» » Характеристика и образ бубнова в пьесе на дне горького сочинение. Сочинение Бубнов в произведении На дне (Образ и характеристика) Есть ли положительные качества у бубнова

Характеристика и образ бубнова в пьесе на дне горького сочинение. Сочинение Бубнов в произведении На дне (Образ и характеристика) Есть ли положительные качества у бубнова

В системе образов драмы М. Горького «На дне» Бубнов занимает важное место. Это образ еще одного человека, находящегося на «дне» жизни. Бывший скорняк, Бубнов оказывается в ночлежке, превращается в безработного пьяницу.

Судьба

Перед тем как оказаться на «дне» жизни, Бубнов имел собственную мастерскую. Герой был скорняком - мастером по изготовлению изделий из меха и кожи. Причем Бубнов работал не только сам, но и имел работника. В конечном счете жена Бубнова влюбилась в мастера, работавшего на него. Бубнов решил, что лучшим способом будет бить жену. Однако мастер защищал ее. И тогда Бубнов решил «укокошить» жену, но, как признается герой, вовремя «спохватился» и ушел. Так герой остался ни с чем: одиноким, без денег и без жилья.

Бубнов стал жить в ночлежке для бедных. Теперь он работает картузником, изготовляя головные уборы. В произведении показывается, что герой совсем разучился работать. Вместо желтых рук, которые у Бубнова были, когда он работал скорняком, у него стали просто грязные руки. Теперь герой разучился шить. Поэтому он находится в долговой яме и не может вернуть все деньги, которые должен хозяйке ночлежки.

Отношение к жизни

В пьесе особое внимание уделяется рассуждениям персонажей. Появившийся в ночлежке Лука спорит с Бубновым и Сатиным относительно правды и лжи. У Бубнова мнение категорично: нужно говорить только правду, даже если она тяжела для человека. Он считает, что нечего стесняться, что нужно «валить» правду, несмотря ни на что. Сам Бубнов говорит, что не умеет врать.

Качества

Характеристика Бубнова («На дне») во многом строится из его внутренних и внешних качеств. Герой, оказавшись на «дне», перестал быть похожим на человека. Он не стремится сохранять в себе положительные черты. Бубнов говорит о том, что он беден, поэтому ему нет смысла сохранять совесть, ее у него просто нет.

Бубнов - любитель выпить. Герой сам признается, что он пьяница, что он очень не любит работать, что он очень ленив. Поэтому ему не удается смастерить шляпу. Алешка, другой житель ночлежки, утверждает, что Бубнов становится похожим на человека, только когда выпьет. Сам Бубнов считает, что нахождение на «дне» жизни демонстрирует истинное лицо человека. И он это лицо тоже уже показал.

В социальной драме Горького На дне показана жизнь людей, которые оказались на самом дне. Все герои произведения живут среди разного сброда в ночлежке. Здесь и воры, и калеки, нищие и странники. Они стали ненужными, выброшенными из общества. Читая пьесу, понимаешь что здесь нет второстепенных и главных героев. Каждый человек здесь важен и важна его позиция. Как раз к такому типу и относится Бубнов, чью мы дадим в нашем сочинении.

Образ и характеристика Бубнова

Чтобы понять роль Бубнова в пьесе, нужно познакомиться с произведением, где Горький в цитатах дает описание созданного им образа. Из повествования мы знаем, что когда-то он был скорняком, создавая изделия из меха и кожи. Но его жена завела любовника, и бежит наш герой подальше от греха. Ведь в любую минуту мужчина мог не выдержать и убить их обоих. Вот и оказался Бубнов среди других персонажей в небольшом подвале. Долгое время он влачил свое существование в этом месте. Теперь он картузник и часто живет в долг, в том числе не платит вовремя и за ночлежку. Он фаталист и уверен что человек бессилен перед обстоятельствами. Ему остается лишь одно, принимать обстоятельства как есть, чему и следует герой драмы. Картузник уверен, что если судьбой написано одно, то нет смысла что-либо менять, ведь предначертанного не избежишь. И плывет он по течению, независимо от того, куда его несет.

