» » Матование. Мат конем и слоном - обучение шахматам онлайн Мат конем и слоном тренировка

Матование. Мат конем и слоном - обучение шахматам онлайн Мат конем и слоном тренировка

Мат конем и слоном в шахматах - это очень сложная стратегия, мат при такой игре можно достичь после 35-ти ходов. Это заставляет вспомнить о правиле 50-ти ходов. Поскольку разрешимое число ходов по существующим шахматным правилам 50, такое завершение требует точной игры.

Чтобы поставить мат королю, нужно выполнить следующие условия этой тактики:

Изначально короля сильнейшей стороны отодвигают к краю доски, на расстояние для хода конем на угловом поле.

Мат ставится в самом углу поля, на одном из шести полей: того цвета который совпадает с цветом слона в этих углах.

Сначала разберемся как ставится мат в углу. И так, король поставлен в требуемый для условия угол, и лишен возможности его покинуть. Обратим внимание, как организовано взаимодействуют конь и слон в игре. Эти две фигуры в полной мере дополняют друг друга. Конь занимает чёрные поля, слон - белые. В этой стратегии мат можно поставить менее чем за девять ходов.

1.Король a7
2. Король d7 Kороль b7
3. Король d8 Король b8
4. Слон a6

После всего этого король еще больше ограничен в своих движениях.
5. Король a7 Слон c8 Король b8
6. Конь b4 Король a7

7. Король c7 Король a8
8. Слон b7+ Король a7
9. Конь c6++

Поскольку поставить мат можно только в случае, когда король соперника расположен в углу, соответствующему по цвету слону, сейчас мы рассмотрим ситуацию как можно переместить короля из угла в угол.
1 Конь f7+ Король g4
2. Слон f5 Король f8
3. Слон h7 Король e8
4. Конь e5 Король d8

Черные шахматы хотят пробиться в угол а1.
5. Король e6 Король c7
6. Конь d7 Король b7
7. Слон d3 Король c6
8. Слон a6 Король c7
9. Слон b5 Король d8
10. Конь b6 Король c7
11. Конь d5++.

Способ этой игры, был придуман Филидором, французским шахматистом в 1777 году.

Интересные сведения по этой технике , на 47 шахматном чемпионате в Минске 1979 году между Балашовым и Аникаевым появился эндшпиль "конь и слон против короля". Аникаев за 20 ходов проверил технику матования соперника. Она оказалась удачной: своими действиями Балашов заставил короля двигаться в угол, соответствующих цветам поля, по которым двигался слон. И только после этого Аникаев сдался.

Король и два коня не ставят мат одинокому королю при правильной игре слабейшей стороны. Все попытки поставить мат заканчиваются либо патом, либо загнанный в угол король выбирается из ловушки.

Рассмотрим пример. С двумя конями загнать короля в угол трудов не доставляет, но это ни к чему не ведет, на доске – ничья:

1.Кc6+ — Крc8

В случае 2.К c 5 (2.Кc 7) – пат. Или 2.К e 7+ — Крb 8 , повторяя позицию.

Мат возникает, только, если соперник подставляется под мат – 1…Крa 8.

Попробуем иначе, пусть ход черных. Тогда

1.Кc 5 — Крa 8

Теперь, если 2.Кc 6 (2.Кa 6), то пат. Также ничего не дает

2.Кe 4 — Крb 8 3.Кd 6 — Крa 8 4.Кd 5 — (4.Кb 5) 4…Крb8

Однако, если король не одинок и у слабейшей стороны есть еще и пешка (иногда может быть фигура), тогда мат возможен:

1.Кhf5 — h4 2.Кd4 — h3 3.Кc6 — h2 4.Кe8 — h1Ф 5.Кc7#

1…Крb 8 2.Кd 4 — Крa 8 3.Кc 6 — h 4 4.Кe 8 — h 3 5.Кc7#

Наличие пешки исключает пат и благодаря этому создается условие для мата. Главное в таких окончаниях – положение пешки. Нужно загнать короля в угол и при этом заблокировать конем пешку до нужного момента.

