» » Что означает умыть руки. Понтий пилат "умывает руки"

Что означает умыть руки. Понтий пилат "умывает руки"

Когда человек говорит: «Я умываю руки», - значение фразеологизма предполагает, что он складывает с себя какие-то полномочия. Может быть и так, что он признает свою неспособность исправить ситуацию. Мы разберемся в тонкостях смысла выражения и рассмотрим его историю.

Понтий Пилат и Христос (происхождение)

Как и многие другие фразеологизмы, рассматриваемый нами родом из Библии. В Евангелии от Матфея есть такие слова: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом». Затем прокуратор произнес: «Невиновен я в крови праведника сего». Этот жест служит символом того, что в данной ситуации сделать уже ничего более нельзя и человек снимает с себя всю ответственность за последствия.

В фильме Бортко «Мастер и Маргарита» и кинокартине Мэла Гибсона «Страсти Христовы» эпизод с Понтием Пилатом присутствует. Режиссеры любят его, видимо, за драматизм.

Такова история выражения «умывать руки». Происхождение теперь не представляется тайной читателю.

Когда люди предпочитают умывать руки?

С происхождением ясно, а смысловые оттенки все еще остаются загадкой. Человек умывает руки и тем самым снимает с себя ответственность, бежит от нее? Не совсем. Для иллюстрации обратимся к примеру.

Незадачливый автомобилист приезжает к механику с извечной жалобой: «Стучит». Тот отвечает: «Посмотрим». И так продолжается несколько раз. После очередного визита механик честно говорит: «Знаете, я умываю руки. Значение фразеологизма приходит мне на ум, как только я вижу вашу машину. А еще я вспоминаю обо всех страстях Христовых разом. Вы уже десятый раз ко мне приходите. Я уже не знаю, что и думать».

Образ измученного неудачливым автомобилистом механика говорит нам: умелец совсем не бежит от ответственности, а наоборот, он делает все, что можно. Но человеческие силы и знания в любой области ограничены. И когда специалист обессилел, он честно сказал клиенту: «Я умываю руки». Значение фразеологизма рассмотрено чуть раньше.

Хорошо ли отказываться от дальнейшей борьбы? Мораль фразеологизма

Здесь могут быть разные ответы, все зависит от ситуации. Мы предлагаем пример, когда умыть руки целесообразно.

Человек сражается уже не первый год с тяжелой болезнью. Все это время его сопровождает один лечащий врач, и тут наступает момент, когда медик говорит родным, что надежды больше нет. Если у них есть другие клиники на примете, то им лучше обратиться туда. Он не знает, что еще можно сделать.

У родных, конечно, горе. Кажется, врач поступил жестоко с ними, отобрав надежду. А может быть, наоборот? Он, образно говоря, сказал им: «Я умываю руки» (значение фразеологизма многим известно) - и не стал вытягивать из них деньги и отбирать у людей время. Они могут распорядиться часами, месяцами, годами жизни больного, как захотят. Может быть, его определят в более дорогую клинику, а может, они всей семьей отправятся путешествовать и проведут отпущенное близкому человеку время с пользой.

Бывает и так, что умывать руки никак нельзя.

Школьник принес домой впервые «двойку» по математике. И родители (конечно, такого не может быть, но все же) сдались без боя и сказали: «Мы умываем руки, живи, как хочешь». Жестоко? О да. Отрадно, что такого не может случиться в реальности. Оценка, даже «двойка», - это не так страшно, поэтому люди не отступают и превращают (при должном усердии и старании ученика) гадкую «двойку» в прекрасную «пятерку».

Тональность выражения

В редких случаях устойчивые, крылатые выражения можно употреблять во время более или менее серьезных встреч. Обратите внимание, врач в примере с тяжелобольным не сказал родственникам напрямую: «Так, я умываю руки» (значение фразеологизма, а также его мораль и оттенки смысла рассмотрены нами уже). Почему он этого не сделал? Потому что если бы такая фраза прозвучала в трагический момент из уст медработника, то обнажила бы бессердечие эскулапа.

