» » Женские образы пьес а. н

Женские образы пьес а. н

Среди драматургов А.Н. Островский отличается от многих классиков русской литературы. У него нет него идеальных героинь, как, например Елена (роман "Накануне"), Ольга (роман "Обломов"), Островский реалистичен. Ни одного персонажа в его пьесах нет идеального.

Пестрая галерея женских образов в «Грозе», как и в других его драматических произведениях, реалистична и жизненна.

(Ирина Зарубина в роли Варвары Кабановой из к/ф "Гроза", СССР, 1933 )

Первым персонажем, который представлен в пьесе, является Варвара Кабанова. Эта девушка - дочь Марфы. Будучи умной и хитрой, Варвара презирает устои Домостроя. Она пытается поступать по-своему. Ветреная, беззаботная субретка, уговаривает пойти на свидание с Борисом Катерину. Девушка считает что нужно поступать только так, как хочешь, но нельзя при этом сознаваться в грехах. Героиня не выступает открыто против жестокости порядков. Борется она за свою свободу, пользуясь ложью. А когда мать приказывает запереть дочь, Варвара убегает из дома с Кудряшом, стремясь начать жизнь иную, не основанную на патриархальных законах, проповедуемые ей матерью.

(Фаина Шевченко в роли Кабанихи, драматическая постановка, 1934 )

Второй, не менее яркий образ — купчиха Кабаниха. Марфа Кабанова, олицетворяет тиранию и жестокость, деспотизм в семье, которые присущи Калинову. Она считает сложившиеся в ее семье устои Домостроем. Осуждает невестку, поступающую не так, как предписывает закон. А когда Катерина сознается в своем проступке, жестокая купчиха ощущает себя счастливой от того, что у нее появилась причина постоянно унижать женщину, топча обостренное чувство свободы, привитое Катерине в родном доме. В конце пьесы старшая Кабанова остается в пустом доме одна. Дочь убежала с сердечным другом Кудряшом, презрев Домостроевские законы города. Даже любимый сын, который никогда не противоречил матери, отказался от нее. Ее мир и убеждения потерпели крах.

(Кирюшина Галина Александровна в роли Катерины, сцена Малого театра )

Катерина - главная героиня пьесы. Именно ее душевные страдания наблюдают зрители на протяжении всей пьесы. Будучи искренней, чувствительной, молодая женщина детства жила в окружении любви и заботы родителей. Потому она выросла романтичной мечтательницей. Но девушка выходит замуж и оказывается в другом мире, который пропитан злобой и деспотизмом матери Тихона. Тихон во всем подчиняется маменьке. Жить так ей становится невыносимо, И тогда, решив что-то изменить, Катерина соглашается на уговоры Варвары и идет на свидание с Борисом. Она влюбляется в Бориса. Не сумев справиться с угрызениями совести, молодая женщина погибает, бросившись в воду. Перед смертью Катерина прилюдно кается в греховной любви к Борису. Она идет к обрыву потому, что не видит выхода.

(Нина Алисова в роли Ларисы из к/ф "Бесприданница" 1936 )

Лариса из Пьесы «Бесприданница» схожа с Катериной по некоторым чертам характера и тем, что обе погибли. Лариса воспитывалась в неполной семье, мать во всем подчиняла девушку себе, решала важные вопросы сама. Именно по ее указанию Лариса должна была выйти замуж за нелюбимого человека.

Мать Ларисы, вдовая дворянка, считала, что нужно быть хитрой. Но без этого женщина выжить просто не смогла бы

Все женские образы в пьесах, выписаны реалистично. И несмотря на социальную зависимость, они играют главную роль в произведении. Именно их присутствие в произведении помогло раскрыть суть конфликта. Островский был против насильственных изменений в обществе, хотя и осуждает подобное. А образ Катерины показывает на назревший конфликт отсталых устоев, необходимость изменений в обществе.

Женские образы в пьесах Островского

Женский образ в русской литературе многолик и многогранен. Немало выдающихся русских писателей и поэтов почли за честь отобразить течение жизни через призму женской судьбы. Татьяна Ларина Пушкина и Анна Каренина Толстого, княжна Мери Лермонтова и сестры Прозоровы Чехова - каждая из женских судеб, раскрытых авторами с теплотой и любовью, по-своему отражает течение русской жизни на протяжении нескольких столетий...

Женщины в пьесах Островского зависят от окружающей их социальной среды. Это определяет конфликт в подавляющем большинстве пьес. Конфликт между желаемым и действительным, между тем, что «дозволено», и тем, что «не дозволено», определяет многое в построении женского образа Островским.

Как правило, главную героиню в пьесе непременно окружают героини второго плана. Они представляют собой как бы вариации на основную тему, отвечая на вопрос: «А что было бы, если бы героиня поступила не так, а иначе?» Это позволяет глубже взглянуть на события, происходящие с персонажами пьесы.