Такое окончание, как два коня против пешки одно из сложнейших в шахматах. Заблокировать пешку конем не так уж сложно, но при этом нужно оттеснить короля оппонента в угол только при помощи своего короля и одного оставшегося коня. По правилам, если в течение 50-ти ходов ни одна фигура не была взята и ни одна пешка не сделала хода, то партия заканчивается ничейным результатом.

Еще один пример – наличие фигуры у слабейшей стороны. Тот же принцип – пата не происходит, из-за наличия у черных хода теперь уже конем:

1.Кf7 — Кd6 2.Кh6+ — Крh8 3.Кg5 — Кe4 4.Кgf7#

1.Кc 8 — Кd 6 (1…Крh 8 2.Кe 7 Кf 6 3.Кg 5 Кg 8 4.Кf 7#) 2.Кe 7+ — Крh 8 3.Кg 5 — Кe 4 4.Кf 7#

Коню приходится метаться из стороны в сторону, предлагая себя в качестве жертвы или размен, но мы знаем, что два коня – не угроза одинокому королю, поэтому не поддаемся на провокации, не берем коня, а ставим мат.

Теория окончания «Два коня против пешки» была разработана известным исследователем шахмат А. Троицким еще в начале XX века. Эта теория получила название «Линия Троицкого». По ней, если пешка слабейшей стороны блокируется не позднее, чем показано на диаграмме слева, то возможность мата гарантируется (иногда пешка может находиться за линией Троицкого и тогда все зависит от положения короля). Но в определенных вариантах, чтобы соорудить мат требуется более 100 ходов. Это нарушает правила шахмат. Поэтому немецкий гроссмейстер К. Мюллер создал теорию, по которой число ходов для мата не превышает 50-ти – «Вторая линия Троицкого» (на диаграмме справа).

Такие эндшпильные позиции на практике встречаются крайне редко, поэтому начинающему шахматисту не стоит углубляться в дебри этой теории. Опытным шахматистам советуем посмотреть вышеприведенное видео, где подробны рассматриваются эти ситуации.

Доброго вам дня, дорогой друг!

В предыдущей статье мы разобрали, как заматовать короля двумя слонами. Задача поставить мат конем и слоном в шахматах будет посложнее. Есть масса примеров, когда даже мастера не справлялись с этой задачей за 50 ходов. Так что наберитесь терпения.

Отличие от мата двумя слонами

Главное отличие, – мат можно поставить только в углу цвета слона. Их два, а не четыре, как в ситуации с двумя слонами.

Количество ходов, необходимое для мата конем и слоном близко к пороговому значению в 50 ходов (о правиле 50 ходов –в статье ) . При правильной игре мат ставиться не больше, чем за 33 хода.

Для сравнения, мат слонами ставится за 18 ходов. То есть резерв для «безрезультатных маневров» в ситуации конь+слон не так уж и велик.

Правила и условия мата конем и слоном

Первые два условия аналогичны ситуации мата двумя слонами:

1. Ваш король должен находиться на одном из следующих полей:

2. Король соперника должен находиться в одном из двух углов цвета слона или на полях рядом:

3. Сам процесс включает следующие задачи:

  • Оттеснить короля на крайнюю линию
  • Загнать короля в угол цвета слона
  • Заматовать

Примеры мата

Мат может быть поставлен, как конем, так и слоном:

1.Сg7+ Крg8 2.Ке7 мат

И слоном:

1.Ка6+ Кра8 2.Сс6 мат

Это точные позиции, которые важно запомнить и к ним стремиться.

Что делать, если угол «не тот»?

Как правило, король противника побежит в угол, не соответствующий цвету слона. Задача – «выкурить» его оттуда и «перегнать» в угол цвета слона. Как это можно сделать, – в примере ниже.

В целом, при правильной игре противника, такая ситуация будет возникать всегда. Так, что можно считать это частью алгоритма.

Пример

Теперь процесс целиком. Ставим случайную позицию:

1. Крb2 Крс4 2.Крс2 Крd4 3.Сf6+ Кре4 4.Крс3 Крf5 5.Cd4 Кре4 6.Кd2+Крd5 7.Крd3

Первая ключевая позиция . Король черных начинает отступать.

7...Крd6 8.Кре4 Кре6 9.Кс4 Кре7 10. Крf5

Оттесняем со стороны королевского фланга, чтобы не убежал через этот фланг.

