» » Сочинение на тему «Реализм романа Евгений Онегин. Евгений Онегин» Пушкина – первый реалистический роман в русской литературе

Сочинение на тему «Реализм романа Евгений Онегин. Евгений Онегин» Пушкина – первый реалистический роман в русской литературе

Роман “Евгений Онегин” занимает главное место в творчестве Пушкина. Нет сомнений, что это его лучшее произведение. Появление романа оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Роман в стихах “Евгений Онегин” был окончен в 1831 году. Он писался Пушкиным восемь лет. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества времени правления царя Александра I. В романе переплетены история и современные поэту события.
“Евгений Онегин” - первый русский реалистический роман, правдиво и широко показывающий русскую жизнь XIX века. Неповторимым его делает широта охвата действительности, описание эпохи, ее отличительных особенностей. Именно поэтому Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”.
Одним из вопросов, поднятых на страницах романа, был вопрос о русском дворянстве. В своем романе Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы дворянства и дал точную характеристику представителям этого общества.
Жизнь помещичьих семей протекала в тишине и покое. С соседями они были как “добрая семья”. Могли и посмеяться, и позлословить, но это совсем не то, что столичные интриги.
В семьях дворян “хранили жизни мирной привычки милой старины”. Соблюдали традиционные народные, праздничные обряды. Любили песни, хороводы.
Уходили они из жизни тихо, без суеты. Например, Дмитрий Ларин “был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”. Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, “в халате ел и пил” и “умер в час перед обедом”.
Очень образно показал нам поэт гостей Лариных, съехавшихся на именины Татьяны. Здесь и “толстый Пустяков”, и “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков”, и “отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут”.
Помещики жили по старинке, ничем не занимались, вели пустой образ жизни. Они заботились только о своем благополучии, имели “наливок целый строй” и, собравшись вместе, говорили “о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне”. Больше они ничем не интересовались. Разве что разговор о новых людях, появившихся в их обществе, о которых сочиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно отдать замуж дочек и буквально ловили для них женихов. Так было с Ленским: “Все дочек прочили своих за полурусского соседа”.
Жизнь крестьянства в романе показана довольно скупо. Пушкин только в нескольких словах дает точную и полную характеристику жестокости помещиков. Так, Ларина “брила лбы” провинившимся крестьянам, “служанок била осердясь”. Она была жадная и заставляла девушек петь при сборе ягод, “чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели”.
Когда Евгений, приехав в деревню, “ярем... барщины старинной оброком легким заменил”, то “в углу своем надулся, увидя в этом страшный вред, его расчетливый сосед”.
В произведении изображается жизнь столичного аристократического общества. В романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о том, как одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов. Также мы можем узнать, что шло в театрах той эпохи.
Жизнь дворян - сплошной праздник. Главное их занятие - пустая болтовня, слепое подражание всему иностранному, сплетни, распространяющиеся с мгновенной скоростью. Трудиться они не хотели, так как “труд упорный им был тошен”. Пушкин пишет, что известность человека зависит от его материального положения. Автор показывает однообразность столичного общества, пустые интересы, умственную ограниченность

    Главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - дворянин, аристократ. Он непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами русской действительности и с людьми 1820-х годов. Онегин – знаком с Автором и с некоторыми из его друзей....

    Объяснение Онегина с Татьяной в саду. (Анализ эпизода четвертой главы романа А.С.Пушкина.) (by SSSoft.ru) А. С. Пушкин Каждый писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем...

    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...

    «Несмотря на то, что роман носит на себе имя сво­его героя,- в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна»,- справедливо писал в одной и своих ста­тей о «Евгении Онегине» В. Г. Белинский. Именно чувства Татьяны и Евгения стали сюжетным ядром произведения,...

    Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Иногда читателям кажется, что автор неправильно дал название своему произведению. Симпатия всех, кто берется читать роман, всегда на стороне его волшебной героини – Татьяны....

Роман «Евгений Онегин» является всесторонним осуществлением реалистических принципов. Реализм Пушкина осуществляется во всех сторонах его поэтического творчества: и в реализме характеров, и в реализме сюжета (в основу взаимоотношения характеров Пушкин клал те жизненные конфликты, которые давала ему сама жизнь), и в реализме языка, и, наконец, в реализме стиха, в том смысле, что Пушкин строит стих на интонации, отвечающей переживаниям определенного характера.