По своему характеру Бубнов был жесток, без чувства поддержки и малейшего сочувствия. Так, на просьбу больной соседки не шуметь, он без зазрения совести бросает жестокие слова о том, что никакой шум не сможет помешать ее смерти.

Драма "На дне" является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев будет представлено в этой статье.

Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей. Это привело к тому, что появилось большое число "босяков", опустившихся на дно жизни.

Кто жил в ночлежках?

Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители "дна". Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы "На дне" - именно такие люди.

Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила - это все находит отражение в произведении. Герои пьесы "На дне" - люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди "дна", изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его - каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же "на дне" жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

Герои пьесы "На дне": таблица

герой как оказался на "дне" характеристика героя мечты
Бубнов

Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.

Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.

Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.

Настя

Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.

Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.

Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.

Барон

Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.

Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.

Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.

Алешка

Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.

Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он "хороший" и "веселый".

Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о "теплом ветерке" и "вечном солнце".

Васька Пепел

Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.

Слабохарактерный, влюбленный человек.

Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.

Актер

Опустился на дно из-за пьянства.

Цитирует часто

Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.

Лука Это загадочный странник. О нем известно не много. Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. Мечтает помочь всем нуждающимся.
Сатин Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. Мечтает донести до людей свою философию.

Что погубило жизни этих людей?

Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел - представитель "воровской династии". Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну "казенную палату", в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении - это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Кого винят обитатели ночлежки?

Практически все герои пьесы "На дне" склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: "А почему погиб? Веры у меня не было..."

Существовал ли шанс жить другой жизнью?

Создавая образы героев пьесы "На дне", автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.

Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы "На дне" не воспользовались им.

Чем утешают себя герои?

Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя. При этом характеристика героев пьесы "На дне" дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о поскольку они живут впроголодь. Авторская характеристика героев пьесы "На дне" говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое. Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

За исключением Бубнова, все герои произведения "ночлежный" образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со "дна" вынесет на поверхность. Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой -слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. "Вот, погоди... умрет жена..." -говорит он. Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей. Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его - уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг "еще немножко... пожить". Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот "сказки говорит" приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Мнение Сатина

Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью. В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы "На дне" Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: "Человек!.. Это звучит... гордо!"

Дальнейшая судьба героев

Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы "На дне" Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со "дна". Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: "Я и так не убегу". На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.

В чем заключается спасение?

Существуют ли вообще пути спасения со "дна", и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде. Он считает, что назначение сильного человека - искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. "Со дна" могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства. Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы "На дне". Верой в человека проникнуто все произведение.

Бубнов – картузник, один из обитателей ночлежки, где живет в долг. О своем прошлом рассказывает, что некогда был владельцем красильной мастерской, но жена его сошлась с мастером, и Б., чтобы остаться в живых, предпочел уйти. Звучащая в его речи метафора “сошедшей краски” обозначает нынешнее положение персонажей пьесы – “бывших” людей, лишившихся какой бы то ни было социальной роли. По поводу Луки Б. заявляет, что люди врут из желания “подкрасить душу”, а следует без стеснения говорить правду. Для Б. характерен бескрылый и несколько циничный фатализм. Он не признает моральной ответственности, заявляя, что у него нет совести, поскольку он “не богатый”.

