» » Виктор голявкин удивительные дети. Удивительные дети (сборник) Рецензии и отзывы на книгу «удивительные дети» виктор голявкин

Виктор голявкин удивительные дети. Удивительные дети (сборник) Рецензии и отзывы на книгу «удивительные дети» виктор голявкин
Место смерти: Гражданство: Род деятельности: Годы творчества: Направление:

детская литература

Биография

Творчество

Особенностью рассказов писателя является их краткость вместе с доброжелательным . Это нечасто встречающаяся в особенность - краткость. Такой ёмкий краткий стиль требует особого писательского мастерства, которым Голявкин владел, как никто другой. Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные. Длинные рассказы встречаются редко. Одними из самых коротких являются такие рассказы, как «Рисунок», «Четыре цвета», «Друзья», «Больные», например, рассказ «Рисунок»:

Алёша нарисовал цветными карандашами деревья, цветы, траву, грибы, небо, солнце и даже зайца.

Чего здесь не хватает? - спросил он папу. - Всего здесь достаточно, - ответил папа. - Чего здесь недостаточно? - спросил он брата. - Всего хватает, - сказал брат.

Тогда Алёша перевернул рисунок и написал на обороте вот такими большими буквами:

И ЕЩЁ ПЕЛИ ПТИЦЫ - Вот теперь, - сказал он, - там всего хватает!

Такие короткие рассказы часто встречаются у писателя.

Книги

Тетрадки под дождем. Л., 1959.

Мой добрый папа: Повесть. - Л.: Детская литература, 1964. - 96 с.

Привет вам, птицы. - Л., 1969. - 96 с. Рассказы.

Полосы на окнах, Л.: Детская литература, 1972.- 96 с.

Арфа и бокс: Роман. - Л.: Советский писатель, 1969; 1979. - 288; 256 с.

Я жду Вас всегда с интересом: Рассказы. - М.: Современник, 1980. - 272 с.

Большие скорости: Роман, рассказы. - Л.: Советский писатель, 1988. - 512 с.

Любовь и зеркало: Рассказы. - Л.: ЛИО "Редактор", 1991. - 272 с.

Разрешите пройти. Л., 1992.

Болтуны. М., 1999.

Всё будет неплохо. - СПб.: Петербургский Писатель, 2000. - 304 с.

Знакомое лицо: Рассказы. - СПб.: Азбука-Классика, 2000. - 384 с. Сост. Е.Перемышлев.

Избранное. - М.: Аст, Астрель, 2002. Составитель Л.Бубнова.

Избранные. - М.: Зебра Е, 2004. - 565 с.

Литература

Шушковская Ф. Виктор Голявкин. Очерк творчества.// О литературе для детей, вып. 23. Л., 1979

Горышин Г. Виктор Голявкин пишет рассказ…// Голяявкин В. Я жду вас всегда с интересом. М., 1980

Ссылки

  • Виктор Голявкин на сайте

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    М. Зощенко, Л. Пантелеев, В. Драгунский Удивительные дети Этот сборник представляет собой не одну, а сразу три книжки, составленные из рассказов о детях М. Зощенко, Л. Пантелеева, В. Драгунского. Занимательные биографическиестатьи о писателях расширят… - @Оникс, @(формат: 70x90/16, 640 стр.) @Книжка-толстушка. Учитель рекомендует @ @ 2011
    244 бумажная книга
    Виктор Голявкин Удивительные дети (сборник) Весёлые и добродушные короткие рассказы об озорных и непоседливых мальчишках: «Тетрадки под дождём», «Я пуговицу сам себе пришил!», «Яандреев», «Как я под партой сидел», «Никакой горчицы я не ел»… - @Издательство «Детская литература», @(формат: 84x108/32, 640 стр.) @Удивительные дети @ электронная книга @ 1972
    160 электронная книга
    Вильмонт Е.Н. Екатерина Вильмонт - автор многочисленных популярных романов о любви и детских детективов. Широкое признание со стороны читателей заслуженно ставит имя ЕкатериныВильмонт в пятерку самых знаменитых… - @АСТ, @(формат: 84x108/32, 640 стр.) @ @ @ 2018
    112 бумажная книга
    Вильмонт Екатерина Николаевна Дети галактики, или Чепуха на постном масле Екатерина Вильмонт - автор многочисленных популярных романов о любви и детских детективов. Широкое признание со стороны читателей заслуженно ставит имя ЕкатериныВильмонт в пятерку самых знаменитых… - @АСТ, @(формат: 70x90/32, 256 стр.) @Про жизнь и про любовь. Екатерина Вильмонт @ @ 2016
    82 бумажная книга
    Андрей Симонов Удивительные и необыкновенные приключения Лады и маленькой феи добра и справедливости В этой детской истории описываются удивительные и необыкновенные приключения в городе и деревне обычной девочки школьницы Лады и маленькой феи добра и справедливости. Благодаря маленькой феи все… - @Accent Graphics communications, @(формат: 70x90/32, 256 стр.) @Лада раскрывает смысл и тайны нашего бытия @ электронная книга @ 2017
    60 электронная книга
    Жильбер Делаэ Удивительные приключения Маруси (сборник) Серия «Приключения Маруси» – это уникальный издательский проект, который стал бестселлером сначала во Франции, а потом и более чем в 50 странах мира! Общий тираж книг более 100 млн экземпляров. Про… - @Издательство АСТ, @(формат: 84x108/32, 640 стр.) @ @ электронная книга @
    249 электронная книга
    Верн Ж. Дети капитана Гранта Жюль Верн, замечательный писатель, создатель научно-фантастического романа, - один из самых замечательных читаемых французских авторов в мире. В настоящем изданиипредставлен один из лучших романов… - @Азбука, @(формат: 84x108/16, 24 стр.) @Мировая классика @ @ 2018
    122 бумажная книга
    Кэролайн Черри Дети мрака В беспощадной схватке противостоят друг другу освоители космоса: земляне и регулы, - алчные торговцы, подчинившие себе множество миров. Верой и правдой служат врагузагадочные мри, суровые воители… - @Северо-Запад, @(формат: 84x104/32, 448 стр.) @Science Fiction @ @ 1997
    350 бумажная книга
    Жюль Верн Дети капитана Гранта Жюль Верн, замечательный писатель, создатель научно-фантастического романа, - один из самых читаемых французских авторов в мире. С самого детства нас сопровождают его необыкновенные произведения… - @Азбука, Азбука-Аттикус, @(формат: 84x108/32, 640 стр.) @Мировая классика @ @ 2012
    92 бумажная книга
    Верн Ж. Дети капитана Гранта Жюль Верн, замечательный писатель, создатель научно-фантастического романа, - один из самых читаемых французских авторов в мире. С самого детства нас сопровождаютего необыкновенные произведения… - @Азбука, @(формат: 70x90/32, 256 стр.) @Больше, чем книга @ @ 2018
    885 бумажная книга
    Жюль Верн Дети капитана Гранта Жюль Верн, замечательный писатель, создатель научно-фантастического романа, - один из самых читаемых французских авторов в мире. С самого детства нас сопровождают его необыкновенные произведения… - @АЗБУКА, @(формат: 84x108/32, 640 стр.) @Мировая классика @ @ 2012
    79 бумажная книга
    Татьяна Фрейденссон Дети Третьего Рейха Герои этой книги - потомки нацистских преступни­ков. За три года журналист Татьяна Фрейденссон исколе­сила почти полмира - Германия, Швейцария, Дания, США, Южная Америка. Их надо было не только… - @Захаров, @(формат: 84x108/32, 648 стр.) @ @ @
    Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
    _____________________

    Кому что удивительно 4
    В шкафу 6
    Нехорошо получилось 12
    Поющая Катя 14
    Друзья 16
    Закутанный мальчик 18
    Птичка 20

    КОМУ ЧТО УДИВИТЕЛЬНО

    Танька ничему не удивляется. Она всегда говорит: „Вот уж не удивительно!", даже если бывает и удивительно. Я вчера на глазах у всех перепрыгнул через такую лужу... Никто не мог перепрыгнуть, а я перепрыгнул! Все удивлялись, кроме Тани:
    - Подумаешь! Ну и что же? Вот уж не удивительно!
    Я всё старался её удивить. Но никак не мог удивить. Сколько я ни старался. Я из рогатки попал в воробышка. Научился ходить на руках, свистеть с одним пальцем во рту. Она всё это видела. Но не удивлялась.
    Я изо всех сил старался. Что я только не делал! Залезал на деревья, ходил без шапки зимой...
    Она все не удивлялась.
    А однажды я просто вышел с книжкой во двор. Сел на лавочку. И стал читать.
    Я даже не видел Таньку. А она говорит:
    - Удивительно! Вот не подумала бы! Он читает!

