» » Использование проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг. Социальное проектирование Проектное управление в социальной сфере

Использование проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг. Социальное проектирование Проектное управление в социальной сфере

В современных условиях функционирования социальной сферы особое значение приобретает качество управления – «Для становления новой парадигмы управления складываются благоприятные предпосылки <…> в том числе формируется современная социологическая теория, социология управления в частности, которая позволит не только изменить творческий потенциал людей, равный запасам атомного ядра, но и создать инновационные технологии его эффективного выявления и использования»

В практике управления социальными процессами все большее распространение получают социальные технологии как способы комплексной, алгоритмизированной деятельности, ориентированные на многоразовое применение в целях достижения заранее определенного результата.

Технологизация управления социальной сферой в целом, системой социальной защиты в частности, подразумевает «массированное проектирование и внедрение новейших социальных технологий».

Несмотря на сложность и неоднозначность определения понятия «социальная технология», в среде ученых и практиков есть общие моменты в его понимании.

В перевод с греческого «технология» – искусство, мастерство.

В традиционном понимании «технология» – это научное описание способов производства либо документ, регламентирующий и описывающий порядок действий.

Построение любой технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры с учетом специфики той области, в которой она будет реализовываться.

В своей работе «Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации» Т. В. Герасимова указывает, что социальные технологии являются средством оптимизации и обеспечения развития общества; могут рассматриваться как проводник теоретических выводов и изысканий в русле решения практических задач; основной целью внедрения социальных технологий является оптимизация социальных процессов – от управления до оказания конкретной социальной услуги.

Таким образом, социальная технология может быть определена как:

1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека;

2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с последующей координацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения;

3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий их воспроизводство в определенных параметрах: качество, свойство, объемы.

Социальные технологии различаются по характеру их новизны. Потребность в новых технологиях возникает тогда, когда существует проблемная ситуация и осознана необходимость в новых действиях. Будучи элементом человеческой культуры, социальные технологии возникают либо эволюционно, исходя из возникшей потребности решить ту или иную проблему, либо создаются искусственно (насаждаются извне).

Социальная технология – способ организации практической деятельности, представляющий собой совокупность приемов, направленных на изменение (преобразование) социального объекта (процесса) и достижение заданного результата.

На наш взгляд, специфика социальной технологии заключается в том, что она представляет собой алгоритм действий и может быть тиражирована (мультиплицирована), а также использована для решения сходных (похожих) задач и проблем.

Среди основных требований к социальным технологиям должны быть: однозначность выполнения операций и процедур и надежность результатов, безопасность и гибкость внедрения, возможность внесения корректив на каждом из этапов апробации, возможность их мультипликации.

Теоретическая разработка социальной технологии, «красивое» прописывание на бумаге еще не гарантирует ее эффективность в реальной жизни. Для этого требуется ее практическая «обкатка», т. е. реализация в определенных условиях в ограниченные временные сроки. Иначе говоря, проектирование.

Аннотация. В данной статье обзорно рассмотрены особенности социального проектирования, а так же дана характеристика понятию «социальна технология».

Ключевые слова: проектное управление, социальные технологии, методологии управления.

Annotation. This article describes the features of surveillance of social engineering, as well as the characteristic of the concept of «social technology».

Keywords: project management, social technologies, project management methodology.

Вопрос качества управления в наши дни имеет определяющее значение в вопросах, касающихся функционирования социальной сферы.

Одной из наиболее активно развивающихся сфер проектного управления в социальных процессах являются социальные технологии. Оные, в свою очередь, выступают в форме способов деятельности комплексной и качественно структурированной, которые заточены для многократного воспроизведения в определенных ситуациях для достижения заранее спрогнозированного результата деятельности.

На этом этапе немаловажно разобраться с тем, что именно понимается под понятием «социальная технология». Характеристик у определения достаточно много, но все же можно выделить ряд общих моментов. Общеизвестно, что термин «технология» изначально в переводе с греческого означает «мастерство», если чуть более углубиться – технология является описанием способа создания чего-либо, в более позднем значении – сводом документированных правил по производству чего-либо. Следовательно, технология может быть представлена общностью всех возможных изменений состояния объекта.

Из определения следует, что технология является процессом, осуществление которого происходит посредством декомпозиции деятельности по этапам, тем не менее, разделенным в соответствии со спецификой области осуществления деятельности.

Социальные технологии (базируясь на выведенных выше определениях) есть ничто иное, как средство, позволяющее оптимизировать и в какой-то степени обеспечить развитие общества. Направленность социальных технологий – в первую очередь, решение практических задач, возникающих в социальной сфере, а так же решение задачи оптимизации социальных процессов.

Правомерно разделять социальные технологии по новизне. Необходимость в разработке и применении новых технологий возникает в том случае, если возникшая проблемная ситуация выявлена, а так же очевидна необходимость в качественно новых действиях. А поскольку социальные технологии есть элемент человеческой культуры, возникают они эволюционно, для решения качественно новой возникшей задачи, либо искусственно – появляясь извне.

Специфической особенностью социальной технологии является ее масштабируемость и мультиплицируемость, поскольку применяется для решения сходных задач.

Социальные технологии должны быть однозначны для выполнения, результат – должен быть надежен, внедрение их должно происходить максимально безопасно и гибко, непременно адекватно реагируя на внесение коррективов и адекватно реагируя на внешние факторы. Недостаточно качественно спроектировать социальную технологию, без практического ее применения в реальных условиях на реальном проекте этап проектирования нельзя считать завершенным. Характерная особенность проектирования – не только изучение существующих решений, но так же и разработка новых.

Проектированием в социальной сфере, соответственно, есть разработка социальных явлений и процессов, направленное на изменение окружающей среды. Поэтому проектирование социальной среды – это процесс, в результате которого получают качественно новые социальные инновации.

В роли субъекта социального проектирования выступают носители управленческой деятельности, руководители и участники инициативных групп. Объект социального проектирования – социальные системы и технологии. Результат социального проектирования – создание нового социального проекта.

Важнейшая сторона социального проектирования заключается в целенаправленности деятельности, а так же проведении и оптимизации изменений. Потому проектное управление, можно сказать, что является управлением изменениями. И в то же время, если проект был успешно завершен, он теряет свою уникальность в момент своего завершения, то есть при достижении запланированного результата.

Очевидный для эмпирического понимания, но зачастую сложный в реализации аспект проектного управления в социальной сфере, заключается в необходимости нахождения компромисса между традиционным управлением (таких, как государственные социозащитные учреждения) и проектным управлением. Традиционная система управления должна дополнять современные системы проектного управления, позволять решать поставленные задачи более эффективным образом. Посредством методов традиционного управления принято решать текущие задачи, причем делать это последовательно.

Так же с проектном управлении важно решать задачи, связанные с разрешением конфликтов, которые, как правило, возникают между реальными условиями реализации проекта и тем, как им образом данная реализация была запланирована. Проектное управление – более гибко, чем традиционное, ориентированное в первую очередь на стабильность и следование плану, невзирая на внешние факторы.

Таким образом, социальное проектирование является видом деятельности, включающей в себя теоретический и практический аспект по введению социальных инноваций.

Список литературы

1. Анненко В.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: учеб. пособ.– М.: Кнорус, 2014.

2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. – М.: Проспект, 2015.

3. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. – СПб.: Питер, 2012.

4. Харченко Е.В. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2016.

