» » Теория развития личности юнга. Аналитическая теория личности К.Г. Юнга.

Теория развития личности юнга. Аналитическая теория личности К.Г. Юнга.

Юнг Карл Густав (1875–1961) – швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Юнг – создатель аналитической психологии, которая пыталась отойти от линии познания человека, заданной Фрейдом. К. Юнг занимался широким кругом теоретических вопросов психологии и ее практическим применением для оказания помощи людям, а также для решения ряда общекультурных и политических проблем.

Юнг предполагает, что он должен оставаться как можно ближе к изображениям сны, а затем передавать собранный материал в сравнительный и выборочный процесс, успех которого во многом зависит от способности аналитика и намеченной цели. Конечно, однако, поскольку каждая интерпретация является «гипотезой», то есть чистой попыткой прочитать неизвестный текст, Юнг мало влияет на интерпретацию единого сна, в то время как относительная безопасность достигается с помощью «набора снов», который позже мечтает исправить ошибки интерпретации предыдущих.

Юнг заявлял: “Моя жизнь пронизана одной идеей и сосредоточена на одной цели, а именно: на проникновении в тайну личности. Все может быть объяснено из этой центральной точки, и вся моя работа связана с этой темой”.

Вклад Юнга в познание личности сводится к следующему. Он дал свой вариант структуры личности, выстроил ставшую популярной личностную типологию. Юнг, как и большинство персонологов, полагал, что теория личности должна строиться на принципе противоречия и конфликта, ибо напряжение, создаваемое конфликтующими стихиями, есть суть самой жизни. Без напряжения нет энергии и, следовательно, личности. По сравнению с теорией Фрейда теория Юнга кажется более возвышенной, а его концепция коллективного бессознательного привлекла внимание широкой аудитории. Юнг также подчеркивал, что личность имеет активную природу и взаимодействует с миром “здесь и сейчас”, а не зависит только от прошлого.

Юнг рассматривает все создание мечты как «произведение искусства», «драму», в которой каждый элемент относится к «Мечте о мечтателе». Другими словами, «эта интерпретация рассматривает все фигуры сна как персонализированные черты персонажа мечтателя», а мечтатель - сцена, актер, сторонник, режиссер, автор, общественность и критика вместе.

Поэтому вы не можете отказаться от этого осознания во время аналитической работы. Даже в этом случае подобный взгляд позже разделяется гештальтным подходом: на самом деле он рассматривает каждый элемент сновидения как представление отчужденных частей Мечты мечтателя, а терапевтическая работа заключается в том, чтобы позволить мечтателю реинтегрировать и воссоединить все его частей.

В отличие от А. Адлера, позиция которого относительно легка для понимания, теория Юнга таинственна и непонятна во многих отношениях. Возможно, это одна из самых необычных среди всех теорий личности.



Личность, по Юнгу, – чрезвычайно сложная структура. Сложность не только в том, что в нее входит огромное количество компонентов, но и в том, что отношения между ними очень запута-ны. Ни у одного другого теоретика личности нет столь сложного описания структуры личности.

Как мы говорили ранее, поскольку содержание мечты ассимилируется, необходимо, чтобы никакая реальная ценность сознательной личности не была оскорблена или уничтожена, потому что иначе субъект ассимиляции потерпел бы неудачу. Анализ индивидуальных сновидений не позволяет нам выйти за рамки концепции компенсации.

Когда терапия длится со временем, это позволяет нам рассматривать серию снов, даже несколько сотен. Если все эти мечты рассматриваются последовательно, можно понять, что за вознаграждением каждой мечты в серии сновидений разворачивается своего рода «эволюционный процесс».

Личность (душа, психика, “психологическая личность”) состоит из нескольких дифференци-рованных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки – интроверсия и экстраверсия, и функции – мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость – центр всей личности.

Как будто личность через последующую компенсацию, балансирующую односторонние отношения, движется к концу. Этот бессознательный процесс определяется Юнгом как «Процесс идентификации». В этом смысле сны являются частью того, что Юнг является конечной целью человеческого развития, то есть «стать индивидуумом».

Наконец, Юнг замечает, как процесс лечения создает впечатление, что смены меняются: если в принципе они необычайно прозрачны и четко определены, тогда происходит то, что они продолжают становиться неясными и менее прозрачными. Это настолько распространено, что, если этого не произойдет, - говорит Юнг, - несомненно, что анализ еще не наступил на ощупь важной части личности. Когда это происходит, терапевт приходит к тому, фактически, больше не доминирует над ситуацией.

