» » Ассимиляцией называют и группы меньшинства с доминирующей культурой. Демонстрационный вариант теста

Ассимиляцией называют и группы меньшинства с доминирующей культурой. Демонстрационный вариант теста

Интергация, ассимиляция, аккультурация образуют некоторое общее смысловое поле, объемлющее собой широкий спектр разнообразных процедур, которые возникают при взаимодействии как отдельных индивидов, так и целых групп с инокультурным окружением. Отчасти эти процессы могут быть описаны в русле общих проблем инкультурации. Однако, просмотренные в культурно-ком- муникативном ракурсе, они имеют ряд существенных моментов, на которые мы и обратим внимание.

Интеграция (от лат. integration - восполнение, восстановление) обозначает состояние внутренней целостности того или иного культурного образования, а также согласованность между различными ее элементами. Кроме того, под интеграцией часто понимают процессы, результатом которых должна стать такая взаимосогласованность различных субъектов культуры. Различными исследователями интеграция культуры (или интеграция культур) интерпретируется по-разному, в качестве ведущего момента выделяются различные стороны культурной деятельности. Культурная интеграция понимается, например, как логическая, эмоциональная или эстети

ческая согласованность между культурными значениями, как процесс согласования этих значений между различными субъектами культуры либо культурами или как соответствие между культурными нормами и реальным поведением носителей культуры, либо как функциональная взаимозависимость между разными элементами культуры, такими как обычаи, институты, культурная практика, императивы повседневности и т.д. При взаимодействии представителей различных культурных традиций согласование норм, выработка соответствующих им моделей поведения является чрезвычайно важной и далеко не всегда проходит безболезненно. В различных культурах связь между теми или иными формами культурной практики может существенно варьироваться, что необходимо учитывать.

На сегодняшний день в культурологии различают следующие формы как внутрикультурной, так и межкультурной интеграции:

    конфигурационная, или тематическая, интеграция представляет собой интеграцию по сходству. Она имеет место тогда, когда различные элементы культуры или различные культуры соответствуют общему паттерну, имеют одну сквозную общую «тему». Хотя потенциально возможности культурного самопроявления человека безграничны, так же как и культурные ресурсы той или иной культуры, тем не менее «тема» обеспечивает избирательность человеческой активности или задает культуре некий ориентир или стержень, вокруг которого выстраиваются все остальные компоненты. Этот ориентир может быть положен в качестве безусловного основания, отправной точки при дальнейшем согласовании различий, приведении их в соответствие. Например, основой культурной интеграции западноевропейских стран на протяжении многих столетий служила христианская «тема». Ислам выступил стержнем культурной интеграции всей мусульманской цивилизации (если использовать терминологию С. Хантингтона) и пр. «Темой» может стать религиозная доктрина, политическая идея, национально-этическая идентичность, историческая традиция (корни) и пр. Интегрирующая культуру «тема» может быть неосознаваемой или осознаваемой;

    стилистическая интеграция проистекает из эстетического стремления членов группы к аутентичному выражению собственного опыта. Она представляет собой взаимную адаптацию интенсивно ощущаемых элементов опыта, основанную на спонтанном творческом порыве и формирующую специфический «стиль»: стиль эпохи, времени, места, народа, культуры. Мы прекрасно знаем из истории, насколько большую роль в интеграции европейского че

ловечества играли художественные стили как «экспорт»-«импорт» творений гениев, новых методов и форм художественной выразительности, которые способствовали формированию общих культурных принципов. Следует указать, что «стиль» может господствовать не только в сфере искусства, но и в политике, экономике, науке, философии, мировоззрении, в повседневности и пр.;

    логическая интеграция представляет собой интеграцию культурных элементов или культур на базе логического согласования, приведения в непротиворечивость различных логически-идео- логических позиций системы. Она предполагает в идеале отсутствие в восприятии этих элементов их носителями, людьми, «когнитивного диссонанса». Логическая интеграция проявляется в форме развитых научных и философских систем. Она может осуществляться в рамках отдельных форм и систем культуры, апеллируя к разным типам рациональности. Сегодня активно пропагандируемая «теория глобализации» - яркий пример логического типа интеграции. Любые варианты поиска «общечеловеческого», подкрепленные научными, философскими обоснованиями, могут стать и очень часто становились основой логических интеграционных межкуль- турных взаимодействий;

    коннективная интеграция - это интеграция на уровне непосредственной взаимосвязи различных составных частей культуры или различных культур. Непосредственный контакт людей, налаживание прямых отношений, частое общение по различным вопросам - все это весьма способствует согласованию культурных установок, корректировке взглядов. Необходимость вступать в непосредственный контакт с представителями других культур, диктуемая экономическими, политическими, этическими, религиозными и пр. мотивами, на протяжении всей истории человечества выступала стимулом взаимодействия культур, выработки общих идей-«тем»;