Статья также доступна (this article also available):

Скопин Олег Викторович

Место и роль проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг// Современные технологии управления . ISSN 2226-9339 . — . Номер статьи: 1507. Дата публикации: 2012-03-08 . Режим доступа: https://сайт/article/1507/

Введение

Проектное управление занимает значительное место в решении проблем социальной сферы. Например, Гейзер А.А. отмечает, что реализация национального проекта «Образование» в 2006 г. стала катализатором деятельности государственных структур по решению наиболее острых проблем развития в этой сфере, выделению дополнительных финансовых ресурсов. Можно привести и другие примеры.

Но в настоящее время в недостаточной мере разработаны вопросы, связанные механизмом реализации проектов и построении на данной основе логично выстроенной системы, позволяющей поднять социальную сферу на качественно новый уровень. В сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как составляющем элементе социальной сферы, проектный подход в управлении научно обоснованного применения практически не находит, не смотря на то, что реализуется много мероприятий, и все они решают, как правили текущие задачи.

Подходы к управлению, используемые в сфере физкультурно-оздоровительных услуг

Как показали результаты исследований , многосторонний характер причин возникновения проблем в сфере физкультурно-оздоровительных услуг в России предопределяет необходимость комплексного использования различных подходов в управлении программно-целевого, проблемно-ориентированного, планового подходов, которые базируются на традиционных методах управления: экономических, организационно-административных и социально-психологических, а также проектного подхода, базирующегося на методах управления ресурсами, сроками, результатами.

Следует отметить, что наибольшее применение в России в управлении сферой физкультурно-оздоровительных услуг получил программно-целевой подход, позволяющий сконцентрировать финансовые ресурсы при проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление. Данный метод обеспечивает эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам. Однако программно-целевой подход слабо ориентирован на конкретные проекты и, в частности, на последовательность действий в программе в целом и в отдельных проектах, что часто приводит к недостижимости поставленных целей в сфере физкультурно-оздоровительных услуг.

Значительным потенциалом в управлении сферой физкультурно-оздоровительных услуг, как показали результаты исследований обладает процессный подход, способствующий более качественно осуществлять деятельность в данной отрасли, а тем самым удовлетворять потребности населения. Но данный подход четко выстаивает последовательность действий, но глубокая их детализация часто препятствует решению задач нахождения оптимальных вариантов решений в цепочке ресурсы – сроки – результат. Эта проблема может быть решена с помощью использования проектного управления, что подчеркнуто и в трудах ряда авторов научных работ, например в работах Ганиевой А.А. , Герасимова В.В., Кругловой Э.В. , Давлетшина Т.Ф. , Кораблева М.М. , Первушина В.А. , Соловьевой Т.В. .

Проектное управление в социальной сфере

По мнению Антропова Ю.Ю. , управление проектами в системе социального обслуживания населения – это не только и не столько дань моде, а скорее, проверенный и эффективный инструмент управления любыми изменениями, в какой бы сфере человеческой деятельности они бы не происходили. Успешно реализованные проекты являются фундаментом, на котором учреждение может строить свое будущее в условиях формирования регионального рынка социальных услуг, в условиях постоянных изменений внешней среды и высокой вероятности появления новых, ранее не выполнявшихся работ, для которых методология, технология и система управления должны создаваться в кратчайшие сроки.

В своей работе автор отмечает, что особенности проектного подхода заключаются в неразрывности проектов, обусловленных не столько технологией реализации, сколько едиными ресурсами, едиными структурами и работами. Объединение отдельных проектов в систему – «портфель» – позволяет получить дополнительный эффект от совместной, скоординированной их реализации на общей технологической и ресурсной базе.

Для принятия решений об использовании проектного управления, как отмечает Смолыгин И. , необходимо:

  • оценить, является ли цель, поставленная перед проектом, трудоемкой и технически сложной, являются ли задачи разносторонними, и есть ли необходимость соединить их в обобщенную систему, есть ли необходимость в управлении несколькими ресурсами;
  • знать, есть ли возможность у организации материальные средства выделить отдельную структуру, подразделение или лицо, ответственное за реализацию конкретного проекта;
  • знать, требует ли проект установления строгих рамок бюджета, времени, является ли необходимым условием быстрое реагирование на изменения, происходящие в ходе реализации проекта;
  • оценить, следует ли применять методы проектного управления в случае, если в реализации поставленных задач требуется использование разноплановых знаний и специалистов;
  • рассмотреть, возможно ли применение методов проектного управления при решении задач в условиях жесткой конкурентной среды, в случаях, где сроки и время их решения играют главную роль.

Довольно неординарное видение использования проектного подхода в управлении представляет Пурдехнад Д. . В методологию проектного подхода он вводит понятие интерактивного планирования, представляя его как синтетический подход к проблемам, который предполагает:

  • использование проектирования вместо исследования, как способ работы с системой взаимосвязанных проблем (mess – проблемным месивом);
  • «растворение» (dissolving) проблемного поля в целом вместо решения входящих в него проблем по отдельности.

Как подчёркивает Пурдехнад Д. , интерактивное планирование избегает недостатков традиционных методов планирования. Оно состоит в том, чтобы спроектировать желательное настоящее (не будущее!) и изобрести или найти способы как можно более тесного приближения к нему. Интерактивное планирование осуществляет шесть взаимосвязанных действий, происходящих одновременно, так как весь процесс ведется непрерывно.


Рисунок – Процесс интерактивного планирования

Несмотря на достаточную разработанность методологии проектного управления, в отдельных отраслях социальной сферы он используется фрагментарно. Например, в сфере образования, как отмечает Гейзер А.А. , Ассорина Г.Ю. , Маркова С.М., Седых Е.П. , в большинстве случаев управление образовательным учреждением представляет собой функциональную систему, в рамках которой обходятся без внутреннего планирования, ресурсной оптимизации, оценки эффективности инвестиций и других действенных инструментов.

Инвестирование в данной сфере, по мнению Гейзера А.А. , должно выполняться в формате инвестиционного проекта, отвечающего современным подходам к проектной деятельности. В рыночной экономике под проектно-ориентированным управлением понимают управленческий подход, при котором отдельно взятые задачи, решаемые в рамках деятельности организации, рассматриваются как отдельные проекты, к которым применяются принципы и методы управления проектами. Такое управление увеличит гибкость и динамичность, децентрализует ответственность функциональных руководителей и обеспечит готовность компании к организационным изменениям.

Использование проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг

В сфере физкультурно-оздоровительных услуг в настоящее время отмечаются значительные диспропорции, согласимся в этом вопросе с Доевым В.К. . Как правильно отмечает Доев В.К. , если в различных учебных заведениях занятия спортом в большинстве своем обеспечены за счет государства, то сектор услуг для взрослых является частным сектором, предлагающим ограниченный набор дорогостоящих услуг, т. е. существует разрыв в структуре предложения услуг массового спорта, в т. ч. и в сфере физкультурно-оздоровительных услуг. Среди субъектов физкультурно-оздоровительных услуг, как подчеркивает Карасёва М.В. , продолжает увеличиваться доля коммерческих предприятий, которые не могут быть управляемы только административными методами. Доев В.К. предлагает в сложившейся ситуации осуществление перехода от действующей системы управления к территориальной, предусматривающей приоритетность развития данной сферы. Он утверждает, что при соблюдении приоритета массового спорта, разделении спорта высших достижений и спорта-для-всех создаются условия для формирования адекватной спросу ресурсной базы.