Основной проблемой «Евгения Онегина» является проблема кризиса дворянской культуры, отражение тех исторических противоречий, которые вставали перед дворянским обществом в эпоху крепостничества.


Сюжет «Евгения Онегина» заключается в истории столкновения
лучших характеров, созданных дворянской культурой, с обществом, по родившим эти характеры.
Определяющим моментом в развитии сюжета является воздействие на героев общественных условий и условностей, характерных для дворянской среды, приводящих к краху их личную судьбу. Бессознательно подчиняется им оскорбленный Ленский, вызывая Онегина на дуэль; сознательно подчиняется им Онегин, принимая этот вызов и противореча себе («Условий света свергнув бремя...», Онегин, тем не менее, не мог преодолеть «ложного стыда»); сознательно подчиняется им Татьяна, выходя замуж («для бедной Тани все были жребии равны») и при последней встрече с Онегиным и т. д.


Сюжет «Евгения Онегина» ограничен любовным конфликтом, но причины социального порядка - конфликт личности со средой, с обществом, - ощущаются в самой судьбе героев.
Так, подбирая события для характеристики Татьяны, Пушкин был связан тем обстоятельством, что женщина в этот период не имела никаких возможностей для проявления своей общественной активности, и в этом смысле любовный конфликт был уже формой выражения общественного протеста. Например, письмо Татьяны является нарушением с ее стороны обычных норм социального поведения. Не случайно Пушкин в нескольких строфах мотивирует поступок Татьяны и оправдывает его. Достаточно вспомнить, что даже в такой момент общественного подъема, каким было восстание декабристов, общественная активность женщины могла выявиться только втом, что она делила судьбу мужа, причем самый этот факт(отьезд Трубецкой, Волконской и др.) имел огромный общественный резонанс.


Композиция «Евгения Онегина», понимаемая как принцип развертывания действия и характеров, отличается типичными чертами реалистической композиции. В композиции «Евгения Онегина» можно отметить следующие моменты:


1) естественность самого жизненного процесса, развертывание характеров в их естественной бытовой и социальной среде (в противоположность «романтическим» поэмам, где наблюдается условность жизненной обстановки, в которой развертывается характер);
2) логическая последовательность действия и развития характеров;
3) типичность и закономерность жизненных обстоятельств и мотивированность поступков.


В «Евгении Онегине» реалистические принципы в области сюжета осуществляются в полной мере. Для героев найден свойственный им тип жизни, найдены те обстоятельства, в которых они выявляются с наибольшей полнотой. Так, Онегин дан в кругу таких жизненных обстоятельств, в которых действительно и создавался тип утонченного, безвольного, терявшего способности к настоящей практической деятельности человека.


В характере Онегина заметны следующие основные моменты: типичное дворянское воспитание, светская жизнь, грозящее разорение, получение наследства, приезд в деревню, случайная дружба с Ленским, знакомство с Лариными, дуэль, путешествие, возвращение в Петербург, любовь к Татьяне, когда она становится «неприступною богиней роскошной, царственной Невы», т. е. возвращение к той же светской жизни, от которой он ушел, - вот та основная цепь событий, в которых реализуется характер Онегина. Этот же принцип можно установить и в обрисовке Ленского, Татьяны (сельская тишина, близость к природе, привязанность к няне и т. д.)


Принцип реалистичности обнаруживается и в последовательности событий, во внутренней мотивированности их. Одно событие вытекает из другого и определяет последующее. Приезд в деревню Онегина, сближение с Ленским, встреча Татьяны с Онегиным, ее письмо, ссора Оне гина с Ленским, дуэль и ее последствия и т. д. - все это дается в последовательной логической связи постольку, поскольку это неразрывно связано с самим ростом характеров.
Чем шире и многостороннее раскрываются в романе характеры, тем глубже выявляются и противоречия окружающей социальной действительности. Нелепая смерть Ленского, угасание Онегина в «бездействии досуга», ничтожная роль Татьяны в качестве «законодательницы зал», драматический финал ее жизни («но я другому отдана...») и жизнь самого дворянства, как она дана в романе, - все это, в комплексе, приводит к заключению о глубоком осознании Пушкиным «несовершенства мира», в котором гибнут лучшие его представители.


