» » Историко-краеведческий проект, ориентированный на издательскую и просветительскую деятельность «Даль былого рядом с нами. Библиотечный проект по литературному краеведению библиотечно-информационный центр мбоу лицей им

Историко-краеведческий проект, ориентированный на издательскую и просветительскую деятельность «Даль былого рядом с нами. Библиотечный проект по литературному краеведению библиотечно-информационный центр мбоу лицей им

Тип проекта : исследовательский, долгосрочный.

Цель проекта:

Проект создан с целью сохранения информации о родном селе, его достопримечательностях, улицах, жителях для потомков.

Задачи:

* Обогатить знания детей о своей малой Родине.

* Формировать любовь к родному селу и интерес к прошлому и настоящему родного края;

* Расширять и углублять знания детей об истории села казанское, название улиц, о достопримечательностях села, о людях. Которые прославили наше село;

* Развивать нравственно – патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатство села;

* Познакомить детей со зданиями и архитектурой села

* Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Отдел образования администрации муниципального образования «Сернурский муниципальный район»

Муниципальное общеразвивающее учреждение

«Казанская средняя (полная) общеобразовательная школа».

425464, Россия, Республика Марий Эл, Сернурский район, с. Казанское, улица Кооперативная, дом,24-а, телефоны: 9 – 42 – 44; 9 – 42 – 36.

с. Казанское

2013г.

«Я узнал, что у меня,
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною -
Это все мое, родное!»

Краткая аннотация проекта «Моя маленькая Родина».

Глядя на карту сселившихся деревень Сернурского района, понимаешь, как много в нашей истории утеряно безвозвратно. Это не только наименования населённых пунктов, это люди, их судьбы. Всё меньше остаётся тех, кто ещё помнит если не сами исчезнувшие деревни, то, по крайней мере, их названия. Прошлое уходит в небытие...

Проект создан с целью благоприятного развития образовательного процесса ДОУ посредством приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, используя разные виды деятельности.

При разработке проекта для нас было важно приобщить дошкольников к истокам национальной культуры, используя разнообразные методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному восприятию новых знаний о национальной культуре, сформировать интерес к истории, жизни и деятельности людей, воспитать любовь к родному краю.

Тип проекта : исследовательский, долгосрочный.

Цель проекта:

Проект создан с целью сохранения информации о родном селе, его достопримечательностях, улицах, жителях для потомков.

Задачи:

  • Обогатить знания детей о своей малой Родине.
  • Формировать любовь к родному селу и интерес к прошлому и настоящему родного края;
  • Расширять и углублять знания детей об истории села казанское, название улиц, о достопримечательностях села, о людях. Которые прославили наше село;
  • Развивать нравственно – патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатство села;
  • Познакомить детей со зданиями и архитектурой села
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада

МОУ «Казанская средняя полная (общеобразовательная) школа»,

Педагог:

Шумекова Нина Васильевна

Актуальность.

В наш современный век без особого труда, воспользовавшись сетью Интернет, можно найти практически любую информацию. Но ни один Интернет не расскажет нам историю своей улицы, дома, семьи. Надо успеть воспользоваться возможностью общения с живыми хранителями истории.

Причины возникновения проекта:

При ознакомлении детей с родным краем, селом, где мы проживаем, выяснилось, что мы сами владеем небогатой информацией о возникновении села, мало знаем интересных фактов из истории улиц, её жителях. Заинтересованность этой темы привела нас к подготовке и осуществлению исследовательского проекта «Моя маленькая Родина».

При разработке проекта для нас было важно:

  • Собрать материал об улицах села Казанское и о его жителях.
  • Изучить литературу по данной теме.
  • Подготовить рассказ об улице, на которой каждый из нас проживает, и её жителях, придерживаясь плана: когда появилась улица, почему она так называется, что раньше было интересного на ней, что она представляет из себя сейчас, какие люди в разные годы прославили ее.
  • Провести анкетирование старожилов села, родителей
  • Привлечь родителей к исследовательскому проекту. Изучить семейные архивы (документы, фотографии).

Объект исследования:

Улицы села Казанское.

Гипотеза:

Если мы соберем материал об улицах села Казанское, о её жителях, то восполним недостаток информации о родном селе, сможем многое рассказать своим друзьям, детям, близким, соседям об интереснейших фактах из истории села Казанское.

Планируемые результаты представления исследования:

  • Иметь представление о родном крае, о людях и их обычаях, о традициях, фольклоре, труде.
  • Любить и беречь природу родного края.
  • Организация экскурсий по родному краю (совместно с родителями).
  • Организация выставки детских рисунков на тему: «Село мое родное»

Методы исследования:

  • Наблюдение;
  • Беседа;
  • Анкетирование родителей, бабушек, дедушек, соседей, старожилов села Казанское и записи воспоминаний участников знаменательных событий, происшедших в нашем селе;
  • Работа с семейными архивными документами, фотографиями:
  • Изучение литературы;
  • Сравнение, обобщение, систематизация.

План мероприятий по реализации проекта:

год

этап

мероприятие

методы

ответственные

группа

2012

подготовительный

Экскурсия по улицам села

наблюдения

Шумекова Н.В.

старшая группа

2012 - 1013

основной

Изучение «литературы».

Подготовить рассказ об улице.

Анкетирование.

Привлечь

родителей.

самообразование

анкета

беседа

Шумекова Н.В.

Шумекова Н.В.

2012 - 2013

заключительный

Создать презентацию.

Итоговое занятие.

Конкурс рисунков.

Фотоальбом.

Практическая деятельность.

Шумекова Н.В.

Подготовительный этап:

Разработка стратегии реализации проекта. Создание условий для самостоятельной деятельности.

  • Фотоинформация «Достопримечательности моей малой родины».
  • Альбомы «Дорога от дома до детского сада», «Я здесь живу».
  • Карта России, Республики Марий Эл, Сернурского района .
  • Экскурсия по улицам села.

II этап – основной Образовательные ситуации с детьми .

  • Изучение «литературы». Поход в библиотеку. Работа с газетами, журналами. Поиск необходимой информации.
  • Беседа «Мой адрес».
  • Подготовить рассказ об улице, на которой каждый из нас проживает, и о жителях придерживаясь плана: когда появилась улица, почему она так называется, что раньше было интересного на ней, что она представляет из себя сейчас, какие люди в разные годы прославляли ее.
  • Игра путешествие по картам «Российская Федерация», « Республика Марий Эл», «Сернурский район».
  • Заучивание стихотворений о своей малой родине.

Сотрудничество с родителями.

  • Провести анкетирование среди родителей, бабушек, дедушек, соседей, жителей села Казанское.
  • Создание альбома «Село родное край мой дорогой»; Привлечь родителей к исследовательскому проекту. Изучить семейные архивы (документы, фотографии). Заключительный этап:
  • Оформить исследования в компьютерной презентации.
  • Провести итоговое занятие с приглашением гостей – помощников.
  • Провести конкурс рисунка по итогам проекта: «Улица, на которой ты живешь», « Самый красивый дом на твоей улице».

План реализации проекта.

Работа с детьми.

Работа с родителями.

Месяц.

Рассказывание на тему: «Дом, в котором я живу».

Рисование: «Мой дом».

