» » Логопедическое занятие комнатные растения средняя группа. Логопедическое занятие «Комнатные растения

Логопедическое занятие комнатные растения средняя группа. Логопедическое занятие «Комнатные растения

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»

Конспект занятия по развитию речи на тему:

«Комнатные растения» в подготовительной логопедической

группе №5 «Букваренок»

Учительлогопед:

ГорбатенкоМ.Н.

г. Урай 2015

Тема: «Комнатные растения»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные цели:

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Комнатные растения » ( растение, горшок, стебель, лист, полив, лейка, кактус, алое, колеус, очищать, герань, ухаживать, опрыскивать, зеленый) . Отгадывание загадок.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики, творческого воображения. Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксического строя речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что).

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к комнатным растениям.

Оборудование.

Мольберт, предметные картинки по теме, резиновый мяч среднего размера, контейнер с карандашами, штриховка «кактус».

Ход занятия:

Этапы занятия

1.Организационный момент.

Логопед: Доброе утро! Здравствуйте!

Загадка. Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Правильно вы отгадали, это комнатные растения .

Логопед. Ребята, для чего нам нужны комнатные растения?

2. Объявление темы

3. Беседа о комнатных растениях и уходе за ними.

Вносится посылка и конверт от дедушки Ежа. Ёж просит нас отгадать загадки, поможем ему. (Развитие речевого слуха, мышления, памяти).

Комнатное растение, Пахнет стебель и цветочки,

Называем мы в народе Опушённые листочки

"крапивка". Ты пораньше утром встань

(Колеус) И полей свою (герань)

Круглый шарик Зелёное, колючее

Словно ёжик, Сто лет ему дремучему,

Но без мордочки и ножек. Как только насморк

На моём растёт окне, Вас застал врасплох,

Очень нравится он мне. (Кактус). Бежите Вы к нему. (Алое)

Логопед: - я хочу вас попросить, что бы вы выбрали себе комнатное растение и рассказали о нем. Где он растет? Из каких частей оно состоит? Как нужно за ним ухаживать?
Опишите, какие у него стебли, листья, цветы.

1Ребенок - Это герань - комнатное растение. Герань растет как кустик. У герани прочный стебель, круглые листья, и цветы голубого цвета. Нуждается в поливе и рыхлении почвы. Хорошо растет на солнечном месте.

2 Ребенок - Это алое . У него крепкие стебли и треугольные блестящие листья, светло-зеленого цвета. Любит регулярный полив и солнечное место.

3 Ребенок - Фикус - комнатное растение. Растет как дерево. У него коричневый стебель и овальные темно-зеленные листья. Нуждается в регулярном поливе. Листья фикуса нужно протирать, убирать пыль.

4 Ребенок - Это кактус – комнатное растение. У кактуса один стебель, зеленного цвета, покрытый колючками, листьев нет.

5 Ребенок - Это фиалка - комнатное растение. У нее круглые мягкие листочки и красивые белые цветы.

4. Физ. минутка.

Логопед: У меня есть бегония

Ребенок: у меня нет бегонии.

Логопед: У меня есть кактус.

Ребенок: у меня нет кактуса.

Логопед: У меня есть фикус.

Ребенок: у меня нет фикуса.

Логопед: У меня есть герань.

Ребенок: у меня нет герани.

5. Игра «Что лишнее? »

Я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду произносить ряд слов, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему.

1. Гортензия, стебель, фиалка, фикус. Что лишнее?

2. Цветок, стебель, бегония, листья .

3. Герань, гортензия, горшок, фикус.

Логопед: комнатные растения приносят радость человеку, но и требуют от него заботливого внимания.

6. Упражнение «Закончи предложение».

Ребята, давайте поиграем в игру. Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую часть, и начинаете свой ответ со слов «для того чтобы».

Комнатные растения нужно поливать…..

Комнатные растения нужно поливать для того, чтобы они не завяли .

Листья на комнатных растениях нужно протирать…

Листья на комнатных растениях нужно протирать для того, чтобы они могли дышать.

Комнатным растениям нужен солнечный свет….

Комнатным растениям нужен солнечный свет для того, чтобы они могли хорошо дышать.

Комнатные растения нужны человеку…..

Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы украшать дом.

Для чего ещё комнатные растения нужны человеку?

Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы очищать воздух.

Молодцы!

7. Штриховка “Кактус”

Посмотрите на свои рисунки.

Что на них изображено?

Заштрихуйте свои кактусы по образцу.

Чего не хватает вашим кактусам, чтобы они стали как настоящие?

(колючек ). Нарисуйте их.

8. Итог занятия.

О чём мы с вами сегодня говорили?

Какое комнатное растение вам понравилось?

Вам понравилось, как вы работали? (хлопаем в ладоши).

А работа кого из детей вам сегодня понравилась?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

Логопед: В мире цветов так тепло и прохладно, Целый букет ароматов и звуков… Каждый цветок – он по-своему нарядный… В форме изысканных праздничных кубков.

Тема. Комнатные растения. Уход за ними.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная : Продолжить знакомство с комнатными растениями и их видами. Уметь называть части растения корень, стебель, лист, цветок. Расширять, активизировать словарь по теме «комнатные растения» за счёт имён существительных-названий комнатных растений (роза, кактус, рео, фикус, сансевьера, толстянка, бегония, лимонное дерево, денежное дерево) . Образование имен существительных единственного и множественного числа.

Коррекционно-развивающая : развивать логическое мышление, внимание.

Коррекционно-воспитательная : воспитывать интерес к растениям и уходу за ними. Дать представления об условиях жизни растений.

Оборудование : картинки с изображением комнатных растений роза-гибискус, денежное дерево, лейка. Предметные картинки кактус, папоротник, герань, фиалка, бегония, кактус, цикломен, фикус и комнатные растения из уголка.

Ход занятия.

1. Организационный момент .

Дети садятся на стульчики полукругом, перед ними стоит стол, на котором стоят горшки с комнатными растениями из уголка детского сада.(Рео, фикус, сансевьера, толстянка, бегония, лимонное дерево, денежное дерево).

Отгадайте загадку: «Дышит, растет, а ходить не может» (растение).