Предпосылками активного использования проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как отмечают в своих работах Парфенова Т.Н. , Нестерова Е.В. , являются их особенности, которым присущи следующие компоненты и факторы:

  • наличие материальных средств и свободного от трудовой деятельности времени экономически активного населения;
  • разнообразие выбора видов отдыха;
  • относительная добровольность участия отдыхающих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
  • зависимость условий отдыха от особенностей национально-этнических и региональных традиций;
  • общекультурные, познавательные, социальные, профессиональные, бытовые и семейные интересы различных возрастных групп населения;
  • личностная направленность средств и форм отдыха;
  • степень отражения в физкультурно-оздоровительном сервисе индивидуальных потребностей и средств коллективного взаимодействия;
  • соответствие содержания профессиональной подготовки специалистов физкультурно-оздоровительным мероприятиям.

Завыдивская Н.Н., Ополонец И.В. отмечают обстоятельства, которые побуждают человека к активности действий в сфере физического развития, и в частности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, называя их факторами социализации. Они объединяют основные факторы социализации в три группы: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.

Таблица – Факторы, влияющие на активность в сфере физкультурно-оздоровительных услуг

Группы факторов Содержание групп факторов
Макрофакторы (гр. makros — большой, больших размеров) В данном случае влиять на группу людей будут международные физкультурные и спортивные объединения, которые культивируют тот или иной вид двигательной активности или вид спорта с присущими им ценностями. Также к этой группе можно отнести государственную политику, законодательное и нормативно-правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта.
Мезофакторы (гр. mezzos — средний, промежуточный) Это условия социализации больших групп людей, которые выделяются по национальному признаку (этнос как фактор социализации) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, село), по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и другие). Люди принимают элементы системы физического воспитания той или иной нации, адаптируются к среде, в которой происходит усвоение и реализация ею определенных программ взаимодействия с природой, формирования определенного типа сознания, а также соответствующих форм и методов жизнедеятельности. Природная среда обусловила также и возникновение типичных видов двигательной активности.
Микрофакторы (гр. mikros — малый) Социальные группы, которые непосредственно влияют на конкретных людей (семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание — учебные, профессиональные, общественные и другие). Микрофакторы влияют на развитие людей через агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми проходит их жизнь. Этот тип факторов является для нас наиболее значимым.

Влияние данных факторов на физкультурно-оздоровительные услуги предопределяет целесообразность инициализации и реализации проектов, повышающих эффективность учреждений отрасли и достижения максимальной удовлетворенности клиентов. Значительное внимание данному вопросу посвящает Дубакин А.Н. .
Отмечая значимость проектного управления, Кушнер М.А. , Михайлов В.Ю. значительное внимание уделяют комплексности предоставления услуг и качеству проектов, предлагая рассматривать оценку эффективности управления качеством проектов предоставления комплексных услуг с нескольких позиций.

Рисунок – Показатели эффективности управления качеством проектов предоставления комплексных услуг
(по Михайлову В.Ю. )

Для оптимизации функционирования сферы деятельности в области физкультурно-оздоровительных услуг можно предложить как и в целом для массового спорта, как подчеркивают Доев В.К. , Захаров К.С. , в первую очередь разработать единую государственную стратегию, реализуемую на всех уровнях и во всех регионах, создающую благоприятные условия для распространения массового спорта.

Заключение

Целесообразно отметить, что в настоящее время назрела необходимость инициализации, разработки и реализации общенациональных проектов в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как элемента массового спорта для различных категорий и групп населения. На федеральном уровне должны выполняться задачи создания правовой базы развития, формирования научно обоснованной системы физкультурно-оздоровительных услуг, реализации федеральных целевых программ и проектов. Задачей, требующей незамедлительных решений на уровне регионов является развитие эффективной системы управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг, основанной на методологических разработках в области управления проектами, учитывающей особенности данной отрасли. Использование проектного управления позволит выйти на более высокий уровень оздоровления и физического воспитания населения страны.

Библиографический список

  1. Антропова Ю.Ю. Проектное управление как инструмент развития системы социального обслуживания населения в современных условиях // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11. С. 164-168.
  2. Ассорина Г.Ю. Особенности программно-целевого и проектного подхода к управлению инновационной деятельностью вуза // IDO Science. 2011. № 1. С. 2-6.
  3. Ганиева А.А. Проектный подход в государственном управлении // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2009. № 2. С. 107-110.
  4. Гейзер А.А. Проектное управление инвестициями в сфере образовательных услуг // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2008. № 2. С. 57-61.
  5. Герасимов В.В., Круглова Э.В. Проектное управление развитием человеческого капитала // Успехи современного естествознания. 2007. № 8. С. 93-93.
  6. Давлетшин Т.Ф. Проектный подход в управлении и модернизации экономики региона (на примере республики Башкортостан) // Молодой ученый. 2009. № 3. С. 55-59.
  7. Доев В.К. Формирование региональной системы управления массовым спортом (спорт-для-всех) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 4. С. 270-277.
  8. Дубакин А.Н. Внедрение в управление спортивными мероприятиями технологий проектного менеджмента и особенности его использования в спортивной среде // Экономические науки. 2008. № 38. С. 263-266.
  9. Завыдивская Н.Н., Ополонец И.В. Социализация в физкультурно-оздоровительном образовании: трактовка понятий, проблемы, перспективы // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2010. № 12. С. 48-51.
  10. Захаров К.С. Механизм государственной поддержки сферы физкультурно-оздоровительных услуг // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2010. № 1. С. 75-77.
  11. Карасёва М.В. Педагогические и экономические факторы, обеспечивающие рентабельное функционирование коммерческих физкультурно-оздоровительных клубов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 5. С. 100-105.
  12. Кораблев М.М. Развитие проектного подхода в государственном управлении // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 152. № 4. С. 228-235.
  13. Кушнер М.А. Комплексная методика оценки эффективности проектного управления развитием // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2011. № 2. С. 63-71.
  14. Маркова С.М., Седых Е.П. Теоретические основы проектного управления образовательными системами // Наука и школа. 2011. № 3. С. 8-10.
  15. Михайлов В.Ю. Управление качеством проектов предоставления комплексных услуг в регионе // Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 458-464.
  16. Нестерова Е.В. Принципы, факторы и компоненты развития физкультурно-оздоровительной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 6. С. 228-232.
  17. Парфенова Т.Н. Проектный менеджмент: организация педагогического обеспечения для физкультурно-оздоровительных клубов // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Малаховка, 2001
  18. Первушин В.А. Использование методологии проектного управления для реализации инфраструктурных проектов // Инициативы XXI века. 2010. № 1. С. 65-68.
  19. Пурдехнад Д. От теории к практике: проектный подход к решению проблем управления // Проблемы управления в социальных системах. 2009. Т. 1. № 1. С. 66-80.
  20. Скопин О.В. Иерархия уровней процессного подхода к управлению в сфере физкультурно-оздоровительных услуг // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2008. — №1 (13).
  21. Скопина И.В., Скопин О.В. Оценка эффективности системы управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 19. С. 99-102.
  22. Смолыгин И. Социальные методы проектного управления // Социальная политика и социальное партнерство. 2009. № 6. С. 25-29.
  23. Соловьева Т.В. К вопросу о применении проектного подхода в управлении региональной экономикой // Новые технологии. 2011. № 1. С. 126-129.