    В ШКАФУ

    Перед уроком я в шкаф залез. Я хотел мяукнуть из шкафа. Подумают кошка, а это я.
    Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул.
    Просыпаюсь - в классе тихо. Смотрю в щёлочку - никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта. Значит, я весь урок проспал. Все домой ушли, и меня в шкафу заперли.
    Душно в шкафу и темно, как ночью. Мне стало страшно, я стал кричать: - Э-э-э! Я в шкафу! Помогите!
    Прислушался - тишина кругом.
    Я опять:
    - О! Товарищи! Я в шкафу сижу! Слышу чьи-то шаги. Идёт кто-то.
    - Кто здесь горланит?
    Я сразу узнал тётю Нюшу, уборщицу.
    Я обрадовался, кричу:
    - Тётя Нюша, я здесь!
    - Где ты, родименький?
    - В шкафу я! В шкафу!
    - Как же ты, милый, туда забрался?
    - Я в шкафу, бабуся!
    - Так уж слышу, что ты в шкафу. Так чего ты хочешь?
    - Меня заперли в шкаф. Ой, бабуся! Ушла тётя Нюша. Опять тишина. Наверное, за ключом ушла.
    Опять шаги. Слышу голос Пал Палыча. Пал Палыч - наш завуч...
    Пал Палыч постучал в шкаф пальцем.
    - Там нет никого, - сказал Пал Палыч.
    - Как же нет. Есть, - сказала тётя Нюша.
    - Ну где же он? - сказал Пал Палыч и постучал ещё раз по шкафу.
    Я испугался, что все уйдут, я останусь в шкафу, и изо всех сил крикнул:
    - Я здесь!
    - Кто ты? - спросил Пал Палыч.
    - Я - Цыпкин...
    - Зачем ты туда забрался, Цыпкин?
    - Меня заперли... Я не забрался...
    - Гм... Его заперли! А он не забрался! Видали? Какие волшебники в нашей школе! Они не забираются в шкаф, в то время как их запирают в шкафу. Чудес не бывает, слышишь, Цыпкин?
    - Слышу...
    - Ты давно там сидишь? - спросил Пал Палыч.
    - Не знаю...
    - Найдите ключ, - сказал Пал Палыч. - Быстро.
    Тётя Нюша пошла за ключом, а Пал Палыч остался. Он сел рядом на стул и стал ждать. Я видел сквозь щёлку его лицо. Он был очень сердитый. Он закурил и сказал:
    - Ну! Вот до чего доводит шалость! Ты мне честно скажи, почему ты в шкафу?
    Мне очень хотелось исчезнуть из шкафа. Откроют шкаф, а меня там нет. Как будто бы я там и не был. Меня спросят: „Ты был в шкафу?" Я скажу: „Не был". Мне скажут: „А кто же там был?" Я скажу: „Не знаю".
    Но ведь так только в сказках бывает! Наверняка завтра маму вызовут... Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и все такое... Как будто мне тут удобно спать! Ноги ломит, спина болит. Одно мученье! Что было мне отвечать? Я молчал.
    - Ты живой там? - спросил Пал Палыч.
    - Живой...
    - Ну, сиди, скоро откроют...
    - Я сижу...
    - Так... - сказал Пал Палыч. - Так ты ответишь мне, почему ты залез в этот шкаф?
    Я молчал.
    Вдруг я услышал голос директора. Он шел по коридору:
    - Кто? Цыпкин? В шкафу? Почему?
    Мне опять захотелось исчезнуть.
    Директор спросил:
    - Цыпкин, ты?
    Я тяжело вздохнул. Я просто уже не мог отвечать.
    Тётя Нюша сказала:
    - Ключ унес староста класса.
    - Взломайте дверь, - сказал директор.
    Я почувствовал, как ломают дверь, -
    шкаф затрясся, я стукнулся больно лбом. Я боялся, что шкаф упадёт, и заплакал. Руками упёрся в стенки шкафа, и, когда дверь поддалась и открылась, я продолжал точно так же стоять.
    - Ну, выходи, - сказал директор. - И объясни нам, что это значит.
    Я не двинулся с места. Мне было страшно.
    - Почему он стоит? - спросил директор.
    Меня вытащили из шкафа.
    Я всё время молчал.
    Я не знал, что сказать.
    Я хотел ведь только мяукнуть. Но как я сказал бы об этом...

    НЕХОРОШО ПОЛУЧИЛОСЬ

    Перед уроком ребята построились в пары. Таня - дежурная - проверяла у всех руки, уши: чистые ли?
    А Вова за парту спрятался. И сидит, как будто его не видно. Таня кричит ему:
    - Вова, иди покажи свои уши. Не прячься!
    А он словно не слышит. Сидит под партой, не шевелится.
    Таня опять ему:
    - Вова, ну! Покажи свои уши и руки!
    А он опять ни слова.
    Когда Таня у всех проверила, она подошла к парте, где спрятался Вова, и говорит:
    - А ну, вставай! Как не стыдно! Пришлось Вове вылезти из-под парты. Таня вскрикнула: „Ой!“ - И попятилась. Вова был весь в чернилах - лицо, руки,
    даже одежда.
    А он и говорит:
    - У меня немножко руки грязные были. А чернила я только что пролил. Когда залезал под парту.
    Вот как нехорошо получилось!

    ПОЮЩАЯ КАТЯ

    У нас в квартире Катя живёт. Она трусиха. Если слышится из коридора песня - это Катя от страха поёт. Она темноты боится. Она свет в коридоре зажечь не может и песни поёт, чтоб не страшно было.
    Я темноты не боюсь нисколько. Чего мне темноты бояться! Я вообще никого не боюсь. Кого мне бояться? Я удивляюсь тому, кто боится. Например, Петя. Я Кате рассказал про Петю.
    Мы летом в палатках жили. Прямо в лесу.
    Как-то вечером Петька ушёл за водой. Прибегает вдруг без ведра и кричит:
    - Ой, ребята, там чёрт с рогами!
    Пошли посмотрели, а это пень. От пня ветки торчат, как рога.
    Мы весь вечер над Петькой смеялись. Пока не уснули.
    Утром взял Петя топор, пошёл пень выкорчёвывать. Ищет, ищет - не может
    Катя
    найти. Пней много. А того пня, что на чёрта похож, нигде нет. В темноте пень был похож на чёрта. А днем он совсем не похож на чёрта. Отличить его от других невозможно.
    Смеются ребята:
    - Зачем тебе пень выкорчёвывать?
    - Как же так, - отвечает Петя, - ведь я ночью опять испугаюсь.
    Ребята ему говорят:
    - Ты вот что сделай. Все эти пни выкорчуй. Среди них непременно тот пень будет. И ходи себе смело.
    Глядит Петя на пни. Много пней. Штук сто. А может быть, двести. Попробуй все выкорчуй!
    Махнул Петя рукой на пни. Пусть стоят. Пни ведь не черти.
    Послушала Катя рассказ про Петю. Смеётся:
    - Ой, какой Петя смешной!

    ДРУЗЬЯ

    Андрюша и Славик друзья.
    Они всё делают вместе. Когда Андрюша упал с веранды, Славик тоже хотел упасть с веранды, чтоб доказать, что он истинный Друг.
    Когда Славик пошел вместо школы в кино, то Андрюша тогда был с ним вместе.
    А когда они принесли в класс кошку и учитель спросил, кто из них это сделал, Андрюша сказал:
    - Это Славик сделал.
    А Славик сказал:
    - Это всё Андрюша...

