» » Древние могилы. Почему на Земле нет древних кладбищ? Живые и мертвые

Древние могилы. Почему на Земле нет древних кладбищ? Живые и мертвые

ДРЕВНИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

Древние погребения

Первые в истории человечества известные захоронения - это погребение неандертальцев. В 1908 г. швейцарец Отто Гаузер сделал удивительное открытие: он нашел в долине реки Везерн (Франция) могилу неандертальского юноши, жившего несколько десятков тысячелетий назад. В неглубокой могиле лежал скелет на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремневые орудия и несколько обожженных звериных костей: они были даны мертвому на дорогу в вечность. В 1938 г. было обнаружено погребение неандертальского мальчика в Узбекистане. Его кости лежали в мелком углублении. Вокруг черепа были воткнуты в землю рога сибирского козла, причем они образовывали вокруг черепа мальчика что-то вроде ограды.

Эти находки многих убедили в том, что человеческое сочувствие и уважение к мертвому восходят в истории человечества к самым древним временам. Известный археолог А. П. Окладников писал: "...неандерталец уже убедился, что мертвец - не просто "спящий", что по отношению к нему нужны особые заботы, качественно иные, чем касательно живого человека. Он не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застала смерть, а придавал ему, пока еще не окоченело тело, определенную, строго выдержанную позу; клал его не как пришлось, а в определенном направлении - головой на восток или запад, наконец, помещал его в яму и засыпал землей. Отсюда следует, что у неандертальца уже возникли какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти, т. е. первые идеи о "жизни за гробом".

С первой эпохой позднего палеолита связаны и первые бесспорные погребальные обряды. Мертвых часто хоронили там же, где они до того жили, а сами люди покидали это место.

Иногда клали труп прямо в огонь очага, тело обгорало или превращалось в пепел и золу. В других местах мертвых хоронили в специально выкопанных могилах, причем зачастую обкладывали голову и ноги камнями. Кое-где на голову, грудь и ноги покойника накладывали камни, как будто хотели предупредить возможность для мертвого встать. Возможно, поэтому мертвых подчас связывали и хоронили в сильно скорченном виде. Покойников иногда оставляли в пещере, а вход в нее заваливали большими камнями. Нередко труп или только голову посыпали красной краской. С мертвым в могилу клали украшения, каменные орудия, пищу.

Для многих народов, находящихся на стадии первобытного общества, как отмечает С. Рязанов в книге "Философия смерти", свойственны также наземные захоронения. Так, первобытные племена австралийских аборигенов подсушивали тела своих умерших над медленным огнем, снимали с них кожу, окрашивали охрой и помещали нагими на помосте.

У другого австралийского племени тело покойного помещают на сплетенном из ветвей помосте, на сучьях дерева, и оставляют там, пока не обнажится весь скелет. После этого кости обертывают корой и уносят на особую поляну, где члены племени садятся вокруг них и плачут. После этой траурной церемонии кости относят обратно на дерево и уже окончательно оставляют там.

С. Крашенинников, посетивший в 1737-1740 годах Камчатку, отметил обряд погребения у камчадалов. Привязав ремень к шее мертвеца, его вытаскивают из юрты и почти тут же оставляют на съедение собакам. Считалось, что съеденный собаками покойник на том свете будет иметь хорошую собачью упряжку.

Отголоски обычаев наземных захоронений сохраняются в религиозных воззрениях огнепоклонников, исповедующих учение Заратустры (между Х и серединой VI вв. дон.э.; пророк и реформатор древнеиранской религии). Религия запрещает сжигать или зарывать в землю умерших, чтобы не осквернять тем самым огонь и землю, поэтому их тела отдают на съедение птицам.

В наше время в Бомбее проживают 100 тысяч парсов - потомков древних парсов-огнепоклонников. Здесь же, в Бомбее, существуют мрачные Башни молчания, служащие для погребальных обрядов парсов. Все деревья под этими башнями обычно облеплены тучами грифов и воронья, терпеливо ждущих своего часа. В дни похорон в Башни молчания имеют доступ только родственники умершего. Тело умершего парса по крутой лестнице поднимают на носилках на вершину башни и кладут на решетку совершенно раздетым. Носильщики стремглав убегают вниз, так как грифы немедленно набрасываются на добычу. В течение часа от мертвого тела остаются лишь кости. Когда грифы сделают свое дело, прислужники Башен молчания специальными щипцами сбрасывают останки под решетку в глубокий колодец на дно башни. Таким образом соблюдается неосквернение четырех священных стихий: огня, воды, земли и неба.

В середине 2-го тысячелетия до нашей эры рождается новая форма захоронения - кремация. Появляется новая идея - идея душ предков, которые, попадая с дымом погребального костра на небо, должны содействовать всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшихся на Земле.

В эпоху античности вплоть до периода Римской империи, наряду с погребением в землю, существовала также и кремация. Римские урны с пеплом обычно устанавливались в колумбарии (лат. columbarium - ниша голубятни). Так назывались ниши, в которых устанавливали урны с пеплом умерших. Они располагались в специально выстроенных для этой цели помещениях прямоугольной или овальной формы, которые строились также и под землей и вмещали до 700 ниш с замурованными урнами. В основном колумбарии, являлись местом захоронения бедных граждан.

Обряд трупосожжения был распространен очень широко. Помимо стран греко-римского мира, он соблюдался в Индии, Индокитае, Китае, Монголии, у древних финнов и славян. Таким образом, в дохристианские времена в мире существовали два основных способа захоронения - сожжение и погребение в землю. К последнему прибегали, в частности, древние египтяне и иудеи, от которых он был заимствован христианством и распространен в обеих частях Римской империи вместо общепринятого там прежде сожжения трупов.

