» » Как церковь относится к животным. Куда уходят животные после смерти? — Слишком сильно привязываться к животным — это грех

Как церковь относится к животным. Куда уходят животные после смерти? — Слишком сильно привязываться к животным — это грех

Наследует ли животный мир жизнь вечную? Или же каждое животное навсегда уничтожается земной смертью?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

В толковании на первую главу книги Бытия святитель Василий Великий ясно говорит о том, что душа животных, в отличие от человеческой, разрушима. «Да изведет земля душу живу. Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душою скота и душою человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. Поскольку, по Писанию, душа всякаго животнаго кровь его есть (Лев. 17, 11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное. Итак да изведет земля душу живу. Рассмотри связь души с кровью, крови с плотью, плоти с землею, и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе, и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела. Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорить о себе, что они были некогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами. А я, хотя не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что, когда писали cиe, были бессмысленнее рыб» (Беседы на шестоднев. Беседа 8-я). Из земных созданий только человек сотворен по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души.

Согласно теории, блошиное население взорвалось вместе с популяцией крыс, так как кошки были уничтожены в массовом порядке. Конрад в конце концов был убит, превысив себя в своих обвинениях. Его имя стало поводом для садизма и других излишеств католицизма, особенно в Майнце. Нелепость быка папы Григория также стала смущением для католической церкви, и некоторые апологеты пытались утверждать, что она является измышлением, хотя она общепризнана историками.

Энглс утверждает, что Вокс в Раме был «смертным приговором за то, что его продолжали убивать без пощады вплоть до начала 19 века». Предполагаемая связь между черными кошками и демонической деятельностью также предусматривала все средневековые преследования кошек, уже рассмотренных выше. Утверждалось также, что относительно небольшое количество черных кошек выживают в Западной Европе в результате преследования.

Будут ли животные в будущей жизни, когда произойдет преображение природы? Мнения экзегетов принципиально расходятся: одни признают такую возможность, а другие нет. Сторонники первого мнения могут найти некоторую опору в Священном Писании. Земной рай, в котором нашлось место и бессловесной твари, был предъизображением небесного рая. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, что Бог «все творение устроил в порядке и благочинном последовании; и семь дней определил, да будут во образ веков, имевших пройти впоследствии, во времени, а рай насадил после тех семи дней, да будет в образ будущего века» (Слово сорок пятое). Св. Исаия, изображая будущее Царство Мессии, пророчествует: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (11:1-9). И у св. апостола Павла имеется пророчество о будущем состоянии мира: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим.8:19-23). Это место у святых отцов изъясняется не однозначно. Блаж. Августин понимает под тварью только человеческий род. Однако св. Симеон Новый Богослов видит в словах апостола указание на будущее обновление, которое совершится над всем тварным миром: «Но посмотрим, как тварь имеет возобновиться, и придти опять в состояние первоначальной красоты? Полагаю, что ни один христианин не подумает не поверить словам Господа, давшего обетование сделать небо новым и землю новою, т.-е., что как собственные наши тела, разрушающиеся теперь на стихии и однакож в ничто необращающиеся, опять возобновлены будут через воскресение, - так и небо и земля со всем что на ней, т.-е. вся тварь имеет возобновлена быть и освобождена от работы тлению, и эти стихии вместе с нами сделаются причастными светлости, происходящей от Божественного огня <...> Таким же образом и тварь, обветшавшая и ставшая непотребною по грехам нашим, будет Богом Творцом как бы растоплена в огне и перелита, и явится новою, несравненно светлейшую, нежели как она теперь есть. Видишь, как все твари имеют обновиться огнем» (Слово сорок пятое).

Церковь поддержала и церковь спонсировала жестокость

Собаки были разведены не только для приманок и для борьбы друг с другом. Они были также использованы в качестве животных для животных во второй половине девятнадцатого века. Многие формы пыток и жестокости животных были настолько частью обычной повседневной жизни людей, что было почти невозможно заставить кого-либо признать, что они не оправданы. Таким образом, использование собак в качестве тягловых животных, которые в течение многих поколений были скандалом и позором для христианской Англии. Животные были убиты без малейшего сожаления.

