» » Кузнецов константин васильевич. Константин Кузнецов (окончание) Французский импрессионист с Черноречья

Кузнецов константин васильевич. Константин Кузнецов (окончание) Французский импрессионист с Черноречья

Кузнецов Константин Васильевич (1886 -1943)- график. Посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1913 дебютировал как иллюстратор в журнале «Новый Сатирикон». Сотрудничал в журналах «Аполлон» и «Русская икона». Помещал в театральных программах карикатуры на артистов. В те же годы увлекся народным искусством; выполнял эскизы кустарных игрушек (барыни, казаки, генералы, кони), которые при содействии Л. Ф. Овсянникова показывал на выставках товарищества «Независимых» в Париже (1910-1913). В 1913 жил в Москве и в Крыму, затем переехал в Пятигорск. Служил на телеграфной станции. Сблизился с художником П. А. Алякринским. После Октябрьской революции заведовал отделом стеклографии в «Окнах КавРОСТа». В 1922 переехал в Москву. В 1923 участвовал в полярной экспедиции на побережье Северного Ледовитого океана и на Новую Землю. В первой половине 1930-х заведовал детским изокружком в Отделе пропаганды детской книги Музея народного образования РСФСР. Занимался станковой, книжной, журнальной графикой. Работал в техниках ксилографии, стеклографии, литографии, линогравюры, монотипии; разработал способ гравирования сухой иглой по картону с подкраской акварелью или пастелью. Как иллюстратор сотрудничал в журналах «Красная Нива», «Веселые картинки», «Мурзилка». Оформлял книги по заказам издательств «ГИЗ», «Детгиз», «Молодая гвардия», «Крестьянская газета», «Правда», «Советский писатель» и других. Выполнил иллюстрации ко многим книгам Я. П. Мексина: «Комар-комарище» (1924), «Кот-воркот» (1925), «Стройка», «Как папа Таню носил» (обе - 1926), «Серая утушка» (1927), «Переполох», «Кто смел, то и съел», «Картаус» (все - 1928), «Держись, не отставай» (1929), «Самоделки», «Картошки», «Зинкины картинки» (все - 1930); А. Л. Барто: Пионеры» (1926), «Игрушки», «Звездочки в лесу» (обе - 1936), «Две тетрадки» (1941), «Фонарик» (1944).~Оформил книги: «Мохнач» В. В. Бианки (1927), «Филиппок» Л. Н. Толстого (1929), «Володя Ермаков» А. И. Введенского (1935), «Соловей» Г.-Х. Андерсена (1936), «Тамань» М. Ю. Лермонтова (1937), «Сказка о золотом петушке» (1937), «Сказка о царе Салтане» (1939), «Руслан и Людмила» (1943) А. С. Пушкина, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова (1938), «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака (1938), «Саша» Н. А. Некрасова (1938), «Рассказы» (1938), «Лисичкин хлеб» (1941) М. М. Пришвина, «Судьба барабанщика» А. П. Гайдара (1938, 1939), «Летние дни» (1937), «Жильцы старого дома» (1941) Г. К. Паустовского, «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова (1944) и другие. В общей сложности оформил более 200 книг; многие из них претерпевали многочисленные переиздания как при жизни художника, так и после его смерти.~Автор серий станковых литографий «Куклы», «Иван-царевич и серый волк», «Иван - коровий сын», «О молодильных яблоках и живой воде», «Сивка-бурка»; антифашистских гравюр и рисунков на тему гражданской войны в Испании, цикла рисунков «Древняя Русь» (1933), юмористических серий рисунков «Брем наизнанку» (1939-1940), «Приключения Бабая» (1942-1943). Занимался оформлением мультипликационных фильмов «Айболит» (1938), «Сказка о царе Салтане» (1939), «Колотушка» (1940).~С 1910 - участник выставок. Экспонировался на выставках: 1-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919), «Русская ксилография за 10 лет. 1917-1927» (1927) в Петрограде - Ленинграде; группы Объединенное искусство (ОБИС, 1925), Ассоциации графиков (1926), советской цветной гравюры (1937), Всесоюзной выставке детской литературы и иллюстрации детской книги (1938) в Москве; международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге (1927); советской графики в Хельсинки, Таллине, Стокгольме, Гетеборге (1934), Лондоне (1938), Нью-Йорке (1940) и других. Экспериментальным методам работы Кузнецова в гравюре была посвящена выставка «Новые способы ручного печатания в полиграфическом производстве», которая была организована искусствоведом А. В. Бакушинским в залах Государственной Третьяковской галереи (1933).~Мемориальная выставка произведений состоялась в Москве (1949). Творчеству художника посвящена монография М. З. Холодовской: «Константин Васильевич Кузнецов» (М.-Л., 1950; в серии «Мастера советского искусства»). Произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Французский импрессионист с Черноречья