Могилами у древних иудеев служили простые ямы, выкопанные в земле, или пещеры, которых множество в Палестине. Вход в пещеру заваливали камнем. Иногда могилы высекались в скалах и имели внутри вид обширной комнаты с маленькими боковыми камерами. Только царей и пророков погребали в городах. Богатые обыкновенно имели фамильные могилы и любили высекать их высоко в скалах. Считалось унизительным не быть погребенным в могиле своих отцов. Над могилами иногда ставили памятники из камней или высеченные из скалы. После зимних дождей могилы белили мелом для того, чтобы предупреждать единоверцев от осквернения при прикосновении к могиле, и потому Иисус Христос уподоблял фарисеев окрашенным, т.е. наружно красивым гробам, внутри наполненным костями мертвых и всякою нечистотою (Евангелие от Матфея, гл. 23, 27).

Монголы, наоборот, держали в тайне место захоронения своих ханов. Неизвестно до сих пор, где похоронен Чингисхан. В одной из монгольских летописей говорится, что над могилой Чингисхана прогнали табун в 10 тысяч лошадей, чтобы сровнять место погребения с землей.

Вспоминая древний Египет, нельзя не сказать о практике бальзамирования умерших.

Самой древней человеческой мумии - 7041 год. Она найдена не в Египте, а в Чили, и находится в настоящее время в Сантьяго, в национальном музее природы. Но, конечно, слово "мумия" ассоциируется у нас, в первую очередь, с культурой Древнего Египта.

Для процедуры бальзамирования умерших и церемонии погребения каста жрецов создала специальный церемониал. Манускрипт о смерти и сохранении тел умерших, названный позднее "Книгой мертвых", создали жрецы во времена первой египетской династии около 4266 г. до н. э.

Процесс мумифицирования был довольно долгим и кропотливым, он длился 70 дней. Сразу же после предполагаемой смерти человека жрец делал надрез на левой половине живота умершего и поспешно извлекал нож, чтобы не навлечь на себя гнев близких и родственников покойника. Такой обычай возник в результате случаев преждевременного ошибочного установления смерти. Затем помощники извлекали внутренние органы, за исключением сердца - средоточения души и мысли, тщательно промывали их ароматическими жидкостями и заполняли их миром и ароматическими веществами. Затем все вновь помещали на место и зашивали, натерев бальзамирующими веществами. С помощью хитроумного крючка через ноздри покойного извлекали по частям мозг, а полость черепа также заполняли специями. Тело обмывали солевым раствором и оставляли на 70 дней, затем обмывали еще раз, натирали камедью, обертывали полотнами тканей и помещали в деревянный саркофаг.

Плакальщицы - непременные участницы похорон на древнем Востоке. От них зависело, как пройдут похороны, наполнит ли "пение их глаза наши слезами" (Иеремия). Плакальщицы шли в погребальной процессии с распущенными волосами и обнаженной грудью. Например, египтяне верили, что плач профессиональных плакальщиц может вернуть к жизни умершего.

В древности близкие покойного громко сетовали на удары непостижимой судьбы. По обычаю, они тоже били себя в грудь, посыпали голову пеплом.

Многие дохристианские погребальные обряды отличались сложными церемониями и кровавыми жертвами. Наиболее суровыми и жестокими были обычаи при похоронах скифских вождей. Вот как их описывает греческий историк Геродот (IV в. до н. э.): после смерти царя разрезали живот умершего, вычищали его и наполняли шафраном, толченым ладаном, семенами сельдерея и аниса. Затем покрывали тело царя воском и возили по скифским селениям и станам. И только после этого тело предавали погребению в большой четырехугольной могиле в выбранном еще при жизни царя месте. В знак печали простые скифы обрезали себе кончик уха, волосы, делали надрезы на руках, распарывали кожу на лбу и носу, прокалывали левую руку стрелами.

Вместе с царем хоронили одну из его наложниц, а также виночерпия, повара, конюха, слугу, вестового, а затем лошадей, "первенцев" всякого скота; клали золотые и серебряные чаши, и над всем этим насыпали высокий холм.

В те времена, когда приверженцы христианства преследовались, погребения проводились тайно, в катакомбах, рудниках, каменоломнях. Для захоронений в катакомбах использовали стенные ниши - их закрывали плитами или замуровывали. Такие катакомбы обнаружены в Александрии, Риме, Неаполе, Сиракузах.

Христианство запретило кремацию как противоречащую учению о воскрешении из мертвых, и к 400 году в Римской империи кремация практически прекращается. В 768 г. последовал официальный церковный запрет.

В средневековой Европе простых крестьян и горожан хоронили в общих могилах, которые открывали всякий раз, когда нужно было положить нового покойника.

С установлением христианства как государственной религии сформировалась единая, дошедшая до наших дней погребальная обрядность. Изменить и поколебать ее не смогли не только движения многочисленных сект и ересей, но даже войны, революции и смена общественного строя.