Системность этого набора категорий не очевидна, поэтому над согласованием их до сих пор бьются последователи и интерпретаторы Юнга.

Центральной частью личности является Эго. Это центр сознания, содержанием которого являются осознанные образы восприятия, воспоминания, мысли и чувства. Эго – это чувство идентичности и непрерывности. Благодаря Эго мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой самосознания, и благодаря ему люди способны видеть результаты своей сознательной деятельности. Эго является объединяющей силой души.

Фактически, когда мечты становятся неясными и раздробленными, они становятся в глазах тех, кто их не понимает: Юнг полагает, что мечты остаются ясными, то есть, поскольку условия должны быть даны, просто терапевт достигает своего предела понимания и движет мечтами пациента идти дальше.

Это означает, что если аналитическая работа становится более сложной, ее нельзя отнести к мечтам как таковым или к предполагаемому сопротивлению пациента, а к фазе непонимания самого терапевта. Вместо этого может возникнуть одностороннее понимание, то есть терапевт понимает, пока пациент этого не делает, и не может быть убежден по настоянию терапевта.

К Эго примыкает индивидуальное бессознательное – сфера личности, состоящая из переживаний, которые оказались вытесненными из сознания, были подавлены, забыты или проигнорированы, а также слишком слабые, не достигшие уровня сознания. Содержание индивидуального бессознательного может быть осознано; между ним и Эго осуществляется интенсивный двусторонний обмен.

Поэтому, когда толкование не получает согласия пациента, его следует считать ошибочным, чтобы избежать риска сознательной совести. Именно такое отношение приводит к способности приближаться к феномену сновидений почти так же, как если бы это был ребенок, то есть индивидуум, который - осознающий не зная мира - предпринимает на странные территории, просто описывая то, что видит, потому что, не имея предварительных знаний, должен создавать новые категории мышления и не может сгибать новую информацию по старым понятиям; может просто поразиться тому, что он видит.

Индивидуальное бессознательное содержит в себе множество комплексов. Комплекс – элемент индивидуального бессознательного, представляющий собой группу чувств, мыслей, образов, воспоминаний; имеет ядро, которое притягивает различные переживания; комплексы – это частичные или фрагментарные личности. Существование комплексов Юнг открыл в 1903 г.
в экспериментах с использованием теста словесных ассоциаций.

Фундаментальный в моих глазах - это, безусловно, рассмотрение человеческой сущности перед лицом пациента, поскольку, если есть фундаментальное различие между обучением и ролью, то они относятся к одной и той же психологической реальности и поэтому состоят из одного и того же вещество. Если для Фрейда аналитик каким-то образом обладает особыми способностями и, прежде всего, он знает правду за пределами социального лицемерия и, следовательно, выше обычного среднего, Юнг устанавливает с пациентом уважительное отношение индивидуальности и путь индивидуации каждого, используя, по его словам, определенный «интеллект дю коуэр».

Комплекс имеет ядро, действующее как своего рода магнит, притягивающий различные переживания. Чем больше исходящая из ядра сила, тем больше переживаний оно привлечет. “Комплекс – это совокупность ассоциаций, своего рода картина более или менее сложной психологической природы; порой это психологическая травма, порой же просто болезненность и повышенная напряженность…Он мешает дышать, беспокоит сердце – короче говоря, он ведет себя как отдельная личность. Например, если вы хотите что-то сказать или сделать, но,
к несчастью, это намерение сталкивается с комплексом, вы говорите или делаете нечто отличное от того, что намеревались. Комплекс расстраивает ваши лучшие намерения; вам просто мешают, как если бы вы столкнулись с человеком или с внешними обстоятельствами”. Эго тоже представляет собой совокупность психологических содержаний повышенной напряженности, поэтому, в принципе, нет различия между эго и каким-либо другим комплексом.

Помимо этого, Юнг выступает против статического видения Фрейда динамической концепции психики в целом, поскольку каждый раз цель психической функции реструктурирует всю область, подобно элементам сна, от структуры до формы к символам используемые, понятны только в отношении всей психической и экспериментальной области сновидца.