Экскурсия по улице «Кооперативной».

Экскурсия по улице «Конакова».

-«Уж небо осенью дышало» - экскурсия в осенний лес.

Игра «Назови деревья, нашей местности».

Диагностика «Патриотическое воспитание дошкольников».

Анкетирование «Знаете ли Вы своего ребёнка?» - Изготовление плана безопасного движения от дома до детского сада.

Изготовление плана села Казанское.

Сентябрь.

Экскурсия вокруг детского сада.

Рисование: «Детский сад».

Экскурсия по улице Советской».

Экскурсия по улице «Коммунальной».

Оформление альбома «Наше село».

Консультация «Главные условия воспитания детей в семье».

Октябрь.

Занятие «Родное село». - Экскурсия в школу.

Рассматривание картинок диких животных, проживающих в нашей местности. - Беседа «Зимующие птицы нашего села».

Составление рассказа «Моё село». - Изготовление кормушек для птиц.

Ноябрь.

Дидактическая игра «Наше село». - Наблюдение за транспортом.

Рисование: «Транспорт на улицах села».

Экскурсия в больницу - улица Совхозная.

Сотворчество детей и родителей: выставка рисунков, «Каким транспортом пользуется моя семья».

Изготовление лопаток.

Декабрь.

Рисование на тему: «Выходные в семье».

Развлечение «Посиделки».

Беседа «История жизни села Казанское».

Экскурсия в Дом культуры «Музей старины».

Рисование «Домашняя утварь».

Оформление альбома «Моя семья».

Анкетирование «Нравственное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре».

Январь.

Беседа «Люблю тебя, мой край родной». - Занятие «Путешествие по селу». - Ознакомление детей с песней «Моё село».

Праздник «Папа – гордость моя».

Экскурсия в магазин.

Совместное изготовление снежных построек на территории детского сада.

Февраль.

Беседа «Люди нашего села».

Занятие: «Птицы в гости к нам спешат».

Праздник «Сердце матери лучше солнца греет».

Экскурсия на почту - улица Комсомольская

Анкетирование «Трудовое воспитание». - Изготовление скворечников.

Март.

Экскурсия в молельнный дом. - Рисование «Любимые места моей семьи».

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

Развлечение совместно с Домом культуры «В гостях у хозяюшки».

Итоговая диагностика.

Фотоконкурс: «Мы и природа».

Апрель.

Тематическое занятие «Человек без Родины, что соловей без песни». - Экскурсия к памятнику. - Выступление на митинге, посвященному Дню победы, возложение цветов к памятнику погибшим воинам.

Занятие-фантазия «Село в будущем».

Игра-викторина «Моё село».

Озеленение участка детского сада.

Сотворчество детей и родителей: выставка рисунков «Моё село в будущем».

Май.

Итоги проекта:

В ходе создания проекта мы научились брать интервью, вести диалог, задавать нужные вопросы, работать с семейными архивами, анализировать и оформлять результаты выполнения своей работы.

Собрали материал об улицах села Казанское и его жителях, тем самым подтвердили выдвинутую гипотезу: восполнили недостаток информации об улицах и смогли рассказать своим воспитанникам интересные факты из истории села Казанское.

В ходе осуществления проекта выполнили поставленные перед собой задачи:

1. Изучили литературу по данной теме.

2. Подготовили рассказы об улицах, на которой каждый из нас проживает, и её жителях, придерживаясь плана: когда появилась улица, почему она так называется, что раньше было интересного на ней, что она представляет из себя сейчас, какие люди в разные годы прославили ее.

4. Провели анкетирование среди родителей, старожилов села Казанское.

5. Изучили семейные архивы (документы, фотографии).

6. Результаты своей исследовательской работы (доклады и презентации) представили на итоговом занятии «Путешествие по улицам села Казанское» с приглашением информантов – помощников.

7. Оформили выставку детских (совместно с родителями) рисунков на тему:

«Моя улица», «Самый красивый дом на моей улице».

8. Презентацию по теме «Улицы села Казанское,» (см. приложение № 1)

9. Фотоальбом на тему «Улицы села Казанское» (см. приложение № 2)

Участие детей в различных конкурсах рисунков, в которых дети прославляют свою малую Родину, приносят грамоты, дипломы, свидетельства, благодарности, которые им пригодятся в школе для сбора портфолио.

Дальнейшее развитие проекта.

Работая над исследовательским проектом, родители и дети стали настоящими исследователями. Они предложили свои темы для исследования и сейчас мы приступили к изучению народных песен и хороводных игр села.

Использованная литература:

  1. Информанты (жители села Казанское, администрация Казанского сельского поселения).
  2. Личные фотоархивы семей (документы, фотографии).
  3. Краеведческие альбомы школьного музея «Из истории села Казанское», «Наши земляки - ветераны Великой Отечественной войны».

Приложение № 3:

Вопросы анкеты для родителей при подготовке исследования:

1. На какой улице ты живешь? Какая она?

2. Узнай, как раньше она называлась? Почему она носила такое название?

3. Кто из твоих родственников жил здесь? О чем он может нам рассказать?

4. Чем интересна улица, на которой ты живешь? (в прошлом и сейчас)

5. Твой любимый уголок? Почему он любимый?

6. Что бы ты хотел узнать еще из истории твоей улицы и семьи.

Приложение №4.

Презентация по теме «Путешествие по улицам села Казанское».

Рассказ-сообщение педагогов с показом слайдов «Экскурс в прошлое».

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогии выбор объектов, о которых следует рассказывать детям.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.

В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войн, защищавших их родной край.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Почувствовав свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны – России, в котором они живут.

Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:

Люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях и т.д., они всегда готовы помочь друг другу;

В родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;

Здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;

В родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

Здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;

Каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, педагог сам определяет объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники.

Можно ли говорить о воспитании к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводится с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка.

Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Во время прогулок в лес, в поле к реке взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счете и нравственные. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувства должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «родина», «государство», «общество».

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и др.

Семья – первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и нашей республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края.

Экскурсия в библиотеку».

ЗАДАЧИ: 1) формировать у детей реалистические представления о труде

Взрослых людей;

2) вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с

Профессией библиотекаря;

3) воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение с детьми сказки А.Лопатиной «Живые книги»;

Дать заведующей библиотеки план предварительной беседы о профессии

Библиотекаря и составить вопросы по содержанию беседы;

Назначить время экскурсии.

ХОД ЭКСКУРСИИ:

Педагог спрашивает детей: - Какую книгу мы с вами почитаем?

Дети: давайте, почитаем «Сказку о потерянном времени»

Педагог пытается найти сказку, но не находит, и предлагает детям сходить в библиотеку и взять там эту книгу.

Педагог: дети, а вы знаете, что такое библиотека?

Дети: да, это место, где хранится много книг.

Педагог: верно, в библиотеке находится огромное количество книг, и там мы можем найти книгу, которая нам нужна.

Педагог и дети приходят в библиотеку, а там их встречает библиотекарь.

Педагог: здравствуйте! Мы хотели почитать книгу, которая называется « Сказка о потерянном времени», но, к сожалению, у нас не оказалось такой книги, и мы пришли к Вам за этой сказкой.

