» » В чем трагедия главной героини гроза. В чем трагедия катерины? Смерть Катерины - луч света, озаривший «тёмное царство»

В чем трагедия главной героини гроза. В чем трагедия катерины? Смерть Катерины - луч света, озаривший «тёмное царство»

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере образа Катерины изображена борьба всего народа против «темного царства» и его патриархальных порядков.

Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского

«Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабановских» порядков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.

Катерина выросла в доме небогатого купца, там возмужала духовно и морально. Катерина была незаурядной личностью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная прелесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной красотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», занималась чем хотела и когда хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал

Делать то, что ей, Катерине, не хотелось.

Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катерина была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету;, «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомолок, которые каждый день были в доме, и на шитье по бархату (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и добра, в мир искусства).

После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник то не то не мог понять, Это одиночество было первым, шагом к трагедии. Резко изменилось и отношение домашних к героине. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обычаев, как родительский дом Катерины, но здесь «все как будто из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи притупили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.

Еще одна боль Катерины - непонимание ее мужем. Тихон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравнению с Катериной, у него не было никогда своего мнения - он подчинялся мнению другого, более сильного человека. Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катерину еще на один шаг к катастрофе.

Трагедией для Катерины стала и любовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, только образованным. Из-за своей образованности он и попал в поле зрения Катерины. Из всей толпы «темного царства» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Однако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружающие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на расправу «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!».

Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду ввела? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье - ему вечный позор!».

Нравы города Калинова, его грубость да «бедность нагольная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков

характер у меня».

Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Катерину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролюбов видит воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Катерины неоднозначен.

Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является прекрасным образом русской женщины в русской литературе.

С какого же момента началась трагедия Катерины? С того самого, как она оказалась в доме Кабановых. С того самого, как стала жить по их законам. Хотя обычаи в их доме и были такие же, как в ее родном, вот только здесь они выполнялись будто бы по принуждения.

В родных краях девушка жила вольно и свободно. Могла весь день беззаботно слушать рассказы да пение странниц. Никогда не выполняла тяжелую работу. Но как только девушка перебралась в дом мужа, ей стало казаться, будто она уже не может дышать полной грудью, негде стало ей разгуляться.

Причиной стали натянутые отношения между свекровью и невесткой. Кабаниха, любящая жесткие правила и порядок, постоянно цеплялась к Катерине, доводила ее. Причина была в том, что она слишком ревновала своего любимого сына к другой женщине. Ведь после свадьбы любовь Тихона стала доставаться не только ей, а еще и Катерине.

Но насколько была сильна любовь мужа? Хватало ли ее свободолюбивой героине? Казалось бы, можно найти утешения у родного и любимого мужа, можно попросить у него защиты от его жесткой матери. Но не тут-то было. Тихон оказался бесхарактерным мужчиной, неспособным перечить матери. Нельзя чувствовать себя за ним, как за каменной стеной.

Ну и что взять с такого мужа? Ей хотелось острых ощущений и сильных чувств. Был ли он любим Катериной на самом деле, если взгляд девушки пал на Бориса, который показался ей особенным в этом мире? Но и с ним бедной не повезло. Эгоистичный Борис не думал ни о ком, кроме себя. Беспокоился лишь об общественном мнении, которое могло сложиться, заведи он интрижку с замужней женщиной.

Получила ли поддержку Катерина от Бориса? Нельзя так сказать. Парень отказался брать ее с собой, когда отправлялся в Сибирь. Он лишь пожелал скорейшей смерти девушке, чтобы она долго не мучилась.

Измученная угрызениями совести героиня решается признаться в измене Тихону и Кабанихе. Через время Тихон говорит девушке, что прощает ее, потому что видит, как она страдает от этого.

Но Катерина понимает, что остальные осудят ее, что не будет ей спокойного житья. Она не хочет возвращаться в дом, где все стало ей противно, где так ущемляют ее свободу, где сердце ее не чувствует спокойствия и умиротворения. Героиня не хочет жить в мире, где никто не может понять ее чувств, поэтому решает освободить свою душу, бросившись в реку.

