» » Что такое фа диез. Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Что такое фа диез. Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

При изучении сольфеджио учащимся приходится сталкиваться с множеством гамм. Одна из них - фа-диез минор - и будет рассмотрена в нашей статье. Она уж слишком сложной не является, поскольку содержит всего три знака при ключе, в отличие от гамм и последовательностей, которые могут иметь до семи основных знаков, не считая дубль-диезы и дубль-бемоли.

Фа-диез минор: знаки

Гамма представляет собой самую обычную минорную последовательность, и, как уже было сказано, содержит всего три знака в виде диезов: фа, до и соль.

На основе этого и строится вся последовательность. Обозначается она как F# moll или fis-moll, что принято в гитарной партитуре или аккордовой аппликатуре.

Тоникой выступает нота фа#, субдоминантой - си, доминантой - до#. На этих трех ступенях строятся основные трезвучия гаммы, о чем будет сказано ниже.

Параллельный мажор

Как и все остальные, гамма фа-диез минор имеет параллельный мажор. Это - ля-мажор. Техника определения очень проста. Так, для минора следует от последнего знака при ключе построить полутон вверх. В нашем случае - это полутон от соль#, который и дает чистую ноту ля.

Для определения параллельного минора можно использовать два метода. Первый подразумевает построение малой терции вниз от тоники (в нашем случае от чистой ноты ля получаем фа#. Второй метод заключается в том, чтобы в знаках при ключе отсчитать третий справа. Это и будет искомый минор, соответствующий мажору.

Многие композиторы обращались и обращаются к этим тональностям. Среди русских классиков их тоже немало, поскольку эти тональности имеют очень теплое звучание для человеческого слуха.

Разновидности минорной гаммы

Как и любая другая минорная гамма, фа-диез минор имеет три основных разновидности: натуральный, гармонический и мелодический.

Различие между этими типами гаммовых последовательностей состоит в том, что в натуральном миноре в прямом и обратном порядке играется без изменения знаков.

В гармонической гамме при построении прямой и обратной последовательности на полтона повышается VII ступень (для гаммы фа-диез минор получаем ми#).

Что же касается мелодического минора, при игре восходящей гаммы на полтона повышаются VI и VII ступени, а при нисходящей - повышение отменяется (в самой гамме ставится знак бекар). Для фа# минора таким ступенями являются ре и ми.

Минорные аккорды и трезвучия: общие принципы построения

Если посмотреть на построение трезвучий и аккордов, общий принцип состоит в том, что при создании аккорда к трезвучию просто добавляется нота со смещение вверх или вниз. В самом простом случае, это тоника, октавой выше. Но, в зависимости от типа аккорда, интервал между нотой, от которой производится построение, может быть и другим.

В случае с гаммой фа-диез минор, тоническое трезвучие содержит ноты фа#, ля и до#. Если оно, например, построено с тоникой первой октаве, добавление фа-диез во второй октаве и даст простейший аккорд.

Для трезвучия на основе субдоминанты это будет сочетание нот си-ре-фа#, для доминанты - до#-ми#-соль#. Обратите внимание: трезвучие на V ступени всегда строится на основе гармонического минора, поскольку именно эта ступень отвечает за звучание доминантсептаккорда, а в нем, как известно, VII ступень повышается на полтона.

Вообще, для всех минорных трезвучий, которые строятся вверх, существует единое правило. От основной ноты сначала строится малая терция, а от следующей - большая терция. Если посмотреть на построение трезвучия вниз, нетрудно заметить, что оно представляет собой одно из обращений (когда каждое трезвучие строится от каждой следующей ноты с перенесением предыдущей на октаву выше).

Вот и получается, что трезвучие вниз от тоники фа-диез дает сочетание фа#-до#-ля, но только на две октавы ниже, нежели стандартное обращение вверх. При построении вниз сначала используется чистая кварта вниз, а затем к ней прибавляется большая терция.