Библиотекарь: здравствуйте ребята, меня зовут Валентина Васильевна, я работаю библиотекарем.

Дети: мы Вас знаем, Вы Илюшина бабушка.

Библиотекарь: да, я Илюшина бабушка, а работаю я в библиотеке. А хотите, я вам расскажу, чем я здесь занимаюсь?

Дети: очень хотим.

Библиотекарь: проходите, я вам расскажу про эту увлекательную профессию.

Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия», что означает «книга». У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных. (БИБЛИОТЕКАРЬ ПРОВОДИТ ЭКСКУРСИЮ ПО БИБЛИОТЕКЕ). Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь.

У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (ПОКАЗЫВАЕТ КАРТОЧКИ).

Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в детской библиотеке. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг неизмеримо больше! Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.

Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.

Пожалуй, самый большой праздник детской книги – это «Книжкина неделя», он проходит весной. И тёплое весеннее солнышко, и обложки нарядных детских книг – всё радует маленьких читателей, прививая им любовь к её величеству Книге.

КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ.

Мы пришли на праздник

Книжкиной недели.

Как красиво книжки

Художники одели.

Гладкие обложки,

Яркие картинки –

Петушок в сапожках,

Розовые свинки.

Стены украшают

Звёздочки, флажки.

Нам поэт читает

Новые стихи.

Про кота-котишку

И про воробьишку.

Воробьишка Гоша –

Он такой проказник!

Добрым и хорошим

Вышел Книжкин праздник!

Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать библиотекарь?

Дети: библиотекарь должен любить книги, должна быть хорошая память.

Библиотекарь: правильно! Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находиться та или иная книга. Общительность, знание литературных произведений, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.

Ребята, а вы были когда-нибудь в библиотеке?

Назовите свою любимую книгу. Кто её написал?

В чём заключается работа библиотекаря?

Библиотекарь: вот такая у меня профессия. А сейчас мы с вами найдём книжку, за которой вы пришли ко мне. Вы хотите почитать «Сказку о потерянном времени», которую написал Евгений Шварц?

Дети: Да.

Библиотекарь: тогда пойдёмте со мной.

(ИЩУТ КНИГУ)

Педагог и дети благодарят Валентину Васильевну за книгу и прощаются.

Педагог: спасибо Вам огромное Валентина Васильевна за интересную экскурсию и за рассказ о вашей замечательной профессии, а мы с ребятами пойдём читать сказку. До свидания!!!

Библиотекарь: приходите ещё в библиотеку с мамами и папами, я буду очень рада вам, до свидания ребята

«Край ты мой любимый»

Программное содержание:

Формировать у детей чувство патриотизма, осмысливая такие понятия как Родина, малая Родина, родной край.

Познакомить детей с историей своего села, рассказать о людях, которые работают в селе, руками которых был построен наше село.

Закрепить умения детей подбирать определения к слову Россия.

Воспитывать гуманные чувства и любовь к Родине посредством художественного слова.

Предварительная работа: Экскурсии по селу, выставка фотографий, беседы.

Ход:

Воспитатель . Ребята сегодня мы погорим с вами о родине, о родном крае. Послушайте стихотворение:

Если скажут слово Родина

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот.

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная

Но у всех она одна.

Понравилось стихотворение? Кто же мне скажет, что такое Родина?

Дети. Это место где мы родились.

Воспитатель. Родина ребята у нас одна. Россия. Но среди просторов нашей большой страны есть место, край, где вы родились, живете, ходите в детский сад, гуляете, трудитесь. Как же называется это место, где вы родились, живете?

Дети: село Казанское.

Воспитатель: Правильно ребята, это маленькая частица нашей большой России – это наша малая родина. Послушайте вот такое стихотворение:

Мое село – частица Родины

И сердца моего частица.

Здесь все пути, что мною пройдены

Сумели рядом уместиться.

Здесь есть и речка без названья,

Сердитая, лишь в половодье.

А в ней купалось детство раннее

Под соловьиные мелодии.

Когда вы вырастите большими, уедете учиться, работать, но все равно вы все время будете вспоминать свое село, свою малую Родину. Сегодня мы с вами поговорим о создании нашего села.

Когда то очень давно образовалась маленькая деревня. И было там всего семь дворов. А называлась эта деревня Токсыбаево. Домишки были маленькие, приземистые, с маленькими оконцами, покрытые соломой. Люди занимались сельским хозяйством, работая на помещика под присмотром управляющего.

Крестьяне были безграмотные. Не умели ни читать, ни писать. Ни о какой школе и речи не было. В возрасте 6-7 лет дети тоже работали. Пасли лошадей, убирали хлеб. Потом в нашей стране произошла революция. Землю отобрали у помещиков и отдали крестьянам. Крестьяне стали жить лучше Жизнь налаживалась. Но тут над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Враг напал на нашу землю. Началась Великая Отечественная война. Много наших земляков ушли защищать нашу Родину. Остались в селе только старики, женщины и дети. Вместо мужчин они сели на трактора и комбайны. Пахали землю, сеяли хлеб, ухаживали за скотом. Было трудно и тяжело. Но каждый человек вложил частицу своего сердца в приближение Великой Победы. Кончилась война. Вернулись с войны мужчины. Постепенно наш совхоз разрастался. Строились школа, детский сад, магазины. Был построен цех по изготовлению кирпича. Из него делали дома, клали печи. Стало проводиться тепло и водоснабжение. Озеленяется центральная усадьба села. Был посажен парк Победы с мемориалом, погибшим воинам. В 70-80 годы центральная улица села, ведущая к конторе, преображается. Сносятся старые деревянные домики и на их месте строятся современные, 3 х этажные дома, новый двухэтажный детский сад. Строится новая больница. Отремонтировали Дом Культуры. Люди по вечерам стали ходить в кино. Работала наша библиотека. Хозяйство стало сильным, получали богатые урожаи зерна, и картошки. У нашего села есть плотина, в котором водится много рыбы. У нас почетные жители – ветераны войны и труда. Это им нужно сказать большое спасибо за то, что наше живет и процветает.

Комплексное занятие с детьми средней группы на тему

«Вот моя деревня».

Программные задачи :

  • Активизировать имеющие у детей знания о родном селе,
  • Познакомить детей с особенностями деревянного дома, с деревней.
  • Познакомить с происхождением слова «улица».
  • Закреплять умение « читать» простейшие схемы.
  • Учить учитывать особенности материала при самостоятельном изготовлении поделок, при составлении композиции произведения.
  • Развивать любознательность, творчество.
  • Воспитывать дружелюбие и уважение к взрослым.