Трагедия Катерины заключается в том, что близкие люди не хотели ее понять, поддержать, что они только лишь ущемляли свободу ее действий и души.

Вариант 2

«Гроза» Островского, произведение показывающее конфликт Катерины с деспотами, дураками и невеждами. Катерина является основным героем драмы. Эта героиня имеет свои взгляды на жизнь. Читатель должен это увидеть, после этого только становится ясен возникший конфликт и печальный финал драмы. Катерина рассказывает нам о своем детстве, а также о местах, где родилась и жила.

Жизнь героини была довольно свободно и раскованной. Каждый день у нее был ранний подъем. Далее вместе с мамой они ходили в церковь, после этого Катерина занималась работой. При такой жизни, в принципе не может возникнуть никакого конфликта и ненависти к близким людям. Героиня живет в такой час, когда патриархальная семья держится только на насилии и злости. Героиня поняла это только в доме Кабановых.

Девушка вышла замуж рано, возможно она и понимала, что это спешное действие, но ничего сделать не могла. Это было решение ее семьи, к которому героиня отнеслась спокойно, как будто, так и должно быть. В семью Кабановых Катерина приходит со своим представлением семейной жизни, со своими надеждами и ожиданиями. Катерина ждала, чтоб муж будет ею властвовать, но и в то же время защищать. Но, этого не происходит. Тихон никак не подходит к этой роли. С этого момента, старая жизнь закончилась. Теперь героиня находится в окружении лживых и лицемерных людей.

Героиня теперь посещает церковь, но не испытывает никакого облегчения и чувств. Религия начинает наступать на Катерину, когда внутри ее беспокойство. Героиня теперь не может произносить молитвы, ведь образ ее жизни теперь полностью противоречит заповедям. Катерине страшно за себя, девушка хочет свободы. Многие дела, которыми она любила заниматься ранее, теперь стали чужды. В ее голове каждую минуту присутствуют негативные мысли, которые мешают ей воспринимать красоту природы. Теперь героине только и остается, что мечтать и терпеть. Но, все это становится напрасным, ведь реальность всегда победит мечты.

Катерина теперь живет в мире, который провоцирует и подталкивает девушку врать и обманывать. Героиня по своей природе другой человек. Борис притягивает ее не только тем, что он другой человек, нежели те, кто окружает героиню. Просто Катерина не нашла ответной любви в муже, ей хочется внимания и любви, но его нет. Ей нужно было обманывать и проявлять хитрость, но это не для нее. Героиня устала, и она решается рассказать свекрови и мужу о своем грехе.

Других вариантов, кроме признания ей не остается. Все, что ей можно сделать в этой ситуации, так это смирится и стать покорной женой и рабыней свекрухи. Но, снова героиня показывает, что она другой человек, у нее другой характер. Катерина нашла выход, она умрет. В последние дни она никого не винит, она просто устала и уже не может жить на этом свете. Все решено, и уже бесповоротно. Катерина больше не намерена жить такой ничтожной жизнью. Свекровь для нее стала злой и бесчеловечной женщиной, а муж как был слаб, таким же и остался. Спасение только одно от всего этого – смерть.

Трагедия Катерины в пьесе Островского Гроза

Действия пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются на берегу Волги, в городе Калинов. Название вымышленное, эти события могли произойти в любом городе России, как в приволжском, так и нет. Но все же мощь и красота великой русской реки играет определенную роль в истории. Ведь именно Волге доверяет себя главная героиня повести.

Жестокие нравы в городе, об этом нам повествует мещанин и механик Кулигин. Бедному человеку не заработать больше куска хлеба, сколько бы он не трудился. Простые жители города спят не больше трех часов в сутки. А богатые их трудами «даровыми» еще больше наживаются. Россия конца 19 века – это мир самодуров, тиранов, деспотов, богатеющего купечества. В таком суровом мире, названным критиком Николаем Добролюбовым «темном царством», приходится выживать героям произведения.