    ЗАКУТАННЫЙ МАЛЬЧИК

    Этот мальчик был так закутан, что на него нельзя было смотреть без смеха. Поверх всего он был обмотан большим шерстяным платком. Из сплошного клубка одежды торчали лишь нос и два глаза.
    - Как ты на коньках катаешься? - спросил я.
    - Никак.
    - И на лыжах не катаешься?
    - Не катаюсь.
    - Вот так и стоишь у стены без движенья?
    - А зачем мне движенье?
    - Так ты бы лучше дома сидел.
    - Я вышел воздухом подышать.
    - Научить тебя на коньках кататься?
    - Не надо.
    - Тебе одежда мешает? Так ты разденься.
    - Мне холодно будет.
    - На коньках холодно не бывает.
    - Мне и так тепло.
    - Вот чудак! Ну и стой возле стенки, только смешно смотреть на тебя. Как чучело.
    - Сам ты чучело.
    - Это ты, брат, чучело.
    - А вот и нет.
    - Как же нет, когда вон ты какой смешной!
    - Не смей смеяться, я тебя стукну!
    - Как же ты стукнешь? Тебе и руку поднять невозможно.
    Я побежал кататься.
    Закутанный мальчик очень обиделся, побежал за мной, но сейчас же упал. Он встал, сделал шаг и опять упал.
    - Поставьте его у стены, - сказал кто-то, - а то он так будет всё время падать.

    ПТИЧКА

    Вышел я на перемене во двор. Погода чудесная. Ветра нет. Дождя нет. Снега нет. Только солнышко светит.
    Вдруг вижу, крадётся куда-то кошка. Куда, думаю, кошка крадётся? Любопытно мне стало. И я осторожно за кошкой пошёл. Вдруг кошка прыг - и гляжу: у неё в зубах птичка. Воробышек. Я хвать кошку за хвост и держу.
    „А ну, отдай птичку! - кричу. - Сейчас же отдай!"
    Отпустила кошка птичку - и бежать.
    Принёс я птичку в класс.
    Кусочек хвоста у неё оторван.
    Все окружили меня, кричат:
    - Глядите, птичка! Живая птичка!
    Учитель говорит:
    - Кошки птичек за горло хватают. А здесь повезло твоей птичке. Кошка ей только хвост повредила.
    Просят меня подержать дать. Но я её никому не дал. Птички не любят, когда их держат.
    Положил я птичку на подоконник. Обернулся, а птички нет. Ребята кричат: „Лови! Лови!"
    Улетела птичка.
    Но я не горевал. Ведь я спас её. А это самое главное.

    Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в Баку. В раннем детстве у Виктора проявились способности и тяга к рисованию. Он изрисовал стены не только в квартире, но и в городе Баку.

    Когда ему исполнилось 12 лет, началась война, его отец ушёл на фронт. Виктор рисовал карикатуры на фашистов и на Гитлера.

    После войны Виктор Голявкин вопреки желанию родителей выбирает живопись, оканчивает художественное училище в Сталинабаде, а позднее и институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде. Но у художника появляется ещё и желание писать рассказы для детей, которые он сам и оформляет. В 1959 году выходит его первая книжка «Тетрадки под дождём», а затем ещё ряд других: «Ты приходи к нам, приходи», «Это мальчик», «Мой добрый папа» (1964 г.); «Рисунки на асфальте» (1965 г.).

    Умер Виктор Голявкин в 2001 году.

    Виктор Голявкин. Сплошные чудеса

    Дело было так. Сначала я начал разгибать гвоздь в кухне на кафельном полу. А он не разгибался. Я хлопнул по нему молотком со всей силы, и три кафельные плитки разлетелись вдребезги. Целый час я возился с гвоздём. Мне захотелось есть. Я поставил на плиту варить картошку и обнаружил пропажу гвоздя. Я сбегал на стройку и притащил пять плиток и цемент. Я взялся за работу, но, как ни старался, мои плитки никак не укладывались вровень с другими. Две проваливались очень глубоко, а одна возвышалась над всеми. Я хлопнул по двум плиткам молотком, и они разлетелись вдребезги. Я вставил на их место запасные, но они возвышались над другими, и я не решился хлопнуть по ним молотком. Стал подчищать ножичком пол, после чего обнаружил, что и теперь они проваливаются. Я густо намазал их цементом, но теперь они опять возвышались, как я ни нажимал на них. Я хлопнул по ним молотком, и они разлетелись вдребезги.

    Оставалось идти за новыми. Я выпросил десять плиток, но мне не удалось их уложить с другими вровень. Я хлопнул по ним молотком, и они разлетелись вдребезги.

    Цемент носился по воздуху. Я кашлял и чихал. Я подмёл пол и обнаружил, что в полу теперь не хватает шести плиток, а не трёх, как раньше.

    Я вспомнил о картошке, но она превратилась в угли. Ни плиток, ни картошки, ни гвоздя...

    Я заглянул в кастрюлю и обнаружил там гвоздь. Сплошные чудеса!

    Я принялся снова разгибать его на плитках и раскрошил ещё две плитки. Но гвоздь разогнул.

    Я вбил его в стену и наконец-то повесил картину Шишкина «Утро в сосновом лесу».

    Я вскочил на стул и стал со злости вколачивать гвоздь в стену, чтобы духу его больше не было, никогда его не видеть! Но он всячески изворачивался и подгибался, и мне никак не удавалось его как следует вколотить. Я подправлял его клещами и вбивал. Вбивал и подправлял. Я воевал с гвоздём. В дверь постучали. Я открыл.

    — Прекратите бить в стену, — возмущённо сказала соседка, — что вы там делаете?

    — Ничего... — сказал я, тяжело дыша.

    — Перестаньте немедленно.

    — Нет, я ему покажу!

    — Гвоздю.

    — А что с ним?

    — Гнётся. Он всё время гнётся. Я его забью!

    — Бессовестный мальчишка, — возмутилась соседка, переходя на «ты», — если тебе нужен гвоздь, то скажи.

    Она тут же притащила горсть гвоздей. Совсем новых. Как я сразу не догадался у неё попросить!

    — Вот, возьми любой гвоздь. А тот оставь в покое.

    — На этот гвоздь мне нечего злиться, а с тем гвоздём я рассчитаюсь.

    — Где это видано, чтобы с гвоздями рассчитывались! — сказала соседка.

    — Всё равно мне теперь нечего вешать на ваш гвоздь...

    — Ну, смотри мне!

    Она ушла.

    А я лёг на кровать и укрылся одеялом с головой.

    Мне жалко было плитки.

    Я ненавидел гвоздь.

    Мне не хотелось есть. Ведь виноват был я.

    И я уснул.

    Во сне мне снились гвозди, которые сами вбиваются в стену, картошка, которая никогда не сгорает, и плитки, которые ничем не разобьёшь.

    Сплошные чудеса!

    Во сне всё было хорошо, но на самом- то деле всё было плохо... Да, многого я делать не умею... Сам не знал...

    Виктор Голявкин. Два подарка

    Вдень рождения папа подарил Алёше ручку с золотым пером. На ручке были выгравированы золотые слова: «Алёше в день рождения от папы».

    На другой день Алёша со своей новой ручкой пошёл в школу. Он был очень горд: ведь не у каждого в классе ручка с золотым пером и золотыми буквами! А тут учительница забыла дома свою ручку и попросила на время у ребят. И Алёша первый протянул ей своё сокровище. И при этом подумал: «Мария Николаевна обязательно заметит, какая замечательная у меня ручка, прочтёт надпись и скажет что-нибудь вроде: «Ах, каким красивым почерком написано!» или: «Какая прелесть!» Тогда Алёша скажет: «А вы взгляните на золотое перо, Мария Николаевна, самое настоящее золотое!»

    Но учительница не стала разглядывать ручку и ничего такого не сказала. Она спросила урок у Алёши, но он его не выучил. И тогда Мария Николаевна поставила в журнал двойку золотым пером и вернула ручку.

    Алёша, растерянно глядя на своё золотое перо, сказал:

    — Как же так получается?.. Вот так получается!..

    — Ты о чём, Алёша? — не поняла учительница.

    — О золотом пере... — сказал Алёша. — Разве можно ставить двойки золотым пером?

    — Значит, сегодня у тебя не золотые знания, — сказала учительница.

    — Выходит, папа подарил мне ручку, чтобы мне ею двойки ставили? — сказал Алёша. — Вот так номер! Какой же это подарок? Учительница улыбнулась и сказала:

    — Ручку тебе папа подарил, а сегодняшний подарок ты себе сам сделал.