В Париже Александра поступила учиться в Академию Жюльена, а Константин – к известному художнику-педагогу Феликсу Кормону. Писать приходилось много – от античных гипсов и пластики тела до холстов с многообразными тоновыми оттенками одного цвета. Примером в поиске творческого почерка были работы Клода Моне и Камиля Писсарро – «художников солнца», как нередко называли этих живописцев. Главное, что воспринял Кузнецов от импрессионистов и воплотил в работах уже первого года парижской жизни – это сиюминутные впечатления, вызванные постоянно меняющейся природой. Искусное сочетание в полотнах света и цветовых тонов позволило Кузнецову добиться живости и поэтичности «кусочка трепещущей жизни».

В то же время, в большинстве работ, в отличие от импрессионистов, у него отсутствуют яркие цветовые решения. Лиричность пейзажей достигается сдержанным тоном с использованием своеобразных цветов. Этот «почерк» живописца вырабатывался постоянной работой в окрестностях и на улицах Парижа. Но и полотна, написанные в своем ателье на Монматре или на Монпарнасе, тоже сохраняли дыхание природы, будь то солнце, бушующее море, бегущие облака или рыбачьи шхуны.

Первые годы жизни во Франции художник непрестанно тосковал по России, но оставить бульвары и соборы Парижа, мосты Сены, побережье Бретани уже не мог. Очарованный игрой света в сочетании с волшебными красками моря северной части Бретани, он написал серию пейзажей «живой природы». В паузах между этими работами Кузнецов рисовал характерные для той местности портреты людей, непременно на открытом воздухе – это стало еще одной отличительной чертой работ художника. Такова, например, композиционная работа «Рыболов Конкарно» (1902 г.), выставлявшаяся в парижском салоне Национального общества изящных искусств. Эта картина, не оставшаяся без внимания парижан и критиков, принесла Константину Павловичу известность. Он был участником популярного в Париже «Осеннего салона», объединившего разноликих по возрасту и направлениям художников. Наиболее полно в «Осеннем салоне» были представлены импрессионисты. В обозрении «Осеннего салона» 1908 года критик Рене Аркос наряду с Анри Матиссом и Дельтомбом отметил и несколько русских живописцев, в том числе Константина Кузнецова. Еще в 1904 году в Париже были критики, ставившие в один ряд три русских имени: Кандинский, Кузнецов и Трубецкой. Положительно отзывались о творчестве Константина Кузнецова художник и историк искусства А.Н. Бенуа и признанный мастер живописи Александр Яковлев. Не обделил вниманием российского импрессиониста и французский поэт-критик Г. Аполлинер.

Константин Кузнецов был разносторонне талантлив. Классическая музыка и пьесы русских классиков всегда вдохновляли его. Он хорошо играл на фортепиано, любил оперу. Известны его декорации, например, к опере К. Дебюсси «Пеллеас и Мелисанда» для театра «Опера Комик». Константин Кузнецов не мог остаться равнодушным не только к красотам природы, но и к шедеврам русской литературы. В конце 1920-х он начинает заниматься книжной иллюстрацией. А когда Елена, дочь Кузнецова, перевела на французский язык гоголевского «Вия», Константин Павлович сделал великолепные иллюстрации к этой книге. Издание сразу же после появления на свет в 1930 году стало раритетом. Замечательные иллюстрации Кузнецова таких произведений, как «Русалка», «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина и к другим книгам, к счастью, сохранились до наших дней. Константин Кузнецов никогда не забывал Россию. Он очень любил ее народные песни, не пропускал парижские концерты Ф.И. Шаляпина, написал эскиз к картине «Степан Разин».

