и с того времени действуют по своей воле.

Другой увлекательной расой являются «глубокие». Они обитают в глубинах вод и пещерах. Их вид припоминает смесь рыбы, лягушки и человека, а управляет ими божество Дагон, союзник Ктулху.

А самыми мерзкими созданиями являются гули либо упыри. Они почти во всем похожи на людей, но их породу обычно выдают клыки и страшные черты лица.

— Многие воспринимают магию по сказкам и мультам, — гласит Гросс. — Вот забавнй человечек взмахнул палочкой, и появилось крем-брюле. На самом деле все еще ужаснее. В старых трактатах приведены хим формулы, строение аппаратов для генетических опытов, концепции клонирования и расщепления атома. Там можно отыскать чертежи психотронного орудия и базы тренинга для порабощения человечьих душ. Сила «Некрономикона» нацелена на то, чтоб книжка попадала в руки только эгоцентричных и властолюбивых людей. Из всех черных таинств Вселенной они обычно выбирают худшие, и плоды их трудов ложатся на население земли томным грузом.

*Ктулху — каверзное божество, живущее в пучине Тихого океана. На данный момент его имя стало нарицательным в Вебе.

Мировоззрение СКЕПТИКА

Историк, ориенталист Жора РАМАЗАНОВ:

— Араб Абдул Альхазред был безумным наркоманом. Так что в его сумасшедших фантазиях много всякой нечисти могло привидится. Не считая того, подлинник — арабский оригинал утерян, и все, что до нас дошло — только свободные переводы. Сейчас варианты «Некрономикона» хранятся в Английском музее, Государственной библиотеке Франции, библиотеке Гарвардского института, институте Буэнос-Айреса. Другие экземпляры находятся у личных лиц. Их изучают студенты и педагоги без всякого риска для жизни со стороны несуществующих колдунов и джинов.

"...Престарелый Кастро припомнил отрывки устрашающих легенд, на фоне
которых блекнут все рассуждения теософов и которые представляют человека и
весь наш мир, как нечто недавнее и временное. Были эпохи, когда на земле
господствовали иные Существа, и они создали большие Города. Как рассказывал
бессмертный Китаец, останки этих Существ еще могут быть обнаружены: они
превратились в циклопические камни на островах Тихого океана. Все они умерли
задолго до появления человека, но есть способы, которыми можно их оживить,
особенно когда звезды вновь займут благоприятное положение в цикле вечности.
Ведь Они сами пришли со звезд и принесли с собой свои изображения,
Великие Старейшины, продолжал Кастро, не целиком состоят из плоти и
крови. У них есть форма -- ибо разве эта фигурка не служит тому
доказательством? -- но форма их не воплощена в материи. Когда звезды займут
благоприятное положение, Они смогут перемещаться из одного мира в другой, но
пока звезды расположены плохо. Они не могут жить. Однако, хотя Они больше не
живут, но Они никогда полностью не умирали. Все Они лежат в каменных домах в
Их огромном городе Р"льехе, защищенные заклятиями могущественного Цтулху, в
ожидании великого возрождения, когда звезды и Земля снова будут готовы к их
приходу. Но и в этот момент освобождению Их тел должна способствовать