2. Выявление знаний детей по теме.

Логопед: О чем мы говорили на прошлом занятии по развитию речи. (Ответы детей).

Какие вы знаете комнатные растения? (ответы детей).

Зачем мамы, наши воспитатели выращивают комнатные растения? (ответы детей).

Давайте вместе с вами вспомним, с какими комнатными растениями мы познакомились. (На доску вывешиваются картинки комнатных растений: фикус, папоротник, фиалка, цикламен, кактус, бегония, герань).

3. Выявление знаний по теме.

Логопед: Эти растения называются «комнатные растения».

Давайте вспомним, почему эти растения называют комнатными? (ответы детей). (Комнатными называют их, потому что эти растения выращивают только в помещениях, так как родина большинства их них – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом, иначе они погибли бы)

4. Беседа о строении растений.

Какие есть части у растений? (Дети выходят по очереди и, проговаривая, показывают части растений).

Ребята, давайте вспомним, как называются эти растения.

Это что за растение?

Покажи на нем части растения.

5. Пальчиковая игра «Цветок»

Наши красные цветки

Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают.

Тихо засыпают.

(Сомкнутые и чуть округлые ладони - бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться. Пальцы начинают расходиться в стороны. Цветок распустился, смотрит на солнце. Лишь его лепестки слегка трепещут от легкого ветерка. Пальцы расходятся полностью, далее немного прогибаются, а чуть-чуть шевелятся кончики пальцев. Вечером, когда на землю начинают опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает. Пальцы вновь медленно смыкаются.)

6. Игра «Какого растения не стало?»

На столе выставлены растения: денежное дерево, рео, фикус, сансевьера, толстянка, бегония, лимонное дерево, денежное дерево. Дети закрывают глаза или отворачиваются, одно растение убирается. Нужно назвать растение, которого не стало.

7. Выявление знаний по уходу за комнатными растениями

Как нужно ли ухаживать за растениями?

Что будет с растениями, если не ухаживать за ними?

Все растения живые, они дышат и растут, поэтому за ними нужно ухаживать.

А как нужно ухаживать?

Логопед :

8. А теперь игра "Один-много"

стебель - стебли, цветок - цветы, лист - листья, лейка- лейки, горшок-горшки, корень - корни.

9. Физминутка

10. Игра: “Да” и “Нет”

Ход игры: перед учащимися ставится комнатное растение. Ответить на вопросы, употребляя слова “да” и “нет”.

Это дерево?

Это комнатное растение?

Это растение называется кактус?

Это растение выращивают на улице?

Этот цветок белого цвета?

Листья у цветка крупные?

Листья у растения оранжевые?

Листья у цветка синие?

Этот цветок нравится вам?

14. Итог занятия.

Логопед.

Вопросы:

- о чем мы говорили, на этой неделе с вами?

- Почему растения называются комнатными?

- Какие части растений вы узнали?

- Что нужно растению, чтобы оно хорошо росло?

- Вам понравилось сегодняшнее занятие?

Подборка по базе: планы семинарских занятий.pdf , перенос занятий.docx , Интерактивная поддержка логопедических занятий по коррекции пись , План семинарских занятий.doc , Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий. , Контрольная Методика составления и проведения простейших самосто , нищева конспекты 3 период.doc , 1. ОНР конспекты по логопедии.doc , Анализ занятий.docx , Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе д . тема «Комнатные растения». Звуки [с], [ш]

Занятие 1

Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Уточне­ние, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные рас­тения» (растение, кактус, розан, толстянка, камнеломка, колеус, кливия, герань, бегония, сенполия, фикус, гортензия; подкормка, рых­ление, полив, горшок, поддон,лейка;ухаживать, поливать,рыхлить, опрыскивать; комнатный, сочный, зеленый, гладкий, опушенный, ко­лючий). Совершенствование грамматического строя речи. Совер­шенствование навыков звукового анализа слов (выделение со­гласного на фоне слова). Совершенствование навыков звукобук-венного анализа.

Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тон­кой и общей моторики, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества , взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, альбом «Живая природа. В мире растений», предметные картинки по теме «Комнатные растения», тетради «Занимаемся вместе»-, № 1 , №2 по числу детей, контейнер с карандашами, горшок с геранью, игрушечная божья коровка, карточка с ребусом, фломастер.

Предварительная работа. Экскурсия в ботанический сад. Рас­сматривание комнатных растений в уголке природы, в зимнем саду, их изображений в альбоме «Живая природа. В мире расте­ний», расширение словаря по теме.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Раз­витие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует при­ветствие, приглашает детей пройти к стульчикам, стоящим вокруг стола.

Логопед. Вспомните экскурсии в ботанический сад, в уто­лок природы нашей группы, в зимний сад детского сада и подбе­рите названия комнатных растений, начинающиеся со звука [к|.

1 -й ре бе но к. Кактус.

2-й ребенок. Колеус.

3-й ребенок. Кливия.

4-й ребенок. Камнеломка.

Логопед. Очень хорошо. Садитесь.

2. Рассматривание картины «Уголок природы» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи, зрительного внимания и воспри­ятия.]

Логопед раздает детям тетради «Занимаемся вместе».

Логопед. Посмотрите на картинку «Уголок природы». Кого вы видите на ней?

1 -й р е б е н о к. Мы видим воспитателя и детей.

Логопед. Куда они пришли? Что они делают?

2-й ребенок. Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными растениями.

Логопед. Что делает воспитатель?

3-й ребенок. Воспитатель показывает мальчику, как надо рыхлить землю в горшках с цветами маленькими грабельками.

Логопед. Что делают мальчики на заднем плане?

4-й ребенок. Мальчики поливают растения из маленьких леечек.

Логопед. Что делают девочки?

1-й ребенок. Девочки рассматривают бальзамин и гортен­зию и сравнивают цветы и листья этих растений.

Логопед. Какие растения у ребят в уголке природы? По­чему?

2-й ребенок. Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

3. Рассказ по картине «Уголок природы». [Развитие связной речи.] .

Логопед предлагает детям составить рассказ по картине.

Логопед. Давайте составим рассказ по картине, но сначала нам нужно составить план рассказа. С чего вы начнете его?