Обряды и таинства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДРЕВНИЕ ПОГРЕБЕНИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДРЕВНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ДРЕВНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    др`евние, …
  • ДРЕВНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    древние, …
  • ДРЕВНИЕ в Орфографическом словаре:
    др`евние, …
  • ДРЕВНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    древние мн. разг. Те, кто жили в отдаленные времена, …
  • ДРЕВНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    мн. разг. Те, кто жили в отдаленные времена, …
  • ДРЕВНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    мн. Те, кто жил в отдаленные времена, …
  • ОБЫЧАИ ХРИСТИАНСКОГО ПОГРЕБЕНИЯ в Словаре Обрядов и таинств:
    Обычаи христианского погребения в старой России Христианские похоронные ритуалы с XVI в. были внедрены во всех частях Московского государства путем …
  • ПОГРЕБЕНИЕ У ДРЕВНИХ СЛАВЯН в Словаре Обрядов и таинств:
    Погребение у древних славян У славян обряд трупосожжения появился в XV в. до н.э. и существовал в той или иной …
  • ПОГРЕБЕНИЕ
    или ПОХОРОНЫ (Быт 23:4, Мф 26:12). Между Иудеями на детях или близких родственниках почившего лежала непременная обязанность закрывать глаза умирающему …
  • ИЕРУСАЛИМ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (основание, или жилище мира; - этот всемирно известный город, древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли, назывался в древности Иевусом …
  • АКЕЛДАМА в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Деян 1:19; Сирийское слово, зиачущее поле или село крови) встречается только в указанной цитате, как название части земли, купленной за …
  • УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в Православной энциклопедии Древо.
  • СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим (Муравьев) (1866 - 1949), иеросхимонах, Вырицкий чудотворец, преподобный. Память 21 …
  • КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Киево-Печерская Свято-Успенская Лавра, …
  • ГРОБ ГОСПОДЕНЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гроб Господень - гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы, где было положено тело Иисуса Христа после …
  • ГАВРИИЛ (ГОРОДКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гавриил (Городков) (1785 - 1862), архиепископ Рязанский и Зарайский, святитель. Память 7 …
  • ВЕНИАМИН (САХНОВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вениамин (Сахновский) (1693 - 1743), епископ Воронежский и Елецкий. Родился в 1693 году …
  • БЫТ 50 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 50 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • БЫТ 23 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 23 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • БОДБИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Бодбийская епархия Грузинской Православной Церкви. История Согласно грузинской летописи "Обращение Картли" VII века, епархия была …
  • АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ МЛАДШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Афанасий Высоцкий Младший (ок. 1362 - 1395), второй игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, преподобный. …
  • 2 МАК 5 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 …
  • СРЕЗНЕВСКИЙ ИЗМАИЛ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Срезневский (Измаил Иванович) - знаменитый филолог-славист, родился 1 июня 1812 г. в Ярославле, умер 9 февраля 1880 г. в Петербурге. …
  • ИЛИАДА в Литературной энциклопедии:
    эпическая поэма, приписывавшаяся Гомеру (см.) , древнейший из сохранившихся памятников греческой лит-ры (см.) , представляет собой переработку и объединение многочисленных …
  • ЯЁИ КУЛЬТУРА
    культура, археологическая культура эпохи неолита - раннего железного века в Японии. Названа по находкам на одноименной улице в Токио. Я. …
  • ТАДЖИКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
  • СССР. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    строение Крупнейшие элементы структуры земной коры на территории СССР: Восточно-Европейская и Сибирская платформы и разделяющие их складчатые геосинклинальные пояса - …
  • САМТАВРСКИЙ МОГИЛЬНИК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    могильник, обширный (около 18 га) разновременный могильник на северной окраине древней Мцхеты в Грузинской ССР. Назван по находящемуся вблизи …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • МИНГЕЧАУР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    город в Азербайджанской ССР. Расположен на обоих берегах р. Кура. Соединён ж.-д. веткой (18 км) со станцией М. (на …
  • КЛАДБИЩЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    территория, специально отведённая для захоронения покойников. Типы К. и порядок их содержания определяются обрядами погребения, принятыми теми или иными …
  • КАМЕННЫЙ ВЕК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    век, культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня и ещё отсутствовала …
  • ЗЕМЛЯ (ПЛАНЕТА) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от общеславянского зем - пол, низ), третья по порядку от Солнца планета Солнечной системы, астрономический знак Å или, +. I. …
  • АФРИКА (МАТЕРИК) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    I. Общие сведения Относительно происхождения слова "Африка" среди учёных существуют большие разногласия. Заслуживают внимания две гипотезы: одна из них объясняет …
  • АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    памятники, изготовленные человеком древние предметы, сооружения или древние погребения, сохранившиеся на земной поверхности, под землёй или под водой и служащие …
  • АЗИЯ (ЧАСТЬ СВЕТА) в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    совокупность приемов, способствующих восстановлению истинного текста литературного произведения и уяснению его содержания и значения в истории литературы. В двух последних …

Животные не хоронят своих мертвецов.

И приматы тоже.

Некоторые исторические школы определяют появление на Земле человека не наличием инструментария (палкой пользоваться и обезьяна может), и даже не умением обращаться с огнем, а появлением традиции хоронить умерших.

Для археолога раскоп захоронения – самая большая удача. Ибо в могилы кладут не только покойника, но и множество предметов быта того времени. Раскопы захоронений в определенном культурном слое – это самые надежные источники, они не лгут никогда.

Погребальные захоронения, о которых можно говорить со всей определенностью, очень древние. Некоторым более ста тысяч лет. Но не о возрасте погребений и не о древности человека я хотел бы поговорить. Речь о другом.

В Передней Азии найдено много разнообразных захоронений. Особенно богат на них район хребта Карм-Эль , с пещерами Табун, Кафзех, Амуд, Скул, Кебара. Там захоронены люди неандертолоидного типа, не особо похожие на современного человека. Но даже такие люди захоронены, обращаю внимание на этот термин. Не брошены где попало. Можно предположить, что человек древний не так уж часто умирал своей смертью, он становился и добычей хищников, и жертвой несчастных случаев. И средний возраст древнего человека колебался где-то в районе 36 лет. Тем показательнее погребения – в них есть мужчины, женщины, дети, некоторые со следами насильственной смерти, но все – погребены по некоему ритуалу, у кого-то накрыты каменными плитами головы, у кого-то все тело, и во всех погребениях есть предметы быта того времени, каменные рубила или скребла. Здесь же обнаружилось одно любопытное качество древних захоронений – костяки ориентированы с запада на восток или с востока на запад, только вдоль и никогда поперек, нет захоронений с севера на юг или с юга на север. Это правило подтверждается и по сей день, для всех захоронений Каменного века. То есть человек хоронил своих умерших, и соблюдал при этом некие обряды. Еще один важный момент – нет массовых захоронений. Они почти всегда одиночные, редко парные, и очень редко групповые, но о таких ниже.

Ближе к нашему времени находятся более интересные и оригинальные могилы.