    Виктор Голявкин. Настоящая дружба

    У Андрюшки было много друзей во дворе. Некоторые даже ходили уже в школу, но такого маленького друга у него ещё никогда не было.

    Этот новый друг Вадик знал несколько слов и большую часть времени спал в коляске. И тем не менее он был настоящий друг.

    При виде Андрюши он ещё издали кричал:

    Всё, что у него было в руках, он протягивал своему другу и говорил:

    А однажды, когда на Андрюшу залаяла большая собака, Вадик так громко заплакал, что собака поджала хвост и замолчала.

    Зато Андрюша, как друг, водил малыша за руку, и благодаря этому Вадик быстро научился самостоятельно ходить. Ведь Андрюша сам в своё время

    не сразу научился ходить самостоятельно и, наверное, помнил об этом.

    А когда мама Вадика отлучалась, всегда следил, чтобы друг его не вывалился из коляски, и Вадик, хорошо понимая это, протягивал ему руки и говорил:

    Андрюша часто дарил ему какую-ни- будь свою игрушку, и Вадик радостно кричал:

    Теперь Андрюша ходит уже в школу и, говорят, не очень-то смирно сидит за партой, а Вадик вовсю бегает и ни минуты не желает сидеть в коляске.

    И они по-прежнему друзья.

    Виктор Голявкин. Пять ёлок

    Сначала купили сразу две ёлки: одну ёлку — папа, другую — мама. Потом пришёл дядя Миша с ёлкой. Дядя Миша сказал:

    — Эх, какая досада!

    — Три ёлки нам ни к чему, — сказал папа.

    — Бог троицу любит, — сказала бабушка.

    — Бога нет, — сказал я.

    — Бесхозяйственность, — сказала мама.

    Только мама это сказала, как вдруг входит дедушка с ёлкой. А за ним тётя Нюша с ёлкой.

    — Ура, — крикнул я, — пять ёлок!

    — Я расстроилась, — говорит тётя Нюша. — Я хотела вам сделать сюрприз, а тут столько ёлок!

    — Что же делать, — говорит мама, — куда же мы денем эти ёлки? Придётся их предложить соседям.

    — Как это так, — говорит дядя Миша. — Я принёс ёлку Пете. И вдруг её отдают соседям!

    — Я очень обижен, — говорит дед. — Я принёс ёлку внуку. И я не пойму, причём здесь соседи!

    — И я! — сказала тётя Нюша. — Я не отдам свою ёлку соседям! Я принесла свою ёлку племяннику. Пусть он скажет: доволен он ёлкой?

    — Конечно, доволен! — крикнул я.

    Тётя Нюша сказала:

    — Ну! Только попробуйте! Ёлка — его.

    Папа сказал:

    — Но я купил свою ёлку первым. Я выбирал её два часа. Я покупал ёлку сыну. Я не хочу об этом слышать!

    — Тем более — я, — сказала мама. — К тому ж моя ёлка лучше всех, это, по- моему, сразу видно.

    Тётя Нюша сказала:

    — Моя ёлка лучше! Вы только понюхайте, как она пахнет!

    А дядя Миша взмахнул своей ёлкой так, что задел деда по носу веткой.

    Бабушка тихо смеялась в углу.

    Наконец всем надоело спорить. Дядя Миша сказал:

    — Я так считаю. Пусть своё мнение выскажет Петя. В конце концов, эти ёлки — его.

    Я сказал, что мне нравятся все пять ёлок.

    — Вот и прекрасно! — сказал дядя Миша. — Ёлки Петины. Он доволен. Так в чём же дело, я не пойму!

    Все согласились с дядей Мишей и начали устанавливать ёлки. Хотя это было не так легко сделать, но в конце концов ёлки установили. Потом принялись вешать игрушки. Правда, игрушек было мало, но всё равно я был очень доволен — пять ёлок все вместе в одной квартире.

    Это ведь целый лес!

    Потом пришёл Вовка взглянуть на ёлки.

    Потом пришёл Алька из пятой квартиры.

    Потом пришли Лёнька с Васькой.

    Каждому я подарил по ёлке.

    И мне осталась одна ёлка.

    Я всё ходил вокруг неё и долго любовался ею, а потом вдруг представил себе, как стало пусто в том месте в лесу, где росли пять ёлок. Их вырубили для меня специально...

    На следующий год я вырасту большой, и тогда не нужно мне будет ни одной ёлки. Хотя и сейчас я уже не малыш...

    Виктор Голявкин. Смеяться и думать

    Часто я пишу весёлые рассказы. Естественно, тут нужен смех, чтобы дети смеялись.

    Однажды я читал в школе. Выбрал самые весёлые рассказы, как мне показалось. Я хотел, чтобы смеху было как можно больше, чтобы всем было весело.

    Дети, в общем, смеялись, но не все. Кое- кто не смеялся. Это меня беспокоило.

    Я к ним обратился с речью: «Дорогие ребята, тут кое-кто не смеялся. Так вот. Для них я напишу специально. Поработаю в полную силу. И в другой раз прочту. Чтобы смех был дружный, а не какой-то отдельный. Чтобы всем было весело». — «Что ж, посмотрим, — сказал один мальчик, — увидим».

    Он как раз меньше всех смеялся. Он мне как будто не верил. Я пожал протянутую руку и сказал: «Ну что ж, увидим. Я растормошу тебя. Будешь и ты хохотать!» — «Вы так думаете? — сказал он. — Ну давайте ещё приезжайте. Я буду вас ждать с интересом». Он мне чем- то даже понравился. Своею какой-то железной невозмутимостью и простотой в обхождении с людьми. Хотя я немного расстроился. Тяжёлый слушатель попался. Но в то же время такой человек как бы советует вдуматься, пересмотреть своё творчество, писать острей, смешней.

    Я написал ещё рассказы, стараясь, чтобы они были как можно смешнее. Поехал опять в эту школу и, слегка волнуясь, начал читать. Волнение моё понятно. Я сразу увидел этого мальчишку, не помню, в каком ряду. Как мне казалось, ребята смеялись больше, чем в прошлый раз, но он, этот мальчишка, даже глазом не моргнул. Он как-то весь подался вперёд, смотрел на меня и сжимал рот. Я видел только его. Тем более — был уговор.

    Я с трудом дочитал. Он подошёл ко мне, держа руки в карманах. У него было удивительно довольное лицо, но рот так же сжат. Нельзя сказать, чтобы он улыбался, но было заметно: он доволен. Я же был настолько недоволен, что и говорить нечего. «Ну, как?» — спросил он. «Неужели там не было ничего смешного?» — спросил я. «Было», — сказал он. «Так в чём же дело?» — «Всё дело в воле», — сказал он. Я не понял его. Тогда он совершенно спокойно объяснил мне, что воспитывает в себе волю, и сжимает рот, и смотрит вперёд не моргая, когда ему смешно. Этим самым он закаляет свои организм, свою волю, по его мнению. «Но зачем?» — спросил я. «Чтобы полететь в космос», — ответил он вполне серьёзно.

    Ответ его произвёл на меня впечатление редкое. Я даже, честно говоря, сразу не мог ему ответить, такого я не ожидал. Я вспомнил наших улыбающихся космонавтов и просто растерялся. «А Гагарин?» — спросил я. Он удивлённо открыл рот, потом сказал: «Я об этом не подумал ».

    После этого ответа смеялись все. Смеялся сам мальчишка. Улыбающийся, весёлый первый в мире космонавт, улыбка которого известна всему миру, — и этот мальчишка со сжатым ртом и выпученными глазами.

    Это было смешно. По-настоящему.

    Замечательный смех всей школы, дружный, задорный, здоровый, первоклассный, блестящий, что надо!

    Вот так бы дружно всегда смеялись над зазнайством, глупостью, нелепостью, ерундой, неряшливостью, недобросовестностью, трусостью, подлостью, ложью, неусидчивостью, нечестностью, невнимательностью, несерьёзностью, необдуманностью, недоброкачественностью, неуменьем!

    Блестит озеро.

    Солнце ушло за деревья.

    Спокойно стоят камыши.

    Всё озеро в чёрных чёрточках. Это лодки, а в них рыбаки.

    Бегут к дороге телята, становятся в ряд и смотрят на нас.

    Сидят две собаки и смотрят на нас.

    Бегут к нам вприпрыжку мальчишки.

    Грузовик наш поднял много пыли, и она оседает постепенно.