Крепостническая среда губит, обесценивает характеры, несущие в себе лучшие черты человечности, губит людей, критически относящихся к этой действительности. Вот противоречие социальной действительности того времени, которое вскрывает Пушкин в «Евгении Онегине». Облик человека, рисовавшийся Пушкину, имел в себе такие устремления, полноценное осуществление которых возможно было лишь в иных социальных условиях, и в этом реалистичность этих образов.

Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части характеристики: изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Слова эти нужно понимать в их неразделимости. Сам по себе типичный характер можно было встретить и в романтическом произведении. Например, герой романтической поэмы Пушкина «Кавказский пленник», безусловно, типичный характер. Так же как и Алеко в «Цыганах». Для реализма важен не просто типичный характер, а характер, показанный в типичных обстоятельствах, объясненный этими обстоятельствами. Характеры в реалистических произведениях даны в их жизненной, исторической и социальной обусловленности.

Для реалиста в искусстве существен не только вопрос: что есть тот или иной герой? Но и вопрос: почему, под влиянием каких обстоятельств он стал таким? Это и делает подлинно реалистическое произведение одновременно и правдивой картиной жизни, и художественным исследованием жизни.

Отвечает ли такому пониманию реализма «Евгений Онегин»? Несомненно. Картина русской действительности, изображенная Пушкиным в романе, столь точна и правдива в частностях, что Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». В самом деле, по роману можно знакомиться с русской жизнью 20-х гг. XIX в., изучать ее не только в главных ее явлениях и процессах, но и в мелочах. Вспомним, например, одно из многих удивительно правдивых описаний Пушкина - описание дома, в котором жил дядя Онегана:

“Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.”

Самое замечательное здесь - очень точные, исторически достоверные детали («штофные обои», «печи в пестрых изразцах» и т.д.). Все описание составлено из правдивых деталей. Это и делает описание таким впечатляющим и таким художественно содержательным. Для романа «Евгений Онегин» это характерный пример.

Мы уже успели убедиться в том, что все персонажи романа Пушкина - типические характеры. Как они рисуются Пушкиным, как он изображает своих главных героев? Онегина мы узнаем все лучше и полнее через обстоятельства его жизни: через особенности его воспитания, влияния на него петербургской светской жизни, затем жизни в деревенской глуши и т. д. Татьяна показана в романе не сама по себе, а в той среде, которая воспитала ее характер и ее душу: среди деревенской природы, в близости к няне, рядом с простодушными родителями, которые ни в чем ей не мешали. Эти характерные жизненные обстоятельства помогли ей стать такой, какова она есть, а нам они помогают полнее, глубже узнать и понять Татьяну, узнать всю доподлинную правду о ней. Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается и Ленский, и другие герои романа. Роман «Евгений Онегин» по всем своим качествам оказывается подлинно реалистическим произведением. Он является реалистическим романом и по характеру изображения персонажей, и по характеру изображения жизни в целом.

«Евгений Онегин» и реализм. «Евгений Онегин» был первым русским романом, в котором реалистические принципы были громко оглашены. В нем действительность не разделена на две враждебные и несовместимые сферы – реальную и идеальную, как в романтизме, а предстает единой, рождающей самые высокие и отдаленные от свершения помыслы и содержащей непримиримые противоречия. Она достойна восхищения и подлежит критике. Герои Пушкина мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своими характерами, которые обусловлены национальной и европейской исторической жизнью. Их образ жизни и поведение обставлены множеством подробных мотивировок, благодаря которым они прочно вписываются в реальность. Общее, свойственное людям одной среды, проявляется через индивидуальное, особенное. Наконец, в романе воплощено одно из самых удивительных качеств реализма – саморазвитие характеров, литературных типов. Созданный автором образ отделяется от автора и живет самостоятельной жизнью. Пушкин, например, в начале романа не предполагал, что его Татьяна выйдет замуж, а Онегин напишет ей письмо. Однако логика развития этих характеров оказалась такова, что Пушкин был «вынужден» отдать Татьяну замуж и написать письмо Онегина к ней. Герои стали поступать так, как предписывалось логикой их характеров. Автор, чтобы сохранить психологическую правду выведенного им типа, должен был следовать за душевными движениями персонажей.