    функциональная (адаптивная) интеграция характерна в первую очередь для культур современности. Такая форма интеграции нацелена на повышение функциональной эффективности, прежде всего экономической, отдельного человека и всего культурного сообщества. Примерами функциональной интеграции могут служить такие реалии сегодняшней жизни, как мировой рынок, мировое разделение труда, Всемирный банк реконструкции и развития и пр.;

    регулятивная интеграция связана со сглаживанием и нейтрализацией культурно-политических конфликтов. Одним из важных механизмов регулятивной интеграции является логически-иде- ологическая иерархическая организация ценностных ориентаций и

различных типов культурных систем. Регулятивная интеграция особенно активно происходит в рамках мировой политики. Страны, входящие в Организацию Объединенных Наций, путем заключения соответствующих конвенций выработали некоторый свод установок, которыми они руководствуются при разрешении возникающих конфликтов. Нарушитель - страна, человек, этнокультурная группа - как правило, карается. Надо отметить, что как в пределах отдельных государств или культур, так и на межкультурном уровне в кодифицированный свод регулятивных правил вносятся разного рода изменения.

При рассмотрении различных вариантов межкультурного взаимодействия часто пользуются термином «ассимиляция». Под ассимиляцией в культурологическом знании подразумевают процесс, в результате которого члены одного этнокультурного образования утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другого образования, с которым они находятся в непосредственном контакте. За многовековую историю существования человечества не раз случалось так, что в результате меж- культурных контактов одни культуры ассимилировались, поглощались другими. Этот процесс может происходить и спонтанно, и как целенаправленное действие, призванное искоренить другую культуру. Поэтому термин «ассимиляция» часто применяется для обозначения особой политики доминирующей этнокультурной группы в отношении этнических или культурных меньшинств, направленной на планомерное подавление их культуры и создание таких социальных условий, при которых участие меньшинств в институциональных структурах доминирующей группы ставится в прямую зависимость от принятия ими ее культурных норм и ценностей. Сегодня такие процессы происходят в большинстве бывших республик СССР. Особенно болезненно они протекают в странах Прибалтики, где представители русской культуры, оказавшиеся в положении меньшинства по отношению к титульным нациям, под давлением политических механизмов насильственно интегрируются в инокультурный контекст, утрачивая признаки национально-культурной идентичности.

Возможна односторонняя ассимиляция, при которой культура меньшинства полностью вытесняется доминирующей культурой. Этнокультурные меньшинства под давлением тех или иных обстоятельств полностью перенимают ценности и нормы другой культуры, идентифицируются с ней, утрачивают все признаки собственной культурной уникальности. При ассимиляции может происходить и культурное смешение, при котором отдельные элементы

подчиненной и господствующей культур смешиваются, образуя новые устойчивые комбинации, которые могут лечь в основу нового типа культуры.

Случаи полной ассимиляции встречаются крайне редко. Чаще всего при соприкосновении культур, даже когда одна из них очевидно преобладает и доминирует, имеет место только та или иная степень трансформации культуры меньшинства под влиянием доминирующей. При этом достаточно часто происходит и обратный процесс: культура меньшинства сама оказывает влияние на доминирующую.

В процессе ассимиляции следует отметить несколько компонентов:

    замену старых культурных ценностей и норм подчиненной группы ценностями и нормами господствующей культуры. Сознательно или бессознательно, насильственно или добровольно этнокультурные группы, оказавшиеся в окружении более мощного культурного образования, перенимают свод писаных и неписаных правил последнего. Это проявляется в самых разных формах: в языке и речи, в поведении, обустройстве быта, в желаниях и фантазиях, этических нормах и пр.;

    инкорпорацию членов подчиненной группы в институциональные структуры доминирующей группы. Любая этнокультурная группировка, сколь бы демонстративно она ни обособлялась, рано или поздно вынуждена так или иначе вступать в непосредственный и опосредованный контакт с окружением. Это является подчас условием выживания ее членов. Естественно, что представители культурных меньшинств имеют шанс заявить о себе, в том числе и о своей самобытности, лишь в институализированных формах, приемлемых для доминирующего культурного окружения;

    рост числа смешанных браков. Появляющееся в результате таких браков потомство двукультурно «по рождению». Чаще всего оно наследует обе культурные традиции. Главенствующее положение занимают при этом культурные ценности и нормы, которые доминируют в данном сообществе, хотя нередко бывают и исключения;

    формирование у членов подчиненной группы культурной идентичности, базирующейся на принадлежности к институциональным структурам господствующей группы, утрату первичной культурной идентичности либо только формальное ее сохранение. Это происходит не сразу и не всегда. Бывает, что уже первое поколение, выросшее в условиях доминирующей инокультуры, в полной мере воспринимает новые ценности и нормы. Но в истории были случаи, когда, даже утратив такой признак культурной идентичности, как язык, веками не имея такой культурной атрибуции, как государствен

ность, представители этнокультурных групп, разбросанные в силу- обстоятельств «по лицу земли» среди различных «народов и племен», продолжали в полной мере проявлять все черты культурной самобытности.