В пещере Монте-Чирчео (Италия) было случайно (то ли благодаря оползню, то ли строительным работам) открыто захоронение, датируемое 60 тыс. годами тому назад. Погребение принадлежит мужчине лет 40-45, окруженное простой выкладкой из камней, и без особых предметов культуры. Интересным оказалось другое – найденный в захоронении посторонний человеческий череп. Несколько десятилетий череп Монте-Чирчео был загадкой для ученых, пока не появилась возможность ДНК-исследований. И выяснилась шокирующая новость, череп был женский, причем близкой родственницы покойного, скорее всего бабушки или даже матери. У ученых предположение одно – почтительный сын или внук, не имея фотокарточки предков, сохранил на память этот череп. Причем память, видимо, была настолько дорога, что и похоронили его вместе с ней…

Захоронение в пещере Шанидар (Ирак) стало для ученых настоящей сенсацией.

Фото 1 "Пещера Шанидар в северном Ираке"

Было обнаружено погребение мужчины около 50 лет неандертолоидного типа. В погребении найдены орудия труда. Все погребение хранит остатки пыльцы растений, применяющихся в медицине. Пыльцы столько, что ясно как день – покойника просто завалили цветами. Но главное не это. Главное, этот пятидесятилетний покойник был калека! Травматическая ампутация правой кисти, судя по костям, хорошо зажившая минимум за 10 лет до смерти. Череп носит следы сильного деформирующего удара в районе правой глазницы, также со следами заживления десятилетней давности. Вырисовывается такая картина – мужчина, потерявший глаз и руку, пользовался уходом окружающих и прожил еще долгих десять лет, после чего был заботливо похоронен, и даже снабжен лекарствами напоследок…

Фото 2 "Реконструкция захоронения в Шанидар (около 50 тыс лет назад)"

В пещере Ла-Ферраси (Франция) было открыто редко встречающееся захоронение. Семейное. Похоронены мужчина, женщина, и пятеро детей в возрасте от грудного до 10 лет. Анализ костяков не позволяет сделать вывод, что унесло их жизни, несчастный случай или болезнь. Но кто-то несчастную семью заботливо похоронил, снабдив орудиями труда и предметами быта…

Фото 3 "Реконструкция внешнего облика захороненных в Ла-Ферраси, эпоха позднего мустье."

Что является общим для всех захоронений человека с древнейших времен и до наших дней.

Покойников хоронят или поодиночке, или семейными группами. Исследования ДНК показали, все костяки в групповых захоронениях принадлежали кровным родственникам. Исключение известно одно – захоронение в Гримальди, там похоронены юноша и связанная женщина, они не родственники.

Покойников с самых древних времен хоронят в соответствии с ритуалом. Сначала это ориентация тела запад-восток, затем появление могильных плит и булыжных выкладок, затем предметы быта и орудия труда в погребении, затем окрашивание природными красителями (охрой) могильного ложа. Затем активно применяется огонь, тела начинают кремировать, но не дотла (это и сейчас возможно лишь в крематории), очищенные от плоти костяки и черепа хоронятся в соответствии с все более сложными ритуалами, кости выкладывают узорами, в глазницы черепов вставляют костяные пластинки. Где не используют огонь, там покойников обряжают и украшают раковинами, перьями и т.п.

…И опять-таки, ну напрашивается аналогия с народами-изолятами. Ну вот так и они хоронят своих мертвецов. Народ маори (Новая Зеландия) до последнего времени использовал такой обряд: тело умершего помещали в плетеную корзину и поднимали на верхушку дерева, чтобы птицы-падальщики очистили костяк (реже сжигали). Потом от костяка отделяли череп, который чаще всего занимал место в хижине рядом с черепами предков (это приводило в неописуемый ужас европейцев, они полагали семейный фотоархив выставкой каннибальских трофеев), а кости хоронили, выложив сложный рисунок. Подобные или схожие обряды практикуются у всех народов-изолятов, в соответствии с теми же признаками: одиночное или семейное погребение в соответствии с принятым ритуалом.

К чему я завел этот разговор? Вот к чему.

Погребальная практика древних людей не только доказывает, что мы унаследовали все ритуальные стороны их жизни.

Она доказывает, что древние люди жили небольшими группами, причем состояли эти группы из нескольких семей. Если бы человек жил стадом, то были бы находки или брошенных непогребенных тел, или сколько-нибудь массовые захоронения. Этого нет, есть лишь одиночные или семейные погребения.

Она доказывает, что в этих группах было уже развито и вспомоществование живым и чувство долга к умершим.

Она заставляет сделать вывод, что именно семья была типичной формой социального устройства, а не «человеческое стадо», и семейные отношения были основой развития общества, а не наоборот.

Использованная литература: Статья "Ла-Ферраси", Советская историческая энциклопедия, М., 1979; Статья "К вопросу о семантике коллективных захоронений в эпоху палеолита" доктора ист. наук А. Бужиловой ; Статья "Палеолит", БСЭ.

Пожалуйста, Ваши дополнения, комментарии и вопросы.

Считается, что кладбище в долине Иосафата у внешней стены Восточного Иерусалима, куда, кстати, туристы предпочитают почти не спускаться, одно из самых древних в мире, причем, используемое до сих пор. Невозможно это проверить, хотя, безусловно, тут бок о бок стоят надгробия и могилы, поставленные и за 500 лет до н.э., и в 500 году н.э, и в 1500 году, и совсем недавние захоронения. Это кажется странным, потому что даже простой подсчет и логика подскажут, что тут физически не будет места для могил. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд.





Если обойти Археологический парк в Старом городе Иерусалима, то буквально за поворотом открывается вид на т н долину Иосафата, почти целиком занятую кладбищами всех трех монотеистических религий - иудейским, христианским и мусульманским. Район этот тоже мусульманский. хотя тут как раз много христианских церквей. Объясняется это тем, что прямо напротив Старого Иерусалима находится Масличная гора, святыня христианства с ее сакральным центром, Гефсиманским садом.