И снова это общение между противоположностями позволяет мечтателю достичь более стабильной точки равновесия, по крайней мере до следующего сна, на пути, который стремится к развитию индивидуальности каждого человека. Благодаря научным наблюдениям и методу антропологического усиления Юнг придает атрибуту «прозрачные вещи» функцию развития, анализа и отражения реальной ситуации, а также способность вмешиваться в реальность - даже если кстати, вторичный - через то, что он называет «саморегуляцией психической системы», которую вместо этого определяют современные гештальтристы, - это совокупность человеческого существования, в то время как психическое, так и органическое -«организационная саморегуляция».

Нам бы хотелось верить в свою волю, в свою энергию, в то, что мы можем что-то сделать; но как только доходит до дела, мы обнаруживаем, что способны на это лишь в определенной мере, ибо нам мешают эти маленькие дьяволы – комплексы. Комплексы – это автономные группы ассоциаций, имеющие тенденцию самостоятельно перемещаться, жить собственной жизнью, независимо от наших намерений. “Я полагаю, что наше индивидуальное бессознательное, так же как и коллективное бессознательное, состоит из неопределенного (т.е. неизвестного) количества комплексов или фрагментарных личностей”. Таким образом, комплексы – это частичные или фрагментарные личности.

Столь большой долг, или, во всяком случае, так много контактных точек, между гештальт-психотерапией и юнгианской аналитической психологией. Полное заявление Генри Джекила о его случае. На самом деле, мой худший недостаток - это определенная неразрешимая живость характера, которую многие оценили, но мне было трудно смириться с моим намерением всегда идти вперёд и поддерживать публичные строгие взгляды. Каждый день мой этический смысл, а также мои научные исследования постепенно приближали меня к истине, чье частичное открытие вызвало мою гибель: человек на самом деле не один, а двойной.

Вот, например, комплекс матери. Его ядром являются детские переживания, связанные с матерью и матерями вообще. Мысли, чувства, воспоминания, имеющие отношение к матери, притягиваются к ядру и образуют комплекс. О том, над чьей личностью доминирует мать, говорят, что у него сильный комплекс матери. Его мысли, чувства, действия направляются представлениями о матери; ее слова и чувства чрезвычайно значимы, ее образ главенствует: “Глаза матери всегда смотрят на тебя”.

Представление темы «Тень». Понятие Тени является важным вкладом в теорию и практику аналитической психологии. То, как оно понимается, развивается в соответствии с линиями, согласующимися с классической, эволюционной или архетипической ориентацией различных юнгианских авторов. Сравнение с тенью остается одним из фокусов юнгианского анализа. Это подразумевает «опрос иллюзий, относительно которых они более привязаны и которые основали чувство собственного достоинства и чувство личной идентичности».

В самом общем смысле тень может быть определена как ссылка на безвестность бессознательного, на все это отрицательное положительное и отрицательное, а также на то, что никогда не возникало или может появиться в сознании. Решение этой неясной стороны означает рассмотрение неприемлемых, нежелательных, неадекватных частей нас самих, подлых, надувных, обманутых, слепых, жестоких, уродливых, низших, но также и потенциал для последующего развития, о котором мы не знаем. Попытка Юнга адаптироваться к нашим семьям и историческим и культурным ценностям определяет развитие Человека, задуманного как маску, которая облегчает адаптацию, необходимую структуру отношений.

Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной духовной жизнью. Он может захватить контроль над личностью в целом и использовать механизмы и ресурсы психики в собственных целях подобно тому, как жажда власти подчиняет себе многих выдающихся людей.

Ядро и многие ассоциированные элементы в каждый момент времени бессознательны, но любая ассоциация может стать – и частично становится – сознательной.

В целях адаптации аспекты, которые считаются неприемлемыми, часто отрицаются, удаляются или отменены развивающейся личностью. В результате они могут подвергаться пыткам, ранениям и бедствиям и отправляться в «темные» места, где их можно убить или похоронить. Другие потенциальные стороны самого себя, которые когда-либо были в сознании, могут в равной степени стать объектом сопротивления и не созреть по отношению к сознательным отношениям внутри личности. Этот динамический процесс способствует формированию той части психики, которую Юнг называл Тень.