Словарная работа : бревенчатая изба, рубленый дом, объяснить происхождения слова «улица».
Предварительная работа: Экскурсии по селу, рассматривание иллюстраций, чтение русских народных сказок.
Материалы: демонстрационный – иллюстрации (деревянного русского дома, вида деревни, «волшебный ларчик», лист ватмана нарисованными деревьями и речкой для коллективной аппликации, «Деревянная улица»;
Раздаточный для каждого ребенка: конверт с картоном, бумагой для окон и наличников, схемой постройки, кисточка, ножницы, салфетка, клей.
Ход занятия
Начало занятия . Дети сидят за столами. Входит русская красавица.
Алена. - Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые. Я – Алена краса, русая коса. Ехала я на ярмарку, да кажется,заблудилась. Ребята у вас здесь так красиво, нарядно, но на ярмарку не похоже. Скажите мне, куда же я попала?
Ответы детей. Вы попали в детский сад.
Алена. - А как называется ваш детский сад?
Ответы детей. Наш детский сад называется «Золотой ключик» Алена . Ребята, а где находится ваш детский сад, в деревне или в городе?
Ответы детей. – Наш детский сад находится в селе.
Алена. А как же называется ваше село?
Ответы детей. Наше село называется Казанское.
Алена. А много ли улиц в вашем селе?
Ответы детей. В нашем селе много разных улиц.
Алена. А какие улицы вы знаете?
Ответы детей. Улица Совхозная. Новая, Кооперативная, Коммунальная, Комсомольская, Садовая, Конакова, Пионерская
Алена. Какие дома в вашем селе высокие или низкие?
Ответы детей. В нашем селе дома высокие.
Алена. Каменные или деревянные?
Ответы детей. В нашем селе дома каменные из камня, деревянные.
Алена.
А вы знаете дети, был случай такой.
Ехали люди с работы домой,
Только доехали, - вот чудеса –
Все позабыли свои адреса.
Где наша улица? Где наш дом?
Мечутся жители – «Где наш гараж?»
Все перепуталось, все заблудились,
К счастью, такое лишь в сказке случилось.

Я рассказала вам эту историю, что бы узнать, проверить, знаете ли вы точно, где и на какой улице вы живете?
Алена обращается к детям. - А ты девица красавица, в каком доме живёшь?
Ответ ребенка. Я живу в каменном, высоком доме.
Алена. - А много ли в твоем доме этажей? Ответ ребенка.
Алена. – Ну а ты добрый молодец, в каком доме живешь, много ли в твоем доме этажей, опиши свой дом? (Ответ ребенка).
Алена. – Да в вашем селе дома высокие, многоэтажные. А я ребятки живу в деревне. В нашей деревне все по-другому. И улиц у нас не так много, как в городе, и машин немного, а дома-то у нас совсем не такие. В нашей деревне дома стоят, как в старину строили. А назывались такие дома – избы.
Издавна на Руси дома строили из дерева, из бревен. Как вы додумаете почему?
Ответы детей (если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает им ответить на этот вопрос).
Алена: - Да, люди жили среди полей, В окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал. Дерево на Руси – материал особый.
Русский человек рождался в рубленной, бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней.
Рассматривание иллюстраций.
Алена. - Посмотрите, избы стоят рядышком, как сестры, прижались друг к другу.
Дома красивые, прочные. Дом построить – Трудно. Люди украшали свои дома, та часть, которая выходила на улицу была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть улицей. Дом смотрит на мир окнами – глазами, через них в окно входит солнечный свет. Называли их ласково – оконцами и украшали наличниками (сопровождается показом воспитателя).
Алена. - Вот посмотрите, моя деревня почти такая же, да видно не судьба мне вернуться.
Если вы мне не поможете и не видать мне ее. Вы мне поможете ребята?
(Ответы детей.)
Алена. - Посмотрите места как у нас и речка, и лес, и бугор, и даже колодец как на нашей улице. Только домов не хватает. Давайте их построим. А чтобы построить дома, нам бревна нужны. Вставайте ребята мы с вами в лес пойдем, бревна искать.


В основе деятельности данных учреждений культуры лежит сохранение и передача культурного наследия страны от одного поколения к другому. Эта функция сама по себе способствует формированию исторического сознания детей

Краеведческая работа является одним из направлений, которое способствует формированию интеллектуальных и творческих особенностей ребенка, расширению его кругозора, а также развитию патриотических чувств.

Благодаря такой работе, осуществляется реализация очень важной образовательной проблемы, которая непосредственно касается соединения обучения с жизнью.

Главное в статье:

О роли библиотеки в воспитании подрастающего поколения

В последнее время вопрос, касающийся изучения родного края, является одним из наиболее актуальных вопросов современного общества.

Такой интерес объясняется с одной стороны, как дань моде, а с другой, как необходимость и потребность каждого гражданина-патриота своей страны.

Немаловажная роль в решении данной проблемы принадлежит библиотекам, которые во все времена считались центром интеллектуальной жизни общества.

В основе деятельности данных учреждений культуры лежит сохранение и передача культурного наследия страны от одного поколения к другому. Эта функция сама по себе способствует , а также воспитанию у них духовно-нравственных ценностей.

Воспитание краеведением связано с такими процессами, как:

  • обучение знаниям о прошлом и настоящем родного края, его , традициям и так далее;
  • сохранение культурного и природного наследия;
  • привитие потребности в заботе о будущем родной земли и прочее.
  • вводное – «Я знаю город будет!»;
  • «По следам великого мужества»;
  • «Магнитогорск литературный»;
  • «Пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную…»;
  • заключительное – подведение итогов фотоконкурса.

В ходе первого мероприятия дети получают знания об историческом прошлом территории, на которой сегодня расположен город, а также о жителях станицы Магнитной, скульптурных и архитектурных памятниках и многом другом.

Следующее мероприятие направлено на отражение проведенной работы по изучению имен тех улиц родного город, которые названы в честь революционеров, партийных деятелей, героев войн.

Проведение третей встречи посвящено улицам, названным именами литературных деятелей разных культурных эпох. Необычное название четвертого мероприятия связано с тем материалом, который представлен на встрече и посвящен необычным названиям города Магнитогорска.

В ходе заключительного мероприятия подводятся итоги конкурса фотоматериалов, стартовавшего на вводном мероприятии. На фотографиях, представленных участниками, запечатлены любимые уголки улиц родного города.

Ресурсы для организации краеведческого проекта

В реализации библиотечного проекта по краеведению были задействованы различные ресурсы:

  • базовые, к которым относятся помещение для проведения мероприятия, а также необходимые предметы мебели;
  • административные - это городские органы управления;
  • финансовые, в качестве которых выступают целевое бюджетное финансирование и спонсорские средства;
  • человеческие, включающие в себя сотрудников библиотеки, журналистов, приглашенных гостей и других представителей;
  • информационные – средства массовой информации, периодическая печать, телевидение и так далее;
  • технические, в том числе проектор, компьютерные устройства, музыкальное оборудование и многое другое.

О привлечении партнеров к реализации краеведческого проекта в библиотеке

В рамках данного проектаналаживается сотрудничество с архивным фондом города, городскими органами управления, местными средствами массовой информации, депутатами Городского собрания и другими.

Каждый из партнеров отвечает за выполнение определенной части проектной деятельности. Например, городской архив должен предоставить материалы, касающиеся происхождения названий улиц Магнитогорска, а Администрация города провести консультацию по вопросу переименований улиц.

Проект создания краеведческого клуба в библиотеке реализуется на протяжении 2016 года и состоит из нескольких этапов. На первом из них разрабатывается план мероприятий на календарный год. После этого осуществляется разработка сценариев запланированных мероприятий.

Третий этап включает в себя работу по приготовлению подарков. И на заключительном этапе выполняется подготовка статей в средства массовой информации, в которых представлен материал о проведенных мероприятиях. Также в это же время ведется работа по изготовлению аудио- и видеороликов.