Тем не менее, это жилой район, тесно заселенный арабами, понастроившими тут домов на свой вкус. Ну, можно только сравнить их с еврейскими кварталами Иерусалима.


Архитектурный стиль тут напрочь отсутствует. Правда, есть и парки, и необъяснимые пустыри, заборы, стоянки и т д. Но все это очень хаотично и разношерстно. Глазу совершенно не за что зацепиться.


Холмы Иерусалима на закате, районы Рас эль-Амуд и Бат эль-Хама, и дорога на Вифлеем. Все это районы арабского населения.


Еврейка на остановке. Автобус №5А довезет вас прямо до Иосафатовой долины.


Турист. А м б работник спецслужб, тут полно переодетых тайных агентов.


Среди ортодоксальных евреев семья с беременной женщиной. Что необычно, ее волосы непокрыты, хотя это тоже ортодоксы.


Раскопки на месте города Давидова, самой древней части еврейского поселения в Иерусалиме. Ну, вот примерно так выглядели дома 3000 лет назад.


Арабские кварталы Иерусалима.


Эта часть долины Иосафата и протекающим на самом дне ручье Кедрон, пока незастроена, и что удивительно, не занята кладбищем.


Тут, однако, появляются первые еврейские захоронения, но они скорее исключение. Отсюда открывается хороший обзор всей восточной части Иерусалима.


Напротив них находится тот самый Археологический парк возле мечети Аль-Акса, бывшей крепости тамплиеров. Тут в самом низу стены видны огромные каменные блоки древней стены Ирода, той, которая продолжается до Западной стены (стены Плача).


Отсюда мы спускаемся в долину Кедрона, или долину Иосафата. Прямо напротив нас (на закате) Елеонская гора с виллами и отелями, церковь Марии Магдалины (с золотыми куполами в центре), построенная на деньги российского царского режима в 1888 году. За ней на самом верху горы - бенедиктинский монастырь.


Внизу раскинулось еврейское кладбище. Оно настолько древнее, что даже лежащие в самом низу гробницы, вырубленные в скалах, много раз меняли хозяев. Гробницы т н пророков (маловероятно, что там были похоронены именно пророки Ветхого завета) справа, в центре с пирамидальной крышей гробница пророка Захарии (на самом деле просто античная гробница, к Захарии отношения не имеющая).


Чем выше по склону горы, тем более организованным выглядит это колоссальное кладбище. Могилы тут ставили одну на другую, поэтому никакого значения древность захоронения не имела. Старинные могилы просто надстраивались новыми.


Зато внизу все провалилось и осыпалось. Разумеется, никаких костей там нет и быть не может. При истлевании тела кости собирались и клались в специальный ящик очень малых размеров, захораниваясь отдельно, а могила освобождалась.


Кладбище подступает прямо к городским кварталам. Тысячи евреев во все века мечтали тут умереть и быть похороненными, чтобы при пришествии Мессии воскреснуть первыми. Мессия должен спуститься с неба именно на эту Масличную гору и войти в Иерусалим через Львиные ворота, ныне замурованные мусульманами.


Гробницы сейчас все пустые, они давно разграблены начисто, и лишь чудом уцелели после всех бесчисленных войн.


Кладбищенский кот.


На шоссе, опоясывающем восточный Иерусалим, стоит красивая церковь Агонии, на месте Гефсиманского сада, где молился Иисус, и где он был арестован. Вся церковь, построенная в 1924 году, украшена мозаиками снаружи и внутри.


Это были Рождественские дни, и в церкви даже вечером довольно много паломников, приехавших на автобусах.


Внизу в долине Кедрона перед церковью Агонии находится христианское кладбище. Интересно, что тут почти нет надписей, похороненные здесь паломники и христианские деятели предпочитали остаться неизвестными дял посторонних.


Неожиданно проскакал мужик на коне, да еще разговаривая по мобильнику.


Если перейти на другую сторону долины и подняться по лестницам наверх, то можно оказаться у самой стены Иерусалима на мусульманском кладбище.


Вид с него на Масличную гору очень впечатляющий, а вот само мусульманское кладбище выглядит очень непрезентабельно.


Хоронить тут начали тоже давно, практически с момента завоевания Иерусалима мусульманами, а особенно после взятия Иерусалима и защиты его от крестоносцев Саладином. Разница между состоянием еврейских и христианских могил и мусульманских удивительная.


Ходишь с одним вопросом: неужели нельзя все тут привести в хоть какой-то порядок?


Практически все надгробия разбиты или повреждены, и все завалено мусором. Замечу, что тут тоже шли бои в 1967 году, но с тех пор прошло достаточно времени, чтобы все успели восстановить.


Большинство захоронений сделаны тут очень давно, и родственников не осталось. По верованиям мусульман считается, что похороненные тут тоже воскреснут в день прихода Мессии. И чтобы иудеи не вошли в Иерусалим, тут хоронили выдающихся воинов арабского происхождения.


Вот так они и смотрят столетиями друг на друга, мертвые евреи и арабы.


Некоторые могилы ухожены, ничего не скажешь, но некоторые лишь обложены камнем, какой попался под руку.


Львиные ворота Иерусалима, одни из самых красивых в городе, были замурованы арабами во времена изгнания крестоносцев. И тоже по причине страха перед Мессией еврейско-христианского происхождения, в наивной надежде помешать этому событию человеческими усилиями. Странно видеть сейчас заложенные камнями красивые арки древнего времени. Но что есть, то есть, никто их размуровывать даже не пытается. Тут хорошо гулять днем, но очень пустынно и неуютно.

Невероятные факты

Мы склонны полагать, будто археологи - это "пыльные" эксперты, которые изучают людей и их культуру с помощью артефактов и человеческих останков.