    Я вижу деревню, лес, озеро.

    Из дома выходит хозяин с бородкой, в старой морской фуражке.

    – Здравия желаем жильцам, – говорит он, – вечерок что надо, рыбка ловится, ветра нет, понюхайте-ка воздух, понюхайте… – Он громко нюхает воздух. Трясёт всем нам руки.

    – Пыли много, – говорит мама, – ужасно много пыли!

    – Так это ваша пыль и есть, – говорит хозяин.

    – Дорога у вас пыльная, – говорит мама.

    – А воздух-то какой!

    Всё больше и больше темнеет.

    Наш дом – верхние комнаты.

    Мы с мамой несём наши вещи.

    Я поднимаюсь по лестнице и всё время нюхаю воздух.

    – Жаль, что отцу не дали отпуск, – говорит мама.

    – Такой воздух! – говорю я.

    Мы с мамой стоим в новой комнате.

    – Вот здесь мы будем жить лето, – говорит мама.

    Я умывался под лестницей из умывальника, а хозяин Матвей Савельич стоял рядом со мной:

    – Лей, лей! Всем хватит воды, а не хватит – вон из колодца ещё возьмите, в чём дело!

    Я вовсю лил.

    – Ну как? Хорошо? Мойся, мойся! Вода хороша! У меня колодец очень хороший. Сам рыл. Сам копал. Только у Ямщиковых такой колодец да у меня. А у других это разве колодцы?

    – А что у других?

    – А ты погляди.

    – Схожу погляжу…

    – И сходи. И мамашу возьми.

    …А какое было утро!

    Солнце поднималось из-за озера. И опять всё озеро было в чёрточках. А посреди озера серебристая полоса. От солнца. Деревья слегка покачивались, и полоса на озере становилась извилистой. Совсем рядом заиграл пионерский горн.

    – У кого вода, а у кого бурда, – сказал Матвей Савельич.

    Я вышел за калитку.

    За калиткой

    За калиткой стоял малыш и плакал. А рядом с ним стояла бабушка.

    Малыш повторял:

    – Я хочу черпалку!

    – Нету черпалки, – отвечала бабушка.

    – Давай черпалку! – орал малыш.

    – Что это за черпалка такая? – спросил я.

    Малыш посмотрел на меня и сказал:

    – Давай черпалку!

    – Неужели ты не видишь, Мишенька, что у него нет черпалки? – сказала бабушка.

    Он опять посмотрел на меня.

    Я показал ему руки – вот, мол, нет у меня черпалки.

    Он замолчал. Потом крикнул:

    – Давай черпалку!

    – Господи, – вздохнула бабушка, – чуть свет вставать зарядил. Возьми я ему раз да скажи: «Куплю я тебе, Мишенька, черпалку, если ты курицу съешь». А что это за черпалка такая и сама не знаю. Просто так сказала ему, чтоб он курицу съел. Вроде бы в какой-то сказке я ему про эту черпалку читала. Ну, он курицу съел и сейчас же говорит: «Давай теперь черпалку!» А откуда я её возьму? И что это за оказия такая, и что это за диковина такая, эта самая черпалка… И лодки ему показываю, и дровишки, и шишки, и чего только я ему ни показываю, а он знай про «черпалку» твердит…

    Я говорю:

    – Где-то видел я, продавали в магазине игрушечную землечерпалку. Шесть рублей, кажется, стоит. Вот бы такую землечерпалку купить ему за то, что он курицу съел…

    Бабушка обрадовалась и говорит:

    – Нужно отцу сказать, чтобы он купил ему черпалку, спасибо тебе большое, не знаю даже, как и благодарить…

    – Да что вы, – говорю, – пустяки какие, я просто видел эту черпалку, если не ошибаюсь, на Литейном проспекте, в одной витрине какого-то детского магазина; любопытная, думаю, штука была бы для малышей. Я-то сам из этого возраста вышел…

    – Непременно отцу скажу, – говорит бабушка, – непременно отцу доложу про это моё спасение… Сыну-то он своему не пожалеет, а меня спасёт от этого форменного мучения. Заходи к нам, мы вон напротив, спасибо тебе, сынок…

    Она ушла довольная, а я стал думать, с кем бы мне ещё познакомиться. С каким-нибудь мальчишкой бы познакомиться. Вот ведь сейчас с ними познакомился…

    Походил по деревне.

    Ходил, ходил, зашёл домой, позавтракал и опять за калитку вышел.

    Орал малыш. Просил черпалку.

    Если он так всё время будет черпалку просить, с ума сойти можно. Как они терпят! Купили бы ему какую-нибудь черпалку или вовсе бы ему не обещали…

    Я спускался к озеру, и малыша уже не было слышно.

    Пили воду коровы.

    Мне стало скучно.

    Неужели вот так я и буду ходить каждый день по деревне да вдоль озера, а дальше что? Конечно, я могу купаться, кто-нибудь меня на лодке покатает, и рыбу лови себе, пожалуйста, сколько хочешь, всё это так. Но должны же ведь быть у меня какие-то друзья, приятели, не могу же я без них…

    Но где их взять?

    Не могу же я их вот так, сразу, взять и найти.

    Вдруг я этого мальчишку увидел и ужасно обрадовался. Он стоял в камышах, и сначала я не понял, чего он там стоит, а потом понял: он там рыбу ловит.

    Удочка у него была длиннющая, я сначала удочку увидел, а потом его.

    Я сел на траву и смотрю. При мне он две рыбы поймал. Никак я сначала не мог понять, куда он их кладёт, а потом понял: он их за пазуху кладёт!

    Он поймал третью рыбу и тоже – за пазуху. Я сейчас же представил себе, сколько у него там за пазухой этих рыб, как они там прыгают и щекотят ему живот.

    Вот почему он всё время ёжился и корчился!

    Я сидел и ждал, когда он кончит ловить, выйдет из своих камышей и покажет мне рыб.

    Но он всё ловил.

    Я окликнул его.

    Нет, он не слышал меня или он не хотел меня слышать. Он стоял ко мне боком, и я видел его оттопыренную майку с рыбами, его какое-то суровое лицо в веснушках, и опять стало мне скучно.

    Он так был занят своей рыбой!

    Он, наверное, весь день может так стоять в воде со своей удочкой, не видя ничего, не слыша…

    Пробежали ребята с мячом.

    Я бы за ними с удовольствием побежал, да только что они подумают, если я вдруг за ними побегу?

    Я встал. Пошёл вдоль берега.

    А этот! Тоже мне! Рыбак! Я бы никогда не стал за пазуху рыб запихивать. Разве настоящий рыбак за пазуху рыб запихивает? А ещё не отвечает!

    Я свернул в лес.

    Как вдруг из-за дерева выскакивает мальчишка, хватает меня за рукав и кричит:

    Я сначала немножко испугался: странно всё-таки. А потом – ничего, вижу – стоит он и дышит тяжело, словно бежал долго.

    – Ты чего, – говорю, – до меня дотрагиваешься?

    – А кто ты такой? – говорит. – Что, до тебя дотрагиваться нельзя?

    – А ты кто такой? – спрашиваю.

    – Да ты кто, сумасшедший или кто? – это он мне говорит.

    – Это ты, – говорю, – сумасшедший, по всему видно: ни с того ни с сего вдруг выскакивает, дотрагивается…

    – Ишь ты какой! – говорит. – А как же я с тебя погоны буду срывать? Или у тебя их уже сорвали?

    – Какие погоны? – Если и вправду он из какого-нибудь сумасшедшего дома сбежал? Возьмёт да укусит, да мало ли что…

    А он орёт:

    – Да ты что, с луны свалился?

    – Кто из нас с луны свалился, это ещё неизвестно, скорей всего, это ты с луны свалился…

    Он хлопнул в ладоши, подпрыгнул и как заорёт:

    – Ха! Вот фрукт!

    «Ну, – думаю, – не иначе. Вылитый сумасшедший!» Вижу, у него на плечах по листику. Нормальный человек, сами понимаете, ни с того ни с сего не будет себе на плечи листики цеплять… Как бы от него спокойненько уйти?..

    © Голявкин В. В., наследники, текст, рисунки, 1972

    © Оформление. АО «Издательство «Детская литература», 2017

    * * *

    Ты приходи к нам, приходи
    Повесть

    Вечер

    Блестит озеро.