В настоящее время большинство исследователей выступают за осторожное использование термина «ассимиляции» в связи с тем, что он вызывает негативные политические ассоциации. Этнокультурная ассимиляция чаще всего ассоциируется у нас с насильственными и дискриминационными мерами, применяемыми по отношению к меньшинствам. Тем не менее коммуникативные процессы, неизменно возникающие при ассимиляции, играют подчас огромную роль при формировании совокупного образа того или иного культурного типа.

Впервые понятие «аккультурации» начали применять американские культурантропологи в конце XIX в. в связи с исследованием процессов культурного изменения в племенах северо-американских индейцев. Первоначально оно имело узкое значение и обозначало процессы ассимиляции, происходившие в индейских племенах при их соприкосновении с культурой белых американцев. С 1930-х гг. термин «аккультурация» закрепился в американской и европейской антропологии, став стержневым при «полевых» этнографических и этнологических исследованиях. Наиболее часто к этому понятию обращались Ф. Боас, М. Мид, Б.К. Малиновкий, Р. Линтон, М. Дж. Хер- сковиц. Они определяли его как «совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредственный контакт, при котором происходят изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих». Проводилось различие между группой-реципиентом, изначальные культурные паттерны которой претерпевают изменение, и группой-донором, из чьей культуры первая черпает новые культурные ценности и нормы.

Линтон и Херсковиц выделяли три основных типа реагирования группы-реципиента на ситуацию межкультурного контакта: принятие или полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы; адаптацию или частичное изменение традиционного паттерна под влиянием культуры донорской группы; реакцию или полное отторжение культурных паттернов донорской группы. В последнем случае группа-реципиент предпринимает усиленные попытки сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии.

Аккультурация может происходить при одном из двух условий. Во-первых, при свободном заимствовании контактирующими куль

турами элементов друг друга, протекающем при отсутствии воен- но-политического господства одной группы над другой. Добровольность заимствования культурных паттернов, свободная их миграция из одной культурной традиции в другую создают возможность для налаживания стойких межкультурных коммуникативных отношений. Во-вторых, при направляемом и регулируемом культурном изменении, когда доминирующая в военном, экономическом или политическом отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной группы. При таком подходе межкультурная коммуникация ставит культуры в неравное положение, а возникающие между ними отношения распадаются, как только поддерживающие их рычаги теряют упругость.

В период после Второй мировой войны значение термина «аккультурация» значительно расширилось. Его стали применять в исследованиях, посвященных взаимодействию и взаимовлиянию незападных культур: испанизации, японизации, китаизации, руссеизации и пр.

Итак, в современном культурологическом знании под аккультурацией понимают широкие процессы взаимодействия различных культур, в ходе которых происходят их изменения, усвоение ими новых элементов, и в результате смешения разных культурных опытов появляется принципиально новое культурное образование. Аккультурационные изменения совершаются при непосредственном взаимовлиянии разных социокультурных систем как микро-, так и макроуровней, налаживании между ними контактов, в результате коммуникативного обмена между субъектами культуры. Причем аккультурация - это и сам коммуникативный процесс, и его результаты, т.е. те реальные изменения, которые можно наблюдать в различных сферах культуры.

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilation - употребление, слияние, усвоение) - в истории слияние одного народа с другим с утратой одним из народов своего языка, культуры, национального самосознания. Может носить как естественный, так и насильственный характер.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 24.

АССИМИЛЯЦИЯ - согласно Ж. Пиаже - механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема.

Словарь практического психолога. - Минск, Харвест. С. Ю. Головин, 2001, 50.

Ассимиляция (Рыбаковский, 2003)

АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio) – уподобление, слияние, усвоение. Термин широко применяется во многих естественных и общественных науках. В широком смысле под ассимиляцией понимается процесс, в ходе которого две (или более) группы, ранее различающиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую общность, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности. Согласно теории американского социолога Р. Парка , процесс ассимиляции состоит из следующих фаз: контакт, конкуренция, приспособление и собственно ассимиляция...