Но иногда они больше похожи на древних сказителей, которые при помощи найденных древностей рассказывают интереснейшие сюжеты, волшебно переносящие нас в далёкие времена и места.

В историях, представленных ниже, мы перенесёмся в древние миры давно забытых детей. Некоторые истории трогают за душу, другие просто загадочны, а некоторые ужасны.

10. Возрождение Ориенса

В октябре 2013 года на одном из полей Лестершира, Англия, охотник за сокровищами с помощью металлоискателя обнаружил метровый гроб римского ребёнка . Чтобы не говорит о ребёнке в третьем лице, научное сообщество решило назвать его "Ориенс", что означает "восходить" (как Солнце).

Считается, что Ориенс был захоронен в 3-4 веках. Доподлинно неизвестно, сколько лет было ребёнку, но браслеты на руках позволяют предположить, что это была девочка .

Браслеты с руки девочки

Застёжка браслетов

Ориенс, должно быть, жила в богатой семье или её родные имели высокий социальный статус, потому как её нашли свинцовом гробе, который был редкостью в то время, особенно в вопросах детских захоронений.

Гроб внутри

Большинство детей тогда предавали земле, одев в саван (одежда для усопшего). От малышки осталось лишь несколько фрагментов костей. Тем не менее, археологам удалось собрать воедино некоторые подробности её жизни, в том числе и информацию об обществе, в котором она жила.

Они многое узнали, анализируя некоторые смолы, найденные в её гробу.

Молочные зубы Ориенса

По рассказам Стюарта Палмера (Stuart Palmer) из команды археологов Уорикшира (Archaeology Warwickshire ), присутствие ладана, оливкового масла, а также масла фисташковых орехов в почве, найденной в гробу, говорит о том, что Ориенса можно отнести к очень небольшому количеству римских захоронений людей с самым высоким статусом.

Девочка была похоронена по очень дорогим средиземноморским и ближневосточным обычаям.

"Гвозди", которые удерживали внутренние составляющие гроба

Смолы маскировали запах разлагающего тела во время проделывания загробных ритуалов, что, по мнению древних, облегчало переход к загробной жизни. С социальной точки зрения это говорит о том, что жители Римской Британии продолжали следовать континентальным обрядам захоронения, поэтому они должны были импортировать масла и смолы с Ближнего Востока.

9. Секреты ребёнка – певца

Почти 3000 лет назад семилетняя Tjayasetimu пела в хоре в храме фараонов Древнего Египта. Несмотря на то, что большинство секретов девочка унесла с собой в могилу, кураторы Британского музея, где в 2014 году была выставлена её мумия, сумели выяснить некоторые детали о ребёнке.

Доподлинно неизвестно, где она жила и работала, потому что Британский музей купил мумию у дилера ещё в 1888 году. Однако, тело Tjayasetimu невероятно хорошо сохранилось. В 1970-х годах в рамках проекта по реставрации были найдены иероглифы и рисунки под почерневшими от масел повязками на теле.

Инструменты, которыми, возможно, пользовалась Tjayasetimu

Благодаря надписям удалось выяснить её имя и должность. Имя Tjayasetimu, которое означает "богиня Исида победит их", защищает от злых духов. Её работа певицы в храме считалась очень важной для бога Амона.

Неизвестна и причина получения девочкой такой "должности": её голос или семейные связи. Известно лишь, что она была важной персоной, потому как тело мумифицировалось с золотой маской на лице.

Сканирование показало молочные зубы девочки

В 2013 году компьютерная томография показала, что её тело, в том числе лицо и волосы, до сих пор хорошо сохранилось. В связи с отсутствием признаков длительной болезни и травм, она, как полагается, умерла от непродолжительного по времени заболевания, такого как холера.

8. Загадка "канализационных" младенцев

В Римской империи детоубийство широко практиковалось с целью ограничить размеры семьи, потому как надёжных методов контроля над рождаемостью не существовало. Это помогало сохранить дефицитные ресурсы и улучшить жизнь других членов семьи.

К детям в возрасте до 6 месяцев в римском обществе вообще не относились как к людям.

В этом колодце было обнаружено захоронение

Тем не менее, даже зная этот факт, исследователи всё равно ужаснулись, когда в 1988 году в Ашкелоне, на южном побережье Израиля, сделали страшное открытие. Археологи обнаружили в древней канализации, находившейся под римскими банями, массовое захоронение почти 100 детей.

Развалины церкви в Ашкелоне

Большинство найденных костей были нетронутыми, и, по мнению учёных, дети были брошены в канализацию сразу после смерти. Учитывая общий возраст деток и отсутствие признаков заболеваний, причиной смерти почти наверняка служило детоубийство.

По этим костям эксперты определили, что погибшие были младенцами

Хотя римляне больше предпочтения отдавали детям мужского пола, исследователи не сумели найти доказательства того, что они намеренно убивали больше младенцев женского пола. Они не сумели найти этому подтверждение и при исследовании этой находки.

Некоторые эксперты отмечают, что баня над канализацией работала и как публичный дом. Они предполагают, что младенцы были нежелательными детьми женщин древнейшей профессии, которые там работали.

Некоторым младенцам женского пола, возможно, жизнь была сохранена, чтобы они впоследствии стали куртизанками. Несмотря на то, что в Римской империи древнейшей профессией занимались и женщины, и мужчины, всё-таки первые были более востребованными.

Древние археологические раскопки

7. Необычный ребёнок рабочих – металлистов

Около 4000 лет назад в доисторической Британии дети получали задание украшать ювелирные изделия и оружие золотыми, тонкими как человеческий волос, нитями. На некоторых экземплярах на одном квадратном сантиметре дерева располагалось более 1000 таких нитей.

Учёные обнаружили это после того, как в 1800-х годах в районе кургана Буш возле Стоунхенджа была найдена богато украшенная ручка деревянного кинжала.