какая-нибудь внешняя сила. Заклятия, которые делают Их неуязвимыми,
одновременно не позволяют Им сделать первый шаг, поэтому теперь они могут
только лежать без сна в темноте и думать, пока бесчисленные миллионы лет
проносятся мимо. Им известно все, что происходит во вселенной, поскольку
форма их общения -- это передача мыслей. Так что даже сейчас Они
разговаривают друг с другом в своих могилах. Когда, после бесконечного
хаоса, на Земле появились первые люди, Великие старейшины обращались к самым
чутким из них при помощи внедрения в них сновидений, ибо только таким
образом мог Их язык достичь сознания людей.
И вот, прошептал Кастро, эти первые люди создали культ вокруг маленьких
идолов, которых показали им Великие Старейшины: идолов, принесенных в давно
стершиеся из памяти века, с темных звезд. Культ этот никогда не прекратится,
он сохранится до тех пор, пока звезды вновь не займут удачное положение, и
тайные жрецы поднимут великого Цтулху из его могилы, чтобы оживить Его
подданных и восстановить Его власть на земле. Время это легко будет
распознать, ибо тогда все люди станут как Великие Старейшины -- дикими и
свободными, окажутся по ту сторону добра и зла, отбросят в сторону законы и,
мораль, будут кричать, убивать и веселиться. Тогда освобожденные Старейшины
раскроют им новые приемы, как кричать, убивать и веселиться, наслаждаясь
собой, и вся земля запылает всеуничтожающим огнем свободы и экстаза, До тех
пор культ, при помощи своих обрядов и ритуалов, должен сохранять в памяти
эти древние способы и провозглашать пророчества об их возрождении.
В прежние времена избранные люди могли говорить с погребенными
Старейшинами во время сна, но потом что-то случилось. Великий каменный город
Р"льех, с его монументами и надгробиями исчез под волнами; и глубокие воды,
полные единой первичной тайны, сквозь которую не может пройти даже мысль,
оборвали и это призрачное общение. Но память никогда не умирает, и верховные
жрецы говорят, что город восстанет вновь, когда звезды займут благоприятное
положение. Тогда из земли восстанут ее черные духи, призрачные и забытые,
полные молвы, извлеченной из-под дна забытых морей. Но об этом старый Кастро
говорить не вправе. Он резко оборвал свой рассказ, и в дальнейшем никакие
попытки не могли заставить его говорить. Странно также, что он категорически
отказался описать размеры Старейшин. Сердце этой религии, по его словам,
находится посреди безвестных пустынь Аравии, где дремлет в
неприкосновенности Ирем, Город Колонн. Это верование никак не связано с
европейским культом ведьм, и практически неизвестно никому, кроме его
приверженцев. Ни в одной из книг нет даже намека на него, хотя, как
рассказывал бессмертный Китаец, в "Некрономиконе" безумного арабского автора
Абдулы Альхазреда есть строки с двойным смыслом, которые начинающий может
прочесть по своему усмотрению, в частности такой куплет, неоднократно
являвшийся предметом дискуссий:
"Вечно лежать без движения может не только мертвый,
А в странные эпохи даже смерть может умереть"..."