По свидетельству организаторов данным проектом заинтересовалось огромное количество жителей города. Не остались равнодушными и средства массовой информации. Посетители библиотеки неоднократно предлагали свою безвозмездную помощь, направленную на установление исторических фактов, связанных с названием переулков и отдаленных улиц Магнитогорска.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Поисково-краеведческая деятельность школьного музея «Память»

в МКОУ «Павловская СОШ» Новичихинского района.

Центром воспитательной работы по данному направлению является школьный музей. Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учащихся. Он соединяет воедино многие поколения педагогов и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни.

Опыт показывает, что школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы, позволяющие выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.

Наш школьный музей начал создаваться с 1987 года. Хранитель и создатель краеведческого музея «Память» - учитель русского языка и литературы Гончарова Нина Максимовна.

Тематические экспозиции посвящены не только школе, но и отдельным периодам нашей истории: годам Великой Отечественной войны и коллективизации, истории малых сёл, гражданской войне на Алтае. Немало информации краеведческой и биографической. В музее собраны данные о героях ВОВ и воинах интернационалистах. Собирать информацию помогают жители нашего села, выпускники школы. историки-краеведы, выпускники школы.

Музей имеет историко-краеведческий профиль и следующие направления:

1.История родного края.

3.Предметы быта

5.Годы коллективизации, образование колхозов.

6.История школы.

7.Великая Отечественная война.

8.Наши земляки-защитники Отечества.

9.Воины – интернационалисты.

Данное направление деятельности музея позволяет организовать внеклассную краеведческую работу учащихся

Целью работы музея является создание оптимальных условий для учителя и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения.

Главными задачами являются :

1.Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине.

2. Развитие стремления участвовать в созидательной деятельности.

3. Формирование познавательных интересов и способностей.

4. Формирование творческой самодеятельности, общественной активности,

расширение кругозора.

5. Овладение практическими навыками поисково-исследовательской, собирательской,

учетно -хранительской, экспозиционной, массово-пропагандистской, экскурсионной работы.

Для успешной работы по данному направлению используется:

1.Работа детского общественного объединения.

2. Школьная сельская библиотека, в которой собрана литература по краеведению.

3. Возможность общения через интернет с известными краеведами.

4. Связь со школьными музеями района.

5. Тесная связь с местным советом ветеранов.

Для решения поставленных задач учитывается:

1. Организация поисково-исследовательской работы с учащимися по всестороннему изучению родного края.

2. При планировании краеведческой работы в школе учитываются предстоящие памятные события из истории и жизни родного края.

3.Проведение экскурсий по родному краю, занятий в школьном музее.

4. Встречи со старожилами, ветеранами войны и труда, запись, обработка и хранение их воспоминаний. Сбор документальных и предметных свидетельств.

5. Видео и фото фиксация сохранившихся объектов истории, культуры, природы.

6. Работа с архивными документами.

7.Периодическое обновление и пополнение экспозиций школьного музея, разработка и оформление новых экспозиций, выставок.

9. Ежегодное участие в районном краеведческом конкурсе.

10. Организация и проведение ежегодных тематических мероприятий, посвященных историческим победам русской армии, победам советских войск в годы Великой Отечественной войны и вкладу наших земляков, боевым традициям армии и флота.

Вся воспитательная работа в рамках краеведческой деятельности строится с учетом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы.

1-4 классы: знакомство с краеведением происходит на уровне пассивного восприятия через прослушивание и обсуждение определенных краеведческих тем, через встречи, экскурсии. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи.

5-7 классы: В работе с учащимися этого возраста используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы и края через экскурсии и знакомство с архивом музея, выполняют разовые поисковые задания.

8-11 классы: Готовят и проводят экскурсии в школьных музеях, участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших и средних классах, занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы в музее, изучают архивные документы; проводят исследования по определенной краеведческой теме, изучают историю родного края, участвуют в научных краеведческих школьных конференциях района, края..

В рамках данной деятельности можно выделить следующие разделы:

1. Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися.

2. Координационная работа с общественными организациями и внешкольными учреждениями.

3. Учет и хранение фондов школьного музея.

4. Обновление экспозиций и выставок школьных музеев.

5. Массовая и экскурсионная работа школьных музеев.

6. Памятные события из истории родного края.

Школьники разрабатывают экспозиционный план школьного музея, проводят экскурсии по экспозиции музея, выступают с беседами и сообщениями перед детьми младших классов; представляют результаты изучения краеведческого материала в форме сообщений, рефератов, конспектов, творческих работ, с которыми нередко выступают не только на районном, но и краевом уровнях.

Результатами реализации деятельности поисково-краеведческой работы являются: успешная поисковая работа учащихся, интерес обучающихся к поисково-краеведческой деятельности, постоянное развитие созданного музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов, достижения учащихся на районных, областных и т.д. научно-практических конференциях и конкурсах.

« Родина – место, где мы родились,

Отечество Родина, мною осознанная».

М.Пришвин

Школьный краеведческий проект

«Сохрани историю своего села».

Актуальность и цели проекта :

- формирование основ патриотизма

воспитание уважения к истории, интереса к жизни сверстников в военное время, воспитание гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей.

Воспитательные задачи проекта:

- формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, к жизни сверстников детей, которые воевали, трудились, погибли в годы войны;

- приобщение юного поколения к знанию, какой ценой досталась нам Победа в Великой Отечественной войне.

- воспитание уважения к памяти погибших .

Принципы реализации проекта:

    личностно - ориентированная направленность: формирование патриотических качеств личности;

    деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности – создание видеофильма;

    оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

Образовательная – знакомит с историческими фактами Великой Отечественной войны, знание истории своих сёл.

Ценностная – предполагает формирование патриотического мировоззрения, ориентацию на гуманистические ценности, знание истории России, её изучение, сохранение.

Деятельностная способствует обучению создания презентаций, фильмов в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Участники проекта – обучающиеся 4-11 классов, классные руководители , родители, жители села, совет ветеранов.

Ожидаемые результаты реализации проекта: участие в конкурсе патриотических проектов. Школьная краеведческая конференция. Районная краеведческая конференция, посвященная 70-летию Великой Победы, краевой конкурс «Будущее Алтая».

Средства реализации проекта: документы в Word , Интернет, воспоминания жителей села, документы музея.

1

План проекта .

Введение Актуальность.