Сочинение по литературе на тему: Характеристика образа Бубнова

Другие сочинения:

  1. Актер – один из обитателей ночлежки. Настоящее имя героя неизвестно; в одной из сцен он сокрушается, что “потерял имя”. Сценический псевдоним А. в прошлом – Сверчков-Заволжский. А. – пьяница, постоянно вспоминающий актерское прошлое и цитирующий различные литературные произведения. Появившемуся в Read More ......
  2. Бубнов вдумчивый и меткий на слово, он отрицает возможность всякой маскировки: “Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется”. Больше того, утверждает в себе и других “бедолагах”, лишенных “приукрашиваний”, обнажение человеческой сущности: “… все слиняло, один голый человек остался”. Горький не Read More ......
  3. Губошлеп – блатной авторитет, наставник Егора в его юности. “Весь он худой, как нож, собранный, странный своей молодой ненужностью, весь ушел в свои глаза. Глаза горели злобой”. Чувствует в Егоре живую душу, маету и ненавидит его за это. Единственный, к Read More ......
  4. Берг – немец, “свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный”. В начале романа поручик, в конце – полковник, сделавший неплохую карьеру, имеющий награды. Б. точен, спокоен, учтив, эгоистичен и скуп. Окружающие посмеиваются над ним. Говорить Б. мог только Read More ......
  5. Бегемот – один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного черного кота. В Библии бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот – одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны. Б. в романе Булгакова комично сочетает Read More ......
  6. Щукарь – старый крестьянин. Образ персонажа придает комически-пародийное освещение основным драматичным событиям. Свое прозвище герой получил в детстве после того, как, пытаясь откусить крючок с удочки рыболова, сам попался на удочку. Во время раскулачивания Щ. треплет собака, разрывая на нем Read More ......
  7. Сатин Константин – один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. По его собственным словам, в юности он играл на сцене, хорошо плясал и был веселым человеком; но, убив человека, обманувшего его сестру, попал в тюрьму и совершенно изменялся. С. – карточный Read More ......
  8. Коровьев (Фагот) – один из подручных Воланда. Клетчатая одежда сближает его с традиционным образом Арлекина (мотив шутовства), а также вызывает ассоциации с чертом Ивана Карамазова из романа Достоевского. Характерная деталь облика К. – пенсне или монокль с треснувшим стеклом; ср. Read More ......
Характеристика образа Бубнова

И. Каплан

В произведении «На дне» Горький обобщил свои наблюдения над существованием людей, выброшенных за борт жизни. В подвале Костылёва нашли себе пристанище люди разных социальных групп: мещане и рабочие, крестьянин и дворянин, некогда разъезжавший в карете с гербами, и даже в прошлом актёр. Многие из них не видят для себя никаких перспектив в будущем и давно смирились со своим положением. Среди них особое место принадлежит Бубнову, взгляды которого противоположны воззрениям Сатина и Луки. Однако в ночлежке у Бубнова не только оппоненты, но и единомышленники. Это прежде всего Барон. По своей духовной опустошённости он превосходит Бубнова. Барон ничего не ждёт от жизни: «Всё уже… было! Прошло… кончено!..»

Каковы же взгляды и убеждения Бубнова? Он полагает, что человек бессилен противостоять сложившимся обстоятельствам. Они-то и определяют судьбу каждого. «Мудрость» героя выражена в лаконичных сентенциях: «Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки – прочь...» Люди, как щепки, во власти течения, которое неизвестно куда их занесёт. Люди не что иное, как мусор при строительстве дома. «Строят дом… а щепки – прочь...» По мнению Бубнова, «все люди на земле – лишние...»

Бубнов ни к чему уже не стремится, не предпринимает никаких попыток изменить своё положение. А ведь ему – сорок пять лет! Ночлежка, по всей вероятности, – его пожизненный дом.

Скептик и фаталист, Бубнов не верит в силы и возможности человека что-то изменить к лучшему. Он не сомневается в своей правоте. Всем его репликам сопутствуют авторские ремарки – спокойно. «Его самоуверенность в том, что он знает то, что знает, что ничем не рискует, ничем не обольщается и ни в чём не разочаровывается, создаёт ему устойчивость, трезвость, равновесие, спокойствие, в конечном итоге – равнодушие» (ЮзовскийЮ. «На дне» М.Горького. М., 1968. С.62).