"... движимые
любопытством, люди Йохансена мчались вперед на захваченной яхте, пока,
находясь в 47 градусах 9 минутах южной широты и 126 градусах 43 минутах
западной долготы, не наткнулась на береговую линию, где посреди липкой грязи
и ила обнаружили поросшую тростником каменную кладку, которая была не чем
иным, как материализованным ужасом той планеты -- кошмарным городом-трупом
Р"льехом, построенном в незапамятные доисторические времена гигантскими
отвратительными созданиями, спустившимися с темных звезд, Там лежали великий
Цтулху и его несметные полчища, укрытые в зеленых осклизлых каменных
усыпальницах, посылавшие те самые послания, которые в виде ночных кошмаров
проникали в сны чутких людей, а верных слуг призывали в поход с миссией
освобождения и возрождения своих повелителей. Обо всем это Йохансен и не
подозревал, но видит Бог, вскоре он увидел столько, что этою было вполне
достаточно!
Я предположил, что только самая верхушка чудовищной, увенчанной
монолитом цитадели, под которой лежал великий Цтулху, выступала над
поверхностью воды. Когда же я подумал о протяженности той части, что уходит
вглубь, у меня сразу же возникла мысль самоубийстве. Йохансен и его матросы
были охвачены благоговейным ужасом перед лицом космического величия этого
влажного Вавилона древних демонов, и, по всей видимости, без всякой
подсказки догадались, что это не могло быть творением нашей или же любой
другой цивилизации с планеты Земля. Трепет от немыслимого размера
зеленоватых каменных блоков, от потрясающей высоты огромного резного
монолита, от ошеломляющего сходства колоссальных статуй и барельефов со
странной фигуркой, обнаруженной в корабельном алтаре "Бдительной", явно
чувствуется в каждой строке бесхитростного повествования помощника капитана.
Не имея представления о том, что такое футуризм, Йохансен, тем не менее
приблизился к нему в своем изображении города. Вместо точного описания
какого-либо сооружения или здания, он ограничивается только общими
впечатлениями от гигантских углов или каменных плоскостей -- поверхностей
слишком больших, чтобы они были созданы на этой планете, вдобавок покрытых
устрашающими изображениями и письменами. Я упомянул здесь ею высказывания об
углах, поскольку это напомнило мне один момент в рассказе Уилкокса о его
сновидениях. Он сказал, что геометрия пространства, явившегося ему во сне,
была аномальной, неэвклидовой и пугающе наполненной сферами и измерениями,
отличными от привычных нам. И вот теперь малограмотный матрос почувствовал
то же самое, глядя на ужасную реальность. Йохансен и его команда высадились
на отлогий илистый берег этого чудовищного акрополя, и стали, скользя,
карабкаться вверх по титаническим, сочащимся влагой блокам, которые никак не
могли быть лестницей для смертных. Даже солнце на небе выглядело искаженным
в миазмах, источаемых этой погруженной в море громадой, а угроза и опасность
злобно притаилась в этих безумных, ускользающих углах резного камня, где
второй взгляд ловил впадину на том месте, на котором первый обнаруживал
выпуклость.
Нечто очень похожее на страх охватило всех путешественников еще до
того, как они увидели что-либо кроме камней, ила и водорослей. Каждый из них
убежал бы, если бы не боязнь подвергнуться насмешкам со стороны остальных, и
потому они только делали вид, будто что-то ищут -- как оказалось, совершенно
безрезультатно -- какой-нибудь небольшой сувенир на память об этом месте.
Португалец Родригес был первым, кто забрался на подножие монолита и
крикнул, что обнаружил нечто интересное. Остальные подбежали к нему и все
вместе с любопытством уставились на огромную резную дверь с уже знакомым
изображением головоногого дракона. Она была похожа, писал Йохансен, на дверь
амбара; они все сразу поняли, что это именно дверь из-за витиевато
украшенной перемычки, порога и косяков, хотя они не смогли решить;. лежит ли
она плоско, как дверь-люк, или стоит косо, как дверь внешнего погреба. Как
говорил Уилкокс, геометрия здесь была совершенно неправильной. Нельзя было с
уверенностью сказать, расположены море и поверхность земли горизонтально или
нет, поскольку относительное расположение всего окружающего
фантасмагорически менялось.
Брайден нажал на камень в нескольких местах, но безуспешно. Тогда
Донован аккуратно ощупал всю дверь по краям, нажимая на каждый участок по
отдельности. Он карабкался вдоль гигантского покрытого плесенью камня -- то
есть, можно было подумать, что он карабкается, если только вещь эта все-таки
не лежала горизонтально, Затем очень мягко и медленно панель размером в акр