Ключевые слова

МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ БИЗНЕСА / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИ АЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / MANAGEMENT / PROJECT MANAGEMENT / BUSINESS / SOCIAL PROJECT / SOCIAL PROJECT OF BUSINESS / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Зильберштейн О.Б., Шахнес Т.Ю.

В статье авторы раскрывают основные подходы к формированию теоретического фундамента управления социальными проектами бизнеса . Целью работы является обобщение теоретических основ управления проектами бизнеса , которые носят социальный характер. Логика изложения материала строится следующим образом. В водной части статьи авторы делают предположение о том, что в основе предмета исследования заложены три основных элемента: управление проектами , социальное управление и управление социальными проектами . Исходя из этого предположения в работе строятся дальнейшие рассуждения. Основная часть статьи содержит три подраздела. В первом подразделе статьи сформулировано определение понятия «управление проектами » и обобщены методологические подходы к управлению проектами (PRINCE2, PERT, Модель Agile, Лин-менеджмент, BRM). Во втором подразделе представлено авторское понимание сущности социального управления и рассмотрены основные методики социального управления, а также дана характеристика методологии управления социальными проектами . В третьем подразделе сформулирована авторская концепция сущности управления социальными проектами бизнеса . В заключительной части статьи авторы делают вывод о значимости управления социальными проектами бизнеса . Данная статья, в первую очередь, имеет теоретическое и методологическое значение для формирования эффективных методов и инструментов управления социальными проектами бизнеса , а также для развития теории и практики корпоративной социальной ответственности.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Зильберштейн О.Б., Шахнес Т.Ю.

  • Влияние цифровизации экономики на методологии управления проектами

    2019 / Коваленко Б.Б., Гусейнова И.В., Гусарова Т.И.
  • Интеграция проектного подхода в модель бизнес-архитектуры предприятия

    2013 / Ильин Игорь Васильевич, Лёвина Анастасия Ивановна
  • Превентивный риск-менеджмент в ИТ-проектах

    2016 / Николаенко Валентин Сергеевич
  • The formation and Development of the concepts of Project Management and risk Management

    2018 / Никулина Ирина Евгеньевна, Николаенко Валентин Сергеевич
  • Тенденции развития проектного управления в России

    2018 / Прима Яна Геннадьевна
  • Совершенствование проектного управления в России

    2017 / Добросоцкий В.И.
  • Устойчивое развитие и управление проектами: задачи и результаты интеграции

    2015 / Верба Юлия Сергеевна, Иванов Игорь Николаевич
  • Модели зрелости управления проектами: критический обзор

    2019 / Николаенко Валентин Сергеевич, Мирошниченко Евгений Александрович, Грицаев Руслан Талгатович
  • Проектный менеджмент: проблемы и перспективы развития на отечественных предприятиях

    2018 / Аверин Александр Владимирович, Кобиашвили Нана Александровна
  • Офис управления проектами улучшения городской среды в городе Омске

    2016 / Катунина Ирина Владимировна, Фомина Юлия Андреевна

In article on wide material the author opens basic approaches to formation of the theoretical base of management of social projects of business . The purpose of work is generalization of theoretical bases of project management of business which have social character. The logic of a statement of material is under construction as follows. In water part of article authors do the assumption that at the heart of an object of research three basic elements are put: project management , social management and management of social projects. Proceeding from this assumption in work further reasonings are under construction. The main part of article contains three subsections. In the first subsection of article definition of the concept «project management » is formulated and methodological approaches to project management (PRINCE2, PERT, the Model Agile, Lean Management , BRM) are generalized. In the second subsection the author"s understanding of entity of social management is presented and the main techniques of social management are considered, and also the characteristic of methodology of management of social projects is given. In the third subsection the author"s concept of entity of management of social projects of business is formulated. In final part of article authors draw a conclusion about the importance of management of social projects of business . This article, first of all, has theoretical and methodological value for formation of effective methods and instruments of management of social projects of business , and also for development of the theory and practice of corporate social responsibility .

Текст научной работы на тему «Основы управления социальными проектами бизнеса»

JEL: P24, P30, P31, O32, M48

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ БИЗНЕСА

Олег Борухович Зильберштейн 1, Татьяна Юрьевна Шахнес 2

1-2 Негосударственное образовательное учреждение Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Институт) 109147, г. Москва, ул. Марксистская, 34, кор. 7

1 Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: [email protected]

2 Аспирантка кафедры менеджмента, директор по коммуникациям LG Electronics RUS E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию: 28.08.2015 Одобрена: 15.09.2015

Аннотация. В статье авторы раскрывают основные подходы к формированию теоретического фундамента управления социальными проектами бизнеса. Целью работы является обобщение теоретических основ управления проектами бизнеса, которые носят социальный характер. Логика изложения материала строится следующим образом. В водной части статьи авторы делают предположение о том, что в основе предмета исследования заложены три основных элемента: управление проектами, социальное управление и управление социальными проектами. Исходя из этого предположения в работе строятся дальнейшие рассуждения. Основная часть статьи содержит три подраздела. В первом подразделе статьи сформулировано определение понятия «управление проектами» и обобщены методологические подходы к управлению проектами (PRINCE2, PERT, Модель Agile, Лин-менеджмент, BRM). Во втором подразделе представлено авторское понимание сущности социального управления и рассмотрены основные методики социального управления, а также дана характеристика методологии управления социальными проектами. В третьем подразделе сформулирована авторская концепция сущности управления социальными проектами бизнеса. В заключительной части статьи авторы делают вывод о значимости управления социальными проектами бизнеса. Данная статья, в первую очередь, имеет теоретическое и методологическое значение для формирования эффективных методов и инструментов управления социальными проектами бизнеса, а также для развития теории и практики корпоративной социальной ответственности.

Ключевые слова: менеджмент, управление проектами, бизнес, социальный проект, социальный проект бизнеса, корпоративная социальная ответственность.

В фундаменте управления социальными проектами бизнеса можно выделить три основных элемента. На взгляд диссертанта в их качестве выступают такие дисциплины как управление проектами, социальное управление и управление социальными проектами. Рассмотрим их подробнее.

Под управлением проектом (проект-менеджмент) сегодня понимают процесс и деятельность планирования, организации, мотивации и управления ресурсами, процедурами и протоколами, призванными достигнуть определенных целей в научных или повседневных проблемах. Это определение основывается на понимании проекта как временного усилия, призванного произвести уникальный продукт, услугу или результат с определенным началом и концом, обычно ограничиваемый временем, и зачастую, финансированием или конечным результатом .

В этих условиях, назначение проекта понимается как средство достижения позитивных изменений или повышения добавленной стоимости. Боль-

шую роль в организации управления проектом вообще играет его временный характер. Его отличие от обычного бизнеса или производственных операций, заключается в их повторности, где они являются постоянными, или полупостоянными функциональными действиями необходимыми для производства тиража идентичных продуктов или услуг.

Таким образом, на практике управление производством и проектом существенно отличается и требует развития отличных средств и методов. Основная проблема управления проектом состоит в том, чтобы достичь всех целей проекта, соблюдая установленные ограничения среди которых, как правило выделяют - объем, время, качество и бюджет. На втором месте, но от этого не менее важной, состоит проблема оптимизации распределения и объединения имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей .

Различные подходы к проект-менеджменту решают эти проблемы не одинаково. Так, классический подход разделение проекта по стадиям, где

МОДЕРНИЗАЦИЯ

выделяются следующие компоненты, а именно: инициация; планирование и дизайн; реализация и совершенствование; системы мониторинга и контроль; завершение. Каждой из указанных стадий соответствуют средства и методы, применяемые в ординарном бизнесе и не несущие никаких уникальных черт .