1-й р е б е н о к. Мы расскажем, кого видим на картинке, куда эти люди пришли и что делают.

Логопед. Что вы расскажете потом?

2-й ребенок. Потом мы подробно расскажем, что делают воспитатель, мальчики, девочки.

Логопед. Чем вы закончите рассказ?

3-й ребенок. Мы расскажем, почему в уголке природы такие красивые цветы.

Логопед. Мы составили план рассказа. Подумайте одну ми­нуту и начинайте рассказывать. Даша начнет рассказ, Ваня его продолжит, а Вадик закончит. Настю мы попросим повторить рас­сказ целиком.

1-й ребенок. На картине мы видим воспитателя и детей. Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными рас­тениями.

2-й ребенок. Воспитатель показывает мальчику, как надо маленькими грабельками рыхлить землю в горшках с цветами. Мальчики поливают растения из маленьких леечек. Девочки рас­сматривают бальзамин и гортензию и сравнивают цветы и листья этих растений.

3-й ребенок. Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

Логопед. Очень хорошо. Молодцы! Я вами горжусь! Настя, повтори рассказ целиком.

Ребенок повторяет рассказ целиком. Логопед оценивает работу детей.

4. Подвижная игра «Комнатные растения». [Развитие общей мо­торики, регуляция мышечного тонуса.]

Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать свободно.

Логопед. Давайте вспомним игру , в которую мы уже играли в прошлом году. Присядьте на корточки и представьте, что вы ма­ленькие растения. То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нуж­но встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отой­ду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.

Логопед показывает упражнения для регуляции мышечного тону­са и проводит с детьми игру.

5. Работа в тетради №1. [Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики. Профилактика нарушений пись­менной речи.]

Логопед приглашает детей за столик, раздает тетради и ста­вит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на комнатные растения. Что нарисо­вал художник?

Дети. Это кактус и камнеломка.

Логопед. Обведите камнеломку и горшок, в котором она растет, а потом раскрасьте картинку.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, как они рабо­тают.

6. Игра «Что липшее?» [Развитие зрительного внимания, вос­приятия, мышления, связной речи.]

Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами, помеща­ет на доску альбом «Живая природа. В мире растений».

Логопед. Рассмотрите и назовите комнатные растения.

Дети. Герань, сенполия, кактус, бегония, камнеломка, тра­десканция.

Логопед. Подумайте, какое из растений лишнее и почему.

1 -й р е б е н о к. Лишний кактус, потому что это единственное колючее растение.

2-й ребенок. Лишний кактус, потому что в его названии нет буквы Н, а во всех остальных названиях она есть.

7. Упражнение «Божья коровка». [Совершенствование грамма­тического строя речи. Автоматизация звука"[р] в предложении.]

Логопед убирает альбом, ставит на стол горшок с геранью, бе­рет в руки маленькую божью коровку на «липучке».

Логопед. Я хочу предложить вам поиграть с божьей коров­кой. Вы будете рассказывать, что она делает. Следите за правиль­ностью произношения звука [р].

Логопед совершает действия с игрушкой, а дети комментируют их.

1-й р е б е н о к. Божья коровка сидит на горшке с геранью.

2-й ребенок. Божья коровка слетела с горшка и летает над геранью.

3-й ребенок. Божья коровка спряталась под листок герани.

4-й ребенок. Божья коровка летает вокруг герани. т. п.) Логопед убирает горшок и игрушку и оценивает работу детей.

8. Работа в тетради №2. [Развитие фонематических представ­лений (определение места звука в словах).]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на левую страничку тетради. В ниж­ней ее части задание на определение места звука в словах. Опре­делите место этого звука в словах душ, кошка, шарф и раскрасьте соответствующий квадратик в «светофорчике» около картинки, а потом правильно раскрасьте картинки.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и убира­ет тетради и контейнер с карандашами.

9. Разгадывание ребуса. (Развитие навыка звукобуквенного анализа слов.]

Логопед помещает на магнитную доску картонку с ребусом, готовит фломастер.

Логопед. Давайте отгадаем ребус.

Логопед. Как вы разгадаете первую часть ребуса?

Дети. В слове мак надо букву М заменить на букву К. Полу­чится часть слова как.

Логопед. Напишите ее.

Логопед. Как разгадать вторую часть ребуса?

Д е т и. Из слова туча надо убрать две последних буквы. Оста­нется ту.

Один из детей пишет часть слова на доске.

Д е т и. И теперь надо добавить букву С. Один из детей дописывает букву.

Дети. Кактус.

Логопед. Отлично. Вы разгадали очень трудный ребус. Я вами горжусь.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям рассказать о том , чем они занима­лись, и оценить работу друг друга.
Занятие 2

Коррекционно-о бразовательные цели. Активизация и актуали­зация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствова­ние навыка звукового анализа и синтеза. Совершенствование на­выка чтения слогов и слов с новой буквой Шш. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо­нематических представлений (дифференциация звуков [с] и [ш] в предложении), зрительного и внимания и восприятия, мышле­ния, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно -воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности. Воспитание любви и бережного отноше­ния к природе.

Оборудование. Магнитная доска, комплект фломастеров к ней, коврограф, предметные картинки с изображениями комнатных

растений, карточки-схемы для игры «Шифровки», картинки-пазлы, тетрадь №2 по числу детей, контейнер с карандашами, плос­костное изображение кактуса, мелкие картинки со звуками [с] и [ш] в названиях, алгоритм рассказа о комнатном растении, контурные картинки с изображениями комнатных растений.

Предварительная работа. Беседа о комнатных растениях, спо­собах их размножения, уходе за ними на занятии по ознакомле­нию с окружающим.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Уточнение и активизация слова­ря по теме «Комнатные растения». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует при­ветствие, приглашает детей к стульчикам, стоящим вокруг стола.

Логопед. Сначала сядут те дети, которые вспомнят назва­ния растений, состоящие из двух слогов. 1 -йребенок. Ге-рань. 2 -й ребенок. Фи-кус.

Логопед. Теперь сядут те дети, которые вспомнят названия растений из трех слогов.

3-й ребенок. Баль-за-мин. 4-й ребенок. Кли-ви-я.

