» » Программа кружка "увлекательный мир истории". Исторический кружок как форма организации внеклассной Исторические кружки для школьников

Программа кружка "увлекательный мир истории". Исторический кружок как форма организации внеклассной Исторические кружки для школьников

Школа юного историка – это попытка проникнуть в "кухню" историка и самому почувствовать себя исследователем.

нажмите на значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


На кого рассчитана Школа юного историка?

Школа юного историка рассчитана на ознакомление будущих абитуриентов исторического факультета МГУ, сегодняшних школьников, с основами и новейшими достижениями исторической науки. Для занятий в ШЮИ приглашаются учащиеся 5–10 классов.

Что является целью Школы юного историка?

Школа юного историка ставит своей целью не только познакомить учащихся с мировым историческим процессом, но и привить навыки исследования исторических первоисточников и чтения научной литературы. Задача ШЮИ – дать расширенное представление о человеческом прошлом, помочь учащемуся выбрать более узкую специализацию в рамках гуманитарных наук.

В чём отличие программы Школы юного историка
от программ общеобразовательных школ?

В отличие от программ общеобразовательных школ, на занятиях Школы юного историка рассматриваются наиболее важные и проблемные темы мировой истории, а история России рассматривается в контексте мировой.

Школа юного историка не замыкается на программе отечественной истории; она даёт представление о мировом историческом процессе в целом.

Занятия в очной Школе юного историка - бесплатные , они проходят в помещениях исторического факультета МГУ (в Шуваловском корпусе МГУ по адресу: Ломоносовский проспект, д.27, корп.4) в вечернее время, начиная с 16:25.

С 2010 г. в рамках очной формы проводится "Лекторий школы юного историка ", где выступают студенты старших курсов и аспиранты с рассказами о собственных научных изысканиях. В течение нескольких месяцев учащиеся смогут научиться работе с историческими источниками и научной литературой, познакомиться с интересными событиями и явлениями всемирной истории, получить общее представление о мировом историческом процессе, попытаться самостоятельно выявить закономерности его развития.

Несколько раз в год перед учащимися выступают преподаватели исторического факультета – крупнейшие специалисты в различных областях исторической науки. Помимо занятий лекционного и семинарского типа предполагается проведение экскурсий и посещение музеев.

Дистанционная Школа юного историка

С февраля 2017 г. на базе Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ начинает работу новая образовательная программа – "Школа юного историка (дистанционная форма) ".

Она рассчитана на взаимодействие с учащимися, в силу различных причин не имеющих возможности посещать очную форму Школы юного историка.

Еженедельные занятия включают в себя ознакомительные лекции по всеобщей и отечественной истории, ссылки на различные интернет-ресурсы, а также задания на закрепление материала. Курс рассчитан на учащихся 5 – 10 классов и призван помочь им в изучении истории, а также в развитии навыков самостоятельной исследовательской работы.

Стоимость обучения по этой программе - 20 000 рублей за два семестра.

Пью чай на работе из любимой кружки, машинально верчу ее в руках. Задумалась, а какая история у этой посуды. Решила посмотреть.

Вот что нашла.

Кружка — это большой стакан, стакан с ручкой, иногда с носком и с крышечкою.

Крышечка предохраняла содержимое от попадания в кружку мусора, насекомых, а может быть, и яда.

Сейчас с крышечкой, соединенной с корпусом, выпускают пивные кружки, а чайные с отдельной крышкой, как в заварном чайнике.

Само название заимствовано из польского языка, в переводе означает кувшин.

Сначала формой кружки были действительно похожи на маленькие кувшинчики. Появились эти мини-сосуды в 15 веке, с тех пор они постоянно востребованы и любимы)

Средний объем кружки 300-500 мл, форма цилиндрическая или усеченный конус.

Делали кружки из глины, металла, дерева, бересты. Позже стали выпускать из стекла, фарфора, фаянса.

В начале 19 века для нужд армии стали выпускать посуду фабричным способом. Основное требование к ней: легкая и небьющаяся. Так появилась всем известная алюминиевая кружка.