При всей ясности пророчеств о будущем обновлении тварного мира, мы стоим перед тайной. Какие именно бессловесные твари будут с человеком в будущей жизни? Вряд ли все несчетное множество всех животных, живших прежде, будут обитателями новой земли. Возможно, те из них, которые будут жить в последние мгновения падшего мира.

Человек духовно здоровый не может не любить те создания, которые сотворил Бог. Поэтому смерть наших домашних животных вызывает печаль. Однако она бывает нередко чрезмерной. В таких случаях мы имеем повод задуматься о правильности нашего духовного устроения. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (22:39). Если мы научимся это соблюдать, то любовь к животным в нашей душе займет свое устойчивое, но скромное место.

Они были вынуждены вытаскивать полные грузы далеко за пределы своей силы; их выпороли до тех пор, пока они не умерли или не умерли у дороги. Условия в католической южной части Европы были хуже и оставались такими гораздо дольше. Наслаждение кровью, кровью и страданиями связано с чувственными навязчивыми идеями со сломанной плотью, кровью и страданиями, которые являются такой важной чертой христианства в Римской Церкви. Пуритане пытались искоренить такую ​​практику; но не по какой-либо искренней моральной причине.

Как сказал Маколей, «пуритан ненавидел медведя, не потому, что он причинил боль медведю, а потому, что он доставлял удовольствие зрителям». В средние века, когда Церковь находилась в самом мощном, более изобретательном спорте, была широко распространена. Например, было сочтено забавным связать кошку в сумке или кожаной бутылке, повесить ее на дерево и лучников использовать ее для практических целей. Кажется, что у кошек было плохое время, потому что, когда стало немодно обойти убийство евреев на Масленице, европейские христиане вместо этого убивали кошек.

Почему-то принято считать, что душа есть только у человека. Но это не так. Она имеется и у животных. Это признавали как видные умы человечества, так и многие служители церкви. Например, Л. Н. Толстой однажды сказал, что человек способен жалеть животных потому, что чувствует: в них живет то же, что и в нем. Другой видный писатель, Г. Д. Торо, словно дополнил его слова, высказав свое неверие тем религиозным деятелям и философам, которые называют зверей "бездушными машинами". Но, дабы избежать голословности, давайте посмотрим, есть ли душа у животных с разных точек зрения - со стороны разных религий, науки и эзотерики.

Немцы называли его Иудаштюртцем. В Англии было принято каменными петушками до смерти во вторник. Еще один сезонный фаворит был для маленьких мальчиков, чтобы выходить на День Святого Стефана и каменеть до смерти, как многие из них, как они могли найти. Они сделали это, чтобы помнить о заселении камнями святого Стефана. Эта практика продолжалась в римско-католической Ирландии, Память.

Церковь показала, что, поскольку животные не обладают душами, они были сродни автоматам. Как машины, они не чувствовали ни эмоций, ни боли. Они были одноразовыми игрушками, предназначенными для развлечения человечества. Действия, в которых животные подвергались пыткам за спорт, были записаны без какого-либо намека на то, что с ними может быть что-то не в порядке. Христофор Колумб и его команда в их трансатлантической миссии от Бога были типичными. радовался ранению и частично расчленял недавно обнаруженное животное, а затем видел, будет ли он по-прежнему сражаться.

Наука и душа

Отрицать наличие некой духовной субстанции не могут психологи, так как название науки, коей они занимаются, с древнегреческого языка переводится как «учение о душе». Как известно, эти специалисты корректируют и анализируют поведение людей, учат строить отношения с окружающим миром. Зоопсихологи занимаются тем же самым, но только объектом для их исследований является не человек, а животное. И если питомцы способны понимать речь человека, любить или злиться, различать друзей и врагов, не говорит ли это о том, что душа у них действительно есть?

Поскольку животные были просто игрушками, можно представить радость христианских моряков, которые обнаружили, что на Маврикии Бог предоставил им птиц, так что они подходите к своим христианским посетителям, чтобы их убили. Их мясо было признано непригодным, поэтому птицы были убиты христианами только ради удовольствия. В течение двухсот лет додомы вымерли.