Вместо послесловия

Если посмотреть на саму гамму фа-диез минор, она является очень популярной среди многих композиторов и исполнителей, только благодаря тому, что соответствует параллельному ей ля-мажору. Особенно сильно это проявляется среди гитаристов, поскольку сам ля-мажор в аппликатуре относится к самым простым аккордам и берется всего лишь тремя пальцами на втором ладу с зажатием второй, третьей и четвертой струны.

С фа-диез минором дело обстоит несколько сложнее, ведь для извлечения стандартного аккорда требуется освоить прием баррэ.

У пианистов же эта минорная гамма даже при скоростном исполнении особых трудностей не вызывает.

По использованию этой тональности в связке с параллельным мажором можно привести достаточно много примеров, даже рокеры, исполняющие музыку в стиле глэм или софт-метал, в большинстве своем обращаются именно к этим гаммам и последовательностям на их основе. Кроме того, обе тональности подходят как для мужских, так и для женских голосов. Неудивительно, что именно в этих жанрах встречается больше всего композиций, основанных именно на стандартном «итальянском квадрате» (ля-мажор-фа# ми-мажор) и его разновидностях.

В этой статье продолжим разговор о нотной грамоте – будем изучать знаки альтерации. Что такое альтерация? Альтерация – это изменение основных ступеней звукоряда (основные ступени – это до ре ми фа соль ля си ). Что конкретно изменяется? Меняется их высота и чуть-чуть название.

Диез – это повышение звука на полтона, бемоль – понижение его на полтона. После того, как нота изменена, то к её основному названию просто прибавляется одно слово – соответственно, диез или бемоль. Например, до-диез, фа-диез, ля-бемоль, ми-бемоль и т.д. В нотах же диезы и бемоли обозначаются специальными знаками, которые тоже называются диезами и бемолями . Используется и ещё один знак – бекар , он отменяет всякую альтерацию, и тогда, вместо диеза или бемоля, мы играем основной звук.

Посмотрите, как это выглядит в нотах:

Что такое полутон?

Теперь разберёмся во всём подробнее. Что же за полутоны такие? Полутон – это кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками. Давайте рассмотрим всё на примере клавиатуры фортепиано. Вот перед вами октава с подписанными клавишами:

Что мы видим? Белых клавиш у нас 7 штук и на них располагаются основные ступени. Вроде бы между ними и так довольно краткое расстояние, но, тем не менее, между белыми клавишами есть чёрные. Чёрных клавиш у нас 5. Получается, что в общей сложности в октаве 12 звуков, 12 клавиш. Так вот, каждая из этих клавиш по отношению к ближайшей соседней располагается на расстоянии полутона. То есть, если мы сыграем подряд все 12 клавиш, то мы сыграем все 12 полутонов.

Дубль-диез и дубль-бемоль

Кроме простых диезов и бемолей в музыкальной практике применяется дубль-диезы и дубль-бемоли . Что такое дубли – это двойные изменения ступеней. Другими словами, дубль-диез повышает ноту сразу на два полутона (то есть на целый тон), а дубль-бемоль – понижает ноту на целый тон (один тон – это два полутона ).

Бекар – это знак отмены альтерации, он действует по отношению к дублям абсолютно так же, как и к обычным диезам и бемолям. Например, если мы сыграли фа-дубль-диез , а затем через некоторое время перед нотой фа появляется бекар, то мы играем «чистую» ноту «фа» .

Случайные и ключевые знаки

Итак, подведём итоги.

Мы разговаривали об альтерации: узнали, что такое альтерация и какие бывают знаки альтерации. Диез – это знак повышения на полтона, бемоль – это знак понижения ноты на полтона, а бекар – знак отмены альтерации. Кроме того, существуют так называемые дубли: дубль-диез и дубль-бемоль – они повышают или понижают звук сразу на целый тон (целый тон – это два полутона).

Вот и всё! Желаю вам дальнейших успехов в освоении музыкальной грамоты. Заходите к нам чаще, будем разбирать другие интересные темы. Если вам понравился материал, нажимайте «Мне нравится» и делитесь информацией с друзьями. Сейчас предлагаю вам немного отвлечься и послушать хорошую музыку в прекрасном исполнении блестящего пианиста современности Евгения Кисина.