Выражение «умываю руки» пригодно к употреблению в кругу хорошо знакомых друг с другом людей (в семье). Отец много сил положил на то, чтобы чадо училось в вузе, но ребенок не желает получать высшее образование. И тогда родитель говорит сыну: «Не хочешь? Не надо! Я умываю руки».

) – отстраниться (отстраняться) от чего-нибудь, снять (снимать) с себя ответственность за что-нибудь (Толковый словарь , 1935-1940).

Выражение имеет свои корни в Библии. Так, в Евангелие от Матфея Римский прокуратор Понтий Пилат во время суда над Христом совершил ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому (глава 27, стр. 24):

"Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы."

О ритуальном умывании рук, служащем свидетельством непричастности умывавшего к чему-либо, рассказывается и в других разделах Библии (например, Второзаконие, гл. 21, стр. 6-7):

"6. и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над головою телицы, зарезанной в долине,

7. и объявят и скажут: «руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели…"

Выражение применяется и в английском языке - wash one"s hands of. Оно указано в Американском словаре "American Heritage Dictionary of Idioms" Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992 г.

Примеры

(1892 - 1968)

«Повесть о жизни» «Бросок на юг» (1959-1960 гг.):

"- Я предупредил тебя! Я умываю руки ! Ты слышишь меня?"

(1891 - 1940)

(1924 г.), VII - Персикову приказали отдать его оборудование в совхоз:

"Что-то квакало и постукивало в трубке, и даже издали было понятно, что голос в трубке, снисходительный, говорит с малым ребенком. Кончилось тем, что багровый Персиков с громом повесил трубку и мимо нее в стену сказал:

Я умываю руки ."

(1749 - 1832)

"Фауст" (перевод Б. Пастернака), гл. "Лесная пещера", Мефистофель говорит Фаусту:

"А сам ты присмирел трусливо

И руки умывать готов !"

(1883 - 1923)

"Похождения бравого солдата Швейка" (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 - 1971)), ч. 1, гл. 3:

"Арестованных выводили и ставили перед судом Пилатов 1914 года внизу в подвале, а следователи, современные Пилаты, вместо того чтобы честно умыть руки , посылали к "Тессигу" за жарким под соусом из красного перца и за пльзенским пивом и отправляли новые и новые обвинительные материалы в государственную прокуратуру."

(1860 - 1904)

«Отец семейства» (1885 г.):

"Я больше в ваше воспитание не вмешиваюсь. Умываю руки !"

"Ненавидеть и презирать микробу - глупо, а считать своим ближним, во что бы то ни стало, всякого встречного без различия - это, покорно благодарю, это значит не рассуждать, отказаться от справедливого отношения к людям, умыть руки, одним словом."

Выражения со словом Рука

Когда человек говорит: «Я умываю руки», - значение фразеологизма предполагает, что он складывает с себя какие-то полномочия. Может быть и так, что он признает свою неспособность исправить ситуацию. Мы разберемся в тонкостях смысла выражения и рассмотрим его историю.

и Христос (происхождение)

Как и многие другие фразеологизмы, рассматриваемый нами родом из Библии. В Евангелии от Матфея есть такие слова: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом». Затем прокуратор произнес: «Невиновен я в крови праведника сего». Этот жест служит символом того, что в данной ситуации сделать уже ничего более нельзя и человек снимает с себя всю ответственность за последствия.

В фильме Бортко «Мастер и Маргарита» и кинокартине Мэла Гибсона «Страсти Христовы» эпизод с Понтием Пилатом присутствует. Режиссеры любят его, видимо, за драматизм.

Такова история выражения «умывать руки». Происхождение теперь не представляется тайной читателю.

Когда люди предпочитают умывать руки?

С происхождением ясно, а смысловые оттенки все еще остаются загадкой. Человек умывает руки и тем самым снимает с себя ответственность, бежит от нее? Не совсем. Для иллюстрации обратимся к примеру.