Свидетельством признания творчества Константина Кузнецова служили не только его прижизненные выставки, но и экспозиции более поздних лет. В 1937 состоялась выставка в Парижском Доме инвалидов. Ретроспективные выставки прошли в «Осеннем салоне» (1967, 1972), в «Салоне Независимых» (1968–1970, 1973), в галерее K. Granoff (1965, 1968). Обществом «Франция – СССР» в 1966 году была организована выставка в мэрии IX округа Парижа. В1984 году прошла большая демонстрация парижских пейзажей Константина Кузнецова в музее Карнавале, через три года прошла выставка видов Бретани. О выставке 1986 года на авеню Анри-Мартена в парижском журнале «Русская мысль» была опубликована позитивная рецензия. Были и более поздние выставки, например, в 1992 году в VI округе Парижа.

Сегодня работы художника представлены во многих музеях мира: в Государственном Русском музее и в Государственной Третьяковской галерее, в Национальном музее современного искусства, музее Карнавале и музее современного искусства Парижа, в музее Э. Будена в Онфлере, Musee des Beaux-Arts (Pont-Aven), Musee de La Haye (Голландия), Musee de Chilpancingo (Мексика).

Личная жизнь художника была полна любви и счастья. Он женился на Александре Самодуровой в 1900 году. У них родилось четверо детей. С большой любовью отец рассказывал им о России. И эту любовь дети восприняли близко к сердцу. Дочь художника Ольга, став наследницей части картин отца, в 1964 году подарила их Третьяковской галерее. Вторая дочь Елена, которая, как отец, стала художницей, в 1964 году – через много лет после кончины Константина Павловича в 1936 году – организовала на речном судне оригинальную выставку его парижских пейзажей. Судно курсировало по Сене вдоль набережных и под мостами, которые когда-то рисовал Константин Кузнецов.

Творчество Константина Павловича Кузнецова, его рисунки Парижа заслуженно вошли в золотой фонд живописных работ импрессионистов. Неспроста во Франции Константина Кузнецова рассматривали как последователя Клода Монэ. Благодаря одаренному художнику и наше небольшое село Желнино получило всемирную известность.

Кузнецов Константин Константинович родился 16 апреля 1895 в Санкт-Петербурге (по другим данным, Воронеж) - График, живописец.

Из семьи преподавателя и учителя гимназии. Участник Первой мировой войны. В 1920, после расстрела отца большевиками (по некоторым сведениям, убийство носило криминальный характер), бежал на юг России, где вступил в Добровольческую армию. В конце 1920 эвакуировался вместе с ее частями из Крыма в Королевство сербов, хорватов и словенцев.

Некоторое время жил в городе Панчево близ Белграда; посещал курсы живописи и рисования. Выполнял афиши для универсального магазина Матича в Белграде. Занимался книжной графикой, создавал карикатуры и плакаты.

Приобрел широкую европейскую известность как автор комиксов: в 1937–1941 выполнил 26 комиксов для белградского журнала «Мика Миш» («Микки Маус») А. Ивковича; среди них комиксы мистико-приключенческого жанра: «Графиня Марго», «Барон-вампир (оба - 1939), «Три жизни» (1940), «Клеймо смерти» (1941); по мотивам русской литературы: «Хаджи-Мурат» по Л. Н. Толстому (1937–1938), «Ночь перед Рождеством» по Н. В. Гоголю, «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (оба - 1940) и другие. В 1940–1941 опубликовал в журнале «Политикин забавник» комикс «Пётр Великий» и комиксы по сказкам А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке», в которых сказалось влияние стиля книжной графики И. Я. Билибина. Автор комиксов «Синдбад-Мореход», «Потомок Чингиз-хана», «Восточный экспресс», «Али-Баба и 40 разбойников» и других, которые публиковались не только в Сербии, но также во французских журналах «Gavroche», «Jumbo», «Aventures», «Le journal de Toto», «Les grandes aventures». Пользовался псевдонимами Steav Doop, K. Kulig, Кисточкин, Кузя, К.