    Солнце ушло за деревья.

    Спокойно стоят камыши.

    Всё озеро в чёрных чёрточках. Это лодки, а в них рыбаки.

    Бегут к дороге телята, становятся в ряд и смотрят на нас.

    Сидят две собаки и смотрят на нас.

    Бегут к нам вприпрыжку мальчишки.

    Грузовик наш поднял много пыли, и она оседает постепенно.

    Я вижу деревню, лес, озеро.

    Из дома выходит хозяин с бородкой, в старой морской фуражке.

    – Здравия желаем жильцам, – говорит он, – вечерок что надо, рыбка ловится, ветра нет, понюхайте-ка воздух, понюхайте… – Он громко нюхает воздух. Трясёт всем нам руки.

    – Пыли много, – говорит мама, – ужасно много пыли!

    – Так это ваша пыль и есть, – говорит хозяин.

    – Дорога у вас пыльная, – говорит мама.

    – А воздух-то какой!

    Всё больше и больше темнеет.

    Наш дом – верхние комнаты.

    Мы с мамой несём наши вещи.

    Я поднимаюсь по лестнице и всё время нюхаю воздух.

    – Жаль, что отцу не дали отпуск, – говорит мама.

    – Такой воздух! – говорю я.

    Мы с мамой стоим в новой комнате.

    – Вот здесь мы будем жить лето, – говорит мама.

    Утро

    Я умывался под лестницей из умывальника, а хозяин Матвей Савельич стоял рядом со мной:

    – Лей, лей! Всем хватит воды, а не хватит – вон из колодца ещё возьмите, в чём дело!

    Я вовсю лил.

    – Ну как? Хорошо? Мойся, мойся! Вода хороша! У меня колодец очень хороший. Сам рыл. Сам копал. Только у Ямщиковых такой колодец да у меня. А у других это разве колодцы?

    – А что у других?

    – А ты погляди.

    – Схожу погляжу…

    – И сходи. И мамашу возьми.

    …А какое было утро!

    Солнце поднималось из-за озера. И опять всё озеро было в чёрточках. А посреди озера серебристая полоса. От солнца. Деревья слегка покачивались, и полоса на озере становилась извилистой. Совсем рядом заиграл пионерский горн.

    – У кого вода, а у кого бурда, – сказал Матвей Савельич.

    Я вышел за калитку.

    За калиткой

    За калиткой стоял малыш и плакал. А рядом с ним стояла бабушка.

    Малыш повторял:

    – Я хочу черпалку!

    – Нету черпалки, – отвечала бабушка.

    – Давай черпалку! – орал малыш.

    – Что это за черпалка такая? – спросил я.

    Малыш посмотрел на меня и сказал:

    – Давай черпалку!

    – Неужели ты не видишь, Мишенька, что у него нет черпалки? – сказала бабушка.

    Он опять посмотрел на меня.

    Я показал ему руки – вот, мол, нет у меня черпалки.

    Он замолчал. Потом крикнул:

    – Давай черпалку!

    – Господи, – вздохнула бабушка, – чуть свет вставать зарядил.

    Возьми я ему раз да скажи: «Куплю я тебе, Мишенька, черпалку, если ты курицу съешь». А что это за черпалка такая и сама не знаю. Просто так сказала ему, чтоб он курицу съел. Вроде бы в какой-то сказке я ему про эту черпалку читала. Ну, он курицу съел и сейчас же говорит: «Давай теперь черпалку!» А откуда я её возьму? И что это за оказия такая, и что это за диковина такая, эта самая черпалка… И лодки ему показываю, и дровишки, и шишки, и чего только я ему ни показываю, а он знай про «черпалку» твердит…

    Я говорю:

    – Где-то видел я, продавали в магазине игрушечную землечерпалку. Шесть рублей, кажется, стоит. Вот бы такую землечерпалку купить ему за то, что он курицу съел…

    Бабушка обрадовалась и говорит:

    – Нужно отцу сказать, чтобы он купил ему черпалку, спасибо тебе большое, не знаю даже, как и благодарить…

    – Да что вы, – говорю, – пустяки какие, я просто видел эту черпалку, если не ошибаюсь, на Литейном проспекте, в одной витрине какого-то детского магазина; любопытная, думаю, штука была бы для малышей. Я-то сам из этого возраста вышел…

    – Непременно отцу скажу, – говорит бабушка, – непременно отцу доложу про это моё спасение… Сыну-то он своему не пожалеет, а меня спасёт от этого форменного мучения. Заходи к нам, мы вон напротив, спасибо тебе, сынок…

    Она ушла довольная, а я стал думать, с кем бы мне ещё познакомиться. С каким-нибудь мальчишкой бы познакомиться. Вот ведь сейчас с ними познакомился…

    Походил по деревне.

    Ходил, ходил, зашёл домой, позавтракал и опять за калитку вышел.

    На озере

    Орал малыш. Просил черпалку.

    Если он так всё время будет черпалку просить, с ума сойти можно. Как они терпят! Купили бы ему какую-нибудь черпалку или вовсе бы ему не обещали…

    Я спускался к озеру, и малыша уже не было слышно.

    Пили воду коровы.

    Мне стало скучно.

    Неужели вот так я и буду ходить каждый день по деревне да вдоль озера, а дальше что? Конечно, я могу купаться, кто-нибудь меня на лодке покатает, и рыбу лови себе, пожалуйста, сколько хочешь, всё это так. Но должны же ведь быть у меня какие-то друзья, приятели, не могу же я без них…

    Но где их взять?

    Не могу же я их вот так, сразу, взять и найти.

    Вдруг я этого мальчишку увидел и ужасно обрадовался. Он стоял в камышах, и сначала я не понял, чего он там стоит, а потом понял: он там рыбу ловит.

    Удочка у него была длиннющая, я сначала удочку увидел, а потом его.

    Я сел на траву и смотрю. При мне он две рыбы поймал. Никак я сначала не мог понять, куда он их кладёт, а потом понял: он их за пазуху кладёт!

    Он поймал третью рыбу и тоже – за пазуху. Я сейчас же представил себе, сколько у него там за пазухой этих рыб, как они там прыгают и щекотят ему живот.

    Вот почему он всё время ёжился и корчился!

    Я сидел и ждал, когда он кончит ловить, выйдет из своих камышей и покажет мне рыб.

    Но он всё ловил.

    Я окликнул его.

    Нет, он не слышал меня или он не хотел меня слышать. Он стоял ко мне боком, и я видел его оттопыренную майку с рыбами, его какое-то суровое лицо в веснушках, и опять стало мне скучно.

    Он так был занят своей рыбой!

    Он, наверное, весь день может так стоять в воде со своей удочкой, не видя ничего, не слыша…

    Пробежали ребята с мячом.

    Я бы за ними с удовольствием побежал, да только что они подумают, если я вдруг за ними побегу?

    Я встал. Пошёл вдоль берега.

    А этот! Тоже мне! Рыбак! Я бы никогда не стал за пазуху рыб запихивать. Разве настоящий рыбак за пазуху рыб запихивает? А ещё не отвечает!

    В лесу

    Я свернул в лес.

    Как вдруг из-за дерева выскакивает мальчишка, хватает меня за рукав и кричит:

    Я сначала немножко испугался: странно всё-таки. А потом – ничего, вижу – стоит он и дышит тяжело, словно бежал долго.

    – Ты чего, – говорю, – до меня дотрагиваешься?

    – А кто ты такой? – говорит. – Что, до тебя дотрагиваться нельзя?

    – А ты кто такой? – спрашиваю.

    – Да ты кто, сумасшедший или кто? – это он мне говорит.

    – Это ты, – говорю, – сумасшедший, по всему видно: ни с того ни с сего вдруг выскакивает, дотрагивается…

    – Ишь ты какой! – говорит. – А как же я с тебя погоны буду срывать? Или у тебя их уже сорвали?

    – Какие погоны? – Если и вправду он из какого-нибудь сумасшедшего дома сбежал? Возьмёт да укусит, да мало ли что…

    А он орёт:

    – Да ты что, с луны свалился?

    – Кто из нас с луны свалился, это ещё неизвестно, скорей всего, это ты с луны свалился…

    Он хлопнул в ладоши, подпрыгнул и как заорёт:

    – Ха! Вот фрукт!