В связи с этим замечательны разнообразные и вместе с тем выступающие как одно целое маменьки Островского, пекущиеся о своих чадах, безраздельно любящие их, но зачастую не понимающие их желаний и возможностей. Это матушки Елены Карминой и Липочки Большовой, видящие счастье своих дочерей исключительно в замужестве (причем для них не важно, что это будет за муж, главное, чтобы «приличия» были соблюдены, а там уж «стерпится - слюбится»), Харита Игнатьевна Огудалова - несчастливая мать своих настрадавшихся дочерей, и даже мать Тихона Кабанова - страшная Кабаниха, по-своему безответно любящая своих сына и дочь, желающая им какого-то одного ей понятного счастья...

По-разному складываются судьбы их дочерей. Например, героиня «Женитьбы Белугина» сумела победить в себе мелкодворянское чванство и по-настоящему полюбить «не подходящего» ей по сословию мужа. Елена Кармина - одна из немногих героинь Островского, заслужившая свое женское счастье в полной мере.

У Липочки из пьесы «Банкрот, или Свои люди - сочтемся» другая судьба, как, впрочем, другая и мечта. Замужество для нее - лишь возможность уйти из-под угнетающей родительской опеки, выйти, что называется, «в свет» (при этом она в полной мере дитя своего сурового и нечуткого отца: не видя от него в детстве ласки и родительской доброты, она, естественно, не может ответить ему тем же, хладнокровно отправляя его в долговую яму ради собственного благополучия). За судьбу Липочки, ставшей Олимпиадой Самсоновной, можно не опасаться, ибо такие выживают в любых жизненных перипетиях... Однако самые яркие, наполненные женские образы, созданные Островским, говорят о том, что понятие счастья для женщины несовместимо с понятиями обмана, несправедливости, лжи себе и другим. Ни Катерина, ни Лариса Огудалова не смогли жить в неправде, обмане самих себя ради внешнего благополучия.

Катерина, живя в доме матери мужа, где все подчинено ханжеству Кабанихи, невозможности раскрытия истинного чувства, не умеет «выставиться» и «похвалиться», но готова всему подчиняться. Не видя со стороны мужа доброго к ней отношения (которое скрыто под маской страха перед матерью), Катерина безудержно ищет возможности любить и быть любимой. Борис для нее - это скорее быстро осуществляемая мечта, чем реальный человек. Он олицетворяет возможность свободы, полета, достижения счастья. Нереальность объединения своих желаний и окружающей ее действительности заставляет предельно честную с самой собой Катерину уйти из жизни. Ее смерть - это подтверждение ее силы и свободы, воли и независимости.

Протестом против подлости и низости, бесхарактерности и пресмыкания звучат и поступки, совершенные Ларисой Огудаловой. Это как ее отъезд с Паратовым за реку, так и отказ принять «помощь» зарвавшихся купцов - Кнурова и Вожеватова. Возможность оставаться самой собой (пусть брошенной, но любящей женщиной, не ставшей игрушкой в чужих руках) вполне оплачена Ларисой, ее смертью. Карандышев, пожалуй, пусть невольно, совершает один из самых честных поступков по отношению к Ларисе: он лишает ее жизни, тем самым не давая ей даже возможности пасть.

Образы женщин в творчестве Островского принадлежат к лучшим образцам русской литературы, знаменуя собой новый этап в драматургии.

Женские характеры в драме "Гроза"

Когда-то Добролюбов назвал главную героиню драмы “Гроза” Катерину “лучом света в темном царстве”. Еще раньше, анализируя пьесы Островского, созданные в первой половине 60-х гг, “Свои люди - сочтемся”, “Не в свои сани не садись”, “Не так живи, как хочется”, “Бедность не порок”, он определил и само понятие “темного царства” - для критика оно было синонимом патриархального уклада жизни, в наибольшей степени сохранявшегося именно в среде русского купечества. Катерина, по мнению Добролюбова, не принадлежит к атому миру и всецело противопоставлена ему, и потому из всех женских персонажей в драме, да и не только женских, лишь она одна является персонажем положительным. Добролюбов создал черно-белую картину “темного царства”, в котором нет и не может быть ничего положительного, светлого, и противопоставил женские персонажи друг другу по принципу их принадлежности или непринадлежности этому миру. Но устраивала ли Островского подобная трактовка, был ли он согласен с определением понятия “темное царство” и противопоставлением действующих лиц под углом зрения Добролюбова? Думаю, что такая точка зрения была упрощением той картины, которую создал драматург.