Незадачливый автомобилист приезжает к механику с извечной жалобой: «Стучит». Тот отвечает: «Посмотрим». И так продолжается несколько раз. После очередного визита механик честно говорит: «Знаете, я умываю руки. Значение фразеологизма приходит мне на ум, как только я вижу вашу машину. А еще я вспоминаю обо всех страстях Христовых разом. Вы уже десятый раз ко мне приходите. Я уже не знаю, что и думать».

Образ измученного неудачливым автомобилистом механика говорит нам: умелец совсем не бежит от ответственности, а наоборот, он делает все, что можно. Но человеческие силы и знания в любой области ограничены. И когда специалист обессилел, он честно сказал клиенту: «Я умываю руки». Значение фразеологизма рассмотрено чуть раньше.

Хорошо ли отказываться от дальнейшей борьбы? Мораль фразеологизма

Здесь могут быть разные ответы, все зависит от ситуации. Мы предлагаем пример, когда умыть руки целесообразно.

Человек сражается уже не первый год с тяжелой болезнью. Все это время его сопровождает один лечащий врач, и тут наступает момент, когда медик говорит родным, что надежды больше нет. Если у них есть другие клиники на примете, то им лучше обратиться туда. Он не знает, что еще можно сделать.

У родных, конечно, горе. Кажется, врач поступил жестоко с ними, отобрав надежду. А может быть, наоборот? Он, образно говоря, сказал им: «Я умываю руки» (значение фразеологизма многим известно) - и не стал вытягивать из них деньги и отбирать у людей время. Они могут распорядиться часами, месяцами, годами жизни больного, как захотят. Может быть, его определят в более дорогую клинику, а может, они всей семьей отправятся путешествовать и проведут отпущенное близкому человеку время с пользой.

Бывает и так, что умывать руки никак нельзя.

Школьник принес домой впервые «двойку» по математике. И родители (конечно, такого не может быть, но все же) сдались без боя и сказали: «Мы умываем руки, живи, как хочешь». Жестоко? О да. Отрадно, что такого не может случиться в реальности. Оценка, даже «двойка», - это не так страшно, поэтому люди не отступают и превращают (при должном усердии и старании ученика) гадкую «двойку» в прекрасную «пятерку».

Тональность выражения

В редких случаях устойчивые, крылатые выражения можно употреблять во время более или менее серьезных встреч. Обратите внимание, врач в примере с тяжелобольным не сказал родственникам напрямую: «Так, я умываю руки» (значение фразеологизма, а также его мораль и оттенки смысла рассмотрены нами уже). Почему он этого не сделал? Потому что если бы такая фраза прозвучала в трагический момент из уст медработника, то обнажила бы бессердечие эскулапа.

Выражение «умываю руки» пригодно к употреблению в кругу хорошо знакомых друг с другом людей (в семье). Отец много сил положил на то, чтобы чадо училось в вузе, но ребенок не желает получать высшее образование. И тогда родитель говорит сыну: «Не хочешь? Не надо! Я умываю руки».

Пилат принимает решение

В Символе веры, который мы читаем постоянно, помимо Иисуса Христа и Девы Марии, упоминается только одна историческая личность - прокуратор Иудеи Понтий Пилат. С одной стороны, имя правителя позволяет точно привязать евангельские события к определенной точке во времени и пространстве, а с другой - именно он принял окончательное решение о распятии Иисуса. Да, Его смерти хотели совсем другие люди - но это было не в их власти. Решение принял Пилат, и так он вошел в историю.

В евангельские времена Палестина находилась под властью Рима, и в 26 году н.э. Понтий Пилат был назначен в Иудею прокуратором, то есть римским наместником. Из многих древних источников мы знаем, что он высокомерно относился к евреям, был жестоким правителем и пролил немало крови. Подотчетен он был, по сути, только императору.