Бубнов не только равнодушен к людям, но порой и циничен. Анна просит не шуметь: "… Дайте хоть умереть спокойно". Бубнов безучастно ответит: «Шум – смерти не помеха...»

Обитатели ночлежки по-разному отзываются на смерть Анны. «Отмаялась!» (отстрадала. – И.К.) – тихо скажет Лука. «Я иду… скажу… потеряла имя!» – слова Актёра. Он сам болезненно реагирует на то, что уже при жизни потерял своё имя.

«Ведь вот… хорошо, что она умерла… а жалко… Господи!.. Зачем жил человек?» – с болью скажет Наташа. У Бубнова никаких слов жалости, что умерла женщина всего тридцати лет, так и не испытавшая ничего хорошего, кроме существования впроголодь и побоев. «Кашлять перестала, значит» – такова реакция Бубнова. Вот и всё! А на взволнованный вопрос Наташи: «Зачем жил человек?» – холодно и бесстрастно заявит: «Все так родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?» Его ничего не взволнует.

Настя воодушевлена тем, что якобы в прошлом в неё был влюблён студент. Бубнов и Барон смеются над её выдумкой. «Молчите… несчастные!.. Разве… разве вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая». Бубнов грубо скажет Насте: «Раскрашивай, ворона, перья… валяй!» Он передразнивает Настю, насмехается над ней.

Чувство сострадания, поддержки человека чуждо Бубнову. Ему понятно, когда люди лгут, чтобы извлечь для себя какую-то пользу, а вот ложь Луки недоступна для его понимания. Лука как бы парирует бескрылые суждения Бубнова: «Вот… ты говоришь – правда… Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь...» И далее следует рассказ Луки о человеке, «который в праведную землю верил». И эта вера вселяла надежду. Лука убеждён, что мечта тешит, греет душу человека.

Рассказ Луки взволновал Пепла, Наташу. Ведь они тоже живут мечтой покинуть ночлежку, зажить иной жизнью, найти свою «праведную землю». Учёный, который развеял мечту о земле правды, привёл к гибели человека, уверовавшего в её существование. Пепел и Наташа с горечью реагируют на крах несбывшейся надежды, а Бубнов так ничего и не понял в «возвышенном обмане» Луки: «Всё – выдумки… тоже! Хо-хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!»

Горький не был доволен трактовкой образа Бубнова Лужским, актёром Московского Художественного театра. Он просил его в третьем акте сыграть Бубнова более тупым, чем это было исполнено. Известно, что писатель был также неудовлетворён игрой Москвина, в интерпретации которого Лука предстал не безучастным утешителем, а человеком внимательным к людям, желающим как-то облегчить их бремя буден. Ведь не случайно Сатин скажет о Луке: «Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал… Он врал… но – это из жалости к вам...» Образы великого реалиста оказались многомернее той идеи, которая была заложена при их создании. Искусство не давало тенденции овладеть собой, боролось со схемой, упрощением в показе сложных жизненных явлений. Ведь Бубнов не только скептик. Это человек, умеющий разбираться в хитросплетениях жизни, размышлять о её суровых приговорах.

Бубнов знает цену каждому ночлежнику. Он не приемлет барских замашек Барона, который «и теперь – нет-нет да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, ещё». Он понимает, что Клещ свыкнется со своей участью, предвидит печальные последствия измены Пепла Василисе, которая «своего даром – не отдаст… баба – лютая». Предположения Бубнова оказались верны: Наташа искалечена, Пеплу грозит каторга.

Бубнов самокритичен, говорит о своих недостатках, не любит лжи: «Вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» С Медведевым, Василисой он ведёт себя независимо и с достоинством, ничего лишнего о Пепле, Наташе им не говорит. Сошлёмся на диалог Василисы с Бубновым:

Василиса (Бубнову).… Чтобы ноги его (Алёшки. – И.К.) здесь не было! Слышишь?