    «Ну, – думаю, – не иначе. Вылитый сумасшедший!» Вижу, у него на плечах по листику. Нормальный человек, сами понимаете, ни с того ни с сего не будет себе на плечи листики цеплять… Как бы от него спокойненько уйти?..

    – Ты скажи, я тебя запятнал? Не будешь потом говорить, что я тебя не запятнал?

    – Чего? – говорю.

    Он опять хлопнул в ладоши, подпрыгнул и как заорёт:

    – Ха! Вот фрукт!

    Я хотел убежать. Я всё время от него отодвигался, а он ко мне придвигался. Мне даже страшно стало. Тем более он повторял:

    – Не говори потом, что я тебя не запятнал…

    Я всё думал, как бы сбежать, но тут вдруг выскакивают ещё несколько таких же сумасшедших, а этот сумасшедший орёт:

    – Хватай его, ребята!

    Эти новые сумасшедшие остановились, и один говорит:

    – Да это не наш, ребята!

    «Не хватает, – думаю, – ещё „вашим“ быть! Этого ещё недоставало! Но в то же время, если они меня не своим признают, мало ли что им в голову придёт… Хотели же они меня хватать…»

    Один говорит:

    – В том-то и дело, что не наш. Наш был бы – так незачем было бы его и хватать!

    Я перепугался и говорю:

    – Я ваш, ребята…

    Один из сумасшедших говорит:

    – Смотрите, ребята, чтобы не сбежал, вон он как дурака валяет…



    – А если ты наш, так чего же ты тогда сразу не сказал?

    – А вы, – говорю, – меня не спрашивали, я и не сказал. Я никогда ничего не говорю, если меня не спрашивают. У меня привычка такая… Когда меня в классе не спрашивают…

    Один из них говорит:

    – Ты брось нам тут про свой класс рассказывать, ты нам лучше скажи, белый ты или синий?

    Другой говорит:

    – Да что вы, ребята, не видите, он не из нашего лагеря, у него погон даже нету!

    Тот первый сумасшедший говорит:

    – Как – не из нашего? Ты не из лагеря?

    – Из какого лагеря?

    – Из пионерского, – говорят, – из какого же ещё!

    Тут только я догадался, что это игра у них идёт и они меня за противника приняли. Они тоже поняли, что недоразумение произошло, и мы стали смеяться.

    Мой первый знакомый говорит:

    – Я его запятнал, а он огрызается. «Чего бы это, – думаю, – он огрызается, нечестно играет?..» А он, оказывается, вовсе не играет…

    – А я-то думал, вы сумасшедшие, – говорю.

    Им это не понравилось, они и смеяться перестали.

    – Сейчас-то я не думаю, – говорю, – это я сначала подумал.

    Опять стали смеяться, рассуждать по этому поводу, какие сумасшедшие бывают и прочее, а мой первый знакомый говорит:

    – Ты извини меня, так всё получилось. Давай-ка познакомимся: меня Санькой звать.

    – Давай, – говорю, – познакомимся. Меня Лялькой звать…

    – Это ты правда или шутишь?

    – Имя это, конечно, девчоночье, – говорю, – я знаю, и ты тоже знаешь, да и все знают, только не я же виноват, что родители меня Лялькой зовут…

    Они все сочувственно молчали и кивали головами, будто со мной какое несчастье произошло, а я продолжал:

    – Мама моя пошла и назвала меня Русланом, а отец как услышал, стал скандалить: он меня Сашей хотел назвать, в честь своего брата, героя Гражданской войны. «Не потерплю, – говорит, – чтобы моего сына таким именем звали! Не хватает ещё, чтобы его Рогдаем называли…» Мама ему говорит, что это имя старинное, былинное, так отец совсем разошёлся. «Какие-то допотопные имена, – говорит, – никакой современности и далеки от революции; в таком случае как звали мы его Лялькой, так и будем звать».

    Санька говорит:

    – Ерунда, подумаешь! Ничего в этом страшного, я считаю, нет. Хуже, когда вырастешь. К примеру, станешь маршалом… Как же тут можно Лялькой называться – ума не приложу…

    – Да я, может, маршалом и не буду… – говорю. – А если буду маршалом – Русланом будут звать…

    – Да ты не расстраивайся, – говорят ребята, – нервы не трепли из-за этого.

    Один говорит:

    – Если каждый будет маршалом, тогда у нас одни только маршалы будут по улицам ходить… Не так-то это просто…

    Но, в общем, они все ко мне очень сочувственно отнеслись.

    Только один, с таким длиннющим носом, говорит:

    – Здо?рово он всё-таки треплется, этот парнишка! Язык у него как мельница, даже родственника своего, героя, успел приплести…

    В это время в лесу раздались звуки какой-то дудочки, и все побежали на этот звук, только Санька остался.

    – Да ну её к чёрту, – говорит, – эту войну! Если бы настоящая война была, а то игра…

    Мы с ним медленно пошли, и он сказал:

    – Давай я тебя Валькой буду звать. Две буквы отбросим. И всё. А на место их другие поставим. Совершенно другое имя будет. Какое имеют значение какие-то две буквы!

    Я согласился, что две буквы действительно никакого значения не имеют, и даже обрадовался, что так всё вышло. У меня с моим именем всегда какие-то насмешки и неприятности получались. Каждому на свете нужно было рассказывать и объяснять, как это меня девчоночьим именем назвали. Вот вам, пожалуйста, «трепачом» меня назвали – совершенно ни за что ни про что!.. И как это никто не догадался раньше меня Валькой звать! Отпали бы сразу все эти громадные сложности. Не нужно было бы никому ничего объяснять и рассказывать. Всего ведь только нужно было две первые буквы отнять и две другие приставить… Какая у него всё-таки замечательная голова, честное слово!

    Конечно, и я бы мог придумать такое, и мои родители, но ни я, ни мои родители ведь этого не придумали!

    Мы немного прошли, Санька засмеялся и говорит:

    – С этими именами много всякой чепухи происходит. Помню такую историю. Ох и история! Представь себе, в нашем дворе рыжий Санька, я – Санька и Копылов. Три Саньки. А двор один. Например, я зову Саньку рыжего, а Копылов отзывается. Или меня зовёт Санька рыжий, а я думаю, Копылова зовут. Один раз я назвал Саньку рыжего Рыжим. Чтоб он знал, что его зовут, а не другого. Так рыжий Санька обиделся. И Копылова нельзя Копыловым звать. Обижается тоже. «Для чего же тогда, – говорит, – я Санька? Не для того, чтобы меня Копыловым звали. А для того, чтоб меня Санькой звали…»

    – Ну и чего же вы сделали? – спрашиваю.

    – А ничего не сделали, – говорит Санька, – так и жили…

    Кочерыжки

    – Мы только недавно прибыли, – рассказывал Санька по дороге, – так что не всех пока знаем, вот я тебя и поймал…

    Я был рад, что он меня поймал, как-никак, всё-таки нашёл себе приятеля, а что он сначала напугал меня, так это не важно.

    – Вот и хорошо, что поймал, – говорю.

    Мы подошли с ним к воротам лагеря, и он меня слегка подтолкнул, чтобы я, значит, не стеснялся. Он мне перед этим сказал, что начальник лагеря «на войне», и старшая пионервожатая тоже, так что бояться некого.

    Я хотел пройти в ворота, но часовые своими палками, на концах которых были флажки, загородили дорогу.

    Санька как закричит на них:

    – Да вы что, своего не признали? Зачем вас сюда поставили – непонятно!

    Они только руками развели и посторонились.

    Вот это Санька! Ловко нашёлся, ничего не скажешь!

    – Я же тебе говорил, – сказал Санька, – что тут никто ещё толком друг друга не знает. Так что ты можешь быть спокоен на этот счёт. Денька через два, конечно, дело сложнее будет. А сейчас… – он присвистнул, – шагай за мной!

    – И обедать можно, никто не узнает? – спросил я.

    – Тут сложней, – сказал он, – а ты есть, что ли, захотел?

    – Да нет. Я просто так…

    – Да брось ты стесняться, шагай за мной!

    Я всё его уверял, что ел недавно, а он меня и слушать не хотел.

    Я возле кухни остался, а он прямо в кухню пошёл. Выходит вместе с поваром, а в руке у него капустная кочерыжка.