“Евгений Онегин” - это произведение, в котором “отразился век и современный человек”. А.С. Пушкин в своем романе пытается изобразить своих героев в реальной жизни, без особых преувеличений. Роман по праву был назван В.Г. Белинским “энциклопедией русской жизни”. Прочитав его, как и в энциклопедии, можно было узнать почти все о той эпохе, в которой жили и творили многие известные поэты и писатели: о том, как одевались люди, что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театрах той эпохи, как проводили свое время, как общались в светском обществе и многое другое. Читая произведение, мы знакомимся и со всеми слоями русского общества того времени: и с высшим светом Петербурга, и с дворянской Москвой, и с жизнью крестьян, то есть со всем русским народом. Это еще раз свидетельствует о том, что Пушкин смог отразить в своем романе окружающее его в повседневной жизни общество со всех сторон. С особым впечатлением автор повествует о жизни и судьбе декабристов, многие из которых были его близкими друзьями. Ему нравятся черты своего Онегина, в которых, по его мнению, дана правдивая характеристика декабристского общества, что позволило нам более глубоко познакомиться с русским народом начала девятнадцатого века.


Изображая дворянское общество 1820-х годов, Пушкин поднимает вопросы бытового уровня, пишет о духовной, нравственной жизни дворянского высшего света. Широкий реалистический охват действительности происходит и за счет изображения поместного дворянства. Деревенские главы насыщены подробностями быта и привычек помещиков. Так, дядя Онегина усердно читал «календарь осьмого года» и не держал у себя «ни капель чернил». Мать Ларина, хотя и зачитывалась в юности Ричардсоном, теперь с удовольствием занималась домашним хозяйством. И их духовный мир общения - разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Эпическая часть романа насыщена также картинами из народной жизни. Пушкин рассказывает о тяжелом крестьянском труде, об очень редких минутах отдыха. Эти картины дополняются сказочными поэтическими образами, восходящими к устному народному творчеству: это и сон Татьяны, напоминающий русскую сказку, и гадания.

Определить проблематику «Евгения Онегина» весьма сложно. Поэт создал, по выражению В. Г. Белинского, «энциклопедию русской жизни». Название по имени главного героя не сужает его тематический план, не сводит все действие к изображению судьбы Евгения Онегина. Сердцевину сюжета, конечно, составляет любовная тема, что традиционно для данного жанра, но решается она Пушкиным новаторски: Он не просто показывает несостоявшееся счастье между Онегиным и Татьяной, но углубляется в причины этого. В романе поэт, утверждает новый реалистический метод, изображая влияние среды на формирование личности и ее мироощущение. Так возникают в романе главы о детстве, юности, образовании, времяпрепровождении героев. Пушкин убежден, что судьба не просто определяет круг внешних обстоятельств человека, но и формирует его психологию.

Характеры героев построены Пушкиным, поэтом действительности, как он сам себя называл , не по литературным схемам и нормам, хотя часто они сопоставлены с другими литературными героями, а по законам реальной жизни. Так как живые люди обладают разнообразными многосторонними характерами, то характеры героев сложны и не укладываются в однозначные и узкие формулы. В простых и сложных ситуациях «обстоятельства развивают» характеры с разных сторон. Многогранность и сложность характеров учитывается автором, который изображает их то сатирически, с горькой усмешкой, то иронически, с легкой улыбкой, то лирически, с очевидным сочувствием. Пушкинские герои, исключая лишь упоминаемых третьестепенных персонажей, не делятся на положительных и отрицательных. Но даже второстепенные лица, участвующие в сюжете, в романе многогранны. Например, о Зарецком Онегин и автор отзываются либо сатирически, либо иронически. Однако сатира и ирония не мешают Онегину и автору признать и достоинства Зарецкого:

Он был неглуп; и мой Евгений,

Не уважая сердца в нем,

Любил и дух его суждений,

И здравый толк о том, о сем. <…>

Пушкин в романе – не судья и тем более не прокурор, он не судит и не обвиняет героев, а наблюдает и анализирует их характеры как друг, очевидец, обычный человек, которому что-то не нравится в героях, а что-то нравится. Такой подход к изображению характеров обеспечил жизненную правдивость романа и его близость к реалистическому типу повествования. Дворянский домашний быт и светский круг, взрастившие Онегина и Автора, вызывают в романе восхищение и восторг. Это мир высокой культуры, просвещенных людей, горячих споров, интересных бесед и разговоров, мир увлечений и страстей. В нем царят свобода, независимость, здесь собирается цвет общества. Праздники, балы, маскарады, театр, салоны – это пиршества души, где утонченные люди сочетают и силу чувств, и глубину духа. Воспевание роскошных угощений не позволяет усомниться в том, что Пушкин любит и ценит светские удовольствия. Театр приносит особые наслаждения. Домашний быт удобен, красив и приятен.