Кроме индивидуального бессознательного Юнг обнаружил в личности еще и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное – в теории Юнга – часть личности – совокупность унаследованных скрытых воспоминаний, включающих историю людей и опыт животных предков; в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума. Понятие коллективного или трансперсонального бессознательного – одно из наиболее спорных в теории личности Юнга. Это – очень сильная и влиятельная психическая система, которая при некоторых болезнях перекрывает Эго и индивидуальное бессознательное. Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое вклю-чает историю людей как особого биологического вида и опыт животных предков. Коллективное бессознательное – наследие эволюционного развития человека, то есть повторяющихся переживаний многих поколений. В коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально. Юнг объясняет универсальность коллективного бессознательного сходством структуры мозга у всех рас, что, в свою очередь, объясняется общностью эволюции. Концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

Юнг исследует, как тень достигает совести, часто через иррациональные рейды, которые препятствуют и противостоят им. Поведение трюков, для коллективной теневой фигуры Юнга, гоблина, действующего так, как будто у него есть свой автономный ум, отвергает сознательную жизнь в направлении ретроградного движения, где что-то, противоречащее личной воле, кажется, обладает силой и контролем. Затем тень появляется в снах, проекциях, передаче и контрпереносе. С одной стороны, он, похоже, противостоит сознанию, с другой стороны, он преследует его с характером контраста, вызовом и угрозой эго, часто оставляя испуганного человека в отступлении.

Коллективное бессознательное выступает как предрасположенность, заставляющая нас реагировать на мир определенным образом. Например, поскольку человеческие существа всегда имели матерей, каждый младенец рождается с предрасположенностью к восприятию матери и реагированию на нее. Необходимое для индивида обретаемое им знание матери – реализация врожденного потенциала, “встроенного” в человеческий мозг прошлым опытом.

Поэтому беспокойство против тени не удивительно. Тем не менее, существуют пределы для анализа, который ставит под сомнение наши усердные ожидания. В таких ситуациях аналитика можно назвать «с пациентом внутри и через потерю, боль, отчаяние и трагический жизненный опыт и быть компаньоном на корабле-смертнике, молчаливым свидетельством границ анализа, надежд и мечтаний о человеческой душе». смерть Несмотря на то, что «мы, с которыми мы сталкиваемся», могут быть символическими. Объявляя алхимический процесс смертности и гниения, который может привести к обновлению и открытию глубокой символической жизни, Штейн заметил, что «люди в анализе явно или неявно называются восприимчивостью к бессознательному - к меньшей части разумной, более двусмысленной и часто таинственной личностью».

Люди предрасположены бояться темноты и змей, потому что, как можно допустить, для первобытных людей темнота таила множество опасностей, и они оказывались жертвами змей. Эти латентные страхи в современном человеке могут и не развиться, если они не усиливаются особыми переживаниями, но тем не менее тенденция присутствует и делает человека более восприимчивым к такого рода явлениям. Некоторые идеи легко формируются – например, идея Высшего Существа – ибо готовность твердо укоренилась в мозге, и для того, чтобы она развилась и стала влиять на поведение, нужно очень незначительное подкрепление.

Тень Важно, чтобы даже аналитик был готов рисковать в самые темные в качестве руководства участника и способные оставаться стационарными, настоящими, в оказании помощи и содействии сравнения с более неясными аспектами психической жизни. В этой деятельности теневые фигуры могут казаться компенсирующими или дополнять одностороннее положение сознания, и их сравнение может привести к более интегрированной личности. Для Марлана: Тень может быть социально неприемлемой и плохой, поэтому важно получить ее на наших плечах, чтобы мы не проецировали наши части неприемлемыми для других, и мы это делаем.

Коллективное бессознательное – врожденное основание всей структуры личности. На нем вырастают Эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения. То, что человек полагает результатом своего опыта, по сути определяется коллективным бессознательным, которое оказывает на поведение руководящее или селективное влияние с самого начала жизни человека. Переживание мира во многом формируется коллективным бессознательным, но не полностью – иначе не были бы возможны ни вариации, ни развитие. При помощи конструкта “коллективное бессознательное” Юнг хочет продемонстрировать биологическую основу человеческой социальности, убедить, что социальный опыт передается не только посредством коммуникативного процесса, но и биологически. Юнг, таким образом, существенно расширяет инстинктивную сферу человеческой психики.

Содержанием коллективного бессознательного, его компонентами являются архетипы, которые называются еще доминантами, изначальными образами, имаго, мифологическими образами, поведенческими паттернами. Архетип – компонент коллективного бессознательного; первичный психический образ, универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Архетип создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознаваемой ситуации. В действи-тельности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Некоторые из них идентифицированы: архетипы рождения, возрождения, смерти, власти, волшебства, целостности, героя, ребенка, Бога, мудрого старца, матери-земли, животного и др.

Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем идентифицируется с реальной матерью. Иными словами, ребенок наследует концепцию генетической матери, и это частично определяет то, как он будет воспринимать собственную мать. На детское восприятие матери также влияет то, что она собой являет, и младенческие переживания ребенка. Таким образом, опыт ребенка – единый продукт внутренней предрасположенности воспринимать мир определенным образом и действительной природы самого мира.

Архетип рождается как “осадок” переживания, повторяющегося на протяжении многих поколений. Например, бесчисленные поколения наблюдали движение солнца по небосводу. Эти наблюдения в конце концов зафиксировались в коллективном бессознательном как образ солнечного божества. Определенные представления о верховном божестве основаны на солнечном архетипе.

Архетипы функционируют как напряженные энергетические центры, стремящиеся продуцировать в каждом поколении повторение одних и тех же переживаний.

Архетипы коллективного бессознательного не обязательно изолированы друг от друга. Они проникают друг в друга и смешиваются. Так, могут сочетаться архетипы героя и мудрого старца, порождая образ “короля-философа”, вызывающего восхищение и уважение – как героический вождь и мудрый пророк. Иногда смешиваются архетипы демона и героя, так что некто становится сатанинским лидером (как в случае с Гитлером).

Архетип может стать ядром комплекса, притягивающим переживания. Тогда архетип проникает в сознание через ассоциированные переживания. Мифы, сновидения, видения, ритуалы, невротические и психотические симптомы, произведения искусства содержат значительное количество архетипического материала. Поэтому они являются источником знаний об архетипах. Юнг и его сотрудники проделали гигантскую работу по выявлению архетипов в религиозных представлениях, мифах и сновидениях.

Процесс функционирования архетипов, а вместе с тем и личности раскрывается при помощи таких конструктов, как персона, анима и анимус, тень и самость. Все эти категории являются архетипами.

Персона (роль) – это маска, которая “надевается” человеком в ответ на требования социальных условностей и традиций и архетипических потребностей. Цель персоны – произвести определенное впечатление на других, и она часто – хотя и не всегда – скрывает истинную природу человека. Персона – публичная личность, те стороны, которые человек являет миру или которые навязаны ему общественным мнением, в противоположность собственной личности, скрытой за социальным фасадом. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем
в соответствии с социальными требованиями. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Если этот apxетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Архетипическая природа персоны означает, что она несет в себе родовой опыт социальных взаимодействий, в которых принятие роли было полезно людям как социальным существам. Значит, ядро, из которого развивается персона, – архетип.

Часто случается, что Эго идентифицируется с персоной, из-за чего индивид сознает в большей мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. Он становится видимостью человека, отражением общества – вместо того, чтобы быть автономным человеческим существом. “Персона есть комплекс функций, не тождественный с индивидуальностью”, – указывал Юнг. В некоторых отношениях персона напоминает Суперэго по Фрейду.

Как известно, психология человека содержит черты, свойственные как мужчине, так и женщине. Женскую сторону мужской личности и мужскую сторону женской Юнг также связывает с архетипами. Женский архетип в мужчине он называет анима, мужской архетип в женщине – анимус. Эти архетипы, обусловливаясь иногда и биологически, несут в себе вековой опыт мужчин, связанный с женщинами, и опыт женщин, связанный с мужчинами. Эти архетипы создают почву для взаимопонимания представителей разных полов. Мужчина чувствует природу женщины благодаря своей аниме, женщина чувствует мужскую природу через реальность своего анимуса. Но анима и анимус могут привести к непониманию и разладу, если архетипический образ не соотносится с реальным характером партнера. Так, если мужчина не видит расхождения между идеальным и реальным образами женщины, он будет страдать, когда различие между ними станет очевидным. Между требованиями коллективного бессознательного и реальностью должен быть компромисс, иначе человек не сможет достаточно хорошо адаптироваться.