Патриотическое воспитание молодого поколения - важнейшая задача, стоящая сегодня перед нашим обществом. Куда мы идем, на что ориентируемся, что является нашим духовным идеалом - эти вопросы волнуют сегодня многих. А ведь любовь к Родине, уважение к ее историческому прошлому, культурному наследию, литературе, гордость за своих выдающихся соотечественников должны прививаться молодому человеку дома или в школе. Долг настоящего учителя - бороться за утверждение в умах и сердцах молодых людей вечных ценностей. Самое главное, изначальное в деле патриотического воспитания молодежи - твердое убеждение учителя, что эта работа необходима, что в каждом человеке должно жить ощущение Родины, своих исторических корней, своей принадлежности к определенной культуре, традициям, народности. Любовь к Родине - это не только интерес к ее историческому прошлому, знаменательным событиям и историческим личностям. Это неравнодушное отношение к России сегодняшней, боль за ее судьбу, за неудачи, за трудное положение в стране, это созидание « разумного, доброго, вечного». Залогом стабильного развития государства является активная гражданская позиция. От активности молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть темп продвижения общества по пути демократических преобразований. Поэтому гражданское воспитание - одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно осуществляющегося на базе школьного музея, - позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Музейно-педагогические программы активно внедряются в школьную практику для развития механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала специалистов системы образования. Особенно актуальной сегодня становится и проблема памяти поколений, традиций, превращения каждого образовательно-воспитательного учреждения в музейный объект. Такая постановка проблемы создает у обучающихся взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего. ^ Программа разработана в рамках образовательного процесса школы

Цели программы: - создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности; - формирование духовно-нравственной культуры для решения проблем личностного развития в рамках образовательного процесса; - сохранение памяти о прошлом через изучение людей и событий своей малой родины.

^

Задачи программы:

Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда; - развить способности и сформировать на основе уроков-экскурсий и музейной среды навыки межличностного общения; - экскурсии для взрослых, посещающих школьный музей; - интегрироваться в систему музейной сети муниципального образования «Солоновский сельский совет» в части организации совместной поисковой деятельности; - использование компьютерных технологий в поисковой деятельности музея; - воспитать визуальную и музейную культуру среди обучающихся; - прививать навыки образованного посетителя музейной экспозиции; - уделять большее внимание пропаганде семейных традиций; - развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики (создание кружка, секции).

^ Содержание программы: - включение в воспитательный процесс школы музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических технологий; - создание системы приобщения ребенка к музейной культуре, прежде всего через участие в экскурсионной работе; - разработке новых условий для творческого развития детей; - расширение воспитательной среды школы. Программа, реализуемая на базе музея, включает в себя следующие этапы:

1. Ознакомительный (информационный)

Данный этап посвящен изучению истории образовательного учреждения. Участниками этого этапа являются обучающиеся 5-6 классов по собственной инициативе. Основными качествами являются интерес к истории, развитая речь, хорошая память, желание выступать самому. Информация о музее дается в доступной форме.

2. Экскурсионная деятельность обучающихся

Данный этап включает в себя внедрение музейной педагогики в систему образования и разработанный комплекс мероприятий по повышению нравственного и патриотического воспитания на основе экспозиционной, экскурсионной деятельности. Участниками этого этапа являются обучающиеся 8-11 классов. Формы участия: подготовка тем экскурсий, которые уже разработаны и используются; обновление информации (новые факты, воспоминания, архивные материалы); разработка новых тем, создание презентаций.

    Исследовательская и поисковая деятельность

На данном этапе осуществляется создание музейных проектов, подготовка и написание докладов и рефератов по темам, связанным с событиями малой родины, публикации в СМИ. Встречи с жителями села, ветеранами войны, тружениками тыла, первыми пионерами и комсомольцами села. Архивная работа (районный архив). Связь с районным краеведческим музеем.

Историческая справка. Краеведческий музей МКОУ «Павловская СОШ» был создан в 1987 году. Выделенная комната составляла 30 кв.м. Краеведческий музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу направляет совет музея. Руководитель музея Гончарова Нина Максимовна.
Направление, связанное с историей села наилучшим образом реализуется на основе активного сбора и изучения обучающимися краеведческого материала. Такую возможность дает создание обучающимися документов в результате бесед, опроса, анкетирования у непосредственных участников и очевидцев исторических событий.
Школа построена в 1914 году, перестраивалась в 1924 году, новая школа – 1928-1932 году, средняя школа – 1987 год. Школа была участницей исторических событий, происходивших в стране: революций, гражданской войны, коллективизации, Великой Отечественной войны.
Под краеведческую комнату было выделено помещение размером 32 кв.м. Собрано около 250 экспонатов, рассказывающих о жизни и занятиях населения, о Великой Отечественной войне. Действуют сменные экспозиции и тематические выставки. Здесь проводятся экскурсии, выставочные работы, встречи с выпускниками прошлых лет.

Образовательное пространство краеведческого музея

сельская

библиотека


районный музей

школьная

библиотека

районный


дом культуры


интернет

Солоновский с/совет

совет ветеранов


Среди экспонатов краеведческой комнаты есть много интересных предметов старины: монеты, одежда, церковная утварь, рушники, самовары и др. В своей работе мы сотрудничаем со структурами, обеспечивающими нас необходимой информацией, которая способствует формированию умения поисковой деятельности. Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики по работе с ними. В определенных случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспозиции. Одним из примеров внедрения музейной педагогики в образовательный процесс являются музейные экскурсии. Музейная экскурсия - это особый вид деятельности, которая как никакая другая форма работы, демонстрирует обучающимся связь прошлого и настоящего, дает возможность почувствовать дыхание Времени через предметы, которые когда-то держали в руках наши предки. Все это порой и выступает как основное средство воспитания подрастающего поколения. В настоящее время музейные экскурсии, являющиеся средством музейной педагогики, активно внедряются в образовательный процесс. Растет число проводимых экскурсий, в том числе и уроков- экскурсий, мини- экскурсий. В качестве апробации внедрения данного средства музейной педагогики являются проведенные уроки-экскурсии по истории Великой Отечественной войны (музейный проект). Интерес вызывает и тема повседневности. Крестьянский быт, одежда, народное творчество, ремесла не оставляют пассивных слушателей. По итогам экскурсий обучающиеся составляют творческие отчеты о посещении музея. Осуществляя правило обратной связи регулярно, экскурсионная деятельность наполняется новым содержанием.

1. Поисковая деятельность: Школьные краеведческие конференции:

1. «Святая Память» (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне).

*«Я родом не из детства – из войны»,

Военное детство моё»,

*«Мир русской деревни в годы Великой Отечественной войны»,

*«Награды наших земляков»,

*Фронтовая география наших земляков»,

*«Маликов Иван Александрович – участник Великой Отечественной войны».

2.»Вехи века. История сёл Павловка и Красноярка».

Темы поисковой работы учащихся:

*«Я и мой посёлок»,

* «Усадьбы нашего села»,

*«Целина и труженики села»,

*«История села Павловка: события и люди»,

*«Откроем памяти страницы» (к 90-летию села Красноярка).

* «Демографическая ситуация в сёлах Павловка и Красноярка».

. 3. «От начальной школы до средней» (история школы сёл Павловка и Красноярка).

Темы поисковой работы уч ащихся:

*. История выпуска. (Альбомы)

*. Известные выпускники нашей школы.

*. Старые книги и журналы в семье.

*Они работали директорами и завучами школы.

*Учителя – выпускники школы.

*«Участники конкурсов»

*«Выпускники школы и учителя на дорогах войны».

*«Семейные династии выпускников»

*Экспонаты музея (аттестаты разных лет, медали, пионерская форма, ручки, прописи и.т.д.)

*Презентации на школьные темы.

2. Оформить поисковые материалы к сельским праздникам

по темам проектной работы, разместить их в сельском

доме культуры.

3. Провести в школе конкурсы фотографий (о жизни школы),

«Лучшая презентация », лучший проект,

наши таланты «Я талантлив!».