Ни один христианин не видел ничего плохого в уничтожении сотен видов во всем мире. Также не было возражений против жестокости. Такое отношение сохраняется и по сей день. Всего несколько лет назад итальянский архиепископ заявил, что грех не побить собаку или оставить ее умереть с голоду. Как это могло быть, если у собак не было душ?

Кто-то сейчас скажет, что современная наука не признает существование таковой в каком-либо состоянии даже у людей, не то что у зверей. Это не совсем так. Например, Наталья Бехтерева (директор НИИ мозга человека) писала о том, что сознание существует даже после смерти мозга. К подобным выводам сравнительно недавно пришли и голландские физиологи. А что же такое сознание? Если прочесть в "Википедии", это состояние психической жизни человека, которое выражается в переживаниях событий внешнего мира и жизни индивида. Очень похоже на определение души, которое дают некоторые религиозные деятели. Не правда ли?

Охотничьи ружья и другие орудия смерти регулярно благословляются священнослужителями, а не только католиками. В Норвегии лютеранские министры продолжают благословлять китобойные корабли. Когда светские мыслители начали серьезно задумываться о нравственном вопросе о правах человека над животными и о человеческих обязательствах перед животными, христиане все еще считали само собой разумеющимся, что абсурдно думать о таких вещах. Хаксли читал лекции в Эдинбурге о взаимоотношениях между человечеством и низшими животными, пресвитерианский свидетель не только напал на него как богохульное противоречие с библейским повествованием и доктриной, но также добавил, что участники должны были сформировать Общество освобождения Гориллы, явно намереваясь это как оскорбление.

Стоит отметить, что в зарубежных научных изданиях опубликовано множество описаний исследований, которые доказывают возможность существования души. Будем надеяться, что скоро энтузиастам удастся «потянуть за ниточку» и вытянуть всю правду о наличии таковой как у человека, так и у животного. Ведь доказали же они существование параллельных миров. А ведь в их наличие тоже некогда никто не верил.

Поскольку у животных не было душ, не было никакого преступления пытать, калечить или убивать их. Иногда это было не только приемлемо, но и восхитительно, даже свято, для этого. Агрикола, предположительно, проклинал и сжег аистов в Авиньоне. Несмотря на то, что у них не было душ или чувств, животные все же были ответственны за свои действия и подчинялись воле Церкви. На практике животные были казнены по-разному: повешены, сожжены заживо, задушены или похоронены заживо.

Никакое моральное намерение не требовалось со стороны животного. Оксен, который избегал людей, не был казнен, потому что они были морально виновны, а потому, что они были «низшими» животными, которые убили существ Бога выше по масштабам творения. Для христиан они перевернули естественный порядок вверх ногами.

Православие и душа

Если задать вопрос священнику, есть ли душа у животных, скорее всего, он приведет цитату из книги Священного писания. Там говорится, что Бог дал зелень травную в пищу всем земным зверям, в которых есть душа: и птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся (написано от лица самого Господа). Таким образом, православие признает наличие духовной субстанции у всех живых существ. А вот как определять термин «душа» и бессмертна ли она - это уже совсем другой вопрос.

Чассенде сделал свою собственную юридическую репутацию в французском баре, выступая в качестве адвоката для нескольких крыс, которые подвергались судебному преследованию в церковном суде Аутуна за то, что они жестоко поели и беспорядочно уничтожили местный урожай ячменя.

По жалобе, официально представленной магистратурой, чиновник или викарий епископа, который осуществлял юрисдикцию в таких случаях, ссылался на виновных, чтобы они появились в определенный день и назначили Часэнде для их защиты. Ввиду плохой репутации и печально известной вины его клиенты, Шассенде были вынуждены использовать всевозможные юридические смены и шиканы, расточительные мольбы и другие технические возражения, надеясь таким образом найти какую-то лазейку в сетках закона, через которую может уйти обвиняемый, или, по крайней мере, отложить и смягчить наказание судьи.