10...Крd7 11.Кре5 Крс6 12.Кd6 Крd7 13Kd5 Крс7 14.Сf6 Крd7 15.Кb5

Король должен отступить на последнюю линию.

15...Крс8 16.Крс6 Крb8 17.Cd4+Крb8 19.Сb6 Крс8 20.Са7!


Ключевая позиция №2 . Белые начинают перегонять короля черных в угол цвета своего слона.

20...Крd8 21.Кd5 Кре8 (21...Крс8 22.Ке7+ Крd8 23.Ке6) 22.Крd6 Крf7 23.Ке7! Крf6 24.Ce3!

Ключевая позиция №3 . Казалось бы, король черных вырывается, но не тут то было.

24...Крf7 25.Cd4 Кре8 26.Кре6 Крd8 27.Cb6+ Кре8 28.Кf5 Крf8 29.Cd4 Кре8 30.Сf6 Крf8 31.Ce7+ Крg8 32.Крf6

Мы почти у цели. Король в нужном углу, осталось поставить мат.

32...Крh7 33.Крf7 Крh8 34.Крg6 Крg8 35.Кh6+ Крh8 36.Cf6 мат.

Получилось чуть больше, чем 33 хода, но в лимит 50 мы уложились с запасом.

Типичная ошибка

Типичной ошибкой является незнание, в каком углу нужно матовать. Безрезультатные попытки заматовать там, — где это невозможно, — вызовут улыбку у всех окружающих. Кроме самого игрока.

Еще бОльшая ошибка, – «опустить руки» , когда король оказался в углу не того цвета. Шахматист впадает в расстройство и «бросает играть». А между тем, – нахождение короля в углу не того цвета – это часть плана! Мы только что разобрали пример.

В заключение:

Как видите, поставить мат конем и слоном не так уж и просто. Однако с помощью тренировки набить руку можно. Другой вопрос, — надо ли это делать?

Проблема та же, о которой я писал в статье о : позиция в реальной игре возникает крайне редко. Будет ли «выхлоп» от вашей подготовки в виде очков в турнирной таблице, — большой вопрос.

Я бы рекомендовал усвоить основные правила матования конем и слоном, ключевые позиции и последовательность действий . Желательно поставить пару раз мат компьютеру. Все зубрить необязательно. Все равно забудете.

Впрочем, не настаиваю. Выбор путей творческих исканий в шахматах, — за вами.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

Мы неоднократно подчеркивали важность согласованной игры фигур при матований одинокого короля. Еще большее значение этот принцип взаимодействия сил, выража-ющийся в том, что каждая фигура своей деятельностью на шахматной доске дополняет деятельность других фигур, приобретает при матований слоном и конем. Вообще, матование одинокого короля — хорошая школа для изучения основ взаимодействия фигур.

Рассматриваемый нами здесь эндшпиль представляет определенную трудность не только для начинающих, но и для разрядни-ков. Бывали случаи, что и опытные шахма-тисты не справлялись с матованием слоном и конем за 50 ходов. Во всяком случае, для до-стижения мата при наиболее неблагоприят-ном расположении фигур сильнейшей сторо-не необходимо, как правило, около 35 ходов, а это довольно близко к ничейному пределу (50 ходов). Поэтому процесс матования конем и слоном требует большой точности.

План действий, как и в рассмотренных ранее окончаниях, для сильнейшей сторо-ны заключается в постепенном ограничении подвижности неприятельского короля, а для слабейшей — в стремлении как можно дольше задержаться королем в центре доски.

В этом эндшпиле мат может быть вынуж-ден только на шести полях доски: в одном из двух углов, доступных слону, или на смежных полях.

На диаграммах выше показаны типич-ные заключительные позиции при матований слоном и конем. Обращаем внимание изуча-ющих на два главных условия, без соблюдения которых достижение мата невозможно. Это, во-первых, как и при матовании двумя слонами, король сильнейшей стороны должен обязательно находиться на расстоянии хода коня от углового поля. И, во-вторых, мат вы-нуждается только в одном из двух углов, до-ступных слону.

На диаграммах 1 и 2 белые у самой цели: неприятельский король заперт в нужном углу, и следует лишь аккуратно провести заключи-тельные удары.