Бубнов. Я тут не сторож тебе...

Василиса. А мне дела нет, кто ты таков! Из милости живёшь – не забудь! Сколько должен мне?

Бубнов (спокойно). Не считал...

Василиса.… Если санитары придут да штраф наложат, я тогда… всех вас – вон!

Бубнов (спокойно). А чем жить будешь?

Что привело скорняка Бубнова в подвал Костылёва? В прошлом – хозяин небольшой мастерской, он был вынужден из-за семейных дрязг бросить нажитое и уйти в никуда. Его помощник стал любовником жены, и началась «большая война». Бубнов задумал «укокошить жену… Но вовремя спохватился...»

Среди многих обитателей ночлежки (крючники Татарин, Кривой Зоб) Бубнов зарабатывает своим трудом крохи на жизнь. Скорняк стал картузником. Он сидит на нарах, кроит и шьёт. Бубнов спускается с нар для того, чтобы купить нитки, необходимый материал для пошива картузов, попить чаю в трактире, и вновь за дело.

В пособии для учителя М.М. Голубкова «Максим Горький» (М., 1997) читаем: «Горький пытается определить, каковы те социальные обстоятельства, которые воздействовали на характеры героев… Но важнее для него воссоздать те социальные условия, обстоятельства «дна», в которых оказались герои теперь. Именно это их положение уравнивает бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым и вором Васькой Пеплом и формирует общие для всех черты сознания: неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней» (с. 74). Противопоставление аристократ Барон – шулер Бубнов неточно. Шулер отнюдь не социальная принадлежность, а занятие: человек, применяющий мошеннические приёмы при игре в карты, вообще жулик. Но шулер-то аристократ Барон. Это он передёргивает карты, а Бубнов в карты не играет. Интересуется игрой в шашки и играет честно, не по-ноздрёвски. И в жизни он отнюдь не жулик.

В IV действии выявляется новая грань духовного облика Бубнова. Он весел, общителен. Быть может, рад, что освободился от своих постулатов. Возможно, сказалось его лёгкое опьянение. Не случайно острослов Алёшка скажет о нём: «Ты – только пьяный и похож на человека...»

Обстановка всё ж гнетёт Бубнова. Не «слинял» совсем, по его выражению, человек в ночлежке. Не только в IV действии, но и во II он тянется к песне, в словах которой выражено сокровенное:

Мнеихочетсянаволю… Эх!

Цепьпорватьянемогу...

В конце пьесы дают о себе знать симпатии Бубнова к Сатину: «Друг! Я тебя искал по всем трактирам-кабакам». Искал, по всей вероятности, чтобы сказать что-то важное для себя, доброе в адрес Сатина. В знак расположения к нему отдаст весь свой «капитал» – рубль с лишним. И на замечание Медведева: «Я – свидетель… отданы деньги на сохранение… числом – сколько?» – Бубнов отвечает: «Ты – верблюд… Нам свидетелей не надо...»

Оказывается, этот скептик не обделён мечтой: «Я, брат, угощать люблю! Кабы я был богат… я бы… бесплатный трактир устроил! Ей-Богу! С музыкой и чтобы хор певцов… Приходи, пей, ешь, слушай песни… отводи душу! Бедняк человек… айда ко мне в бесплатный трактир!» Здесь и щедрость души, и любовь к песне, и забота о нищем, обездоленном.

Бубнов просит Кривого Зоба затянуть любимую: «Запою… заплачу!..» Перед нами другой Бубнов. Не равнодушный увалень, а человек, осознающий бедственное положение обитателей ночлежки. Организованный Бубновым «праздник души» был нарушен сообщением Барона: «Эй вы! Иди… идите сюда! На пустыре… там… Актёр… удавился!» Видавший виды герой потрясён. Об этом говорит его прерывающаяся речь. Ему трудно подыскать нужные слова, чтоб рассказать о случившемся.