Позже алюминий (из-за его высокой теплопроводности) заменили на сталь.

У слова «кружка» есть ещё одно значение, КРУЖКА — это русская мера объема жидкости использовавшаяся в XVI-XVII веках, одна кружка равнялась десяти чаркам или, если быть точнее, то 1,23 литра жидкости.

Сейчас различают кружки в основном по материалу, из которого они выполнены. Есть:

  • Стеклянные
  • Керамические
  • Фарфоровые
  • Деревянные
  • Алюминиевые
  • Пластиковые
  • Железные эмалированные
  • Термокружки

Заметила, что я больше всего люблю пить чай из кружки прямоугольной формы, выполненной из прозрачного стекла. А кофе из фаянсовой, формы усеченный конус. Почему так? Нравится цвет чая и сочетание кофе и белого фаянса)

А у вас какие кружки в ходу?

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что в школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало внимания уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны основные вехи истории того или иного государства. А ведь именно с этими именами связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная программа дает ограниченную характеристику этим людям.

Данная программа позволяет расширить представления учащихся об исторических деятелях. Главная задача реализации программы видится в пробуждении как можно у большего количества учащихся стремления овладеть активными знаниями по истории.

Направленность образовательной программы- туристко-краеведческая.

Актуальность программы определяется тем, что история именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.

Цель занятий:

Расширить представления учащихся о выдающихся деятелях России 9-19вв.

Задачи.

Образовательные:

Способствовать формированию самосознания личности, ее адекватной самоидентификации в окружающем мире;

Продолжить изучение событий всеобщей и российской истории в жизнеописаниях великих людей;

Продолжить формирование понятийного аппарата;

Научить самостоятельно работать, привлекать дополнительный материал;

Научить оценивать события и причинно-следственные связи с различных позиций.

Развивающие:

Содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;

Способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;

Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

Воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;

Воспитывать активную жизненную позицию.

Возраст детей , участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности: 13-14 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Формы занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, экскурсии.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется и индивидуальная.

Режим занятий.

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: как правильно составить характеристику исторического деятеля.

Учащиеся должны уметь :

Анализировать конкретно-исторические сведения;

Владеть историко-биографической информацией;

Работать с научно-популярной и справочной литературой;

Анализировать и сопоставлять факты.

Формами проведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных олимпиадах, викторинах, конференциях по истории.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов.

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

Раздел1. Земля русская

Раздел2.Московская Русь

Раздел 3. Россия в XVII веке

Раздел 4. Россия в XVIII веке

^ Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов

Итоговое повторение

Всего 34 часа

Вводное занятие.(1 час)

Тема 1. Рюрик (1 ч.)

Тема 2. Первые князья (1 ч.)

Тема 3. Владимир Святой (1 ч.)

Тема 4. Первые святые на Руси (1 ч.)

Тема 5. Ярослав Мудрый (1 ч.)

Тема 6. Владимир Мономах (1 ч.)

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности (1 ч.) Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств.

Тема 8. Александр Невский (1 ч.)

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч.)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.) Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью.

Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.) Сергий Радонежский.

Тема 4. Иван III (1 ч.) Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III.

Тема 5. Иван IV Грозный (1 ч.)

Тема 6. Великие живописцы (1 ч.)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)

Тема 4. Степан Разин (1 ч.)

Тема 5. Церковный раскол (1 ч.)

Тема 1. Петр Первый (1 ч.)

Тема 2. Женщины на престоле(1 ч.)

Тема 3. Елизавета Петровна (1 ч.) Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 4. Екатерина Великая (1 ч.)

Тема 5. Емельян Пугачев (1 ч.) . Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.

Тема 6. Великие полководцы и флотоводцы (1 ч.)

Тема 7. Русское “просвещение” (1 ч.)
^

Тема 1. Александр I (1 ч.)

Тема 2. Сперанский М.М. (1 ч.)

Тема3.Александр II.(2ч.)