Людвиг ван Бетховен – Рондо «Ярость по поводу потерянного гроша»


Аккорд F – это тот самый прием баррэ, которого боятся все новички. Вы можете избегать его, тем самым ограничивая свой репертуар. Но, если вы действительно хотите научиться играть на гитаре, то рано или поздно вам придется научиться играть баррэ. Тем более что ничего сложного в нем нет. Если вы будете регулярно заниматься, то быстро освоите аккорд F.

Аппликатуры и запись аккордов

Аккорды обозначаются заглавными латинскими буквами (A, B, C, D, E, F, G). F – это фа-мажор. Дополнительные буквы и цифры после заглавной буквы указывают на конкретную вариацию аккорда. Например, буква m – на то, что это минорное созвучие. Цифра 7 на то, что это септаккорд и т.д.

В отличие от фортепианной клавиатуры, гитарный гриф позволяет сыграть одно и то же созвучие в разных позициях. Для конкретизации того, как должен быть сыгран аккорд, используется аппликатура. Она выглядит следующим образом.

Пример аппликатуры

На аппликатуре изображается, в каком месте грифа нужно прижать конкретную струну.

Строение мажорных и минорных трезвучий F

Фа-мажор (F) состоит из звуков: фа (F), до (C), ля (A) .

Фа-минор (Fm) состоит их звуков: фа (F), до (C), соль-диез (G#) .

Ноты, входящие в созвучие, нужно запоминать, чтобы сыграть аккорд в любом месте грифа. Это очень полезно, когда вы играете в ансамбле или рок-группе с двумя гитарами.

F (фа-мажор) и Fm (фа-минор) на гитаре

Возьмите в руки гитару и начните зажимать аппликатуры аккордов.

Фа-мажор в первой позиции

Возьмите баррэ на 1 ладу. Средним пальцем прижмите 3 струну на 2 ладу, безымянный палец и мизинец расположите на 3 ладу, на 5 и 4 струнах.

Фа-мажор в 1позиции

Сыграйте аккорд. Наверняка первые две струны звучат глухо или не звучат вовсе. Если это действительно так, то немного согните и выверните указательный палец в сторону гитарной деки. Найдите оптимальное положение, при котором звучат все струны. При этом ни в коем случае не превращайте свой указательный палец в скрюченный коготь. Он должен быть или прямым или плавно согнутым.

ВАЖНО! Положение большого пальца

Когда играете аккорды с баррэ, ставьте большой палец посередине тыльной стороны грифа. Так ваше усилие будет сосредоточено на пальцах, а не на кисти и предплечье. В такой позиции рука будет уставать гораздо меньше.

Фа-минор в первой позиции

Fm от F отличается только положением среднего пальца. При игре минорного трезвучия он остается свободным.

Фа-минор в 1позиции

F на 3 ладу

Вы можете взять F от 3 лада. При этом аппликатура будет похожа на форму ре-мажора. Попробуйте поставить пальцы так, как показано на изображении ниже, и сыграть аккорд.

Фа-мажор на 3 ладу

Fm на 3 ладу

Минорное трезвучие фа от 3 лада имеет форму аккорда ре-минор. На практике не применяется из-за того, что из этой позиции неудобно переходить к другим созвучиям.

Фа-минор на 3 ладу

F с малым баррэ на 5 ладу

А эта вариация F похожа на до-мажор. Только сыгранный не на 1, а на 6 ладу.

Фа-мажор с малым баррэ на 5 ладу

Fm на 5 ладу

Такую необычную аппликатуру Fm можно встретить только в композициях гитарных фриков вроде Роберта Фриппа и Фрэнка Заппы. Обычный гитарист фа-минор так никогда не сыграет.

Фа-минор на 5 ладу

F и Fm c баррэ в восьмой позиции

Аппликатуры F и Fm с баррэ в 8 позиции используются при игре на электрогитаре в случаях, когда инструменту нужно придать более яркое звучание инструменту.