Ассимиляция (Акмалова, 2011)

АССИМИЛЯЦИЯ. Постепенное слияние групп меньшинства с доминирующей группой в плане принятия норм поведения, культуры, обычаев, смешанных браков. Ассимиляция может происходить добровольно, не вызывая социальных конфликтов, и насильственно, что может вызвать сопротивление у ассимилируемых, порождая этно-националистический протест.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Ассимиляция этноязыковая

АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНОЯЗЫКОВАЯ - этап этнической ассимиляции, процесс утери тем или иным этносом, в условиях иноязыковой среды, родного языка в качестве средства общения, в том числе - в сфере внутриэтнической коммуникации. Языковая ассимиляция является важным этапом этнической ассимиляции вообще, начинается вслед за культурно-бытовой ассимиляцией и вместе с потерей этнического самосознания завершает этот процесс. Языковая ассимиляция, т. е. полный переход на другой язык, относится к этноязыковым процессам эволюционного характера.

Ассимиляция этническая (Тавадов, 2011)

АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ (лат. assimilatio - уподобление) - процесс, в ходе которого этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в иноэтнической среде, воспринимают язык и культуру другого этноса, постепенно с ним сливаются и причисляют себя к данному этносу. При ассимиляции этнической происходит полная или почти полная утрата ассимилирующейся группой исконных этнических свойств и столь же полное усвоение новых. Перемена этнического самосознания обычно считается конечной стадией этого процесса.

Ассимиляция (Матвеева, 2010)

АССИМИЛЯЦИЯ - в фонетике - приспособление звуков речевого ряда друг к другу по артикуляции и акустическим свойствам, их фонетическое сближение, уподобление одного из звуков другому. В русском языке ассимилируются согласные. Возможна ассимиляция по месту и способу образования, по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости согласных. В сочетаниях согласных звуков литературного русского языка более сильным является последующий звук, он влияет на предыдущий, уподобляя (ассимилируя) его: подход [тх] - оглушение [д] под влиянием последующего [х], на месте [с"т"] - смягчение [с] под влиянием последующего [т"], ср. место [ст]. Такую ассимиляцию называют регрессивной...

Ассимиляция (К.Г. Юнг)

Ассимиляция. - есть уподобление нового содержания сознания уже имеющемуся обработанному (сконстеллированному) субъективному материалу, причем особо выделяется сходство нового содержания с уже имеющимся, иногда даже в ущерб независимым качествам нового. В сущности, ассимиляция есть процесс апперцепции (см.), отличающийся, однако, элементом уподобления нового содержания субъективному материалу. В этом смысле Вундт говорит: “Такой способ оформления (т. е. ассимиляции) выступает в представлениях особенно наглядно тогда, когда ассимилирующие элементы возникают путем воспроизведения, а ассимилированные - путем непосредственного чувственного впечатления...

Ассимиляция (Шапарь, 2009)

АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio - уподобление, сопоставление) - по Пиаже, механизм, посредством которого новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или с другой ситуацией, для которой схема уже существует. В социальной психологии слияние одного народа (или его части) с другим путем усвоения его языка, обычаев и т. п. и утраты своего языка, культуры и национального самосознания. Существует естественная ассимиляция, которая происходит в благоприятных для народов условиях (использования принципа полного равноправия народов) и носит характер слияния малых народов с более крупными этническими общностями. Наряду с естественной существует насильственная ассимиляция, которая происходит в условиях национального, религиозного и т. п. гнета и носит характер подавления некоторых народов.