начала опускаться вниз и они поняли, что она балансировала в неустойчивом
равновесии, Донован соскользнул вниз вдоль косяка, присоединился к своим
товарищам, и теперь они все вместе наблюдали за странным снижением
чудовищного резного портала. В этом фантастическом мире призматического
искажения, плита двигалась совершенно неестественно, по диагонали, так что
все правила движения материи и законы перспективы казались "нарушенными.
Дверной проем был черным, причем темнота казалась почти материальной.
Через какие-то мгновения этот мрак вырывался наружу, как дым после
многовекового заточения, а по ": мере том как он вплывал в сморщенное
горбатое небо на хлопающих перепончатых крыльях, на глазах у них стало
меркнуть солнце. Из открывшихся глубин поднимался совершенно невыносимый
смрад, а отличавшийся острым слухом Хоукинс уловил отвратительный хлюпающий
звук, доносившийся снизу. И вот тогда, неуклюже громыхая и источая слизь,
перед ними появилось Оно и наощупь стало выдавливать Свою зеленую,
желеобразную безмерность через черный дверной проем в испорченную атмосферу
ядовитою безумною города.
В этом месте рукописи почерк бедняги Йохансена стал почти
неразборчивым, Из шести человек, не вернувшихся на корабль, двое умерли тут
же, на месте -- по его мнению, просто от страха. Существо описать было
невозможно -- ибо нет языка, подходящего для передачи таких пучин кричащего
вневременного безумия, такого жуткого противоречия всем законам материи,
энергии и космического порядка. Шагающая или точнее, ковыляющая горная
вершина. Боже праведный! Что же удивительного в том, что на другом конце
земли выдающийся архитектор сошел с ума, а бедный Уилкокс, получив
телепатический сигнал, заболел лихорадкой? Зеленое, липкое порождение звезд,
пробудилось, чтобы заявить свои права. Звезды вновь заняли благоприятное
положение, и то, чего древнему культу не удалось добиться всеми своими
ритуалами, было по чистой случайности осуществлено кучкой совершенно
безобидных моряков. После миллиардов лет заточения великий Цтулху был вновь
свободен и жаждал насладиться этой свободой.
Трое были сметены гигантскими когтями прежде, чем кто- то из них
пошевелился. Упокой Господь их душу, если где -- нибудь в этой Вселенной
есть место для упокоения. Это были Донован, Гуэрера и Энгстром. Паркер
поскользнулся, когда оставшиеся в живых, потеряв голову от страха, неслись к
лодке по гигантским ступеням, покрытым зеленой коркой, и Йохансен уверял,
что Паркер был словно проглочен каменной кладкой. В конце концов до лодки
добежали только Брайден и сам Йохансен: они отчаянно начали грести к
"Бдительной", а чудовище шлепнулось в воду и теперь, теряя время,
барахталось у берега.
Несмотря на явную нехватку рабочих рук им удалось запустить
"Бдительную" и отплыть. Медленно набирая ход, яхта начала вспенивать эту
мертвую воду, а между тем, возле каменных нагромождений гибельного берега,
который никак нельзя было назвать землей, титаническое Существо что-то
бормотало и пускало слюни, как Полифем, посылающий проклятия вслед
удаляющемуся кораблю Одиссея. Затем великий Цтулху, многократно более
мощный, чем легендарные Циклопы, начал преследование, поднимая гигантские
волны своими космическими гребками. Брайден потерял рассудок.
С того момента он все время только смеялся с короткими паузами до тех
пор, пока смерть не настигла его. Йохансен же почти в полном отчаянии бродил
по палубе, не зная, что
предпринять.
Однако Йохансен все-таки не сдался. Зная, что Существо без труда
настигнет "Бдительную", даже если двигаться на всех парах, он решился на
отчаянный шаг: установив машину на самый полный, взлетел на мостик и резко
развернул штурвал. Поднялись мощные волны и закипела соленая вода. Когда же
машина вновь набрала полные обороты, храбрый норвежец направил нос корабля
прямо на преследующее его чудовищное желе, возвышавшееся над грязной пеной
кормой дьявольского галеона. Чудовищная верхняя часть головоногого с
развевающимися щупальцами поднималась почти до бушприта стойкой яхты, но
Йохансен вел корабль вперед.
Раздался взрыв, как будто лопнул гигантский пузырь, за ним --
отвратительный звук разрезаемой титанической медузы, сопровождаемый
зловонием тысячи разверстых могил.
За один миг корабль накрыло едкое и ослепляющее зеленое облако, так что
была видна лишь яростно кипящая вода за кормой; и хотя -- Боже
всемилостивый! -- разметавшиеся клочья безымянного посланца звезд постепенно
воссоединялись в свою тошнотворную первоначальную форму, дистанция между ним
и яхтой стремительно увеличивалась.
Все было кончено... "