Давно уже признано, что роман “Евгений Онегин” был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим “реалистический”? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части характеристики: изображение

типичных характеров в типичных обстоятельствах. Слова эти нужно понимать в их неразделимости. Сам по себе типичный характер можно было встретить и в романтическом произведении. Например, герой романтической поэмы Пушкина “Кавказский пленник”, безусловно, типичный характер. Так же как и Алеко в “Цыганах”. Для реализма важен не просто типичный характер, а характер, показанный в типичных обстоятельствах, объясненный этими обстоятельствами. Характеры в реалистических произведениях даны в их жизненной, исторической и социальной обусловленности.

Для реалиста в искусстве существен не только вопрос:

что есть тот или иной герой? Но и вопрос: почему, под влиянием каких обстоятельств он стал таким? Это и делает подлинно реалистическое произведение одновременно и правдивой картиной жизни, и художественным исследованием жизни.

Отвечает ли такому пониманию реализма “Евгений Онегин”? Несомненно. Картина русской действительности, изображенная Пушкиным в романе, столь точна и правдива в частностях, что Белинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. В самом деле, по роману можно знакомиться с русской жизнью 20-х гг. XIX в., изучать ее не только в главных ее явлениях и процессах, но и в мелочах. Вспомним, например, одно из многих удивительно правдивых описаний Пушкина – описание дома, в котором жил дядя Онегана:

“Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.”

Самое замечательное здесь – очень точные, исторически достоверные детали (“штофные обои”, “печи в пестрых изразцах” и т. д.). Все описание составлено из правдивых деталей. Это и делает описание таким впечатляющим и таким художественно содержательным. Для романа “Евгений Онегин” это характерный пример.

Мы уже успели убедиться в том, что все персонажи романа Пушкина – типические характеры. Как они рисуются Пушкиным, как он изображает своих главных героев? Онегина мы узнаем все лучше и полнее через обстоятельства его жизни: через особенности его воспитания, влияния на него петербургской светской жизни, затем жизни в деревенской глуши и т. д. Татьяна показана в романе не сама по себе, а в той среде, которая воспитала ее характер и ее душу: среди деревенской природы, в близости к няне, рядом с простодушными родителями, которые ни в чем ей не мешали. Эти характерные жизненные обстоятельства помогли ей стать такой, какова она есть, а нам они помогают полнее, глубже узнать и понять Татьяну, узнать всю доподлинную правду о ней. Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается и Ленский, и другие герои романа. Роман “Евгений Онегин” по всем своим качествам оказывается подлинно реалистическим произведением. Он является реалистическим романом и по характеру изображения персонажей, и по характеру изображения жизни в целом.


Другие работы по этой теме:

  1. Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. “Евгений Онегин” – это реалистическое произведение. Словами самого автора можно сказать, что это роман,...
  2. 1. Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”? А. Поместное дворянство Б. Барская Москва В. Губернское чиновничество Г. Высший свет...
  3. Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пуш­кина “Евгений Онегин”? Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пуш­кина “Евгений Онегин”? а....
  4. Роль авторских отступлений в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Энциклопедичность, масштабность и фи­лософскую глубину придают в романе лирические отступ­ления. Роман А. С. Пушкина изобилует...
  5. Пушкин задумал свой Роман как сатиру на современной общество, но в процессе работы роман перерос в произведение о духовных исканиях молодежи XIX века. Автор начал...
  6. В марте 1877 года композитор Петр Ильич Чайковский гостит у певицы Лавровской, которая дает ему идею написать либретто к опере по роману А. С. Пушкина...
  7. Особенности композиции романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин” I. Вступление Композиция – состав и расположение частей произве­дения (подробнее см. Словарик). Сам Пушкин определял свой роман как...
  8. Роман в стихах Пушкина “Евгений Онегин” прежде всего – самое известное и важное для понимания его творческой личности и литературного пути произведение. Поэт начал работу...