Логопед. Молодцы. Вы отлично справились с первым зада­нием.

2. Игра «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха.]

Логопед предлагает детям сесть правильно и быть вниматель­ными.

Логопед. А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы внима­тельно слушать. Я буду произносить ряд слов, а вы будете опреде­лять, какое слово лишнее и почему. Гортензия, стебель, колеус, фикус, бальзамин. Что лишнее?

Дети. Лишнее слово стебель. Это часть растения. А все ос­тальные слова - названия комнатных растений.

Логопед предлагает детям еще два-три аналогичных задания, а потом оценивает работу детей.

3. Игра «Шифровки». [Развитие навыка звукобуквенного ана­лиза.]

Логопед помещает на магнитную доску несколько картинок с изображениями комнатных растений.

Логопед. Посмотрите на картинки и назовите комнатные растения, изображенные на них.

Дети. Герань, кактус, фикус, бальзамин.

Логопед помещает на магнитную доску две карточки.

Рис. 47
Логопед. Я предлагаю вам сыграть в игру «Шифровки». Подберите картинку к карточке-шифровке, на которой схема слова изображена с помощью синих кружков и букв. Для работы я разделю вас на две команды. В первой команде будут Вадик и Ариша. Они найдут картинку к первой схеме. Во второй команде будут Ваня и Настя. Они подберут картинку ко второй схеме. На­деюсь, вы помните, какие звуки обозначают синие кружки.

Дети. Они обозначают твердые согласные звуки.

Логопед приглашает детей, к доске предоставляет им возмож­ность посовещаться и выбрать картинки. Картинки помещаются над схемами. Остальные картинки логопед убирает.

Логопед. Расшифруйте и запишите под схемами слова. Пусть это сделают девочки, а мальчики будут им подсказывать.

Дети пишут слова: кактус, фикус. Команды проверяют и оцени­вают работу друг друга. Логопед награждает всех наклейками.

4. Пазлы «Комнатные растения» (8 частей). [Развитие зритель­ного гнозиса и конструктивного праксиса.]

Логопед убирает картинки и схемы, стирает с доски слова, приглашает детей за стол, раздает им пазлы (рис. 48).

Логопед. А теперь каждый из вас соберет изображение одного из комнатных растений из частей. Выполняйте работу.

Дети выполняют работу. Логопед оценивает ее.

5. Подвижная игра «Комнатные растения» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Комнатные растения»). [Развитие общей мото­рики, регуляция мышечного тонуса.]

Логопед приглашает детей на ковер и проводит с ними подвижную игру.

6. Работа в тетради №2. [Развитие навыка звукового анализа слов.]

Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Вы разгадали такие сложные шифровки, что со следующим заданием справитесь без труда. Я в этом не сомнева­юсь. Откройте тетради там, где лежит закладка. Посмотрите на верхнюю часть левой странички. Вы должны выполнить звуковой анализ слова шар и раскрасить кружки в схеме, а потом раскрасить шар в такой цвет, который вам нравится.

Дети самостоятельно выполняют задание и комментируют его выполнение по просьбе логопеда. Логопед может задать детям не­сколько вопросов в ходе выполнения задания.

Логопед. Почему ты раскрашиваешь первый кружок синим карандашом, Арина?

1 -й р е б е н о к. Он обозначает твердый согласный звук [ш].

Логопед. Почему в твоей схеме два синих кружка, Ваня?

2 -й р е б е н о к. В этом слове два согласных твердых звука: [ш], |р]. (И т. п.)

Дети заканчивают работу, логопед оценивает ее, собирает тетради, убирает контейнер с карандашами.

7. Упражнение «Украсим кактус». [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [с]-[ш] в предложении).]

Логопед приглашает детей к коврографу, закрепляет на нем плоскостное изображение большого кактуса, рассыпает на столике картинки {сосулька, свеча, подсолнух, лиса, кошка, мышка, шар, ля­гушка, хлопушка, груша, Петрушка, Чебурашка) с приклеенными к ним «липучками».

Логопед. Давайте представим, что мы с вами попали в Мек­сику. Скоро Новый год. У нас нет елки, зато есть огромный кактус. Давайте украсим кактус предметами со звуком [ш] в названиях. Вы­бирайте картинку и начинайте ответ со слов я повешу на кактус...

Дети выполняют задание, украшают кактус игрушками, ком­ментируя свои действия. Логопед оценивает их работу.

8. Рассказы о комнатных растениях по схеме. [Развитие связной речи, мышления.]

Логопед убирает пособия и приглашает детей за стол. На маг­нитную доску он помещает схему рассказа о комнатных растениях (рис. 49), а на столе раскладывает картинки с их изображениями.

Логопед. Теперь я хочу предложить вам рассказать о ком­натных растениях. Выберите каждый по одной картинке и, поль­зуясь схемой, составьте рассказ. Сначала назовите растение, по­том скажите, комнатное оно или садовое, опишите его части, рас­скажите об уходе за ним.

Логопед предоставляет детям одну минуту для подготовки к рассказу.

1 -й ребенок. Это герань. Герань - комнатное растение. У нее прочные стебли, округлые волнистые листья и нежные ро­зовые цветы. Герань нужно поливать, опрыскивать, она хорошо растет на светлом месте у окна.

Аналогично составляют рассказы все дети. Логопед предлагает им выбрать лучшего рассказчика.

9. Игра «Книжка-раскраска». [Автоматизация произношения звука [р] в предложении.]

Логопед убирает алгоритм и картинки, раздает детям карточ­ки с контурными изображениями комнатных растений.

Логопед. Это картинки из книжки-раскраски девочки Тамары. Расскажите, что будет раскрашивать Тамара. Пра­вильно стройте предложения и следите за произношением звука [р].

1 -й р е б е н о к. Тамара раскрасит монстеру. 2-й ребенок. Тамара будет раскрашивать гортензию. 3-й ребенок. Тамара хочет раскрасить герань. 4-й ребенок. Тамаре нужно раскрасить традесканцию. Логопед. Отлично! Вы очень красиво говорили и правильно построили предложения.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли , а потом оценивает их работу.