В период фашистской оккупации Белграда (1941–1944) выполнял антисемитские и антикоммунистические плакаты для издательства «Юго-Восток». Сотрудничал в отделе пропаганды «S»; иллюстрировал пропагандистские брошюры. Выпустил политический комикс «История о несчастном короле», главными действующими лицами которого были короли Югославии Александр I Карагеоргиевич (Старый король) и Петр II Карагеоргиевич (Молодой король), У. Черчилль (Дворянин злого владыки), И. Броз Тито (Разбойник), И. Сталин (Северный кровавый владыка). Как карикатурист сотрудничал в юмористическом журнале «Bodljikavo prase» («Дикобраз»), «Мали забавник».

Осенью 1944 бежал из Югославии; попал в лагерь для перемещенных лиц в Австрии. В 1946 оказался в лагере в предместье Мюнхена, где оформил обложку к журналу «Огни» (1946, № 1). Рисовал карикатуры для юмористического журнала «Петрушка». Составил и проиллюстрировал издание «Ледяной поход», посвященный 1-му походу Добровольческой армии генерала Л. Г. Корнилова на Кубань (1949).

Около 1950 выехал в США. Продолжал работать как иллюстратор, писал станковые картины, иконы. Исполнял акварели на русские темы для рождественских открыток и календарей нью-йоркского издателя Мартьянова. В 1970 в Канаде было выпущено издание «Крещение Руси» с его иллюстрациями (переиздание - М., 1988).

Творчество представлено в Историческом архиве Белграда, Русском культурном центре в Сан-Франциско.


TROIKA AND SLEDS OUTSIDE THE KREMLIN GATES


THE KREMLIN ON A BUSY MORNING

VIEW OF THE KREMLIN, MOSCOW

NIGHT VIEWS OF THE KREMLIN

WINTER MARKET

WINTER MARKET


TSAR SULTAN"S WARNING


SUNSET ON THE RIVER

Taking a Walk,1930-1940s

Вам также будет интересно:

Ивановская ситцевая мозаика

Сказочный мир иллюстратора Василисы Коверзневой

Тема " Материнство" в живописи разных художников Часть 1

Оригинал взят у yzhka в Константин Кузнецо в

Сегодня - день рождения художника-иллюстратора Константина Васильевича Кузнецова (1886-1943) . Талантливый график, гравер, рисовальщик, он не получил специального художественного образования. Гравировальные техники изучал самостоятельно, брал уроки у двоюродного брата, графика Л.Ф.Овсянникова, в дальнейшем работал в основном в изобретенной им технике гравюры на картоне. Первые рисунки были опубликованы в 1913 г. в журнале «Новый Сатирикон». В середине 1910-х уехал из Петрограда на Кавказ, сотрудничал в Кавказских "Окнах РОСТА». С 1922 г. жил в Москве. Работал в музее детской книги. Иллюстрировал сборники сказок для « Детгиза» , на основе иллюстраций создавал станковые литографии, издаваемые эстампной мастерской МТХ.
Константин Кузнецов создал свой неповторимый и узнаваемый образ детской книги России 20-40-х г.г. ХХ века. Особое и главное место в его творчестве занимают иллюстрации к русским народным сказкам. «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Иван-царевич и серый волк», «Теремок», «Иван - коровий сын», «О молодильных яблоках и живой воде», «Сивка-б урка» - вот лишь небольшой перечень из огромного списка русских сказок. Всего мастером проиллюстрировано около двухсот изданий. Вот - библиография книг с его иллюстрациями. Не одно поколение детей в нашей стране выросло на них...
У меня, к сожалению, книг с иллюстрациями Константина Кузнецова, почти нет. Но ведь наверняка переиздаст кто-нибудь))

У меня книжек его есть чутка --



Волжская пристань. Иллюстрация для книги. 1920-е гг.