Итоговое повторение (2 час)

Календарно- тематическое планирование.

п/п

Наименование тем, разделов.

Количес-тво часов

Сроки выполнения

По плану

По

факту

Вводное занятие. Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Что такое «историческая личность».

6.09

Раздел 1. Земля русская (9 часов)

Тема 1. Рюрик Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

13.09

Тема 2. Первые князья Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград.

20.09

Тема 3. Владимир Святой Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко.

27.09

Тема 4. Первые святые на Руси. Борис и Глеб – князья мученики.

4.10

Тема 5. Ярослав Мудрый Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение.

11.10

Тема 6. Владимир Мономах Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха.

18.10

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств

25.10

Тема 8. Александр Невский Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

15.11

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы.

22.11

Раздел 2. Московская Русь (6 часов)

Тема 1. Иван Калита Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии.

29.11

Тема 2. Дмитрий Донской Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью

6.12

Тема 3. Сергий Радонежский Сергий Радонежский.

13.12

Тема 5. Иван IV Грозный Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр).

20.12

Тема 6. Великие живописцы Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.

27.12

Раздел 3. Россия в XVII веке (6 часов)

Тема 1. Борис Годунов Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

17.01

Тема 2. Минин и Пожарский Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений.

24.01

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

31.01

Тема 4. Степан Разин XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

7.02

Тема 5. Церковный раскол) Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

14.02

Тема 6. Деятели культуры (1 ч.) Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

21.02

Раздел 4. Россия в XVIII веке (6часов)

Тема 1. Петр Первый. Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого.

28.02

Тема 2. Женщины на престоле.

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

7.03

Тема 3. Елизавета Петровна Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета

14.03

Тема 4. Екатерина Великая Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.

21.03

Тема 5. Емельян Пугачев Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева

4.04

Тема 6. Великие полководцы и флотоводцы Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков.

11.04

Тема 7. Русское “просвещение” Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий, Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин.

18.04

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов (4 часа)

Тема 1. Александр I “Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.

25.04

Тема 2. Сперанский М.М. Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

2.05

Тема3.Александр II. Царь-освободитель. Накануне отмены крепостного права. Внешняя политика Александра II

16.05

23.05

Итоговое повторение

30.05

31.05

Методическое обеспечение программы.

Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий.

Для учителя:

  1. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.,1989
  2. Валишевский К. Дочь Петра Великого. М.,1990
  3. Валишевский К Петр Великий. М., 1990
  4. Гумилев Н. От Руси до России. М.,1992
  5. Павленко Н. Тайны Петровской эпохи.М.,2006
  6. Шитов А.В. Минин и Пожарский. М.,1990

Для обучающихся:

  1. Баландин Р., Миронов С. Тайны Смутных эпох. М.. 2006
  2. Зарезин М., Последние Рюриковичи. М.,2006
  3. История России для детей и взрослых. (составитель В.Соловьев) 2003.
  4. 100 великих россиян (составитель К.Рыжов), 2000.
  5. История России в лицах. М.,1995

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Пугачева Саратовской области»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫЙ ИСТОРИК»

(Возраст 12-13 лет. Срок реализации- 1 год)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №___

от «__»_______2013г.

Учитель истории и

обществознания

Рамзина М.Ю.


Государственный исторический музей приглашает детей от 6 лет на занятия в музейных кружках.

Кружок «Жар-птица» (1-3 классы)

30 сентября, 14 и 28 октября, 18 ноября, 2 и 16 декабря, 13 и 27 января, 10 февраля, 3 и 24 марта, 7 апреля

Участники кружка познакомятся с работой художников разных эпох. На экспозиции музея ребята увидят подлинные памятники изобразительного и декоративно-прикладного искусства давних времен и создадут по их мотивам собственные работы.
Стоимость: школьник – 4200 руб., школьник + взрослый – 5400 руб.