Как называется растение?
Оно комнатное или садовое?
Какие части есть у растения? Их особенности.
Как за ним следует ухаживать?

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализа­ция словаря по теме «Комнатные растения». Формирование це­лостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совер­шенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование навыка слогового анализа. Профилактика на­рушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зри­тельного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Магнитная доска, пальчиковый бассейн с чече­вицей, листья комнатных растений, серия картинок «Аленький цветочек» (Учимся рассказывать. Серии картинок и конспекты занятий к ним,- СПб., ДЕТСТ­ВО-ПРЕСС, 2007.), предметные картинки с изображениями комнатных растений, контейнер с карандашами, слоговые схемы, карточки с недорисованными растениями,

Предварительная работа. Рассматривание и сравнение листьев комнатных растений, обогащение словаря прилагательными опу­шенный, мясистый, сочный, глянцевый, гладкий, блестящий.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Подбери листок».

[Развитие зрительного внимания и восприятия. Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей, организует приветствие, приглаша­ет их к столу, на котором стоит пальчиковый бассейн. В бассейне среди чечевицы спрятаны листья комнатных растений.

Логопед. Опустите руки в бассейн и найдите каждый по одному листочку.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы узнали, с каких листьев эти растения? Скажи­те, с какого растения ваш листок, какой он по цвету, по форме, на ощупь?

1 -й ре бен ок. Это лист герани. Он круглый, волнистый, мяг­кий, зеленый.

2-й ребенок. Ау меня лист фиалки. Он круглый, мясистый, опушенный, зеленый.

3-й ребенок. Я нашел лист фикуса. Он овальный, заострен­ный, гладкий, блестящий.

4-й ребенок. Ая нашла лист бегонии. Он заостренный, се­ребристый, пятнистый, сочный.

Логопед. Правильно. Вы узнали листья комнатных расте­ний. Сегодня мы продолжим разговор о них.

2. Упражнение «Составь и прочитай». [Совершенствование на­выка чтения предложений.]

Логопед убирает пальчиковый бассейн со стола.

Логопед. Переверните листья и прочитайте слова, написан­ные на них.

Дети переворачивают листья и читают наклеенные на них слова.

1-й ребенок. Шапка

2-й ребенок. У Маши

3-й ребенок. Шубка

4-й ребенок. У Даши

Логопед. Разбейтесь на пары так, чтобы у вас получилось два предложения.

Дети выкладывают на столе и читают два предложения.

Д е т и. У Маши шапка. У Даши шубка.

Логопед. Молодцы. Очень хорошо. Логопед убирает листья со стола.

3. Упражнение «Дорисуй картинку». [Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики. Профилактика нару­шений письменной речи.]

Логопед раздает детям картинки и ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Художник начал рисовать комнатные растения, но не закончил работу. Он нарисовал ровно половину картинок. До­рисуйте их и раскрасьте. Вы должны нарисовать точно такие же половинки, как те, что мы видим у художника.

Дети выполняют работу, логопед оценивает ее, а потом убира­ет рисунки и контейнер с карандашами.

4. Игра-соревнование «Подбери картинки к схемам». [Совер­шенствование навыка слогового анализа слов.]

Логопед помещает на магнитную доску несколько картинок с изображениями комнатных растений {герань, кактус, фикус, пальма, фиалка, кливия, бальзамин, колеус) и две слоговых схемы.

Логопед. Я предлагаю вам провести соревнование. Я разо­бью вас на две команды. Одна выберет растения, названия кото­рых делятся на два слога, и поместит их изображения под первую схему, а вторая выберет растения, названия которых делятся на три слога , и поместит их под вторую схему. Победит та команда, которая быстрее и правильнее справится с работой.

Логопед разбивает детей на команды. Дети выполняют задание. Все вместе они определяют победителя.

5. Рассматривание серии картинок «Аленький цветочек» и беседа о ней. [Развитие диалогической речи.]

Логопед помещает на магнитную доску серию из четырех кар­тинок.

Логопед. Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.

Логопед предлагает всем выйти к доске и вместе выполнить эту работу.

Логопед. Молодцы. Вы правильно расставили картинки. Сегодня по этим картинкам мы будем составлять рассказ «Алень­кий цветочек», но сначала давайте побеседуем. Послушайте нача­ло рассказа, а потом ответьте на мои вопросы.

Оля и Юля - близ­нецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им куклу Барби. Папа - дом для нее. Дядя - мяч. Дедушка - «Волшебные сказки». А что принесла им бабушка?

1 -й ребенок. Бабушка принесла им по маленькому горшоч­ку с землей.

Логопед. Как вы думаете, что она сказала девочкам?

2-й ребенок. Бабушка сказала: «Поставьте горшочки на окно, поливайте через день, и произойдет чудо».

Логопед. Что сделали девочки?

3-й ребенок. Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла.

Логопед. Что произошло через неделю?

4-й ребенок. Через неделю в Олином горшочке появился зеленый росток, а скоро на высоком стебле распустился прекрас­ный цветок.

Логопед. Что закричала Оля, увидев цветок? Вспомните на­звание рассказа.

1 -й ребенок. «Аленький цветочек!» - закричала Оля.

Логопед. Что сказала ей бабушка? Она же видела, как Оля заботилась о цветке.

2-й ребенок. «Это амариллис. Он отблагодарил тебя за за­боту».

Логопед. А что сказала Юля, увидев, какой цветок вырасти­ла ее сестра?

3-й ребенок. Юля взяла свой горшочек с землей и удиви­лась: «А где же мой цветочек?»

Логопед. Что ответила ей бабушка?

4-й ребенок. «А твой цветочек погиб, потому что ты не уха­живала за ним», - вздохнула бабушка.

Логопед. Вы-то хорошо знаете, как надо ухаживать за ком­натными растениями. Не зря у нас в группе такие красивые цветы.

6. Гимнастика «На окне в горшочках». [Развитие общей мото­рики.]

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им сделать упражнение.


На окне в горшочках

Дети сидят на корточках лицом в

Поднялись цветочки.

круг, медленно встают.

К солнцу потянулись,

Тянутся на носочках, руки вверх, ши-

Солнцу улыбнулись.

роко в стороны.

К солнышку листочки

Ладони повернуть вверх.