Несколько иным способом организовано управление проектами в рамках модели PRINCE2. Сам этот термин представляет собой аббревиатуру, расшифровывающуюся следующим образом, а именно, как «Проекты в контролируемой среде, версия 2» (англ. PRojects IN Controlled Environments, version 2). По сути дела, этот подход представляет собой систему, методология которой охватывает управление высокого уровня, контроль и организацию проекта, но не включает действия более низких уровнях, такие как планирование. PRINCE2 также используется для обучения и аккредитации уполномоченных практиков методологии, которые должны пройти специальные квалификационные экзамены, чтобы получить сертификат.

На практике PRINCE2 представляет собой процессный метод управления проектом. Он основан на 7 принципах: длящегося мотивирования бизнеса, обучения на опыте, определении ролей и обязанностей, управления по стадиям, управления путем исключений сосредоточиться на продукции и учитывать особенности окружающей среды проекта. Также выделяются семь тем: экономическое обоснование ситуации, организация, качество, планы, риск, изменения и прогресс и семь процессов: начало проекта; запуск проекта; управление проектом; контроль стадий; управление производством продукта; контроль границ стадий; завершение проекта; планирование .

Иной подход предлагает методология «Критических цепей управления проектами». Она базируется на методе критической цепи, предложенном Э. Голдраттом, и принципах теории ограничений, которая, в дополнение к традиционной технике оценки и анализа проектов PERT, опирается на расчёты по зависимостям ресурсов, рискам, неопределённостям. В частности, в методе широко применяются буферы для снижения проектных рисков и обеспечения устойчивости построенного плана-графика проекта, визуализации «трендов проникновения в буферы» (англ. fever chart), расчёт проекта от крайнего срока завершения (а не от начала, как в классическом PERT). В сути методологии находится ряд последовательных действий: Планирование; Выполнение; Контроль .

Модель управления проектами Agile, основывается на принципах управления взаимодействием между людьми, основанном на представлении о

любом процессе, как о сотрудничестве людей. Проект здесь понимается как серия относительно малых задач, задуманных и выполненных в итоге адаптивным способом, как требует ситуация, а не как предварительно запланировано .

В свою очередь Лин-менеджмент в центр методологии поставил вопросы производственной экономии при реализации проекта, сосредотачиваясь на достижении проектных целей с меньшим количеством затрат и сокращением времени.

Экстремальный проект-менеджмент констатирует, что использование сложных моделей для организации проектов охватывающих срок в несколько недель, как показала практика приводил к ненужным затратам и низкой маневренности в ряде случаев. Приложение экстремального управления к другим видам проектов - чрезвычайное управление проектом, которое может использоваться в сочетании с моделированием процесса и управленческими принципами управления взаимодействием людей.

Наконец, управление реализацией преимуществ (В1?М) повышает эффективность ординарных методов управления проектом через повышение внимания к результатам (преимуществам) проекта, а не к продукции. С обязательным измерением степени, до которой это обеспечивает развитие проекта. Такой подход может помочь снизить риск неудачного окончания проекта, обеспечивая соотношение цели проекта/продукция, но будучи не в состоянии обеспечить выгодность такого соотношения.

Переходя к характеристике социального управления, следует отметить, что существует множество подходов к его определению. Так в одну из групп таких подходов можно отнести зарубежных и отечественных авторов, считающих, что социальное управление есть разновидность управления вообще и, поэтому, его следует определять через общее определение управления. В эту группу войдут Ф. Тейлор, П. Друкер, В.Н. Иванов, В.И. Куценко .

В свою очередь, вторая группа полагает социальное управление уникальным явлением и, соответственно, дают ему определение, не сводимое к генеральному определению управления. В эту группу могут быть включены И.М. Слепенков и Ю.П. Аверин, Г.В. Осипов, В.И. Франчук .

При этом последний предложил обобщенное определение, заключающееся в следующем: Социальное управление - это сложный вид деятельности, связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам, обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем. При этом под социальными проблемами по-

МИР МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 3. С. 50-55

нимаются ситуации, несовместимые с ценностями большинства (или значительного числа) членов организации, или отклонения от общепринятых социальных норм. Понятие социальной проблемы служит для выражения соответствующей социальной потребности .

В этих условиях в социальном управлении существует весьма широкая методологическая база. Наиболее распространенными в наше время методами управления являются административные, законодательные, экономические, мотивации и социально-психологические. Административные (директивные) методы характерны для формальных организаций, средствами их реализации являются приказы, распоряжения, директивные указания вышестоящих органов управления, которые имеют обязательный характер для нижестоящих. Законодательные методы, в отличии от административных, основаны нормативном воздействии на людей и социальные субъекты с помощью норм права. Экономические методы воздействуют на материальные интересы людей и социальных субъектов. Методы мотивации действуют на индивидуальном уровне и основаны на использовании разнообразных стимулирующих средств и создании материальной и моральной заинтересованности, побуждающей людей добиваться высоких результатов в своей работе. Мотивация предполагает вознаграждение работников в соответствии с их индивидуальными потребностями. Социально-психологические методы основаны на моральном воздействии коллектива на своих членов, они включают средства формирование новых духовных ценностей или укрепление старых, такие как воспитание, моральное поощрение и взыскание.

Наконец, совсем недавно появилась методика управления социальными проектами. Управление социальным проектом (англ. Social project management) определяется сегодня как нетрадиционный способ организовать проекты и осуществлять управление ими. В наиболее простой форме управление социальными проектами можно сравнить с социальной сетью. Экстраполируя её принципы на управление проектами можно констатировать, что эта методика появилась как ответ на появление распределенной структуры проектов, где исполнители, используя современные средства телекоммуникаций, могут быть удалены друг от друга н огромные расстояния. В этих условиях парадигма управления социальными проектами основана на философии увеличения открытости и непрерывной коммуникации, внутри и снаружи команды. Реализация проекта, в этих условиях, осуществляется как потоковая деятельность, реализуемая через интеграцию с социальной сетью организации.

В основе построения методологи управления социальными проектами идея децентрализации системы управления и установление принципа равенства в деятельности команды. Однако, при реализации больших и глобальных проектов должности менеджеров все-таки вводятся, но их задача не руководить, а обеспечивать сотрудничество участников команды.

Давая характеристику методологии управления социальными проектами, следует отметить, что в ней могут быть выделены следующие черты:

Во-первых, методы управления социальными проектами органично входят в методологию управления организацией, которая их реализует. Их важным отличием выступает то, что они реализуются применительно к социальным проектам. Они составляют специальную платформу в системе управления организацией, которая задействуется тогда, когда начинается реализация социального проекта.

Во-вторых, в центре методологии управления социальным проектом находится формальный график проектных работ и все действия команды и её совместная функциональность связаны с этим графиком. При этом, в системе управления находятся скорее инструменты организации сотрудничества внутри проектной команды и между командой и сторонними субъектами, нежели чем инструменты директивного воздействия.

В-третьих, методика управления социальными проектами обеспечивает непрерывность деятельности, которая позволяет команде и заинтересованным сторонам формировать совместную заинтересованность в осуществлении проекта и достижении его целей .