©Говард Лафкрафт. Зов Ктулху

Кто такой Ктулху? и когда он проснется? и получил лучший ответ

Ответ от Єаер[мастер]
Ктулху (Ктулу, Цтулху, англ. Cthulhu) - один из персонажей мифологии Ктулху, придуманной Говардом Лавкрафтом. Спящее на дне океана чудовище, способное воздействовать на разум человека.
Впервые Ктулху появился в рассказе Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928).
Был придуман Лавкрафтом, наряду с мифической книгой «Некрономикон» и её автором, безумным арабом Абдулой Альхазредом.
В мифе
Ктулху - один из меньших Старейших. Он лежит во сне, подобном смерти, в затонувшем городе Р"льех где-то посреди Тихого океана. Когда звёзды примут нужное положение, Р’льех поднимется с морского дна и Ктулху освободится.
На вид Ктулху подобен одновременно осьминогу, дракону и человеку. При этом, по некоторым представлениям, Ктулху имеет голову осьминога, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и драконий хвост. Точный размер его не указывается, но, судя по рассказу «Зов Ктулху» , он явно не меньше корабля средней величины.
Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, под которой он погребён, так что подвластными ему остаются только сны. Среди тех, кто способен услышать зов Ктулху, хотя бы во сне, следует выделить культистов, поклоняющихся Ктулху. Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют и среди эскимосов Аляски и среди жителей Новой Англии. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприношения, танцуют и распевают «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн» , что, по некоторым данным, следует понимать как «В своем доме в Р’льехе мёртвый Ктулху спит, ожидая своего часа» .
Важно, что Ктулху является одним из Древнейших, а вся человеческая цивилизация - лишь миг его сна. Следствием этого является то, что ценность человеческой жизни для культистов равна нулю, а полное уничтожение человечества является весьма вероятным, хотя и незначительным последствием пробуждения Ктулху.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Кто такой Ктулху? и когда он проснется?

Ответ от Bamsi [гуру]
БОжество такое. Бритни с мадонной пруца от него.
Когда проснется, всем пипец настанет. Лучше не буди))

Когда проснётся Ктулху...

Когда проснётся Ктулху...

В одной из ежегодных онлайновых конференций Владимира Путина с российскими гражданами, идущих в прямом эфире, его спросили, как он относится к пробуждению Ктулху - спящего на дне океана чудовища, способного воздействовать на разум человека. Вопрос был явно насущный - ведь за него через Интернет проголосовали 16 682 пользователя!

Дать немедленный ответ о своем отношении к Ктулху Путин затруднился. После окончания сеанса связи с народом и консультации какого-то эксперта, хоть примерно представлявшего, о чем речь, российский лидер поведал на последовавшей встрече с прессой, что с подозрением относится ко всяким потусторонним силам.

Высказывание, конечно, весьма неоднозначное, ибо Господь Бог и его святые - тоже силы не от мира сего, но надо признать, что Ктулху, как феномен совершенно особого рода, подозрительное отношение Владимира Владимировича вызвал вполне обоснованно.

Заметки безумного араба

Культ Ктулху, вызывающий из-за небесных совпадений, речь о которых пойдет ниже, опасения глав многих государств, долгое время пребывал во мраке научного забвения со стороны этнографов и религиоведов. Он был достоянием немногочисленных разрозненных и изолированных друг от друга сект.

Первое упоминание о поклонении Ктулху встречается в «Китаб аль-Азиф» - произведении средневекового арабского путешественника и оккультиста Абдуллы ибн-Хазреда. Эта книга была написана в Дамаске около 730 года и представляет собой не столько мистический, сколько исторический трактат престарелого скитальца о том, что было и ушло.

Сочинений такого рода встречалось на просвещенном арабском Востоке немало. Уроженец Йемена Абдулла ибн-Хазред много странствовал - от Западной Индии до нынешнего Марокко и Туниса, легко усваивал иностранные языки и не упускал случая похвалиться умением читать и переводить манускрипты, справиться с которыми было не по силам другим ученым людям. Особый интерес ученый йеменец проявлял к забытым верованиям, тайным культам и темным суевериям различных племен и сект, встреченных им на своем пути.

Известный американский писатель Говард Лавкрафт называет его «безумным арабом». В действительности, если даже по современным стандартам он и вел себя порой эксцентрично, его поступки вполне оправданны характерным для любого серьезного путешественника и этнографа стремлением к достижению цели.

В итоговой книге всей своей жизни - «Китаб аль-Азиф» ученый рассказал о секте или, вернее, группе сект, которые поклоняются Старейшим Богам и стремятся помочь им подчинить своей власти всю Землю.