Стоит заметить, что, если отвечать на вопрос, есть ли душа у животных, по Библии можно вспомнить и другие цитаты. Например, в книгах Моисея говорится, что после убийства животного его кровь следует слить в землю, а не кушать, поскольку в крови душа. Соломон упоминает: человек и животное - по сути одно и то же. В Книге пророка Исайи говорится, что после установления на Земле Царства Небесного в него смогут войти не только чистые духом люди, но и братья их меньшие. Мол, тогда все будут жить дружно и мирно, никто никого не станет убивать и есть.

Затем Шассене утверждал, что обвиняемый может по закону отказываться появляться в месте, где он не может быть в безопасности. Приговоры виновных животных соблюдали обычную юридическую практику и устанавливали церковные процедуры, включая применение пыток.

Наказания включали стук в голову, проклятие анафемы, отлучение и в случае четвероногих, физическое увечье и смертную казнь. Лошадь была повешена за убийство человека в Дижоне в четырнадцатом веке. Некоторые из пиявок были арестованы и доставлены в местный суд. Им было приказано покинуть район в течение трех дней, но они бросили вызов приказу и должны были быть изгнаны. Предполагалось, что петушиные яйца являются дьявольскими предметами, которые предпочитают ведьмы, поэтому существо было сожжено на костре за предполагаемую связь с колдовством.


Интересно, что о кошках в Библии говорится лишь вскользь, в послании Иеремии 1:21: «… и ласточки, и другие птицы, лазают по ним и кошки». Но это не значит, что такой домашний питомец - отрицательный персонаж в христианстве. Просто израильтяне тогда были глубоко возмущены раболепным отношением к нему соседей-египтян, потому ничего о нем не написали. Таким образом, нельзя точно сказать, есть ли душа у кошек. Но одно известно точно: многие священнослужители пускают питомцев поспать у алтаря и запрещают выгонять их из Церкви. Собакам нельзя заходить в храм только потому, что они не умеют себя прилично вести и могут залаять во время службы.

Иногда животных преследовали по финансовым, а не по юридическим соображениям. В Труах церковное служение за изгнание гусениц не использовалось, если крестьяне не заплатили десятины. Семь подозреваемых, свиноматка и ее шесть поросят, содержались в местной тюрьме до суда. Свиньи были признаны виновными и приговорены к свиданию, но поросятам было дано помилование на том основании, что они были слишком молоды, чтобы сделать свой собственный выбор и были сбиты с толку своей матерью-изгоем.

Мы, в отвращении и ужасе от упомянутого преступления, и до конца, что пример может быть сделан и поддержание справедливости, сказали, судили, приговорили, произнесли и назначили, что упомянутый свинец, теперь задержанный как заключенный и заключенный в упомянутом преступлении аббатство, будет мастером высоких работ, повешенным и задушенным на джибеле.

Буддизм и индуизм

Индуисты на вопрос, имеют ли животные душу, отвечают, что да. По их мнению, после смерти своего обладателя она может попасть в тот же самый Рай или Ад, куда уходит дух человека. Затем она получает перевоплощение, становится чем или кем угодно - от простейшего микроорганизма до человека, в зависимости от накопленной кармы.

Расход свиней человеческой плоти был особенно отвратительным во время Великого поста, поскольку преступник не только убил. Он также нарушил строгие правила поста перед Пасхой. Практика пробуждения животных была обычным явлением, и любое животное могло стать жертвой этого. Оригинальные уведомления об обвинительном заключении относятся к преступлениям, таким как убийства, совершенные пчелами, быками, лошадьми и змеями; мошенничество полевыми мышами; и воровство лисами. Воробьи были преследованы за то, что они болтали в Церкви.

Эванс показывает, что судебные процессы были возбуждены против конских мух, испанских мух, оводов, жуков, кузнечиков, саранчи, гусениц, термитов, долгоносиков, кровососов, улиток, червей, крыс, мышей, кротов, коров, «суки и ослицы», лошадей, мулы, быки, свиньи, быки, козы, петухи, кокки, собаки, волки, змеи, угри, дельфины и горлицы. Они, вероятно, представляют собой лишь небольшую часть числа судебных разбирательств, поскольку учет церковных процессов был настолько бедным.