Аппликатуры выглядят следующим образом.

Мажорное трезвучие.

Фа-мажор в 8 позиции

Минорное трезвучие.

Фа-минор в 8 позиции

F и Fm после 12 лада.

После 12 лада все аппликатуры аккордов повторяются, потому что повторяются ноты на гитарном грифе. Они только становятся на октаву выше. Например, F на 17 ладу выглядит так же, как и на 5.

Фа-мажор на 5 ладу Фа-мажор на 17 ладу

Если не получается сыграть фа-мажор

Новички обычно откладывают изучение фа-мажора до последнего. Если вам тяжело зажимать баррэ, есть еще один способ сыграть фа-мажор на первых ладах. Посмотрите аппликатуру и зажмите струны так, как изображено.

Альтернативный способ сыграть фа-мажор

Обратите внимание, первые 2 струны нужно зажимать одним указательным пальцем.

ВАЖНО! О трудностях

Все равно выучите баррэ. Описанный выше способ игры фа-мажора нужен, чтобы ваше обучение не затормозилось. Но эта аппликатура не является полноценной заменой обычному фа-мажору.

Популярные вариации аккорда F

Из-за того, что созвучия F играются с баррэ, популярных вариаций не слишком много. На практике гитаристы используют вариации с диезом и квинтаккорд. Реже ‑ нонаккорды и септаккорды.

Большой мажорный септаккорд фа (F7)

Аппликатура этой вариации выглядит следующим образом.

Большой мажорный септаккорд фа

Чтобы получить F7, зажмите F и уберите с грифа мизинец.

Фа-диез минор (F#m)

Фа-диез минор – самая популярная вариация созвучий F. Он зажимается так же, как и фа-минор, но не на 1 ладу, а на 2.

Фа-диез минор

Большой нонаккорд фа (F9)

F9 зажимается как F7 с мизинцем на 1 струне, 3 лад.

Большой нонаккорд фа

Квинтаккорд фа (F5)

Обратите внимание, что в квинтаккорде нужно играть только три струны. Остальные вы должны глушить ладонью левой руки.

Квинтаккорд F5 можно сыграть как в 1, так и в 8 позициях.

1 позиция

Квинтаккорд фа в 1 позиции

8 позиция

Квинтаккорд фа в 8 позиции

В музыкальной среде квинтаккорды называют «квинтами», или «пауэр-аккордами» (от англ. power chords).

ИНТЕРЕСНО.

Некоторые гитаристы опускают 6 струну на тон ниже. Благодаря этому квинтаккорд можно зажать одним пальцем.

Этот прием называется дроп-тюн. Его часто применяют музыканты, работающие в тяжелых жанрах рок-музыки.

Фа-мажор в дроп-тюне

Упражнение «Популярные последовательности»

Прежде чем приступить к изучению песен с F, потратьте немного времени на тренировку переходов от баррэ к открытым аккордам и обратно. Самая большая проблема новичков – неспособность быстро зажать все струны указательным пальцем и поставить остальные пальцы в нужные позиции. Но избавиться от этой проблемы можно только с помощью регулярных тренировок.

Ниже последовательности аккордов, игру которых вам нужно практиковать.

Последовательности с открытыми аккордами

Самая популярная прогрессия: Am F C E.

Выучив эту комбинацию созвучий, вы без труда сыграете такие песни как «Все идет по плану», «Я искала тебя», «Просвистела», «Враг мой, бойся меня», «Половинка» и еще десяток других.

Комбинация: Dm F E.

Играя эту последовательность, вы отрабатываете переход Dm – F, а затем F – E. При первой смене позиции не отрывайте средний палец от 3 струны. Перемещайте только указательный и безымянный пальцы и мизинец. При второй смене позиции просто сдвигайте руку, не меняя положение пальцев.

Получится, что ми-мажор вы зажимаете средним, безымянным пальцами и мизинцем. Это неправильно с точки зрения аппликатуры E, но очень удобно на практике.

Последовательности с баррэ

Первая последовательность с баррэ: F C G.