4. Проводить в музее планомерный систематический сбор

документов, памятников материальной и духовной культуры;

прием даров и случайных поступлений;

* проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников

по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

*обобщать изученный материал в рефератах, творческих

исследованиях учащихся;

* участвовать в районных олимпиадах по историческому краеведению;

* создавать фонд мультимедийных презентаций.

2. Просветительская деятельность:
*проведение на материалах музея встреч, экскурсий, уроков-экскурсий,
*мини- экскурсий,
* создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера;
-*использование экспонатов музея в урочной и внеурочной деятельности;
* участие в конкурсных викторинах, посвященных памятным датам;
- участие в районных и областных краеведческих конференциях;
- сотрудничество с районной газетой « Сельчанка».


3. Оформительская работа:


*оформление экскурсий, плакатов, альбомов – раскладушек, выставок;
*создание папок - воспоминаний участников Великой Отечественной войны, детей войны, тружеников тыла, участников военных действий XX
века (Афганистан, Чечня).

За время работы нас неоднократно поощряли грамотами отдела образования

Заключение

Ожидаемый результат предполагается в виде внешнего проявления: постоянного развития музея, увеличения количества его экспонатов, появления новых разделов, увеличение количества обучающихся, желающих участвовать в поисковой деятельности, получения практических навыков: поисково- собирательной работы, исследовательской деятельности, а также внутреннего проявления - интереса к истории своего Отечества и родного края, уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению, понимания важности сохранения исторической памяти для потомков, личностного роста обучающихся, их нравственного задела, что поможет им стать достойными гражданами России. Мир сегодня совсем иной! Изменился и человек. Он более рассудительный, прагматичный и, может быть, чувство привязанности к своей Родине, боль за ее судьбу должны уступить место каким-то иным чувствам. Но после раздумий вновь прихожу к выводу о том, что других идеалов и нравственных ценностей просто нет. История человечества сформировала вечные ценности, такие как правда, справедливость, добро, благородство, честность, любовь к Родине, сострадание, защита слабого, уважение к старшему и многое другое. И как бы не пытались переоценивать и переосмысливать эти важнейшие ценности, в том числе и высокое чувство любви к Родине, правда всегда останется правдой.

МБУК Центральная библиотека МР Благоварский район

Утверждаю

Директор МБУК Центральная библиотека

краеведческой деятельности

«Моя малая Родина»

Сведения о проекте

Сроки реализации проекта: 2017–2018 гг.

Руководитель проекта – директор МБУК ЦБ

Адрес : 452740 Благоварский район, с. Языково, ул. Ленина, 16

Исполнители проекта :

Заведующая методическим отделом

Заведующая отделом обслуживания ЦБ

Заведующая детской библиотекой

Краеведение - неотъемлемая часть нашей большой истории, связующая нить времен. Возрождение библиотечного краеведения сегодня вызвано небывалым подъемом национального самосознания. Огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала позволяют растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего села.

В ходе реализации проекта «Моя малая Родина» планируется организовать рубрику на сайте библиотеки.

Реализация проекта создаст возможность организации фонда уникальных краеведческих ресурсов на электронных носителях, расширяющих представление о своеобразии историко-культурного наследия нашего края; способствующих формированию у детей, чувства любви, гордости и чувства принадлежности к малой родине.

В рамках проекта предполагается создание информационных дисков состоящих из презентации «Благодатный край Благовар», фото экспозиции «Моё село сегодня» и мультимедийная фотоколлекция «Приглашаем Вас в Благовар».

Итогом фотоконкурса «Родные места»», цель которого - развитие творческой активности пользователей библиотеки по сбору материалов об исторических и значимых местах Благоварского района, станет создание фотоальбома «Летопись района».


Важным и значимым моментом выполнения проекта станет издание буклета «Великий победитель», о ветеранах Великой Отечественной войны нашего района.

В рамках проекта запланировано проведение презентаций, встреч, конкурсов практических и творческих работ.

Актуальность проекта

Краеведческая работа - это непрерывный процесс, имеющий корни в прошлом и ведущий в будущее, цель которого - обеспечение связи поколений, сохранение и передача исторического наследия, знаний и традиций, создание условий для целостного духовного, интеллектуального и культурного развития, как отдельной личности, так и всего общества в целом. Краеведческая работа является одним из приоритетных направлений в работе МБУК Центральная библиотека МР Благоварский район.

По статистике, на территории Благоварского района проживают 25,6 тыс. человек. В связи с тем, что процент пожилого населения ежегодно уменьшается, возникла необходимость передать молодому поколению накопленные знания о родном крае.

Анализируя данную статистику, библиотеки приняли решение о создании рубрики на сайте МБУК ЦБ «Моя малая Родина».

Актуальность заключается в том, что работа на сайте будет выполнять важную социальную миссию: воспитывать патриотические чувства, расширять знания о крае, его истории, развивать интерес к прошлому, настоящему, способствовать пониманию красоты, особенностей, неповторимости родной земли.

Цели проекта:

* пропаганда литературы краеведческого характера, формирование облика библиотеки как места, где каждый сможет найти помощь и поддержку в вопросах, касающихся своей малой родины.

* создание собственных краеведческих ресурсов на электронных носителях;

* воспитание у подрастающего поколения чувства любви, гордости и причастности к малой родине, патриотизма и гражданственности;

Задачи:

* создание собственных краеведческих ресурсов на электронных и традиционных носителях;

*организация среди пользователей краеведческого движения по сбору материалов о своем селе, районе, развитие у них творческой активности в познании истории родного края;

* создание благоприятных условий для занятий, общения и проведения досуга читателей.

Проект рассчитан на все группы пользователей.

Организации, участвующие в реализации проекта

Для реализации проекта мы будут сотрудничать со следующими организациями:

Сельские Дома культуры и сельские клубы;

Детские сады, школы;

Православныйхрам с. Языково, мечети;

Районный краеведческий музей

Общественные организации;

Мероприятия в рамках проекта

I этап (январь - июнь 2017 г.)

1. видеопрезентации:

«Родные места»;

«Исторические памятники Благоварского района»;

2. презентации:

«Благоварская земля. История в лицах»;

«Всё о родном крае».

«Геральдика РБ и Благоварского района»;

«ЛитературныйБлаговар»;

Провести:

1. фотоконкурс «Родные места»;

2 .конкурс практических и творческих работ «Сохраним то, что любим».

II этап (июль–апрель 2018г.)

Фотоальбомы «Летопись района».

Буклет «Великий победитель.»;


Сборник юных поэтов «Я радость нахожу в стихах».

Провести:

1. презентации созданных дисков;

2. интеллектуальную викторину «Край навек любимый »;

3. познавательную игру «Я знаю всё о своем селе»;

4. творческий поэтический вечер «Родному краю гимн пою»

Ожидаемые результаты:

1 Удовлетворенность пользователей качеством проводимых мероприятий и результатами работы.

2. Привлечение в библиотеку новых пользователей.

3. Развитие интереса к чтению краеведческой литературы, произведений авторов-земляков.

4. Продолжение и дополнение «Летописи села» новыми событиями и фактами.

Описание проекта

1. Провести анкетирование и тестирование на выявление знаний о родном крае.