Повернут цветочки.

Повернут бутоны.

Руки соединить над головой, медленно

В солнышке утонут.

развести в стороны.

И. Нищева

7. Подготовка к рассказу по серии картинок.

Логопед приглашает детей за стол, предлагает подумать и под­готовиться к рассказу по серии картинок.

8. Рассказ по серии картинок по частям. [Развитие связной речи.]

Логопед предлагает троим детям составить рассказ по частям. При необходимости он напоминает каждому ребенку, о чем тот будет говорить. Затем дети составляют рассказ.

1 -й р е б е н о к. Оля и Юля - близнецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им куклу Барби. Папа - дом для нее. Дядя - мяч. Дедушка - «Волшебные сказки». А бабушка принес­ла по маленькому горшочку с землей и сказала:

2-й ребенок. Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла. Через неделю в Олином гор­шочке появился зеленый росток, а через две недели на высоком стебле распустился прекрасный цветок.

Аленький цветочек! - закричала Оля.

3-й ребенок. Бабушка улыбнулась и сказала:

А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним, - вздохнула бабушка.

9. Обобщающий рассказ по серии картинок. [Развитие связной речи.]

Логопед предлагает четвертому ребенку повторить рассказ це­ликом.

4 -й ребенок. Оля и Юля - близнецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им куклу Барби. Папа - дом для нее. Дядя - мяч. Дедушка - «Волшебные сказки*. А бабушка принес­ла по маленькому горшочку с землей и сказала:

Поставьте горшочки на окно, поливайте через день, и про­изойдет чудо.

Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой гор­шочек забыла. Через неделю в Олином горшочке появился зеле­ный росток, а через две недели на высоком стебле распустился прекрасный цветок.

Аленький цветочек! - закричала Оля. Бабушка улыбнулась и сказала:

Это амариллис. Он отблагодарил тебя за заботу.

А где же мой цветочек? - спросила Юля.

А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним,- вздохнула бабушка.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед подводит итог занятия и предлагает детям выбрать лучшего рассказчика. Этот ребенок получает приз.
Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совер­шенствование грамматического строя речи (согласование сущест­вительных с числительными два и пять). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы. Совершенствование на­выка слогового анализа слов. Автоматизация звука [р] в предло­жении.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие фонематических представлений (подбор слов на задан­ный звук), зрительного внимания, восприятия, мышления, тон­кой и артикуляционной моторики, координации речи с движе­нием.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков со­трудничества в игре и на занятии , самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки с изоб­ражениями комнатных растений, контейнеры с фишками для сло­гового анализа и анализа предложений, плоскостное изображение девочки, сюжетная картинка, коврограф, плоскостные изображе­ния растений, состоящие из частей.

Предварительная работа. Рассматривание комнатных расте­ний в зимнем саду, составление словосочетаний: две пальмы, пять кактусов, три бегонии и т. п. Работа над сложноподчиненным предложением со словами для того чтобы на индивидуальных за­нятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Совершенствование граммати­ческого строя речи (согласование существительных с числитель­ными два и пять). Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей, предлагает им пройти за стол, на ко­тором лежат предметные картинки с изображениями комнатных растений), организует приветствие.

Логопед. Посмотрите на картинки. На них нарисованы комнатные растения. Сначала сядет тот, кто сможет представить, что у него на картинке не одно, а два и пять растений, и расскажет об этом.

1-й ребенок. У меня два кактуса и пять кактусов.

2-й ребенок. У меня два фикуса и пять фикусов.

3-й ребенок. У меня две пальмы и пять пальм.

4-й ребенок. У меня две бегонии и пять бегоний.

Логопед. Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание.

2. Соревнование «Кто скорее?» [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

Логопед ставит на стол контейнеры с фишками для слогового анализа слов.

Логопед. Проведем соревнование. Разделите название рас­тений на своей картинке на слоги и положите под картинку столько фишек, сколько в слове слогов. Кто скорее? Раз, два, три. Начали!

Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу и опре­деляет победителя.

3. Упражнение «Закончи предложение». [Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы.]

Логопед убирает картинки и фишки со стола.

Логопед. А теперь - игра «Закончи предложение». Я начи­наю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, начинающую­ся со слов для того чтобы, а потом повторяете предложение цели­ком.

Комнатные растения необходимо поливать...

1 -й р е б е н о к... .для того, чтобы они не завяли.

Логопед. Листья на комнатных растениях нужно протирать...

2-й ребенок. ...для того, чтобы они могли дышать. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Логопед. Комнатным растениям нужен солнечный свет...

3-й ребенок. ...для того, чтобы они могли хорошо расти. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Логопед. Комнатные растения нужны человеку...

4-й ребенок. ...для того, чтобы украшать его дом. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Логопед. Чудесно. Это было трудное задание. Вы просто молодцы.

4. Упражнение «Составь схему предложения». [Развитие речево­го слуха. Совершенствование навыка анализа предложений.]

Логопед помещает на магнитную доску картинку, ставит на стол фишки для анализа предложения.

Логопед. Посмотрите на картинку и составьте простое предложение.

Дети. Девочка поливает фиалки.

Логопед. Возьмите фишки и составьте схему предложения. Лети выполняют задание. Логопед проверяет выполнение зада­ния и задает детям несколько контрольных вопросов .

Логопед. Сколько слов в этом предложении?

Д е т и. В этом предложении три слова.

Логопед. Произнесите второе по счету слово.

Дети. Поливает.

Логопед. Какой знак вы поставили в конце предложения?

Дети. Точку.

Логопед убирает картинку и фишки.

5. Игра «Что растет в зимнем саду у Иры». [Автоматизация про­изношения звука [р] в предложении.]

Логопед помещает на магнитную доску плоскостное изображе­ние девочки с лейкой и картинку с изображением гортензии.

Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Кирилл?

1-й ребенок. У Иры растет гортензия.

Логопед помещает на доску картинку с изображением традес­канции.

Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Саша?

2-й ребенок. У Иры растут гортензия и традесканция. Логопед помещает на доску картинку с изображением монстеры.

Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Настя?

3-й ребенок. У Иры растут гортензия, традесканция и монстера.