  1. Ассимиляция - I Ассимиля́ция (от лат. assimilatio) уподобление, слияние, усвоение. II Ассимиля́ция (этнографич.) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Большая советская энциклопедия
  2. ассимиляция - Образование в организме сложных веществ из более простых, поступающих из внешней среды. В широком смысле слова синоним анаболизма. В то же время нередко говорят об А. того или иного соединения, подразумевая пути его превращения, усвоения в организме, в клетке. Микробиология. Словарь терминов
  3. ассимиляция - АССИМИЛ’ЯЦИЯ, ассимиляции, ·жен. (·лат. assimilatio) (·книж.). Действие по гл. ассимилировать и ассимилироваться. Ассимиляция звуков (уподобление одного звука другому в слове; линг.). Ассимиляция народностей. Толковый словарь Ушакова
  4. ассимиляция - сущ., кол-во синонимов: 7 ассимилирование 4 расплавление 10 слияние 21 уподобление 13 усваивание 18 усвоение 29 этноцид 2 Словарь синонимов русского языка
  5. ассимиляция - АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio - уподобление, отождествление), процесс усвоения организмом веществ, поступающих в него из окружающей среды, в результате к-poro эти вещества становятся составной частью живых структур или откладываются в виде запасов. см. также обмен веществ и энергии Ветеринарный энциклопедический словарь
  6. ассимиляция - Ассимил/я́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  7. Ассимиляция - (от лат. аssimilatio) усвоение, слияние, уподобление. А. - понятие концепции интеллекта Ж. Пиаже, выражающее собой усвоение материала за счёт его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. Педагогический терминологический словарь
  8. ассимиляция - -и, ж. 1. Действие по глаг. ассимилировать (в 1 знач.) и состояние по знач. глаг. ассимилироваться; уподобление. Языковая ассимиляция. Ассимиляция звуков. 2. этногр. Слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка и культуры. 3. биол. Малый академический словарь
  9. АССИМИЛЯЦИЯ - (от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - в концепции развития интеллекта Ж. Пиаже - атрибут, аспект адаптации. Содержанием... Большой психологический словарь
  10. ассимиляция - АССИМИЛЯЦИЯ -и; ж. [лат. assimilatio]. 1. к Ассимилировать и Ассимилироваться. А. народов. Насильственная, естественная а. А. питательных веществ. 2. Лингв. Толковый словарь Кузнецова
  11. ассимиляция - (лат. assimilatio - уподобление). Уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношениях (ср.: диссимиляция). Ассимиляция возникает у гласных с гласными, у согласных с согласными. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  12. ассимиляция - АССИМИЛЯЦИЯ - см. анаболизм. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  13. АССИМИЛЯЦИЯ - АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimila-tio - уподобление, слияние, усвоение, Ассоциации индекс приспособление) - англ. assimilation; нем. Assimilation. Социологический словарь
  14. ассимиляция - орф. ассимиляция, -и Орфографический словарь Лопатина
  15. Ассимиляция - АССИМИЛЯЦИЯ (лат. «уподобление»). По отношению к звукам речи - уподобление одних звуков другим, соседним или близким к ним в речи, состоящее в изменении артикуляции одних звуков применительно к другим. Словарь литературных терминов
  16. ассимиляция - То же, что анаболизм. Биология. Современная энциклопедия
  17. ассимиляция - Ассимиляция, ассимиляции, ассимиляции, ассимиляций, ассимиляции, ассимиляциям, ассимиляцию, ассимиляции, ассимиляцией, ассимиляциею, ассимиляциями, ассимиляции, ассимиляциях Грамматический словарь Зализняка
  18. АССИМИЛЯЦИЯ - Здесь: приобретение инвесторами новых ценных бумаг после цикла их полной распродажи в ходе андеррайтинга. Экономический словарь терминов
  19. ассимиляция - АССИМИЛЯЦИЯ, и, ж. (книжн.). 1. см. ассимилировать, ся. 2. В языкознании: уподобление, возникновение сходства с другим, соседним звуком, напр. произнесение вместо звонкого б в слове бабка глухого звука п [бапка] в результате уподобления по глухости следующему к. | прил. ассимилятивный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  20. ассимиляция - ассимиляция I ж. Уподобление артикуляции звуков в пределах одного слова или словосочетания (в лингвистике). II ж. Слияние языка, культуры и национального самосознания одного народа с языком... Толковый словарь Ефремовой
  21. Ассимиляция - (лат. assimilatio уподобление, усвоение; син. анаболизм) процесс усвоения организмом веществ, поступающих в него из окружающей среды, в результате которого эти вещества становятся составной частью биологических структур или откладываются в организме в виде запасов. Медицинская энциклопедия
  22. АССИМИЛЯЦИЯ - АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio) - .. 1) уподобление, слияние, усвоение... 2) В этнографии - слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Большой энциклопедический словарь
  23. Ассимиляция - Или уподобление - усвоение веществ растением или животным. См. статьи Физиология животных и Физиология растений. Некоторыми фитофизиологами А. углерода растениями просто называется "ассимиляцией". Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  24. ассимиляция - АССИМИЛЯЦИЯ - процесс усвоения организмами веществ из внешней среды и образование из них более сложных, присущих организму органических веществ. А. происходят с поглощением энергии. Ботаника. Словарь терминов
  25. - 1. (< лат. assimilatio уподобление, отождествление) 1) Слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, обычаев и т. п.; 2) уподобление одного звука другому: свадьба из сватьба (от сватать). 2. Социол. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  26. АССИМИЛЯЦИЯ - (от лат. assimilatio - уподобление) - слияние одного народа с другим путем утраты своего языка, культуры и т. п. В царской России в условиях нац. и религ. гнета широко практиковалась насильств. ассимиляция - руссификация народов Поволжья, Европ. Советская историческая энциклопедия
  27. Ассимиляция - В петрографии (от лат. assimilatio - уподобление, слияние * a. assimilation, magmatic digestion, magmatic dissolution; и. Assimilierung, Assimilation; ф. assimilation;... Горная энциклопедия
  28. ассимиляция - Ассимиляции, ж. [ латин. assimilatio] (книжн.). Действие по глаг. ассимилировать и ассимилироваться. Ассимиляция звуков (уподобление одного звука другому в слове; лингв.). Ассимиляция народностей. Большой словарь иностранных слов
  29. ассимиляция - См. ассимилировать Толковый словарь Даля
  30. Ассимиляция - По области действия, в которой происходит А., выделяют языковую, культурную и этническую А.:  языковая А. - усвоение иноэтнического языка и признание его родным;  этническая... Словарь социолингвистических терминов
  31. ассимиляция - АССИМИЛЯЦИЯ и, ж. assimilation f., нем. Assimilation. 1. Уподобление, усвоение, слияние. БАС-2. В человеке, как и во всех прошлых существах природы. как в физическом, так и нравственных отношении находится способность ассимиляции, т. Словарь галлицизмов русского языка