Из полудесятка женских персонажей “Грозы” на первом плане, несомненно, характеры Марфы Игнатьевны Кабановой и ее невестки Катерины. Это два основных, во многом противоположных образа, которые в значительной мере формируют взгляд читателя и зрителя на весь мир, обозначенный Добролюбовым как темное царство. Как видно, Островский, в отличие от Добролюбова, не выводит Катерину за пределы патриархального мира, мало того” она немыслима без него. Разве можно представить Катерину без искреннего и глубокого религиозного чувства, без ее воспоминаний о родительском доме, в котором, вроде бы, все то же самое, что и в доме Кабановых, да не то, представить ее без ее певуче-песенного языка? Катерина воплощает в себе поэтическую сторону патриархального уклада русской жизни, лучшие качества русского национального характера. Но люди, которые ее окружают, в своих душевных свойствах страшно далеки от нее, особенно Кабаниха. Стоит сравнить их слова и действия. Речь Кабанихи нетороплива и монотонна, движения медленны; живые чувства просыпаются в ней только тогда, когда разговор касается обычаев и порядков старины, которые она яростно защищает. Кабаниха во всем опирается на авторитет старины, который представляется ей незыблемым, и ждет того же от окружающих. Ошибочно полагать, что Кабаниха подобно Дикому принадлежит к типу самодуров. Такая “самодурная пара” в драме была бы избыточной, а Островский не повторяется, каждый его образ - художественно уникален. Дикой психологически гораздо примитивнее, чем Марфа Игнатьевна, он больше соответствует типу самодура, открытому Островским в его ранних пьесах; Кабанова значительно сложнее. Ни одно из ее требований не продиктовано ее прихотью или капризом; она требует только неукоснительного соблюдения порядков, установленных обычаем и традициями. Эти обычаи и традиции заменяют ей юридические законы, диктуют незыблемые моральные правила. Сходным образом относится к традициям и Катерина, для нее эти обычаи и традиции, эти правила - святое, но в ее речи и поведении и в помине нет мертвенности Кабанихи, она очень эмоциональна, и традицию она тоже воспринимает эмоционально, как нечто живое и действенное. Переживания и чувства Катерины отражаются не только в ее словах - образ этот сопровождается многочисленными авторскими ремарками; в отношении Кабанихи Островский куда менее многословен.

Главное различие между Катериной и Кабанихой, различие, которое разводит их на разные полюса, заключается в том, что следование традициям старины для Катерины является душевной потребностью, а для Кабанихи это попытка обрести необходимую и единственную опору в предчувствии крушения патриархального мира. Она не вдумывается в суть порядка, который оберегает, она выхолостила из него смысл, содержание, оставив только форму, превратив его тем самым в догму. Прекрасную сущность старинных традиций и обычаев она превратила в бессмысленный обряд, что сделало их противоестественными. Можно сказать, что Кабаниха в “Грозе” (так же, как и Дикой) олицетворяет собой явление, свойственное кризисному состоянию патриархального уклада жизни, а не присущие ему изначально. Мертвящее воздействие кабаних и диких на живую жизнь с особой очевидностью проявляется именно тогда, когда жизненные формы лишаются прежнего содержания и сохраняются уже как музейные реликвии. Катерина же представляет собой лучшие качества патриархальной жизни в их первозданной чистоте.

Таким образом, Катерина принадлежит патриархальному миру - в его первоначальном значении - в гораздо большей степени, чем Кабаниха, Дикой и все остальные персонажи драмы. Художественное назначение последних - обрисовать причины обреченности на гибель патриархального мира настолько полно и многосторонне, насколько это возможно. Так, Варвара идет по линии наименьшего сопротивления - приспосабливается к ситуации, принимает “правила игры” в “темном царстве”, в котором всё построено на обмане и видимости. Она научилась обманывать и пользоваться случаем; она, как и Кабаниха, следует принципу: “делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”.

В Феклуше представляет собой еще один аспект в изображении умирающего патриархального мира: это невежество, стремление по-своему объяснить непонятное, причем объяснить так, чтобы немедленно обнаружилось превосходство своего, то есть превосходство защищаемых догм. Феклуша - жалкое подобие древних странниц, которые когда-то бродили по Руси и были распространительницами новостей, источником чудесных сказаний и особой одухотворенности. В “темном царстве” диких в Феклуше тоже нуждаются, но не за этим: Глаше, девке в доме Кабановой, она нужна для того, чтобы удовлетворить естественное любопытство и скрасить скуку однообразной жизни, Кабанихе - чтобы было кому посетовать на губительные перемены и утвердиться в превосходстве своего перед всем иноземным. Этот образ стал почти фарсовым, не способным вызвать в читателе и зрителе никаких положительных эмоций.