Первостепенную роль в этом играет первосвященник Старейших Богов чудовищный получеловек-полуящер Ктулху, спящий мертвым сном в бездне моря и под толщей воды ждущий своего часа, когда произойдет небесное знамение. Тогда при помощи адептов, которые пошлют коллективный энергетический импульс, призванный войти в резонанс с силами астрологического расклада, Ктулху проснется сам и разбудит Старейших Богов. А до тех пор приверженцы не дают угаснуть своей религии, регулярно проводя ритуалы и песнопения.

Все эти верования так и остались бы достоянием исследователей истории религий, если бы в начале XX века не было точно установлено местонахождение затонувшего города Р’Лайх и склепа спящего жреца Старейших Богов - Ктулху.

Арктический дьявол

Впервые о Ктулху представители европейской цивилизации заговорили в 1860 году. Арктическая экспедиция Принстонского университета искала в Исландии и Гренландии древние стоянки викингов и высеченные на камнях рунические надписи. Проверялась популярная в те годы гипотеза открытия Америки скандинавскими мореходами.

Надписи не нашли, зато на западном побережье Гренландии обнаружили вымирающее племя эскимосов, которые поклонялись дьяволу - торнасуку. Во всяком случае так утверждали соседние племена, старавшиеся держаться подальше от приверженцев пугающей религии.

Это было вдвойне странно, учитывая жестокие и местами изуверские языческие обряды, распространенные среди эскимосов Гренландии и канадской Арктики.

Руководитель экспедиции профессор антропологии Джоэл Корн посетил угасающее в изоляции племя и даже сумел разговорить главного шамана. У племени имелся фетиш: небольшая статуэтка из пористого черно-зеленого камня, стоящая на высоком гранитном валуне. Эскимосы танцевали вокруг него, встречая восход солнца после долгой полярной зимы. Там же, у валуна, совершались человеческие жертвоприношения пленников или соплеменников.

Профессора Корна заинтересовали доселе неизвестные у эскимосов обряды, передающиеся из поколения в поколение с незапамятных времен. Особенный интерес вызвало песнопение, с которым обращались к фигурке, символизирующей дьявола. Это были слова совершенно другого языка, неизвестного науке и ни на что не похожего!

Шаман тщательно воспроизвел ход дьявольской литургии для любопытного профессора. Оказалось, что эскимосы поклонялись спящему на дне моря могущественному Ктулху и ему же приносили жертвы, заверяя в своей верности и ожидании его пробуждения.

Публикация отчета Корна в ежегодном сборнике британского Королевского Географического общества, членом которого профессор являлся, вызвала интерес просвещенного мира. Придворный поэт Альфред Теннисон сразу отреагировал на это знаменитым стихотворением «Ктулху»:

Вдали от бурь, бушующих над ним,
На дне пучин, под бездной вышних вод,
Глубоким сном, извечным и глухим,
Спит Ктулху крепко; редкий луч блеснет

В бездонной тьме; укрыта плоть боков
Гигантских губок вечною броней.
И смотрит вверх, на слабый свет дневной,
Из многих потаенных уголков,

Раскинув чутко сеть живых ветвей,
Полипов исполинских хищный лес.
Он спит века, чудовищных червей

Во сне глотая; но дождется дня -
Наступит час последнего огня;

И в мир людей и жителей небес
Впервые он всплывет - и всем придет конец.

Жрец в темном склепе

Интерес к вырождающемуся племени эскимосов быстро угас, и в следующий раз о Ктулху заговорили в 1908 году.

На заседание американского Археологического общества в Новом Орлеане полицейский инспектор Джон Р. Леграсс принес с целью опознания статуэтку из черно-зеленого камня. Статуэтка была захвачена во время полицейского рейда в лесах Луизианы. Секта идолопоклонников, подозреваемая в человеческих жертвоприношениях, проводила свои отвратительные богослужения на островке посреди болота. Захваченные врасплох метисы почти не сопротивлялись.

Полицейским удалось обнаружить разложившиеся останки и восьмифутовый гранитный столб с несообразно крошечной фигуркой каменного идола наверху. Поскольку Леграссу, проводившему расследование по этому делу, не удалось идентифицировать странный культ, добросовестный инспектор обратился к специалистам.