Такая ситуация приводит нас к тому, что важнейшим элементом системы управления становится формирование команды и налаживание действенных связей между ее участниками. Генеральная цель здесь заключается в обеспечении ееё надлежащего функционирования в условиях многооперационной структуры проекта, где операции выполняются практически одновременно, а интегрируются последовательно. Это положение еще более актуализируется, если проект выполняется на межнациональном или, особенно, глобальном уровне.

Рассматривая вопрос управления социальными проектами бизнеса, необходимо отметить, что сегодня, по данным оглашенным на Всемирном экономическом форуме 2012 года наиболее эффективным средством управления социальным проектом является создание специального механизма управления целевым образом ориентированного на управление социальными проектами. Иные формы и модели управления, когда обязанности по управ-

лению социальными проектами бизнеса возлагаются на менеджмент или маркетинг предприятия.

В этих условиях можно констатировать, что механизм управления социальным проектом бизнеса может включать собственно элементы управления, системы мониторинга и сигнальные механизмы как средства сообщения о нарушении норм поведения.

Очевидно, что такой сложный механизм управления обусловлен тем, что социальные проекты бизнеса обращаются сегодня к самым неотложным проблемам, стоящим перед лицом общества или сообщества, будучи призванными решить их посредством использования масштабируемых, самоокупаемых и инновационных бизнес-моделей. Они должны уравновесить финансовую ответственность и социальное воздействие и скоординировать многочисленные группы заинтересованной стороны, включая инвесторов, сотрудников, надзорных органов, клиентов и бенефициариев. В результате процесс управления социальным проектом бизнеса выступает как процесс создания сложного компромисса.

В этих условиях, тщательно сформированный, хорошо разработанный и эффективно функционирующий механизм управления становится залогом наиболее полного достижения целей социального проекта бизнеса. Практика, однако, что высшее руководство многих предприятий и организаций, начинающих реализовывать социальные проекты, отказываются от формирования специального механизма управления, мотивируя это уверенностью в способностях уже имеющегося на предприятии менеджмента эффективно организовать исполнение социального проекта, либо не желая допускать дополнительных финансовых затрат на содержание специального механизма управления. В рамках такой политики происходит подмена цели управления социальным проектом, где на смену достижению социально-полезного результата приходит стремление менеджмента не допустить трат, сэкономить ресурсы и пр.

В действительности управление социальным проектом бизнеса должно нести в себе целый ряд ключевых черт и особенностей. Среди них согласованность проекта и управления им с миссией и политикой организации, стремление к удовлетворению требованиям различных заинтересованных сторон, ориентация на наиболее полное достижение социального результата. На практике специальный механизм управления социальным проектом в состоянии эффективно реализовывать следующие полномочия:

1. Оказывать стратегическую и экспертную поддержку, что обосновывается привлечением в

управление лиц, обладающих специальными и экспертными знаниями;

2. Обеспечить доступ к внешним сетям, через которые могут быть осуществлены или существенно облегчены сбор средств, продвижение информации о проекте и привлечение высоко талантливых исполнителей в проект;

3. Снизить коэффициент «ручного управления» со стороны учредителей проекта, гарантируя, что он будет реализовываться надлежащим образом без непосредственного привлечения руководящих усилий основателя или руководства;

4. Посылать «сигналы доверия» внешним заинтересованным сторонам, на основании которых инвесторы, подрядчики и клиенты могут доверять больше исполнителям проекта и всей организации в целом.

Рассматривая структуру механизма управления социальным проектом бизнеса, следует отметить, что в её составе могут быть выделены несколько компонентов, имеющих ключевую важность. Среди них могут быть выделены следующие:

Взаимоотношения с учредителем/основателем проекта;

Юридическая структура управления проектом;

Финансовая структура проекта;

Комплекс реакции на изменения внешней среды;

Комплекс изменений при достижении проектом следующей стадии жизненного цикла.

Инициативным элементом системы управления социальным проектом бизнеса выступает её взаимодействие с учредителем/основателем проекта. Переоценить важность этого элемента затруднительно по многим причинам. Тесная взаимосвязь с учредителем, в конечном итоге, призвана гарантировать гармонию и единое видение, с одной стороны, той миссии социального проекта бизнеса, которую в него закладывает основатель, а, вместе с тем, всех стратегических решений, которые будет принимать управление проектом.

В этих условиях, необходимо также отметить одну важную деталь, что тесное взаимодействие между основателем и управлением проектом не должно превращаться в бесконечный процесс. На определенном этапе основателю следует отойти в сторону, а образовавшуюся нишу занять органам управления проектом. Именно они на практике будут непосредственно реализовывать миссию, видение и ценности, заложенные основателем при учреждении проекта в стратегии, тактике и в конкретных операциях. Учитывая это управление должно запланировать последовательность мероприятий на всю перспективу реализации проекта строго в рамках выработанной стратегии.

МИР МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 201S. Т. б. № 3. С. S0-SS

Исходя из сказанного, ключевыми процессами, которые происходят во взаимодействии управления проекта с основателем, является определение руководителя проекта. Здесь, наиболее часто, реализуются две модели:

Руководитель проекта выбирается своих собственных сотрудников, который уже знаком с операциями по реализации социальных проектов и социальной стратегией бизнеса.

Для руководства проектом может быть привлечён внешний генеральный директор, которому, как правило, назначается консультант, задача которого ознакомить руководителя с миссией, философией и стратегией социальной составляющей бизнеса компании.

Социальные проекты могут адаптироваться к изменениям в окружающей среде, институциали-зируя новые методы работы и политику, которая автоматизирует совмещение проекта, входящих в него операций и процедур с новыми инструкциями и политикой. Поэтому, в управлении проектом целесообразно выделение ответственного за мониторинг внешней среды и разработку инструкций сообразно с новыми стандартами и требованиями. На практике существуют три основных модели реализации этого назначения: обязанности по мониторингу и анализу изменений принимает на себя действующий сотрудник управления, в управление принимается на работу сторонний специалист, обладающий необходимой квалификацией, или управление распределяет эту функцию по подфункциям на всех участников.

Наконец, комплекс изменений при достижении проектом следующей стадии жизненного цикла. Как правило, это происходит тогда, когда проект входит в ту фазу, на которой фактически реализуется автоматически, имея устоявшиеся формы и модели работы, очерченный круг партнёров и ощутимый социальный результат. До этого, как правило, идет экспериментальный или пробный этап. На всём его протяжении органы управления проектом, как показывает практика, имеют консультативный или не официальный характер, то есть без любых юридических обязательств или полномочий по принятию решения. Объясняется это тем, что они допускают больше гибкости, которая нужна проекту на начальном этапе. Далее целесообразно установить более формальные структуры управления.

Во время переходных стадий механизмы управления крайне важны, особенно когда бренд со-

циального проекта известен, окружающая среда сложна, и должны быть приняты важные решения. Когда бизнес-модель социального проекта зрела, управление может развиться в более активный элемент. Его позиция гарантирует, что известный проект остается в контакте с заинтересованными сторонами и будет верен своей социальной миссии и целям.

Список литературы

1. A Guide to the Project Management Body of Knowledge. PMI, 2010, p. 27-35.

6. Social Project Management: Engaging the Social Network to Deliver Project Success White Paper. Trilog Group, 1б April 2011. (13).

9. What is Project Management? / PMI Annual report. Philadelphia, 2012, p. б.

11. Иванов В.Н. Основы социального управления: учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др.; под ред. В.Н. Иванова. М.: Высш. шк., 2001.

12. Куценко В.И. Социальное познание и социальное управление. Киев, 1979.