Кружок «Жар-птица» (4-5 классы)
по субботам в 12.00 (два раза в месяц)
7 и 21 октября, 11 и 25 ноября, 9 и 23 декабря, 20 января, 3 и 17 февраля, 17 и 31 марта, 14 апреля

В 2017/2018 учебном году темой занятий в старшей группе станет история русского театра — от выступлений скоморохов до постановок Большого театра. Участники создадут композиции по мотивам театральных представлений разных времен.

Кружок «Путешествие в историю: путешествие в Древнюю Русь» (2-4 классы)
по пятницам в 15.30 (два раза в месяц)
22 сентября, 6 и 20 октября, 10 и 24 ноября, 8 и 22 декабря, 12 и 26 января, 9 февраля, 2, 9 и 23 марта, 6, 20 и 27 апреля

На занятиях кружка дети младшего школьного возраста в доступной форме узнают историю Древней Руси, особенности жизни, быта и верований восточных славян. Об этом периоде расскажут разнообразные памятники: одежда и украшения, книги и монеты, утварь и оружие, представленные в залах музея.
Стоимость: школьник – 5600 руб., школьник + взрослый – 7200 руб.

Кружок «Исторический театр кукол» (4-7 классы)
по субботам в 16.00 (два раза в месяц)
7 и 21 октября, 11 и 25 ноября, 9 и 23 декабря, 20 января, 3, 17 и 24 февраля, 10, 17 и 31 марта, 14 апреля

В кружке будет поставлен спектакль по финно-угорскому эпосу «Кудым Ош». В процессе подготовки спектакля кружковцы научатся самостоятельно изготавливать кукол, шить костюмы, писать декорации. Каждый из них получит отдельную роль и примет участие в выступлении.

Кружок «Старинное рукоделие» (3-11 классы)
по субботам в 14.00 (два раза в месяц)
30 сентября, 14 и 28 октября, 18 ноября, 2, 16 декабря, 13, 27 января, 10 февраля, 3, 24 марта, 7 апреля.

На занятиях кружка ребята освоят некоторые традиционные виды рукоделия разных регионов России: изготовят владимирскую лоскутную куклу «столбушку», украшения воронежского костюма – «грибатки», выполнят нижегородскую «крестецкую строчку» и другое.
Стоимость: школьник – 5400 рублей, школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «Традиционные виды резьбы по дереву» (5-11 классы)
по воскресеньям в 14.30 или 16.00 (три раза в месяц):
8, 15, 22, 29 октября; 12, 19, 26 ноября; 10, 17, 24 декабря; 14, 21, 28 января; 11, 18, 25 февраля; 11, 18, 25 марта; 8 апреля.

На занятиях кружка участники изучают историю и технологию резьбы по дереву. Ребятам объяснят символику резных орнаментов, историю их появления и особенности их применения в быту.
Стоимость: школьник – 9000 руб., школьник + взрослый – 11000 руб.

Кружок «Военная история народов мира» (5-10 классы)
по воскресеньям в 10.30 (два раза в месяц):
Стоимость: школьник – 6300 рублей, школьник + взрослый – 7700 рублей.

Кружок «Военная история средневековой Руси» (5-10 классы)
по субботам в 16.00
23, 30 сентября; 14, 28 октября; 18 ноября; 2, 16 декабря; 13, 27 января; 10 февраля; 3, 17, 31 марта, 14 апреля

В кружке учащиеся познакомятся с военной историей нашей страны IX – XVII веков. Занятия будут посвящены изучению политических предпосылок военных конфликтов, их ходу и последствиям, выдающимся отечественным полководцам, в их числе князьям Святославу Игоревичу и Александру Невскому.
Стоимость: школьник – 6300 руб., школьник + взрослый – 7700 руб.