Архетип тени – это инстинкты, унаследованные людьми от низших эволюционных форм жизни. Тень воплощает животную сторону человеческой природы. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Она ответственна за представления людей о первородном грехе; проецируясь вовне, тень становится дьяволом или врагом. Архетип тени стоит за появляющимися в сознании социально неодобряемыми мыслями и чувствами, а также соответствующими им действиями. Порождения тени либо укрываются от публичного позора за персоной, либо вытесняются в индивидуальное бессознательное. Таким образом, теневая сторона личности проникает в Эго и составляет значительную часть индивидуального бессознательного. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума.

Тень является объектом управления для Эго, функция которого состоит в направлении
в нужное русло энергии тени, обуздывании пагубной стороны натуры человека, чтобы можно было жить в гармонии с людьми, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Наиболее важным архетипом в теории Юнга является самость. Это стремление человека
к целостности. Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает единство, равновесие и стабильность личности. Самость – это цель жизни, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. По утверждениям Юнга, как раз самость побуждает человека искать целостности на религиозном пути, а истинные религиозные переживания в наибольшей степени близки к переживанию самости. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Для этого необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. Поэтому архетип самости проявляет свою активность при достижении человеком кризиса середины жизни. В этот период предпринимаются серьезные попытки сместить центр личности с сознательного Эго на центр между сознательным и бессознательным. Этот срединный регион и есть область самости. Юнг неоднократно говорил о трудностях осознания самости: “Мы хорошо можем представить себе, что у нас есть части души. Например, мы без труда можем видеть самих себя в качестве персоны. Но ясно осознать, что мы – это самость, – превыше нашего воображения, ибо тогда часть должна была бы понять целое. И нет надежды на то, что когда-нибудь мы достигнем хотя бы приблизительной осознанности самости”. Идею самости оценивают как самое важное открытие Юнга и кульминационный момент в исследовании архетипов.

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию личности является его концепция психологических типов. Для построения своей типологии Юнг постулировал две ориентации личности (эго-направленности): экстраверсию и интроверсию и четыре фундаментальные психические функции: мышление, чувство, ощущение и интуицию.

Экстраверсия – это ориентация человека на внешний мир; интроверсия – на внутренний, субъективный мир. Юнг пишет: “Экстраверсией называется обращение либидо наружу, вовне. Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под влиянием событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью выносить суматоху и шум любого рода”. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой.

“Интроверсией называется обращение либидо вовнутрь. Этим выражается негативное отношение субъекта к объекту. Интерес не направляется на объект, но отходит от него назад
к субъекту”. Интроверт погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом.

Личности свойственны обе ориентации, но обычно одна из них (сознательная) доминирует,
а другая (бессознательная) занимает подчиненное положение. Эго преимущественно экстравертировано, а индивидуальное бессознательное интровертировано.

Юнгианская типология личности основана на предпосылке о том, что существуют четыре фундаментальные психологические функции: чувство, интуиция, ощущение и мышление и, соответственно, четыре главных способа мировосприятия: чувствующая личность (главную роль играет эмоциональная сторона жизненного опыта); интуитивная личность (человек судит о мире по своим предчувствиям и интуитивным ощущениям); ощущающая личность (непосредственно воспринимающая мир через органы чувств) и думающая личность (главную роль играет абстрактное мышление).

Мышление – это стремление понять сущность явлений путем обработки наличной информа-ции. Чувство – оценочная функция; оно определяет ценность вещей, позитивную или негативную, для субъекта. Чувство дает людям переживания удовольствия и боли, гнева, страха, горя, радости и любви. Ощущение – реалистическая функция. Оно дает конкретные, безоценочные факты. Интуиция – это бессознательный доступ к информации. Интуитивный человек проходит мимо фактов, чувств, идей, направленных на поиск сути реальности. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг определяет интуицию негатив-но: “Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и проявляется и в этих формах”.

Специфику этих четырех функций можно понять из следующего примера. Допустим, человек впервые увидел Храм Христа Спасителя. Если он переживает благоговение, восхищение грандиозностью и захватывающей дух красотой, то доминирует чувство. Если он просто видит храм как специфическое сооружение, отличающееся от окружающих его зданий, то им управляет ощущение, и это будет сенсорный тип. Если его Эго под властью мышления, он попытается понять, что представляет собой Храм с точки зрения принципов архитектуры и строительной техники. Наконец, если работает интуиция, наблюдатель скорее всего увидит Храм, как нечто мистическое, как олицетворение высших ценностей.

Ощущение устанавливает, что имеет место в действительности, мышление дает возможность понять смысл этого, чувство говорит о его ценности, а интуиция указывает на то, откуда это, вероятно, пришло и куда движется.