К его удивлению, фигурка вызвала неистовый интерес профессора Уильяма Чаннинга Уэбба, почти полвека назад принимавшего в качестве стажера участие в арктической экспедиции Корна. Уэбб заявил, что фетиш метисов сильно напоминает идола эскимосских дьяволопоклонников. Но как статуэтка могла попасть из далекой Гренландии на юг Америки?

Очевидно, что это было два разных изваяния. Профессор Уэбб осведомился, известно ли полицейскому о песнопениях сектантов? В бумагах инспектора было зафиксировано и это. Странная литания на неизвестном языке звучала как жалкая имитация фонетики абсолютно нечеловеческих слов, которая предполагала физиологическое устройство речевого аппарата, совершенно не походившего на земной. Но именно эти слова слышал Уильям Уэбб на западном побережье Гренландии!

Два одинаковых культа, две одинаковые статуэтки у дикарских племен в разных уголках Земли - это было невероятно! Инспектор добавил, что в ходе допросов выяснил перевод языческого пения: «В своем доме в Р’Лайх мертвый Ктулху ждет во сне». Арестованные метисы много рассказали о Старейших Богах и великом жреце в темном склепе на дне моря. Гостивший в Новом Орлеане Говард Филлипс Лавкрафт зарисовал изваяние Ктулху.

Лавкрафт, необычайно эрудированный человек, установил связь между этими двумя странными сектами и описанием забытых культов, сделанных в «Китаб аль-Азиф». Свои наблюдения он изложил в рассказе «Зов Ктулху», благодаря которому тот приобрел массу почитателей, в том числе в сегодняшней России.

Современные сектанты, поклоняющиеся безжалостному и кровожадному первосвященнику незапамятных времен, проводят ролевые игры по обретению места в яростном мире Ктулху и Старейших Богов. А итоги интернет-голосования, происходившего в ходе общения россиян с лидером страны, когда о пробуждении чудовища одновременно думало более 16 тысяч человек,- хороший пример изрядной популярности Старейших Богов.

Странные руины

Финальным аккордом в этой истории стало обнаружение в 1925 году экипажем яхты «Алерт» огромных странных руин, поднявшихся со дна Тихого океана в результате сейсмической активности в районе 47 градусов 9 минут южной широты и 126 градусов 43 минут западной долготы. Так был найден город Р’Лайх, который, однако, вскоре снова ушел под воду.

Исследования, произведенные ВМС США во второй половине двадцатого столетия, недолго оставались государственной тайной. Феномен был признан реально существующим. Главы государств оставили Ктулху в покое до лучших времен. Относясь к нему с подозрением и с опаской ожидая, когда великий Спящий жрец проснется.

Апофис - знак мрака и смерти

Но что же тогда, по версии почитателей Ктулху, произойдет? Да, по сути, все то же, что описано в любом предании о конце света: небесный огонь, пожирающий все на своем пути; наводнения, которые поглотят большую часть суши; страшные болезни, которые сведут в могилу тех, кто знать не знал о существовании Ктулху; торжество его немногочисленных последователей и их переселение в какие-то иные сферы - то ли чисто астральные, то ли вполне материальные…

Но есть одно обстоятельство, которое умеряет желание зачислить этот культ в разряд суеверного бреда. По приблизительным вычислениям ибн-Хазреда, который, как любой просвещенный араб в те времена, обладал знанием астрологии, Ктулху проснется около 2030 года. Примерно та же дата получилась и по расчетам знатока оккультизма Говарда Лавкрафта - от 2029 до 2031 года.

Оба жили тогда, когда их современников такая перспектива особенно испугать не могла. Зато означенный срок очень беспокоит современных астрономов: по их мнению, велик шанс, что в 2029 году Земля столкнется с астероидом Апофисом, названным так по имени древнеегипетского бога мрака и разрушения.

«Пфсмо разбудит Ктулху», - говорилось в сказании дьяволопоклонников-эскимосов. Что это - случайное созвучие? Или - страшно подумать! - все же воспоминание о будущем?