Собственно, главным для Пилата было сохранить расположение начальства, прежде всего, императора. Самое дурное, что могло произойти, - это бунт, который придется подавлять силой римских легионов. Пока всё спокойно, до Рима доходят только благоприятные известия, но если прольется кровь легионеров, Пилата накажут. Поэтому он был заинтересован в сохранении «стабильности» ничуть не меньше иудейской верхушки.

Синедрион, верховный совет иудеев вынес Иисусу смертный приговор, но утвердить и привести его в исполнение мог только Пилат - право утверждения смертных приговоров оставалось за ним. Поэтому Иисуса сразу после суда доставили к римскому наместнику. Но его еще предстояло убедить, ведь это для Синедриона главным было обвинение в богохульстве, а для язычника Пилата всё это богословие не имело никакого значения. Чтобы убедить его в необходимости казни, нужно было доказать: Иисус опасен для Рима как смутьян и мятежник. И тут как-то очень кстати пришлись слова о Царствии, про которое Он говорил буквально в каждой своей проповеди… Если Он хочет установить Свое Царство, так он мечтает свергнуть власть римского императора! Так Иисусу приписали ровно то, о чем мечтали многие в Иудее того времени, возможно, включая Иуду.


Пилат не торопился с решением, сначала ему нужно было допросить Узника. Иоанн так описывает этот допрос: «Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему:
- Ты Царь Иудейский?
Иисус отвечал ему:
- От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?
Пилат отвечал:
- Разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?
Иисус отвечал:
- Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
Пилат сказал Ему:
- Итак Ты Царь?
Иисус отвечал:
- Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Пилат сказал Ему:
- Что есть истина?
И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им:
- Я никакой вины не нахожу в Нем».

В этом разговоре Пилату крайне важно установить истину - он честный судья и не хочет выносить неправедного приговора. Является ли Иисус претендентом на царский трон? Из Его ответов Пилат делает вывод: нет, не является, поэтому не представляет никакой опасности и может быть отпущен. Но Иисус-то говорит о другом… Признать Его Царем может каждый, и это добровольный выбор человека - может быть, и Пилат тоже сделает его? Для Пилата истина - некий установленный факт, а для Иисуса - то, что рождается в личном общении. Он Сам стоит перед Пилатом, он есть Путь, Истина и Жизнь - и Пилат может это принять или отвергнуть. А Пилат этого просто не замечает, он мыслит другими категориями.

А дальше всё было просто. Пилат пытается договориться с иудейскими вождями, чтобы всё-таки отпустить Иисуса. Раз уж не удалось признать Его невиновным, то может быть, удастся амнистировать ради праздника по обычаю? Но толпа (теперь уже вся толпа, а не только вожди) требуют отпустить разбойника Варавву. Тогда Пилат идет еще на одну уловку: он подвергает Иисуса жестокому бичеванию, после которого человек оставался едва живым… но всё-таки живым. Может быть, толпа, увидев Его окровавленным и обессиленным, удовлетворится этим? Можно будет просто отпустить его, а раны от бичей, что ж, они затянутся через несколько недель или месяцев. Но и это не помогло.


Пилат сначала признал Невинного виновным на словах, потом подверг Его наказанию - и вот он уже должен приговорить Его к смерти. Матфей описывает сцену, как Пилат умывает руки и говорит: «Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы». Он принимает решение, но возлагает ответственность за него на толпу, которая это решение подсказала. Толпа, впрочем, не против. Выражение «умыть руки» стало с тех пор крылатым и означает «снять с себя ответственность за происходящее». Но значит ли это, что совесть Пилата чиста? Совершить страшный грех можно по горячему собственному желанию, как первосвященники, из расчета, как Иуда, по настроению, как толпа. Или под давлением обстоятельств. Именно это произошло в случае Пилата, и он ничуть не лучше прочих.

Матфей повествует, как сразу после распятия первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и попросили его выставить стражу у гробницы Иисуса, «чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых». Они, собственно, предчувствовали, что так и повернутся события, - видимо, тоже помнили о пророчествах Иисуса. Пилат ответил: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете». С него было довольно, он не желал больше иметь никакого касательства к этой истории.