Блок 1. Темы

Тематическое наполнение

Тема 1. Социальные функции политики
Тема 2. Политология в системе гуманитарного знания
Тема 3. Содержание и структура политологического знания
Тема 4. Политическая власть и механизмы ее функционирования
Тема 5. Государство как политический институт
Тема 6. Политическая система общества. Политические режимы
Тема 7. Политическая элита и лидерство
Тема 8. Политические партии и партийные системы
Тема 9. Политические отношения и процессы
Тема 10. Политическая культура и социализация
Тема 11. Политическое развитие и кризисы
Тема 12. Технологии управления политическими процессами
Количество тем: 12

Блок 2. Модули

Модульное наполнение

Модуль 1. Введение в политологию
Модуль 2. Политическая система общества и ее институты
Модуль 3. Политические процессы и политическая деятельность
Количество модулей: 3
Примечание: Один модуль может содержать несколько тем.

Блок 3. Кейс-задания

Кейс-задания по дисциплине

Количество кейс-заданий: 3
Примечание: Одно кейс-задание может объединять несколько модулей.

Блок 1.

Задание 1 (

Процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоение форм политического поведения, приемлемых для данного общества, – это …

Варианты ответов:

    1) политическая социализация 2) социальная трансформация 3) политическая модернизация 4) политическое участие

Задание 2 (

– выберите один вариант ответа).

Объектом политологии выступает …


Варианты ответов:

    1) политическая сфера общественной жизни 2) сфера частных и личных интересов 3) система отношений, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением общественных благ 4) система социального контроля, обеспечивающая целостность и порядок в обществе

Задание 3 (

– выберите один вариант ответа).

Отрасль политологии, в рамках которой путем сравнения выделяют общие черты и специфические различия политических процессов и явлений, – это …

Варианты ответов:

    1) сравнительная политология 2) прикладная политология 3) политический менеджмент 4) политический маркетинг

Задание 4 (

– выберите один вариант ответа).

В системе политических наук выделяют как специализированное знание «кратологию», которая является наукой о (об) …

Варианты ответов:

    1) власти 2) идеологии 3) партиях 4) демократии

Задание 5 (

– выберите один вариант ответа).

Власть, которая имеет полную независимость во внутренних делах и внешних сношениях, называется …

Варианты ответов:

    1) суверенной 2) идеальной 3) тоталитарной 4) нормативной

Задание 6 (

– выберите один вариант ответа).

Политическая система, согласно определению Д. Истона, – это …

Варианты ответов:

    1) саморегулирующийся, саморазвивающийся организм, реагирующий на импульсы извне (модель «вход-выход») 2) способ организации верховной власти в обществе 3) государственная власть во всех своих проявлениях 4) все многообразие социальных связей и взаимодействий, обеспечивающих динамичное развитие системы управления

Задание 7 (

– выберите один вариант ответа).

Привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно принимает участие в принятии политических решений, называется …

Варианты ответов:

    1) политической элитой 2) группой давления 3) плюралистической элитой 4) лоббистской группой

Задание 8 (

– выберите один вариант ответа).

Основным отличительным признаком партии от иных общественно-политических организаций является …

Варианты ответов:

    1) борьба за власть и притязания на политическое лидерство 2) наличие программы и устава 3) социальное представительство, опора на определенные социальные группы и слои 4) следование принципу демократического централизма

Задание 9 (

– выберите один вариант ответа).

Под политическими отношениями понимается …

Варианты ответов:

    1) взаимодействие субъектов политической жизни в процессе завоевания, перераспределения и реализации политической власти 2) вся совокупность социальных связей и взаимодействий, функционирующих в обществе 3) деятельность государства по реализации его властных полномочий 4) система социальных норм, установленных государством и обеспеченных государственным принуждением

Задание 10 (

– выберите один вариант ответа).

Совокупность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о целях развития мира политического, называют политической …

Варианты ответов:

    1) культурой 2) идеологией 3) концепцией 4) теорией

Задание 11 (


– выберите один вариант ответа).