Найденные тогда же в Буше кинжалы. Равнина Солсбери. Были обнаружены в самой богатой и в самой важной могиле бронзового века, среди всех, когда-либо найденных в Британии

Работа настолько ювелирная, что невооружённым глазом сложно разглядеть все детали. После проведённых исследований эксперты пришли к выводу, что, скорее всего, подростки и дети в возрасте до 10 лет были авторами такого чрезвычайного мастерства на ручке кинжала.

Без увеличительного стекла обычный взрослый человек не смог бы такое сделать, потому что его зрение не обладает достаточной резкостью. Уже после 21 года зрение человека постепенно начинает ухудшаться.

Хотя дети и пользовались простыми инструментами, у них было особое понимание дизайна и геометрии. Однако, за красивую ручную работу они платили высокую цену. Их зрение быстро портилось, миопатия настигала их в возрасте 15 лет, а к 20 годам они уже были частично слепы.

Это делало их непригодными для другой работы, поэтому они вынуждены были полагаться на свои общины.

6. Очень хорошие родители

Полагая, что к неандертальцам отношение со стороны некоторых учёных было не совсем объективное, археологи из университета Йорка решили переписать историю этих доисторических людей. До недавнего времени считалось, что дети неандертальцев проживали опасную, трудную и короткую жизнь.

Однако, команда вышеуказанных археологов пришла к другим выводам после того, как изучила социальные и культурные факторы жизни первых людей по находкам разных времен в разных местах по всей Европе.

"Мнение о неандертальцах меняется", - рассказывает Пенни Спайкинс (Penny Spikins), ведущий исследователь. "Отчасти из-за того, что они спаривались с нами, а это уже говорит о нашем сходстве. Но не менее важными оказались и последние находки. Существует принципиальное различие между суровым детством и детством, проведённом в суровых условиях".

Неандертальский ребёнок исследует своё отражение в воде. Неандертальский музей в Кропине, Хорватия

Спайкинс полагает, что дети неандертальцев были очень сильно привязаны к своим семьям, а семьи были сплочёнными. Он также отмечает, что детей обучали обрабатывать инструменты. В двух местах двух разных стран команда археологов обнаружила камни, которые были хорошо обработаны на фоне других, обладавших сколами.

Они выглядели так, будто дети обучались у взрослых, как делать инструменты.

Хотя нет никаких убедительных доказательств этому заявлению, Спайкинс считает, что доисторические детки «играли в пикабу», подражая взрослым, потому что в такую же "игру" играли люди и большие обезьяны.

При изучении захоронений неандертальских младенцев и детей Спайкинс пришла к выводу, что родители предавали земле своё потомство с большой осторожностью, так как чаще находились сохранившиеся до наших дней останки детей, а не взрослых.

Команда археологов также подчёркивает, что есть свидетельства, подтверждающие факт заботы родителей в течение нескольких лет о своих больных или травмированных детях.

Древнейшие находки археологов

5. Бой скауты Древнего Египта

Чтобы узнать о том, как жили дети в городе Оксиринх Древнего Египта, историки исследовали около 7500 документов предположительно шестого века. В городе проживало более 25 000 человек, а сам он считался римским административным центром своего района, в котором процветала ткацкая промышленность Египта.

Более века назад были найдены артефакты времён существования Оксиринха, после анализа которых историки пришли к выводу, что в Древнем Египте активно работала молодёжная группа бойскаутов, известная как "гимназия", где молодые люди обучались тому, чтобы стать хорошими гражданами.

Мальчики на верблюде. Мозаика периода поздней античности, начало 6 века.

Мозаичный музей Great Palace в Стамбуле, Турция.

На обучение принимали мальчиков, родившихся в свободных египетских, греческих и римских семьях. Несмотря на "богатую" демографию, членство в гимназии ограничивалось 10-25 процентами семей города.

Для мальчиков, оставлявших заявки на обучение в гимназии, - это был переход ко взрослой жизни. Они становились полноценными взрослыми, когда женились в возрасте "слегка за двадцать". Девочки, которые вступали в брак в подростковом возрасте, готовились к своей роли, работая в родительских домах.

Мальчики из свободных семей, которые не попадали в гимназии, начинали работать, будучи детьми, по контракту в течение нескольких лет. Многие контракты были на работу в ткацком производстве.

Римский мальчик с причёской в египетском стиле. Боковая прядь волос отрезана и пожертвована богам перед предстоящей церемонией совершеннолетия. Первая половина второго века нашей эры. Музей истории культуры, Осло.

Историки обнаружили один ученический контракт, заключённый с девочкой. Но, как выяснилось, её случай был уникальным, потому что она была сиротой и вынуждена была погашать долги её покойного отца.

Дети рабов могли заключать такие же рабочие контракты, как и мальчики, родившиеся в свободных семьях. Но в отличие от последних, которые жили со своими семьями, дети рабов могли быть проданы. В таком случае они проживали со своими владельцами. Обнаруженные документы показали, что некоторые детки рабов продавались уже в возрасте двух лет.

4. Загадка "лосиного" геоглифа

В этой истории наше открытие прошлого вызвано любопытством относительно того, что же будет в будущем. Изображения, полученные из космоса в 2011 году, поведали о существовании гигантского лосиного геоглифа (нанесённый на землю геометрический узор) в Уральских горах, который, как предполагается, предшествовал известным в геоглифам Наски тысячелетнего возраста, найденных в Перу.

Тип кладки, известный как "каменный скол", говорит о том, что эта структура могла быть построена примерно в 3000 – 4000 гг. до н.э.

Геоглифы Наски

Структура около 275 метров в длину с двумя рогами, четырьмя ногами и длинной мордой, обращённой к северу. В доисторические времена геоглиф можно было разглядеть с соседнего хребта. Он выглядел как блестящая белая фигура на фоне зелёной травы. Сегодня это место покрыто почвой.

