» » По тексту Ф.А.Вигдоровой «Я знала замечательную писательницу. Её звали Тамара Григорьевна Габбе.» (проблема преодоления страха в обычной, мирной жизни) (ЕГЭ по русскому)

По тексту Ф.А.Вигдоровой «Я знала замечательную писательницу. Её звали Тамара Григорьевна Габбе.» (проблема преодоления страха в обычной, мирной жизни) (ЕГЭ по русскому)

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно,
в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф.А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

Показать текст целиком

Страх...При каких обстоятельствах важно уметь его преодолевать? Над этим непростым вопросом размышляет в своём тексте Фрида Абрамовна Вигдорова.

Рассуждая о страхе, писательница говорит о его многоликости. Она акцентирует своё внимание на том, что даже самый смелый человек, который не страшился умирать на поле боя, может “побояться сказать слово в пользу справедливости”. Чтобы глубже раскрыть проблему, автор приводит в пример мальчишку, разбившего стекло. Ему не было страшно подвергнуть свою жизнь опасности, переплывая реку и летя с горы, однако признаться в содеянном поступке мальчишка побоялся.

Фрида Абрамовна Вигдорова стремится донести мысль о том, что не только на войне и в час смертельной опасности, но и в мирной жизни человек должен преодолевать страх, проявляя мужество.

Я не могу не согласиться с мнением советской писательницы.Порой чтобы одолеть страх, который настигает человека в житейских делах , требуется даже больше мужества, чем на войне.

В русской литературе немало примеров, подтверждающи

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Как писать сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку?

Скачать материал

Формулировка задания:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста (открыть) , которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.

Что требуется знать:

Структура сочинения-рассуждения ЕГЭ по русскому языку:

I. Тезис. Введение в проблему
II. Формулировка проблемы + комментарий + 2 примера из прочитанного текста
III. Отражение позиции автора
IV. Отражение собственной позиции
V. Аргумент 1 (из художественной, публицистической или научной литературы)
VI. Аргумент 2 (из жизненного опыта)
VII. Вывод, соотносящийся с тезисом.
Скачать шаблон

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Часть (абзац) Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

Тезис. Введение

Многие писатели не раз обращали внимание на проблему... Одним из таких был Е.Носов, автор предложенного для анализа текста. (или)

Не каждый из нас задумывался о вопросах..., однако об этом написано немало литературы. Одним из писателей, обращавших наше внимание на... был Е.Носов (подводим к тексту)

Проблема

В предложенном для анализа текста автор (Е.Носов/ писатель/ произаик) поднимает проблему... (краткая формулировка проблемы). Она заключается в том, что... (комментарий проблемы). Это находит подтверждение в тексте (два примера из текста). Например, в предложении № ... автор говорит о том, что... А предложения с... по... иллюстрируют нам...

Авторская позиция заключается в том что... (или)
Автор (Е.Носов/ писатель/ прозаик) считает, что... (или)
Позиция автора прямо не сформулирована, однако она проявляется в его оценке действий (какого-либо персонажа)
Позиция автора выражена словами: "
Цитата из текста... " Он считает, что... (комменатарий, формулирующий проблему своими словами).

Собственная позиция

Я согласен с мнением автора и считаю, что... (или)
Я разделяю мнение автора лишь частично (нужно объяснить, в чем согласны, а в чем нет) . Мне близка его позиция в отношении..., но я не могу согласиться с ним в том, что...
Я не разделяю мнение автора, так как считаю, что
(должен быть железный аргумент , ибо Вы вряд ли известный русский писатель)

Аргумент 1

Делаем логическую подводку к аргументу(ам) из литературы: Данная проблема отражена и в других произведениях русской литературы. В частности, к ней обращался... в своем рассказе (романе и т.п.) "..." (или)
Кроме Е.Носова, проблему... затрагивал Имя Фамилия автора в произведении "..." . Далее привлекаем эпизод и даем оценку действиям героя, комментируем, подтверждая собственную позицию

Аргумент 2

Делаем логическую подводку к аргументу из жизненного опыта: Рассматриваемая писателями проблема находит подтверждение и в жизни. Так, ... (или)
Наверное, не каждый из нас задумывался над тем, насколько актуально проблема в современности. Однако в жизни мы видим немало примеров... Далее привлекаем эпизод из жизненного опыта, комментируем, подтверждая собственную позицию.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что... (или)
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод... (или)
Данные примеры подтверждают актуальность проблемы и учат нас... В заключении важно связать все части сочинения воедино, обратиться к авторской позиции, еще раз подтвердить собственную, указав на аргументы.

Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей и выдерживании логики построения. Использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение ЕГЭ может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение указанной выше структуры, так как она отражает критерии, по которым будет оцениваться экзаменуемый.

Образец сочинения ЕГЭ


(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
- В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое - испытание нуждой. (7)Второе - благополучием, славой. (8)А третье испытание - страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, - писал поэт-декабрист Рылеев, - мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
- (26)Кто это сделал? - спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду - уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф.А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) - советская писательница, журналист.

Эта заметка - еще одно "форматное" сочинение, написанное по приведенному ниже тексту в качестве подготовки к ЕГЭ. Однако, несмотря на стандарты, я увидела в тексте проблему, действительно близкую мне, и постаралась передать это в своей работе.

Сначала текст. После - мое сочинение (проверку прошло, а учительница сказала, что, хоть перечитывала несколько раз, все равно не нашла, к чему придраться. И это хорошо). Читатели лисьих заметок наверняка увидят знакомые нотки... И это тоже будет хорошо.

Текст Фриды Абрамовны Вигдоровой:

Я знала замечательную писательницу. Её звали Тамара Григорьевна Габбе. Она сказала мне однажды:
– В жизни много испытаний. Их не перечислишь. Но вот три, они встречаются часто. Первое – испытание нуждой. Второе – благополучием, славой. А третье испытание – страхом. И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем?
Не выдумка ли он? Нет, не выдумка. Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
Человек прошёл войну как герой. Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. И вот война кончилась, человек вернулся домой. К своей семье, к своей мирной работе. Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
Мальчишка разбил стекло.
– Кто это сделал? – спрашивает учитель.
Мальчишка молчит. Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
Чего он боится? Слетая с горы, он может свернуть себе шею.
Переплывая реку, может утонуть. Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. Почему же он боится их произнести?
Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
Он говорил правду: ему бывало страшно. Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... Скажу правду – уволят с работы... Уж лучше промолчу.
Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». Но хат, которые были бы с краю, нет. Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. В ответе за всё плохое и за всё хорошее. И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
Мужество бывает одно. Оно требует, чтобы человек умел
преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. Оно в любых условиях одно.

(По Ф.А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница,
журналист.

Проблема неоднозначности человеческой натуры

(по тексту Ф. Вигдоровой)

Испытаний в жизни бывает множество. Испытание нуждой, успехом, страхом... Но почему эти испытания так трудно пройти именно в повседневной жизни? Почему человеческое мужество так часто теряется "в самых обычных житейских делах"? Этим вопросом задается советская писательница Фрида Абрамовна Вигдоровна.

Я считаю, что "испытание повседневностью" - одно из самых главных, самых сложных испытаний человека. Быть сильным и мужественным легко перед лицом смертельной опасности. Легко хотеть умереть ради справедливости, сложнее - каждый день ради нее жить. В житейских заботах, когда не с чем "бороться", как-то забываешь, что настоящим человеком нужно быть всегда. Поступать по совести каждую минуту - это и есть настоящее мужество.

Так, с "испытанием повседневностью" сталкивается Андрей Болконский в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир". Князь Андрей с презрением на лице принимает участие в светских вечерах, он устал от покоя, от любящей жены, от мирного быта. Окружающая его жизнь кажется Болконскому мелкой, поэтому и он сам не видит смысла затрачивать какие-либо нравственные силы, чтобы быть лучше, не причинять боль близким людям. Он сбегает от повседневности на войну, и там наконец начинает жить. Мужество - это не только со знаменем бежать на врага. Это - вступиться за капитана Тимохина на военном совете, это - стремление действовать по совести не только во время битвы, но каждый день.

Пример ежедневного мужества дает нам Аттикус Финч в романе Харпер Ли "Убить пересмешника". Он идет против того страха, о котором говорит Ф. Вигдорова: страха общественного мнения, непонимания, делает то, что в судебной практике не делали до него - потому что считает это правильным. Он старается быть мудрым и справедливым не только в суде, но и каждый день, когда дает своим детям бесценные жизненные уроки.