Кружок «Юный краевед» (5-9 классы)
Младшая группа: по пятницам в 15.30 (два раза в месяц)
29 сентября, 13, 27 октября;17 ноября; 1, 15 декабря; 19 января; 2, 16 февраля; 16, 30 марта; 13 апреля
Старшая группа: по пятницам (два раза в месяц), 16.30 – 18.00:
6, 20 октября; 10, 24 ноября; 8, 22 декабря; 26 января; 9 февраля; 2, 23 марта; 6, 20 апреля

В программе кружка – изучение истории древней Москвы, ее улиц и переулков, путешествие по заповедным зонам старой Москвы, знакомство с историей своих районов и дворов. Курс дополняется знакомством с экспозицией Исторического музея и его филиалов.
Стоимость: школьник – 5400 руб., школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «История с географией» (6-11 классы)
по понедельникам в 16.00 (два раза в месяц)
18, 25 сентября; 09, 23 октября; 13, 27 ноября; 11, 25 декабря; 15, 29 января; 12, 26 февраля; 12, 26 марта; 09, 23 апреля

участники кружка узнают о многих ключевых фигурах российской истории X-XVII веков. Знакомясь с предметами из богатейшей коллекции музея, кружковцы не только наглядно представят, в каких условиях жили люди этого времени, но и узнают, как различались их представления о географии, соседних странах и мире в целом.
Стоимость: школьник – 7200 руб., школьник + взрослый – 8800 руб.

Кружок «Тайны нумизматики» (7-11 классы)
по средам в 16.30 (два раза в месяц)
27 сентября; 4, 25 октября; 1, 08, 29 ноября; 6 декабря; 17, 24 января; 14 февраля; 7, 14 марта; 4, 11, 18 апреля

Специалисты отдела нумизматики Исторического музея расскажут об истории монет в различных уголках земного шара с самых древних времен до наших дней.
Стоимость: школьник – 5250 руб., школьник + взрослый – 6750 руб.

Кружок «Как жили люди в древности» (2-4 классы)
по четвергам в 16.30, по воскресеньям в 12.30
5, 19 октября; 2, 16, 30 ноября; 14 декабря; 11, 25 января; 8 февраля; 15, 29 марта; 12 апреля; 1, 15, 29 октября; 12, 26 ноября; 10, 24 декабря; 21 января; 4, 18 февраля; 4, 18 марта

На занятиях кружка ребята познакомятся с далеким прошлым нашей родины, начиная с появления каменных орудий и заканчивая образованием государств железного века.
Стоимость:школьник – 5400 руб., школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «Столетье безумно и мудро. XVIII век» (6-8 классы)
по воскресеньям в 12.15 (два раза в месяц)
8, 22 октября; 5, 19 ноября; 3, 17 декабря; 14, 28 января; 11, 25 февраля; 11, 25 марта; 8 апреля

Учащиеся познакомятся с государственными деятелями и писателями, полководцами и педагогами, книгами и бытовыми предметами «безумного и мудрого» XVIII века.
Стоимость: школьник – 5850 руб., школьник + взрослый - 7150 руб.

Кружок «Славяно-русская археология» (7-11 классы)
по понедельникам в 16.15 (два раза в месяц)
2, 16, 30 октября; 20 ноября; 4, 18 декабря; 22 января; 5, 19 февраля; 5, 19 марта; 2, 16 апреля

На занятиях кружка старшеклассники изучают проблемы археологии и истории России IX - XIV вв., в период зарождения и становления государства.
Стоимость: школьник - 5850 рублей, школьник + взрослый - 7150 рублей.

Кружок «Археология Великой Степи» (5-11 классы)
по четвергам в 16.15 (два раза в месяц):
28 сентября, 12, 26 октября; 9, 23 ноября; 7, 21 декабря; 18 января; 1, 15 февраля; 1, 22 марта; 5 апреля

В кружке «Археология Великой степи» учащиеся познакомятся с историей Восточной Европы от первых веков нашей эры до образования Древнерусского государства IХ в.
Стоимость: школьник - 5850 руб., школьник + взрослый - 7150 руб.

Кружок «История древнейших цивилизаций Средиземноморья» (5-11 классы)
по средам в 15.30 (два раза в месяц)
27 сентября; 4, 25 октября; 1, 8, 29 ноября; 6 декабря; 17, 24 января; 14 февраля; 7, 14 марта; 4, 11, 18 апреля