Археологи были поражены продуманностью конструкции. "Копыта лося были сделаны из мелких дроблёных камней и глины", - объясняет Станислав Григорьев, специалист Российской академии наук. "Стены были очень низкими, как я полагаю, а проходы между ними очень узкими. Также ситуация обстояла и в области морды: щебень и глина, четыре небольших широких стены и три прохода".

"Лосиный" геоглиф

Исследователи также обнаружили свидетельства наличия двух мест, в которых лишь единожды разжигали костры. Они полагают, что эти места использовались для проведения важных ритуалов.

Однако, много вопросов осталось без ответов, в особенности таких, как: кто построил этот геоглиф и почему. Нет никаких археологических доказательств того, что культура в тот период была настолько продвинутой, чтобы люди могли построить такую структуру в этом регионе.

Но эксперты полагают, что наиболее интересное открытие касается детей. Им удалось найти более 150 инструментов на месте, длиной 2-17 сантиметров. Они считают, что эти инструменты принадлежали детям, которые работали бок о бок со взрослыми в рамках общественного проекта.

То есть это был не рабский труд, а совместные усилия во имя достижения важной цели.

Археология: находки

3. Дети облаков

В июле 2013 года в высотной области региона Амазонас в Перу археологи обнаружили 35 саркофагов, каждый из которых был длиною не более 70 сантиметров. Небольшие гробы навели исследователей на мысль, что они принадлежат детям таинственной культуры Чачапоя, известной также как "воины облаков", потому что они жили в тропических лесах гор.

В период между 9 веком и 1475 годом, когда их территории были завоеваны инками, Чачапоя основывали деревни и фермы на крутых горных склонах, растили там свиней и лам, а также воевали между собой.

Их культура, в конечном счёте, была уничтожена заболеваниями, такими как оспа, которые принесли с собой европейские исследователи.

О Чачапоя и их детях известно очень мало, потому что они не оставили никакого письменного языка после себя. Однако, согласно испанским документам 1500-х годов, они были свирепыми воинами.

Педро Сьеса де Леон (Pedro Cieza de Leon), который вёл хронику истории Перу, так описал их внешний вид: "Они самые белые и самые красивые из всех людей, которых я видел в Индии, а их жены настолько прекрасны, что из-за их мягкости, многие из них заслуживают быть женами инков и жить в храме Солнца".

Но эти воины облаков всё же оставили кое-что после себя: мумифицированные тела в необычных и странных саркофагах, которые были найдены на высоких уступах с видом на долину. Глиняные гробы были расположены вертикально и по оформлению очень напоминали по декорированию людей: туники, украшения и даже трофейные черепа.

Но никому неизвестно, почему детей хоронили на их собственном кладбище отдельно от взрослых. Также непонятно, почему все маленькие саркофаги «смотрели» на запад, в то время как взрослые гробы были расположены иначе.

Загадочные археологические находки

2. Дары богам озёр

Древние деревни бронзового века раскинули свои просторы вокруг альпийских озёр Германии и Швейцарии. Когда некоторые из деревень были обнаружены в ходе раскопок 1970-х и 1980-х годов, археологи не могли нарадоваться, потому что они нашли более 160 домов возрастом 2600 – 3800 лет.

Это были дома вдоль прибрежной полосы озера, которые оказались затопленными. Чтобы защититься от подъёма уровня воды, жители часто переселялись на менее опасные территории, поближе к суше. Когда же условия улучшались, они снова возвращались.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Уважаемые читатели, некоторые имена, даты и места действия в нашем материале изменены, потому что многие данные по этой теме ещё не рассекречены. Ряд неточностей в освещении событий допущен намеренно.

В конце XVIII века известный французский синолог (китаист) Жозеф де Гинь обнаружил в древних китайских хрониках запись рассказа буддийского монаха по имени Хуэйшань, который его весьма удивил.

В апреле этого года исполняется 140 лет со дня рождения известного всем человека, чьи косточки перемывают до сих пор - Владимира Ильича Ленина.

Что заставляет историков внимательно вчитываться в документы 90-летней давности? Прежде всего, наверное, интерес к тем событиям, которые ещё недостаточно изучены специалистами и освещены в прессе для широкой публики. А ведь люди имеют право знать - что же происходило с их соотечественниками на этой же самой территории практически век назад. Новосибирский историк Владимир Познанский по недавно открытым архивным источникам проследил развитие Сибирского голодомора. Ленинский призыв - «любой ценой спасти пролетарский центр» - спровоцировал тогда гибель от голода множества людей не только в украинской житнице, на Кубани, на Ставрополье, но и в такой, считавшейся относительно благополучной местности, как Сибирь.

Далеко не все безумцы талантливы, но считается, что подавляющее большинство талантливых людей - обычно слегка «с приветом». А некоторые даже и не слегка, а довольно основательно скорбные главой, можно даже сказать - имевшие очень серьёзные психиатрические диагнозы. Другое дело, что сумасшествие этих гениев не только никому не причиняло зла, а, скорее, наоборот, обогащало наш мир удивительными творениями, которым мы, простые, не обследованные психиатрами смертные, не перестаём радоваться и удивляться.

День 11 сентября 2001 года стал в общественном сознании неким рубежом - датой выхода международного терроризма на качественно новый уровень противостояния общественно-политическим институтам, которые так называемый свободный мир декларирует как единственно правильные. Но обстоятельства этой трагедии невольно наводят на некоторые «неправильные» мысли.

Путешествуя по югу или западу Украины, чуть ли не за каждым поворотом дороги вы непременно увидите замок. Окутанный утренней дымкой, неплохо сохранившийся или даже полуразрушенный, он заставит ваше сердце биться чаще, напомнив о прочитанных когда-то рыцарских романах.

В тот день, 16 июля 1676 года, весь Париж гудел, как растревоженный улей. Ещё бы, ведь не каждый день казнят такого опасного преступника, да к тому же ещё и женщину. И не просто женщину, а одну из первых красавиц Французского королевства.