13. Социальное управление: Словарь-справочник / сост. И.М. Слепенков, Ю.П. Аверин; под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенко-ва. М.: МГУ, 1994.

14. Франчук В.И. Основы общей теории социального управления / Ин-т организационных систем. М., 2000. С. 14.

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 3, pp. 50-55

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research) MODERNIZATION

ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)

THE BASES OF THE MANAGEMENT OF SOCIAL PROJECTS OF BUSINESS

O. B. Zilberstein, T. Y. Shahnes

In article on wide material the author opens basic approaches to formation of the theoretical base of management of social projects of business. The purpose of work is generalization of theoretical bases of project management of business which have social character. The logic of a statement of material is under construction as follows. In water part of article authors do the assumption that at the heart of an object of research three basic elements are put: project management, social management and management of social projects. Proceeding from this assumption in work further reasonings are under construction. The main part of article contains three subsections. In the first subsection of article definition of the concept «project management» is formulated and methodological approaches to project management (PRINCE2, PERT, the Model Agile, Lean Management, BRM) are generalized. In the second subsection the author"s understanding of entity of social management is presented and the main techniques of social management are considered, and also the characteristic of methodology of management of social projects is given. In the third subsection the author"s concept of entity of management of social projects of business is formulated. In final part of article authors draw a conclusion about the importance of management of social projects of business. This article, first of all, has theoretical and methodological value for formation of effective methods and instruments of management of social projects of business, and also for development of the theory and practice of corporate social responsibility.

Keywords: management, project management, business, social project, social project of business, corporate social responsibility. Correspondence: Zilberstein Oleg B., Moscow International higher business school MIRBIS, Russian Federation, [email protected]; Shahnes T. Y., Moscow International higher business school MIRBIS, Russian Federation, [email protected]

Reference: Zilberstein O. B., Shahnes T. Y. The bases of the management of social projects of business. M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 3, pp. 50-55.

1. A Guide to the Project Management Body of Knowledge. PMI, 2010, p. 27-35

2. Chatfield, Carl A short course in project management. Microsoft Office Project, 2007, p. 4.

3. Drucker P. The Practice of Management. New York: Harper & Brothers, 1954.

4. Eliyahu M. Goldratt. Critical Chain. North River Press, 1997.

5. Murray A. Managing successful projects with PRINCE2. TSO Publishing, 2009.

6. Social Project Management: Engaging the Social Network to Deliver Project Success White Paper. Trilog Group, 16 April 2011. (13).

7. Taylor F.W. The Principles of Scientific Management. New York and London, Harper & brothers. 1911.

8. What is Agile Project Management? Montreal, Planbox, 2010.

9. What is Project Management? / PMI Annual report. Philadelphia, 2012, p. 6.

10. Wysocki, Robert K. Effective Project Management: Traditional, Adaptive, Extreme. 5th ed. Wiley Publishing, Inc., 2009, p. 22.

11. Ivanov V.N. Osnovy sotzialnogo upravleniya. Uchebnoe posobie / A.G. Gladyshev, V.N. Ivanov, V.I. Patrushev i dr. Pod red. V.N. Ivanova. M.: Vyssh. shK., 2001.

12. Kutzenko V.I. Sotzialnoe poznanie i sotzialnoe upravlenie. Kiev, 1979.

13. Sotzialnoe upravlenie: Slovar-spravochnik. Sost. I.M. Slepenkov, Yu.P. Averin; Pod red. V.I. Dobrenkova, I.M. Slepenkova. M.: MGU, 1994.

14. Franchuk V.I. Osnovy obschey teorii sotzialnogo upravleniya / In-t organizatzionnyh sistem. M., 2000. S.14.

В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание. Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, характеризуется следующими свойствами Курбатов В.И., Курбатова О.В. социальное проектирование. Учебное пособие. Изд-во Феникс. М.: 2001. - С. 21.:

1) ясность -- общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемости метода;

2) детерминированность -- отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих данному методу;

4) результативность -- способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные;

5) надежность -- способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата;

6) экономность -- способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств.

Принцип, выраженный в практическом действии и теоретическом способе познания, становится методом социального проектирования. Метод, естественно, может быть конкретизирован в различные методики, представляющие собой совокупность приемов преобразования отдельного объекта деятельности.

Проектное управление социальной сферы

В современных условиях функционирования социальной сферы особое значение приобретает качество управления - «Для становления новой парадигмы управления складываются благоприятные предпосылки <…> в том числе формируется современная социологическая теория, социология управления в частности, которая позволит не только изменить творческий потенциал людей, равный запасам атомного ядра, но и создать инновационные технологии его эффективного выявления и использования» Антропова, Ю.Ю. Проектное управление / Ю. Антропова. //Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). Серия Философия. Социология. Культурология. Вып. 11.- С. 164-168.

В практике управления социальными процессами все большее распространение получают социальные технологии как способы комплексной, алгоритмизированной деятельности, ориентированные на многоразовое применение в целях достижения заранее определенного результата.

Технологизация управления социальной сферой в целом, системой социальной защиты в частности, подразумевает «массированное проектирование и внедрение новейших социальных технологий» Ковалев, В. Н. Социология управления социальной сферой /В. Ковалев. - М. : Академ. проект, 2003. - С. 158..

Несмотря на сложность и неоднозначность определения понятия «социальная технология», в среде ученых и практиков есть общие моменты в его понимании.

В перевод с греческого «технология» - искусство, мастерство.

В традиционном понимании «технология» - это научное описание способов производства либо документ, регламентирующий и описывающий порядок действий.

Технология - категория процессуальная, она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - С. 189..

Построение любой технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры с учетом специфики той области, в которой она будет реализовываться.

В своей работе «Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации» Т. В. Герасимова указывает, что социальные технологии являются средством оптимизации и обеспечения развития общества; могут рассматриваться как проводник теоретических выводов и изысканий в русле решения практических задач; основной целью внедрения социальных технологий является оптимизация социальных процессов - от управления до оказания конкретной социальной услуги Герасимова, Т. В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации / Т.В. Герасимова. - М.: Академ проект. 2004. - С. 46..

Таким образом, социальная технология может быть определена как:

1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека;

2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с последующей координацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения;

3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий их воспроизводство в определенных параметрах: качество, свойство, объемы Григорьева, Н. Ю. Технологии социальной работы / Н. Ю. Григорьева, Е. Ю. Герасимова. - Саратов, 2003. - С. 4-17..

Социальные технологии различаются по характеру их новизны. Потребность в новых технологиях возникает тогда, когда существует проблемная ситуация и осознана необходимость в новых действиях. Будучи элементом человеческой культуры, социальные технологии возникают либо эволюционно, исходя из возникшей потребности решить ту или иную проблему, либо создаются искусственно (насаждаются извне).

Социальная технология - способ организации практической деятельности, представляющий собой совокупность приемов, направленных на изменение (преобразование) социального объекта (процесса) и достижение заданного результата Герасимова, Т. В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации / Т.В. Герасимова. - М.: Академ проект. 2004. - С. 51..

На наш взгляд, специфика социальной технологии заключается в том, что она представляет собой алгоритм действий и может быть тиражирована (мультиплицирована), а также использована для решения сходных (похожих) задач и проблем.

Среди основных требований к социальным технологиям должны быть: однозначность выполнения операций и процедур и надежность результатов, безопасность и гибкость внедрения, возможность внесения корректив на каждом из этапов апробации, возможность их мультипликации.