Буддисты отрицают существование души. Они верят, что вокруг есть лишь постоянный общий поток Сознания, который принимает разные формы. А Рай или Ад для всех живых существ - лишь психологическое состояние. Каждый, будь то человек или кошка, создает их для себя, выбирая жизненный путь. Кроме того, буддисты верят в перевоплощение человека и животных в следующей жизни. По их мнению, живые существа в результате реинкарнации могут стать духами, низшими или высшими божествами, людьми или зверьми. Здесь все, как и в индуизме, будет зависеть от кармы.

Преследования были возбуждены как в государственных, так и в церковных судах, но Церковь не была убеждена в том, что государство обладает тем же божественным авторитетом, что и они. Животные вредители открыто игнорировали светские власти, но даже самое маленькое существо подчинялось авторитету Церкви. Как объяснил канон-адвокат Чассене, насекомые будут смеяться только в том случае, если судебные дела будут переданы в светские суды. Единственное наказание, которое они признали, было наказанием за анафема, навязанная Церковью.

Еще одно предполагаемое преступление, о котором сообщал Эванс, касалось вервольфизма. Волк, предполагаемый как воплощение покойного бургомистра Ансбаха, нанес большой вред в окрестностях этого города, охотясь на стада и даже пожирая женщин и детей. С большим трудом хищный зверь был наконец убит, его каркас был затем одета в плотный костюм из тёмно-розового цвета, напоминающий оттенок человеческой кожи и украшенный каштановым коричневым париком и длинной беловатой бородой, рыло зверя было отрезано и маска бургомистра функции, заменяемые им, и предъявленное таким образом фальшивое представление было повешено по приказу суда.


Есть ли душа у животных по исламу?

Коран учит терпеливыми, милосердными и справедливыми по отношению не только друг к другу, но и к животным. Одним из самых положительных персонажей у мусульман считается кошка, так как пророк Мухаммед особо выделял этого питомца: сажал на колени во время проповеди, пил из одной посуды с нею, а однажды даже отрезал рукав одеяния, чтобы не разбудить спящего зверька. Что касается того, попадают ли животные в рай, согласно Корану, ответ прост: нет. Душа четвероногих друзей смертна и после гибели своих обладателей обращается в прах.

Мифология

Существует множество разных мифов, в которых упоминаются души животных. Например, у якутских народов в фольклоре есть такое существо, как Абаас, живущий под землей. Он вырастает из камня черного цвета. Сначала питается той же едой, что и люди. А после, когда превращается в гиганта ростом с дерево, начинает охотиться на человека. Родственники больных или умерших людей ранее приносили ему в жертву разных зверей, чтобы обменять их души на человеческие.

В японской мифологии существуют некие Сикигами. Этих духов способен вызвать знаток Омме-до. Согласно легендам, существа выглядят как птицы или звери. Также они могут вселиться в любого животного и управлять его телом и душой. Способны вырваться из-под контроля мага и начать «командовать» им самим. Так что если вы ищете ответ на вопрос, есть ли душа у животных согласно мифологии, знайте: да, она у них имеется.


Философия и душа

Философию хоть и невозможно назвать точной наукой, однако она дает наиболее точный ответ на вопрос: имеется ли душа у животных? Например, Татьяна Горячева в своей книге «Святые животные» высказала мысль, что животные вынуждены «стенать и мучиться» возле человека, ожидая пришествия Божьего Царствия. Мол, они уже готовы вслед за мучениками войти в Церковь и даже «обожиться». Также она напоминает о житии целителя Пантелеймона, на которого, согласно легенде, не хотели нападать дикие звери. Животные были убиты и брошены на съедение птицам, однако те до них даже не дотронулись. Трупы долго лежали на солнце нетленными, представляя собой мощи святых зверей.

Английский писатель говорил, что если душа - это способность быть благодарным и преданным и любить, то у зверей, в отличие от многих людей, она точно есть. Доктор Уилл Татл сокрушался, что человек часто вглядывается в космос в надежде увидеть хоть кого-то похожего на него, в то время как сам окружен тысячами разумных существ, способности которых еще не открыты и не оценены. Георгий Вицин мечтал, чтобы все люди подкармливали животных. Интересно, что когда актера хоронили, все бродячие животные, которым он давал корм, вышли вместе с людской толпой, чтобы проводить его в последний путь.