Мышление и чувство называются рациональными функциями, так как пользуются обоснованием, суждением, абстракцией и обобщением. Они дают людям возможность искать
в мире закономерность. Ощущение и интуиция считаются иррациональными функциями, поскольку основаны на восприятии конкретного, единичного, случайного.

Хотя человек располагает всеми четырьмя функциями, они не обязательно развиты в равной степени. Обычно одна их четырех функций возвышается над тремя остальными и играет в сознании доминирующую роль. Она называется высшей функцией. Одна из трех остальных по отношению к высшей обычно выступает как дополнительная. Если что-то мешает действию высшей функции, ее место автоматически занимает дополнительная.

Наименее дифференцированная из четырех функций называется низшей функцией. Она вытеснена и бессознательна. Низшая функция проявляется в сновидениях и фантазиях. Низшая функция также имеет ассоциированную с ней дополнительную.

Если четыре функции разместить на равном друг от друга расстоянии по окружности, то центр круга будет представлять синтез четырех полностью дифференцированных функций.
В таком синтезе нет ни высших, ни низших, ни дополнительных функций. Все они обладают
в личности равной силой. Такой синтез возможен, когда самость полностью актуализирована. Но так как это невозможно, синтез четырех функций представляет идеальную цель, к которой стремится личность.

Согласно К. Юнгу, имеет место предрасположенность к развитию определенных личностных качеств. Эта предрасположенность подчиняется определенной закономерности. Типология строится на том основании, что у человека может развиваться или экстраверсия или интроверсия, то есть каждого индивида можно разместить на шкале, полюсами которой служат экстраверсия и интроверсия. Эти две личностно-типологические тенденции сочетаются с одной из ведущих функций: мышлением, чувством, ощущением, интуицией. Следовательно, получается восемь типов личности: экстраверты мыслительные, чувствующие, ощущающие и интуитивные. То же самое относится и к интровертам. Последователи Юнга добавили еще один параметр: быстро или медленно принимающие решения (решающий или воспринимающий) типы. Значит, 8 юнговских типов надо умножить на два, и получится типология, включающая 16 типов. Каждый из этих типов всесторонне охарактеризован и может быть выявлен при помощи соответствующих тестов, которых уже более десяти.

Важным звеном юнговской теории личности является концепция развития. Юнг полагает, что люди постоянно прогрессируют или стараются прогрессировать от менее совершенного к более совершенному. Развитие личности – это динамический процесс, эволюция на протяжении всей жизни. Человечество в целом также постоянно эволюционирует к более дифференцированным формам существования. При этом конечная цель обозначается как самореализация. Самореализация означает максимально полную, завершенную дифференциацию и гармоничное сочетание всех аспектов целостной человеческой личности. Это означает, что психика выработала новый центр, самость, который занимает место старого центра, Эго. Вся эволюция психики, от первых примитивных организмов до людей – это парад прогресса. Прогресс не останавливается с появлением человека; как человек представляет высшую ступень в отношении животных, так цивилизованный человек выступает как более совершенный по сравнению с первобытным. Но и цивилизованному человеку предстоит еще долгий путь до окончания его эволюционного странствия. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полная реализация “Я”, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида.

Для понимания направления и механизма развития личности Юнг использует два подхода: телеологический и каузальный. Телеологический подход – это объяснение настоящего с точки зрения будущего. Согласно каузальному подходу события настоящего – это следствия или результаты прошлого. Юнг утверждает, что психология нуждается в обеих точках зрения, чтобы понять личность в целом. Оба взгляда, сочетаясь, дадут полную картину личности. Настоящее определяется не только прошлым (каузальность), но и будущим (телеология).

Главное в юнгианской теории развития – положение о том, что человек имеет тенденцию к движению в направлении стабильного единства. Развитие – это раскрытие изначальной врожденной недифференцированной целостности. Главная цель раскрытия – самореализация. Для достижения этой цели необходимо, чтобы различные системы личности дифференцировались и полностью развились. Иначе, если какая-либо часть личности отвергается, отвергаемые и менее развитые системы будут действовать как центры сопротивления, пытающиеся захватить энергию более развитых систем. Если сопротивлений слишком много, человек становится невротичен. Это может произойти, если архетипам не позволено проявляться через сознательное эго или когда покров персоны становится столь плотен, что остальная личность задыхается. Мужчина, ограничивающий выход своих фемининных импульсов, или женщина, подавляющая маскулинные наклонности, создают себе проблемы, так как в этих условиях анима и анимус найдут косвенные и иррациональные способы выражения. Чтобы личность была здоровой и интегрированной, каждая система должна иметь возможность достичь полной дифференциации, развития и выражения. Процесс достижения этого называется индивидуацией.

Индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции противодействующих внутриличностных тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста.

Таковы представления Юнга о личности. По современной оценке они имеют статус научных предположений, которые к тому же не предоставляют достаточных возможностей для серьезной проверки. Сам Юнг искал подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов.

Карл Юнг - один из самых выдающихся психологов и психотерапевтов современности. Ученик Фрейда и основатель аналитической психологии, Юнг не разделял полностью взглядов своего учителя и со временем отошёл от классической фрейдовской концепции личности. Возникшие разногласия между психологами подарили миру глубинную и необычную теорию личности.

Структура личности по Юнгу

Как и Фрейд, Юнг считал, что личность (психика) состоит из : Эго (Я), личное бессознательное и коллективное бессознательное (Супер-Эго).

Эго представляет собой наше сознание. Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций. Эго отвечает за самоотождествление, и фактически является центром личности.

Личное бессознательное включает в себя ощущения, страхи, комплексы, мысли, которые были вытесненные из сознания и якобы «забыты». Личное бессознательное постоянно наполняется новыми переживаниями, которые мы либо игнорируем, либо до конца не осознаем. Юнг считал, что содержание этого уровня личности доступно для осознания, но требует прикладывания определённых усилий со стороны человека.

Коллективное бессознательное - самый спорный аспект юнгианской теории личности, который был одним из главных разногласий между Юнгом и Фрейдом. Этот уровень личности также называют надличностным бессознательным. Оно включает в себя воспоминания и образы, унаследованные от предыдущих поколений, и является общим для всех людей. Юнг считал, что коллективное бессознательное - наследие предков, сформировавшиеся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. В основном коллективное бессознательное проявляется в образах - архетипах, которые являются . Прямое подтверждение существованию коллективного бессознательного Юнг находил в повторяющихся в культурах разных народов мира символах и образах. Например, во многих мифах встречаются одинаковые описания богини Плодородия, которая является прообразом архетипа Матери.

Основные архетипы по К. Юнгу

В отличие от Фрейда, который считал главными динамическими силами развития личности подавленные сексуальные влечения и агрессию, Юнг отдавал основную мотивационную роль архетипам - глубинным образам, сформировавшимися во процессе эволюции. Среди всех архетипов ведущую роль Юнг отводил 5 основным: Аниме, Анимусу, Персоне, Тени, Самосте. Аниме и Анимус - две составляющие одного целого, где первая часть является воплощением женского бессознательного у мужчин, а вторая - мужского бессознательного у женщин. Таким образом, каждому человеку присущи чувства, эмоции и переживания обоих полов. Персону часто ещё называют Маской, так как этот архетип отождествляется с ролью человека в обществе и напоминает амплуа актёра в театре. Тень - это обратная сторона Персоны. Она скрывает все социально неприемлемые стороны личности, которые нельзя проявлять в данном обществе. Самость - центр личности, проявление её внутренней гармонии и целостности.

Типы личности: экстраверты и интроверты

Одним из самых больших вкладов Юнга в современную психологию является введение понятий «экстраверсия» и «интроверсия». Эти две основные направленности одновременно присутствует в каждой личности, но одна из них является доминирующей и определяет вектор развития человека. Так, экстраверсия является проявлением интереса к внешнему миру. Соответственно экстраверты находят силы и энергию в общении с окружающими людьми. Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны. Взаимодействуя с окружающими, экстраверт развивается, как личность, поэтому ему сложно даётся вынужденное одиночество.

Полная противоположность экстраверту - интроверт. Человек с доминирующей интроверсией отличается замкнутостью, немногословностью, склонностью к одиночеству. Интроверт черпает энергию из своих внутренних духовных источников, поэтому избегает больших шумных компаний. Внешний или внутренний локус личности тесно связан с врождёнными особенностями нервной системы и темпераментом. Как правило, экстраверты обладают сангвиническим или холеристическим темпераментом, а интроверты - флегматическим или меланхолическим.