Логопед помещает на доску картинку е изображением герани.

Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Диана?

4-йребенок. У Иры растут гортензия, традесканция, монстера и герань.

Логопед. Давайте все вместе повторим последнее предложе­ние.

Д е т и. У Иры растут гортензия, традесканция, монстера и ге­рань.

Логопед убирает картинки с магнитной доски.

6. Подвижное упражнение «Вот такие!» [Развитие обшей мото­рики, творческого воображения.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер.

Логопед. А сейчас я проверю , умеете ли вы фантазировать. Я предлагаю вам поиграть в игру «Вот такие!» Я буду спрашивать вас о том, как выглядят разные части комнатных растений или сами комнатные растения. Вы будете изображать их и говорить: «Вот такие!»

Логопед. Какие у кактусов иголки?

Дети показывают растопыренные пальцы.

Дети. Вот такие!

Логопед. Какие у нас в зимнем саду пальмы?

Дети встают на носочки, поднимают руки, тянутся вверх.

Дети. Вот такие!

Логопед. Какие цветы у глоксинии? Дети изображают руками «фонарики».

Дети. Вот такие!

Логопед. Какие стебли у традесканции? Дети наклоняются, опускают расслабленные руки.

Дети. Вот такие!

Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки.

7. Игра «Исправь ошибки». [Развитие зрительного внимания и восприятия.]

Логопед помещает перед детьми коврограф, на котором закреп­лены плоскостные изображения растений, состоящие из частей. Части растений перепутаны.

Логопед. Посмотрите на растения. Правильно ли я собра­ла их?

1 -й р е б е н о к. Нет. У герани один лист монстеры.

Логопед. Исправь мою ошибку.

Ребенок исправляет ошибку.

2-й ребенок. У фикуса цветы герани.

Логопед. Исправь мою ошибку.

Ребенок исправляет ошибку.

3-й ребенок. У монстеры листья фикуса.

Логопед. Исправь мою ошибку.

Ребенок исправляет ошибку.

4 -й ребенок. У фиалки листья герани.

Логопед. Исправь мою ошибку.

Ребенок исправляет ошибку.

Л о г о п е д. Вы исправили все ошибки. Молодцы.

8. Упражнение «Чего не стало?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи.]

Логопед предлагает детям продолжить игру.

Логопед. Теперь вы будете закрывать глаза по моей команде, а я - убирать одно растение. А вы будете рассказывать, чего не стало.

По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает фиалку.

Логопед. Чего не стало?

1-й ребенок. На стало фиалки.

Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок. Логопед оценивает работу детей и убирает пособия.

9. Упражнение «Расставь цветы». (Развитие фонематических представлений.]

Логопед приглашает детей за стол, помещает на магнитную доску перед ними карточки с буквами, а на столе раскладывает кар­точки с изображениями цветов (бегония, бальзамин, кактус, колеус, фиалка, фикус, глоксиния, гортензия).

Логопед. Какие буквы вы видите на доске?

Дети. Б, К, Ф, Г.

Логопед. Расставьте карточки с изображениями комнатных растений под те буквы, с которых начинаются их названия.

Дети выходят к доске и все вместе выполняют работу. Логопед оценивает ее.

10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.]

Логопед подводит итог изучения лексической темы и оценивает работу каждого ребенка.
Март, 3-я неделя

Лексическая

1. Закрепление, расширение представлений о комнатных растениях, их внешний вид, особенности ухода за ними. Расширение и активизация словаря по теме.

Слова-предметы: растение, кактус, бегония, фиалка, хлорофитум, пеларгония (герань), аспарагус, алоэ, корень, стебель, листья, колючки, цветок.

Слова-признаки предметов: комнатные, толстые, гладкие, пушистые, круглые, вытянутые,
колючие, красивые, душистые, сочные, яркие, зеленый, белый, красный, голубой, розовый.

Слова-действия предметов: ухаживать, поливать, рыхлить, пересаживать, подкармливать,
протирать, опрыскивать, любоваться.

2. Подумай и объясни, почему эти растения называются комнатными? Наблюдение за комнатными растениями, за их цветением, участие в уходе за растениями дома.


3. Вспомни, как надо ухаживать за комнатными растениями и закончи предложения.

Чтобы цветы не сохли, их надо _______________.

Пыльные листья надо __________________.

Чтобы комнатные цветы цвели, их надо _______________ .

4. Заучивание стихотворения «Фиалка»

5. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными.
Один мак; моя ромашка; много васильков и т.д.

6. Образование множественного числа существительных. Кактус - кактусы. И т.д.

7. Составление рассказа-описания о фиалке по данному плану. Развитие связной речи.
Это фиалка. Она красивая. У нее зеленые листья и розовые цветы. Она растет в коричневом горшочке. Ее нужно поливать, подкармливать.



8. Игра «Цветок и божья коровка». Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов). Выделяйте голосом предлоги.

9. Игра «Назови ласково».

Ольга Владимировна Савкина
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР «Комнатные растения»

Составление описательного рассказа по опорной схеме о комнатном растении .

Цели :

1. Коррекционно-образовательные :

Учить детей составлять рассказ по картинке;

Формировать у детей умение самостоятельно составлять предложения, опираясь на опорную схему о комнатном растении ;

Учить согласовывать существительные с числительными.

2. Коррекционно-развивающие :

Развивать у детей умение подбирать признаки к именам существительным;

Развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом.

3. Коррекционно-воспитательная :

Воспитывать у детей любовь и заботу к комнатным растениям .

Оборудование : картинки с изображением комнатных растений , опорная схема описания.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед читает детям стихотворение.

На моем окошке

Настоящий сад!

Крупные сережки

Фуксии висят.

Лезет финик узкий -

Листики свежи.

А у пальмы русской

Листья, как ножи.

Вспыхнул угольками

Скромный огонек.

Весь под волосами

Кактуса пенек.

Прыгают синицы

Под окном моим.

Радуются птицы -

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Милое окно,

Где зимою - лето,

Где цветов полно.

Е. Благинина

2. Объявление темы.

Логопед : - Ребята! О чем говорится в этом стихотворении? (О цветах) .

Логопед : - Ребята! А как называются цветы, которые растут в комнате ? (Комнатные ) .