Каждый здесь приспосабливается как может. Кто-то приживается и становится частью темного царства, кто-то мучается и страдает. Дикой и Кабанова заправляют Калиновым. Один богатеет, вторая – благодетельная напоказ, но совсем «заела своих домашних». Кулигина греет мысль о находке вечного двигателя и о премии, которую сможет потратить на изменение жизни в городе. Конторщик Ваня Кудряш весел, «зубаст», не дает спуску Дикому в словесной перепалке и легко на все реагирует. Борис Григорьевич терпит нападки и издевательства родного дядя, надеясь получить часть бабушкиного наследства. Тихон – сын Кабанихи страдает от суровой матери, но выполняет все ее требования беспрекословно. Поэтому периодически уходит в загул, много пьет, вырвавшись из-под жесткого контроля любимой «маменьки». Варвара адаптировалась к условиям семьи и характеру мамаши, научилась приспосабливаться.

Каждый при своем. И только Катерина – жена Тихона не может отыскать здесь свое место. Она скромная, добрая девушка, благодетельная, но с горячим нравом. Когда была не замужем, мама, души в ней не чаяла, одевала «как куклу», не заставляла работать, все разрешала, да ей и трудно было что-то запретить. Как-то Катя, будучи еще ребенком, обиделась на родителей за что-то. Так выбежала в ночь на реку, залезла в лодку и оттолкнулась от берега. Нашли ее только к утру. Вот такой у нее пылкий, свободолюбивый нрав. Она совсем не терпит несправедливости и неволи. А ведь в доме Кабановых, при внешнем сходстве с обычаями родной семьи, все как раз «из-под неволи».

Катя мечтает стать птицей и улететь, лишь бы не сносить больше упреков, несправедливых обид, тьмы свекрови и ее дома. Она не любит мужа, но жалеет. И был бы он самостоятельным мужчиной, а не безвольным сыночком при маменьке, стала бы ему хорошей и верной супругой. Тихон по-своему любит жену. Но никогда слова поперек матери не скажет. Марфе Игнатьевне просто нравится тиранить сына и невестку особенно. Прикрывает она этот порок великой благодетелью. Ведь глупые молодые не смогут без нее прожить своим умом, ошибок понаделают, да пропадут.

И нет в трагедии Катерины вины кого-то одного. Виноваты все, кто-то больше, кто-то меньше. Чья-то тирания, чье-то безмолвствие и равнодушие. Ведь она всей душой хотела быть чистой, безупречной, хорошей женой, мечтала о детях. Вина Бориса в трагедии тоже есть. Он никак не попытался изменить ситуацию, спасти возлюбленную и уезжая только и молится о ее скорой смерти как избавлении от мук. Этот путь и выбирает Катя. Она не видит другого способа избавиться от гнета и неволи темного царства. Хоть и поступок ее противоречив. Н. Добролюбов в своей критической статье отметил, что самоубийством героини: «дан страшный вызов самодурной силе». А саму девушку он назвал лучом сета в темном царстве.

  • Образ и характеристика Швондера в повести Собачье сердце Булгакова сочинение

    Главным антагонистом профессора Преображенского в повести М, А, Булгакова «Собачье сердце» является некто Швондер, управляющий жилтовариществом дома, где проживает учёный.

  • Еще с самого раннего детства мне по душе пришлась профессия дизайнера. Больше всего в ней мне нравится то, что я могу максимально показать весь свой творческий потенциал.

  • Сочинение Мое любимое блюдо (пицца, борщ, блины)

    Может ли быть нечто лучше, чем пицца? Если спросят, меня, то ответ будет прямым и ясным, ничего лучше пиццы объективно не существует, и иные мнения могут свидетельствовать только о непонимании.

  • Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше контрастирует с мрачными реалиями России дореформенного периода. В эпицентре разворачивающейся драмы - конфликт между героиней, стремящейся отстоять свои человеческие права, и мира, в котором всем заправляют сильные, богатые и властные люди.

    Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души

    Уже с самых первых страниц произведения образ Катерины в пьесе «Гроза» не может не привлечь к себе внимания и не заставить проникнуться симпатией. Честность, способность глубоко чувствовать, искренность натуры и склонность к поэтичности - вот те черты, которые отличают саму Катерину от представителей «тёмного царства». В главной героине Островский постарался запечатлеть всю красоту народной простой души. Свои эмоции и переживания девушка выражает незатейливо и не использует искажённые слова и выражения, распространённые в купеческой среде. Это нетрудно заметить, сама речь Катерины больше напоминает мелодичный напев, она изобилует уменьшительно-ласкательными словами и выражениями: «солнышко», «травка», «дождичек». Невероятное чистосердечие героиня проявляет, рассказывая о своей вольной жизни в отеческом доме, среди икон, спокойных молитв и цветов, где она жила «точно птичка на воле».

    Образ птицы - точное отображение душевного состояния героини

    Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше перекликается с образом птицы, в народной поэзии символизирующим свободу. Беседуя с Варварой, она неоднократно обращается к этой аналогии и утверждает, что она - «вольная птица, что попала в железную клетку». В неволе ей тоскливо и тягостно.

    Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса

    В доме Кабановых Катерина, которой присущи мечтательность и романтичность, чувствует себя совершенно чужой. Унизительные упрёки свекрови, привыкшей держать всех домочадцев в страхе, атмосфера тирании, лжи и лицемерия угнетают девушку. Однако сама Катерина, являющаяся по натуре человеком сильным, цельным, знает, что терпению её есть предел: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Слова Варвары о том, что без обмана в этом доме не выжить, вызывают у Катерины резкое неприятие. Героиня противостоит «тёмному царству», его порядки не сломили в ней волю к жизни, счастью, не заставили её уподобиться другим жителям дома Кабановых и самой начать лицемерить и лгать на каждом шагу.

    По-новому раскрывается образ Катерины в пьесе «Гроза», когда девушка делает попытку вырваться прочь из «опостылевшего» мира. Она не умеет и не желает любить так, как это делают жители «тёмного царства», ей важна свобода, открытость, «честное» счастье. В то время, как Борис убеждает её, что их любовь останется тайной, Катерина желает, чтобы об этом знали все, чтобы все видели. Тихону, своему мужу, однако пробудившееся в её сердце светлое чувство кажется ей И как раз в этот момент читатель сталкивается лицом к лицу с трагедией её страданиями и муками. С этого момента происходит конфликт Катерины не только с окружающим миром, но и с самой собой. Ей трудно сделать выбор между любовью и долгом, она силится запретить себе любить и быть счастливой. Однако борьба с собственными чувствами не по силам хрупкой Катерине.

    Уклад и законы, царящие в окружающем девушку мире, давят на неё. Она стремится покаяться в содеянном, очистить свою душу. Увидев на стене в церкви картину «Страшный суд», Катерина не выдерживает, падает на колени и начинает прилюдно каяться в грехе. Однако даже это не приносит девушке желанного облегчения. Другие герои драмы «Гроза» Островского не способны поддержать её, даже любимый человек. На просьбы Катерины забрать её отсюда Борис отвечает отказом. Этот человек не является героем, он просто не способен защитить ни самого себя, ни возлюбленную.

    Смерть Катерины - луч света, озаривший «тёмное царство»

    Со всех сторон на Катерину обрушивается зло. Постоянная травля со стороны свекрови, метания между долгом и любовью - всё это в итоге приводит девушку к трагическому финалу. Успевшая за свою недолгую жизнь познать счастье и любовь, она просто не способна продолжать жить в доме Кабановых, где таких понятий вовсе не существует. Единственный выход видится ей в самоубийстве: будущее страшит Катерину, а могила воспринимается как спасение от мук душевных. Однако образ Катерины в драме «Гроза», несмотря ни на что, остаётся сильным - она не выбрала убогое существование в «клетке» и никому не позволила сломать свою живую душу.

    Тем не менее смерть героини не была напрасной. Девушка одержала нравственную победу над «тёмным царством», ей удалось немного рассеять мрак в сердцах людей, побудить их к действию, раскрыть глаза. Жизнь самой героини стала «лучом света», полыхнувшим во мраке и надолго оставившим своё зарево над миром безумия и тьмы.

    Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд.

    Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой.

    Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины – безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». «Да здесь все как будто из-под неволи», – роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.

    Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» – говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.

    Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.

    Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

    Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.

    Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть – ее освобождение.