Итак, всем женским характерам в драме “Гроза” отведено свое место системе персонажей с точки зрения их соотнесенности с образом “темного царства”, без любого из них этот образ был бы неполным или односторонним. Катерина представляет собой его лучшую сторону, существование которой не признавал или отвергал Добролюбов, Кабаниха, Варвара, Феклуша - типы характеров, ярко проявляющихся на этапе разложения какого-либо жизненного уклада как симптомы его глубокого кризиса. Ни одно качество, присущее им, не является органической чертой патриархального мира. Но этот мир выродился, патриархальные законы определяют взаимоотношения людей по инерции, этот мир обречен, ибо он сам убивает все лучшее, что он создал. Он убивает Катерину.

(354 слова) Женские образы в литературе играют довольно большую роль. Именно слабому полу порой суждено показать жизнь со всеми трудностями и невзгодами, донести определенную идею до читателей и повлиять на общество в целом. Произведения А.Н. Островского славятся разнообразием женских образов, каждый из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом отражает те или иные черты, характерные для того времени. Особенно это заметно в его драме «Гроза», написанной в 1859 году.

Катерина Кабанова – главная героиня произведения, именно за ее душевными переживаниями мы наблюдаем всю пьесу. Чистая, искренняя, чувствительная девушка, « луч света в темном царстве». С детства она была окружена любовью и заботой своих родителей, поэтому выросла страстной и мечтательной натурой. Она была открыта миру, ей не надо было притворяться, чтобы выразить свои эмоции. Но затем, выйдя замуж за Тихона, она попала в совершенно другой мир, пропитанный злобой и деспотизмом со стороны ее свекрови. Ей была невыносима такая жизнь, вследствие чего она влюбилась в Бориса. Однако, к сожалению, все закончилось печально: Катерина не смогла совладать со своими муками совести, поэтому она погибла, целенаправленно избрав путь смерти.

Другим ярким образом в пьесе стала Марфа Игнатьевна Кабанова. Богатая купчиха и по совместительству мать Тихона, свекровь Катерины. Она же олицетворение тирании и жестокости – черт, присущих этому Калинову. Больше всего на свете она ценит порядки и обычаи, регламентированные Домостроем. Осуждает своего сына и невестку, потому что они поступают не так, как предписано законом. Даже, когда Катерина признается в своем грехе, Кабаниха счастлива, ведь у нее есть повод вечно унижать молодую женщину. Тем не менее, в конце произведения купчиха остается одна, потому что даже ее единственный сын отказался от нее.

Еще одной интересной героиней в произведении была дочь Кабанихи — Варвара. Умная и хитрая девушка, которая презирает законы Домостроя, и пытается действовать по-другому. Именно она уговорила Катерину встретиться с Борисом, так как в ее представлении нужно делать всё, что хочешь. Героиня никогда не выступит в открытую против жестоких порядков, но она готова бороться за свое счастье, используя ложь. В конце концов, Варвара убегает вместе с Кудряшом из родного дома, чтобы начать другую жизнь.

В пьесе Островского мы видим совершенно разных героинь, отличающихся своим мировоззрением. Каждая из них олицетворяет собой определенную группу людей, живших в то время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Коллекция сочинений: Женские образы в пьесах А. Н. Островского "Гроза» и "Бесприданница»

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме - положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Кате­рины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.

Катерина отличается по складу характера от всех дей­ствующих лиц драмы "Гроза». Честная, искренняя и прин­ципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изво­ротливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи - это борьба светло­го, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости "темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал герои­не "Грозы» имя Екатерина, что в переводе с греческого оз­начает "вечно чистая». Катерина - натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно природы на­туральна и искренна. "Встану я, бывало, рано утром; ле­том, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», - рассказывает она о своем детстве. Ее душа по­стоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудеса­ми, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она ле­тает как птица. О желании летать она заговаривает не­сколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: "Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговари­вать, - ангелы ведь это». Какой любящей женой и мате­рью была бы она в других условиях!

Искренняя вера Катерины отличается от религиознос­ти Кабанихи. Для Кабанихи религия - это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера - это поэтический мир сказочных образов и высшей справедли­вости. "... До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бы­вало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится», - вспоминает она.

Неволя - главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но "здесь все как будто из-под неволи», - говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюби­вой душой героини. "А горька неволя, ох, как горька», - говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли под­талкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился "решитель­ный, цельный русский », который "выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе».

Варвара - полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из "темного царства». На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: "Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучи­лась, когда нужно стало». Варвара презирает бесхарактер­ность брата и возмущается бессердечностью матери, но Ка­терины ей не понять. Ее интересует и волнует только вне­шняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.

Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейпшй. В ее характере нет той цельности, которая есть вКатерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает "Чайка». Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.

У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные ха­рактеры, разный возраст, но объединяет их желание лю­бить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодоле­вая препятствия созданные устоями общества.

Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.

У Ларисы положение более сложное. Она разочарова­лась в любимом человеке и перестала верить в существова­ние любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и об­ман, Лариса видит два выхода из сложившегося положе­ния: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но ав­тору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщи­ну, и она уходит из жизни.