Логопед : - Правильно, ребята!

Логопед : - Сегодня на занятии мы будем разговаривать о комнатных растениях и цветах .

Комнатные растения

Комнатные растения называют «зелеными друзьями» дома. Среди них имеются деревья, кустарники и травянистые растения . Одни мы ценим за красивые и вечнозеленые листья (пальмы, фикусы, другие за великолепные цветки (азалии, цикламены, орхидеи, фиалки) . Эффектно выглядят в доме драцены, кордилины, аукуба, папоротники. Они не только радуют наш глаз круглый год, но и напоминают зимой об ароматах лета, о красках осенней поры. С ними в доме красиво и уютно.

3. Игра «Подбери признак к растениям » .

Логопед выставляет на доску картинки с изображением комнатных растений и цветов и просит подобрать признаки к ним.

Кактус (какой) – колючий;

Пальма (какая) – пушистая, высокая;

Фикус (какой) – высокий, широколистный;

Фиалка (какая) – цветущая, широколистная, низкорослая. И т. д.

Логопед : - Ребята! А как нужно ухаживать за комнатными растениями , чтобы они не погибли?

Дети : Их поливают, опрыскивают.

Логопед : - Люди рыхлят землю в горшочках, чтобы корни могли дышать, протирают листья влажной тряпочкой или обмахивают кисточкой. А еще растениям нужен солнечный свет, поэтому их ставят на окно или рядом с ним.

Логопед показывает детям растения , называет их и рассказывает, откуда они пришли к нам и об особенностях полива.

4. О растениях

Алоэ. Родина - Южная Африка. В комнатном цветоводстве наибольшую популярность имеет алоэ древовидное (народное название – «дурак» ). Ценятся его мясистые листья с шипами по краям, сок которых имеет целебные свойства. Хорошо растет на солнечном окне . Любит умеренный полив.

Кактус. Родина - Аргентина, Перу, Боливия, Бразилия. Колючее растение , видов очень много. Необходимо держать на солнечном окне, летом рекомендуется выносить на свежий воздух. Поливают умеренно, зимой очень редко.

Фикус - крупнолистный фикус (эластика) кустообразный, достигает высоты небольшого деревца, с очень крупными кожистыми блестящими зелеными листьями. Растет в любых условиях . В жаркой плохо проветриваемой комнате листья делаются вялыми, опускаются. Любит умеренный полив.

Фиалка имеет укороченный стебель, несущий розетку волосистых сильноопушенных листьев. Листья широкоовальные или круглые. Цветы простые или махровые, различной окраски. Фиалка занимает первое место в мире среди комнатных растений . Цветы - это самые совершенные творения природы. Фиалка, олицетворяющая приход весны, оживление природы, любимый цветок у многих народов. Эти нежные маленькие цветы полны изящества, неземной красоты и совершенства. Цветет фиалка девять месяцев в году, независимо от времени года. Совершенно не прихотлива, не требует яркого освещения, хорошей земли, крупных горшков.

Хлорофитум. Родина - Южная Африка. Народное название - борода. Многолетнее травянистое растение , образует свисающие побеги - усы. Растет как на ярко освещенных, так и на слегка притененных окнах. К влажности воздуха и температуре нетребователен.

5. Подвижная игра «На окне в горшочках» . Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им сделать упражнение.

На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг,

Поднялись цветочки. медленно встают.

К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, руки вверх,

Солнцу улыбнулись. широко в стороны.

К солнышку листочки Ладони повернуть вверх.

Повернут цветочки.

Повернут бутоны, Руки соединить над головой,

В солнышке утонут. медленно повернуть в стороны.

6. Беседа по картинке.

Логопед выставляет картинки и дает детям некоторое время на то, чтобы их рассмотреть. Затем проводит беседу.

Что вы видите на картинке?

Какое растение по величине ? По цвету?

Какой у него запах?

Из каких частей состоит растение ?

Какую пользу приносит людям?

7. Составление рассказа.

Примерный рассказ

Герань – это очень красивое растение . По размеру оно не крупное. У него могут быть белые, розовые, оранжевые, красные и малиновые цветы. Цветы герани растут близко друг к другу на длинных стебельках без листьев, поэтому издалека они напоминают цветной зонтик. Многие герани приятно пахнут : апельсином, лимоном, яблоком или розой.

Герань состоит из корня, стебля, листьев, цветов. Герань – не только красивое, но и полезное растение . Ее даже называют «доктор ухо-горло-нос» , потому что она помогает людям справиться с болезнями уха, горла и носа. А вот комары, мухи и моль, наоборот, не любят запах герани и улетают.

8. Беседа – сравнение комнатных растений .

У фикуса листья большие, широкие, а у хлорофитума – узкие, длинные;

Пальма высокая, а герань низкая;

Пальма большая, а фиалка маленькая.

Орхидея цветущая, а драцена не цветущая.

9. Игра «Два - пять» (совершенствование грамматического строя речи.)

Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями .

Логопед : - Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений . Расскажите об этом.

Ответы детей .

1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.

2-й - У меня две герани и пять гераней.

3-й - У меня две традесканции и пять традесканций.

4-й - У меня две бегонии и пять бегоний.

5-й - У меня две фиалки и пять фиалок

6-й - У меня две камнеломки и пять камнеломок.

Логопед : - Молодцы. Вы отлично выполнили задание.

10. Работа с разрезными картинками. Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.

Логопед приглашает детей сесть за стол , на котором лежат конверты с целыми и разрезными предметными картинками.

Логопед : - Садитесь на стульчики и достаньте из конвертов целые картинки. Вы узнали растения ? Назовите их.

Дети по очереди называют растения на картинках .

Логопед : - А теперь достаньте такие же картинки, разрезанные на части. Соберите их.

11. Итог занятия .

Логопед : - Ребята! Для чего же нам нужны комнатные цветы ?

Дети : - Для уюта.

Логопед : - Конечно, цветы действительно создают в помещении уют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, но не только это. Они убивают вредоносные бактерии. Самое полезное комнатное растение – это хлорофитум . За сутки это растение поглощает почти все вредные бактерии и токсины, накопившиеся в помещении.