Одна из форм политического процесса, отражающая изменения политической системы и адаптацию к новым социально-политическим условиям, называется политическим …

Варианты ответов:

    1) развитием 2) конфликтом 3) кризисом 4) решением

Задание 12 (

– выберите один вариант ответа).

Совокупность приемов, способов и процедур, посредством которых субъекты политики реализуют свои интересы и цели в рамках политических процессов, называют политическими …

Варианты ответов:

    1) технологиями 2) решениями 3) ритуалами 4) традициями

Блок 2.

Задание 13 (

Одним из элементов политики являются политические институты, примером которых можно назвать …

Варианты ответов:

    1) Российский союз промышленников и предпринимателей 2) Бундестаг 3) Конституционный кризис в России 1993 года 4) Роман-антиутопию Джорджа Оруэлла «1984 год»

Задание 14 (

– выберите два и более вариантов ответа).

Метод экспертных оценок применяют для …

Варианты ответов:

    1) выработки управленческого решения 2) оценки политической ситуации 3) проверки гипотезы на непротиворечивость 4) выявления взаимосвязи политики и других сфер жизни

Задание 15 (

– выберите два и более вариантов ответа).

Основными чертами конформизма – ведущей социально-политической основы тоталитарных и авторитарных режимов – являются …

Варианты ответов:

    1) некритическое принятие существующего порядка вещей 2) следование господствующим мнениям и стандартам 3) упрощенное, схематическое и ценностно-ориентированное представление о ценностных объектах 4) иррациональное поведение индивида

Задание 16 (

– выберите два и более вариантов ответа).

В Российской Федерации импичмент – __________ и __________, которое регулируется нормами Конституции Российской Федерации .

Варианты ответов:

    1) процедура выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации 2) процедура отстранения Президента от должности Федеральным Собранием Российской Федерации 3) процедура отстранения Председателя Правительства РФ от должности Президентом Российской Федерации 4) процедура выдвижения обвинения против Председателя Правительства Российской Федерации

Задание 17 (

– выберите два и более вариантов ответа).

Ассимиляцией называют ______ и ______ группы меньшинства с доминирующей культурой .

Варианты ответов:

    1) слияние 2) поглощение 3) союз 4) столкновение

Задание 18 (

– выберите два и более вариантов ответа).

Оппозиция, которая разделяет основные ценности, цели и принципы политической системы и осуществляет свою деятельность в форме протестных митингов и демонстраций, является …

Варианты ответов:

    1) системной 2) внепарламентской 3) внесистемной 4) парламентской

Блок 3.

Задание 19 (Кейс-задание).

Самуэль Хантингтон писал: «В Бразилии, напротив, президент Гейзел решил, что политическое изменение должно быть «постепенным, медленным и верным». Процесс начался в конце правления Медичи в 1973 г., продолжался при Гейзеле и Фигейреду, сделал скачок вперед в 1985 г., когда вступил в должность гражданский президент, и, наконец, его кульминацией стали принятие новой конституции в 1988 г. и всенародные выборы президента в 1989 г.».

Задание 19.1 (

– выберите один вариант ответа).

Книга Самуэля Хантингтона, из которой взят фрагмент, называется …

Варианты ответов:

    1) «Третья волна. Демократизация в конце ХХ века» 2) «Столкновение цивилизаций» 3) «Конец истории» 4) «Общество риска. На пути к другому модерну»

Задание 19.2 (

– выберите два и более вариантов ответа).

В указанном фрагменте описываются процессы …

Варианты ответов:

    1) либерализации 2) демократизации 3) революционный 4) глобализации

Задание 19.3 (

– установите соответствие между элементами двух множеств).

По мнению Роберта Даля, Люсьена Пая, Габриэля Алмонда, демократические реформы являются итогом успешной модернизации.
Установите соответствие между направлениями модернизации и их особенностями:

1) экономическое
2) социальное
3) культурное

Варианты ответов:

    1) углубление разделения труда, развиваются промышленность, торговля, сфера услуг 2) распространение индивидуализма, усиление профессиональной деятельности людей 3) секуляризация образования, наличие идейного и религиозного плюрализма, распространение массовой грамотности 4) развитие гражданского общества, разделение властей, свободные выборы

Доминирующая группа всегда использует ряд стратегий в отношении к меньшинствам. В какой-то период эта политика может отвечать чаяниям меньшинства; в другие периоды политика доминирующей группы идет вразрез с ними. Американские социологи Джордж Э. Симпсон и Дж. Мильтон Йингер выделяют шесть основных типов стратегий доминирующей группы: ассимиляция, плюрализм, правовая защита меньшинств, перемещение населения, постоянное угнетение и уничтожение.