Когда вы ее играете, вы отрабатываете переход от одного вида баррэ к другому. Если вы планируете когда-нибудь взять в руки электрогитару, то вам обязательно нужно освоить эту последовательность.

Следующий ряд аккордов: Am, G, F, E.

Здесь все аккорды нужно сыграть с помощью баррэ. Получится, что вы двигаетесь вниз по грифу. В таком порядке эти 4 аккорда, сыгранные с баррэ, иногда называют «испанской последовательностью».

Третья прогрессия с баррэ включает аккорд с диезом: F#m, Bm, A, G.

Если вы освоили две предыдущие прогрессии аккордов, то сыграть эту вам будет совсем несложно. F#m часто встречается в песнях. И почти всегда он идет в паре с Bm.

СОВЕТ: Думайте наперед

Когда вы собираетесь играть какую-то песню, то перед началом исполнения просмотрите последовательность созвучий. Представьте, как вы будете сменять один аккорд другим. Определите удобные позиции. Где сыграть с открытыми струнами, а где взять баррэ.

Лучше посидеть полминуты, изучая аккорды, чем остановиться в середине песни, подбирая нужную аппликатуру.

В дальнейшем, когда у вас уже будет определенный опыт, весь процесс анализа последовательностей будет занимать доли секунд. Но в начале обучения этому стоит уделить больше времени.

Популярные песни на гитаре с использованием аккордов F

Ниже представлен список популярных песен, в которых встречаются F, F7, F#m, Fm. Сначала для изучения возьмите 1-2 песни. Выучите их так, чтобы играть по памяти. Репертуар расширяйте постепенно. Старайтесь добавлять только те песни, которые вам нравятся. Потому что их приятнее играть.

  • Чиж – «Фантом»
  • Гражданская оборона – «Все идет по плану»
  • Чайф – «Ой-йо»
  • Би-2 и Чичерина – «Мой рок-н-ролл»
  • Ночные снайпер ы – «Ты дарила мне розы»
  • Армейская песня – «Когда же приказ»
  • Гречка – «Люби меня, люби»
  • Nirvana – «Smells like teen spirit»
  • Кино – «Группа крови»
  • Король и шут – «Прыгну со скалы»
  • Любэ – «Ты неси меня, река»
  • Жуки – «Батарейка»
  • Ария – «Потерянный рай»
  • Кино – «Спокойная ночь»
  • 5’nizza – «Солдат»
  • 25/17 – «Звезда»
  • А. Приходько – «Вера»
  • Натали – «О, Боже, какой мужчина!»
  • М. Круг – «Кольщик»
  • «Луч солнца золотого»

Внимание! Повышенный уровень сложности

Если вы чувствуете в себе силы, то попробуйте сыграть вступительный рифф песни «Song 2» группы Blur . В этой композиции используется квинтаккорд F.

Тональности F dur (фа-мажор) и F moll (фа-минор)

В таблице приведены созвучия, которые можно использовать при игре в тональностях F.

Тональность Основные аккорды Дополнительные аккорды
Фа-мажор F B C Dm Gm A Am D
Фа-минор G# C# D# Fm A#m C Cm F
Фа-диез мажор F# B C# D#m G#m A# A#m D#
Фа-диез минор A D E F#m Bm C# C#m F#
  • Хотя фа-мажор часто используется в песнях, композиции очень редко начинаются с этого созвучия.
  • Среди всех аккордов вариация фа (фа-диез, фа-диез минор) наиболее часто используется в популярной музыке (например, Кино – «Группа крови», Rage against the machine – «Bulls on the parade» и т.д.).

Что нужно запомнить

  1. Фа-мажор с баррэ можно заменить на другую аппликатуру, но только на первое время.
  2. Выучив фа-мажор, вы сможете сыграть с баррэ и любой другой аккорд. Этот прием значительно расширит ваши технические возможности.
  3. В аккордах F нужно запомнить только одну аппликатуру (с баррэ на первом ладу).
  4. Комбинация аккордов Am, F, C, E позволяет сыграть десятки популярных песен.