Теоретическая разработка социальной технологии, «красивое» прописывание на бумаге еще не гарантирует ее эффективность в реальной жизни. Для этого требуется ее практическая «обкатка», т. е. реализация в определенных условиях в ограниченные временные сроки. Иначе говоря, проектирование.

Термин «проектирование» происходит от латинского «projectus» - брошенный вперед, специфическая деятельность, «…результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов развития новых процессов или явлений» Курбатов, В. И. Социальное проектирование / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - С. 6. .

Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть.

Проектирование в социальной сфере - проектирование социальных процессов, явлений, технологий, качеств - всегда направлено на внесение изменений в социальную среду человека. В связи с чем, социальное проектирование - это всегда процесс создания чего-то качественно нового - социальной инновации.

Таким образом, социальное проектирование - это теоретическая и одновременно практическая деятельность по внедрению социальных инноваций.

Субъектом социального проектирования являются носители управленческой деятельности - как руководители, так и трудовые (производственные) коллективы (инициативные группы).

Объектом социального проектирования являются любые социальные системы, в том числе и социальные технологии.

Основным результатом социального проектирования является разработка социального проекта.

В современной теории управления среди наиболее типичных определений понятия «проект» встречаются следующие:

Многоплановая деятельность, осуществляемая в небольшом объеме;

Ограниченное во времени мероприятие по созданию уникального товара или услуги;

Любая деятельность с фиксированными сроками начала и завершения;

- «совокупность скоординированных действия, имеющих уникальный характер, с запланированными сроками начала и конца их осуществления, предпринимаемых человеком или организацией для достижения конкретных целей в пределах установленных сроков и с заданными показателями затрат и результатов» Анисимов, С. Управление проектами. Российский опыт / С. Анисимов, Е. Анисимова. - СПб. : Вектор, 2006. - С. 8..

Одной из важных специфических сторон проекта, на наш взгляд, является целенаправленность деятельности, которая в основном заключается в проведении изменений. В связи с чем, управление проектами, по сути - управление изменениями.

В случае успешности реализации проекта, достижения запланированных результатов, инновационная технология теряет свою уникальность (первичность), приобретая черты традиционности - вписывается в повседневную жизнь.

Еще совсем недавно контекст употребления понятий «проект», «проектирование» и «технология» ограничивался исключительно технической сферой. На сегодняшний день это ключевые понятия современной науки управления, для которых и проект, и проектирование, и технология являются специфическими способами организации деятельности для реализации новых идей (инноваций). В связи с чем, управление проектами (проектное управление) является важнейшим инструментом современного менеджмента, позволяющим значительно повысить эффективность любой деятельности.

Необходимо учесть, что в современных условиях функционирования государственных социозащитных учреждений традиционное управление и управление проектами не должны противоречить друг другу, а скорее - дополнять. Традиционная система управления отнюдь не всегда и не во всем эффективна, что заставляет искать новые пути, позволяющие активнее двигаться вперед, решать перспективные задачи.

Вместе с тем, необходимо помнить, что традиционное управление призвано решать, прежде всего, текущие задачи сохранения и последовательной оптимизации деятельности - «сохраняя достигнутое и ориентируясь на сложившиеся успешные виды деятельности, при этом оптимизируя «западающие». Управление проектами осуществляется иначе - вместо задач сохранения на первый план выходят инновационные задачи, особое внимание уделяется не тому, что успешно, а тому, что «успеха пока не принесло, но осознается как важное и необходимое, как залог будущих достижений» Анисимов, С. Управление проектами. Российский опыт / С. Анисимов, Е. Анисимова. - СПб. : Вектор, 2006. - С. 40..

При этом важными задачами проектного управления становятся задачи, связанные с решением противоречий и конфликтов, например, между имеющимися и необходимыми условиями реализации проекта, в отличие от традиционного управления, ориентированного на стабильность и сохранение достижений.

Кроме того, именно в рамках проектного управления реализуется такое важное направление деятельности руководителя, как мотивация персонала, в том числе нематериальная, поскольку именно проектный формат деятельности позволяет реализовать потребность людей в личностном росте, творческом самовыражении, проявлении лучших своих качеств. Годами устоявшееся штатное расписание любого государственного учреждения не позволяет вводить новые должности, в том числе административные, но для назначения внутренним приказом «руководителя проекта» или «руководителя проектной группы» помех и преград нет. И тогда на смену просто исполнительской дисциплине приходит личностно окрашенный подход к работе, который позволяет руководителю вести более успешную кадровую политику, в том числе формировать кадровый резерв, осуществлять ротацию кадров.

Таким образом, отличительными чертами проектного управления являются:

1. ответственность руководителя за внедрение инноваций; принятие коллективом необходимости и важности внедрения инноваций;

2. системная мотивация персонала, участвующего в реализации проекта;

3. четкое и ясное определение целерезультативного блока проекта;

4. оптимальное соотношение результатов и затрат (кадровых, организационных, временных, финансовых);

5. планирование, мониторинг и анализ каждого этапа реализации проекта как руководителем, так и исполнителями;

6. отказ от излишней формализации и бюрократизации деятельности в ущерб возможностям для раскрытия творческого потенциала исполнителей проекта;

7. обеспечение двусторонних коммуникаций в ходе реализации проекта - от руководителя к исполнителям, от исполнителей к руководителю;

8. готовность руководителя к принятию нестандартных решений в процессе реализации проекта;

9. важность конечных, а не промежуточных результатов проекта.

Проектное управление позволяет открыть для государственного учреждения такие возможности, как:

- «мягкое» внедрение в деятельность изменений и инноваций;

Выход на качественно новый уровень развития; преимуществ по сравнению с другими игроками на рынке социальных услуг;

Расширение спектра и форм оказания социальных услуг, привлечение новых клиентов;

Грамотная кадровая политика, основанная на системе мотивации, что ведет к «закреплению» на местах лучших из лучших сотрудников, обладающих высоким уровнем квалификации и ответственности, способных к творчеству и инициативе, лояльных к учреждению;

Подготовка коллектива к новым условиям финансирования учреждения - «по результатам», а не по смете.

Вместе с тем, существуют и опасности (риски), которые необходимо учитывать, прежде чем начинать любые изменения и внедрять любые инновации в деятельность государственного учреждения:

Инициирование большого количества проектов, превышающего ресурсные возможности учреждения, что неминуемо приводит к эффекту «тришкиного кафтана», т. е. распылению ресурсов и недостижимости запланированных результатов, а часто - к серьезным потерям, как правило, людским из-за перегруженности сотрудников, стрессовой обстановки в коллективе;

Отсутствие баланса между краткосрочными целями конкретных этапов деятельности проекта и стратегическими целями учреждения, что приводит к утрате перспектив, а смыслом деятельности становится сама деятельность;

Выбор проектов, исходя из личных интересов руководителя, а не стратегической важности для учреждения - «инвестиции в управленческое эго»;

Отсутствие системы контроля реализации проекта по наиболее важным характеристикам - «реперным точкам» Анисимов, С. Управление проектами. Российский опыт / С. Анисимов, Е. Анисимова. - СПб. : Вектор, 2006. С.- 58..

Неразрывность проектов обусловлена не столько технологией реализации, сколько едиными ресурсами, едиными структурами и работами. Объединение отдельных проектов в систему - «портфель» - позволяет получить дополнительный эффект от совместной, скоординированной их реализации на общей технологической и ресурсной базе.