Сообщение Барона вызвало недовольство Сатина: «Эх… испортил песню… дур-рак!» Ю.Юзовский считал, что эти слова относятся к Актёру: «Повесился Актёр, и Сатин как бы от имени всей ночлежки (?!) восклицает: «Испортил песню… дур-рак»» (ЮзовскийЮ. «На дне» Горького. С.118). На наш взгляд, не мог Сатин назвать сведшего счёты с жизнью Актёра дураком. Он хорошо относился к нему. Только Сатин обратил внимание на внезапный его уход из ночлежки. Возможно, у Сатина тогда зародилось подозрение: «Эй ты, сикамбр! Куда?» Ранее Сатин заметил подавленное настроение Актёра, объяснив это влиянием Луки: "… всё старик… навинтил Актёра". Слова Сатина в финале пьесы скорее, на наш взгляд, относятся к Барону. Его сообщение оказалось несвоевременным, нарушило приподнятое настроение обитателей подвала.

Несколько по-иному в театре-студии О.Табакова разыгран финал пьесы. Весть о гибели Актёра ошеломила бедняков. Все молча покидают ночлежку. Очевидно, хотят проститься с погибшим. Через некоторое время возвращается один Сатин. Потрясённый увиденным, он некоторое время сидит молча. Вдруг вскакивает и истерично кричит: «Дурак!» Это проявление боли за Актёра. Как он мог совершить такую непоправимую ошибку?! И данная реакция артиста в роли Сатина на гибель Актёра соответствует содержанию гуманистических монологов героя о Человеке.

Горький стремился придать речи персонажей пьесы определённость и выразительность. Вот почему писатель постоянно обращался к лаконичной и насыщенной смыслом пословице, афоризму. Этих крылатых выражений немало в языке Сатина, Луки, Бубнова. Помимо речений, напоминающих по своей структуре и смыслу пословицу, языку Бубнова присуща неожиданность словесных связей и некое благозвучие его реплик. Так, на приветствие Луки «Доброго здоровья, народ честной!» Бубнов отвечает: «Был честной, да позапрошлой весной...» Помимо иронии, ответ содержит внутреннюю рифмовку: честной – весной. На замечание Луки «Житьё ваше – о-ой» Бубнов парирует репликой: «Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё» (житьё – вытьё). Таких примеров рифмованных реплик у Бубнова немало: «Все хотят порядка, да разума нехватка» (порядка – нехватка); «И одна (дамка. – И.К.) – не бедна, коли умна...» (одна – бедна – умна).

Очевидно, и пословица «Кто пьян да умён, два угодья в нём» привлекла Бубнова своим благозвучием (умён – внём).

В монологах героя обнаружим выражения с подтекстом: «Здесь (в подвале Костылёва. – И.К.) господ нету… всё слиняло, один голый человек»; «Снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся»; «Вовремя уйти всегда лучше».

В высказываниях Бубнова как человека малограмотного немало просторечий: валяй, мелешь (болтаешь), рожа, всяко, тяпнуть (ударить), эдак, укокошить (убить), заливать (много пить), ротзаткнуть, айда (областное) и другие. В его речи не к месту употреблена частица -то (старик-то) и просторечная частица -ка (поди-ка).

Насыщенность речи Бубнова мыслью, чувство слова свидетельствуют о его уме, языковой одарённости и в то же время о противоположности воззрений героя взглядам Сатина и Луки. Бубнову не дано понять Сатина с его гордой верой в Человека, ему чужд Лука, стремящийся поддержать людей в их стремлении к лучшему.

Вопросы и задания

1. Как в афоризмах Бубнова сказались его общественные взгляды?

2. Что не приемлет Бубнов в Луке?

3. Что нового узнаём о Бубнове в IV действии? Противоречат ли изменения в его поведении характеру героя?

4. Приведите образные выражения в монологах, репликах Бубнова.