Ассимиляция. Один из способов, с помощью которых доминирующая группа старается “решить” “проблему” меньшинства, заключается в том, чтобы “избавиться” от меньшинства путем его ассимиляции. Ассимиляция – это процесс смешения в культурном и социальном плане разного рода меньшинств с остальными членами общества. Меньшинства также могут рассматривать этот метод как предпочтительный. Однако доминирующие группы и меньшинства часто по-разному подходят к ассимиляции. Исторически сложились два подхода к ассимиляции. Первый подход – традиция “котла для переплавки” – рассматривает ассимиляцию как процесс, в результате которого группы и культуры сливаются в рамках нации в одно целое, образуя новый народ и новую цивилизацию. Второй подход связан с оценкой культуры доминирующей группы как превосходящей, которая должна вытеснить полностью собственную культуру ассимилирующегося меньшинства.

Плюрализм. Некоторые меньшинства не проявляют желания ассимилироваться. Они высоко ценят свои индивидуальные культурные особенности и традиции и предпочитают политику плюрализма ситуацию, когда различные группы сосуществуют бок о бок и взаимно приспосабливаются к особенностям друг друга. Группы сотрудничают, когда это представляется необходимым для их общего благополучия, особенно в политических и экономических вопросах.

Проиллюстрировать принцип плюрализма можно на примере Швейцарии. Исторически швейцарская нация сложилась благодаря стремлению разнородных общин к сохранению своей локальной независимости с помощью общих оборонительных союзов. Швейцарского языка не существует. Швейцарцы говорят на немецком, французском или итальянском языке, причем все федеральные документы подлежат переводу на три “официальных языка”. Разные кантоны, дополнительно к языковым различиям, также сохраняют некоторое культурное своеобразие. Хотя большинство швейцарцев – протестанты, существенная часть населения принадлежит к католическому вероисповеданию. Нельзя сказать, что в Швейцарии отсутствуют религиозные и этнические предубеждения, однако швейцарцы научились гармоничному сосуществованию.

С плюрализмом тесно связан принцип правовой защиты меньшинств с помощью конституционных и дипломатических средств. В некоторых странах значительные группы населения отрицают возможность сосуществования с меньшинствами на равных условиях. В таких обстоятельствах государство может применить правовые меры защиты интересов и прав всех членов общества.

Перемещение населения. Иногда доминирующие группы используют перемещение населения для уменьшения численности меньшинств. Такой подход совпадает с сепаратистскими целями некоторых меньшинств – и в том и в другом случае делается попытка сгладить межгрупповые конфликты с помощью физического отделения. Нередко часть населения вынуждают мигрировать. Например, отделение Пакистана от Индии после Второй мировой войны сопровождалось миграцией более 12 млн. мусульман и индусов. Такая миграция была частично вызвана терроризмом, а частично спровоцирована правительством. Население может также мигрировать перед вторжением з их страну захватчиков. Не так давно афганцы бежали в Пакистан, а кампучийцы – в Таиланд, опасаясь советского и вьетнамского нашествия. В России в период культа личности проблемы национальных меньшинств часто решались путем депортации меньшинства целиком в отдаленные регионы страны. Депортации подверглись крымские татары, греки, немцы, чеченцы, прибалтийцы и другие народы.

Постоянное угнетение. Часто доминирующая группа предпочитает сохранить меньшинства в своем составе, но при этом дать им понять, какое “их место” в обществе – подчиненное и эксплуатируемое. Такой подход нередко называют “внутренний колониализм”. Например, белое население Южной Африки создало систему апартеида – политического и экономического угнетения чернокожих и прочих представителей неевропейских меньшинств. Аналогично, введение законов, ограничивающих миграцию мексиканцев в Соединенные Штаты, столкнулось с большими трудностями, поскольку властные деловые круги на юго-западе США и в других районах страны нуждались в наличии меньшинств, которые можно было бы эксплуатировать.

Уничтожение. Межгрупповые конфликты могут приобретать такую напряженность, которая способна повлечь за собой физическое уничтожение одной группы другой. История изобилует примерами геноцида направленного и систематического уничтожения расовой или этнической группы. Так, белые жители североамериканских штатов уничтожили более 2/3 коренных американцев; в 1890 г. американские солдаты, вооруженные пулеметами, убили почти 300 индейцев сиу в местечке Вундед Ни (штат Южная Дакота). Буры в Южной Африке смотрели на готтентотов как на диких зверей и безжалостно их истребляли. Нацисты в 1933-1945 гг. уничтожили 6 млн. евреев и 500 тыс. цыган. Следует подчеркнуть, что описанные выше подходы не являются взаимоисключающими и некоторые из них могут применяться одновременно.