Как вы заметили мат можно поставить только в том углу, какого цвета ваш слон. Теперь познакомимся, как осуществля-ется оттеснение одинокого короля в нужный угол. Способ оттеснения, которым мы будем пользоваться, предложен около 200 лет на-зад известным французским шахматистом Ф. Филидором (1726-1795), а методика обучения этому окончанию разработана более 50 лет на-зад польским мастером Д. Пшепюркой (1880-1940).

Позиция, изображенная на диаграмме выше, будет для нас отправной. Ее запомнить не-трудно, так как все четыре фигуры расположе-ны на одной прямой, а конь держит под ударом безопасный для черного короля угол (это обстоятельство должно облегчить запомина-ние, какую фигуру куда ставить, так как слон не может взять под контроль это угловое поле h8). Белый король приблизился к неприятель-скому на самое близкое расстояние и занимает наиболее выгодное положение (оппозицию!). Обратите особое внимание на взаимодействие белых фигур: у каждой из них своя роль, и все они в игре дополняют друг друга.

Задача белых — оттеснить неприятельского короля в белый угол (так как слон белопольный!), то есть в угол а8 (можно и в угол h1, но он дальше угла а8). Черный король будет стремиться прорваться в центр или в один из безопасных углов — h8 или al (там ему мат не грозит — проверьте сами!).

В дальнейшем ходы белого короля и сло-на не требуют особых пояснений: обе фигуры стремятся отрезать поля вокруг черного коро-ля, по которым он мог бы прорваться в нужном ему направлении.

Менее очевидны ходы коня: его маршрут, напоминающий латинскую бук-ву W, показан на диаграмме 4. Других ходов, пока черный король не загнан в угол а8, конь не должен делать, иначе черный король может выскользнуть на свободу.

1. Bh7 {сразу отрезая путь неприятельскому королю в желанный для него угол.} Ke8 2. Ne5 {Конь отправляется по своему маршруту. Ключевая позиция, у черных есть два варианта, отойти королем на f8 или d8} Kd8 { черный король пытается прорваться в центр по левому флангу.} (2... Kf8 3. Nd7+ Ke8 4. Ke6 {Вот теперь наступило самое время для хода королем} Kd8 5. Kd6 Ke8 6. Bg6+ Kd8 7. Bf7 Kc8 8. Nc5 {Конь двигается строго по плану} Kd8 9. Nb7+ Kc8 10. Kc6 Kb8 11. Kb6 Kc8 12. Be6+ Kb8 13. Bd7 Ka8 14. Nc5 {Завершающий маневр} Kb8 15. Na6+ Ka8 16. Bc6#) 3. Ke6 {Белый король преследует черного коллегу, не допуская, чтобы тот слишком отдалился.} Kc7 { Кажется, что черным удалось прорваться, однако} 4. Nd7 $1 { Маршрут коня тот же!} Kc6 5. Bd3 { Обратите внимание на то, как взаимодействуют белые фигуры.} Kc7 6. Be4 Kd8 7. Kd6 Ke8 8. Bg6+ Kd8 {Это уже было} 9. Bf7 Kc8 10. Nc5 Kb8 11. Kc6 Ka7 12. Be6 Kb8 13. Kb6 Ka8 14. Bd7 Kb8 15. Na6+ Ka8 16. Bc6# 1-0

Предлагаем вам убедиться и в том, что и другие ходы черного короля сути дела не меняют. Следует только помнить, что фигуры сильнейшей стороны должны согласованными действиями строить барьер на пути не-приятельского короля и гнать его в угол цвета слона. Причем конь передвигается по строго намеченному маршруту. Конечно, во время партии могут возникнуть позиции с фигура-ми, расположенными в менее удобных поло-жениях. Тогда посредством маневрирования необходимо достичь знакомой нам ситуации, чтобы завершить игру по известной схеме.

Как оттеснять централизованного короля на край доски

Когда одинокий король находится в центре доски, сильнейшая сторона, прежде всего старается вытеснить его оттуда. Это достигается посредством централизации сил, чему оди-нокий король не может воспрепятствовать. Он в состоянии продержаться в центральной части доски лишь около десяти ходов.