Можно еще долго перечислять всех философов, которые отзывались о зверях как о разумных и душевных существах: от Сократа до Питера Сингера, опубликовавшего в 1975 году книгу «Освобождение животных», ставшую настольной для многих активистов, занимающихся защитой прав меньших братьев человека. Но не стоит ли здесь упомянуть, что сам человек далеко не Бог и не ангельское существо. Он - представитель животного мира. И если у него есть душа, то почему у зверей ее не должно быть?


Эзотерика и душа

Можно долго отрицать возможность существования души у животного, но стоит подойти к любимой кошке (или собаке) и заглянуть ей в глаза, чтобы понять: она есть. Эзотерики говорят, что домашние питомцы селятся рядом с людьми не только потому, что им так комфортнее и легче жить, но и чтобы оберегать своего владельца от различных напастей. Например, рыжие коты способны лечить разные болезни и приоткрывать «двери» в потусторонний мир, а черные - оберегают своих любимцев от магии, порчи и сглаза.

Некоторые экстрасенсы верят, что души зверей после смерти остаются возле людей в виде некой энергии и помогают им всем, чем только могут: предупреждают в случае опасностей, отводят беду и так далее. Они твердят, что иногда можно даже почувствовать душу любимого зверька рядом или увидеть его самого. Однако тут же противоречат сами себе, говоря, что под видом бывших питомцев к человеку иногда являются бесы. Стоит ли им верить - это большой вопрос.

Куда уходят животные после смерти?

Существует множество версий про то, есть ли душа у животных. В православии, например, как уже говорилось выше, даже в Библии есть цитаты, которые свидетельствуют, что она у них имеется. Но тогда куда же она уходит после смерти? На этот счет существует множество разных теорий. Самые популярные из них:

  • проходит стадию реинкарнации и перерождается;
  • присоединяется к некой «мировой душе»;
  • попадает в Рай (недаром же на многих иконах нарисованы звери и птицы?!);
  • остается возле человека в виде электромагнитного импульса;
  • превращается навсегда в прах, да и вообще, ее нет (по версии атеистов).

Думается, здесь каждый должен выбрать ту версию, которая нравится ему более всего. Ведь невозможно же заставить человека поверить в Рай, если он скептично относится к существованию самого Бога. Что касается того, бессмертна ли душа животных, здесь тоже нет определенного ответа.


Можно ли молиться за животных?

Заботиться о животных - прямая обязанность человека, по мнению многих священнослужителей. Например, игумен Свято-Георгиевского монастыря Даниил говорит, что люди не только могут, но и обязаны молиться о своих питомцах. Обращаться для этого можно к их покровителям: святым Косьме и Дамиану, мученику Афиногену, святому Власию, преподобному Сергию Саровскому и Сергию Радонежскому, кормившему при жизни животных с рук. Но лучше всего, по словам служителя Церкви, "идти" непосредственно к Богу, так как подать просимое может только Он.

Есть ли душа у растений?

Некоторые спрашивают, есть ли душа у животных и растений. Про существование этой субстанции у зверей мы уже говорили в этой статье. А вот про наличие ее у растений - пока нет. Это тема для большой отдельной публикации. Единственное, что можно сейчас сказать: цветы, деревья и травы рождаются, растут, погибают, умеют любить. Было много случаев, когда они погибали сразу после смерти своего хозяина, как бы хорошо за ними ни ухаживали другие люди. Поэтому их можно назвать "живыми". А раз так - то, скорее всего, у них тоже есть душа, пусть и не похожая на ту, которая имеется у человека.


В качестве заключения

Сегодня мы попытались определить, есть ли у зверей душа. Многое говорит о том, что она действительно имеется. Но точно об этом могут знать только высшие существа: Бог, ангелы и так далее. Современный же человек вряд ли когда ответит на этот вопрос. Точно так же он не сможет сказать, встречаются ли души умерших людей и животных. Но хочется верить, что все возможно. Удачи вам!