    – Погрызи, – говорит, – чтоб голодным не ходить.

    – Да вовсе я не голодный, – говорю.

    – Да ты грызи, чего ты ломаешься. – И суёт мне эту кочерыжку. Да я её и вправду не хотел.

    – Грызи, грызи, – говорит повар, – а мало будет, за новой кочерыжкой приходи.

    Санька радостно говорит:

    – У них там кочерыжек – видимо-невидимо!

    И к повару обращается:

    – Новенький, понимаете, только что прибыл, запоздал маленько, а есть хочется ребёнку, – и мне моргает, чтобы я молчал.

    – Ишь ты! – говорит повар. – Может, котлету тебе вынести?

    Повар пошёл за котлетой, а я ему вслед закричал, что никакой котлеты мне не надо, но он всё-таки вынес мне хлеб с котлетой и ушёл, потому что у него каша могла подгореть.

    – Знакомый? – спросил я.

    – А как же! Знакомый! Котлету ведь дал. Ты мне-то дай половину.

    Я ему хотел всё отдать, а он взял половину, откусил и говорит:

    – Вкусная котлета!

    Я тоже стал есть, и котлета мне тоже понравилась.

    Он себе полный рот котлетой набил и говорит:

    – Не наешься… пойдём… ещё котлету попросим… нас двое, скажем, а котлету нам одну дали… Знаешь, я какую пословицу придумал? «Тот, кто много ест, никогда не пойдёт на тот свет».

    – Да ну тебя, не надо мне никаких котлет!

    – Как это так – не надо? Два человека одну котлету едят – это же форменное безобразие!

    Я и оглянуться не успел, как он ещё одну котлету притащил. Я никак не хотел у него половину брать, так он мне её просто насильно всучил и всё свою пословицу повторял.

    – А за кочерыжками ты можешь всегда приходить, – сказал Санька, дожёвывая котлету.

    – Не надо мне кочерыжек, – сказал я. – Терпеть я не могу эти кочерыжки!

    – Ну не надо так не надо, – сказал Санька. Он вздохнул. – Я, понимаешь, никогда не знаю, когда я наелся, всё ем, ем, пока живот, как мяч, не надуется.

    Вышел повар с ведром кочерыжек.

    – Может, вы стесняетесь, ребята, так вы, ребята, пожалуйста, не стесняйтесь, берите-ка, берите кочерыжки!

    Я назад отступил и говорю:

    – Нет, нет, мы не стесняемся…

    – Вы там ребят созовите, пусть они за кочерыжками приходят, – сказал он.

    – Война окончится, – сказал Санька, – они и заберут.

    – Скорей бы она окончилась, – сказал повар, – а то кочерыжки тут зря пропадают.

    Он ушёл со своими кочерыжками, а мы пошли по лагерю. Саньке как хозяину хотелось мне весь лагерь показать.

    – Если тебе кочерыжки нужны будут, так ты завсегда можешь за ними приходить, – сказал Санька.

    – Не очень-то я люблю их, – сказал я.

    – А я их люблю, – сказал Санька.

    – Чего же ты у него всё ведро не съел?

    – Как же я столько съем?

    – Зато никогда на тот свет не пошёл бы, – сказал я.

    – Я и так не пойду, – сказал он.


    В лагере

    Мы шли по лагерю, а Санька говорил:

    – Как с людьми беседовать – я знаю. У меня на это есть талант, мне все говорят, что у меня есть талант с людьми беседовать. А у тебя этого таланта, по всей видимости, нет, так ты лучше помолчи, когда я с людьми беседую.

    С людьми он действительно здо?рово беседовал.

    – …Лагерь у нас хороший, зря ты всё-таки частным образом живёшь…

    – Это всё родители придумали, – сказал я.

    – А ты что, сло?ва не имеешь? Взял бы и сказал: мол, так и так, пошлите, мол, меня в пионерский лагерь, не желаю, мол, я частным образом жить, а хочу с коллективом… Они бы тебя с удовольствием послали, ты-то им, наверное, надоел со своими штучками…

    – Какими штучками?

    – Откуда я знаю какими? Каждый ребёнок разные штучки вытворяет, ты что, скажешь, ничего не вытворяешь?

    Я не знал, что ему на это ответить, потому что я действительно кое-что вытворял.

    – И родителям хорошо, и тебе хорошо.

    – Если так хорошо, чего же тогда они меня не отправили?

    – Да ты сам не видишь, что хорошо?

    – Голову надо иметь.

    – Что же, мои родители головы не имеют?

    – Да ты родителей не трогай! – сказал он. – Чего это ты своих родителей трогаешь? Это ведь твои родители!

    – Это ты трогаешь, а не я!

    Он подпрыгнул, хлопнул в ладоши и заорал:

    – Ха! Вот фрукт!

    – Чего это ты так со мной разговариваешь? – говорю.

    – Это ты так со мной разговариваешь, это ты не умеешь с людьми разговаривать!

    Я вспомнил, как он здо?рово с людьми разговаривал, и мне показалось, что это я во всём виноват.

    – Да брось ты, Валька, – сказал он, – имя у тебя теперь новое, нервы тебе трепать теперь нечего, и спорить со мной на эту тему тоже нечего, раз у меня на это есть самый настоящий талант…

    – Ты просто моего отца не знаешь, – сказал я, – у него замечательная голова!

    – А у меня нет отца, – сказал вдруг Санька.

    – А мать?

    – Тоже нет.

    – С кем же ты тогда живёшь?

    – Я с тётей живу, – сказал он.

    Мне как-то стало неловко, что я весь этот разговор об отце и матери затеял, тем более он мою голову, наверное, в виду имел, а не отцовскую.

    Мы зашли в пионерскую комнату, и Санька показал мне дневник отряда, где он написал:

    «С десятого числа началась наша замечательная жизнь в лагере. Мы долго ждали, когда начнётся эта замечательная жизнь, и вот нас привезли в автобусах, и она началась. Ура! Наступил этот день!..»

    Он водил меня и всё показывал.

    В кружке «Умелые руки» стояли яхты, швертботы, игрушки, сделанные ребятами. Разные вышивки, сделанные девчонками, разные полочки, выпиленные лобзиком. Там было много замечательных рисунков. И был круглый шарик, сделанный из дерева. Санька сказал, что этот шарик выточили из громадного куска дерева, и именно этим он интересен. Трудней всего, наверно, было сделать этот шарик. Такой гладкий, круглый, только вот никто не знает, что он из такого громадного куска дерева. Если бы Санька мне не сказал, я бы и не знал об этом. Какую-нибудь дощечку рядом с шариком прибили бы, а на дощечке написали, что этот шарик выточен из громадного куска дерева…

    Там были: стамески, лобзики, свёрла, клещи, пилки – все эти инструменты были прикреплены к большим щитам, а под каждым инструментом табличка с названием. У меня прямо глаза разбежались, глядя на эти инструменты.

    Было там ещё много разных диковинных вещей, даже куклы для кукольного театра. Этих кукол, оказалось, тоже сделали сами ребята.

    – Чего это меня в лагерь не послали – понять не могу! – сказал я.

    И сразу испугался, что он опять про мою голову начнёт распространяться, что во всём голова виновата, и говорю:

    – Я не знал, а они не послали…

    – А где твоя голова была? – говорит Санька.

    – Нигде, – говорю, – не была, какое твоё дело!

    Он засмеялся и больше про мою голову не стал распространяться.

    Мы с ним пошли в клуб. Он влез на сцену и крикнул:

    – Представление начинается! – И начал так кривляться, прыгать и такие строить рожи, что я даже захлопал. Он поднял много пыли, но всё продолжал плясать и строить рожи, пока не устал, а потом спрыгнул вниз и сказал:

    – Наверное, я всё-таки артистом буду…

    Мы вышли на воздух.

    В лагерь входили «войска». Бил барабан. А впереди несли знамя.

    Кто-то крикнул:

    – Глядите! Хе-хе! Болтун-то в нашем лагере объявился!

    И я увидел длинноносого. Который там, в лесу, сказал, что язык мой, как мельница, треплется…

    Все разбежались по лагерю, а этот мальчишка ко мне подбежал.

    – Болтун, – говорит, – опять здесь!

    Недолго думая, схватил я его за рубашку, и он меня за рубашку схватил. И мы вместе покатились по траве.