Историк Иосиф Флавий рассказывает, как завершилось наместничество Пилата в Иудее. Религиозные споры и возмущения могли происходить не только в Иерусалиме: однажды толпа самарян по какому-то своему поводу собралась на священной для них горе Гаризим, причем многие были с оружием. Всё это выглядело крайне подозрительно. Пилат отправил против них воинов, которые одних перебили, а других разогнали. После этого Пилат приказал казнить «зачинщиков». Знакомый стиль…

Самарянская община не стерпела такого насилия, пожаловалась на Пилата его начальнику, легату Сирии Вителлию, и тот в 36 году сместил Пилата с должности, отправив его в Рим к императору Тиберию для разбирательства. Дальше источники расходятся. Есть апокриф, который утверждает, что Тиберий осудил Пилата на смерть, но это маловероятно. По другим данным, Тиберий умер, пока Пилат добирался до Рима, а как с ним обошелся новый император, Калигула, мы точно не знаем. Церковный историк Евсевий Кесарийский пишет, что его отправили в ссылку, где он покончил жизнь самоубийством. Есть также версия, что его позднее казнил император Нерон… В любом случае, это была довольно заурядная судьба жестокого и циничного римского администратора, чья жизнь зависели от прихоти еще более жестоких и циничных императоров.



Есть, правда, и апокрифы, которые повествуют об обращении Пилата в христианство, в эфиопской церкви он даже был канонизирован - но это, скорее всего, вымысел. К сожалению, мы ничего не знаем даже о судьбе его жены, которая еще во время суда уговаривала мужа не вредить Иисусу, как повествует Матфей. В апокрифах встречаются более подробные рассказы о ее заступничестве перед мужем, говорится о ее обращении в христианство и называется ее имя: Клавдия Прокула. Некоторые отождествляют ее с римлянкой Клавдией, упомянутой во 2-м Послании к Тимофею, но и это не вполне достоверно.

А в истории он так и остался автором одного-единственного приговора, который он так не хотел выносить - и все-таки вынес.

Однако какое отношение отказ от ответственности имеет к мытью рук? В Библии, в книге Второзаконие, говорится о ритуальном омовении рук. Если в то время находили убитого человека, а убийца не был известен, то старейшины ближайшего города должны были принести в жертву корову, не носившую ярма, и омыть руки над ее головой, произнося при этом слова: «Руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; Очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил, и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови».

Однако широко известно выражение «умыть руки» стало благодаря событию, описанному уже не в Ветхом, в Новом Завете. Когда первосвященники и старейшины иудейские захотели казнить Иисуса Христа им пришлось привести Его к римскому наместнику.Иудея тогда находилась под властью Рима, и смертный приговор мог вынести только римский прокуратор Понтий Пилат.

Пилат допросил Иисуса и выслушал обвинения, которые против Него выдвигали. Он понимал, что Иисус ни в чем не виновен, а казнить Его хотят из зависти. К тому же жена Пилата просила не причинять зла Иисусу.

В то время существовал обычай - в праздник Пасхи отпускать на свободу одного заключенного. Понтий Пилат, не желая казнить Иисуса, предложил освободить Его. Но старейшины возбудили народ и требовали, чтобы был отпущен известный разбойник и убийца Варавва, а Иисус распят на кресте. «Какое же зло сделал Он»? – спрашивал Понтий Пилат. Но толпа, подстрекаемая старейшинами, кричала и требовала распять Христа. Пилат увидел, что все его доводы не имеют никакой силы. Тогда он публично решил снять с себя ответственность за осуждение Христа. Он умыл свои руки перед народом и сказал: «Невиновен я в крови праведника Сего; смотрите вы». На что народ иудейский ответил ему: «Кровь Его на нас и на детях наших». После этого, согласно требованию толпы, Пилат освободил Варавву, а Иисуса повелел распять на кресте.