2. Опираясь на результаты анкетирования, провести познавательные виртуальные экскурсии по району

3. Организовать ряд встреч:

· с воинами-интернационалистами;

· с очевидцами Великой Отечественной войны;

· с почетными гражданами, уроженцами нашего района.

6. Пополнить книжный фонд литературой по краеведению.

7. Оформить в библиотеке постоянно действующую книжную выставку «Моя малая Родина».

8. Организовать в библиотеке дни краеведения «Сердцу милые места», «Село мое родное».

9. Составить информационные буклеты:

«Умеем ли мы гордиться героями?» (о героях – земляках Советского Союза);

10. Провести литературно-музыкальный вечер «Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают». (Об односельчанах погибших, защищая Родину).

Ожидаемые результаты

Реализация проекта позволит создать фонд уникальных продуктов краеведческой тематики на электронных носителях в виде презентаций, фотоколлекций.

Разработанный совместно с краеведческим музеем экскурсионный маршрут по историческим местам «Твоей истории негромкой мне дорог каждый уголок» поможет лучше узнать историю края.

Фотоконкурс будет способствовать развитию творческой активности читателей по сбору фотоматериалов района.

Конкурс практических и творческих работ «Сохраним то, что любим» среди учащихся средних классов. Его цель - выявить наиболее дорогие для сердца каждого жителя места, пользующиеся популярностью в селе, и, если это необходимо, помочь в их сохранении. Это могут быть родники, парки и т. д.

Буклет «Великий победитель» станет еще одной страницей героической истории, расскажет о событиях минувшей войны и людях, внесших огромный вклад в освобождение нашей Родины.

«Я радость нахожу в стихах» позволит вовлечь детей, в мир литературы. Ребята узнают имена писателей и поэтов-земляков, испытают чувство патриотизма, веру в себя, свою неповторимость, чувства доброты и любви к родителям, своему краю, к Родине, а самое главное - к книге и чтению.

В ходе реализации данного проекта в библиотеке увеличится число пользователей, возрастет посещаемость, расширится ассортимент библиотечных услуг.

Пользователи библиотеки получат ценный информационный ресурс по краеведению и литературному наследию Благоварского района.

Проект будет способствовать повышению информационной работы библиотеки по краеведению.

Оценка эффективности проекта

Создание электронного и документного фонда краеведческого характера необходимо для будущих поколений.

По окончании проекта эффективность будет оцениваться по количеству обращений на сайт библиотеки и по результатам анкетирования.

Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.

Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края

Задача библиотеки:

Донести литературную ис-торию и произведения литераторов-современ-ников до юного поколения,

воспитать любовь и бережное отношение к своей малой родине, организация и проведение встреч с интересными людьми, знакомство с творчеством писателей и поэтов родного края.

Используя великое наследие писателей-земляков, библиотека старается воспитывать у детей и подростков истинное патриотическое чувство, развивать любовь к своему краю через изучение и анализ краеведческой литературы.

Повышать уровень знания истории, традиций казахского народа, воспитание чувства любви к родине, гордости за свой край.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня краеведение является одним из приоритетных направлений деятельности сельской библиотеки. Бесспорно, каждому человеку необходимо знать: кто он и откуда родом.

Возрождение библиотечного краеведения в сельской библиотеке сегодня вызвано небывалым подъемом национального самосознания. Признанием общечеловеческих приоритетов библиотечное краеведение способно восполнить в людях тот нравственный процесс, о котором сейчас много говорят, нравственность прививается вместе с любовью к отчему дому.

Степень разработанности данной темы.

В предлагаемой работе рассматриваются краеведческая деятельность сельской библиотеки.

Предметом разработки является краеведческая деятельность Двуреченской сельской библиотеки.

Миссия: Хранить прошлое, открывать будущее.

Теоретические аспекты краеведческой деятельности сельской библиотеки:

Задачи краеведческой работы сельской библиотеки весьма разнообразны, каждая библиотека имеет свое лицо, находит свою «изюминку», направление,

в своей повседневной работе сельская библиотека решает множество задач:

Сохраняет и передает культурные традиции во времени и пространстве, обеспечивая память поколений;

Формирует нравственные позиции молодежи, создает особую культурную, образовательную и интеллектуальную среду в обществе.

Одним из традиционных направлений работы библиотеки всегда было краеведение, сформировалось даже понятие «библиотечное краеведение»

Распространение и пропаганда краеведческих знаний

Библиотека ведет планомерную работу в данном направлении. Приобщение к изучению прошлого родного края значительно расширило поле деятельности сельских библиотекарей. Сегодня мы выступаем и в качестве краеведов-летописцев, подвижников патрио-тического воспитания молодежи. Особенностью такой деятельности библиотеки является сотрудничество со школой.

Проблемой для сельских библиотек является отсутствие специалистов для работы с информационными ресурсами и необходимого программного обеспечения.

Выводы:

Сегодня даже самая малая сельская библиотека Казахстана старательно собирает и хранит материалы по фактам местной истории, годами накапливает местный материал.

Ожидаемые результаты:

Краеведческая работа библиотеки получит новый импульс благодаря использованию новых технологий в деле сохранения и распространения информации в нашем районе.

Краеведческая деятельность Двуреченской сельской библиотеки:

Усовершенствовать и продолжать работу клуба «Краевед». Членами клуба являются учащиеся старших классов - 9 человек. С помощью участников клуба библиотека пополняется свежим материалом о жизни заслуженных тружеников села, первоцелинников, ветеранов. Память о своих корнях делает человека достойнее и сильнее. Сегодня Двуреченской сельской библиотеке отводится роль создателя энцикло-педии родного края. Давно прошло время работы избы-читальни в поселке, но интерес к этому периоду среди жителей поселка большой.

Формирование, организация и хранение фонда краевед-ческих материалов

Основу краеведческой деятельности библиотеки составляет фонд краеведческих документов (по своей территории и региону в целом). В него входят опубликованные документы о родном крае; неопубли-кованные документы, переданные в библиотеку на постоянное хранение частными лицами или созданные самой библиотекой.

План работы на 2017 г.

Наименование мероприят.

Форма

Присутствующие

Срок

«Юный краевед»

Заседание. План работы

«Мы любим наше село и будем делать его лучше»

Дискуссия

Молодежь

«Мы парни и девушки казахской степи!»

Молодежь

«Чтобы помнили потомки…»

Вечер - встреча с участниками ВОВ

Учащиеся среднего звена. Юношество

Памятники села - «Сохраним культурное наследие»

Юношество

«Своя лепта в историю села родного»

Обсуждение

Взрослая группа читателей

«Прививая любовь к родному краю»

Час истории

Учащиеся среднего школьного звена

« Хвала рукам, что пахнут хлебом!»

Фото-стенд

Широкий круг читателей

Сентябрь

«Учимся быть патриотами»

Экскурсия в школьный краеведческий музей им. Е. Зайчуковой

Учащиеся среднего школьного возраста

«Я люблю село родное!»

Сочинение

Уча-ся разн.возр.

Ко Дню рождения села: «С добрыми воспоминаниями о Целине»

Вечер-встреча

Первоцелинники

«Чтобы лучше нам жилось здесь»

Круглый стол

Акимат, клуб ветеранов.

Библиотекарь Двуреченской сельской библиотеки - Снигур Людмила Николаевна