Таким образом, я считаю, что самое страшное испытание - это испытание повседневностью. И настоящее мужество - не только в том, чтобы не бояться опасностей, но и в том, чтобы каждый день быть человеком.

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф. А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

Информация о тексте

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема неоднозначности человеческой натуры. (Почему один и тот же человек может поступать как герой в исключительных обстоятельствах и испытывать страх в обычной жизни?) 1. Иногда человек, проявивший мужество в исключительных обстоятельствах, не способен проявить его в обычных житейских ситуациях из-за боязни утратить благополучие.
2. Проблема проявления мужества. (В чём проявляется мужество?) 2. Мужество проявляется не только в том, что человек совершает героические поступки, но и в том, что он борется за справедливость и говорит правду. Мужество требует от человека способности преодолевать в себе страх.
3. Проблема трусости, малодушия, бездействия. (Почему люди проявляют трусость?) 3. Даже самый мужественный и отважный человек способен в повседневной жизни проявить трусость и малодушие. Причиной тому становится страх утратить собственное благополучие.
4. Проблема преодоления страха. (Нужно ли поддаваться страху или стоит бороться с ним?) 4. Страх – одно из самых трудных испытаний в жизни человека. Необходимо преодолевать свой собственный страх не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни.
5. Проблема выбора. (Нужно ли бороться за справедливость?) 5. Жизнь ставит человека перед нравственным выбором: выступить в защиту справедливости или промолчать. Нужно преодолевать свой страх и всегда выступать в защиту справедливости.

Действительно ли, одним из самых тяжёлых испытаний в жизни человека является испытание страхом? В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему преодоления страха в обычной, мирной жизни. Эта проблема относится к разряду вечных нравственных проблем.

Рассуждая о том, что такое страх, Вигдорова подчёркивает, что «страх многолик, иногда он поражает бесстрашных». Писательница относит его к одной из «живучих болезней души» и, подтверждая свою мысль, приводит слова декабриста Рылеева: «Мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

В качестве иллюстрации Вигдорова ссылается на случай из реальной жизни. Человек, прошедший войну как герой, в новой мирной жизни не вступился за товарища, в невиновности которого был убеждён. Испугался сказать слово в пользу справедливости.

Позиция автора однозначна: мужество «испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах». Человек не должен жить по принципу «моя хата с краю», не должен молча проходить мимо несправедливости. Он должен «уметь преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании».

С точкой зрения Ф.Вигдоровой невозможно не согласиться. Действительно, чтобы отстаивать правду, противостоять так называемому общественному мнению, защищать слабых, необходимо иметь мужество.

Трусость может привести к необратимым последствиям. Испытание страхом проходят герои повести В.Железникова «Чучело»: Ленка Бессольцева и Димка Сомов. Ребята-шестиклассники сознательно сорвали урок, за что были наказаны: весь класс лишили поездки в Москву, к которой ребята долго готовились. Во главе с общепризнанным лидером класса Железной Кнопкой ребята решают наказать того, кто рассказал классному руководителю о намеренном срыве урока. Ленка, знавшая, что сделал это Сомов, ждёт, когда же Димка признается, но увидев, что его словно «перевернуло» от страха, берёт его вину на себя. Ребята объявляют Ленке жестокий бойкот. Её гоняют по городу, унижают, сжигают на её глазах чучело Бессольцевой. Но самым страшным для девочки становится разочарование в Димке, которого она считала своим другом. Он оказался не только трусом, но и предателем: стал участником жестокой травли. Несмотря на унизительное преследование, Ленка так и не разоблачает Димку, правду ребята узнают от другого человека. Героиня с честью прошла испытание страхом, Димка же сломался, согнулся под натиском обстоятельств, потеряв при этом свою индивидуальность.

У. Черчиллю принадлежат такие слова: «Смелость не зря считается высшей добродетелью - ведь в смелости залог остальных положительных качеств». Преодолеть страх, победить в себе труса значит остаться верным нравственному императиву.

Обновлено: 2017-12-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме